Познавательное развитие ребенка в соответствии с требованиями фгос до

Познавательное развитие ребенка в соответствии с требованиями фгос до thumbnail

milochka mixajlova mail ru
Познавательное развитие детей в ДОУ в соответствии с ФГОС

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.

Познавательное развитие детей — одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность — состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. Развитая познавательная деятельность свойственна взрослым людям.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков.

ФГОС ДО выделяет «Основные принципы дошкольного образования», среди которых «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» (п. 1.4.7.).

Разберем основные понятия, встречающиеся во ФГОС ДО и непосредственно связанные с познавательным развитием дошкольников:

познавательное развитие;

познавательные интересы;

познавательная деятельность;

познавательные действия.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Основой познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Познавательные интересы – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. Интерес — это реальная и особо важная причина любых действий, в том числе и познавательных. Он является одним из постоянных, сильнодействующих мотивов деятельности.

Хотелось бы обратить внимание на главу 3, параграф 3.3 ФГОС ДО, где перечислены конкретные требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ. Цитата: «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы».

Одним из важных условий при создании развивающей предметно – пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников. Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития. В связи с этим можно рекомендовать ориентироваться на такие показатели соответствия среды возрасту детей.

Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т. д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность. Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развития детей этого возраста. Общий вид группы – игровой, яркий, предметный.

В средней группе должно преобладать такое содержание развивающей среды, которое определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Этот уровень должен расти, его может обеспечить плавный переход от обеспеченной творческой игры к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, обстановки, игрового содержания, правил и действий. Поэтому игровое оборудование в течение года постепенно уступает место академическому содержанию деятельности.

Старшая группа. Здесь идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры, и здесь к игре предъявляются особые требования. В старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Материалы среды регулярно пополняются.

Подготовительная к школе группа близка по наполнению к старшей группе, но отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, может быть, чуть больше объем содержания. Говоря о проектировании развивающей среды детей подготовительной группы, хочется предупредить желание взрослых превратить эту группу в школьный класс с наглядными пособиями, географическими и историческими картами, схемами и пр.

Познавательная деятельность – это деятельность ребенка, направленная на изучение мира и окружающего пространства. В процессе данной деятельности происходит овладение необходимыми способами, умениями и навыками, при помощи которых ребенок получает знания. Познавательная деятельность, предполагает умение сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале и действовать в соответствии с указаниями педагога. Ребенок стремиться к получению нового опыта и заинтересован в положительной оценке своей деятельности.

Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Источник

Наталья Юферова
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относится: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности. Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

Читайте также:  Теория психического развития ребенка фрейда

1,К первой стадии относится любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета. Данная характеристика свойственна детям раннего возраста.

2,Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста можно определить как любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально воспринятого. В качестве примера проявления любознательности можно привести тот факт, что ребёнок часто задаёт вопросы познавательного характера, например: «Из чего сделаны облака?», «Почему деревья качаются?», «Как достать до неба?». Для развития детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы.

3,Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы.

4,К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относится познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие действий по обследованию, а также паузы для раздумывания); постоянное притяжение к этому объекту.

Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности, особое внимание, уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:

– организация решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе с детьми; – использование проектирования.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В качестве примеров можно провести следующие эксперименты: «Есть ли у воды вкус?»; «Испаряется ли вода?»; «Куда делись чернила?».

В работе с дошкольниками используются познавательные задачи. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности. Примерами познавательных задач могут быть следующие: «Неживая природа»: почему на земле лужи? Почему замёрзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? и т. д. ; «Живая природа: могут ли растения расти без света (влаги, тепла? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему осенью у зайца меняется цвет шерсти? Зачем черепахе панцирь? Почему изменяется жизнь зверей зимой? и т. д. После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. В практике работы детского сада проектную деятельность целесообразно организовывать с привлечением родителей воспитанников и по тем темам, которые не всегда возможно проработать в ДОО. В качестве примеров проектной деятельности с целью познавательного развития можно использовать следующие мероприятия: индивидуальные и групповые проекты «Подводный мир», «Весёлая астрономия», «Домашние питомцы», «Времена года», «Достопримечательности родного города».

Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме. Таким образом, используя экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников.

Литература

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

17 октября 2013 г. № 1155.

2. Дыбина О. В. Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. — М.: Просвещение, 2005.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Под ред. Прохоровой Л. Н. — М.: АРКТИ, 2004.

4. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики. Под ред. Н. Н. Тулькибаевой, Л. В., Л. В. Трубайчук. — М.: Изд. дом «Восток», 2003.

Источник

«Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Познавательное развитие детей — одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность — состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. Развитая познавательная деятельность свойственна взрослым людям.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития.

Читайте также:  Методики оценки развития ребенка раннего возраста

1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);

2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);

Информация состоит из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительных процессов, необходимых для получения и переработки информации. Сюда относятся:

* что интересует ребёнка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания;

* как получает ребёнок информацию, т.е. речь идёт о способах познания и средствах познания;

* как ребёнок перерабатывает информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и т.д.

Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить у ребёнка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой. Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы.

ФГОС ДО выделяет «Основные принципы дошкольного образования», среди которых «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» (п. 1.4.7.).

Разберем основные понятия:

Познавательные интересы – это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Как вы узнаете, есть ли у ваших детей в группе познавательные интересы?

Конечно, главным образом, это становится очевидным по количеству и качеству вопросов, которые задают дети.

Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Вы наблюдали такие действия у своих детей?

Да, кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, это все исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребенок сам добывает нужные ему сведения о мире.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка.

Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности. В задачах, которые ставит Стандарт такая формулировка: «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» (п. 1.6. (6)).

Давайте обратимся ко второму разделу ФГОС ДО

(II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему: п. 2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие).

Здесь определяется содержание познавательного развития. Итак, содержание познавательного развития детей предполагает: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствии и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В книге «Методические рекомендации для педагогических работников ДОО (Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО) / О.А. Карабанова и др. представлена таблица, которая показывает соотношение направления ОО и задачи по ФГОС:

hello_html_14863b2a.jpg

Понятно, что конкретное содержание указанной образовательной области зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014» для каждой возрастной группы указываются те виды деятельности, в которых это содержание может быть реализовано.

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Основные цели и задачи

Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Приобщение к социокультурным ценностям. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

Формирование элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.»

Цель познавательного развития — развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Важнейшим показателем развития ребенка — дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности, которая, с одной стороны, служит источником и движущей силой развития ребенка, а с другой — именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка по месяцам видео

Виды деятельности, в которых наиболее эффективно реализуется содержание познавательного развития детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная.

В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра.

Главные виды игр – сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные,потому что в этих играх удовлетворяется стремление ребенка к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Игра для дошкольника выполняет ту же функцию, что учебник для школьников, она помогает осознать происходящее вокруг.

Коммуникативная деятельность, по сравнению с общением в раннем возрасте, становится более содержательной. Дети способны высказывать свое мнение, задавать «цепочки» вопросов, обсуждать серьезные вопросы, настаивать на чем-то.

Познавательно-исследовательская деятельность,при правильной организации, учит детей видеть проблему, искать способы ее решения, фиксировать результат, анализировать полученные данные.

Приобщение детей к чтению художественной литературы и фольклорапозволяет нам не только пополнить литературный багаж детей, но и воспитать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям, отождествлять себя с героями книги.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд заметно усложняются и позволяет детям выделять больше свойств предметов, получать новые знания.

Конструирование, Изобразительная деятельность, Музыкальная деятельность, конечно, главным образом решают задачи художественно — эстетического развития детей, но при этом они много узнают нового о средствах и материалах, с которыми работают, знакомятся с произведениями искусства.

Двигательная деятельность в меньшей степени, но тоже влияет на познавательное развитие детей. Во-первых, она снимает напряжение, а кроме этого и здесь дети получают много информации о собственном теле, его возможностях, в подвижных играх учатся понимать. В рамках Двигательной деятельности мы знакомим детей с различными видами спорта, знаменитыми спортсменами, олимпийскими играми, формируем представления о здоровом образе жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждая из видов деятельности позволяет реализовать содержание познавательного развития, интегрируя его с другими образовательными областями.

В третьем разделе ФГОС ДО определены «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования».

Каких-то особых требований к условиям реализации образовательной области «Познавательное развитие» нет. Мы должны учитывать все требования к психолого-педагогическим условиям организации образовательного процесса.

Конечно, если ребенок чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе и прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания. Ребенок в этом случае не боится ошибиться, задает вопросы, чтобы правильно решить задачу.

Ребенок стремиться к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. Важно, какую позицию при этом выбрал педагог.

Какой, по-вашему, должна быть эта позиция?

В младшем возрасте воспитатель выступает источником информации, в старшем – воспитатель создает условия и руководит познавательной деятельностью. Поэтому, лучше всего позиция партнера, знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать. В этом случае возможно «Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка…» (п.3.2.1.(3)).

Но дети учатся не только от педагога, но и от других детей. Сверстникам подражать легче, особенно если есть «поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействие детей друг с другом в различных видах деятельности» (п.3.2.1.(4)).

Познавательное развитие предполагает какие-то «открытия» ребенка, решение каких-то значимых для него задач самостоятельно. Это становится возможным при «Поддержке инициативы и самостоятельности детей, Возможности выбора детьми материалов, видов активности» (п. 3.2.1.(5,6)).

В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС ДО названа «Развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными материалами (в том числе с песком и водой) (п. 3.3.4.(1)).

Четвертый раздел ФГОС ДО «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования».

Эти требования формулируются целевые ориентиры. Нам сейчас важно выделить те целевые ориентиры, которые позволяют оценить эффективность познавательного развития детей дошкольников.

Рассмотрим Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (п.4.6.):

«ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешить конфликты;

ребенок обладает более развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересует причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором он живет…»

К концу пребывания в детском саду мы должны помочь ребенку освоить начальные представления в области естествознания, математики, истории. Научить, опираясь на собственные знания, принимать самостоятельные решения в разных видах деятельности.

Заканчивая обсуждение темы, хочу подчеркнуть, что результат познавательной деятельности – это интеллектуально-нравственное развитие личности, приобретение ребенком опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру, формирование потребности в знаниях и познании.

В этой деятельности создаются наиболее благоприятные действия для развития таких важных умственных действий, как: анализ и синтез, отождествление и различение, абстрагирование и обобщение, классификация и сериация.

Это все, что касается дошкольного учреждения.

Немаловажно отметить и «Вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность» (п.3.2.1.(8)). Вместе с родителями дети всё усваивается быстрее, прочнее и осознаннее.

Источник