Речевые факторы личностного развития ребенка

ЕЛЕНА МАЛЬГИНА
Формирование личности ребёнка с речевыми нарушениями различного генеза

Формирование личности ребёнка с речевыми нарушениями различного генеза.

«Личность — индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности». Словарь «Психология».

Личность формируется, когда малыш начинает осознавать себя частью окружающего его мира, осознаёт собственное «Я». Обычно это происходит в 3 года. Развивается познавательная, деятельная, эмоционально-волевая сфера. Формирование личности ребёнка происходит под влиянием различных факторов: это семья, социальное окружение, условия, в которых растёт ребёнок, его воспитательная, индивидуальная и коммуникативная среда. На закладку «фундамента» для развития личностных качеств играет влияние семьи. На раннем этапе развития маленький ребёнок копирует поведенческие модели своих родителей и других близких ему людей. Именно в семье каждый день возникают ситуации, выходя из которых ребёнок формируется под влиянием воспитательных и обучающих мер. Процесс формирования личности является сугубо индивидуальным, на него влияют различные факторы. Одним из значимых факторов является коммуникация и социализация, которые в свою очередь тесно связаны с процессом формирования речи.

Наличие у ребёнка, какого либо речевого дефекта не может не оказывать влияния на личность и психику. Играет роль природа дефекта, степень его выраженности, эмоциональное состояние малыша, его отношение к своему речевому дефекту. Многое зависит от того, насколько он адаптирован к сложившейся ситуации, мешает ли ему речевой дефект в общении, в реализации своих жизненных задач, удовлетворении своих потребностей. А так же насколько адекватно реагируют на сложившуюся ситуацию, окружающие его взрослые. При негативных обстоятельствах в результате различных переживаний формируются такие эмоции, как страх, неуверенность в себе, повышенная тревожность. Тревожность, как негативный фактор, оказывает отрицательное влияние, как на речь, так и на всё дальнейшее развитие ребёнка: развивается речебоязнь, появляются проблемы с коммуникацией, стеснительность, робость, пассивность, сниженный уровень притязаний, неадекватная самооценка, расстройство настроения.

Л. А. Зайцева провела исследования о влиянии неблагоприятных факторов микросреды (дом, детский сад) на заикающихся детей. «В числе неблагоприятных факторов оказались: передразнивание ребенка, наказание за неправильную речь, насмешки, неправильный педагогический подход, недостаточная помощь в развитии речи и др.»

А. И. Селивёрстов. «Заикание у детей».

«Н. А. Власова и др. отмечают усугубляющую роль зафиксированного внимания на дефектной речи у заикающихся. Ф. Г. Штоккерт (1927, а затем М. И. Пайкин утверждали, что собственно заикание начинается лишь с момента фиксации заикающегося на своем расстройстве. Когда заикающийся впервые обратит внимание на свою неправильную речь,этот период может считаться критическим в развитии заикания: только теперь начинается боязнь говорить, боязнь речи, которая делает пациента асоциальным и заставляет уединяться. Чем больше внимания уделяется своему страданию, тем оно хуже становится». «С. С. Ляпидевский, С. И. Павлова и др. страх перед речью (логофобию) определяют как «типичный симптом заикания». А. И. Селивёрстов. «Заикание у детей».

В. С. Кочергина, проведя исследования детей с заиканием, сделала вывод о взаимовлиянии личности и речевого дефекта с позиции психофизиологии. Она разделила детей на группы с учетом соотнесения их личностных качеств с речевым дефектом и временем его возникновения. У первой группы детей неуравновешенное поведение возникло из-за речевого дефекта. У второй группы детей неуравновешенное поведение являлось личностной особенностью и усиливалось с развитием заикания. У третьей группы детей неуравновешенное поведение было выражено более явно и напрямую связано с различными соматическими заболеваниями. Четвёртую группу составили дети, у которых задолго до развития заикания наблюдались признаки тяжёлого невроза.

Исследования В. А. Калягина, и Т. С. Овчинниковой показали, что у детей с речевыми нарушениями эталон нервно-психического благополучия ниже, чем у здоровых детей.У детей с алалией наблюдаются: неуверенность в себе, замкнутость, негативизм. Развитие личности становится заторможенным, так как происходит ограничение употребления речи, нарушение коммуникации и социализации.

Однако все же можно снизить фиксацию на речевом расстройстве, тем самым избежав патологических последствий для развития личности.Этого можно добиться под влиянием благоприятных условий: спокойная, доброжелательная обстановка, своевременная коррекционная помощь в преодолении речевого дефекта, коррекция психологического состояния ребёнка.

С другой стороны многие родители, имеющие ребёнка с нарушением речи, зачастую стараются облегчить жизнь своему чаду, предугадывают его желания, общаются с ним с помощью жестов, тем самым вредят ребёнку, снижая его речевую активность. Малыш хорошо чувствует «особое» отношение к себе со стороны близких и постепенно превращается в манипулятора, который «играет» на жалости и доброте окружающих его людей. Развивается безынициативность, слабость характера, приспособленчество.

Читайте также:  Выготский л с психология развития ребенка аннотация

Так же большое значение на формирование личности оказывает социум. В процессе общения реализуется коммуникативная функция речи. Однако ребёнок с нарушениями в речи испытывает трудности в выражении своих мыслей, чувств, желаний. Он не в состоянии поддерживать диалог, полноценно общаться со сверстниками и взрослыми. Это создаёт определённые затруднения в реализации коммуникативной деятельности, усложняет процесс адаптации в обществе, а в частности в детском коллективе, замедляет процесс познания окружающего мира и отрицательно сказывается на социально-личностном, эмоциональном развитии индивидуума. Любое речевое нарушение затрудняет речевое общение ребёнка с другими людьми. Лев Семёнович Выготский говорил, что «любой дефект, ограничивая в общении с окружающим миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества».

Зачастую ребёнок, имеющий речевые нарушения становится объектом издевательств и насмешек со стороны своих сверстников, что так же негативно сказывается на его личностном развитии и создает дополнительные психологические проблемы. Снижается инициативность в общении, повышается конфликтность, замкнутость.

Таким образом, дети с различными речевыми нарушениями в ряде случаев имеют своеобразные особенности формирования личности ребёнка и нуждаются в коррекционном педагогическом воздействии.

Литература:

1. Калягин В. А.Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова

. —— М.: Академия, 2006. — 320 с.

2. Кочергина В. С., Некоторые клинические особенности заикающихся детей дошкольного возраста, Журнал невропатологии и психиатрии, вып. 7, — М., 1958

3. Селиверстов В. И.Заикание у детей:Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. — 4-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.(Коррекционная педагогика).

4. Ляпидевский С. С.: Расстройства речи у детей и подростков.Издательство: Москва 1969 год.

Источник

Татьяна Гицевич
Развитие речи как фактор социально-личностного развития старших дошкольников

Способность членораздельной речи является

одним из наиболее значительных и

характерных проявлений человеческой личности.

Е. И. Тихеев

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогики как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, мышление. Развитие речи влияет на все психические процессы. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем для выражения своих мыслей, чувств, эмоций. Ему будет легче строить свои отношения с людьми, вести переговоры, выражать своё»Я».

Речь это не только средство человеческого общения, познания действительности, но и канал приобщения человека к ценностям духовной культуры.

Поэтому от развития речи зависит социализация ребёнка. Чем успешнее она будет, тем гармоничнее будут отношения с самим собой и с обществом.

Проблема развития речи детей дошкольного возраста является комплексной. Её решение зависит от возрастных этапов и программы ДОУ. Программа «Детство», которую использует наш детский сад, акцентирует внимание на создание в каждой возрастной группе развивающей среды именно для развития речи. В старшей группе к книжному уголку присоединяется «Полочка умных книг», куда ставят познавательные книги и периодически их меняют по темам недели. Книги красочные, с иллюстрациями, для того чтобы привлечь детей. В подготовительной группе мы организуем библиотеку «Читаем сами», откуда дети могут взять домой понравившуюся книгу.Главным требованием к книге: шрифт, красочность. Шрифт должен быть крупным, лучше использовать книжки из серии» Читаем сами». Они наиболее подходят для детей старшего дошкольного возраста. Важным моментом является доступность и возможность взять в руки и посмотреть иллюстрации в любой момент. В группе должно быть несколько книг с рассказами или сказками, которые дети очень любят.

По желанию детей можно перечитывать эти произведения по несколько раз. Это помогает детям ещё раз пережить приключения с любимыми героями, и создаёт у детей благоприятное эмоциональное состояние. После чтения всегда происходит обсуждение произведения. При этом воспитатель задаёт только вопросы, не высказывая своего отношения к героям, пытаясь определить позицию ребёнка.

Читайте также:  Игра и развитие ребенка психология и педагогика игры дошкольника

Работа по данной проблеме ведётся и на занятиях по двум направлениям: работа над связной речью и элементарное приобщение к русскому языку как к сложной системе.

Важным условием развития речи детей является общение. Собеседниками ребёнка должны быть как дети, так и взрослые. Но особенно необходимо чтобы ребёнок общался со своими сверстниками. Играя, обменивался мыслями, чувствами. Поэтому необходимо, при сегодняшней загруженности детей в детских садах, выделять им время для самостоятельной деятельности. Никакое духовное и словесное общение детей со взрослыми не может заменить общение со сверстниками. Никогда дети не говорят так много, охотно, непринуждённо обо всём том, что им ближе и дороже всего как в своём детском обществе. Так в общении и развивается речь детей.

Таким образом, дошкольный возраст -это период активного усвоения ребёнком разговорной речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания.

Литература.

1. Тихеева Е. И. Развитие речи детей : Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 2007

2. Гербоваа В. В.Учусь говорить:- Метод. рекомендации для воспитателей- М. — Просвещение, 20011

Источник

Марина Смирнова
Влияние социально-психологических факторов на речевое развитие ребенка дошкольного возраста

Среди факторов, влияющих на речевое развитие ребенка дошкольного возраста, в отечественной психологии особенно подчеркивается роль социальной среды и активности в психическом развитии детей.

Дошкольный возраст является сензитивным к развитию многих психических функций, в том числе речи. От того, насколько успешно развивается функция речи в этом возрасте, зависит успех психического развития ребенка в целом. Уровень развития речи ребенка в какой-то мере отражает уровень его умственного развития, а также «есть основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи. Работа логопедов и психологов в составе психолого-медико-педагогической комиссии дает основания эмпирически констатировать, что на речевое развитие ребенка дошкольного возраста оказывают существенное влияние социально-психологические факторы. Они, в свою очередь, включают следующие группы более частных детерминант.

I. Социальные факторы.

1. Факторы семейной микросреды.

Состав семьи. В полной семье отцы наряду с матерями играют важную роль в детском коммуникативном развитии. В неполной семье часто ухудшается материальное положение, уменьшается возможность речевого общения матери с ребенком, перестраиваются социальные связи семьи. Ребенок испытывает повышенную потребность в общении, изменяется его эмоциональный статус, а значит, не реализуются в полной мере и речевые возможности ребенка. Процесс речевого развития в неполной семье, таким образом, обедняется.

Количество детей в семье. Вообще не следует абсолютизировать значение количества детей в семье для становления речи. Тем не менее, некоторые отечественные исследователи отмечают, что особенности в развитии речи детей данных семей существуют. По мнению одних, различия определяются таким обстоятельством как уровень физической активности детей. Многодетные родители зачастую не поддерживают подвижные и сюжетные игры детей. Многодетные семьи реже, по сравнению с одно-двудетными, уделяют внимание обучению чтению (50% и 60% соответственно) и познавательным играм (25% и 42%). Экспериментальные исследования Т. Н. Трефиловой-Карацуба показывают, что в многодетной семье затруднен процесс идентификации, а значит, у ребенка наблюдаются трудности в речевом подражании лицам, обладающим зрелой речью, что приводит к отставанию по всем показателям речевого развития.

Уровень образования родителей и их социально-экономический статус. Суммируя результаты многочисленных исследований, Э. Хофф-Гинсберг пришла к выводу, что матери с высоким социо-экономическим статусом (СЭС) создают для своих детей более обогащенную речевую среду, чем матери с низким СЭС, с самого раннего возраста. Они больше общаются со своими детьми и побуждают их к общению, дольше «держат» тему беседы, задают больше вопросов, меньше используют директивные формы высказываний, речь их более богата по словарному запасу и содержит больше информации об окружающих объектах. В результате в дошкольном возрасте дети из семей с высоким СЭС обладают большим словарным запасом, используют в речи грамматически и синтаксически более полные предложения, чем их сверстники из семей с низким СЭС.

Читайте также:  Ребенок с задержкой речевого развития

Характер контактов ребенка с родителями. П. К. Кериг и другими исследователями показано, что родители, удовлетворенные своим супружеством, проявляют больше теплоты по отношению к детям, употребляют более экспрессивную и недирективную речь. Условиями речевого развития в семье выступают также правильная речь взрослых; организация и обогащение предметной среды; организация диалога с ребенком путем задавания побуждающих вопросов, стимулирующих ответ; непосредственное эмоциональное общение и др.

2. Общество сверстников.

Существует несколько точек зрения относительно роли общества сверстников в речевом развитии ребенка. Первая состоит в признании благоприятного действия этого фактора. Специальное сопоставление речевого общения дошкольников со взрослыми и сверстниками, проведенное А. Г. Рузской и А. Э. Рейнстейн, показало, что речь детей в общении со сверстниками более вариативна, богата и менее ситуативна. Это выражается в разнообразии используемых детьми глаголов, прилагательных, наречий и их форм. Ряд речевых категорий в активной речи детей проявляются раньше в их общении со сверстниками, чем со взрослыми.

Посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения, наличие программы обучения родному языку. Посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения оказывает положительное влияние на процесс речевого развития, так как там ребенок, во-первых, имеет постоянные контакты со сверстниками (а это, как уже отмечалось, в свою очередь является необходимым условием речевого развития) и специально, под руководством педагога обучается навыками осознанного анализа речи. Он овладевает основными речевыми умениями в области развития словаря, грамматики, связной речи, учится производить звуковой анализ слова. Овладение звуковым анализом слова способствует овладению чтением и письмом.

II. Генетические факторы.

Связанные с механизмами психического развития ребенка генетические факторы, наряду с социальными, оказывают влияние на речевое развитие ребенка. Часть из них была обнаружена при помощи метода наблюдения в самых ранних исследованиях и согласуется с последними научными работами. Так, тезис о связи отставания в речевом развитии детей и наличии речевых патологий у взрослых подтверждается исследованием E. Plante, которая показала, что родители мальчиков с нарушениями речевого развития имели речевые расстройства и коммуникативные трудности.

Данные о влиянии половых различий детей на их речевое развитие говорят о более успешном раннем речевом развитии у девочек, что вызывает необходимость рассмотрения фактора пола как одной из детерминант речевого развития.

III. Фактор активности. Важнейшим психологическим условием речевого развития детей служит выполняемая ими деятельность. Начало овладения ребенком активной речью связано с предметно-манипулятивной деятельностью, завершение процесса речевого развития – с учебной, основной период по времени совпадает с развитием игровой деятельности, поскольку игра является ведущей деятельностью на протяжении всего дошкольного возраста.

Необходимо заметить, что в исследованиях влияния вышеуказанных факторов на развитие речи детей редко затрагивается проблема механизма этого влияния. Мы предполагаем, что в качестве таковых могут рассматриваться особенности детско-родительского взаимодействия,а именно: уровень протекции в процессе воспитания, степень удовлетворения потребностей ребенка, количество требований, предъявляемых к ребенку в семье, характер стиля воспитания в целом и др. Исследование развития речи через «мозаику» детско-родительского взаимодействия позволит сделать процесс речевого развития ребенка более прогнозируемым и управляемым.

Таким образом, педагогам необходимо помнить, что посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения оказывает положительное влияние на процесс речевого развития, так как там ребенок, во-первых, имеет постоянные контакты со сверстниками (а это, как уже отмечалось, в свою очередь является необходимым условием речевого развития) и специально, под руководством педагога обучается навыками осознанного анализа речи. Он овладевает основными речевыми умениями в области развития словаря, грамматики, связной речи, учится производить звуковой анализ слова. Овладение звуковым анализом слова способствует овладению чтением и письмом. Все мы знаем, что главная задача любого педагога-дошкольника — это гармоничная подготовка каждого воспитанника к обучению в школе. Овладение ребенком грамотной речью способствует к более легкому усвоению школьной программы. Достигается максимальное взаимопонимание между сверстниками и взрослыми.

Источник