Речевой карты с характеристикой речевого развития ребенка

Говоря о функциональных обязанностях учителя
 – логопеда, можно выделить одну очень значимую и
 не менее важную обязанность, чем все остальные.
 Это — оформление необходимой документации по
 установленной форме. Ее ведение является одним
 из существенных показателей профессионализма.
Много времени отводит логопед написанию
 логопедических заключений, характеристик,
 представлений, оформлению речевых карт и должен
 рационально использовать своё рабочее время.
Логопед общеобразовательных школ принимает
 участие в работе школьных ПМПК. Выявляя детей с
 особенностями не только речевого развития, он
 дает необходимые рекомендации для дальнейшего
 успешного развития ребенка или направляет при
 необходимости к врачу специалисту
 (психоневрологу, невропатологу, отоларингологу и
 др.)
Чтобы не тратить дополнительного времени на
 подбор необходимых фраз, специальных выражений,
 формулировок в данных рекомендациях
 предлагаются некоторые варианты готовых
 ответов, которые упрощают заполнение документов,
 сохраняя их содержательность и правильность. Это
 помогает повысить свою компетентность в области
 нормативно — правовых материалов, более
 эффективно организовать свою работу.
В рекомендациях нет жесткой
 последовательности. Они могут быть использованы
 учителями — логопедами общеобразовательных и
 коррекционных школ, логопедами детских
 поликлиник, учителями-дефектологами, логопедами
 — новичками, психологами и студентами
 дефектологических и психологических
 факультетов.
Заполняя документ на ребенка, необходимо знать
 содержание нормативных документов, касающихся
 данного вопроса, помнить о возрастных и
 индивидуальных особенностях ребенка,
 основываться на его диагностические данные и
 учитывать результаты речевого развития.
Автор этих методических рекомендаций надеется,
 что они помогут учителям – логопедам в их
 повседневном нелегком труде.
| Рассматриваемый аспект | Варианты ответов | 
| Данные о ходе речевого развития | 
 | 
| Состояние и подвижность артикуляционного аппарата | 
 | 
| Состояние мелкой моторики | 
 | 
| Состояние общей моторики | 
 | 
| Понимание речи | 
 | 
| Звукопроизношение | 
 | 
| Фонематические процессы | 
 | 
| Владение звуко – буквенным анализом и синтезом | 
 | 
| Воспроизведение слов сложного звукового состава | 
 | 
| Темп, внятность речи, характеристика голоса и дыхания | 
 | 
| Проявления заикания | 
 | 
| Словарный запас | 
 | 
| Грамматический строй | 
 | 
| Связная речь | 
 | 
| Письмо | 
 | 
| Чтение | 
 | 
| Координация и пространственная ориентировка | 
 | 
| Дополнительные сведения (краткая – психолого – педагогическая характеристика) | 
 | 
| Логопедическое заключение | 
 | 
| Основные причины трудностей усвоения учебного материала | 
 | 
| Результаты речевого развития | 
 | 
| Рекомендации | 
 | 
Источник
Заполнение речевой карты
Рассматриваемый аспект Варианты ответов Данные о ходе речевого развития
- Речевое развитие по возрасту; 
- без особенностей; 
- доречевое развитие с задержкой; 
- раннее психомоторное развитие протекало с задержкой; 
- в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез; 
- поздно начал говорить; 
- до школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники, детского сада; 
- ранее психомоторное развитие с задержкой; 
- фразовая речь – с 3 лет. 
Состояние и подвижность артикуляционного аппарата
- Анатомическое строение без аномалий; 
- не удерживает позу закрытого рта; 
- может достаточное время удерживать артикуляторное положение; 
- движение языка замедленные, с затруднениями; 
- основные движения языком, губами выполняет; 
- губы толстые, малоподвижные; 
- наблюдается замена движений и синкенезии; 
- язык вялый, массивный, объем движений неполный; 
- переключаемость движений нарушена; 
- тонус нормальный, активность движений достаточная; 
- кончик языка малоактивный; 
- при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается; 
- прикус – прогения; 
- отмечается повышенная соливация; 
- твердое небо – высокое, имеет готическую форму; 
- точность выполнения движений сохранна; 
- зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда; 
- мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы. 
Состояние мелкой моторики
- Движение рук неточное; 
- пробы Хеда выполняет выборочно; 
- с трудом овладевает навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д) 
- навыками самообслуживания не владеет; 
- недостаточно развита моторика мелких мышц рук; 
- произвольная моторика не сформирована; 
- ведущая рука — правая; 
- предпочитает работать левой рукой; 
- все движения выполняет правильно; 
- мышечный тонус повышен; 
- неправильно держит карандаш; 
- моторная неловкость при работе с пластилином; 
- испытывает трудности при овладении графическими навыками; 
- наблюдается замедленный темп письма; 
Состояние общей моторики
- Двигательно неловок, медлителен; 
- ограничен объем активных движений; 
- отстает в темпе, ритме, переключаемости движений; 
- испытывает трудности при имитации движений “как идет солдат, летит птица, как режут хлеб” и т.д.; 
- мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках; 
- отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений; 
- замен движений и синкенезий не наблюдается; 
Понимание речи
- Речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта; 
- понимание речи затруднено; 
- выполняет задания по словесной инструкции; 
- нуждается в неоднократном повторении задания; 
- с опозданием реагирует на обращение учителя; 
- речь окружающих выполняет выборочно, с неточностями; 
- понимание речи связано с незнанием русского языка. 
Звукопроизношение
- Имеются недостатки произношения; 
- нарушено произношение звуков …; 
- дефектно произносит оппозиционные звуки; 
- недостатки произношения звонких согласных (оглушение); 
- изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи; 
- отсутствие, замена, искажение, смешение звуков; 
- полиморфное нарушение звукопроизношения характера стертой формы дизартрии. 
Фонематические процессы
- Фонематический слух недостаточно сформирован; 
- фонематический синтез сформирован, правильно производит слова из последовательно названных звуков; 
- фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки; 
- затрудняется придумать слово на заданный звук; 
- слабо дифференцирует оппозиционные фонемы; 
- неправильно дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина; 
- фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы; 
- при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности; 
Владение звуко – буквенным анализом и синтезом
- Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы; 
- допускает ошибки при определении количества звуков в слове; 
- имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков; 
- определение места звука в слове сформировано; 
- место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно; 
- имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале; 
Воспроизведение слов сложного звукового состава
- Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных; 
- количество слогов в многосложных словах определяет неправильно; 
- переставляет слоги местами; 
- слова сложного звукового состава воспроизводит правильно. 
Темп, внятность речи, характеристика голоса и дыхания
- Темп высказываний замедленный; 
- речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих; 
- звуки произносятся нечетко; 
- голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый; 
- дыхание свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное); 
- темп и ритм речи в пределах нормы; 
- словесное ударение употребляет правильно; 
- интонационная речь недостаточно выразительна. 
Проявления заикания
- Не заикается; 
- иногда повторяет первый слог в словах, сложных по структуре или семантике; 
- наличие судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных); 
Словарный запас
- Объем словарного запаса соответствует возрасту; 
- словарь беден, неточен, ограничен обиходно – бытовой тематикой; 
- не всегда точно использует слова; 
- испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов; 
- в речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия; 
- не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении; 
- часто использует слова не по назначению; 
- допускает смешение слов по смыслу и по акустическому сходству; 
- страдает понимание и употребление обобщающих понятий. 
- Грамматический строй 
- Недостаточно сформирован для данного возраста; 
- в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции; 
- допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; 
- имеется несогласование слов во фразе, аграмматизмы; 
- неправильно употребляет предлоги, падежи; 
- имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число; 
- в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены; 
- допускает ошибки в употреблении сложных предлогов; 
- имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, на зелеными деревьев); 
- допускает ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах; 
- есть аграммматизмы при образовании прилагательных от существительных (сливочное варенье, волчачий хвост). 
Связная речь
- Наблюдается недостаточное развитие связной речи; 
- в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий; 
- неотчетливо произносит слова; 
- оречевление затруднено; 
- при ответах пользуется фразой несложной конструкции; 
- наблюдается высокий уровень речевого развития; 
- опыт речевого общения беден; 
- самостоятельно высказаться затрудняется; 
- устная форма речи недостаточно сформирована. 
- грубое недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо рассказа). 
Письмо
- Имеются многочисленные ошибки разного характера; 
- испытывает трудности при овладении письмом и чтением (т.к. имеется большое количество специфических – дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других); 
- при списывании наблюдаются единичные ошибки; 
- при письме под диктовку допускает большое количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др., пропуски, добавления, пропуски предлогов, слитное написание слов). 
Чтение
- Способ чтения побуквенно – слоговой; 
- чтение замедленное, послоговое, словами; 
- понимание прочитанного с неточностями; 
- чтение послоговое, простые слова читает целостно; 
- делает запинки при чтении многосложных слов; 
- чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв, аграмматизмы и др.); 
- не отвечает на вопросы по тексту; 
- при чтении слова произносит неотчетливо. 
Координация и пространственная ориентировка
- Нечеткая координация движений; 
- затрудняется определить правую, левую сторону; 
- зрительно — пространственные представления сформированы недостаточно; 
- причинно – следственные связи (отношения) выстраивает только с помощью взрослого; 
- неправильно располагает написанное на листе бумаги; 
- схема тела не сформирована; 
- правильно определяет части тела. 
Дополнительные сведения (краткая – психолого – педагогическая характеристика)
- Ошибки часто обусловлены невнимательностью, импульсивностью; 
- охотно принимается за выполнение заданий не дослушав объяснения; 
- легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе; 
- имеет стойкую неуспеваемость по основным предметам; 
- испытывает трудности при усвоении материала по русскому языку; 
- внимание неустойчивое, часто отвлекается; 
- значительно снижен объем кратковременной и долговременной памяти; 
- с трудом овладевает необходимым объемом знаний; 
- запас знаний и представлений об окружающей действительности значительно снижен; 
- инструкции по выполнению задания требуется повторять неоднократно. 
Логопедическое заключение
- Показаний для занятий на логопункте нет; 
- фонематическое недоразвитие речи; 
- общее недоразвитие речи; 
- нерезко выраженное общее недоразвитие речи; 
- нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР; 
- недоразвитие фонематического слуха и фонематического восприятия; 
- лексико-грамматическое недоразвитие; 
- полиморфное нарушение звукопроизношения, дислексия и дисграфия; 
- сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза); 
- имеется нерезко выраженная дисграфия; 
- аграмматическая дислексия и дисграфия; 
- фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; 
Основные причины трудностей усвоения учебного материала
- Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью или вследствие соматической ослабленности; 
- трудности адаптации в школьном учреждении; 
- нарушение моторики в виде недостаточной координации движений; 
- незрелость эмоционально – волевой сферы; 
- педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий ребенка; 
- гиперопека родителей; 
- недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля; 
- двигательная расторможенность, гиперактивность; 
- ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире и т.д.; 
- трудности начались со второго полугодия, после болезни; 
- недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя; 
- трудности овладения учебными терминами, понятиями; 
- слабо развито словесно-логическое мышление; 
- недостаточное развитие связной речи; 
- трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в заданном темпе); 
- невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез и т.д.) 
Результаты речевого развития
- Динамика речевого развития незначительная; 
- при положительной динамике развития выпущен из группы; 
- рекомендовано продолжить занятия с логопедом; 
- динамики в развитии не наблюдается; 
- логопедические занятия посещал нерегулярно, материал усвоен выборочно, динамика развития ребенка незначительная. 
Рекомендации
- Диагностическое обследование ребенка и сбор данных; 
- избегать интеллектуальные и психологические нагрузки; 
- ребенок нуждается в индивидуальном подходе и постоянном контроле со стороны взрослых; 
- перед объяснением нового материала проводить пропедевтические упражнения; 
- в целях компенсации и выравнивания недостатков физического, психического и речевого развития, избегая перегрузок, рекомендуется повторный курс обучения (или обучение в специальной коррекционной школе); 
- систематизировать, расширять и уточнять имеющиеся учебные знания и сведения об окружающем мире; 
- пополнение и уточнение имеющихся знаний; 
- систематизация умения и навыков; 
- рекомендуется консультация у специалистов…; 
- во избежание “школьной неуспешности” рекомендовано посещение школы с 7 летнего возраста; 
- рекомендован дополнительный отдых; 
- уменьшение интеллектуальной и эмоциональной нагрузки; 
- посещение занятий с психологом и логопедом; 
- устранение пробелов в имеющихся знаниях; 
- довести до необходимого уровня учебную деятельность; 
- стимулировать самооценку; 
- создание возможности выбора…; 
- повышение личной ответственности; 
- создание благоприятной обстановки в классе, дома и т. д.; 
- оказание помощи в обретении веры в свои силы; 
- рекомендован повторный курс обучения; 
- проведение дополнительного обследования с целью определения ребенка на дальнейшее обучение с учетом его уровня развития; 
- восполнение пробелов в имеющихся у него знаний; 
- ребенку необходим поэтапный контроль и частая смена видов деятельности; 
- для развития мотивации желательно использование занимательного материала, видов и приемов заданий, вызывающих интерес учащихся, создание ситуации “успеха”; 
- единство требований к ребенку учителя, логопеда, психолога и родите 
Источник
 
 