Речь в норме и ее недоразвитие в развитии ребенка

Речь в норме и ее недоразвитие в развитии ребенка thumbnail

Недоразвитие речи — это группа речевых расстройств, при которых нарушено формирование всех речевых компонентов (звуковой стороны речи, лексики, грамматики, фонематики) при здоровом слухе и сохранном интеллекте. Кроме того, недоразвитие речи может выступать в качестве одного из компонентов более сложного системного нарушения, например, в случае задержки психического развития (ЗПР).

Речевое недоразвитие наблюдается при сложных формах патологии речи: сенсорной и моторной алалии, афазии, ринолалии, иногда при заикании и дизартрии. Специалисты разных областей (педагоги, психологи, врачи) могут по-разному формулировать диагноз. Например, специалисты педагогической сферы недоразвитие речи различного происхождения могут назвать ЗРР («задержка речевого развития». Как правило, данный диагноз используют в отношении ребёнка до 5 лет) или ОНР («общее недоразвитие речи», обычно термин употребляют в отношении ребёнка от 5 лет).

В зависимости от выраженности нарушения — от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии — можно выделить четыре уровня недоразвития речи:

  • I уровень. Так называемый «безречевой». В речи используются лепетные слова, звукоподражание, жесты, мимика.
  • II уровень. Зачатки общеупотребительной речи. Речь примитивна, слова часто искажены, появляются элементарные грамматические формы и конструкции.
  • III уровень. Характеризуется развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
  • IV уровень. Незначительные изменения всех компонентов речи. Недостатки дифференциации звуков, своеобразие слоговой структуры.

Недоразвитие речи любого уровня является серьезным препятствием в овладении новыми знаниями, ограничивает мышление, приводит к неизбежным ошибкам на письме, а также лишает возможности полноценного общения. В то же время при условии своевременной помощи детского логопеда недоразвитие речи удаётся успешно скорректировать. Важно помнить, что в развитии ребёнка существует период особой чувствительности речевой функции, когда любые нарушения легко поддаются исправлению. Если упустить это время, дефект речи может закрепиться и в дальнейшем препятствовать полноценному развитию других познавательных функций.

Причины недоразвития речи

Под причинами речевых расстройств понимают воздействие внутренних и внешних вредоносных факторов или их комплекса на организм, обуславливающее специфику речевого нарушения.

Внутренние факторы. Вредоносные воздействия во время внутриутробного развития:

  • здоровье матери (перенесенные во время беременности заболевания, аллергии, переливание крови, токсикозы, несовместимость плода и матери по крови, курение и употребление алкоголя во время беременности, возраст матери — как совсем юный, так и зрелый, лечение бесплодия, аборты, осложненные роды, стрессы в семье и на работе и др.) и других членов семьи (отягощенная наследственность: диабет, пороки развития, генетические и психические заболевания и др.);
  • гипоксия – недостаточное снабжение кислородом (при плацентарной недостаточности и во время родов, у плода нарушается созревание структур головного мозга);
  • родовая травма (непосредственные механические воздействия на плод во время родов, обуславливающие местные повреждения плода, нарушения функций головного мозга).

Внешние факторы. Непосредственные условия, в которых растет и развивается ребенок.

  • общая физическая слабость организма (астения, рахит, нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов, заболевания центральной нервной системы (ЦНС), а также тяжелое течение любых заболеваний, в том числе простудных, и осложнения после них);
  • неблагоприятные условия воспитания (отсутствие эмоционально-положительной обстановки, испуг, психотравмирующая ситуация в семье, длительная разлука с близкими, любые нервно-психические заболевания и травмы);
  • нарушения речи окружающих взрослых (речь детей развивается по подражанию: заикание, нарушенный темп речи, нечеткое произношение, в том числе утрированно детская речь — «сюсюканье» могут усваиваться ребёнком);
  • отсутствие речевого общения с ребенком до года (когда с ребенком не разговаривают, объясняя это тем, например, что он не понимает).

Симптомы недоразвития речи у детей

Несмотря на различную природу нарушения, недоразвитие речи характеризуется типичными проявлениями:

  • позднее появление первых слов ( в 3-4 года, а иногда и к 5 годам);
  • нарушены фонетическая (звуковая) и грамматическая стороны речи;
  • ребенок многое понимает, но затрудняется озвучить свои мысли;
  • речь невнятна, малопонятна (по достижении 3 лет).

Необходимо учитывать возрастные рамки становления и развития речи.

Нормы развития речи ребёнка

  • Гуление и лепет (1-8 мес.)

Гуление — ребенок начинает издавать негромкие протяжные звуки или слоги: «а-гу-у», «га-а-а», «гу-у-у», «а-а-а», «у-у-у» и т.п. Преобладают гласные звуки.

Ближе к 6мес. у ребенка начинает появляться лепет. Он издает повторяющиеся слоги «та-та», «ба-ба», «ма-ма» и т.п. Ребенок как бы играет с голосовыми звуками. Ребенок в этот период начинает «называть» предметы и людей, с которыми общается. Начинается артикуляция. В лепете «отрабатываются» почти все звуки родного языка, которые он услышал от взрослых. Возникает и интонационная составляющая: радость, требования.

  • Первые слова и фразы (1-2 года).

Первыми словами ребенка являются не слова, определяющие объект или предмет, а глаголы, содержащие просьбу (требование): «дай», «на» и т.п. Количество первых слов зависит от состояния психического развития, поэтому их количество может очень отличаться у разных детей. Зачастую понять смысл того, что сказал ребенок, могут только люди из ближайшего его окружения.

К 1,5 годам первые слова начинают объединяться в двухсловные предложения, фразы. Их еще нельзя назвать предложением в полном смысле этого слова. Их даже понять довольно сложно, если ты не в курсе ситуации. К 2-м годам число слов в предложениях возрастает. Да и сам словарный запас ребенка активно увеличивается. Слова во фразах начинают разделяться на опорное слово и переменное.

  • Усвоение грамматики языка (2-3 года).

Количество слов во фразах ребенка возросло и продолжает увеличиваться. Предложение строится по линейному принципу: опорное слово и неглавные слова. Слова в предложении приобретают грамматическую связь.

В этот период ребенок начинает осваивать изменение слова по числам, родам, падежам. Но некоторые грамматические категории ему даются с трудом. К таким «сложностям» относится склонение существительных по падежам, а иногда — употребление правильного рода. Например, мальчик 2,5 лет может говорить «я пошла», «я сделала», и это является возрастной нормой. Самое главное, что в этот период речь ребенка становится понятной независимо от ситуации, в которой она сказана.

Ребенок начинает мыслить вербально, то есть не только образами, но и словами. Появляется внутренняя речь. В 3 года ребенок начинает осваивать систему родного языка.

  • Контекстная речь (3-5 лет).

Ребенок начинает произносить законченные фразы и целые отрывки устной речи, которые имеют общий смысл. Это необходимый шаг для начала общения с собеседником.

И в это время формируется словарь его языка. Ребенок учится с помощью суффиксов и приставок изменять знакомые ему слова, т.е. начинается «словотворчество». Это говорит о том, что малыш осваивает и усваивает элементы языка. Такой «вид» творчества появляется у всех детей.

  • Освоение речевых норм языка (5-7 лет).

В этот период ребенок осваивает связную речь. Он высказывает какую-то мысль не в одном, а в нескольких предложениях. Правда, эти предложения еще несовершенны, но совершенствование речи происходит всю жизнь.

Важная отличительная черта речи этого периода — ребенок начинает излагать события в логичной последовательности, т.е. у ребенка начинает формироваться разговорное логическое мышление.

Итак, нормы развития речи у ребёнка:

  • к 1 году ребенок в норме говорит от 2-х слов (слово – определенный звукокомплекс «обозначает» определенный предмет/действие/человека).
  • к 2-м годам появляется простая фраза («Папа, дай», «Хочу играть!»); появляются твердые согласные звуки [т], [д], [п]; все чаще стечение согласных замещается одним звуком; в сложных словах может пропускаться слог.
  • в 2,5 — 3 года ребенок переходит от «аморфных слов» (звукоподражательных, понятных только близким) к общеупотребительным словам; появляются твердые согласные звуки: [в], [с], [з], [л], [ч], [щ], [ж], [ц]; допускается смешение артикуляционно-близких звуков; слоговая структура нарушается редко, в основном в малознакомых словах.
  • к 5-ти годам полностью формируется звукопроизношение; ребенок способен оценивать свое и чужое произношение; в слоговой структуре нарушений быть не должно.
  • к школьному возрасту ребенок овладевает практически всей сложной системой практической грамматики.
Читайте также:  Развитие ребенка до года по месяцам барагозик

Важно помнить, что деление речевого развития на периоды достаточно условно, т.к. сроки овладения речью индивидуальны, зависят от особенностей нервной системы ребенка, общего состояния здоровья и условий его воспитания. Зачастую пассивная речь (понимание) опережает активную (произносительные слова могут появиться ближе к 2-2,5 годам).

Если Вы заметили у своего ребёнка симптомы недоразвития речи или ему уже поставили один из диагнозов, о которых шла речь выше, запишитесь на консультацию к нашим специалистам. Первичная консультация может быть одним из специалистов или в виде консилиума: детский логопед, дефектолог и психолог нашего Центра определят индивидуальные причины задержки речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в Центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Особенно рекомендована при задержке речи у детей Томатис-терапия. Это нейросенсорная слуховая стимуляция, которая позволяет воздействовать с помощью специальным образом обработанного звука на речь, коммуникацию, познавательные процессы, эмоциональную регуляцию. Часто уже после 1 курса Томатис детки начинают говорить. Томатис-терапию в центре Ember проводит директор центра, клинический психолог Александрова Ольга Александровна. Лицензированный Практик Томатис. В нашем центре используется только оригинальное оборудование.

Кто ведет прием в центре Ember для детей с задержками речи?

Федотова Оксана Игоревна — ведущий логопед-дефектолог нашего центра. Выезжает на дом в пределах Санкт-Петербурга, а также ведет прием в офисе на Новочеркасском проспекте.
Королёва Виктория Николаевна — ведущий педагог-дефектолог, стаж более 8 лет. Выезжает на дом в пределах Санкт-Петербурга и проводит занятия в офисе. Использует Дэнас-терапию.

Посмотреть странички всех сотрудников можно здесь

Посмотреть цены на занятия можно здесь

Запишитесь на консилиум (комплексную диагностику развития ребёнка) или на консультацию к конкретному специалисту по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Источник

Слайд 1

Развитие речи в норме и недоразвитие речи

Слайд 2

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. ЗАДАЧА

Слайд 3

1. Довербальный период . ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем . 2.Э тап возникновения речи . осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова . 3. Этап развития речевого общения . охватывает все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими Этапы развития речи ребенка в норме

Слайд 4

Речевые реакции в отсутствии партнера — это наиболее элементарная форма. Диалог — в разговоре активны двое: один обращается к другому с вопросами, второй отвечает и наоборот. Монолог — один из детей говорит в присутствии других. Три основные формы речевых реакций у детей:

Слайд 5

А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей: первый — подготовительный — до одного года; второй — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до трех лет; третий — дошкольный — до семи лет; четвертый — школьный.

Слайд 6

крики — возникают самостоятельно — с рождения до 2-х месяцев; гуление — стихийно не возникает, его появление обусловлено общением ребенка со взрослым — с 2 до 5-7 месяцев; лепет — его длительность от 16-20 до 30 недель (4-7,5 месяцев); слова — переход к пользованию словами осуществляется на фоне продолжающегося лепета — с 11-12 месяцев; Развитие речи в лингвистическом аспекте

Слайд 7

словосочетания — после усвоения двухсложных и трехсложных слов — с 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев; предложения — конструирует в условиях наглядной ситуации с 2 лет, с 2 лет 6 месяцев появляются вопросы «где? куда?», с 3 лет — «почему? когда?» связный рассказ — появляется с воспроизведением коротких рассказов, стихов, потешек с 3 лет, постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушках — с 4 лет, овладение элементами контекстной речи с 5 лет.

Слайд 8

Характеристика структурных компонентов речи Фразовая речь в норме Простые распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения объемом до 10 слов. Фразовая речь при недоразвитии речи Фраза может отсутствовать; ребенок пользуется жестами, мимикой, отдельными лепетными словами и звукокомплексами , звукоподражаниями ..а могут быть простые предложения с аграмматизмами, затрудняется распространять простые и строить сложные предложения.

Слайд 9

Понимание речи в норме Осознают смысл обращенной речи; есть устойчивость внимания к речи окружающих; способны выслушивать ответы, указания взрослых, понимают смысл учебных и практических задач; слышат, замечают и исправляют Понимание речи при недоразвитии Может носит ситуативный характер; отсутствует понимание значений грамматических изменений слов, значений предлогов. А может приближаться к норме; затруднения в понимании изменений слов, выраженных приставками, суффиксами, в различении оттенков значений однокоренных слов, усвоении лексико-грамматических структур, отражающих временные, пространственные, причинно-следственные связи и отношения.

Слайд 10

Словарный запас в норме Объем до 3000 слов; появляются обобщающие понятия, чаще используют прилагательные — признаки и качества предметов, появляются притяжательные прилагательные шире используются наречия и местоимения, сложные предлоги ,владеют словообразованием. Ярко проявляется словотворчество. Словарный запас при недоразвитии речи Может резко отставать от нормы; предметный, обиходный словарь; глагольный почти отсутствует. А может значительно возрастает, пользуется всеми частями речи, заметно преобладание существ. и глаголов; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества.

Слайд 11

Грамматический строй речи в норме. Согласовывают прилагательные с существительными ,существительные с числительными; изменяют слова по числам, родам, лицам; правильно употребляют предлоги в речи. Грамматический строй речи при недоразвитии речи Может быть так, что фраза отсутствует; пользуется корневыми словами.А может правильно употреблять простые грамматические формы, не допускает ошибки при согласовании прилагательных и существительных, числительных и существительных; пропускает и заменяет предлоги; ошибки в ударениях и падежных -окончаниях.

Слайд 12

Звукопроизношение в норме Заканчивается процесс овладения звуками; речь в целом чистая и отчетливая; возрастает интерес к звуковому оформлению слов, к поиску рифм. Звукопроизношение при недоразвитии речи Может быть резко искажено звуковое оформление лепетных слов; неустойчивая артикуляция; низкая возможность слухового распознавания звуков. Или могут оставаться все виды нарушений; характерны нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному и замены групп звуков более простыми по артикуляции.

Слайд 13

Фонематическое восприятие в норме Достаточно хорошо развит фонематический слух, различают темп речи, тембр и громкость голоса. Фонематическое восприятие при недоразвитии речи Может фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии; фонематический слух грубо не нарушен; задания по звуковому анализу ребенку не понятны. А могут не достаточно развиты фонематическое восприятие и фонематический слух; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 1599 отзывы

Слайд 14

Связная речь в норме Пересказывают знакомую сказку, выразительно читают стихотворения; составляют рассказ по картине и серии сюжетных картин; довольно подробно рассказывают об увиденном или услышанном Связная речь при недоразвитии речи Может быть отсутствие речи, а может пересказ с грубыми аграмматизмами или с помощью педагога. Затруднения в составлении рассказа

Источник

Тамара Якунина
Особенности развития связной речи в норме и у детей с ОНР

Особенности развития связной речи в норме и у детей с ОНР

Проблема преодоления речевых нарушений в дошкольном возрасте остается значимой. До сих пор незакончен поиск оптимальных средств и методов коррекции общего недоразвития речи., Анализ научной литературы свидетельствует о том, что связная речь аккумулирует в себе все компоненты речевой системы, а речевая недостаточность у детей с ОНР проявляется в невозможности оперировать языковыми средствами общения и в явно выраженных недостатках восприятия, декодирования речи.

В работах многих авторов (Глухов В. П., Воробьева В. К., Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., изучающих проблему общего недоразвития речи, подчеркивается, что у детей с ОНР отмечается различные нарушения связной речи.

В ходе изучения проблемы развития связной речи у детей с ОНР необходимо рассмотреть, как протекает процесс становления связной речи у детей с нормальным речевым развитием, и определить характерные особенности развития связной речи у детей с ОНР.

В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи. В таком общении собеседники выражают разнообразные чувства, а не мысли. Постепенно, по ходу расширения круга предметов, с которыми приходится столкнуться ребенку, слова, обозначающие только эмоции, начинают обозначать предметы и действия.

Во время речевого развития в норме первые слова у ребенка появляются к году и на самом раннем этапе в общении ребенок использует только отдельные слова. Эти слова преимущественно выражают желания и потребности ребенка, и начинают обозначать предметы только во второй половине второго года жизни. С этого момента ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому и приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение со взрослым. Слово для него имеет смысл целого предложения. Примерно к 1,5 – 2 годам ребенок способен связать появившиеся у него к этому времени слова между собой, сначала употребляя при этом неправильные грамматические формы.Речь начинает выступать в двух функциях: как средство установления контакта и как средство познания мира. В дальнейшем, примерно до 3,5 лет, ребенок говорит отдельными предложениями, употребляемыми изолированно друг от друга и никак не связанными между собой по смыслу.

На третьем году жизни быстрыми темпами начинает развиваться понимание речи, активная речь, обогащается словарный запас. Это приводит к тому, что дети начинают пользоваться «самой простой, естественной и первоначальной формой речи — диалогической». Связана она с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества.

Активно связная речь, как таковая, начинает развиваться примерно с 3,5 – 4 лет. При этом, как говорилось ранее, диалогическая речь предшествует появлению монологической речи. Уже в этом возрасте дети учатся строить свои высказывания в зависимости от того, как их поймут партнеры. Диалогическая речь маленького ребенка отличается ситуативностью, то есть ее смысловое содержание понятно лишь в связи с конкретной ситуацией, это связано с тем, что деятельность ребенка этого возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно со взрослыми, или с их помощью. Контекст помогают заменить жесты, мимика, интонация. Речь ребенка в этот момент, как указывает Д. Б. Эльконин «Представляет собой или ответы на вопросы взрослого, или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими в ходе деятельности, или требование об удовлетворении тех или иных потребностей, или, наконец, вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности».

Монологическая речь появится позднее, примерно к 5 годам, постепенно сформировавшись на основе диалогической, незаметно становясь частью беседы. Исследования А. М. Леушиной говорят о том, что постепенно от исключительного преобладания ситуативной речи ребенок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Изменение образа жизни ребенка, усложнение познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требуют более развернутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь монологическая — контекстная. По мнению Д. Б. Эльконина этот переход осуществляется к 4 -5 годам.

К концу дошкольного возраста диалогическая и монологическая формы речи у ребенка сосуществуют, и в разных ситуациях ребенок начинает пользоваться то одной, то другой речью. Так, дети 4 – 5 лет являются активными участниками разговора, коллективной беседы, свободно пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Однако их связная речь еще не отличается совершенством. Для связной речи детей характерно: неумение правильно формулировать вопросы, а также дополнять и поправлять ответы собеседника; копирование образца рассказа взрослого; наличие нарушений логической последовательности.

Со временем связная речь совершенствуется и дети осваивают разные типы связных высказываний: описание, повествование, элементы рассуждения, с опорой на наглядный материал и без опоры. Синтаксическая структура детских рассказов усложняется, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений].

А теперь рассмотрим особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р. Е. Левиной в 50-60-е гг. XX в.

По определению, которое дает Л. С. Волкова, общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы (лексики, грамматики, фонетики, относящихся к звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

Проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности у детей с ОНР: позднее начало речи (первые слова проявляются к 3-4, а иногда к 5 годам); речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена; отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи; недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает.

Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными элементами лексико – грамматического и фонетико – фонематического недоразвития. В связи с этим остается актуальным условное деление на уровни развития, при которых общим является значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. Степень выраженности отклонений весьма различна. Зачатки связной речи начинают наблюдаться у детей c ОНР III уровня.

Речь детей с ОНР III уровня характеризуется как развернутая фразовая речь с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также, некоторых видов сложных предложений. При этом, их структура может нарушаться, например, за счет отсутствия главных и второстепенных членов предложения. Возросли возможности детей в использовании предложных конструкций с включением, в отдельных случаях, простых предлогов. В самостоятельной речи уменьшилось число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени и. т. д., но сама речь, по – прежнему, ограничена знакомой ситуацией и остается затруднительной. Специально направленные задания позволяют выявить трудности в употреблении существительных среднего рода, глаголов будущего времени, в умении согласовывать существительные с прилагательными и числительными в косвенных падежах. По–прежнему явно недостаточно понимание и употребление сложных предлогов, которые или совсем опускаются или заменяются на простые. На данном уровне детям становятся доступны словообразовательные операции. Имеет место положительная динамика в овладении системой морфем и способов манипулирования ими. Ребенок с ОНР III-го уровня понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Наряду с этим, ребенок затрудняется в правильном выборе производящей основы, использует неадекватные аффиксальные элементы. Очень часто попытки ребенка провести словообразовательные преобразования приводят к нарушению звуко-слоговой организации производного (вновь образованного) слова.

Читайте также:  Всемерное ускорение психического и физического развития ребенка

Детальный анализ речи детей позволяет определить трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры.

Наряду с заметным улучшением звукопроизношения наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух: дети с трудом выполняют задания на выделение первого и последнего звука в слове, подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук и. т. д. Это означает, что у ребенка с ОНР III- го уровня операции звуко-слогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными, а это, в свою очередь, будет служить препятствием для овладения чтением и письмом.

На этом уровне понимание речи детей приближается к низкой возрастной норме. Их же активный словарь в количественном отношении значительно беднее, чем у сверстников с нормальной речью. Это отчетливо проявляется при изучении предметного, глагольного словаря и словаря признаков. Дети не могут назвать по картинкам целый ряд доступных своему возрасту слов, хотя имеют их в пассивном запасе.

Типичным для данного уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением. Словарный запас может оказаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако, при подробном обследовании может выясниться незнание детьми таких частей тела, как локоть, переносица, ноздри, веки. Тенденция к множественным семантическим заменам по-прежнему сохраняется.

Преобладающим типом лексических ошибок является неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная наименований частей предметов, дети заменяют их названиями самого предмета, название предмета заменяется названием действия, характеризующем его назначение, название действий заменяют словами, близкими по ситуации и внешним признакам. Нередко, правильно показывая на картинках названные действия, в самостоятельной речи дети их смешивают. Дети не знают названия оттенков цветов,плохо различают и форму предметов: круглый, овальный, квадратный, треугольный.

В словаре мало обобщающих понятий, в основном, это игрушки, посуда, одежда, цветы. Редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы. Например, характеризуя величину предмета, как правило,они используют только понятия: большой – маленький,которые заменяют слова: длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий. Это обуславливает частые случаи нарушения лексической сочетаемости.

Недостаточная ориентировка в звуковой форме слова отрицательно влияет на усвоение морфологической системы родного языка. Ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делают речь детей бедной и стереотипной.

Выделяется также импрессивный аграмматизм, который проявляется в недостаточном понимании изменения значения слов, выраженных при помощи изменения приставки, суффикса и. т. д. Данные недостатки наиболее отчетливо проявляются в различных формах монологической речи, в том числе в рассказе – описании. Рассказ – описание мало доступен для детей: они обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей. Часть детей оказывается способной лишь отвечать на вопросы. Следовательно, экспрессивная речь детей со всеми указанными особенностями может служить средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянной помощи и побуждения в виде дополнительных вопросов, подсказок, оценочных и поощрительных суждений со стороны педагогов и родителей. Вне социального внимания к их речи эти дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, недостаточно общаются со сверстниками, редко обращаются с вопросом ко взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации. Это обуславливает сниженную коммуникативную направленность их речи.

Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозят процесс развития связной речи и, прежде всего, своевременный переход от ситуативной формы к контекстной.

Среди признаков раннего речевого дизонтогенеза выступает морфологически нечленимое использование слов. Слова, соединяемые в предложении, не имеют грамматической связи между собой, используются ребенком в какой-либо одной форме. Данная тенденция может наблюдаться в течение многих лет жизни ребенка. Отмечаются факты длительного существования предложений, грамматически правильно и неправильно оформленных.

Понимание обращенной речи у детей с ОНР III значительно развивается и приближается к норме. Однако, наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения. Описанные пробелы откладывают свой отпечаток на связной речи детей.

В связной речи наблюдается нарушение логико-временных связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную сторону.

Известно, что для осуществления речевого общения необходимо умение выражать и передавать мысли. Этот процесс реализуется с помощью фраз. При нарушении речевого развития трудности построения фраз и оперирование ими в процессе речевой коммуникации выступают достаточно отчетливо, проявляются в аграмматизме речи, что свидетельствует и о несформированности грамматического структурирования.

Самостоятельная связная контекстная речь детей с недоразвитием речи является несовершенной по своей структурно-семантической организации. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое и в отборе материала для той или иной цели. С затруднениями в программировании содержания развернутых высказываний связаны длительные паузы, пропуски отдельных смысловых звеньев. К началу обучения в подготовительной группе значительное большинство детей с общим недоразвитием речи способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинам, наблюдаемым действиям и прочее – то есть связным высказываниям. И, все-таки, эти высказывания значительно отличаются от связной речи детей с нормальным речевым развитием.

Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерываемость и программированность. Дошкольников с недоразвитием речи отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

Хотя дети и пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают при этом большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники.

При пересказе дети с общим недоразвитием речи ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.

Рассказ-описание малодоступен для этих детей, обычно, рассказ подменяется отдельным перечислением предметов и их частей. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному педагогом. Обычно дети подменяют рассказ перечислением отдельных признаков или частей объекта, при этом нарушают всякую связность: не завершают начатое, возвращаются к ранее сказанному.

Творческое рассказывание детям с общим недоразвитием речи дается с большим трудом, чаще не сформировано. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном событии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста.

Таким образом, сформированность связной речи у детей с ОНР III уровня, значительн