Речевое развитие ребенка и учет его индивидуальных особенностей

Речевое развитие ребенка и учет его индивидуальных особенностей thumbnail

Лариса Сосновских
Индивидуальный подход к речевому развитию воспитанников.

Индивидуальный подход к речевому развитию воспитанников.

Где-то в самом уголке сердца у каждого ребёнка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на моё слово, нужно настроиться самому на тон этой струны.

В. А. Сухомлинский.

В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей, при этом необходимо принимать во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития каждого ребенка.

(Слайд №2). Общение — необходимое условие формирование личности, ее сознания и самосознания, это взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Общение является ведущим средством развития речи.

Ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение в этот период должно носить эмоционально — положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально — положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.

Важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.

Чем больше взрослые общаются с ребенком, тем интенсивнее идет его физическое и психическое развитие.

Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития.

Многие факторы указывают на значение «возрастной чувствительности» как предпосылки формирования способностей и как компонента самих способностей.

Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со взрослым (Слайд №3):

• потребность во внимании и доброжелательности взрослого (условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни);

• в сотрудничестве или в соучастии взрослого;

• в уважительном отношении взрослого;

• потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого (возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений).

Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы. В раннем возрасте происходит развитие восприятия. Зрительное восприятие в раннем детстве носит непроизвольный и избирательный характер, часто опирается на отдельные, «бросающиеся в глаза» или случайные признаки. Развивается слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. Внимание и память в основном носят непроизвольный характер, вплетены в другую деятельность. Мыслительные действия в раннем детстве предполагают установление связей между предметами для достижения цели.

Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни. Варианты отклонений речевого развития и причины речевых трудностей у детей могут быть различными. Это и задержка речи на стадии называния, перегруженность речи специфически «детскими» словами, плохое артикулирование. Активная речь может быть «отложена» по причине преобладания эмоционального общения со взрослым или по причине чрезмерной ориентации на предметный мир.

Основными направлениями речевого развития в дошкольном возрасте являются (Слайд №4):

• расширение словаря и развитие грамматического строя речи;

• убывание эгоцентризма детской речи;

• развитие функций речи;

• речь как орудие общения;

• речь как орудие мышления, как средство перестройки психических процессов, средство планирования и регулирования поведения;

• развитие фонематического слуха и осознания словесного состава речи.

Методика развития речи должна быть основана на следующих положениях (Слайд №5):

• Знание возрастных особенностей и возможностей детей.

• Диагностика и учет уровня речевого развития каждого ребенка.

• Тесная связь с логопедическими технологиями.

• Сбалансированный охват всех сторон речи ребенка.

• Осознанное отношение педагогов и родителей к речевому развитию детей.

• Взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу.

Правильное планирование и эффективное проведение работы по речевому развитию детей конкретной группы возможно только тогда, когда воспитатели знают возрастные особенности развития речи и умеют соотнести с ними индивидуальные особенности каждого ребенка.

Конкретное содержание занятий педагоги отбирают самостоятельно, ориентируясь на (Слайд № 6):

• результаты обследования развития речи;

• рекомендации логопеда (для детей с нарушением звукопроизношения);

• результаты анализа фронтальных занятий (для детей, не справляющихся с программой).

Индивидуальный подход – это действенное внимание к личности каждого ребёнка.

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.

При индивидуальном подходе к развитию речи детей необходимо (Слайд №7):

• Знание педагогами особенностей речевого развития (и развития в целом) каждого ребенка своей группы.

• Умение анализировать результаты педагогической деятельности (обследование, наблюдения, фронтальные занятия) и планировать работу по развитию речи, исходя из полученных данных.

• Наличие у детей определенного уровня развития самостоятельности и умений взаимодействовать со сверстником.

• Систематическое (а не эпизодическое) проведение занятий.

Читайте также:  Развития ребенка от трех до пяти лет

Подготовительная работа по внедрению занятий дифференцированного подхода должна начинаться со второй половины учебного года с детьми среднего дошкольного возраста. Для этого во фронтальные занятия включаются элементы индивидуальных и подгрупповых заданий (как часть занятия, которые непродолжительны по времени и несложны по содержанию.

Занятия дифференцированного подхода можно использовать не только для речевого развития детей, но и в других видах деятельности (математика, физвоспитание и пр.). Это позволяет наполнить индивидуальную и подгрупповую работу с детьми содержанием, которое учитывает реальный уровень развития каждого ребенка, его личные проблемы и трудности.

Реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с ребёнком предполагает ориентир на правило трёх «П» (Слайд №8): понимание, принятие, признание и заключается в категориях:

• понимание внутреннего мира ребёнка;

• принятие малыша независимо от того, радует он взрослых в данный момент или нет;

• признание личности ребёнка: умение прощать, вставать на его позицию, обеспечивать психологическую защиту перед неудачей.

Проектируя образовательный процесс, по мнению И. С. Якиманской, педагог должен, особое внимание уделять развитию индивидуальных способностей ребёнка, а личностно — ориентированное обучение должно стать технологией, способствующей выявлению и структурированию его субъективного опыта.

Практические рекомендации воспитателю при осуществлении индивидуального подхода к детям (Слайд №9):

• Постоянно учитывать состояние здоровья ребёнка.

• Обращаться к каждому ребёнку только по имени, предварительно узнав у родителей, какой вариант его имени ему больше нравится.

• Не делать отрицательных сравнений.

• Помнить: вежливость воспитывается только вежливостью.

• «Уходить» от слов-отрицаний: «Нет», «Нельзя», «Не…». Например, вместо: «Нельзя кричать», использовать фразу: «Говорите тихо».

• (Слайд № 10) Говорить с ребёнком так, словно те качества, которые вы хотите в нём воспитать, уже есть: «При твоей внимательности ты справишься с заданием!».

• Делать замечания желательно в форме рекомендаций, пожеланий.

• Хвалить детей за проявления духовности.

• Использовать юмор, шутку как универсальное лекарство от бед и обид.

(Слайд № 11) В заключение можно сказать, что индивидуальный подход – это эффективное и неотъемлемое средство обучения детей. Недаром, восточная мудрость гласит, что труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные экзотические растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое – прохладную тень, иное любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину; одному лучше всего на песчаной почве, другому – на жирном чернозёме. Каждому ребёнку нужен особый, только для него подходящий подход, иначе он не достигнет совершенства в своём развитии.

Источник

Инфоурок

Логопедия, Дефектология
›Презентации›Презентация по логопедии на тему:«Учет индивидуальных особенностей ребенка и структуры его речевого дефекта в координированной коррекционной педагогической работе логопеда и родителей»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

«Учет индивидуальных особенностей ребенка и структуры его речевого дефекта в

Описание слайда:

«Учет индивидуальных особенностей ребенка и структуры его речевого дефекта в координированной коррекционной педагогической работе логопеда и родителей»   Выполнила: Владимирова М.А.  

2 слайд

Проблема  речевых  расстройств  всегда  остается  актуальной,  так как она  т

Описание слайда:

Проблема  речевых  расстройств  всегда  остается  актуальной,  так как она  тесно связана с развитием личности в целом.  На сегодняшний день эффективная коррекционно-педагогическая работа по устранению нарушений речи у детей является одним из главных направлений работы в образовательных учреждениях, основанная на важном принципе образования, согласно которому в работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Поэтому вопрос индивидуального подхода к детям интересует как педагогов, так и родителей. Это связано с тем, что все дети резко различаются по уровню развития речи, всех фонематических процессов, по степени выраженности и патогенезу других психических нарушений. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ В современных образовательных учреждениях образовательный процесс построен на основе субъект-субъектных отношений всех его участников, т.е. ребенок – специалист – семья. Поэтому все индивидуальные программы обучения и воспитания ориентированы не только на ребенка, но и на его родителей, семью, которая рассматривается в качестве активного субъекта коррекционно-педагогического процесса. 

3 слайд

Индивидуальность – обобщенная характеристика особенностей человека, которая ф

Описание слайда:

Индивидуальность – обобщенная характеристика особенностей человека, которая формируется как на основе наследственных природных задатков в процессе воспитания, так и в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД Индивидуальный подход предполагает не только организацию педагогических воздействий с учетом физических и психологических особенностей и уровня развития, воспитанности конкретного ребенка, но и причин, механизмов, симптоматики речевого нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и других индивидуальных особенностей ребенка, а также условий его жизнедеятельности. В обучении и воспитании учет индивидуальности означает максимальное раскрытие возможностей каждого ребенка. Разумеется при таком подходе следует совсем по-иному строить весь образовательный процесс. Необходимо наличие специального дидактического обеспечения, осуществляющего принцип субъективности образования, различные формы контроля. Учитывая  все это, учитель-логопед совместно с родителями определяет формы, методы и способы  воздействия, составляет индивидуальный план коррекционных мероприятий для каждого ребенка.

4 слайд

ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Описание слайда:

ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

5 слайд

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШ

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Читайте также:  Индивидуальная программа развития ребенка 5 лет

6 слайд

ЭТАПЫ КООРДИНИРОВАННОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ  С  ДЕТЬМИ С НАРУ

Описание слайда:

ЭТАПЫ КООРДИНИРОВАННОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ  С  ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ  На  втором  этапе  работы  на  основе  установленных  характеристик  учитель-логопед  проектирует  процесс  коррекции  речевых  нарушений  детей  с  учетом структуры  речевого  дефекта,  личностных  свойств  и  качеств  ребенка. Проектирование  основывается  на  сравнении  имеющегося  уровня  развития речи конкретного ребенка с  нормативным и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных маршрутов коррекции нарушений речи ребенка. Третьим этапом индивидуальной работы с детьми, имеющими нарушения речи, является корректирование этих нарушений. Корректирование дает возможность уточнить индивидуальные маршруты развития детей, их характеристики, а также используется при выборе методов и форм обучения, поиске эффективных приемов и методов работы. Любая  индивидуальная  работа  с  детьми  включает  несколько  этапов. На первом этапе учитель-логопед диагностирует речевое развитие каждого ребенка, совместно с родителями изучает анамнестические данные и личностные особенности, устанавливает дружеские контакты с детьми, организует совместную деятельность. Контрольные задачи первичного обследования заключаются в том, чтобы составить достаточно полное представление о психофизическом развитии ребенка и его речевых возможностях. Большое внимание уделяется изучению вопроса воспитания ребенка в семье: отношение к нему взрослых; помощь в формировании у него правильной речи.

7 слайд

Третий фактор – положительный эмоциональный настрой всех участников коррекцио

Описание слайда:

Третий фактор – положительный эмоциональный настрой всех участников коррекционной работы. Профессиональная добросовестность учителя-логопеда, честность, доверительные отношения, заинтересовать, уважение к себе и другим станет основой для положительного эмоционального настроя. Все эти факторы способствуют коррекционному процессу в целом. СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ Существует ряд факторов взаимодействия учителя-логопеда с родителями, среди которых основными являются: информированность, временной фактор, положительный эмоциональный настрой всех участников коррекционно-педагогического процесса. Первый фактор – информированность. Имеется в виду теоретическая подготовка учителя-логопеда, который может дать четкий и своевременный ответ на любой вопрос родителя о речевом нарушении и его коррекции вообще и о конкретном ребенке, с учетом индивидуального подхода. Второй фактор – временной. Акцентируется внимание на важность участия всей семьи в коррекционной работе и значимости их помощи в этом деле. В зависимости от речевого дефекта и индивидуальных особенностей ребенка учитель-логопед сообщает родителям предположительную длительность коррекционной работы – полгода, год, два.

8 слайд

ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ПО П

Описание слайда:

ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НЕДОСТАТКОВ

9 слайд

В процессе совместной деятельности родители получают квалифицированные советы

Описание слайда:

В процессе совместной деятельности родители получают квалифицированные советы и информацию от учителя-логопеда, о причинах возникновения речевого нарушения и простейших способах его коррекции. По мнению многих специалистов большое влияние на полноценное речевое развитие детей, на своевременную коррекционно-педагогическую работу имеющихся недостатков речи, оказывают стиль семейного воспитания, семейная обстановка и организация речевого общения ребенка с ближайшим окружением. Не менее важным условием для полноценного развития ребенка с нарушениями речи является и правильная организация его жизни, которая предполагает соблюдение режима дня, осуществление закаливания, проведение специальных занятий по стимуляции моторного и психического развития, соблюдение речевого режима в семье и выполнение родителями общих правил формирования полноценной речевой среды.

10 слайд

Важнейшим условием координированной коррекционно-педагогической работы являет

Описание слайда:

Важнейшим условием координированной коррекционно-педагогической работы является единство и понятность требований, которые предъявляют к ребенку окружающие взрослые, учитывая его индивидуальные особенности и речевой дефект. Так если в образовательном учреждении и дома эти требования и стиль взаимодействия между взрослыми и ребенком во многом различны, ему трудно будет в них сориентироваться. Неправильный подход к ребенку одной из сторон педагогического процесса может свести на нет всю коррекционную работу, нанести непоправимый вред данному ребенку. Объяснение ребенку необходимости выполнения тех или иных требований способствует его эмоциональной стабилизации, выработке тех качеств личности, которые позволят ему в будущем иметь высокую степень развития социальной адаптации.   ЕДИНСТВО И ПОНЯТНОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ

11 слайд

Для достижения оптимальных результатов в координированной работе по коррекции

Описание слайда:

Для достижения оптимальных результатов в координированной работе по коррекции и развитию речи у детей родителям необходимо выполнять следующие требования:

12 слайд

Знание уровня развития, темпа развития каждого ребенка, учет его индивидуальн

Описание слайда:

Знание уровня развития, темпа развития каждого ребенка, учет его индивидуальных особенностей. Оценка и необходимая коррекция эмоциональных, психофизиологических и интеллектуальных состояний в течение всей работы. Использование разнообразных форм и методов организации работы детей, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы. Создание атмосферы заинтересованности ребенка. Стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала. Применение заданий, позволяющих ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала. Создание педагогических ситуаций общения, позволяющих ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, активность. Использование парной или групповой работы для развития коммуникативных умений детей. Проведение с детьми рефлексии занятия. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.

13 слайд

Организуя индивидуальный подход к проведению коррекционно-педагогической рабо

Описание слайда:

Организуя индивидуальный подход к проведению коррекционно-педагогической работы, взрослый должен помнить основную цель: воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребенка, с учетом его особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта. Немаловажно и то, что во время проведения коррекционной работы программа индивидуально корректируется. Взрослые в соответствии с возможностями речи, степенью выраженности речевого дефекта ребенка, его соматического состояния должны правильно подбирать и дозировать речевой материал, уверенно и по мере надобности усиливать необходимую интенсивность коррекционного воздействия на ребенка. Например, для несмелых детей можно  заранее придумать и записать со взрослым слова с заданным звуком; принести  игрушку  в названии которой есть определенный звук; с родителями закрепить лексическую тему; составить описательный рассказ, рассказ по опорным словам, постепенно усложняя задачу и т. д. При  данном подходе,  такие  дети  чувствуют  себя  более увереннее. Надо отметить, что у детей с речевыми нарушениями, в большинстве случаев, присутствует скрытая, либо выраженная неврологическая симптоматика, которая обязательно учитывается в коррекционной работе.

Читайте также:  Основные закономерности и условия психического развития ребенка

14 слайд

В процессе становления речи дети проходят через так называемые запинки. Однак

Описание слайда:

В процессе становления речи дети проходят через так называемые запинки. Однако у детей с ослабленной нервной системой эти запинки могут перейти в настоящую речевую патологию – заикание. Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата. Профилактикой этого нарушения являются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, соблюдение общего и речевого режима, закаливание, специальные занятия по развитию пространственной координации движений, функции равновесия, ритма, темпа. Взрослым необходимо проявить к такому ребенку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, создать для него благоприятные условия. В случае возникновения заикания взрослым даются следующие рекомендации: – надо говорить с ребенком четко, плавно, не торопясь; – быть всегда одинаково ровными и требовательными; – нельзя читать много книг, не соответствующих возрасту, особенно страшных сказок перед сном; – не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений, заучиванием длинных стихотворных текстов, не следует разрешать долго и часто смотреть телевизионные передачи. ПРИМЕРЫ УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

15 слайд

Каждый ребенок изначально рождается с каким-либо темпераментом. Основы темпер

Описание слайда:

Каждый ребенок изначально рождается с каким-либо темпераментом. Основы темперамента составляют свойства и способность нервной системы воспринимать окружающий мир, перерабатывать информацию, справляться с возникающими задачами. Темперамент проявляется в индивидуальных особенностях поведения человека, его основных чертах. Зная  индивидуальные  особенности  каждого ребенка, взрослые могут наиболее полно использовать сильные и помочь детям развить слабые стороны. Дети с повышенной возбудимостью не могут сдерживать себя, ограничивать свои желания, сидеть спокойно. Поэтому при работе с такими детьми необходимо строить коррекционную работу так, чтобы ребенок часто менял вид деятельности, позу. Для детей с пониженной возбудимостью необходима дополнительная стимуляция.  Так например, в задании на определение звука в слове одним детям можно предложить найти предметы (предварительно разложенные в кабинете) с конкретным звуком в названии и расставить в определенном порядке – в зависимости от места звука в слове. Это позволит реализовать потребность ребенка в движении, при этом у него формируется умение последовательно, по определенному плану вести работу. Другому ребенку – предложить использовать задание другого характера: найти и обозначить на предложенном рисунке слова с заданным звуком. При этом ограничить время выполнения. Такой индивидуальный подход в работе с детьми помогает быстрее и продуктивнее выстроить все этапы коррекционной работы.

16 слайд

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Учет индивидуальных особенностей ребенка, структуры его

Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Учет индивидуальных особенностей ребенка, структуры его речевого дефекта в координированной коррекционной педагогической работе учителя-логопеда и родителей представляет собой большой труд, который требует времени, сил, настойчивости и терпения. Но результат обычно целиком оправдывает затраченное время и силы.

17 слайд

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие

Описание слайда:

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов. 5-е издание, переработанное и дополненное. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 703 с. Кизимова Е.А. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи / Е. А. Кизимова // Логопедия. – 2011. – № 1. – с. 83-91. Романович О.А. Изучение условий семейного воспитания детей с недостатками речи.// Логопед, 2009. – № 3. – с. 86 – 89. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология» под ред. Селиверстова В.И., Денисовой О.А., Кобриной Л.М. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 359 с.

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1506237

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник