Рекомендации по развитию личности ребенка
Воспитание личности ребенка – это формирование у него таких качеств, как уверенность в себе, чувство собственного достоинства, сильный характер, высокая нравственность. Этот процесс нельзя организовать по какому-либо четкому плану, так как воспитание характера ребенка происходит на протяжении всего периода детства, и в нем участвуют не только родители, но и другие члены семьи. Тем не менее, родителям необходимо знать о принципах воспитания личности ребенка и уделять время формированию в нем положительных качеств.
Воспитание и развитие личности ребенка
Как должно происходить воспитание личности ребенка? Рассмотрим основные принципы, которых следует придерживаться родителям, чтобы их ребенок вырос самодостаточной личностью.
Принятие. Характер ребенка начинает проявляться уже в младшем дошкольном возрасте. Важно понимать, что каждый ребенок индивидуален, и многое в его поведении зависит от особенностей темперамента. Если родителям хочется видеть своего малыша активным и бойким, а он любит спокойную деятельность, не стоит пытаться переделать ребенка, заставляя его заниматься тем, что ему не нравится. С ранних лет нужно принимать его таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми и уж тем более со своими представлениями о том, каким должен быть хороший ребенок.
Терпение. Родителям следует внимательно наблюдать за малышом и мягко корректировать его характер, но делать это нужно деликатно. Если в его поведении наблюдаются какие-либо отрицательные качества, это вовсе не повод для паники. В ранние годы любой ребенок может быть капризным, упрямым и непослушным. Подобные качества проявляются в переходные периоды развития ребенка и являются временным явлением. Воспитательные приемы, необходимые в такие периоды – мягкое и ненавязчивое внушение, объяснение. Конечно, это потребует от родителей огромного терпения, зато принесет куда лучшие результаты в воспитании личности ребенка, нежели одни запреты и наказания.
Личный пример. С самых ранних лет дети копируют поведение родителей – это естественный процесс, который играет решающую роль в воспитании характера ребенка. Поэтому родителям важно не просто объяснять малышу, что хорошо, а что плохо, но и следить, чтобы их собственное поведение соответствовало этим правилам. Как воспитать ребенка добрым и терпимым, если постоянно проявлять по отношению к нему агрессию или раздражение? Не стоит требовать от ребенка проявления тех качеств, которых нет у вас самих.
Комфортный климат в семье. Гармоничная личность может сформироваться только в соответствующей атмосфере. Воспитание личности ребенка должно проходить в условиях нормального психологического климата. В семейном кругу он должен чувствовать спокойствие и поддержку. Если в семье часто происходят конфликты, ребенок вырастет закрытым и недоверчивым к миру, и многие положительные качества его характера будут подавлены.
Развитие самостоятельности. Деятельность ребенка следует организовывать так, чтобы он учился выбирать игры и занятия для себя самостоятельно. Роль родителей должна быть направляющей: следует подсказывать ребенку идеи для игр, заниматься с ним какой-нибудь совместной деятельностью, но при этом давать ему возможности для самовыражения, позволяя делать то, что нравится. Также важно с ранних лет поощрять любую инициативу ребенка, когда он хочет научиться делать что-то сам. Мелкие поручения и дела по дому постепенно вырабатывают в нем ответственность и чувство собственной значимости.
Как развивать в ребенке определенные качества?
Воспитание характера ребенка включает формирование и развитие у него конкретных качеств. Лучшим способом для этого также является личный пример. Но родителям следует взять на вооружение и другие приемы. Они зависят от того, какое качество они хотят привить или усилить в характере ребенка.
Как воспитать ребенка добрым? Воспитывать в ребенке доброту нужно с малых лет. Следует терпеливо объяснять ему, как нужно правильно поступать в различных ситуациях и почему важно проявлять доброту и сострадание. Очень хорошим методом воспитания в ребенке доброты, чуткости и способности к состраданию является чтение сказок. Они помогают малышу понять, что такое добро и зло. Лучше всего не просто читать малышу сказки, но и обсуждать с ним положительных и отрицательных персонажей, одновременно поясняя, почему добро всегда побеждает, а зло получает по заслугам.
Как воспитать уверенного ребенка? Чтобы выработать у ребенка уверенность в себе и своих силах, родителям следует использовать позитивную оценку. Важно прислушиваться к его мнению, а также всегда хвалить за проделанную работу, усвоенные знания и любые другие успехи. Не следует слишком перегружать ребенка, заставляя его заниматься всем и сразу – танцы, спорт, музыка, иностранные языки… Лучше предоставить ему право выбора заниматься тем, что ему интересно. Как воспитать уверенного ребенка, если малыш растет тихим и застенчивым? Во-первых, нужно принять эти особенности его характера, а во-вторых – организовывать деятельность ребенка в соответствии с ними. Если ребенку нравятся спокойные игры и занятия, в этом нет ничего страшного. Чувство уверенности может и не проявляться в виде громкой речи, общительности и активности, но ребенок все равно научится чувствовать уверенность в своих силах, если вы будете показывать ему свою безусловную любовь, которая не зависит от того, соответствует ли он вашим личным ожиданиям или нет.
Как воспитать ребенка лидером? Чтобы развить в ребенке лидерские качества, родителям рекомендуется прививать ему интерес к соревновательной деятельности, а также активно развивать социальные навыки ребенка и уверенность в себе. Если же он не стремится быть первым всегда и во всем и не проявляет лидерских качеств при общении со сверстниками, воспитание и развитие личности ребенка должно проходить по тем же правилам, но с учетом индивидуальных особенностей его характера. Многие родители, которые озабочены вопросом, как воспитать ребенка лидером, забывают об этом и демонстрируют свое разочарование, если не видят у него проявления способностей к лидерству. Ребенок обязательно почувствует его, а это негативно повлияет на самооценку. Позволяйте ему развивать те качества, которые даны природой, а также самостоятельно решать, с кем дружить и как строить отношения с ровесниками.
Источник
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник
Рекомендации по развитию ребенка в семье
Проблемы воспитания детей в семье в XXI веке настоятельно подвигают нас к анализу и осмыслению всего того, что наработано в прошлом опыте, и выбору всего значимого и позитивного для современного поколения, а значит, и для общества в целом. Однако этот традиционный опыт начнет продуктивно работать только в том случае, если мы адаптируем его к современной обстановке и подкрепим теми новациями, которые будут соответствовать потребностям как личности, так и общества.
Вопросы воспитания детей в семье сложны и многообразны. Здесь недопустимы стандарт, универсальные рецепты, шаблон. От родителей требуется большие познания, вдумчивость, умение применять индивидуальный подход к ребенку.
Памятка-рекомендация родителям.
1. Если вы желаете здоровья своим детям, необходимо перестроить уклад семьи на принципах здорового образа жизни:
а) жить в определенном режиме труда, отдыха, питания, а именно: стремится своевременно ложиться спать и вставать, полноценно и рационно завтракать, обедать, а ужинать не позднее 19 часов. В рационе должна преобладать растительная и белковая еда с минимум сладостей и животных жиров, ограничением острых и солевых приправ;
б) начинать день с утренней физзарядки протяженностью не менее 30 минут, желательно на свежем воздухе с использованием пробежки и элементов гимнастики. После зарядки – душ, который нужно завершать обливанием холодной водой. Перед сном обливание повторить. Доказано, что двухразовое обливание дает большой импульс иммунной системе, причем многократно возрастает противодействие не только простуде, но и патологии мускульного, опорной системы, даже онкопатологии и болезней сердечно-сосудистой системы;
в) бросить курить, объясняя своим детям, что это форма самоубийства. Ограничить употребление алкоголя, исключив в присутствии детей его употребление вообще.
г) оставить за порогом своего дома недовольство ценами, правительством, руководителями и подчиненными, неудачами и плохим самочувствием. Все это невольно передается и членам вашей семьи. Происходит постепенно нагромождение стрессовой энергии, которая постепенно разрушает нервную систему, нарушает работу всех других систем организма, снижает его защитные функции, ведет к заболеваниям;
д) не становитесь рабами телевизора, особенно в выходные дни. Найдите время для общения с природой – в парке, за городом, на даче. Это поможет восстановить нервную энергию, истраченную за неделю, повысить иммунитет, укрепить здоровье.
е) очень хорошо, если вы в свободное время увлекаетесь одним из видов спорта – бегом, футболом, теннисом, плаванием.
2. Если вы желаете видеть своего ребенка трудолюбивым, придерживайтесь таким правил:
а) никогда не лишайте своих детей участия в семейном труде, какой бы квалификации и умения он ни требовал. Это не только воспитывает необходимые в будущей семейной жизни навыки, но и формирует привычку, потребность все время делать что-то для семьи, является залогом семейного благополучия.
б) никогда не проявляйте непочтение, не говорите плохо о поступках членов вашей семьи, морально поощряйте трудовые усилия каждого.
в) никогда не делите в семье труд на «мужской» и «женский». Любое дело должно выполняться качественно. В этом залог воспитания чувства долга относительно любого труда.
3. Если вы хотите видеть своих детей способными создать крепкую семью, быть в ней счастливыми, то:
а) будьте выдержанные и спокойные в семейном кругу, сохраняйте доброжелательный, интеллигентный тон общения;
б) уделяйте своим детям максимум внимания в свободное от работы время, интересуйтесь всеми их делами, сопереживайте вместе с ними, создавайте атмосферу абсолютного единства в семье;
в) с подчеркнутым уважением относитесь к жене (мужу). Избегайте ссор, конфликтов, скандалов, даже критики в адрес жены (мужа) в присутствии детей.
4. Если вы хотите видеть своих детей не закомплексованными в общении, культурными, то:
а) не жалейте времени, а по возможности и средств для совместного культурного отдыха со своими детьми. Посещения театра, художественной выставки, концерта, ставшие системой, будут иметь чудесный эффект для культурного роста вашего ребенка. Человек богатый – прежде всего в своей эмоциональной сфере;
б) находите время читать сами и приобщайтесь к миру книжной премудрости детей;
в) было бы очень неплохо, если бы вы смогли привить своему ребенку одно, но очень интересное хобби, которое было бы связано с искусством или духовной культурой. Длительное и серьезное увлечение в сфере интересного и прекрасного воспитывает в характере стойкую потребность в красоте, творчестве, эстетике, вырабатывает хороший вкус, не говоря уже о том, что заинтересованность вызывает стойкий иммунитет против влияния негативных обстоятельств окружения;
5. Если вы не желаете видеть своих детей беспринципными, циничными, отравляющим жизнь себе и другим, вам и окружающим, то не разрешайте себе заниматься в присутствии детей сплетнями, критикой по адресу своих родственников, знакомых, клиентов, учителей и т.д. У ребенка возникает подсознательное, а поэтому очень устойчивое убеждение, что мир состоит из подлецов. Нигилизм и двуличность войдут в плоть и кровь ваших детей, и этого они никогда не смогут спрятать от окружающих и будут лишены любви и поддержки, доверия и дружбы, потому что приобретут репутацию желчных и неприятных людей, а в итоге – людей несчастливых;
6. И наконец, вы желаете, чтобы ваш ребенок вырос добрым, внимательным, милосердным, готовым поддержать вас в старости. Чтобы на склоне лет вам не довелось горько разочароваться и остаться брошенным, одиноким, нужно уделить вам самим максимум внимания и уважения к собственным родителям, особенно в период болезней, не оставлять их без опеки и помощи, как можно чаще украшать их одиночество своим присутствием, лаской, жертвуя при этом, возможно, частью своего комфорта и денег. Делайте это вместе с вашими детьми. Воспитанные на примере постоянной заботы о старости, они обязательно будут милосердными и к вам в сложное для вас время. Душевные усилия, потраченные на любовь и заботу, вернуться к вам.
Таким образом, вся система воспитания детей в семье должна строиться на двух принципах:
Ваш собственный стиль и поведение должны отвечать вашему стремлению хорошо воспитать своих детей.
Вы должны обеспечить соответствующие условия, при которых различные виды полезной деятельности постепенно сформируют личность вашего ребенка.
Итак, в процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить. Основные виды деятельности детей и подростков – игра, учение и труд.
Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Для нее характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и необходимость применять полученные знания на практике. Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира личности, определяет готовность много и успешно трудиться.
Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник – потребности. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения.
Активность самого человека – непременное условие развития его способностей и дарований, достижения успеха. Какие бы прекрасные воспитатели ни опекали ребенка, без собственного труда он мало чего достигнет.
Активность личности, как и деятельность, имеет избирательный характер. Развитие личности происходит под воздействием не любых, не всяких влияний, а главным образом тех из них, которые выражают потребности самого человека, обращены к его личности, опираются на его собственное отношение к действительности.
Активность личности не только предпосылка, но и результат развития. Воспитание достигает цели, когда ему удается сформировать общественно активную, инициативную, творческую личность, приносящую радость себе и людям. Разумная, выверенная организация деятельности школьника в семье обеспечивает активность во всех ее проявлениях. Ставить подрастающего человека в позицию активного деятеля, вооружать его такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возможности – таковы функции воспитателя, разумно направляющего процесс развития личности.
Обратим внимание на необходимость активного привлечения родителей к самодиагностике семейного воспитания. Определить уровень родительского мастерства можно, отвечая на анкету С. Т. Швицкого. Ценность ее заключается хотя бы в том, что она дает возможность увидеть сильные и слабые места в воспитательном процессе в семье.
Знаете ли вы своего ребенка?
Психологические данные
Подвижен ребенок или нет (инертен)?
Настойчив или пассивен во взаимоотношениях с окружающими?
Как развита воля? В чем она проявляется?
Разговорчив или замкнут?
Ленив или нет? В чем это проявляется?
Какова память?
Как реагирует на обиды?
Проявляется ли озлобленность?
Замечается ли двуличие или лицемерие? В чем именно?
Капризен ли? В каких случаях?
Драчливость? Чем вызывается?
Имеет ли стремление к самостоятельности?
Проявляет л потребительское отношение к родителям?
Кого уважает и за что?
Замечается ли невыдержанность? В чем именно?
Замечается ли раздражительность? Как проявляется?
Упрямство? В чем выражается?
Гигиена
Аккуратность (примеры).
Как поднимается с постели?
Умывание (его способ и отношение к нему).
Когда ложится спать?
Отношение к одежде, обуви и ко всем вещам вообще.
Еда. Что любит и не любит? Когда ест и сколько раз в день?
Игра
Играет ли дома?
Играет один (одна) или с сестрами, братьями, с товарищами?
Какие игры, игрушки имеет? Есть ли место для игр, уголок?
Какие игры и развлечения больше всего любит?
Физический труд
Несет ли какие-либо обязанности дома? Какие?
Понимает ли необходимость труда?
Какой труд больше любит? Чем это объясняется?
Чем занимается, когда бывает дома?
Какую профессию хочет выбрать в будущем?
Социальная жизнь
Как относится к товарищам?
Как относится к соседям, знакомым родителей?
Много ли времени проводит вне дома? Где бывает, что делает?
Много ли времени проводит дома? Что обычно делает?
В каких общественных организациях участвует (активно, неактивно, по принуждению)?
Умственная и эстетическая жизнь
Любит ли читать книги? Сколько времени тратит на это занятие в день?
Чем увлекается ребенок, что его особенно интересует? Любознателен ли? Примеры.
Как относится к школе? В чем проявляется это отношение?
Как реагирует на наказание и поощрение? Укажите конкретно, какие и как они на него действуют.
Кто в семье пользуется авторитетом у ребенка? В чем это проявляется?
Хорошая ли память у ребенка? Какой вид памяти больше развит (двигательная, эмоциональная, логическая, произвольная, непроизвольная)?
Любит ли петь, играть на музыкальных инструментах, слушать музыку?
Охотно ли выполняет уроки и по каким предметам?
Любит ли пересказывать увиденное и услышанное? Что именно?
Данная анкета имеет ряд положительных сторон:
1. Знания о ребенке позволят родителям построить совместную со школой программу действий по развитию школьника.
2. Неоднократное проведение такого анкетирования, позволит родителям увидеть развитие своего ребенка и сделать корректировку своих действий.
Воспитание детей в семье требует самого серьезного отношения, но в то же время самого простого и искреннего.
Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.
Главное и основное правило, которое нужно учитывать при воспитании ребенка — это последовательность в разностороннем развитии личности ребенка и демократичность в отношениях с ним.
Источник