Рекомендации по развитию навыков общения ребенка

Рекомендации по развитию навыков общения ребенка thumbnail

Татьяна Южакова
Рекомендации родителям по формированию коммуникативного поведения и межличностных отношений детей

В формировании коммуникативного поведения и межличностных отношений у детейимеются сходные черты: дефицит познавательной формы общения со взрослым, преобладание среднего уровня сформированности навыков культуры общения, проявление несформированности навыков в общении со сверстниками, риск неблагоприятного развития межличностных отношений в группе сверстников. Предлагаем вниманию разработанные нами рекомендации, соблюдая которые, родители, смогут помочь своему ребенку овладеть необходимыми ему коммуникативными умениями и повысить социальный статус в группе сверстников.

1.Для развития познавательного общения ребенка со взрослым:

• Приобретайте для совместного с ребенком чтения книги познава-тельного содержания;

•Вовлекайте ребенка в разговор на познавательные темы: рассказывайте ему о повадках животных, о машинах, явлениях природы и т. д., старайтесь сделать его полноправным участником беседы, стимулируйте вопросы детей, поощряйте любую познавательную активность, проявление любознательности;

• Отвечайте на все вопросы детей;

• Обсуждайте с ребенком темы, о которых у него уже есть пред-ставления. Опираясь на имеющийся у ребенка опыт, делайте его активным участником беседы.

2. Для развития личностной формы общения:

• Обсуждайте с детьми прочитанные книги о событиях из жизни детей — об их конфликтах, отношениях, поступках, например рассказы Толстого Л. Н., Осеевой В. или сказки, в которых моральная оценка тех или иных качеств и поступков героев выступает особенно ярко;

• Постепенно переводите беседу от книжки к теме, касающейся жизни самого ребенка. При этом покажите ребенку, что в окружающей его жизни, в его отношениях с людьми можно увидеть те же проблемы, что и в прочитанных книгах;

• Обсудите с ребенком темы о людских качествах (о доброте, упрямстве, жадности, о событиях из жизни ребенка;

•Будьте активным участником разговора: высказывайте свое мнение о конфликтах и событиях, участником которых был ребенок, рассказывайте о том, что произошло с вами;

• Постоянно обращайте внимание ребенка на себя,на свою внутреннюю жизнь при помощи вопросов: что ты делаешь сейчас, какое у тебя настроение, почему ты так сказал, сделал и т. д. Тем самым дайте детям возможность заглянуть в себя, попытаться осознать и оценить свои действия.

• Обсуждайте с ребенком произошедшие с ним события, ситуации, свидетелем или участником которых он был. Во время разговора, способствуйте тому, чтобы ребенок осознал свои и чужие действия и поступки.

3. Для формированиянавыков культуры общения со сверстниками:

• Учите ребенка разрешать возникающие конфликты со сверстниками,познакомьте со способами разрешения: попытаться договориться между собой, предложить решение проблемы, которое бы всех устроило, уступить.

• Не оставляйте без внимания проблемы, которые возникают у вашего ребенка в общении со сверстниками. Проявите интерес к тому, как прошел его день в детском саду, с кем и в какую игру он играл. Обсудите возникшие у ребенка в течение дня конфликтные ситуации, попробуйте вместе с ним найти выход из них, возможность избежать их в дальнейшем

• Обратите внимание на то, как ребенок обращается к другим детям, называет ли их по имени;

• Чаще используйте в речи разнообразные вежливые слова и побуждайте ребенка их использовать;

•Познакомьте ребенка с такими правилами общения как: не перебивать говорящего, не мешать другим во время выполнения деятельности, считаться с мнением сверстника, взрослого. Следите за их выполнением.

4. Для того чтобы повысить популярность ребенка среди сверстников,его социальный статус:

• Поддерживайте дружеские, доброжелательные отношения ребенка к детям и сами будьте доброжелательны с детьми, окружающими вашего ребенка;

• Расширяйте круг знакомых сверстников ребенка. Побуждайте его к знакомству во время прогулок, поездок, походов в цирк, театр и т. д. ;

• Учите ребенка приглашать друзей в гости,быть гостеприимным хозяином: разрешать играть своими игрушками, угощать, делать гостю приятные сюрпризы;

• Учите ребенка выражать одобрение поступкам, результатам деятельности других детей, проявлять доброжелательность по отношению к сверстнику, при этом, не забывайте хвалить самого ребенка;

• Обсуждайте с ним причины возникающих конфликтов, способы разрешения, избегания острых ситуаций, повышайте его коммуникативную компетентность.

5.Для повышения чувствительности к партнеру по общению:

• Беседуя или играя с ребенком, развивайте у него способность слышать высказывания другого, видеть его действия и адекватно отвечать на них;

• Наблюдая за играми вашего ребенка с другими детьми, обращайте его внимание на то, что он должен ориентироваться на действия партнера по игре, согласовывать с ним свои действия. Если вы решили поиграть, то обсудите до начала игры, кто из вас какие действия будет выполнять. Во время игры обращайте внимание ребенка на необходимость согласования своих действий с действиями партнера.

• Во время игры или беседы с ребенком поощряйте любое его стремление проявить инициативу, поддерживайте начатый ребенком разговор, помогите ему развить тему общения;

Читайте также:  Игры онлайн для развития ребенка лет

6. Для улучшения межличностных отношенийребенка в группе сверстников:

• Поддерживайте у ребенка интерес к сверстнику и стремление сделать что-то для него (поиграть в любимую игру, сделать подарок, поделиться конфетой);

• Развивайте способность уступать,помогать окружающим людям: взрослым и детям. На личном примере покажите ребенку, какое удовлетворение, радость можно испытать, делая что-то хорошее для другого человека.

7. Для решения проблем в межличностных отношениях,и повышения социального статуса ребенка в группе сверстников:

• Для преодоления тенденции отчужденного отношения к сверстнику помогите ребенку увидеть в сверстниках не конкурентов, а близких и связанных с ним людей. Для этого предложите ему игру «Комплименты», в которой каждый из вас должен сказать о знакомых детях как можно больше хорошего;

• Объясните ребенку, что у каждого взрослого человека и ребенка есть свои интересы и желания, с которыми необходимо считаться;

• Сделайте подарки детям, которым симпатизирует ребенок, пригласите их в гости. Учите ребенка быть гостеприимным, прислушиваться к желаниям гостя. Организуйте совместную продуктивную деятельность детей, в которой им нужно согласовывать свои действия, договариваться.

• Для преодоления конфликтности в отношениях детей, в беседах с ребенком, чаще обсуждайте события, произошедшие с ним за день. Поинтересуйтесь, как в этот день развивались его отношения с детьми? Обсудите, какие конфликты и по чьей вине возникли, чем закончились.

• Побуждайте его к оцениванию своих и чужих действий и поступков, при этом акцентируйте внимание ребенка на том, кто из детей правильно вел себя в сложившейся ситуации;

• Не давайте ребенку готовых решений, старайтесь, что бы он сам, путем рассуждений осмыслил свои поступки и поступки товарищей.

• Поощряйте проявления доброжелательности, отзывчивости по от-ношению к сверстникам, желание помочь, уступить другому ребенку, учите находить выход из конфликтной ситуации;

• Для того чтобы преодолеть отчужденное отношение ребенка к сверстникам, выражающееся в замкнутости, избегании общения с детьми или в агрессивном, враждебном отношении к сверстникам, следует привлекать внимание ребенка к другим детям, учить ребенка общаться с ними;

• Предложите ребенку пригласить в гости кого-нибудь из сверстников, организуйте совместные игры, в которых внимание к другому является необходимым условием игры, продуктивную деятельность.Например: выкладывание общей картины из мозаики, рисование домика и сочинение сказки. При этом исключите всякое сравнение детей, конкуренцию и соревновательность;

• Создавайте и чаще используйте такие ситуации, в которых дети могли бы испытать совместные переживания, радость, грусть. Дайте ребенку возможность открыть другого человека не как соперника и конкурента, а как самоценную и значимую личность, со своими, и в тоже время его радостями и трудностями.

8. Для формированиянавыков культуры в общении со взрослыми и сверстниками:

• Учите детей называть взрослых по имени и отчеству, обращаться к сверстникам по имени;

• Используйте в речи разнообразные вежливые слова и побуждайте ребенка их использовать;

• Покажите свое неодобрение, если ребенок повысил голос в разговоре, настаивая на своем. Не пускайтесь в длительные споры с ребенком, спокойно скажите, что не измените своего решения, если чувствуете в этом необходимость.

• Учите ребенка уступать детям и взрослым, проявлять внимание, предлагать свою помощь. Для этого отмечайте похвалой те случаи, когда ребенок уступил, проявил великодушие, помог по собственной инициативе;

• Учите внимательному отношению к окружающим: замечать настроение, проявлять сочувствие;

•Познакомьте ребенка с такими правилами общения как: не перебивать говорящего, не мешать другим во время выполнения деятельности, считаться с мнением сверстника, взрослого. Следите за их выполнением.

Источник

Рекомендации воспитателям по развитию коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста

Особенности общения ребенка среднего дошкольного возраста

     Психологические исследования показали, что общение дошкольника со взрослым имеет ряд специфических черт.

     Во-первых, дошкольник часто общается со взрослым ситуативно: в одной ситуации — это один ребенок и одни формы поведения, в другой ситуации тот же ребенок резко меняется. Он по-другому двигается, по-другому разговаривает.

   Во-вторых, несмотря на ситуативность, у ребенка-дошкольника вырабатывается определенный стиль поведения с разными взрослыми. Третья особенность общения дошкольника со взрослым касается того, что оно постепенно начинает носить деловой (содержательный) характер.

     Основные направления развития начальных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста: 

►Развитие внимания, интереса к партнеру по общению; 

►Развитие умения входить в контакт, вести диалог; 

►Развитие навыков невербального общения; 

►Развитие навыков взаимодействия детей в группе; 

►Преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт.

Примеры игр на развитие внимания, интереса к партнеру по общению

«Кто говорит?»

Читайте также:  У ребенка отсталость в развитии

Цель: развитие внимания к партнеру, слуховое восприятие. Дети стоят в полукруге. Один ребенок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребенок узнал, занимает его место.

«Комплименты»

Цель: развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам. Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, предают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

Игры на умение входить в контакт, вести диалог

«Вопрос — ответ»

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера. Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. (например: «Какое у тебя настроение?» — «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» — «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» — «Выжигалы» и т.д.).

«Разговор по телефону»

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему. Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).

Игры на телесный контакт
«Возьмемся за руки, друзья»

Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека. Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребенку, стоящему рядом. И только после того, как ребенок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдает соседу. Постепенно круг замыкается.

«Рисунок на спине»

Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ. Дети разбиваются на пары. Один ребенок встает первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнера образ (домик, солнышко, елку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнер должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.

Игры на развитие невербального общения

«Как говорят части тела» Цель: учить невербальными способам общения. Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи: — как говорят плечи «Я не знаю»; — как говорит палец «Иди сюда»; — как ноги капризного ребенка требуют «Я хочу!», «Дай мне!»; — как говорит голова «Да» и «Нет»; — как говорит рука «Садись!», «Повернитесь!», «До свидания». Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

«Зоопарк»

Цель: развитие невербальных способов общения. Каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

«Удержи предмет»

Цель: развивать способность к согласованности действий с партнером. Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.

«Змея»

Цель: развивать навыки группового взаимодействия. Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи (или за талию). Первый ребенок — «голова змеи», последний — «хвост змеи». «Голова Змеи» пытается поймать «хвост», а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз «головой» становится тот ребенок, который изображал «хвост» и не дал себя поймать. Если же «голова змеи» его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.
 
Педагог-психолог                      Ю.В.Митковская
 

Рекомендации для воспитателей по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

 
1.  Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (прощания,приветствия, благодарности), то ем можно подсказать в стихотворной форме: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова теплого… (спасибо)». «Миша, ты что-то забыл сказать, а во Франции и Дании на прощание говорят… (до свидания)», «Но давно уже от … (имя ребенка) я не слышу слова… (здравствуйте), а слово-то какое, очень дорогое».

2.  Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям следующие упражнения.

• «Как можно нас называть по-разному?» Выбирается ведущий. Он становится в круг. Остальные дети, представляя, что они это — его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.

Читайте также:  Дискуссии о художественном развитии ребенка

• «Улыбка» — дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.

• «Комплимент»- дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. («Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье…»). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное слово».

3 Для поддержания желания и совершенствования умения выражать своё настроение:

Предложите детям завести «Дневник настроения». В нем ребенок сможет изобразить явления природы, предметы, которые будут характеризовать его настроение. В конце недели можно поиграть с детьми в игру «Волшебные мешочки». В один из них предложить детям сложить плохое настроение, в другой — хорошее, до этого необходимо посмотреть в дневник и посчитать, сколько раз ребенок был в хорошем (радостном, веселом) и плохом (грустном, печальном) настроении.

4.Предложите детям игры и упражнения из цикла « Я и мои эмоции». ·«Лица»- дети рисуют на листе бумаги лица с различными выражениями настроения: веселое, хмурое…;

·Мимическая гимнастика — дети хмурятся, как осенняя туча, как рассерженный человек; улыбаются, как солнце, как хитрая лиса; пугаются, как заяц, увидевший волка; злятся, как ребенок, у которого отняли мороженое;

·«Маски» один ребенок изображает настроение при помощи мимики, а остальные дети определяют, удалось ли изобразить маску;

·«Глаза в глаза» — дети разбиваются на пары и, глядя друг другу в глаза, молча, передают разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай вместе играть!», «Я не хочу с тобой дружить»;

·«Как ты себя сегодня чувствуешь?»— ребенок выбирает из предложенных карточек, изображающих различное настроение, ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение его мамы, папы…

5. Для совершенствования у детей умения общаться без слов сначала дайте им распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предложите игры:
·  «Угадай» — один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;

· «Походки» — один ребенок изображает походку кого-либо (человека, животного, птицы и т.д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит; «Иностранец» — один ребенок, изображая иностранца, с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;

·«Расскажи стихи без слов», «Изобрази пословицу».

6. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова предложите детям: ·изобразить, как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга. Золушка и другие сказочные персонажи; ·         произнести знакомое четверостишие — шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.

7.      Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения предложите им:

·        участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);

·        сюжетные творческие игры, с повторением сцен — ребенок играет  сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);

·        разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу;

·        следующие упражнения, игры:

«Опиши друга»- двое детей становятся спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду другого, а затем выясняется, кто оказался точнее;

«Подари подарок другу» — при помощи мимики и жестов дети изображают подарок и дарят его друг другу;

«Царевна-Несмеяна» — дети пытаются развеселить одного ребенка разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру…;

«Сравнения» — дети сравнивают себя с какими-то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослым обсуждают, почемуони выбрали такое сравнение;

«Волшебный магазин» — взрослый предлагает детям купить что-нибудьсвоим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.

8.      Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации проанализируйте с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используйте аналогичное поведение известных детям сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому жестоко, то его поведение можно сравнить с поведением «Карабаса-Барабаса», «Бармалея» и т.д.

9.      Для закрепления коммуникативных умений у детей предложите детям такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.
 
 

Источник