Речевое развитие ребенка гуление лепет первые слова
Усвоение родного языка происходит поэтапно. Особенно важным для успешного развития речи является ранний возраст, так как в этот период жизни ребёнок овладевает основными закономерностями языка.
Знание основных речевых этапов поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы любимого чада. Несмотря на то, что жёстких стандартов нет (ведь каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе), любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для своевременного обращения к логопеду. Пусть лучше специалист опровергнет Ваши опасения, чем будет пропущен благодатный период для исправления нарушения.
Первый год жизни (подготовительный возраст) крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета); третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.
Первый этап (0 – 3 мес.)
Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.
Второй этап (3 – 6 мес.)
К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: «а-а-а-а», «гу-у-у», «а-бм», «бу» и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: «гн-агн», «рн», «кхн» и т.д.
Гуление есть абсолютно у всех детей. Дети всего мира гулят одинаково: в речи крохи можно услышать звуки всех языков. Но позже малыш отберёт только те звуки, которые свойственны его родному языку.
При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет. Лепет – воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Наиболее интенсивный процесс накопления лепетных звуков происходит после шестого месяца. При тяжёлых речевых нарушениях лепет обнаруживается у детей в более позднем возрасте! У глухих и слабослышащих гуление затухает!
Нравится статья? Расскажи друзьям!
Третий этап (6 – 10 мес.)
От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи, оттачивая мастерство произношения и одновременно слушая себя. Так постепенно количество переходит в качество. Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.
В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!
Четвёртый этап (10 мес. – 1 год)
Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» — это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».
От 1 года до 3 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.
К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д.
Если к 2,5 годам у ребёнка нет элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы!
Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции. Общаясь со взрослыми или сверстниками, детишки используют простые предложения.
Характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических контуров слов, например, «каябль» — корабль, «синюська» — свинюшка.
К 3 годам появляется потребность в словотворчестве. Ребёнок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: «пальчатки» — перчатки, «копатка» — лопатка, т.е. малыш овладевает основными закономерностями языка.
В 3 года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, следовательно, завершается благоприятный период в речевом развитии ребёнка. Поэтому так важно при отклонениях от возрастных норм развития речи обратиться к логопеду, который проведёт комплексное обследование и по необходимости направит к отоларингологу (проверить слух крохи), неврологу (выявить особенности созревания ЦНС) и другим специалистам. Всё это максимально достоверно поможет установить причины речевого недоразвития, назначить комплексное лечение (массаж, рефлексотерапию…) и провести логопедическую коррекцию для достижения положительных результатов.
Смердова Юлия,
логопед
08. 10. 2009
Ищите меня в социальных сетях:
https://odnoklassniki.ru/profile/24570770137
https://vk.com/id178099349
https://www.facebook.com/julia.pedagog
Источник
27.06.2015,
Нормы развития речи, Статьи
Самый сложный этап новорожденности прошел. Вы потихоньку освоились с ролью мамы и наслаждаетесь малышом. Кроха тоже рад общению с вами. Не верите? Прислушайтесь! Малыш гулит!
Примерно в 1-2 месяца мама замечает, что малыш не только кричит, но еще может и «петь». В репертуаре ребенка разные вариации звуков: аааа-гууу, гы-ыы, а-гыы, эээ. В отличие от крика-плача, воркование начинается на фоне приподнятого настроения и положительных эмоций.
Кроха с большим удовольствием осваивает все новые и новые «песни». Причем хиты становятся громче и выразительнее, если у малыша появляются зрители. Тогда он улыбается, дрыгает ручками, ножками – в общем, выступает по полной программе. Ученые доказали, что малыши первого полугодия жизни не могут издавать звуки без общей двигательной активности, как и двигать ручками и ножками молча. Поэтому появление гуления всегда сопровождается «комплексом оживления».
Примерно в 2-3 месяца ребенок устанавливает связь между своим гулением и поведением мамы. «Я гулю – мама улыбается, радуется и тоже общается со мной!» – такая идея является большим стимулом для малыша в налаживании дальнейшего диалога с окружающими.
До 3 месяцев гуление (или гукание) не сопровождается работой слуха. Примерно после 3 месяцев малыш уже прислушивается к своему «вокалу», повторяет услышанное и получает от этого удовольствие. Еще бы, такие шлягеры! Интересно заметить, что на этапе гуления все малыши воркуют одинаково, независимо от страны проживания.
Надо сказать, что эволюционной задачей гуления является подготовка артикуляционного аппарата к произнесению слогов и (!) освоение интонаций, свойственных родному языку, а также распознавание настроений окружающих для адаптации к ситуации. В зависимости от тона речи матери, малыш либо тянется к ней, начинает агукать в ответ, либо может расплакаться.
Дети на этапе гуления пристально смотрят в лицо говорящего взрослого. Если к ребенку обращаются радостно, с улыбкой, он ответит гулением и улыбкой (будет подражать).
Как развивать гуление?
Если ваш малыш не гулит или гулит мало, ради собственного спокойствия проконсультируйтесь с врачом. Возможно, следование простым приемам и рекомендациям будет достаточным для стимулирования малыша к гулению:
- Говорите с малышом «на средней» громкости ( не громко и не тихо).
- Разговаривайте с малышом доброжелательно, ласково. Если взрослый постоянно кричит и раздражается, гуление затухает. Дети на этой стадии крайне чутко реагируют на мимику и интонации.
- Поддерживайте зрительный контакт. Это очень важно! Ребенок должен видеть ваше лицо, когда вы говорите. Иногда малыши стараются дотронуться до губ взрослого, когда он говорит, чтобы посмотреть «как выходит звук».
- В комнате, где гулит ребенок должно быть достаточно тихо, чтобы малыш мог себя слышать. В помещениях, где всегда звучит громкая музыка, разговаривают взрослые или шумят дети, малыши быстро замолкают.
- Агукайте сами, гулите в ответ. У детей первых лет жизни очень развит подражательный рефлекс. Поэтому младенцам, у которых отсутствует гуление, педагоги даже рекомендуют включать записи гуления детей.
- Если малыш не гулит, можно проводить легкий массаж губ, щечек, груди, животика при этом говорить стих. Это вызывает спонтанную подачу голоса.
- Обязательно поддерживайте гуление крохи. Хвалите маленького оратора, отвечайте ему улыбкой. Как выяснили ученые, мальчики лучше реагируют на похвалу «молодец», а девочки – на «умницу». Так что имейте ввиду J!
Малыш лепечет!
Примерно к 6 месяцам у ребенка появляется лепет. Если гуление это набор разных звуков, то лепет – как правило, сочетание согласных+гласных (ма-ма, ба-ба, та-та). Не смотря на то, что первый лепет бывает похож на слова (например, мама, баба), пока малыш не вкладывает в эти звуки значения.
В этот период ребенок лишь набирает артикуляционный багаж для будущей речи, готовится к первым словам.
В лепете 7-8 месячных малышей можно узнать интонационные свойства языка, на котором говорят окружающие. Американские ученые провели интересный эксперимент. Они записали лепет малышей из Китая и США, и дали прослушать носителям китайского и английского языков. Удивительно, но представители двух наций безошибочно определили «своих» ребятишек, причем не смогли озвучить причину выбора. В период первого гуления и лепета ребенок готов к освоению абсолютно любого языка.
Период лепета можно условно разделить на 3 этапа:
1 этап – появление лепета (5-6 месяцев). Начало лепета совпадает у малыша с функцией сидения и дальнейшим развитием двигательной активности. Ритмичные движения влекут за собой «распадание» протяжного гуления на ритмичные слоги. Поэтому для развития речи очень важно предоставлять ребенку максимально возможную свободу движения и поощрять физическую активность. На этом этапе идет усиленное накопление звуков.
2 этап – формирование аутоэхолалии (многократное однообразное повторение набора звуков, слогов) – 7 – 10 месяцев. Примерно с 7-8 месяцев звуковой арсенал малыша не пополняется, но активно применяется. На этом этапе малыш уже начинает понимать некоторые слова, бодро и подолгу лепечет, выделяя некоторые гласные ударением. После 8 месяцев звуки, не используемые в родном языке (языке, на котором говорят окружающие) , начинают угасать.
3 этап – переход к активной речи (10-12 месяцев). После 10 месяцев малыши пытаются настроить полноценное словесное общение, они уже воспроизводят типичные ритмы и звуки родного языка, и произносят заветные первые слова.
Эволюционно стадия лепета необходима, чтобы развивать произношение и слух. Иначе говоря, ребенок учится слышать, что говорит, управлять языком.
Для того, чтобы малыш прошел стадию лепета наиболее эффективно, воспользуйтесь нашими рекомендациями.
Как развивать лепет:
- Создайте спокойную тихую обстановку. Ребенку на стадии лепета очень важно слышать, какие звуки он произносит и что говорят окружающие.
- Постепенно обогащайте звуковую среду. Покажите малышу разные источники звука (погремушки, музыкальные инструменты, книжки с мелодиями, записи песен). Бывает полезным включение ребенка в коллектив лепечущих детей – сверстников.
- Поддерживайте физическую активность. Ученые доказали взаимосвязь между двигательной активностью и развитием умственных и речевых способностей.
- Повторяйте за малышом лепет, поддерживайте зрительный контакт. Таким образом, вы активируете подражательный рефлекс и стимулируете развитие лепета.
- Проводите пассивные упражнения для губ и языка малыша. Качество освоения звуков во многом зависит от силы мышц.
Ученые доказали, что активность лепета и будущей речи связана с особенностями вскармливания детей. Во время кормления грудью, малыши осуществляют сосательные движения нужной силы и объема для формирования активного лепета и речи. В то время как искусственникам часто не хватает таких движений губ и языка, а это может негативно отразиться на речевом развитии.
Поэтому нелишним будет проводить легкий массаж губ. Для этого погладьте указательным пальцем вокруг ротика малыша по часовой стрелке, сделайте движения от губ и к губам по кругу.
- Больше разговаривайте с ребенком, акцентируйте внимание на разных предметах, выделяйте их голосом.
- Освойте упражнения на развитие мелкой моторики. Ведь доказано, что мелкая моторика влияет на развитие речи.
Общайтесь с малышом с удовольствием! Ведь время гуления и лепета, самая нежная и трепетная пора, пролетит очень быстро.
Алена Волкова, ваш консультант по развитию речи.
Источник
Наверняка, однозначный ответ трудно найти. Вопрос к мамам, чьи детки уже разговаривают: связано ли гуление с речью? Первый сын почти не гулил. Я имею ввиду в месяц-два-три. С полугода примерно начал говорить «бу-бу» и тому подобное, через пару месяцев уже говорил «мама», а там уже пошло-поехало) в два года стихи рассказывал. Маленький у нас сейчас гулит с большим удовольствием) «агу», «абу», «гугу». Получается, он заговорит ещё раньше?) как было у вас?
Комментарии
Не связано.
Гуления было много. Лепета мало. Речь началась после двух лет
Гуления и лепета было море.
Сейчас 1,6 г. Речи как таковой нет. Мама, папа, дай и тд.
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
Тоже инÑеÑеÑно, Ð¼Ñ Ð² младенÑеÑÑве акÑивно гÑлили, бÑло кÑÑа звÑков ÑазнÑÑ , ÑейÑÐ°Ñ (7 меÑ) оÑÑалоÑÑ ÑолÑко «Ð±Ñ»…
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
ÐÐ¾Ñ Ð½Ðµ говоÑÐ¸Ñ (Ð½Ñ ÐºÐ°ÐºÐ¸Ðµ-Ñо Ñлова оÑделÑнÑе), но гÑлила много, и ÑейÑÐ°Ñ Ð½Ð° ÑвоÑм лепеÑеÑ, Ñ Ð²ÑÑажением, Ñ ÑмоÑиÑми, Ñак ÑÑо неоднознаÑно
ÐолÑÑа, ÐаÑÑава
ÐÑлиÑÑ ÑÑн наÑал в 1,5 меÑÑÑа. ÐеÑвÑе Ð°Ð³Ñ Ð½Ð°ÑалиÑÑ. Ðо 2 Ð»ÐµÑ Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñил одиноÑнÑми Ñловами. РпоÑле 2 пÑоÑвало. СейÑÐ°Ñ 2,5 и болÑÐ°ÐµÑ Ð±ÐµÐ· оÑÑановки
РоÑÑиÑ, ÐкаÑеÑинбÑÑг
СÑн гÑлил пÑавда не долго, поÑом акÑивнÑй Ð»ÐµÐ¿ÐµÑ Ð² 9 меÑ, поÑом молÑание и в 1.7 года поÑла ÑеÑÑ.
Ð 2 годам говоÑил как ÑебÑнок 4 леÑ. СейÑÐ°Ñ Ð² 3 года Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð²ÑÐ²Ð¾Ð´Ñ Ð¸ говоÑÐ¸Ñ ÐºÐ°Ðº бÑдÑо Ð±Ñ ÐµÐ¼Ñ 5 Ð»ÐµÑ ð
РоÑÑиÑ, СанкÑ-ÐеÑеÑбÑÑг
ÐоÑÑ Ð³Ñлила оÑÐµÐ½Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ и Ñано наÑала. ÐаговоÑила поÑле 2.5
Ðне кажеÑÑÑ Ð½Ðµ оÑобо много ÑÑо знаÑиÑ.
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
У Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð´ÐµÑи оÑÐµÐ½Ñ Ð°ÐºÑивно и Ñано гÑлели, до года Ñказали мама и папа, баба и пÑ, но заговоÑили полноÑенно к 3 годам ÑÑн, а доÑка поÑÑи в 3 не ÑилÑно ÑÑаÑаеÑÑÑ Ñ Ð¿ÑоÑÑÑми Ñловами. Так ÑÑо завиÑимоÑÑи неÑ.
У Ð¼ÐµÐ½Ñ ÑÑедний не гÑлил в 2-3 меÑÑÑа. Так по мелоÑи ÑолÑко. ÐаговоÑил в 2, 4 и Ñак Ñебе. ÐаленÑкией Ñ Ð´Ð²ÑÑ Ð¼ÐµÑÑÑев гÑлил, ÑоловÑем заливалÑÑ. Я Ð²Ð¾Ñ Ñоже дÑÐ¼Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð²Ð»Ð¸ÑÐµÑ ÑÑо на бÑдÑÑÑÑ ÑеÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ неÑ. ÐÑи ÑÑом Ñ Ð¾ÑÑ Ð¾ÑмеÑиÑÑ, ÑÑо ÑÑедний в иÑоге ÑмнÑй Ñ Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑилÑÑ. ÐамÑÑÑ Ð³ÐµÐ½Ð¸Ð°Ð»ÑнаÑ, ÑÑиÑÑÑ Ð½Ð° оÑлиÑно. Ðо он до года вообÑе Ñолком ниÑего вÑполнÑл по пÑоÑÑбам. ÐаленÑкий ÑейÑÐ°Ñ ÑообÑазиÑелÑней, Ñем ÑÑедний в ÑÑом возÑаÑÑе. ÐоÑка ÑÑаÑÑÐ°Ñ Ð´Ð¾ года вÑе повÑоÑÑла и показÑвала, а ÑÑилаÑÑ Ñак Ñебе. ÐÐ¾Ñ ÐºÐ°Ðº ÑÑÑ ÑгадаеÑÑ ÑÑÑ ÑвÑÐ·Ñ ð¤·ââï¸
РоÑÑиÑ, ЯÑоÑлавлÑ
Ðак инÑеÑеÑно Ñ Ð²Ð°Ñ. Ð ÑейÑÐ°Ñ Ð¼Ð°Ð»ÐµÐ½Ñкий ÑÑо-Ñо говоÑиÑ?
СейÑÐ°Ñ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑÐ¸Ñ Ð¿Ð°Ð¿Ð° ( пеÑÑоналÑно. ÐÑо пÑÑм ÑоÑно. ÐбÑаÑаеÑÑÑ Ðº папе и говоÑÐ¸Ñ Ð¿Ð°Ð¿Ð°). Ðаба. ÐÑо Ñоже пеÑÑоналÑное обÑаÑение. ÐабÑÑка когда пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ, Ð±ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ðº ней и кÑиÑÐ¸Ñ Ð±Ð°Ð±Ð°. Т.е. говоÑÐ¸Ñ Ð½Ðµ в пÑÑÑоÑÑ. Ðама говоÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ÑÑоÑнно ð. Ðз Ñлов вÑе. РоÑÑалÑном когда как. ÐÐ¾Ð¶ÐµÑ ÐºÐ°ÐºÐ¸Ðµ Ñо ÑоÑеÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð±Ñкв говоÑиÑÑ ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð° Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ñам по Ñебе. ÐÐ¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑоÑÑо аааааааааа, как Ð±Ñ Ð°ÐºÐ°ÑÑ. РобÑем Ñ ÑеÑÑÑ Ñ Ð±Ñ Ð½Ðµ Ñказала, ÑÑо пÑÑм ÑазнообÑазие. Ðо ÑÑÑÑ Ñанее, меÑÑÑев Ñ 6 до 9 бÑл опÑÑÑ Ð¿ÑоÑÑв как в 2-3 меÑ. ÐÑÐµÐ½Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ Ñлогов пÑоизноÑил ÑазнообÑазнÑÑ . ÐÑÑм болÑал, болÑал. У Ð½Ð¸Ñ Ð¶Ðµ как Ñо вÑе волнообÑазно. ÐоÑом подпÑиÑÐ¸Ñ Ð¸ Ð²Ð¾Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ° ÑолÑко Ñак, как Ñ Ð½Ð°Ð¿Ð¸Ñала внаÑале. ÐÐ¾Ð¶ÐµÑ Ð¾ÑеÑÐµÐ´Ð½Ð°Ñ Ð²Ð¾Ð»Ð½Ð° еÑе не пÑиÑла ð¤
Источник