Рекомендации по развитию личности ребенка

Рекомендации по развитию личности ребенка thumbnail

Воспитание личности ребенка – это формирование у него таких качеств, как уверенность в себе, чувство собственного достоинства, сильный характер, высокая нравственность. Этот процесс нельзя организовать по какому-либо четкому плану, так как воспитание характера ребенка происходит на протяжении всего периода детства, и в нем участвуют не только родители, но и другие члены семьи. Тем не менее, родителям необходимо знать о принципах воспитания личности ребенка и уделять время формированию в нем положительных качеств.

Как воспитать уверенного ребенка

Воспитание и развитие личности ребенка

Как должно происходить воспитание личности ребенка? Рассмотрим основные принципы, которых следует придерживаться родителям, чтобы их ребенок вырос самодостаточной личностью.

Принятие. Характер ребенка начинает проявляться уже в младшем дошкольном возрасте. Важно понимать, что каждый ребенок индивидуален, и многое в его поведении зависит от особенностей темперамента. Если родителям хочется видеть своего малыша активным и бойким, а он любит спокойную деятельность, не стоит пытаться переделать ребенка, заставляя его заниматься тем, что ему не нравится. С ранних лет нужно принимать его таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми и уж тем более со своими представлениями о том, каким должен быть хороший ребенок.

Терпение. Родителям следует внимательно наблюдать за малышом и мягко корректировать его характер, но делать это нужно деликатно. Если в его поведении наблюдаются какие-либо отрицательные качества, это вовсе не повод для паники. В ранние годы любой ребенок может быть капризным, упрямым и непослушным. Подобные качества проявляются в переходные периоды развития ребенка и являются временным явлением. Воспитательные приемы, необходимые в такие периоды – мягкое и ненавязчивое внушение, объяснение. Конечно, это потребует от родителей огромного терпения, зато принесет куда лучшие результаты в воспитании личности ребенка, нежели одни запреты и наказания.

Личный пример. С самых ранних лет дети копируют поведение родителей – это естественный процесс, который играет решающую роль в воспитании характера ребенка. Поэтому родителям важно не просто объяснять малышу, что хорошо, а что плохо, но и следить, чтобы их собственное поведение соответствовало этим правилам. Как воспитать ребенка добрым и терпимым, если постоянно проявлять по отношению к нему агрессию или раздражение? Не стоит требовать от ребенка проявления тех качеств, которых нет у вас самих.

Комфортный климат в семье. Гармоничная личность может сформироваться только в соответствующей атмосфере. Воспитание личности ребенка должно проходить в условиях нормального психологического климата. В семейном кругу он должен чувствовать спокойствие и поддержку. Если в семье часто происходят конфликты, ребенок вырастет закрытым и недоверчивым к миру, и многие положительные качества его характера будут подавлены.

Развитие самостоятельности. Деятельность ребенка следует организовывать так, чтобы он учился выбирать игры и занятия для себя самостоятельно. Роль родителей должна быть направляющей: следует подсказывать ребенку идеи для игр, заниматься с ним какой-нибудь совместной деятельностью, но при этом давать ему возможности для самовыражения, позволяя делать то, что нравится. Также важно с ранних лет поощрять любую инициативу ребенка, когда он хочет научиться делать что-то сам. Мелкие поручения и дела по дому постепенно вырабатывают в нем ответственность и чувство собственной значимости.

Как развивать в ребенке определенные качества?

Воспитание характера ребенка включает формирование и развитие у него конкретных качеств. Лучшим способом для этого также является личный пример. Но родителям следует взять на вооружение и другие приемы. Они зависят от того, какое качество они хотят привить или усилить в характере ребенка.

Как воспитать ребенка добрым? Воспитывать в ребенке доброту нужно с малых лет. Следует терпеливо объяснять ему, как нужно правильно поступать в различных ситуациях и почему важно проявлять доброту и сострадание. Очень хорошим методом воспитания в ребенке доброты, чуткости и способности к состраданию является чтение сказок. Они помогают малышу понять, что такое добро и зло. Лучше всего не просто читать малышу сказки, но и обсуждать с ним положительных и отрицательных персонажей, одновременно поясняя, почему добро всегда побеждает, а зло получает по заслугам.

Как воспитать уверенного ребенка? Чтобы выработать у ребенка уверенность в себе и своих силах, родителям следует использовать позитивную оценку. Важно прислушиваться к его мнению, а также всегда хвалить за проделанную работу, усвоенные знания и любые другие успехи. Не следует слишком перегружать ребенка, заставляя его заниматься всем и сразу – танцы, спорт, музыка, иностранные языки… Лучше предоставить ему право выбора заниматься тем, что ему интересно. Как воспитать уверенного ребенка, если малыш растет тихим и застенчивым? Во-первых, нужно принять эти особенности его характера, а во-вторых – организовывать деятельность ребенка в соответствии с ними. Если ребенку нравятся спокойные игры и занятия, в этом нет ничего страшного. Чувство уверенности может и не проявляться в виде громкой речи, общительности и активности, но ребенок все равно научится чувствовать уверенность в своих силах, если вы будете показывать ему свою безусловную любовь, которая не зависит от того, соответствует ли он вашим личным ожиданиям или нет.

Как воспитать ребенка лидером? Чтобы развить в ребенке лидерские качества, родителям рекомендуется прививать ему интерес к соревновательной деятельности, а также активно развивать социальные навыки ребенка и уверенность в себе. Если же он не стремится быть первым всегда и во всем и не проявляет лидерских качеств при общении со сверстниками, воспитание и развитие личности ребенка должно проходить по тем же правилам, но с учетом индивидуальных особенностей его характера. Многие родители, которые озабочены вопросом, как воспитать ребенка лидером, забывают об этом и демонстрируют свое разочарование, если не видят у него проявления способностей к лидерству. Ребенок обязательно почувствует его, а это негативно повлияет на самооценку. Позволяйте ему развивать те качества, которые даны природой, а также самостоятельно решать, с кем дружить и как строить отношения с ровесниками.

Источник

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrowПсихология arrow Влияние семейного воспитания на развитие и формирование личности ребёнка

< Предыдущая

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Следующая >

Перейти к загрузке файла

Главное назначение семьи — воспитание детей. И прежде чем воспитывать детей надо «воспитывать родителей». «Воспитание родителей» — международный термин, под которым понимается помощь и рекомендации родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций. Консультации, инструкции, советы и рекомендации нужны не только родителям детей неблагополучных групп, но благополучным семьям — растущие потребности общества предъявляют к семье всё новые требования. При этом считается, что воспитание родителей имеет две основные задачи: «накопление педагогических знаний, необходимых родителям для воспитания детей, и самовоспитание родителей».

Приведём черты характера, которые должны быть присущи родителям, для успешного воспитания детей:

  • 1) терпение — чувство, которое нужно родителям на первых годах жизни их детей, при этом важно здоровье психики и тела не только детей, но и родителей;
  • 2) альтруизм — чувство, которое несёт в себе бескорыстные взаимоотношения детей и родителей (любовь матери). Очень часто ставится знак равенства между материнством и альтруизмом. Но очень часто альтруизм и материнство не являются синонимами, что очень печально констатировать. Важно понимать, что полноценному альтруисту не столь важно награда за его действия, сколько просто простая человеческая благодарность;
  • 3) честность — для того чтобы быть честным, достаточно быть хотя бы по началу честным к себе и к своим действиям, но это довольно не просто. Но в современном мире быть честным не так уж и просто, это нужно осознавать и понять, что вашему ребёнку придётся не сладко. Поэтому, убирайте от себя все проявления самообмана. А ещё, давая некие обещания своим детям, лучше их всё же сдерживать;
  • 4) искренность — не путайте с честностью, с близким, но не одним и тем же понятием, ведь честность это духовная сторона, а искренность — душевная. Поймите для себя, хорошая честность — сердечная честность и это важно в отношениях с вашим чадом. Такова природа, что дети чувствую ложь и не искренность сразу и начинают по просу отдаляться от родителей;
  • 5) ненавязчивость — те люди, которым это чувство присуще забирают у своих детей свободу действий, что не понравилось бы даже и взрослому человеку, не говоря про ранимый детский разум. По опыту жизни, наиболее лучшим вариантом будет не бросаться в какие-то крайности и не быть безразличными, и найти некую золотую серединку, но без фанатизма;
  • 6) уверенность в себе — после выбора подходящей для вас и вашей семьи методики воспитания своих детей, остерегайтесь, что в вашей жизни найдется довольно много недоброжелателей, которые будут ставить вам палки в колёса и переубеждать в правильности и эффективности выбранного вами пути. Помните, если вы для себя решили чётко что-либо, то не нужно никаких сомнений и неуверенности в своих решениях;
  • 7) гибкость психологии — то чувство, которого иногда так не хватает даже самым хорошим и безумно любящим своих детей родителям. Если просто следовать некому набору правил и инструкций, то в итоге ни к чему хорошему вы не придете, получится воспитание «среднего ребёнка» и от этого толку мало и нет вообще необходимости. Для того чтобы такого не случилось и нужно применять психологическую гибкость в своих решениях и поступках по отношению к своим детям;
  • 8) любознательность — воспитание детей должно быть не скучным и грустным, а даже более насыщенным и интересным для родителей и самих детей. Ведь в жизни без интереса, к какому либо делу или занятию ничего получаться особо и не будет, поэтому нужно отбросить от себя чувство необходимости и привить чувство интереса, тогда методика воспитания станет в разы приятнее и эффективнее;
  • 9) чувство юмора — у каждого из родителей в той или иной мере должно присутствовать это чувство. Ведь тем детям, у которых в свое время в детстве не было всякого рода увеселительных и юмористических моментов, можно посочувствовать, и, как правило, всё это может вызвать негативные и неприятные последствия в процессе жизни детей.

Рекомендации родителям по развитию и формированию личности ребёнка

  • 1) принимать ребёнка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему;
  • 2) стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведёт себя так, а не иначе;
  • 3) внушать ребёнку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать;
  • 4) не пытаться «лепить» своего ребёнка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нём личность, а не объект воспитания;
  • 5) чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребёнка;
  • 6) помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

Нельзя:

  • 1) рассчитывать на то, что ваш ребёнок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный;
  • 2) ждать от ребёнка благодарности за то, что вы его родили и выкормили;
  • 3) использовать ребёнка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей;
  • 4) рассчитывать на то, что ваш ребёнок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь;
  • 5) относиться к ребёнку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

 

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Следующая >

 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее

Источник

Рекомендации по развитию ребенка в семье

Проблемы воспитания детей в семье в XXI веке настоятельно подвигают нас к анализу и осмыслению всего того, что наработано в прошлом опыте, и выбору всего значимого и позитивного для современного поколения, а значит, и для общества в целом. Однако этот традиционный опыт начнет продуктивно работать только в том случае, если мы адаптируем его к современной обстановке и подкрепим теми новациями, которые будут соответствовать потребностям как личности, так и общества.

Вопросы воспитания детей в семье сложны и многообразны. Здесь недопустимы стандарт, универсальные рецепты, шаблон. От родителей требуется большие познания, вдумчивость, умение применять индивидуальный подход к ребенку.

Памятка-рекомендация родителям.

1. Если вы желаете здоровья своим детям, необходимо перестроить уклад семьи на принципах здорового образа жизни:

а) жить в определенном режиме труда, отдыха, питания, а именно: стремится своевременно ложиться спать и вставать, полноценно и рационно завтракать, обедать, а ужинать не позднее 19 часов. В рационе должна преобладать растительная и белковая еда с минимум сладостей и животных жиров, ограничением острых и солевых приправ;

б) начинать день с утренней физзарядки протяженностью не менее 30 минут, желательно на свежем воздухе с использованием пробежки и элементов гимнастики. После зарядки – душ, который нужно завершать обливанием холодной водой. Перед сном обливание повторить. Доказано, что двухразовое обливание дает большой импульс иммунной системе, причем многократно возрастает противодействие не только простуде, но и патологии мускульного, опорной системы, даже онкопатологии и болезней сердечно-сосудистой системы;

в) бросить курить, объясняя своим детям, что это форма самоубийства. Ограничить употребление алкоголя, исключив в присутствии детей его употребление вообще.

г) оставить за порогом своего дома недовольство ценами, правительством, руководителями и подчиненными, неудачами и плохим самочувствием. Все это невольно передается и членам вашей семьи. Происходит постепенно нагромождение стрессовой энергии, которая постепенно разрушает нервную систему, нарушает работу всех других систем организма, снижает его защитные функции, ведет к заболеваниям;

д) не становитесь рабами телевизора, особенно в выходные дни. Найдите время для общения с природой – в парке, за городом, на даче. Это поможет восстановить нервную энергию, истраченную за неделю, повысить иммунитет, укрепить здоровье.

е) очень хорошо, если вы в свободное время увлекаетесь одним из видов спорта – бегом, футболом, теннисом, плаванием.

2. Если вы желаете видеть своего ребенка трудолюбивым, придерживайтесь таким правил:

а) никогда не лишайте своих детей участия в семейном труде, какой бы квалификации и умения он ни требовал. Это не только воспитывает необходимые в будущей семейной жизни навыки, но и формирует привычку, потребность все время делать что-то для семьи, является залогом семейного благополучия.

б) никогда не проявляйте непочтение, не говорите плохо о поступках членов вашей семьи, морально поощряйте трудовые усилия каждого.

в) никогда не делите в семье труд на «мужской» и «женский». Любое дело должно выполняться качественно. В этом залог воспитания чувства долга относительно любого труда.

3. Если вы хотите видеть своих детей способными создать крепкую семью, быть в ней счастливыми, то:

а) будьте выдержанные и спокойные в семейном кругу, сохраняйте доброжелательный, интеллигентный тон общения;

б) уделяйте своим детям максимум внимания в свободное от работы время, интересуйтесь всеми их делами, сопереживайте вместе с ними, создавайте атмосферу абсолютного единства в семье;

в) с подчеркнутым уважением относитесь к жене (мужу). Избегайте ссор, конфликтов, скандалов, даже критики в адрес жены (мужа) в присутствии детей.

4. Если вы хотите видеть своих детей не закомплексованными в общении, культурными, то:

а) не жалейте времени, а по возможности и средств для совместного культурного отдыха со своими детьми. Посещения театра, художественной выставки, концерта, ставшие системой, будут иметь чудесный эффект для культурного роста вашего ребенка. Человек богатый – прежде всего в своей эмоциональной сфере;

б) находите время читать сами и приобщайтесь к миру книжной премудрости детей;

в) было бы очень неплохо, если бы вы смогли привить своему ребенку одно, но очень интересное хобби, которое было бы связано с искусством или духовной культурой. Длительное и серьезное увлечение в сфере интересного и прекрасного воспитывает в характере стойкую потребность в красоте, творчестве, эстетике, вырабатывает хороший вкус, не говоря уже о том, что заинтересованность вызывает стойкий иммунитет против влияния негативных обстоятельств окружения;

5. Если вы не желаете видеть своих детей беспринципными, циничными, отравляющим жизнь себе и другим, вам и окружающим, то не разрешайте себе заниматься в присутствии детей сплетнями, критикой по адресу своих родственников, знакомых, клиентов, учителей и т.д. У ребенка возникает подсознательное, а поэтому очень устойчивое убеждение, что мир состоит из подлецов. Нигилизм и двуличность войдут в плоть и кровь ваших детей, и этого они никогда не смогут спрятать от окружающих и будут лишены любви и поддержки, доверия и дружбы, потому что приобретут репутацию желчных и неприятных людей, а в итоге – людей несчастливых;

6. И наконец, вы желаете, чтобы ваш ребенок вырос добрым, внимательным, милосердным, готовым поддержать вас в старости. Чтобы на склоне лет вам не довелось горько разочароваться и остаться брошенным, одиноким, нужно уделить вам самим максимум внимания и уважения к собственным родителям, особенно в период болезней, не оставлять их без опеки и помощи, как можно чаще украшать их одиночество своим присутствием, лаской, жертвуя при этом, возможно, частью своего комфорта и денег. Делайте это вместе с вашими детьми. Воспитанные на примере постоянной заботы о старости, они обязательно будут милосердными и к вам в сложное для вас время. Душевные усилия, потраченные на любовь и заботу, вернуться к вам.

Таким образом, вся система воспитания детей в семье должна строиться на двух принципах:

  1. Ваш собственный стиль и поведение должны отвечать вашему стремлению хорошо воспитать своих детей.

  2. Вы должны обеспечить соответствующие условия, при которых различные виды полезной деятельности постепенно сформируют личность вашего ребенка.

Итак, в процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить. Основные виды деятельности детей и подростков – игра, учение и труд.

Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Для нее характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и необходимость применять полученные знания на практике. Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира личности, определяет готовность много и успешно трудиться.

Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник – потребности. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения.

Активность самого человека – непременное условие развития его способностей и дарований, достижения успеха. Какие бы прекрасные воспитатели ни опекали ребенка, без собственного труда он мало чего достигнет.

Активность личности, как и деятельность, имеет избирательный характер. Развитие личности происходит под воздействием не любых, не всяких влияний, а главным образом тех из них, которые выражают потребности самого человека, обращены к его личности, опираются на его собственное отношение к действительности.

Активность личности не только предпосылка, но и результат развития. Воспитание достигает цели, когда ему удается сформировать общественно активную, инициативную, творческую личность, приносящую радость себе и людям. Разумная, выверенная организация деятельности школьника в семье обеспечивает активность во всех ее проявлениях. Ставить подрастающего человека в позицию активного деятеля, вооружать его такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возможности – таковы функции воспитателя, разумно направляющего процесс развития личности.

Обратим внимание на необходимость активного привлечения родителей к самодиагностике семейного воспитания. Определить уровень родительского мастерства можно, отвечая на анкету С. Т. Швицкого. Ценность ее заключается хотя бы в том, что она дает возможность увидеть сильные и слабые места в воспитательном процессе в семье.

Знаете ли вы своего ребенка?

  1. Психологические данные

  1. Подвижен ребенок или нет (инертен)?

  2. Настойчив или пассивен во взаимоотношениях с окружающими?

  3. Как развита воля? В чем она проявляется?

  4. Разговорчив или замкнут?

  5. Ленив или нет? В чем это проявляется?

  6. Какова память?

  7. Как реагирует на обиды?

  8. Проявляется ли озлобленность?

  9. Замечается ли двуличие или лицемерие? В чем именно?

  10. Капризен ли? В каких случаях?

  11. Драчливость? Чем вызывается?

  12. Имеет ли стремление к самостоятельности?

  13. Проявляет л потребительское отношение к родителям?

  14. Кого уважает и за что?

  15. Замечается ли невыдержанность? В чем именно?

  16. Замечается ли раздражительность? Как проявляется?

  17. Упрямство? В чем выражается?

  1. Гигиена

  1. Аккуратность (примеры).

  2. Как поднимается с постели?

  3. Умывание (его способ и отношение к нему).

  4. Когда ложится спать?

  5. Отношение к одежде, обуви и ко всем вещам вообще.

  6. Еда. Что любит и не любит? Когда ест и сколько раз в день?

  1. Игра

  1. Играет ли дома?

  2. Играет один (одна) или с сестрами, братьями, с товарищами?

  3. Какие игры, игрушки имеет? Есть ли место для игр, уголок?

  4. Какие игры и развлечения больше всего любит?

  1. Физический труд

  1. Несет ли какие-либо обязанности дома? Какие?

  2. Понимает ли необходимость труда?

  3. Какой труд больше любит? Чем это объясняется?

  4. Чем занимается, когда бывает дома?

  5. Какую профессию хочет выбрать в будущем?

  1. Социальная жизнь

  1. Как относится к товарищам?

  2. Как относится к соседям, знакомым родителей?

  3. Много ли времени проводит вне дома? Где бывает, что делает?

  4. Много ли времени проводит дома? Что обычно делает?

  5. В каких общественных организациях участвует (активно, неактивно, по принуждению)?

  1. Умственная и эстетическая жизнь

  1. Любит ли читать книги? Сколько времени тратит на это занятие в день?

  2. Чем увлекается ребенок, что его особенно интересует? Любознателен ли? Примеры.

  3. Как относится к школе? В чем проявляется это отношение?

  4. Как реагирует на наказание и поощрение? Укажите конкретно, какие и как они на него действуют.

  5. Кто в семье пользуется авторитетом у ребенка? В чем это проявляется?

  6. Хорошая ли память у ребенка? Какой вид памяти больше развит (двигательная, эмоциональная, логическая, произвольная, непроизвольная)?

  7. Любит ли петь, играть на музыкальных инструментах, слушать музыку?

  8. Охотно ли выполняет уроки и по каким предметам?

  9. Любит ли пересказывать увиденное и услышанное? Что именно?

Данная анкета имеет ряд положительных сторон:

1. Знания о ребенке позволят родителям построить совместную со школой программу действий по развитию школьника.

2. Неоднократное проведение такого анкетирования, позволит родителям увидеть развитие своего ребенка и сделать корректировку своих действий.

Воспитание детей в семье требует самого серьезного отношения, но в то же время самого простого и искреннего.

Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Главное и основное правило, которое нужно учитывать при воспитании ребенка — это последовательность в разностороннем развитии личности ребенка и демократичность в отношениях с ним.

Источник