Речевое и психическое развитие ребенка с нарушением слуха

Речевое и психическое развитие ребенка с нарушением слуха thumbnail

Более 80% информации
об окружающем мире мы получаем благодаря
зрению. Только 3% – через слух. Однако
даже тотальное нарушение зрения
практически не отражается на формировании
высших психических функций и не приводит
к резкому изменению развития ребенка.

А
нарушение слуха кардинально меняет
весь ход психического развития. Это
происходит потому, что благодаря
сохранному слуху мы овладеваем речью,
а речь играет огромную роль в нашем
развитии: она является основным средством
общения,
помогает усваивать опыт, накопленный
поколениями живущих до нас людей,
зафиксированный
в слове
, а
также является орудием
мышления.

Поэтому
глубокие и
стойкие нарушения слуха

оказывают отрицательное влияние на
весь процесс психического,
физического
и личностного
развития ребенка. Стойкие нарушения
слуха могут быть врожденными
и приобретенными
.
Диагностика в основном опирается на
показания родителей и поэтому бывает
затруднена. Бывает так, что ребенок
рождается глухим, а родители обнаруживают
это только тогда, когда ему исполняется
год и более.

Согласно
современным взглядам на происхождение
глухоты до 90% нарушений слуха, так или
иначе, наследственно предопределены
(даже в случаях приобретенного ввиду
действия экзогенных причин нарушения
слуха). Согласно этим данным 25% населения
являются носителями гена глухоты.

Глухота, наследуемая
по доминантному типу, составляет
относительно небольшой процент от всех
случаев (не более 2% всех случаев нарушений
слуха).

Причины,
вызывающие
нарушения слуха и воздействующиев
пренатальном

периоде: краснуха, грипп, герпес,
токсоплазмоз, прием матерью ототоксичных
препаратов, химические интоксикации
(мышьяк, ртуть, свинец); травмы плода.

Причины,
способные
вызвать нарушения слуха в
постнатальном

периоде: менингит, корь, скарлатина,
паротит (редко, но к глухоте), грипп,
отиты, преходящие в лабиринтиты; аденоиды,
синусит, ототоксичные препараты;
интоксикации (мышьяк, ртуть, свинец);
постоянный шум и особенно вибрации,
травмы, гемолитическая болезнь
новорожденных.

Различают
два вида поражений слухового анализатора:
тугоухость
и глухоту.

Глухота
– это стойкое нарушение слуха, при
котором невозможно самостоятельное
восприятие речи на слух и самостоятельное
овладение речью на слух.

Тугоухость
– это такое понижение слуха, которое
вызывает затруднения в восприятии речи
на слух, однако восприятие речи все же
возможно (при использовании звукоусиливающей
аппаратуры, усилении голоса или
приближении говорящего к самому уху.).

В
соответствии с данными определениями
различают две большие категории детей:
глухих
и слабослышащих.
Однако такого деления оказалось
недостаточно. Дело в том, что при
одинаковой потере слуха дети могут
очень сильно различаться по уровню
речевого развития. Те дети, которые
потеряли слух в возрасте до года и те
дети, слух которых оставался сохранным
до пяти-шести лет, очень сильно отличаются
друг от друга по уровню развития. Поэтому
в сурдопедагогике принято учитывать
также время
потери слуха, т.о. среди глухих детей
различают ранооглохших
и позднооглохших
детей. Собственно глухие (или глухонемые
в житейском толковании) – это ранооглохшие
дети. Обычно это дети, утратившие слух
в возрасте до 2-х лет. Те дети, которые
утратили слух после 4-х лет, считаются
позднооглохшими.

При
этом следует отметить, что почти не
встречаются дети, совершенно не
воспринимающие мир звуков, т.е. живущие
в полной тишине. Как правило, глухие
дети воспринимают различные звуки (чаще
низкие) при достаточном их усилении
(свыше 80 дб.). В сурдопедагогике всех
глухих, в зависимости от диапазона
воспринимаемых частот, подразделяют
на четыре группы. Первая группа (дети с
восприятием только низких частот) может
услышать заводской гудок, шум поезда.
Вторая группа при достаточном усилении
воспринимает некоторые гласные: о, у.
Третья группа может услышать гласные:
а, о, у, ритмическую структуру слова,
ударный слог. Четвертая группа представлена
детьми, воспринимающими широкий диапазон
частот — они могут услышать при достаточном
усилении все гласные, соноры, количество
слогов в слове.

Слабослышащие
дети
,
как правило, воспринимают широкий
диапазон частот. Их подразделяют на две
большие группы в зависимости от состояния
их речи.
Первая
группа

– это слабослышащие дети с развитой
речью с незначительными нарушениями
ее произносительной стороны. Вторая
группа

– это дети со значительным речевым
недоразвитием.

Сила
звука, которая необходима для того,
чтобы его услышал глухой или слабослышащий
человек, составляет: от 30 до 80дб у
слабослышащих, и более 80дб — у глухих.
Болевой порог – 120дб. При этом учитываются,
главным образом, показатели речевого
диапазона, т.е. от 250 до 2000 гц.

Наиболее
ярко особенности психического развития
глухих
детей проявляются в их речи. Понятно,
что глухой ребенок сам говорить не
начинает. Речь может появиться у него
только в результате специального
обучения. Для того, чтобы научить глухого
ребенка разговаривать используются
сохранные анализаторы: зрительный,
тактильный, кинестетический. Но поскольку
такая речь формируется в отсутствии
слухового контроля, то она часто лишена
модуляции. Произношение
глухих отличается невнятностью,
нечеткостью, смазанностью. Для них
типичны: слабый голос, неадекватная
высота, фальцет, гнусавость, резкость,
неестественность тембра.

Читайте также:  Развитие ребенка с внутриутробного периода

Но
произношение – это только одна из сторон
речевого развития. Обогащение лексического
запаса, формирование понятий
– длительный и сложный процесс. Для
того, чтобы он протекал в наиболее
оптимальном режиме в учебные планы школ
для глухих детей вводятся специальные
предметы, стимулирующие процесс овладения
словесной речью.

Помимо
этого на первоначальном этапе формирования
речи используется дактиль
(дактильная азбука). Дактильная азбука
– это система знаков, изображаемых
пальцами правой руки и соответствующих
родному алфавиту.

Дактиль
нельзя путать с жестовой
речью
, которая
к родному языку почти не привязана.
Жестовая речь является самостоятельной
формой речи, рождающейся, как и всякая
речь, из потребности человека (в данном
случае глухого человека) в общении с
себе подобными. Существуют разные точки
зрения на использование жестовой речи
в учебном процессе: от чистого устного
метода (совсем исключающего использование
жестовой формы речи) до обучения глухих
глухими на базе жестовой речи. Один из
вариантов использования жестовой речи
в процессе обучения – метод тотальной
коммуникации, который предполагает
использование всех доступных глухому
речевых средств: от жестовых до разных
форм словесных (устных и письменных).

Выделяют
две формы жестовой речи: РЖЯ (разговорный
жестовый язык) и КЖР (калькирующая
жестовая речь). Разговорный жестовый
язык – это та форма речи, которая является
естественной для неслышащих и возникает
из потребности глухого человека в
общении. Эта форма речи подчиняется
собственным законам, содержит около
трех тысяч слов-понятий и развивается
в процессе общения неслышащих людей.
Содержит достаточно много базовых
слов-понятий, общих для глухих, живущих
в разных странах. В то же время может
несколько различаться в разных регионах
одной страны.

Калькирующая
жестовая речь в своей основе имеет также
разговорную жестовую речь, но отличается
от нее тем, что включает ряд искусственно
созданных слов, обозначающих понятия,
присущие языку, на котором разговаривают
слышащие соотечественники глухих. Не
всегда слова, используемые в калькирующей
жестовой речи, понятны неслышащим – в
том случае, когда соответствующее
понятие не сформировано, жест остается
не «прочитанным». Используется, главным
образом, при сурдопереводе.

Ввиду
того, что понятия у глухих формируются
замедленно и не всегда достаточно
полноценно, их мышление
носит своеобразный характер. Оно
формируется на базе наглядно-действенного
и наглядно-образного мышления, позже к
нему подключается жестовая речь. Ввиду
этого мышление глухих отличается
бедностью представлений и понятий, их
примитивностью. При осуществлении
анализа, синтеза, сравнения и обобщения
часта опора на несущественные признаки.

При
этом мышление
слабослышащих,
а
не глухих детей производит впечатление
мышления умственно отсталого человека.
Происходит это оттого, что слабослышащие
дети в большей степени склонны доверять
своему речевому запасу, считают себя
вполне слышащими и часто с удовольствием
используют те слова, понятие о которых
у них еще не до конца сформировано.

Своеобразно
развивается речь
слабослышащих

детей. Как было отмечено, слабослышащим
считается такой человек, слух которого
позволяет ему начать овладение речью
без посторонней помощи. Но эта
самостоятельно сформированная речь
практически всегда недостаточно
полноценна.

В
том случае, когда потери слуха относительно
невелики, нарушение речевого развития
заключается в искажении
только
некоторых звуков.
Обычно это высокочастотные звуки,
восприятие которых страдает в первую
очередь. (шоссе – соше, тетрадь – кетрадь,
путаница – тупанита, цапля – тапля,
чашка – ташка и т.д.) Нарушено также
произношение окончаний, ввиду того, что
слабослышащий человек не слышит их в
речи окружающих.

Состояние речи
слабослышащего и глухого ребенка, а
особенно его речевой запас, в значительной
степени зависят от условий, в которых
находится ребенок. Раннее слухопротезирование
и рано начатая специально организованная
коррекционная работа увеличивают
возможности овладения языком и
способствуют реабилитации ребенка с
нарушением слуха.

Качественное
своеобразие остальных познавательных
процессов, которое наблюдается у
большинства детей с нарушениями слуха,
обусловлено именно речевой недостаточностью.

Так, зрительное
восприятие
глухих,
вопреки расхожему житейскому представлению,
нельзя характеризовать как более
развитое, чем у слышащих. Несмотря на
то, что у глухих, действительно, есть не
характерные для слышащих людей возможности
зрительного восприятия протекающих
во времени пространственных образов,
зрительное восприятие глухими сложного
статичного зрительного стимула (например,
картины) отличается бедностью. При
зрительном восприятии объектов глухим
испытуемым, более, чем слышащим,
свойственно отмечать все то, что
«бросается» в глаза: все яркое, контрастное;
выступающие части предмета и т.п. Кроме
того, глухие часто отмечают несущественные
особенности объектов, упуская те их
признаки и свойства, которые менее
заметны, но более существенны. Это
обусловлено тем, что в процесс зрительного
восприятия в норме активно включается
речь.

Еще
более значительное своеобразие отмечают
при исследовании памяти
глухих детей. При необходимости
длительного сохранения в памяти новых
знаний, глухие запоминают плохо как
словесный, так и наглядный материал.
Данное обстоятельство обусловлено тем,
что при запоминании и воспроизведении,
в том числе наглядного материала, мы
используем для опоры в запоминании
словесные обозначения. Глухие такой
возможности, как правило, не имеют.

Читайте также:  Как оформить папку по развитию речи ребенка

Обучение
глухих детей, так же как и обучение
слепых – цензовое, т.е. учебные планы и
программы в целом соответствуют учебным
планам и программам массовой школы.
Обучение в школе глухих опирается на
принципы, свойственные массовой школе
с добавлением некоторых специфических:

  • единство
    обучения
    основам наук с обучением словесной
    речи;

  • формирование
    словесной речи как средства общения;

  • дифференцированный
    подход;

  • индивидуализация
    обучения;

  • развитие
    остаточного слуха и коррекция
    произношения.

В связи с этим,
содержание обучения, помимо обычных
общеобразовательных предметов, включает
в себя развернутый цикл языковых
дисциплин: обучение разговорной речи,
обучение письменной речи, обучение
чтению, обучение произношению, обучение
чтению с губ (в школе слабослышащих),
развитие речи вне класса, развитие
слухового восприятия.

В
процессе обучения широко используется
звукоусиливающая аппаратура. Созданы
и активно используются в специальных
школах компьютерные программы для
обучения детей речи и коррекции их
произношения. После окончания специальной
школы наиболее одаренные юноши и девушки
могут стать студентами ВУЗов и колледжей
по специальностям, не связанным с
развернутым речевым общением и не
требующим слухового контроля

Вопросы
и задания для само
контроля

  1. Назовите
    причины нарушений слуха. Какую роль в
    потере слуха играют ототоксические
    антибиотики?

  2. Что
    такое глухота, каких детей называют
    глухими? Можно ли утверждать, что глухой
    ребенок абсолютно ничего не слышит?

  3. Объясните
    связь между глухотой и немотой. Объясните,
    почему неслышащего человека некорректно
    называть «глухонемым»?

  4. Что
    такое тугоухость, каких детей называют
    слабослышащими? При соблюдении каких
    условий слабослышащий ребенок может
    посещать общеобразовательное учебное
    заведение?

  5. Назовите
    принципы, на которых строится система
    обучения глухих детей.

  6. Найдите
    ответ на вопрос, полезно ли раннее
    слухопротезирование слабослышащему
    ребенку.

  7. Ответьте,
    почему глухой человек не превосходит
    слышащего по уровню развития зрительного
    восприятия?

  8. Раскройте
    понятия «коррекция», «компенсация»,
    «адаптация» и «реабилитация» применительно
    к глухим детям.

  9. Можно
    ли глухого ребенка научить говорить,
    и каким образом это можно осуществить?
    Подумайте над тем, является ли обучение
    произношению единственной проблемой
    при обучении глухих детей речи.

  10. Охарактеризуйте
    особенности устной речи глухих.

  11. Сравните
    дактильную и жестовую речь, охарактеризуйте
    их роль в обучении глухих.

  12. Какими
    специфическими чертами отличается
    мышление глухих?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Развитие психики слабослышащего ребенка
протекает с отклонениями от обычной
нормы. Дело не только в том, что ребенок
плохо слышит, т. е. имеет физический
(биологический) недостаток, но и в том,
что этот недостаток привел к нарушению
многих функций и сторон психики,
определяющих ход развития личности
ребенка, у которого сформировались
только зачатки речи, мышление почти не
продвинулось в своем развитии от
наглядно-образного к словесно-абстрактному.
Другие стороны психики в своем становлении
у этого ребенка не испытывали того
решающего воздействия со стороны речи
и отвлеченного мышления, которое имеет
место в норме. В таком состоянии
взаимодействие слухового анализатора
с речедвигательным оказалось нарушенным.
Это помешало нормальному становлению
речевых механизмов, вторично привело
к недоразвитию речевой деятельности и
продолжает препятствовать дальнейшему
формированию речи.

Частичное восприятие речи таким ребенком
нередко создает у окружающих неправильное
представление о том, что ребенок может
полностью понимать речь, а то, что ребенок
не понимает смысла сказанного, иногда
расценивается как интеллектуальная
недостаточность. У ребенка речевое
недоразвитие обусловлено неполноценным
слухом, что ведет к изменению хода общего
развития (нарушение слуха —общее
нарушение познавательной деятельности
— недоразвитие речи). Речевое недоразвитие
носит характер вторичного проявления,
оно возникает и существует как
функциональное на фоне аномального
развития психики в целом. Это осложняет
социальное взаимодействие слабослышащего
ребенка. Именно в сфере речевого общения
слабослышащие оказываются в невыгодном
положении по отношению к своим слышащим
сверстникам. Затрудненность словесного
общения является одной из причин
аномального развития. Бедность речевого
запаса, искаженный характер речи ребенка,
формирующейся в условиях нарушенного
слухового восприятия, накладывает
отпечаток на ход развития познавательной
деятельности. Это, в свою очередь,
оказывает обратное отрицательное
влияние на все компоненты языка в
процессе их функционирования в речевой
деятельности.

При поступлении в школу слабослышащие
дети часто обнаруживают следующие
нарушения речи:

1) недостатки произношения;

2) ограниченный запас слов;

3) недостаточное усвоение звукового
состава слова, которое выражается не
только в неточностях произношения, но
и в ошибочном написании слов;

4) неточное понимание и неправильное
употребление слов;

5) недостатки грамматического строя
речи:

• неправильное построение предложения;

• неправильное согласование предложения;

6) ограниченное понимание устной речи;

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка кемерово

7) ограниченное понимание читаемого
текста.

К началу обучения в школе диапазон
различий в уровне сформированности
речи слабослышащих детей достаточно
велик: от наличия зачатков речи до
относительно сложившейся речи с
отдельными лексико-грамматическими,
фонетическими и грамматическими
недостатками. Исследования речи
слабослышащих позволили сделать вывод
о том, что своеобразие их речи следует
рассматривать не столько как
недостаточность, сколько как процесс
замедленного поступательного развития
речи, подчиненного особым закономерностям.

Овладение языком в условиях специального
обучения предполагает закономерное
развитие речевого мышления слабослышащих
детей, постепенный переход от свойственного
им наглядного, конкретного отражения
окружающей действительности к более
обобщенному осознанию и воспроизведению
на уровне усваиваемых языковых значений.

Отсутствие каких-либо органических
поражений речевого аппарата у
слабослышащих, функциональный характер
их речевого недоразвития, вторичность
происхождения отклонений в познавательной
деятельности, особенности приспособления
их к частичному нарушению слухового
анализатора — все это не только раскрывает
сущность особого развития этих детей,
но и одновременно указывает пути, способы
и средства их специального образования.

Преодоление нарушения развития требует
социального по своей природе, целостного
воздействия на личность слабослышащих
учащихся в специально организованном
образовательно-воспитательном процессе.
Специальным он является в том смысле,
что опирается не только на достигнутый
уровень развития, но и на компенсаторные
возможности. Он требует особых условий,
которые позволяют максимально усилить
этот компенсаторный фонд с целью
преодоления последствий дефекта,
выправления нарушенного хода становления
личности, ее социальных связей, всех
сторон ее психики.

В этом специальном процессе корригируются
или заново воссоздаются наиболее важные
функции для расширения возможностей
компенсации дефекта как за счет развития
и использования слуховых данных, так и
за счет других сохранных анализаторов.

Школа для слабослышащих и позднооглохших
детей обеспечивает своим воспитанникам
общеобразовательную подготовку на
цензовом уровне, отвечающем нормативным
требованиям Государственного
образовательного стандарта. Соответствие
цензовому уровню достигается при
соблюдении особой содержательной и
методической направленности учебного
процесса, в основе которого заложен
коррекционно-развивающий принцип
обучения.

Ориентация на цензовое образование не
означает, что педагогический процесс
в школе для слабослышащих может быть
лишь частично изменен по сравнению с
процессом обучения в образовательной
школе общего назначения.

Педагогический процесс отличается иным
содержанием, направленным на восполнение
пробелов развития, сказывающихся на
усвоении основ наук, он специфичен по
используемым средствам и методам,
ориентирующимся на наличие у ребенка
возможности компенсации.

Массовая общеобразовательная школа не
ставит перед учениками такие задачи,
как преодоление речевого недоразвития,
формирование речи. Следовательно, ее
методическая система обучения детей
языку не может быть приспособлена к
нуждам специальной школы. Особые задачи
определяют особое содержание всей
работы по речевому развитию слабослышащих.

Педагогический процесс в школе
слабослышащих строится таким образом,
чтобы расширить возможности учащихся
самостоятельного обогащать свою речь
вне специального обучения и скорригировать
самостоятельно приобретенный речевой
материал.

В специальном педагогическом процессе
должна обеспечиваться полисенсорная
основа обучения слабослышащих детей.
В связи с этим в учебный процесс
включаются: работа по развитию навыков
чтения с губ, специальные занятия по
технике речи, формирующие двигательную,
кинестетическую базу речи в единстве
с развитием оптико-акустических речевых
представлений, работа по развитию и
использованию остаточного слуха.

Письмо и чтение для слабослышащих
являются самым полноценным средством
овладения языком, а также средствами
развития познавательной деятельности
учащихся.

Значительна роль наглядных средств в
связи с тем, что они должны не столько
иллюстрировать учебный материал, сколько
наглядно раскрывать его содержание.
Особое значение имеют наглядно-действенные
средства и приемы, помогающие формированию
представлений и понятий сначала на
наглядно-образном, а затем и на отвлеченном
уровне обобщений (создание ситуаций,
инсценировка, драматизация, пантомима).

Все эти средства обычно используются
в сочетаний со словесными средствами
обучения.

Важным направлением в компенсации
нарушений слуха является приобщение к
труду. Следует учитывать специфику
этого направления работы: у людей с
нарушениями слуха наблюдается замедление
операций анализа и синтеза, абстрагирования,
отсюда — трудности в выделении и
осознании цели. Поэтому для полноценного
формирования осознания обязательности
достижения поставленной цели необходимо
воспитание положительного отношения
к труду. На трудовую деятельность влияет
и замедленное формирование межличностных
отношений, в частности, допускаются
крайности в оценке окружающих, недостаточно
дифференцируются личные и деловые
отношения. В профориентации следует
учитывать и особенности в развитии
двигательной сферы: недостаточно точную
координацию и неуверенность движений,
трудность сохранения статического и
динамического равновесия, относительно
низкий уровень пространственной
ориентации, замедленная скорость
отдельных движений. А. П. Гозовая выделила
ограничения в подборе профессий:

♦ не рекомендуются производства с
акустической сигнализацией опасности,
с высотой, в условиях постоянного
речевого контакта с окружающими;

♦ следует подбирать профессии,
соответствующие тому уровню образования,
которое имеет конкретный человек с
нарушением слуха.

Источник