Речевое развитие ребенка норма среднее

Речевое развитие ребенка норма среднее thumbnail

Нестеренко Наталия
Нормы речевого развития у детей среднего возраста

НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Основное назначение условного эталона подразумевает соотнести состояние языка, обнаружено на обследовании, с данными условного эталона нормы, что позволит установить фазу (стадию) развития аномальной детской речи и оценить степень сформированности в ней различных компонентов языка.

Анализируя научно-педагогический опыт, можно выделить критерии речевого развития ребенка среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Фразовая речь детей характеризуется тем, что простые распространенные предложения, принимают сложносочиненные и сложноподчиненные предложения объемом до 10 слов.

Характеризуя понимание языка детьми среднего дошкольного возраста, следует отметить то, что дети осознают смысл обращенной речи; является устойчивость внимания к речи окружающих; способны выслушивать ответы, указания взрослых, понимают смысл учебных и практических задач; слышат, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей и своей, понимают изменения слов с помощью приставок, суффиксов и флексий, понимают оттенки значений однокоренных и многозначных слов, особенности логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.

Словарный запас детей среднего дошкольного возраста составляет до 3000 слов; появляются обобщающие понятия (посуда, одежда, мебель и т. д.); чаще используют прилагательные — признаки и качества предметов; появляются притяжательные прилагательные (лисий хвост и т. д., шире используются наречия и местоимения, сложные предлоги (из-под, из-за и др.); обладают словообразованием: образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова, относительные прилагательные (дерево — деревянный, снег — снежный) и т. д. Ярко проявляется словотворчество.

Анализируя грамматический строй языка детей, наблюдается, что они согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными; меняют слова по числам, родам, лицам; правильно употребляют предлоги в речи. Но также увеличивается количество грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа существительных; неправильно согласуются глагола с существительными, нарушается структура предложений.

У детей среднего дошкольного возраста резко повышается интерес к звуковому строению слова, они пытаются найти сходство в звучании слов и с успехом подбирают пары слов, близкие по звучанию. Иногда дети замечают неправильное произношение своих сверстников, однако еще не в состоянии заметить нарушений звукопроизношения собственного вещания. Достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата детей пятого года жизни дает возможность им осуществлять более точные движения языком, губами.

На пятом году жизни уменьшается количество перестановок складов, пропусков звуков, исчезает общее смягчение их, появляется правильное (хотя и неустойчивое) произношение шипящих звуков и р (Рариса — Лариса, жамок — замок). Все это не дефекты речи, а закономерные этапы во время нормального развития организма ребенка, в частности речевых органов, когда речь еще не достигла полного развития. Это так называемые физиологические возрастные особенности речи детей дошкольного возраста.

Какие же причины возрастных и физиологических особенностей речи детей? Как известно, речь ребенка развивается в результате подражания речи людей, которые его окружают. Поэтому для правильного его развития, особенно звуковой стороны, ребенок должен хорошо слышать.

Воспитателям следует знать, что важным анализатором в усвоении речи является слух. Слух развивается раньше, чем артикуляция, именно ему принадлежит ведущее место в развитии речи человека. В дошкольном возрасте слуховое восприятие и внимание несовершенны и недоразвитые.

Чтобы четко и правильно произносить звуки и слова, нужны быстрые, точные, координированные движения органов речевого аппарата (губы, язык, нижняя челюсть, мягкое небо, голосовые связки). У детей движения речевого аппарата еще нескоординированы, неточные, замедленные. Язык тяжелый, малоподвижный, голосовые связки короче, чем у взрослых. Все это вызывает неправильное произношение звуков.

Итак, до пяти лет физиологические, возрастные недостатки речи детей постепенно исчезают. Улучшается их звукопроизношение, полностью исчезает смягченное произношение согласных, почти не наблюдаются пропуски звуков и слогов. Большинство детей овладевают произношением шипящих, сонорных звуков, аффрикаты дз, дж, правильно используют в словах ударение, придерживаются норм литературного произношения слов. В то же время в некоторых из них еще остается неустойчивым произношение определенных групп звуков, например свистящих и шипящих: в одних словах (в сочетании с гласным) звук произносится правильно, в других (в сочетании с согласным) — нет.

Дети пятого года жизни часто испытывают трудности звукопроизношения в словах, насыщенных различными согласными, например свистящими и шипящими одновременно. Это объясняется тем, что дети еще не всегда отчетливо воспринимают звуки на слух или нечетко дифференцируют их в собственной речи.

В среднем дошкольном возрасте дети способны различать на слух наличие определенного звука в слове, подбирать слова на указанный звук. Благодаря достаточно развитому речевому слуху они различают в речи взрослых повышение и снижение силы голоса, замечают ускорение или замедление темпа речи, наблюдают различные интонационные средства выразительности.

Дети этого возраста могут точно воспроизводить различные интонации: повышать или снижать тон голоса, выражать эмоциональное отношение к говорящему. Они способны изменять силу голоса, в некоторых ситуациях говорить шепотом. У детей увеличивается выдох, удлиняется произношение гласных звуков до 3-7 с. Итак, в среднем дошкольном возрасте у большинства детей заканчивается процесс усвоения звуков и заметно улучшается звукопроизношение, речь в целом чистая и выразительная; растет интерес к звуковому оформлению слов, к поиску рифм [2, 4, 5, 6].

К концу пятого года жизни все дети должны пройти обследование речи у логопеда.

Читайте также:  Основные этапы внутриутробного развития ребенка

У детей среднего дошкольного возраста достаточно хорошо развит фонематический слух: дифференцируют слова типа коза — коса, поток — поток; устанавливают наличие заданного звука в слове, выделяют первый и последний звук в слове, подбирают слово на заданный звук; различают темп речи, тембр и громкость голоса. Но более высокие формы анализа и синтеза слов без специального обучения не развиваются [1].

Связная речь детей 4-5 лет характеризуется тем, что они говорят знакомую сказку, короткий текст (дважды прочитан, выразительно читают стихи; составляют рассказ по картине и серии сюжетных картин; достаточно подробно рассказывают об увиденном или услышанном; спорят, рассуждают, мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарищей.

Приведенные выше данные могут использоваться в работе логопеда как условный эталон возрастной нормы детской речи.

По результатам исследований некоторых ученых (М. Фомичева, А. Жильцова и др.) можно сделать вывод, что к пяти годам у детей завершается развитие речевого двигательного и речевого слухового аппарата, а на шестом году жизни они способны произносить все звуки [6].

Если после шести лет ребенок имеет физиологические недостатки в речи, то это уже патологические дефекты. Наблюдение за речью детей после шести лет свидетельствуют о том, что если вовремя не устранить физиологические недостатки, то они останутся на долгие годы жизни.

Например:

замена звонких согласных звуков глухими (б — п, д — т); замена р, л звуками и, в, в, и’;

замена свистящих и шипящих звуков близкими к ф, в; межзубная произношение свистящих и шипящих звуков; носовая и боковая произношение сонорных, свистящих и шипящих звуков; горловая произношение звука р [3, с. 43-44].

Подводя итоги выше изложенного, следует сделать отметить, что на данный возрастной период детям присущи такие речевые нормы:

Развернутая диалогическая речь;

Строят простые и сложные предложения (3-5);

Овладение лексико-грамматическими конструкциями;

Рассказывает сказку или яркое событие, рассказ;

У ребенка должны быть сформированы все звуки алфавита, включая сонорные (л, г);

Словарный запас слов должно быть 3000-4000.

Список литературы:

1. Иваненко С. Ф. Формирование восприятия речи у детей с ТНР. — М, 1984.

2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – С — ПЛ 1999.

3. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — С-П. 2000.

4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. — М. 2000.

5. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. – Дрофа, 2009г.

6. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М, 1989.

Источник

Развитие речи в норме описывается ВОЗ (всемирной организацией здравоохранения), педиатрами РФ. Многолетний опыт позволяет ученым и практикам сделать вывод, как должно протекать развитие малыша от рождения до школьного возраста, когда появляются в норме первые слова, речь становится связной и логичной. Опираясь на имеющиеся данные, можно понять, имеются ли у ребенка нарушения, стоит ли обращаться к логопеду, неврологу.

Что такое норма речевого развития

Нормы речевого развития от 0 до 6 лет

Педиатры, неврологи, логопеды, педагоги в работе с детьми опираются на нормы речевого развития. К ним относятся свойственные каждому отдельному периоду жизни ребенка прогрессы в говорении, эмоциональном развитии. С рождения специалисты наблюдают за малышом, как он учится отзываться на голос взрослого, реагирует на речь извне, начинает «гулить», лепетать и постепенно приходит к полноценному процессу говорения.

Психологи предупреждают, опираться полноценно на критерии ВОЗ не стоит. Каждый ребенок индивидуальность, личность, которой свойственны отличительные качества. Один малыш может заговорить в 2 года, другой в 3 и это будет являться нормой. Главное, вовремя реагировать на отставание в речевом развитии, заниматься с ребенком, проходить обследование. Зачастую проблемы кроятся в свойствах характера крохи.

Нормы речевого развития по возрастам

Ошибочно мнение, что речь зарождается, когда малыш произносит первое небольшое слово. Формирование происходит сразу после рождения, когда новорожденный учится воспринимать и понимать родителей, слушать и слышать, воспроизводить звуки (акт гуления), лепетать. Первая улыбка − это тоже речевое развитие. Для малышей до года свойственно эмоциональное жестовое общение с помощью движений, мимики.

После года наступает пора, когда ребенок может не только показать, но и пытается объяснить, что ему нужно. В такой период важно подыграть крохе и можно специально попросить его проговорить слово, сделать вид, что взрослый не понимает малыша. Это стимулирует к познанию, процессу говорения. Ребенок понимает, если он хочет что-то получить, нужно потрудиться, произнести слово так, чтобы его поняли.

От 0 до года

Развитие ребенка от рождения до года

Представленная таблица помогает определить наличие отклонений у ребенка от норм, понять, стоит ли обращаться за помощью к профессионалу. Не стоит забывать, что может быть отклонение от нормы в несколько недель, месяц. Воспринимать информацию нужно в совокупности. Только если ребенок на протяжении нескольких месяцев отстает от параметров ВОЗ, можно обращаться к неврологу.

Возрастной этапХарактеристика
0-2 месяцаПоявление реакции на взрослую речь, ребенок смотрит в сторону того, кто обращается к нему. Возникают первые звуки, улыбка, спонтанные вокализации, эмоциональные всплески при общении с близким человеком.
3 месяцаВажный этап в развитии речевого дыхания. Появляется первый смех, «гуление», «воркование». Новорожденный экспериментирует с гласными: протягивает, поет.
4 месяцаВозраст, когда появляется комплекс оживления, ребенок проявляет радость в ответ на общение со взрослым. Плавно один звук переходит в другой: «ооооооуууу, ааааааооооо».
5 месяцевВозникают первые попытки сказать что-либо с помощью звукослияния: ма, ба, па, ня, ди и т. д. Гласные начинают соединяться с согласными, возникает активное гуление.
ПолгодаМалыш всё больше пытается войти в контакт со взрослым при помощи лепета, гуления, возникает спонтанное соединение слогов: гуга, дади, нати, мами, баба и т. д.
7 месяцевРебенок активно использует лепет в разговоре, понимает, что речь диалогична. После произнесенных фраз (гага, ба, мама, ня и т. д.) малыш делает паузу, ждет ответную реакцию собеседника.
8-12 месяцевКроха может произносить цепочку слогов с различной интонацией. Появляются первые несложные слова: мама, дай, папа, на, незя. К 11-12 месяцам ребенок знает до 15 слов, активно использует их в речи.
Читайте также:  Что способствует развитию самооценки ребенка

От года до 7 лет

Дети от года до семи лет

Активно проявляются зачатки речи в дошкольном периоде. В 3 года важно провести первую диагностику, показать ребенка логопеду, если имеется отставание в развитии, возникли неврологические проблемы. Ранняя консультация поможет малышу легче адаптироваться в детском саду, освоить процесс говорения.

ВозрастХарактеристика
От 1 до 2 летНа втором году жизни появляются несложные предложения в общении: «Мама кушать», «Баба дай» и т. д. Словарный запас колеблется от 30 до 50 слов к 1,5 годам. В 2 года ребенок должен знать до 200-300 слов. Появляются первые слова и интерес к окружающему миру: что это, кто это, зачем? Таким образом малыш познает действительность, важно помогать ему в этом.
От 2 до 3 летНормы речевого развития детей дошкольного возраста связаны в большей степени с поступлением ребенка в дошкольное учреждение, внедрением в социальную среду. У крохи появляются первые предложения, окрашенные по смыслу и контексту: «Хочу домой», «Мама пойдём гулять». К 3 годам сохраняются трудности в звукопроизношении свистящих, шипящих, сонорных: р, н, л, м, щ, ш, ч, ц, с. Словарный запас к 3 годам увеличивается до 100 слов.
От 4 до 5 летВозникает второй период вопросов: почему, зачем, как? Малыш активно познает окружающий мир с помощью взрослого и самостоятельно. Дети разговаривают к 4 годам предложениями, речь дошкольника становится более связной, контекстной, содержательной. В 4 года кроха может называть группу предметов, пересказывать с помощью взрослого небольшой рассказ, заучивать стишки. Словарный запас к 5 годам увеличивается до 2000 слов. В речи малыша присутствуют все части речи: местоимения, причастия, наречия, прилагательные, глаголы, существительные.
От 5 до 7 летРебенок активно участвует в разговоре, может составлять содержательные рассказы к 6 годам. Без помощи взрослого способен пересказать небольшой рассказ, стихотворение. Умеет составлять несколько предложений, текст по картинке. К 6-7 годам должны отсутствовать дефекты в произношении звуков. Словарный запас к 7 годам до 2500 слов.

Советы логопеда

Если невролог или психиатр при первом осмотре поставил ребенку диагноз ЗРР (задержка речевого развития), не стоит паниковать. У каждого ребенка имеется запас времени до 3 лет, когда он может начать говорить. Это может произойти в год, опережая развитие по нормам ВОЗ или ближе к 3 годам. Главное, при недоразвитии речи пройти полноценное обследование, чтобы исключить наличие патологий неврологического или органического характера.

Если помимо ЗРР врачи не ставят малышу сопутствующих диагнозов, ребенок вполне здоров, задержка речи − его индивидуальная особенность, он заговорит позже. Родители в силах помочь крохе быстрее справиться с трудной задачей, для этого нужно:

  • больше читать сказки, петь песенки, рассказывать истории и стихи малышу;
  • гулять на свежем воздухе и общаться с крохой во время прогулки, обсуждая окружающие явления природы;
  • играть в подвижные и настольные игры, проговаривая цвета, формы, времена года и т. д.;
  • собирать с малышом пирамидку, кубики, мозаику;
  • больше разговаривать с малышом, даже если он пока не может полноценно ответить взрослому;
  • посещать театры, спектакли, цирк музеи.

Следует уделять достаточно времени для общения с ребенком. Желательно отказаться от просмотра телепередач и компьютерных игр. Внимание и родительская любовь помогут в речевом развитии и создании хорошей базы для получения новых знаний.

Источник

https://sites.google.com/site/logopedskypenatalasergeevna/

1 год — 1 год 6
месяцев.

Говорит отдельными словами, имеющими значение предложений. В конце периода
появляются двухсловные предложения. Отдельные слова и предложения дополняются
жестами, мимикой, интонацией. Среди тех 30 слов, которыми малыш овладевает к
полутора годам, преобладают названия предметов и обозначения действий. Но
если  взрослые чаще будут называть не только предметы, но и их
качества (мяч круглый, чай горячий, цветок красный), ребенок быстро усвоит эти
понятия.

1 год 6 месяцев – 2 года.

Запас употребляемых слов быстро растет. Облегченные слова заменяются
правильными. Появляются прилагательные и местоимения. Начинает употреблять
простые двух-трехсловные предложения, а к 2м годам – трех-четырехсловные. В
словах появляются грамматические изменения. Речь эмоциональна и выразительна.https://sites.google.com/site/logopedirina/home/pocemu-rebenok-ne-govorit-v-2-3-4-goda-5-6-let-priciny

2 года – 2 года 6 месяцев.

Легко повторяет фразы, короткие стихи. Словарь продолжает быстро расти.
Услышанные незнакомые слова и целые фразы быстро усваиваются. Появляются
вопросы: «Где?», «Почему?», «Куда?». Предложения становятся многословными,
появляются сложные предложения, хотя и не всегда грамматически правильные,
начинается употребление предлогов и союзов. Речь становится основным средством
общения не только со взрослыми, но и с детьми.

Читайте также:  Пол ребенка по неделям развитие плода и ощущения женщины

2 года 6 месяцев – 3 года.

Словарь быстро увеличивается. Может понимать смысл речи взрослого о
событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте, но отдельные
элементы которых ранее воспринимались ребенком. Речь взрослого становится для
ребенка средством познания. Он говорит сложными фразами, появляются придаточные
предложения, хотя грамматически предложения продолжают оставаться еще не всегда
правильными. По словам может передать содержание ранее рассказанной сказки или
рассказа (по картинкам или без показа картинок). Выполняет просьбы,
состоящие из двух действий. Использует некоторые падежи, начинает говорить от
первого лица.

Понимает значения предлогов на, под. Пропускает слоги в середине слов для
упрощения, неустойчивое произношение звуков (то правильно, то неправильно).

3 года – 4 года.

К уже имевшимся звукам добавляется произношение  твердых звуков
С, 3, Ц. Замечает неправильное звукопроизношение у других детей.

Ребенок адекватно использует названия цветов, местоимения «я», «ты», «мне»,
называет свое имя, пол, возраст.

 Понимает разницу между словами «большой» и «маленький», осваивает
падежи, времена глаголов, согласует глаголы прошедшего времени с
существительными в роде. Согласует имена прилагательные с существительными
женского и мужского рода. Понимает слова-обобщения (игрушки, посуда), начинает
использовать их в активной речи. Пользуется уменьшительно-ласкательными
суффиксами.

Увеличивается количество слов во фразе, ребенок вначале использует самые
значимые слова в предложении, опуская, например, второстепенные члены, поэтому
предложение чаще всего имеет прямой порядок слов: «Киса пьет молоко» или
обратный: «Дай, мама, мишку». Связь слов в предложении налажена с помощью
окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части
речи.

Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики,
встречаются обобщения понятий, оценочные слова («хорошо», «плохо»). Словарь
ребенка составляет 1200—1300 слов

Любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи, может дословно
запоминать текст, однако пересказа своими словами еще не дает. Понимает
несложные сюжетные картинки.

Начинает подбирать рифмы к словам.

В это время у детей наблюдается увлечение игрой словами, звуками. Создаются
слова с «предметным» переосмыслением неясных слов: кусарики (сухарики), колоток
(молоток), мазелин (вазелин).

4 года – 5 лет.

Словарный запас достигает 2000 слов. 
В активной речи появляются слова второй-третьей степени обобщения: «елочка –
дерево – растение». 
Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и
временные признаки: «скоро, потом, вокруг».

Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения
словообразовательных моделей. Ребенок переносит грамматические
признаки  формы одного слова на форму другого слова. Это может быть и
нормативно, может быть неправильно: «сильно — сильнее, больно — больнее, громко
— громчее».
В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. К 5 годам
ребенок правильно усваивает все возможные варианты образования множественного
числа предметов. Встречая новое слово, может изменить его неправильно, но после
того, как взрослый подскажет правильный вариант, быстро усваивает
грамматическую норму для нового слова: «стол — столы, зеркало – зеркалы,
…зеркала»

У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются
смешения свистящих и шипящих, если они недавно появились в речи, а также
отсутствие вибрантов Р, Р’. 
Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни
допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен. 
Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить
большое количество стихотворных произведений наизусть.

5 лет – 6 лет.

Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить
рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической
последовательности. 
Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с
помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности. 
Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй и
третьей степени обобщения.
Грубых аграмматизмов в речи нет, ребенок уже не скажет «Мы вчера пойдем в парк»
или «папа пришла с работы». Возможны ошибки при построении сложных
предложений. 
Звукопроизношение полностью нормализовалось.
Появляется способность к выделению первого звука из слова, то есть формируются
навыки звукового анализа слов, после объяснения взрослого звуковая оболочка
слова перестает быть «прозрачной», незаметной для восприятия. Появляются
«звуковые» игры: «если у крота отнять букву к, какое слово получится – рот!»
Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить
различные интонации.

6 лет – 7 лет.

Овладевает связной речью, способен 
составить рассказ по картинке и по серии сюжетных картинок, пересказать текст в
нужной временной и логической последовательности.

Речь правильная, но возможны ошибки при
построении сложных предложений, согласовании причастных оборотов: «мы видели
кошку, ловившая птичку, за которыми бегала собака».

 Произношение всех звуков правильное.

Умеет изменять громкость голоса, интонации. Стихи читает с выражением,
иногда для этого просит  разъяснить смысл некоторых стихов.

Словарный запас увеличивается до 3500
слов.

Присутствуют образные слова и выражения,
устойчивые словосочетания  (ни свет, ни заря, на скорую руку и др.)

Продолжает развиваться фонематический
анализ (разложение слова на составные элементы) и фонематический синтез –
составление слов из набора звуков, из слогов, путем перестановки звуков и
слогов.

Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в
предложении. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое
мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для
дальнейшего  развития ребенка, его успешного обучения в школе.

 Если у
Вас ребенок нуждается в развитии речи, Вы всегда можете обратиться ко мне, Логопеду Ирина Петровна

Источник