Рекомендации по физическому развитию ребенка

Наталья Павлоцкая
Методические рекомендации по физическому воспитанию детей дошкольного возраста

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются его неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении.

Большое внимание с раннего детства уделяется правильной осанки, двигательных навыков, координации движений, развитие физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, силы и др. а также привитию культурно-гигиенических навыков и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни.

Одним из условий воспитания здоровых детей является организация правильного режима дня.

Для успешного физического развития ребенка необходимо комплексное использование всех форм физической работы (утренняя гимнастика,, физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, прогулки, организация самостоятельной двигательной деятельности детей, физкультурные досуги, спортивные праздники) обеспечивают нормальное физическое развитие детей дошкольного возраста.

Повышение двигательной активности в условиях образовательного учреждения.

Ежедневная двигательная активность дошкольников должна составлять не менее 1 часа, а в неделю -5-6 часов.Такую активность можно обеспечить следующими мероприятиями:

— утренняя гимнастика (6-10мин)

— закаливающие процедуры (5мин)

— три физкультурных занятия в неделю (15-30мин)

— физкультурный досуг два раза в месяц (15-30мин)

— подвижные игры в течении дня (20-30мин)

— спортивные игры на прогулки (20-30мин)

— пробежки на перегонки, на время, на расстояния(10-30мин)

— экскурсии вокруг сада(15-30мин)

— хозяйственно- бытовой труд,поручения: групповые и индивидуальные (16-30мин)

— использование физкультурного оборудование на участке (15-30мин)

— игры между занятиями (10мин)

— творческие подвижные игры.

Вместе с тем ежедневные занятия физической культурой в проветриваемом помещении и на открытом воздухе, частая смена упражнений при многократной повторяемости дают возможность постепенного увеличения нагрузки и полезной тренировки всех систем организма.

Во всех возрастных группах проводятся по три занятия физической культуры в неделю два в спортивном зале и одно на открытом воздухе, согласно расписанию.

При организации подвижных игр в течение дня и на прогулке необходимо учитывать равномерное распределение дневной нагрузки на разные группы мышц, чередуя игры с бегом, прыжками, метанием и ловлей, ползанием и лазанием, а также элементы спортивных игр, плавания.

Оздоровительные мероприятия в ДОУ.

Одно из важных задач современного дошкольного воспитания- снижение риска заболеваемости детей наиболее распространенными простудными заболеваниями. Большое внимание следует уделять их профилактике – закаливанию детского организма.

— воздушно-контрастное закаливание ;

физические упражнения в помещении с контрастной температурой воздуха;

— ежедневное полоскание горла;

— ультрафиолетовое облучение;

— фитотерапия;

— точечный массаж;

— посещение бассейна.

Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании дошкольника– содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно – сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно – двигательного аппарата. Оно способствует развитию и формированию здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, инициативного ребенка, хорошо владеющего своим телом, любящего физические и спортивные упражнения, самостоятельно ориентирующегося в окружающей его среде, поэтому обучение плаванию было и остается актуальной темой не только для каждого человека, но и для общества в целом.

Плаванию отводиться особая роль в физическом воспитании детей, ибо водные процедуры способствуют развитию двигательной активности, закаливанию детского организма.

Вместе с тем необходимо учитывать индивидуальные особенности и психическое здоровье каждого ребенка, создавая психофизический комфорт на занятиях и в свободной деятельности с детьми.

Целесообразное физическое воспитание и оздоровительные работы дают возможность всем детям овладеть наиболее рациональными способностями выполнения движений в оптимальных условиях развить физическую силу, выносливость, ловкость, быстроту реакцию, укрепить здоровье, способность противостоять стрессам, инфекционно-простудными заболеваниям. Кроме того, создается база для успешного овладения техникой двигательных действий в школе.

Источник

Олеся Непомнящих
Методические рекомендации родителям по улучшению физического развития детей первого года жизни в семье

Гимнастика для грудничков оказывает положительное влияние на физическое и умственное развитие ребёнка, общее состояние его здоровья. Упражнения способствуют углублению дыхания, что развивает и тренирует лёгкие. Гимнастика благотворно сказывается на аппетите и сне малыша, улучшают пищеварение. Усиливая приток крови к мышцам и костям, зарядка способствует их росту. Делать физзарядку нужно каждый день, желательно в определённое время, чтобы малыш привыкал к режиму. Проводить занятия следует в то время, когда у крохи хорошее настроение, он сыт и спокоен.

Массаж, воздействуя на кожу, влияет на весь организм человека. В коже в ответ на раздражение нервных окончаний возникают сосудистые рефлексы и расширяются капилляры кожи, усиливается кровообращение, увеличивается теплоотдача. В связи с этим массаж может предохранить организм от перегревания в жаркую погоду. Под влиянием массажа улучшается секреторная функция сальных и потовых желез, усиливаются окислительные, восстановительные процессы в мышцах и повышается их сократительная способность; быстрее проходит утомление мышц и восстанавливается работоспособность.

Игры очень хорошо влияют на развитие ребенка. Игра является ведущей деятельностью у ребенка, в которой все те виды жизнедеятельности, которые мы указали выше, переплетаются и пересекаются.

Таким образом можно утверждать, что любая игра, в которую играет ребенок, оказывает на него развивающий эффект, и для двухмесячного ребенка обыкновенная погремушка может составлять больший вес в его развитии, чем сложные компьютерные игры для школьника

И все-таки необходимо выделить целый ряд игр, которые в значительно большой мере, чем другие, направлены на развитие ребенка.

Развивающие игры стимулируют ребенка к развитию таких психических функций, как память, мышление и речь, ощущение и зрительное и слуховое восприятие, воображение.

В таблице 3 (приложение 4) приведены примеры сопоставления средне – статистических данных развития детей и Жени.

По показателям таблиц видно, что ребенок развивался в соответствии с нормами развития детей от 0 до года и некоторые показатели были выше норм, это говорит о том, что, прививая навыки двигательной активности с первых дней жизни, это оказывает положительное влияние на развитие и здоровье ребенка.

Для правильного развития детей, им необходим достаточный уровень двигательной активности. Это возможно при методически правильной организации занятий физической культурой. В качестве эффективных средств развития двигательной активности, необходимо придерживаться определенной системы,в которую входят: гимнастика, закаливание, игры, массаж, плавание, прогулки на свежем воздухе [15].

Сравнивая результаты развития Жени и детей, которые были изучены, можно сделать вывод что, Женя ничуть не отстает в развитии, некоторые его показатели даже были выше норм. Это говорит о том, что, необходимо прививать навыки двигательной активности детей с первых дней жизни, делать гимнастику и массаж, играть с ребенком. Все эти условия оказывают положительное влияние на здоровье и развитие ребенка.

Все дети в своем физическом развитии проходят один и тот же путь, но каждый со своей скоростью. Поэтому абсолютно нормальные, здоровые младенцы могут в физическом развитии опередить или отстать от своих сверстников на несколько недель. Не впадайте в отчаяние, если у вашего малыша что-то не получается, а другие дети того же возраста это уже умеют.

Все малыши проходят определенные этапы развития естественным образом. Однако именно родители могут способствовать развитию этих навыков, увеличивая силу и координацию ребенка [14].

Некоторые физические упражнения могут улучшить развитие управления моторикой и наделить его большей координацией. Через движение ребенок познает мир, развивает психику, интеллект, регулирует процессы обмена. Каждое движение ребенка неразрывно связано с дыханием, а значит, и с кровообращением. Поэтому массаж и гимнастика необходимы с самого раннего возраста. Комплекс упражнений, предложенный И. С Красиковой, для детей от 1,5 до 12 месяцев поможет родителям в физическом и здоровом развитии ребенка (приложение 5). Нежные мамины прикосновения и поглаживания являются основой массажа и гимнастики детей в раннем возрасте. Лаская своего ребенка во время массажа, вы становитесь неизмеримо ближе, учитесь налаживать с ним контакт без слов.

Красикова И.С предлагает следовать некоторым советам при выполнении гимнастики или массажа:

— Всегда необходимо считаться с настроением малыша во время занятий, его реакциями.Запомните: упражнения должны вызывать только положительные эмоции. Если ребенок капризничает (тем более плачет, не стоит настаивать. Выберите другое время.

— Увеличивайте физическую нагрузку постепенно. Чтобы не переутомить малыша, занятие проводите в 2—3 приема в течение дня. Если он спокоен, гулит, не сердится, у него розовая кожа, теплые ручки и ножки, нагрузку можно увеличить. Ее можно и регулировать — делать занятия короче и длиннее, упражнения повторять большее или меньшее количество раз, разнообразить темп, размах движений, чередовать разные по сложности упражнения и отдых.

— Заниматься с малышом нужно ежедневно в одно и то же время за 30 минут до кормления или через 45-60 минут после него. Перед сном тренироваться не стоит.

— Перед началом занятий, в конце и в течение дня поглаживайте и растирайте малышу пальчики и кисти рук. Очень полезно, играя с ребенком, вкладывать в его ладонь маленькую игрушку с неровной поверхностью и затем как бы отнимать ее.

— Руки взрослого во время занятий должны быть теплыми, сухими, чистыми.

— Комната, в которой будут проходить занятия, должна быть хорошо проветренной, температура воздуха в ней +20. 22°.

— Занимаясь, все свое внимание сосредоточьте на ребенке. В комнате нежелательны другие люди и шум. Говорите негромко, спокойно, ласково.

— Чтобы малыш лучше и быстрее уснул, желательно неяркое освещение синего или голубого света, его включают при подготовке ко сну.

— Если двигательная активность развивается с заметным опозданием, и родители сильно беспокоятся из-за этого, лучше показать ребенка врачу, который поможет установить причину и даст полезные советы.

Источник

Вита Цисар
Рекомендации родителям по физическому и оздоровительному воспитанию детей

Рекомендации родителям по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Часто родителей раздражает чрезмерная двигательная активность детей. Не нужно спешить с запретами, необходимо помнить, что движение является биологической потребностью растущего организма. Не подавлять надо двигательную инициативу, а всячески поддерживать ребенка в его стремлении быть активным и создавать условия для этого. Именно движение делает ребенка выносливым, ловким, сообразительным.

Сколько должен двигаться здоровый ребенок в течение дня? Двигательная активность зависит от индивидуальных особенностей. Дети со средней активностью, как правило, не вызывают у родителей тревоги: поведение их уравновешенно, они не переутомляются, такой ребенок бегает, ходит, прыгает столько, сколько может.

Другое дело — дети с повышенной активностью. Они не уравновешенны, не могут регулировать свое поведение, быстро переутомляются, не склоны к выполнению упражнений, требующих точности, координации. Ни в коем случае резко не прекращайте двигательную деятельность ребенка. Переход от динамического к статическому состоянию должен быть постепенным.

Малоактивные дети не склонны много бегать, предпочитают играть в песочнице, что вполне устраивает родителей. Однако надо знать, что у таких детей медленнее формируются двигательные навыки. Им не хватает ловкости, выносливости, они избегают подвижных игр со сверстниками. Вес их обычно выше нормы, а это вредно для здоровья.

Как сделать, чтобы ребенок хотел двигаться? Эту задачу поможет решить совместная деятельность детей и взрослых (предложите догнать вас). Хорошо активизируют действия малыша игрушки (например, мяч).

Не нужно терять время, необходимо приступать к обучению ребенка основным движениям. Прежде всего, создать условия! В распоряжении малыша должны быть разнообразные игрушки, пособия (каталки, машинки, ящики и коробки, дорожки из клеенки, надувные бревна, мячи, велосипед, лыжи).

Мероприятия, рекомендованные родителям по физкульиурно-оздоровительной работе:

1. Совместная утренняя гимнастика с элементами дыхательной гимнастики.

2. Полоскание рта комнатной водой после еды.

3. Обливание рук до локтей прохладной водой.

4. Общеукрепляющий массаж и самомассаж.

5. Витаминизация в межсезонье и фиточаи.

6. Прогулка на свежем воздухе с двигательной активностью.

7. Оздоровительный бег.

8. Сон без маек в тёплой спальне.

9. Гимнастика после сна с элементами дыхательной гимнастики.

10. Хождение по дорожкам здоровья.

Профилактика плоскостопия.

В раннем детском возрасте маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, но в дальнейшем по мере роста ребенка этот недостаток может увеличиться, причинять много неприятностей и даже привести к искривлению позвоночника.

Основным средством профилактики является специальная гимнастика.Комплекс специальных упражнений:

Ходьба на носках;

ходьба на наружном своде стопы;

ходьба по наклонной плоскости;

ходьба по гимнастической палке;

катание мяча ногой;

захват мяча ногами;

приседания, стоя на палке;

приседания на мяче;

захват и подгребание песка пальцами ног;

захват и перекладывание мелких предметов пальцами ног.

катание обруча (мяча) пальцами ног.

Закончить упражнения ходьбой на носках, обычной ходьбой.

Лечение: 1.Ортопедический режим: обувь должна быть полужесткой с невысоким каблуком; обувь не должна быть узкой и сдавливающей, рекомендуется менять обувь в течение дня; запрещается носить резиновую обувь, валенки, чешки, мягкие домашние тапочки — они не держат свод стопы; использовать сделанные на заказ стельки-супинаторы; 2. Расслабляющий массаж голени (наружная группа, поглаживание, легкое растирание, непрерывная вибрация.

ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ОРГАНИЗМА

Чтобы повысить устойчивость детского организма к резко и быстро меняющимся условиям внешней среды, необходимо расширить его приспособительные возможности.

Это и достигается путем закаливания.Средствами закаливания являются прежде всего естественные факторы природы: воздух, вода, солнечная радиация.

Следует соблюдать три основных правила:

1. Постепенность.

2. Системность.

3. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ.

Необходимо применять регулярное проветривание помещения в присутствии детей даже в холодное время года. Чрезмерное охлаждение детей может произойти только в тех случаях, когда проветривание производится неразумно. Например, при отсутствии достаточного контроля за температурой воздуха в помещении допускается ее значительное снижение, нахождение детей в ветреную погоду вблизи форточек, фрамуг и т. д.

Прогулки.

Прогулка — одно из доступных средств закаливания детского организма. Следует большое внимание уделять одежде детей, особенно в межсезонье – весной и осенью, когда температура воздуха сильно колеблется.

Весной одежду нужно облегчать постепенно, учитывая индивидуальные особенности детей.

Весной одежду детей нужно облегчать постепенно, учитывая индивидуальные особенности детей. Начинать это следует со смены верхней одежды, а не зимней обуви, как это часто бывает. Надо, чтобы обувь на переходный период оставалась утепленной. При температуре наружного воздуха от +5 до +10°ребенка дошкольного возраста можно одеть на прогулку следующим образом: нижнее белье, домашний костюм, шерстяная куртка (кофта) и брюки. На ноги – колготки и ботинки.

Детям, которые подвержены простуде, надевают еще теплые носки и куртку или легкое пальто на подкладке. При температуре ниже + 5° — белье, домашний костюм, джемпер, закрывающий шею, демисезонное пальто, шерстяную шапку и варежки.

Если мороз достигнет -11, -14°, детям обязательно нужны зимнее пальто, закрывающая уши шапка и валенки.

Сон на воздухе.

Во время сна на воздухе улучшается газообмен, что благотворно сказывается на деятельности сердечно-сосудистого и дыхательного аппарата. Успокаивается нервная система. Дневной сон на воздухе способствует снижению заболеваемости детей, так как является прекрасным средством закаливания организма ребёнка.

Воздушные ванны.

Общие воздушные ванны лучше начинать принимать летом, на открытом воздухе, при температуре 20-22° (в тени).

Продолжительность первой ванны не более 10 минут. Впоследствии время нарастает на 2-3 минуты ежедневно и доводится до полутора часов.

Одежда поначалу состоит из трусиков и майки, тапочек. В дальнейшем майки и тапочки не надевают. При малейших признаках охлаждения ребенка нужно одеть и отправить в теплое помещение.

Закаливание водой.

Местные закаливающие процедуры – утренние умывание, подмывание детей, мытьё рук перед едой и мытьё ног перед сном. Все эти процедуры следует проводить в одно и то же время. Умываются утром прохладной водой до пояса и растираются мягким полотенцепм.

Купание.

Дети любят играть с водой. Но купание не просто развлечение. Оно одно из лучших средств закаливания организма, при котором одновременно на организм воздействуют воздух, солнце, вода и движение. Лучшее время для купания — первая половина дня, когда особенно много ультрафиолетовых лучей. Если возможно создать благоприятные условия, купание в открытом водоеме разрешается детям в возрасте от 4 лет при температуре воздуха +26, +25°, воды не ниже +22, +20°, в безветренную погоду, не более одного раза в день.

Нельзя разрешать детям заходить в воду разгоряченными и потными. Нужно заставить их посидеть в тени, поостыть.

Продолжительность купания начиная с 3 минут увеличивается до 5-8 минут. Ванны целесообразно назначать особенно возбудимым детям перед сном, так как они действуют успокаивающе. Вялым, пассивным детям ванну лучше заменить общим обливанием или душем сразу после сна.

ЗАКАЛИВАНИЕ СОЛНЦЕМ.

Солнечная радиация оказывает на организм ребенка чрезвычайно сильное действие. Поэтому использование ее для закаливания детей должно быть ограничено. Закаливание солнечными лучами можно начинать только после предварительной подготовки организма воздушными ваннами.

Наилучшее время пребывания детей на солнце — утренние часы (от 10 до 12 часов). Начинать солнечные ванны рекомендуется не ранее, чем через полтора часа после еды, и заканчивать не позднее, чем за полчаса до еды. Одежда детей должна предохранять их от перегревания — белая панама, светлая рубашка, нижнее бельё.

Очень важно, чтобы закаливающие процедуры проводились круглый год. Недопустимо, когда специальные процедуры по закаливанию, начатые в теплое время года (обычно летом, с похолоданием прекращаются. Этим нарушается один из основных принципов закаливания — систематичность.

В этих случаях достигнутые результаты по закаливанию сводятся на нет, организм теряет достигнутую в результате закаливания устойчивость к холодовым раздражителям.

Чтобы правильно регулировать систему физических и закаливающих мероприятий, необходимо следить за самочувствием, настроением, аппетитом, сном каждого ребенка и при появлении отрицательных показателей немедленно вносить поправки в организацию физкультурных и оздоровительных мероприятий.

Источник