Рекомендации для воспитателя и родителей с проявлением дисгармоничного развития ребенка

Рекомендации для воспитателя и родителей с проявлением дисгармоничного развития ребенка thumbnail

Ольга Марковская
Статья «Одаренность. Признаки с гармоничным и дисгармоничным типом развития одаренности»

Характеристика особенности личности ребенка

с гармоничным и дисгармоничным типом развития одаренности

Как уже отмечалось, различия в одаренности могут быть связаны как с мерой проявления признаков одаренности, так и с оценкой уровня достижений ребенка. Разделение происходит на основе сравнения различных показателей со средней возрастной нормой достижений. Одаренные дети превосходят своих сверстников. Однако именно эти дети имеют серьезные проблемы, которые требуют пристального внимания со стороны психологов, педагогов. Поэтому при градации одаренности следует иметь в виду, что ее следует дифференцировать на одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами развития.

Одаренность с гармоничным типом развития — это «счастливый» вариант развития ребенка. Такие дети отличаются физической зрелостью в соответствии со своим возрастом, их высокие достижения сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Как правило именно эти дети, став взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональной деятельности.

Другое дело – дети с дисгармоничным типом развития. Здесь наблюдается неравномерность развития различных психических качеств, а подчас ставит вопрос о наличии одаренности как токовой. Так как у этих детей много проблем их часто относят к «группе риска».

Необходимо отличать одаренного ребенка от очень способного ребенка. Одаренный ребенок стремится к познавательным ситуациям, они вызывают радость, несмотря на трудности. Он получает удовольствие от самого процесса, при непонимании чего-то легко признается в этом. Способный ребенок всегда думает о своем статусе, его волнует всегда результат. Отсюда и отношение к оценке взрослого: одаренный отдает приоритет содержанию деятельности, способный – результату и оценке. Одаренного ребенка нельзя постоянно хвалить. Необходимо его приучать к мысли о возможности появления неудач. Причем наличие постоянных успехов сам ребенок должен воспринимать как свидетельство недостаточной трудности деятельности, которая ему предлагается.

Особенности личности с гармоничным типом развития.

Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой таких детей. Они не ограничиваются теми требованиями, которое содержит задание, они открывают новые способы решения заданий и проявляют большую самостоятельность. Мотивационными признаками одаренных детей являются высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, наличие ярко выраженной внутренней мотивации.

Но одаренность распространяется не на все виды деятельности. Чаще наблюдается специфичная направленность познавательной мотивации, она направлена на те области, которые связаны и ведущими способностями ребенка. При этом ребенок может не проявлять интереса или вообще игнорировать неинтересные ему области. Характерной особенностью являются задаваемые вопросы. Дети буквально «засыпают» педагогов, родителей вопросами, сложность и глубина которых намного превышает аналогичные показатели их сверстников.

Для значительной части одаренных детей характерен перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребенок подолгу переделывает законченную работу (рисунок, модель, добиваясь соответствия одному ему известного критерия совершенства. Педагогам и родителям необходимо такую требовательность ввести в разумные рамки, чтобы это не перешло в «самоедство».

Со сверстниками ситуация выглядит лучше. Как правило, сверстники к одаренным детям относятся с уважением. Благодаря своим способностям и при условии принятия их взрослыми эти дети впоследствии в школах становятся лидерами. В противном случае они становятся «отрицательными» лидерами.

Ярким примером гармоничного типа развития личности является Арина М. Арина показывала незаурядные способности во всех сферах: художественно-эстетической (принимала участие в концертах, конкурсах, выставках, интеллектуальной (программный материал осваивала с легкостью, чрезвычайно пытливая и любознательная); имеет хорошее физическое развитие. Дети предпочитали выбирать ее партнером в играх и она была хорошим организатором и руководителем. В семье является фактически единственным ребенком, родители уделяют большое внимание развитию ребенка.

Особенности личности одаренных детей с дисгармоничным типом развития.

У части одаренных детей с дисгармоничным типом развития отмечается ярко выраженная неравномерность психического развития, которая прямо влияет на личность в период ее становления и является источником многих проблем необычного ребенка.

Для них типичным является значительное опережение в умственном или художественно-эстетическом развитии. Другие сферы не поспевают за бурным ростом, что приводит к выраженной неравномерности развития. У одаренных детей высокая самооценка. Однако, иногда у особо эмоциональных детей самооценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью – от очень высокой, до очень низкой. Такие дети нуждаются в психологической поддержке.

Стремление добиться совершенства характерно и для этих детей. В целом перфекционизм носит позитивный характер. Однако повышенная требовательность может превратиться в мучительную и болезненную неудовлетворенность собой и результатами своего труда. Это может вызвать стрессы, длительное переживание своих неудач.

Нередко у таких детей имеются проблемы в эмоциональном развитии. Наблюдается повышенная впечатлительность и особая эмоциональная чувствительность. События, не слишком важные для обычных детей, становятся для этих детей источником ярких переживаний.

Повышенная реактивность проявляется в склонности к бурным аффектам. Эти дети могут производить впечатление истеричных, а в сложных ситуациях проявляют явно инфантильную реакцию. Иногда их эмоциональность носит скрытый характер: излишняя застенчивость в общении, трудности засыпания, психосоматические заболевания.

Весьма трудным для этих детей является самоконтроль в поведении. Часто дети занимаются только деятельностью интересной и легкой для них, составляющей суть их одаренности. Другую деятельность они избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых.

У многих одаренных детей с дисгармоничным типом развития заметны проблемы с физическим развитием. В определенной степени этому потворствуют родители. В конечном итоге возникает специфичная ситуация, будучи в определенном отношении «трудоголиками» к любимому труду, не умеют трудиться в тех случаях, когда от них требуются выраженных волевые усилия.

Большое значение для понимания особенностей личности одаренного ребенка с дисгармоничным типом развития имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В силу неравномерности развития, у части детей с резко повышенными интеллектуальными и художественно-эстетическими возможностями часто отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения и возникают проблемы в общении. Это может проявляться в излишней конфликтности, сопровождаться недоумением со стороны детей или насмешками. Иногда жизнь у ребенка складывается драматическим образом (ребенка бьют, обзывают, унижают). Присущая всем одаренным детям неконформность усиливается. Это приводит к отчужденности ребенка от группы сверстников и он начинает искать другие ниши для общения: общество более младших или более старших детей, или только взрослые.

Очень много зависит от личности самого педагога. Если педагог может принять ребенка таким какой он есть, понимает своеобразие личности ребенка с дисгармоническим типом развития, то результат будет положительный.

В целом возникает ситуация некоторой дезадаптации особо одаренного ребенка, которая может принимать довольно серьезный характер, временами вполне оправдывая отнесение одаренных детей этого типа к «группе риска».

Источник

Гиперкинетические расстройства у детей одна из наиболее острых проблем не
только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом.
К
внешним проявлениям гиперактивности авторы психологического словаря относят
невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность. При этом
уровень IQ у детей может превышать показатели возрастной нормы. Наиболее яркие
проявления данного синдрома в раннем возрасте совпадают с пиками психоречевого
развития: в 1-2 года, когда закладываются навыки речи, и в 3 года, когда у
ребенка значительно увеличивается словарный запас.

Актуальной проблемой деятельности современных домов ребенка является
адекватное построение процесса комплексной реабилитации, включающего раннюю
диагностику врожденной и приобретенной патологии, коррекционные медицинские,
психологические, педагогические мероприятия, подготовку специалистов, владеющих
современными методиками реабилитационного процесса, оснащение реабилитационным
оборудованием для формирования физиологических двигательных навыков и коррекции
нарушений, пособиями для логопедической и психологической работы.

Графическая схема воздействия специалистов на ребенка с гиперкинетическими
расстройствами

Гиперактивные дети своим поведением могут быть похожи на детей с повышенной
тревожностью, поэтому Лютова Е.К и Монина Г.Б. предлогают основные отличия
поведения одной категории детей от другой.

Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности

Критерии оценкиГиперактивный ребенокТревожный ребенок
  1. Контроль поведения.
  2. Двигательная активность.
  3. Характер движений.
  1. Постоянно импульсивен.
  2. Постоянно активен.
  3. Лихорадочный, беспорядочный.
  1. Способен контролировать поведение.
  2. Активен в
    определенных ситуациях.
  3. Беспокойные, напряженные движения.

Главным диагностическим инструментом являются наблюдение за ребенком в
релевантных ситуациях и опрос его референтных лиц. Американские психологи П.
Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у
ребенка:

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)

Дефицит активного внимания:

  1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
  2. Не слушает, когда к нему обращаются.
  3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
  4. Испытывает трудности в организации.
  5. Часто теряет вещи.
  6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
  7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность:

  1. Постоянно ерзает.
  2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле,
    бегает, забирается куда-либо).
  3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
  4. Очень говорлив.

Импульсивность:

  1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
  2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
  3. Плохо сосредоточивает внимание.
  4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением
    есть пауза).
  5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение
    слабоуправляемо правилами.
  6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные
    результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних
    уроках он успешен, на других — нет.)

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных
признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок,
за которым он наблюдает, гиперактивен.

Часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том основании,
что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как
другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность) в
этом случае не учитываются. Особенно часто педагоги и родители не обращают
должного внимания на проявление у ребенка импульсивности. Что же такое
импульсивность? В психологическом словаре этот термин объясняется так:
«Импульсивность — особенность поведения человека (в устойчивых формах — черта
характера), заключающая в склонности действовать по первому побуждению под
влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не
взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко
столь же быстро раскаивается в своих действиях». Выявить импульсивность можно с
помощью анкеты «Признаки импульсивности». Она разработана для педагогов, не
содержит специальных медицинских и психологических терминов и поэтому не вызовет
трудностей при ее заполнении и интерпретации. В науке выделяют следующие
признаки импульсивности:

Импульсивный ребенок:

  1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и
    неверный).
  2. У него часто меняется настроение.
  3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
  4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
  5. Обидчив, но не злопамятен.
  6. Часто чувствуется, что ему все надоело.
  7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.
  8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.
  9. Нередко отвлекается на занятиях.
  10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
  11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.
  12. Может нагрубить родителям, воспитателю.
  13. Временами кажется, что он переполнен энергией.
  14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
  15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.
  16. В играх не подчиняется общим правилам.
  17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.
  18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
  19. Любит организовывать и предводительствовать.
  20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2—3 взрослых человека,
хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности с помощью данной
анкеты. Затем надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний
балл. Результат 15-20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7 – 14 –
о средней, 1 – 6 баллов – онизкой.

В нашей работе с детьми дома ребенка мы используем следующие методические
рекомендации коррекционно-развивающей работы с детьми при дисгармоничном
развитии ребенка с гиперкинетическими расстройствами.

Цель: развитие компенсаторных возможностей и максимальное приближение к
норме.

Задача:

  • оценить степень нарушений высших психических функций, определить,
    какие имеются отклонения в эмоциональной сфере.
  • обучить релаксационным упражнениям и упражнениям на телесный контакт
    (способствуют лучшему осознанию малышом своего тела, а в последствии помогают
    ему осуществить двигательный контроль).
  • снять мышечное напряжение с кистей рук, ног, мышц лица.

Правила работы с гиперактивными детьми

  1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать
    физкультминутки.
  4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство
    успеха.
  6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
  7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения,
    поглаживания).
  8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
  13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет преимущества!
  14. Не приказывать, а просить (но не заискивать).
  15. НЕ настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
  16. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

Развитие общей и мелкой моторики у детей с дефицитом внимания и
гиперактивностью

Первый год.

Используются рефлекторные, пассивные, пассивно-активные и активные движения.

С целью:

  • увеличить подвижность ребенка, научить его правильно ползать, ходить, бегать;
  • развить вестибулярный аппарат;
  • развить мануальные навыки (ручная ловкость).

Второй год.

Используются такие упражнения: ходьба, ползание и переползание, упражнения
на равновесие и общеукрепляющие подвижные игры (15—20 минут), медленный бег.
(Исклю-чаются прыжки в глубину и выпрыгивание вверх с высокой амплитудой.)

С целью:

  • усовершенствовать у ребенка навыки ходьбы
  • по ровной гладкой поверхности;
  • научить его плавно подниматься и спускаться
  • по пересеченной местности;
  • научить выполнять конкретные цели.

Третий год (первый кризис в индивидуальном развитии человека).

Используются в основном игровые упражнения, упражнения, направленные на
развитие моторики пальцев и общеукрепляющие.

С целью: создать и закрепить основной фонд движений ребенка.

Четвертый год.

Используются более сложные упражнения. Перед ребенком ставятся конкретные
задачи: выполнить упражнение до конца, остановиться по сигналу и т. д.
Постепенно нужно переходить от показа упражнений к объяснению. Необходимо беречь
малыша от сверхсильных раздражителей и эмоциональных перегрузок.

С целью:

  • развить активное торможение;
  • научить давать оценку своим действиям;
  • развить внимание.

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо
учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность,
очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться
групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на
деталях), быструю утомля-емость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и
считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную
работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем
привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к
коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами,
способствующие развитию внимания.

Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно. На первых порах
надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию
только одной функции. Например, игры, направленные на развитие только внимания
или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия.
Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенку
приобрести навыки контроля двигательной активности.

Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно
подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начинать
лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить требования
педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо
стараться увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у
него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу
двух функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и двигательной
активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по
одновременной (в одной и той же игре) отработке всех трех функций.

Синдром нарушения внимания с гиперактивностью в большинстве случаев хорошо
поддается лечению и психолого- педагогической коррекции.
Своевременно не
выявленная гиперактивность в дальнейшем может стать причиной школьной
неуспеваемости, проявления неадекватного поведения. В подростковом возрасте у
детей с гиперактивным диагнозом физиологическая тяга к алкоголю, наркотикам,
правонарушениям. Вот почему гиперактивность опасна не только для близкого
окружения ребенка, но и всей социальной среды.

Источник