Регресс в развитии ребенка 2 года

Регресс в развитии ребенка 2 года thumbnail

Регресс в развитии ребенкаРегресс в развитии ребенка — это потеря ранее приобретенных навыков ребенком. Чаще всего регресс в развитии ребенка происходит в возрасте 2-3 лет.

Первые 3-4 года в жизни ребенка связаны с активным развитием и усвоением множества полезных для него знаний и умений. Когда малыш приобрел какое-то новое для него умение, родительской радости нет предела. Особенно эмоционально воспринимают взрослые овладение «чадом» навыков, на которые было потрачено много времени и сил. Устойчивая ходьба, умение пользоваться горшком, произнесение новых слов способны вызывать у воспитателя малыша массу положительных эмоций.

Однако совершенно противоположные эмоции испытывают родители, когда ребенок ни с того ни с сего начинает «забывать» собственные достижения. Например, малыш умеет пользоваться горшком, но не делает этого. Или он вдруг перестает разговаривать, опять начав использовать лишь отдельные слоги. Иногда малыш перестает самостоятельно есть или ходить ножками. В этом случае говорят о регрессе в развитии ребенка. Многих родителей при этом волнует вопрос о том, должно ли такое регрессивное поведение «чада» вызывать опасения, и как себя в этой ситуации правильно вести.

Регрессии у ребенка – есть ли повод для беспокойства?

Термин «регрессия» используют психологи для определения поведения, противоположного прогрессивному. Это понятие происходит от лат. слова regressio (регресс) и означает возврат к поведению, характерному более раннему этапу развития. Специалисты указывают, что развитие человека протекает не линейно (только движение вперед), а по спирали – с неоднократным возвратом к тому, что было раньше. Подобную особенность детского поведения еще называют «два шага вперед, шаг назад«. Какой же выход необходимо найти родственникам детей в этот непростой период, чтобы отыскать лучшее решение данной проблемы?

В некоторых случаях родители замечают, что малыш, который уже умеет ходить, тем не менее предпочитает ползать. Оказывается, малыш не просто так совершает возврат назад в своем развитии. Причины его поведения могут быть совершенно различными. Например, новые, интересные игрушки, которые ему удобней раскладывать на полу. А возможно, что отказом малыша самостоятельно ходить послужило желание испытывать радость от быстрого ползания, которое не приводит к падению. Часто причины регрессии родителям трудно бывает определить самостоятельно. Однако обычно регрессия в каких-то областях поведения ребенка не должна быть поводом для серьезного беспокойства его родителей.Регресс у детей одного года

Два шага вперед, один назад

Иногда «шагнуть назад» в собственном развитии ребенку просто необходимо. Нередко такой циклический график с обращением к предыдущему опыту может быть нужен малышу, чтобы вновь приобретенные навыки были им особенно хорошо усвоены.

Другой причиной регресса малыша является стремительное развитие его в других областях. Например, случается, что малыш, который, кажется отлично «подкованным» в речевом развитии, вдруг снова перестает говорить, когда начинает ходить. Причина такого возврата назад кроется в том, что освоение новых сложных навыков полностью поглощает внимание малыша. Это выглядит со стороны так, будто ребенок забывает ранее усвоенную речь. Когда же процесс ходьбы перестает быть сложной для него, ребенок снова начинает интересоваться миром звуков.

Внешние причины регресса у детей

Родителей часто тревожит и разочаровывает сам факт появления регресса у детей. Какими же причинами может быть вызван возврат ребенка к предыдущим привычкам?

Чаще всего причинами регресса в поведении детей могут послужить:

  • необходимость замены няни;
  • оформление в ясли или детский сад;
  • переезд в новое жилье;
  • появление брата или сестры;
  • психологическое напряжение в семье (в результате разногласий между родителями, проблем со здоровьем, финансовых неурядиц и т. д.).

стресс у ребенка может спровоцировать регрессДействительно, часто причиной регресса в поведении ребенка является стресс. В этой ситуации важно отыскать тот конкретный фактор, который вызывает проявления регресса у ребенка, и попробовать его устранить. Если же определить такую причину самостоятельно родителям маленького человечка сложно, то лучше обратиться за помощью к специалистам. При этом стоит помнить о том, что для ребенка может быть сложно преодолимыми или очень напряженными ситуации, которые взрослые считают пустяковыми.

Как помочь малышу справиться с регрессом?

Что же делать родителям, у которых малыш испытывает регрессивное состояние в своем развитии? Здесь уместны такие рекомендации:

  1. Будьте рядом с отпрыском, дайте ему почувствовать свою безопасность. Еще сделайте так, чтобы малыш почувствовал, что его любят и понимают. Обеспечьте малышу дополнительную порцию внимания, так как иногда как именно таким образом малыш пытается выразить свою потребность в психологической близости и поддержке.
  2. Говорите понятно для малыша. Ребенок, который еще сам не говорит, все же понимает на удивление много. Нередко проявления регрессии вызваны у крохи неумением словами выразить собственные эмоции. Иногда для лучшего понимания маленького человечка, родителям стоит проштудировать самим и использовать для беседы с малышом терапевтические сказки или книги, исполняющих их функцию.
  3. Не давите слишком сильно на малыша для выяснения причины его непонятного поведения. Даже если вас тревожат мотивы поведенческих изменений у вашего отпрыска, слишком сильное давление на него может привести к противоположному эффекту.
  4. Не мешайте ребенку фантазировать. Иногда фантазия появляется при регрессии в ответ на высокие требования окружающей среды. Например, родители часто повторяют ребенку: «Ты уже такой большой, ты теперь должен…». Разрешите ребенку вести себя, как ему комфортно, не предъявляя к нему завышенных требований. Запомните: ребенок не должен вам ничего. А игра с элементами фантазии полезна также в том случае, если ребенок испытывает страхи в связи с появлением в доме малыша. В этом случае родителям важно суметь показать, как же здорово и «круто» быть старшим, и что у старшего брата может быть намного больше преимуществ, чем у малышей.
Читайте также:  Сенситивные периоды развития ребенка это

В большинстве случаев регресс в детском поведении является естественным элементом развития ребенка, и это состояние не требует каких-либо вмешательств или сильного беспокойства.

Однако, в некоторых случаях регрессивные проявления у малыша могут быть вызваны более серьезными причинами (стресс, болезнь и др.).

В каких же случаях ребенку нужна квалифицированная помощь?

  • Если ребенок перестает выполнять любые просьбы родителей;
  • При нарушении визуального контакта, когда малыш не умеет сосредоточить внимание на лице говорящего с ним человека (или другие признаки аутизма);
  • Ребенок не смотрит на отображаемый предмет, ведет себя странно или безразлично.
  • Ребенок внезапно перестал общаться – исчезли из его лексикона используемые ранее слова «дай», «нет», «там», а вместо них появляется крик, который используется для подсказки о желаниях ребенка.
  • Внезапная потеря ранее приобретенных навыков (например, ползание или ходьба).
  • Возникновение проблем с хождением на горшок, которые сопровождаются частым мочеиспускание (вследствие, например, инфекций) или нарушениями стула (запор или понос).

В таких случаях стоит поделиться своими опасениями с педиатром, который наблюдает за ребенком, или искать помощь у профессионального психолога.

Регресс в развитии ребенка — видео

Регресс у детей раннего возраста

4.5 (90%) проголосовало 2


Источник

Встал на ножки – и снова опустился на четвереньки, начал пить из кружки – опять потребовал бутылочку, бойко лопотал – вдруг замолчал и перешел на язык жестов… Возврат малыша к «старым привычкам» тревожит родителей. Почему прогресс сменяется регрессом и что делать, если после двух уверенных шагов вперед кроха отступает назад?

9 июля 2015·Текст:
Евгения Карповская·Фото:
GettyImages

Первые 3–4 года жизни малыш активно развивается и приобретает необходимые человеку знания и умения. Самое большое их количество кроха осваивает в первый год: в 2–3 месяца учится держать головку и улыбаться, в 3–6 – переворачиваться и удерживать игрушки, в 6–9 – сидеть и играть в «ку-ку», в 9–18 – ходить, говорить и подражать взрослым. Если сроки формирования навыка не укладываются в эти интервалы, их расценивают как остановки развития. Такие задержки можно связать с индивидуальными особенностями развития ребенка или с воздействием на детский организм внешних факторов или болезней.

Задержка по плану

Часто бывает, что остановка не экстренная, а плановая, связанная с «личной программой» роста малыша. Это – вариант нормы. Развитие крохи может иметь скачкообразный характер, который будет проявляться в том числе и в скорости приобретения новых навыков. Родители уже заметили, что ребенок может делать больше (ходить, а не ползать, засыпать без пустышки и т. п.), но почему-то не делает, и это вызывает у них тревогу. Между тем причина проста: психологически малыш еще «не дозрел», не свыкся с новым умением настолько, чтобы активно его использовать, и потому предпочитает оставаться в своей зоне комфорта. К примеру, чтобы научиться уверенно ходить, требуется не только много физических сил, но и большое терпение, а его у годовасика совсем немного! К тому же порой до желаемой цели – упавшей игрушки или папиного мобильника – легче, быстрее и безопаснее добраться привычным способом, на четвереньках. Как таковой задержки развития здесь нет, в положенный срок кроха встанет на ножки и пойдет. Успокойтесь и не гонитесь за очередными достижениями своего чада – иногда чрезмерная родительская внимательность и завышенные ожидания могут оказать ему медвежью услугу.

Уважительные причины регреса

Другое дело, когда ребенок уже преодолел новую ступеньку в своем развитии и вдруг резко сдал назад. Допустим, малыш активно начинал самостоятельно садиться, но после инфекционной диареи с госпитализацией как будто все забыл. Почему так происходит?

Влиянию негативных факторов, которые могут привести к подобной ситуации, особенно подвержены детки раннего возраста. Психомоторное развитие малыша в первые три года жизни происходит с космической скоростью: он осваивает различные навыки (сначала умение держать головку, потом переворачиваться, садиться, ходить, есть ложечкой и пить из чашки, самостоятельно засыпать, пользоваться горшком, одеваться), у него формируется речь, а затем и мышление. Нагрузка на маленький организм при этом огромная, и любые, казалось бы, незначительные, обстоятельства или действия могут притормозить или нарушить выработку только-только приобретенных условных рефлексов и навыков, и они до конца не закрепятся.

Замедлить развитие малыша могут:

1) Различные заболевания

  • инфекционные болезни (ОРВИ, кишечные инфекции, ветряная оспа, скарлатина и проч.);
  • тяжелые инфекции мочевых путей;
  • выраженные анемии;
  • дистрофия или ожирение;
  • острые травмы.

Механизм «остановки»: маленький (и еще очень слабый) организм ребенка бросает все силы на борьбу с недугом и, как следствие, временно притормаживает естественное физическое, а позже и психомоторное развитие.

2) Неправильное питание

  • недоедание (например, из-за нехватки материнского молока или грубых ошибок в расчете суточного количества смеси и/или прикорма);
  • длительная несбалансированная диета при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (непереносимость лактазы, глютена) или при пищевой аллергии;
  • дефицит или нарушение соотношения в рационе белков, жиров, углеводов, витаминов.

Механизм «остановки»: организму не хватает количества (или качества) еды для полноценного развития, и он «замирает» на определенной стадии, чтобы пережить этот негативный момент и дождаться более благополучного периода. К примеру, у малыша сильная пищевая аллергия и многие продукты приходится исключать. Если родители продумывают его питание сами, есть риск, что диета получится однобокой и ребенок недополучит многих питательных веществ. Что в итоге? Будет плохо набираться вес, затормозится рост, а позже и психомоторное развитие.

Читайте также:  Какие могут быть отклонение в развитие ребенка при беременности

3) Сильные эмоциональные переживания

Как правило, они провоцируют «пробуксовку» в развитии в более позднем возрасте (это могут быть расстройства речи, моторные или эмоционально-волевые нарушения) и обычно связаны:

  • с недостатком внимания, общения и любви, получаемых в первую очередь от мамы (слишком ранний выход на работу, отсутствие теплых отношений и особенно телесного контакта с ребенком, обеспечение лишь материальных потребностей малыша и т. п.);
  • с сильными стрессами (сопряженными, например, с появлением в семье второго ребенка и сопутствующими переживаниями старшего, появлением новой няни, адаптацией в детском саду, разводом родителей, утратой одного из них и проч.);
  • с умственными перегрузками, которые часто являются побочным эффектом слишком интенсивного раннего детского развития (так называемый «информационный невроз»);
  • с неблагоприятным микроклиматом в семье (ссоры между родственниками/родителями, скрытые или явные конфликты).

Механизм «остановки»: малышу может не хватать внимания – одобрения, поощрения и ласк. Нарушение контакта с самым близким человеком – мамой, слишком занятой или погруженной в свои внутренние переживания – опасно потерей теплой эмоциональной связи, которая является опорой для гармоничного взросления. Как правило, в таких случаях в первую очередь дает сбой психомоторное развитие, но позже к нему могут присоединиться и физические проявления (нарушение аппетита, снижение иммунитета).

Иногда новая способность («Оказывается, я так умею!») может испугать малыша. Это также бывает причиной того, почему он вдруг «притормаживает» и отказывается выполнять некоторые действия.

Что делать, если у вашего ребенка произошла такая «пробуксовка»?

* Не паниковать, а убедиться, что регрессивные проявления устойчивы и регулярны (например, после устоявшегося режима «сухого» ночного сна малыш не просто единожды напустил в штанишки в детском саду, а раз за разом продолжает писаться в кровати дома).

* Навестить педиатра и проверить здоровье. После перенесенных инфекций стараться обеспечивать ему облегченный режим дня, активные прогулки и комфортные условия дома. Устраивайте профилактику заболеваний (в первую очередь ОРВИ и кишечных инфекций): ограничьте посещения общественных мест, а также соблюдайте правила гигиены в быту и при приготовлении пищи.

* Отправиться на консультацию к диетологу и исправить недочеты детского рациона.

* Проанализировать ситуацию. «Откат» назад должен стать для вас звоночком: обратите особое внимание на психологическое состояние ребенка, попробуйте выявить причины его неудовлетворенности, тревожности, раздражительности или застенчивости. Поразмышляйте, не менялась ли в худшую сторону внутрисемейная ситуация? Какие внешние факторы могут провоцировать лишний стресс для малыша? В конце концов, может быть, ему просто нужно больше вашего внимания?

Как только будут устранены причины, которые привели к «остановке», малыш станет наверстывать упущенное. При этом ему обязательно надо помогать: больше контактируйте с ребенком, почаще хвалите и говорите, как вы его любите, оберегайте от физических и нервных перегрузок, стрессов, независимо от возраста обеспечивайте тесный телесный контакт и совместное времяпрепровождение. В любой ситуации поддерживайте малыша и обеспечивайте ему чувство безопасности. Чутко и внимательно относитесь не только к детским переживаниям, но и к своим собственным. Дело в том, что, когда у мамы появляются страх, тревога или чувство вины, это может оказывать прямое влияние на состояние ребенка и даже замедлять процесс его развития.

ЧЕТЫРЕ ПРАВИЛА ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАДЕРЖЕК РАЗВИТИЯ

  1. Своевременно посещайте педиатра и чутко наблюдайте за ростом и развитием малыша.
  2. При затягивании сроков восстановления после «остановки» обращайтесь за консультацией к неврологу и/или психологу.
  3. Терпеливо и спокойно обучайте ребенка подзабытому навыку (при этом старайтесь не раздражаться и не злиться, напротив, поощряйте и хвалите за любые успехи).
  4. Позаботьтесь о комфортных условиях для крохи – как материальных (например, полноценное питание, удобный горшок, книжки с яркими картинками и т. п.), так и психологических (внимание, одобрение, любовь и поддержка).

Неожиданный регресс: назад, к старым привычкам
Во время стремительного развития некоторые из ранних детских причуд, которые, как вы полагали, уже в прошлом, неожиданно возвращаются. Например, он снова начинает просыпаться среди ночи, хотя уже давно привык спать спокойно, или опять требует бутылочку для питья, хотя в течение последнего месяца прекрасно обходился без нее. Не стоит паниковать, в жизни маленьких детей регресс − вполне нормальное явление. Читать далее

Проблема мокрых штанишек
Время от времени с каждым ребенком происходят маленькие «аварии». Бывает, в саду или в гостях малыш заиграется, итогом чему – мокрые штанишки. Утешив его, вы дружно забываете о досадном эпизоде. Но когда это повторяется, вы начинаете беспокоиться. Он «на ты» с горшком, вы позаботились об этом, подготавливая его к детскому саду. Что же с ним происходит? Читать далее

Почему детей с дефектами речи становится все больше
Все мы помним незадачливого логопеда из известного кинофильма «По семейным обстоятельствам» в исполнении Ролана Быкова. Сегодня вовремя обратиться к специалисту данного профиля (разумеется, более профессиональному) очень важно. Почему, мы и решили выяснить у врачей. Читать далее

Источник

Девочки, дочка перестала говорить некоторые слова. Теперь всесто «дай» просто тычет пальцем, перестала брата звать.

Читайте также:  Развитие творческих способностей ребенка через развивающие игры

С лепетание до года тоже было очень скудно, молчала по под дня.

К 1,4, говорила — Папа, баба, мяу, ав, дай… нет, да, не буду.

И вот настал момент когда осознанно перестала кого- то звать, папу звать недели 2 учили…. дай не говорит, брата не зовёт, не буду не говорит. Повторять за взрослыми не пытается.

Когда бить тревогу? Боюсь если будет задержка речи до 2 лет, потом сложно будет нагнать…

Комментарии

Эта же тема меня беспокоит уже пару месяцев…тоже откат в речи..она и так молчунья,щас просто тишина…я отнесла это к отлучению от ГВ(но сказать ,что были прям нервы и истерики при отлучении я не могу)если этого я видела прогресс..лепет..сейчас я просто «бью в одну точку»в попытках вернуть слова обратно и «приобрести»хоть что то новое…пока так себе выходит..

Россия, Москва

Почти у всех моих знакомых детей и у моих тоже к полутора годам исчезают какие-то слова и звуки. Это нормально. Ребенок осваивает новые навыки самообслуживания, крупной и мелкой моторики, психическое и эмоциональное взросление, отделение от мамы и осознание себя как отдельной личности. Часто развитие речи отходит на задний план, поскольку в этом возрасте это не так важно.

Дайте ребенку спокойно развиваться в своем темпе со своими скачками или откатами, не в соответствии с вашими ожиданиями, часто завышенными.

У меня вот дочка больше молчунья, а сын лепетал без остановки, но понятно стало только после 2,3. Очень по-разному у брата и сестры речь становится)))

Россия, Тюмень

Есть пример такого в окружении: мальчик в год говорил простой лепет: ам-ам, мууу, гаффф, дрррынь. Потом мама с целью отлучить от груди оставила его бабушке, проорался ребенок, о груди «Ð·Ð°Ð±Ñ‹Ð»», но вот лепет из речи тоже пропал. В 3 года его осмотрели педиатр и невролог, оба развели руками, не увидев физических отклонений. Сейчас, в почти 5 лет во рту каша, предложения появились только несколько месяцев назад, понимает его только мама, там действительно речь не разобрать, много упрощений. Берите и занимайтесь дома с ребенком сами, если врачи физических отклонений не найдут. Ждать до 3х лет при регрессе речи — не думаю что это правильно.

Россия, Новосибирск

У сына был регресс к 1.5 годам, буквально стал говорить 2 слова!!! Пошли к неврологу, ничего страшного не сказали!!! Спросили ставили ли прививки в близжайшее время?

Выписали пантонам на 3мес- попили.

Сейчас 2.3г говорит, но по сравнению с сестрой-двойняшкой, говорит значительно хуже. Произношение хромает.

Сходите к неврологу, но прям сильно не паникуйте!!

Россия, Москва

У нас такая же беда была. Невролог оочень настойчиво расспрашивала о прививках — они пришлись как раз на период первого речевого опыта в 8-9 мес. К 1,5 годам ухудшение. Тревогу бить начали прямо сразу после 1,5. Плюнули на всех врачей, которые рекомендовали «Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð¶Ð´Ð°Ñ‚ÑŒ до 3х» и занимались сами с мужем. Почитайте в дневнике. Разговорили ребенка примерно к 2,2. Сейчас много слов новых применяет в речи, но произошение «Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ¾Ðµ» просто. По месту прописки отстояли очередь на программу «Ð‘ожья коровка» — это по сути «Ñ€Ð°ÑÑ‚Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ð¶Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ðµ речи до 3 лет». Я беспокойная мама и не смогла до 3 лет сидеть, смотреть на ухудшение и ничего не делать

Россия, Москва

Какая речь в полтора!? А вы о регрессе))) Отстаньте от ребенка, не мешайте ему развиваться в своем темпе.

Россия, Санкт-Петербург

Госсподи, у нас вообще никакой речи еще не начиналось, а вас уже откат беспокоит…

Anya
3 марта 2018, 11:54

Россия, Москва

Это разные вещи совершенно. У вас речь не начиналась, потому что вероятно темповая задержка. А когда речь развивалась вовремя и вдруг откат это плохо. Невролога посетить будет не лишним

Россия, Санкт-Петербург

😂🙈👍

Россия, Волгоград

У сына до трех лет были такие качели — то появились новые слова, то пропали вместе со старыми. В три прогресс стал стабильным, к четырем уже всем окружающим стало понятно что он говорит, сейчас, в 5,5 окружающие удивляются его взрослым речевым оборотам, развитие с опережением. И такой путь ращвития — вариант нормы. То есть до трех лет ребенок может вообще ничего не говорить и если нет других причин для беспокойства — это норма.

Россия, Москва

У нас был регресс, ходили к неврологу.

Что вам сказали? С чем связано было? Лечились?

Россия, Москва

Да нет, врач сказала что факторов может быть множество . Не лечились само нормализовалось

Россия, Москва

Регресс настораживает, конечно, про невролога написали уже. Просто исключить ваши страхи.

Но чтобы вас приободрить, расскажу. Дочь старшая наша лет до 2,5 обходилась скудным набором простых слов, но врачи проблем не видели и мы ждали. А летом на даче её стало прорывать. Особенно после визита старших двоюродных, за которыми она хвостом ходила. Сейчас в саду и дома и стихи запоминает в лётчÐ