Подвижная игра как средство воспитания физического развития ребенка

Подвижная игра как средство воспитания физического развития ребенка thumbnail

Мария Андрющенко
Подвижная игра как средство физического воспитания детей дошкольного возраста

Чтобы малыш рос здоровым и всесторонне развитым, необходимо с раннего детства уделять большое внимание физическому воспитанию, потому что именно в дошкольном возрасте формируются важные базовые умения и навыки, создается фундамент двигательной деятельности, из элементов которой впоследствии и складывается двигательная активность взрослого человека.

От состояния двигательной сферы и возможностей в овладении различными движениями, моторными актами и двигательной деятельностью в целом зависит развитие жизненно необходимых способов передвижения и формирование элементарных навыков самообслуживания, а так же овладение учебно-трудовой деятельностью в школьном возрасте и, наконец, выбора в будущем желаемой профессии, требующей высокого уровня координации движений.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, она доступна и понятна детям. Поэтому с помощью игры, в данном случае подвижной, мы можем физически развивать ребенка. Подвижная игра — это комплексное средство воспитания, т. к. она направлена на всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма и черт характера играющих. В процессе подвижной игры весь организм ребенка втягивается в работу, у него улучшается пищеварение, становится глубже дыхание, укрепляется нервная система, воспитываются такие черты характера как воля, дисциплинированность, сдержанность.

Физическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического формирования здорового, полноценного человека, его физических сил и физических качеств, обеспечивающих его приобщение к физической культуре и стремление к физическому совершенству.

Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка.

В соответствии с целью физическое воспитание предусматривает решение следующих задач:

1. Оздоровительные: укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, закаливание организма.

2. Образовательные: формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств (быстрота, ловкость, гибкость, сила, выносливость и др., овладение специальными знаниями.

3. Воспитательные: содействие умственному, нравственному, эстетическому, трудовому воспитанию.

Задачи конкретизируются в зависимости от контингента занимающихся: их возрастных особенностей, состояния здоровья, уровня физического развития, физической подготовленности, профессиональных интересов.

Осуществлять физическое воспитание детей, это значит:

1. уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей;

2. формулировать задачи физического воспитания на определенный период (на пример, на учебный год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей;

3. организовать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях;

4. проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к достижению целей;

5. сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами;

6. владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.

Таким образом, хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении должна быть нацелена на поиск резервов полноценного физического развития детей и формирование основ здорового образа жизни.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей.

Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения.

Таким образом, «подвижная игра» — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами». Подвижным играм отводится важнейшее место в формировании разносторонне развитой личности ребенка. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает к определенным умственным и физическим усилиям.

Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств.

Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью, по видам движений (игры с бегом, метание и т. д.). Выделяется еще один вид игр — игры-забавы, в которых происходит выполнение знакомых движений в необычных условиях (бег в больших валенках, прыжки со связанными ногами, бег в мешках и т. д.). Они требуют проявления ловкости и доставляют много веселья и радости.

В теории и методике физического воспитания принята классификация игр по содержанию: подвижные игры с правилами и спортивные игры.

К спортивным играм относятся баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др. Спортивные игры целесообразно использовать в старшей и подготовительной к школе группах дошкольного учреждения.

К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры.

Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа:

— перебежек, ловишек;

— игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т. п.);

— игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»);

— игры с предметами (мячи, обручи, кегли и т. п.).

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т. д.

Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея, правила и двигательные действия.

Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение.

Образовательные и воспитательные функции подвижной игры могут быть успешно осуществлены только при умелом руководстве ею, которое предусматривает управление двигательным и нравственным поведением детей.

Методика проведения подвижной игры включает в себя: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итога.

Читайте также:  Значение эмоциональной сферы в речевом развития ребенка

При проведении подвижной игры следует помнить, что собирать детей необходимо в том месте на площадке, откуда будут начаты игровые действия, сбор должен проходить быстро и интересно. Объяснение игры — это инструкция, оно должно быть кратким, понятным, интересным и эмоциональным. Роли определяют поведение детей в игре, выбор на главную роль должен восприниматься как поощрение, как доверие. В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, сноровку, смекалку. Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей (до 3-4, роли распределяются между всеми детьми; используются игры-эстафеты.

Создание условий при проведении игры с детьми среднего и старшего возраста условия для игры могут создавать сами дети. Воспитатель предлагает поставить скамейку, разложить обручи, начертить границы перебежки и т. д. В дальнейшем эти умения могут пригодиться в самостоятельной деятельности

По мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянной. Изменения должны быть всегда обоснованы. Кроме того, усложнения делают для детей интересными хорошо знакомые игры.

Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует деятельность детей. Развитие двигательного творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложных задач. В развитии активности в процессе подвижной игры детей важное место отводится методике руководства воспитателем.

Исходя из вышеизложенного, мною разработан сборник подвижных игр, который актуален для развития физических качеств: сила, быстрота, выносливость.

Цель сборника: развивать физические качества детей посредствам подвижных игр.

Данный сборник подвижных игр строится по следующим принципам:

• Принцип доступности и учету возрастных особенностей детей;

• Принцип систематичности и последовательности проведения подвижных игр;

• Принцип прогрессирования;

Подвижные игры подбирались разнообразного содержания с учетом интересов детей.

Материал сборника распределен по разделам:

1. Игры на развитие быстроты

2. Игры на развитие силы

3. Игры на развитие выносливости

Таким образом, в общей системе образовательной работы ДОУ физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. В этом аспекте, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности.

Источник

Наталья Глотова
Подвижная игра — средство физического воспитания дошкольников

Проблема здоровья подрастающего поколения является одной из важных проблем жизни современного общества. Как добиваться, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принимать? Исследователи этой проблемы пришли к единому мнению: привлечение детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях помогает развивать у них позитивное отношение к здоровому образу жизни, разнообразные навыки в физической, познавательной, эмоциональной областях жизни.

Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ — это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Физическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического формирования здорового, полноценного человека, его физических сил и физических качеств, обеспечивающих его приобщение к физической культуре и стремление к физическому совершенству.

Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.

Цель работы: определение возможностей подвижной игры как средства физического воспитания детей дошкольного возраста.

Осуществлять физическое воспитание детей, это значит:

1. Уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей;

2. Формулировать задачи физического воспитания на определенный период и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей;

3. Организовывать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы в конкретных условиях;

4. Проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к достижению целей;

5. Сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами.

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место.

Подвижные игры — одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.

Подвижная игра – это эмоциональная деятельность детей, которая связана с выполнением основных движений. Игра развивает физически, умственно, воспитывает нравственно, развивает все психические процессы, воспитывает эстетику, трудовые навыки.

В игре ребёнок упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т. д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен.

Для того чтобы выяснить, действительно ли подвижная игра способствует формированию устойчивого интереса к занятиям физической культурой и двигательной активности и развитию физических способностей я провела исследование.

На этапе наработки практического материала:

— составлена классификация подвижных игр по принципу дифференцированного развития физических способностей;

— составлена картотека подвижных игр согласно возрастным особенностям детей;

— разработаны карты диагностики для выявления уровня развития быстроты, ловкости, выносливости и скоростно-силовых способностей.

На этапе исследования, до начала педагогического эксперимента, было проведено тестирование уровня развития у детей физических способностей (быстроты, ловкости выносливости). На втором этапе, в течение шести месяцев, велась работа по включению в физкультурные занятия подвижных игр, с целью повышения эффективности применения физических упражнений. На третьем этапе проведено повторное тестирование уровня развития физических способностей, с целью оценить эффект педагогического эксперимента к исходному показателю.

Читайте также:  Ребенок не разговаривает и отстает в развитии в 3 года

Результаты тестирования показали положительную динамику развития физических способностей у детей-дошкольников. Педагогический эксперимент показал, что удалось не только сохранить естественный возрастной характер изменений всех физических способностей, но и в некоторых случаях даже ускорить этот процесс. В большей степени это относится к развитию быстроты и ловкости. Методика использования в физическом воспитании детей 3-6 лет подвижных игр, дифференцированных по специфике сопряженного развития физических способностей позволяет целенаправленно воздействовать на процесс укрепления здоровья, повышения уровня физической подготовленности и улучшения в целом здоровья дошкольников.

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

С целью усиления двигательного режима детей необходимо осуществлять мероприятия:

— увеличивать количество подвижных игр, проводимых в течение дня, включая их в содержание утренней и бодрящей гимнастики;

— проведение подвижных игр до завтрака;

— введение подвижных игр в занятия, где это приемлемо;

— максимально использовать зал для проведения подвижных игр;

— большое внимание уделять разучиванию подвижных игр, оснащению их атрибутами с целью повышения у детей интереса к ним;

— подбор подвижных игр производить с учетом предшествующей деятельности детей.

Использование всего комплекса эмоционально-оздоровительных, познавательных и воспитательных компонентов, заключённых в подвижных играх, способствует осуществлению задач всестороннего воспитания.

Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение. В играх воспитываются основные физические способности ребенка, такие, как быстрота, ловкость, выносливость, совершенствуются разнообразные двигательные умения и навыки. Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Инструкторам по физической культуре важно творчески подходить к проведению физкультурных занятий, использовать подвижные игры и игровые упражнения, содержащие такие виды движений, в которых ребенок особенно нуждается.

Источник

Я.А. Коменский –
высоко оценивал роль игр, «состоящих в
движении», для разрешения оздоровительных,
образовательных и воспитательных задач.

Подчеркивая большое
значение правильного руководства играми
со стороны старших, Я.А.Коменский говорил,
что при соблюдении необходимых условий
игра должна становиться «серьезным
делом», т.е. или развитием здоровья, или
отдыхом для ума.

К. Д. Ушинский –
XIX в. Придавал большое значение игре как
средству воспитания. Игру ребенка он
рассматривал как действительность
ребенка с его действиями и переживаниями.
Он подчеркивал, что эта действительность
более интересна ребенку, чем окружающая
его жизнь, потому что она ему более
понятна. В игре ребенок знакомится со
всем окружающим, пробует свои силы и
самостоятельно распоряжается предметами,
в то время как в действительности у него
еще нет никакой самостоятельной
деятельности. По мнению Ушинского, игры
не проходят бесследно для будущей жизни
ребенка и в известной мере содействуют
формированию его личности. Существенное
влияние оказывают игры на развитие
детского воображения, особенно в
дошкольном возрасте.

П. С. Лесгафт. Игры
он рассматривал как одно из действенных
средств физического образования и
воспитания. П. С. Лесгафт уделял большое
место играм на уроках физкультуры: в
младших классах он отводил играм
пол-урока, а в средних – треть урока. Он
считал, что подвижные игры имеют большое
образовательное и воспитательное
значение, что они представляют собой
более сложное действие, чем отдельные
гимнастические упражнения.

В. Г. Марц. Стремился
к тому, чтобы подвижные игры как ценное
средство физического и морального
воспитания были внедрены в школы, в
детские сады. Марц рассматривал подвижные
игры как средство физического и
нравственного воспитания детей, он
разработал методику руководства играми,
считал, что от руководства во многом
зависит успех игры.

Подвижную игру В.
Г. Марц органически связывал со спортивной.
Самую несложную подвижную игру он
считает первой ступенью той лестницы,
по которой ребенку предстоит взобраться
на самый верх – до спортивной игры.

А. С. Макаренко. По
его мнению, игры – средство подготовки
ребенка к жизни, переходная ступень к
трудовой деятельности. В играх у детей
воспитывается активность, инициатива,
чувство коллективизма. Но не всякая
игра имеет воспитательное значение, а
только та, которая носит активный
характер.

Подвижные игры
как средство физического воспитания
для младших школьников имеют ряд
особенностей. Наиболее характерными
для них являются активность и
самостоятельность играющих, коллективность
действий и непрерывность изменений
условий деятельности. Деятельность
играющих подчинена правилам игры.

Взаимоотношения
между играющими детьми определяются,
прежде всего, содержанием игры. Различие
в отношениях позволяет выделить две
основные группы – некомандные и командные
игры, которые дополняются небольшой
группой промежуточных переходных игр.

Выбор той или иной
игры определяется конкретными задачами
и условиями проведения. Для каждой
возрастной группы характерны свои
особенности в выборе и методике проведения
игры.

При подборе игры
продумываются следующие вопросы:

1) цель игры, какие
умения и навыки будут формироваться в
процессе её проведения;

2) какие воспитательные
цели преследуются в процессе игры;

3) посильна ли она
для учащихся;

4) все ли учащиеся
будут в ней участвовать;

5) что даст игра
каждому ребенку.

6) Подведение итогов
должно быть простым и четким.

Игры снимают
напряжение, возникающее в процессе
учебных занятий. Они – одно из самых
доступных, эмоциональных и вместе с тем
действенных средств самопознания,
развлечения, отдыха, физического и
интеллектуального развития.

Дети младшего
школьного возраста отличаются особой
подвижностью и постоянной потребностью
к движению. Однако при выборе игр нужно
помнить, что организм младших школьников
не готов к перенесению длительных
напряжений. Их силы быстро истощаются
и довольно быстро восполняются. Поэтому
игры не должны быть слишком длительными:
обязательно нужно делать паузы для
отдыха.

Учащимся 1-2 классов
ещё недоступны игры со сложными движениями
и взаимоотношениями. Их больше привлекают
игры имитационные, сюжетного характера,
с пробежками, увертыванием от водящего,
с прыжками, ловлей и бросанием мячей и
разнообразных предметов. Действия в
коллективе для них сложны, и поэтому с
большим удовольствием они играют в
некомандные игры.

У детей 9-10 лет
(3-4) классы, заметно прибавляется сила,
улучшаются координационные возможности,
быстрота, ловкость, выносливость,
приспособляемость организма к физическим
нагрузкам, более совершенным становится
управление своим телом. Детям этого
возраста уже доступны игры, довольно
сложные по содержанию.

В психике детей
9-10 лет также происходят изменения.
Увеличение силы и подвижности нервных
процессов влечет за собой повышение
устойчивости внимания и интересов
детей. Развитие оперативного мышления
позволяет решать более трудные тактические
задачи. Это особенно важно, поскольку
детей начинают интересовать игры с
соревнованием между целыми игровыми
коллективами.

Читайте также:  Упражнения для развития двухмесячного ребенка

Между играми
мальчиков и девочек 9-10 лет нет существенной
разницы. Но все же мальчики более склонны
к играм с элементами единоборства,
взаимовыручки, борьбы за мяч. Девочки
предпочитают спокойные игры с ритмичными
движениями и точными действиями (с
предметами, с мячом).

Особой любовью
детей этого возраста пользуются игры
с мячом, с бегом, прыжками через препятствия
и метанием различных мелких предметов,
а так же военизированные игры на
местности.

Длительность игр
и интенсивность нагрузки в играх с
детьми 9-10 лет увеличиваются. Более
строгим становится судейство, чаще
используются полюбившиеся игры. В играх
ярче

Проведение подвижных
игр определяется целями и задачами,
которые решаются с их помощью. Всестороннее
воспитание и гармоничное развитие
занимающихся возможно только в результате
многолетнего, систематического и
правильно организованного процесса
обучения подвижным играм. Ведущая роль
в этом принадлежит учителю.

Организуя обучение,
учитель должен стремиться:

1. воспитывать у
занимающихся высокие морально-волевые
качества;

укреплять их
здоровье и способствовать правильному
физическому развитию;

2. содействовать
формированию жизненно важных двигательных
навыков и умений.

Воспитание
педагогической морали тесно связано с
выбором игр. Нужно подбирать игры, ярко
отражающие нашу действительность,
воспитывающие необходимые качества и
правильное понимание жизни. Унижение
человеческого достоинства, грубость,
эгоизм в играх недопустимы.

Обучение подвижным
играм основывается на общих закономерностях
процесса обучения. Переходить от простых
игр к более сложным надо своевременно,
не дожидаясь, пока младшие школьники
потеряют интерес к известным играм.
Важно правильно опираться на имеющийся
опыт. Каждая новая игра должна как бы
«вырастать» из старой, хорошо известной.
Это облегчит усвоение, и будет
способствовать закреплению навыков и
умений. В дальнейшем игры должны
систематически усложняться, чтобы не
потерять воспитательного значения.

Существует несколько
классификаций подвижных игр. Традиционно
игры различают по наличию отсутствия
инвентаря, по количеству участников,
по степени интенсивности и специфики
физической подготовки, наличию ведущего,
места проведения, по элементам разметки
пространства, по общему сюжету и т.д.

Индивидуальные,
одиночные подвижные
игры создаются,
организуются и ведутся одним ребенком.
В этом случае ребенок может сам определять
смысл и содержание игры, временные
правила для самого себя, которые может
видоизменять по ходу игры, ради более
эффективного достижения цели, обусловленной
собственным смыслом игровых действий.
Такие игры носят преимущественно
сюжетный характер, с распределением
ролей в соответствии с сюжетом и часто
применяются педагогами для расширения
психологических задач, включая
реабилитационные. В этой связи такие
игры носят название ролевых.

Коллективные
подвижные игры называются
так по признаку одновременного участия
в игре определенного количества играющих.
Эта разновидность игр наиболее популярна
среди детей и отличается большим
многообразием. Коллективные игры
подразделяются на командные и некомандные.

Некомандные
игры проводятся
с водящим и без водящего участника. По
функциональному признаку для некомандных
игр без водящих характерно индивидуальное
соперничество играющих за свое,
обусловленное правилами место на игровой
площадке или в построении играющих, а
также индивидуальное проявление
соблюдения порядка в коллективных
действиях. Особенностью некомандных
игр с водящим является по ролевым
функциям игроков противоборство с
водящими и противодействие игроков
одной команды водящим из другой путем
взаимодействия с партнерами по команде
или при их поддержке и непосредственной
физической помощи.

Командные
игры подразделяются
на игры, в ходе которых участники в
соответствии с содержанием игры и
правилами не вступают в физический
контакт с соперником, и на игры с наличием
физического противоборствующего
контакта игроков-соперников в процессе
игровых действий.

В
играх без
физического контакта
 соперников
по функциональному признаку игроков
наличествует: проявление единоборства
за свою команду; проявление борьбы за
свою команду путем взаимоподдержки и
физической взаимопомощи игроков одной
команды. Подвижные
игры с контактным взаимодействием игроков
противоборствующих команд по функциям
играющих подразделяются: на индивидуальное
единоборство за свою команду; борьбу
за интересы своей команды, но при
совокупности всех единоборных действий,
поддержке партнеров по команде и их
физической помощи.

Ряд
командных
игр имеют ярко выраженный предспортивный,
или полуспортивный
характер, в
содержание которых вносятся простые
элементы, приемы определенных спортивных
игр, не требующие специально направленной
технической подготовки и подготовленности
игроков. Эти игры характерны распределением
среди участвующих игровых функций,
амплуа. Полуспортивные игры проводятся
по специальным правилам и стимулируют
игроков на проявления элементарной
технической и физической подготовленности.

Некомандные
и командные 
подвижные
игры характеризуются
рядом обобщенных для этих групп игр
типичных двигательных действий:

— выполнением
ритмических движений — проявлением
творчества, а также подражания животным
в их специфических движениях;

— перебежками на
короткие дистанции с проявлением
скорости перемещения и ловкости;

— скоростного
действия выраженно координированного
характера с различными инвентарными
предметами;

— прыжками,
связанными с преодолением препятствий,
силовым сопротивлением;

—  проявлением
ранее сформированных двигательных
навыков, основанных на умении
ориентироваться в пространстве,
улавливании и различении звуков и
наблюдательности.

Подвижные
игры с водящим
 и
без водящего

проводятся играющими разных возрастных
групп, однако вариант игры с водящим
целесообразно применять в соответствии
с возрастными двигательными возможностями
детей, без чрезмерного усложнения
содержания и правил игры.

В
музыкальных
подвижных играх применяются
преимущественно два варианта музыки.
Первый основан на музыкальном оформлении
сюжетной стороны подвижной игры, например
жанра сказки. В этом случае от преподавателя
требуется проявление элементарной
музыкальной подготовленности, по
возможности — привлечения к созданию
игровой двигательной композиции
специалистов — музыкантов. Второй
вариант основан на применении музыки
в игре как музыкального фона для
двигательного содержания игры с целью
повышения ее эмоциональности. Причем
этот фон может быть или нейтральным по
характеру, или определять темпо-ритмовую
картину развития игры. Во всех вариантах
применения музыки в процессе подвижной
игры от преподавателя требуется
проявление профессионального творчества
и желание доставить детям эстетическое
наслаждение.

Подвижные
игры с
физическим
контактом с
соперником подразделяются на игры, где
контакт носит опосредованный характер,
например в перетягивании каната, или
случайный, который трудно избежать, не
нарушая содержание игры и ее сущность.
При подборе игр или при спонтанном
определении их содержания рекомендуется
избегать игр с потенциально травмоопасным
содержанием, где целенаправленный
физический контакт играющих может
привести к нежелательным и опасным
последствиям для их здоровья.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник