Речь как инструмент развития ребенка

Речь как инструмент развития ребенка thumbnail

«Мнемотехника как инструмент развития связной речи у детей дошкольного возраста»

Калимуллина Светлана Леонардовна

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ № 114 «Челнинская мозаика»

г. Набережные Челны 2015г.

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней — чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

«О, как же ты красива!».

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

— односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

— неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

— недостаточный словарный запас;

— употребление нелитературных слов и выражений;

— бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;

— трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

— отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

— отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для достижение такого эффекта я использую нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи, а именно, метод мнемотехники.

Начиная свою работу по данной проблеме, я рассмотрела факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов –наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора я выделила создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

С помощью мнемотехники можно решить следующие задачи:

— развитие связной и диалогической речи у детей;

— развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;

— обучение детей правильному звукопроизношению;

-развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;

— развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Работать с мнемотаблицами я начала со второй младшей группы. Хотя уже в в возрасте 2-3 лет дети уже способны воспринимать простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т. д. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Опираясь на опыт других педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером, сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей среднего дошкольного возраста целесообразно использовать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка — зеленая, ягодка – красная. Позже – можно усложнить или заменить другой заставкой — изобразить персонаж в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы создаю в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Наиболее трудный вид в монологической речи – описательный рассказ. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание — это анализ, что ребенку дается очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь оказывают мнемотаблицы.

Особая роль в формировании связной речи принадлежит пересказу. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Работу на занятиях по мнемотаблицам осуществляется в три этапа:

1.Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2.Осуществление перекодирования информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3.Осуществление пересказа сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с помощью педагога, в старших – дети умеют самостоятельно.

Мнемотехника многофункциональна. На основе мнемотаблиц я создаю разнообразные дидактические игры. Параллельно с этой работой использую речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Считаю, что применять модельные схемы можно и на других занятиях, в других видах деятельности.

В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Интеграция – одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования, она является одной из наиболее благоприятных форм развития детей дошкольного возраста. А использование метода мнемотехники в интегрированных занятиях приносит очень хороший результат:

— связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам;

— словарный запас детей от пассивного (в основном) переходит в активный и обогащается до уровня, необходимого ребенку в школе;

— ребята активнее работают на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление;

— дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения, составляют рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции;

— активизировался интерес к заучиванию стихов;

Обучение детей для меня – это увлекательное и трудоемкое занятие. Проведение занятий с использованием мнемотехники требует тщательной предварительной подготовки педагога в отборе речевого материала, игр, в изготовлении наглядных пособий. Чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем выше будет уровень их подготовки к школе. Ведь связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Источник

Речь — инструмент устного взаимодействия людей, словесного выражения мыслей и восприятия информации. Через общение дети познают окружающий мир, развивают абстрактное мышление, кругозор и память. Развитие речи с раннего возраста — неотъемлемая часть формирования полноценной психики.

Развитие

Развивать речь у ребенка очень важно.

Значение развития речи у детей в дошкольном возрасте

Становление связной речи — сложный процесс в развитии, который начинается с рождения и активно продолжается в дошкольном возрасте. Дети учатся выражать свои мысли с помощью слов, воздействуют на окружение, получают отклик на свои мысли или чувства.

Своевременное речевое развитие помогает:

  • стимулировать функции головного мозга и ЦНС, которые интенсивно формируются в раннем возрасте;
  • до полного созревания речевого центра в мозге накопить словарный запас, научиться управлять средствами родного языка;
  • сформировать разные виды мышления, восприимчивость к обучению и воспитанию;
  • расширить круг общения за пределами семьи, повысить уверенность в своих силах;
  • связать произношение со слухом, развить речевые органы через артикуляцию, особенности произношения (интонацию, темп, ритм, тембр);
  • познавать мир, поскольку речь позволяет ребенку получить представление об окружающих предметах или явлениях;
  • в процессе обучения младших школьников для развития грамотности, навыков чтения, письма.

В опыте становления личности обучение родному языку занимает важное место: меняются механизмы психики, устанавливается рациональное восприятие окружающего мира.

Задачи речевого развития

На всех этапах взросления ребенок осваивает разные уровни устного взаимодействия: лепет малыша нескольких месяцев от роду, первые слова и предложения у детей старшего возраста.

Речь расширяет возможности для познания. Помимо манипуляций с предметами вокруг себя ребенок начинает фантазировать, узнает новое из рассказов окружающих или художественной литературы.

Какие задачи выполняются при речевом развитии:

  • овладеть родной речью как инструментом для общения и обучения;
  • обогатить запас слов (знать и применять много слов);
  • научиться внятно и правильно говорить, вести диалог;
  • обучиться культуре общения (выслушивать оппонента, не перебивать, последовательно выражать свои мысли);
  • познакомиться с азами речевого творчества (пересказом, составлением рассказов, сюжетов о своих впечатлениях об увиденном явлении);
  • слушать и понимать сказки, истории из детской литературы;
  • запоминать правильные языковые конструкции для будущего обучения грамоте.

Какие факторы влияют на развитие речи

Факторы

Факторы влияющие на развитие речи ребенка.

Освоение ребенком устной речи определяется такими условиями:

  1. Наследственность, строение речевых органов. Неправильная анатомия органов артикуляционного аппарата, неразвитые лицевые мышцы осложняют развитие речи у детей 1-3 лет. Укрепить мускулатуру лица помогают питье через соломинку, надувание воздушных шаров. Тогда как физиологические проблемы решаются медицинскими методами.
  2. Корректная работа ЦНС, речевой зоны головного мозга. Нарушения функций нервной системы или центра Брока часто сопровождаются задержкой речевого развития у детей. Для развития этих функций применяются упражнения для мелкой моторики рук.
  3. Беременность, роды без осложнений. Исследования подтверждают, что анемия во время вынашивания плода, преждевременные роды до 35 недели, гипоксия и другие патологии задерживают развитие речи в раннем возрасте.
  4. Контакт с родителями и близкими родственниками с первых дней жизни. Фундамент будущего общения и здорового развития новорожденного — ощущение безопасности, физическая близость к матери, обеспечение физических и эмоциональных потребностей.
  5. Постоянное взаимодействие родителей с ребенком. Об общении узнает из смены выражения лица, движений, жестов. Затем начинает воспринимать обращенную речь, различать эмоции, интонации голоса. Поэтому рекомендуется проговаривать свои действия, называть малыша по имени, не игнорировать лепет или плач.

Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников

В первые годы жизни ребенок развивается умственно и физически, учится управлять своим телом, думать, усваивает родной язык. Становление речи происходит последовательно, разным возрастным промежуткам соответствуют свои нормы.

Умение говорить — приобретенный навык, который у всех детей формируется по схожему сценарию. Чтобы своевременно заметить отклонения в речевом развитии, необходимо знать закономерности созревания психики в раннем возрасте.

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

В первый год после рождения активно развиваются все системы новорожденного: созревает и усложняется структура головного мозга, формируется фонематический слух, во время плача или непроизвольных звуков тренируется речевой аппарат.

Этапы

Этапы развития речи ребенка.

На чем основан начальный этап:

  • слушание бытовых звуков, обращенной речи и собственного голоса;
  • подражание взрослому (повторение услышанных звуков, слогов, в возрасте около 12 месяцев — слов);
  • азы понимания смысла сказанного (преимущественно за счет эмоций, интонаций и мимики);
  • состояние артикуляционного аппарата (определяет связность в произношении, подвижность речевых органов).

Во второй год жизни отмечается скачок в развитии активной речи.

Для общения в этом возрасте характерно следующее:

  • попытки осмысленно употреблять слова (для названия предмета);
  • до 1,5-1,8 лет нет распространенных предложений, их заменяет 1 слово («Пить» в качестве просьбы);
  • в 1,8-2 года состав фраз расширяется, но еще нет грамматической связи между словами;
  • увеличивается словарный запас (100-300 слов в зависимости от условий, частоты и качества общения со взрослыми);
  • продолжается развитие артикуляционных органов, но голос еще не окреп;
  • осваиваются интонации;
  • неправильно произносятся отдельные звуки (смягчаются гласные, пропускаются согласные, путаница в слогах), упрощаются слова («Би-би» вместо «Машина»).

Становление речи ребенка от 3 до 4 лет

На третьем году жизни увеличивается познавательная функция речи. Ребенок интересуется окружающим миром, начинает задавать простые вопросы, вести диалог со сверстниками.

Речевое развитие трехлетки включает в себя такие этапы:

  • обогащается словарный запас (в 2-3 раза по сравнению с двухлетним возрастом);
  • чаще используются глаголы (до 30% активного запаса слов), предлоги и местоимения;
  • наблюдаются ошибки в согласовании рода прилагательных для именования предметов;
  • в речи появляются сложные бессоюзные предложения (к концу 3 года — сложноподчиненные);
  • улучшается восприятие на слух детской литературы;
  • речевой аппарат становится подвижным, но связность речи и громкость голоса остаются слабыми;
  • при произношении длинные слова со сложной структурой часто укорачиваются, слоги меняются местами или выпадают;
  • улучшается память, начинает развиваться творческое мышление, фантазия;
  • внимание остается неустойчивым, ребенок отвлекается.

Интерес к окружающим предметам стимулирует дошкольника общаться со взрослыми, первым начинать разговор. В диалоге ребенок учится рассуждать, начинает определять простую взаимосвязь между явлениями.

Какие особенности развития речи отличают 4-летний этап:

  • возрастает способность подбирать названия для любых предметов, действий, в т. ч. для тех, которые не окружают ребенка постоянно;
  • расширяется арсенал слов (активно применяются прилагательные, числительные, наречия, местоимения);
  • пересказ событий или чужой речи, рассказ о своих впечатлениях остаются неточными из-за неумения корректно выбирать нужные слова;
  • сохраняется нелогичность, непоследовательность изложения, но улучшается грамматическая структура речи;
  • общение остается ситуативным, требует уточнений, рассказ привязан к ситуации;
  • улучшается запоминание стихотворений, загадок, сказок, ребенок легко их повторяет, но преимущественно не понимает смысла;
  • речевой аппарат совершенствуется в индивидуальном темпе (к концу 4 года дети уже могут говорить понятно, разборчиво или продолжать упрощать звуки).

Становление

Становление речи ребенка 3-4 лет.

Формирование речевых навыков у детей от 4 до 5 лет

В пятилетнем возрасте дошкольник становится восприимчивым к социальной среде. Появляется интерес к развитию речевого слуха через словотворчество, попытки рифмовать или пение. Становление речи происходит интенсивно, ребенок подражает манере общения в семье или детском саду.

Какие этапы речевого развития проходят дети 5 лет:

  • возрастает красочность, разнообразие речи (кроме названий предметов ребенок знает их признаки, умеет логически связать несколько объектов между собой, опираясь на свойства);
  • внимание не рассеивается, становится устойчивым;
  • словарный запас пополняется до 2,5-3 тыс. слов, что стимулирует развитие навыка монолога, но повышает количество ошибок и несогласованных словосочетаний в речи;
  • речевые органы достаточно натренированы для корректного произношения, улучшается связность и четкость звуков, речь становится понятной посторонним людям и другим детям;
  • в 30% случаев наблюдаются трудности с произношением звука р, л, шипящих;
  • развивается фонетический слух, умение различать тонкости произношения (высоту голоса, тембр, интонации, темп).

Особенности развития речи дошкольника 5-7 лет

Дети старшего дошкольного возраста овладевают связной речью, составляют монолог из сложных предложений и развернутых фраз. Окружающие понимают ребенка без дополнительных вопросов.

Признаки формирования контекстной речи у детей 6 лет:

  • развивается абстрактно-логическое мышление, улучшается понимание связей и отношений между явлениями, предметами, людьми;
  • словарный запас пополняется формами уже знакомых слов (добавляются приставки или суффиксы), активно используются 4-6 тыс. слов;
  • ребенок оперирует обобщающими словами, собирает слова в группы по общему свойству, способен подобрать пары антонимов;
  • уменьшается количество грамматических ошибок;
  • завершается развитие основных функций артикуляционных органов, подвижной мускулатуры лица, из-за чего звуки проговариваются четко;
  • при регулярном выполнении развивающих устных упражнений к 7 годам удается улучшить произношение шипящих звуков, р, л.

Речь семилетнего ребенка практически не отличается от взрослой.

Активность

Творческие методы и приемы.

Развитие в этом возрасте направлено на закрепление навыков:

  • продолжает расширяться запас слов, которые используются ежедневно, причем одинаковые понятия ребенок разделяет по признакам (зимняя или летняя одежда);
  • применяются средства выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения), слова в переносном значении (легкий мяч или легкая рука);
  • монолог становится развернутым, логичным, ребенок не перескакивает с одной мысли на другую;
  • грамматические ошибки случаются редко, преимущественно при отсутствии подсказок со стороны взрослых;
  • голос становится громким, произношение четким, при этом ребенок управляет интонацией и темпом;
  • в высказываниях появляется эмоциональность, личное отношение и точка зрения, активно развивается индивидуальность.

Активность родителей в развитии речи ребенка

Родители первыми знакомят новорожденного с общением. Наблюдая этапы становления речи ежедневно, они могут вовремя заметить нарушения и исправить их.

Чтобы помочь речевому развитию дошкольника, в домашних условиях родителям необходимо:

  • с первых дней четко проговаривать слова, не искажать звуки при подражании детскому лепету;
  • использовать много слов, называть окружающие предметы, описывать бытовые действия, чтобы познакомить ребенка с разными понятиями;
  • в форме игры придумывать с дошкольником новые словоформы для понимания родного языка;
  • обогащать речь эмоциями, сопровождать произносимые слова выразительной мимикой, жестами (улыбаться = радость, хмуриться = печаль);
  • знакомить с детскими книгами, рассказывать короткие истории, подавая пример связного монолога, предлагать ребенку самому придумать продолжение или пересказать сюжет.

Как помочь развитию речи детей раннего возраста

Чтобы стимулировать формирование речи с раннего возраста, необходимо развивать все способы восприятия. В первые годы об окружающем мире ребенок узнает через ощущения, собственные действия и получаемый отклик.

Рекомендации для речевого развития через сенсорную систему:

  1. Осязание.
    Тактильные чувства дарят первые представления о жизни. Важно постоянно прикасаться к новорожденному, делать массаж, зарядку. Также рекомендуется знакомить его с текстурами: выбирать игрушки из разных материалов, предлагать потрогать воду, траву или цветы на улице, крупы или песок.
  2. Зрение.
    Учит фокусироваться, сосредотачиваться, обращать внимание на предмет и удерживать его взглядом. Кроме мобиля или бортиков в кроватке, необходимо также показывать обстановку в квартире, знакомить с предметами (автомобили, деревья, птицы и пр.) на улице.
  3. Слух.
    Рекомендуется создавать насыщенное звуковое пространство: бытовые звуки, музыка, пение. С рождения требуется постоянно говорить с ребенком, комментировать свои действия, называть предметы вокруг. Важно отвечать на лепет, повторять звуки, чтобы стимулировать подражание речи взрослого.
  4. Вкус.
    Предлагая незнакомый продукт, необходимо его назвать, описать вкус (яблочное пюре сладкое), свойства (творог делается из молока, которое дает корова). Это познакомит ребенка с новыми понятиями.
  5. Обоняние.
    Запахи ассоциируются с предметами, которым соответствуют. Через обоняние ребенок учится различать приятные и неприятные ощущения, расширяет сенсорный диапазон.
  6. Моторика.
    Подвижность способствует познанию мира, поэтому нельзя ограничивать перемещения. В безопасном пространстве повышается уверенность в себе, развивается любознательность, игровые навыки. Связь мелкой моторики и речи доказана научно. Пальчиковые игры, любые упражнения с маленькими предметами, бытовые действия (завязать шнурки, самостоятельно есть ложкой) способствуют развитию точности движений и произношения.

Методы

Методы развития речи у дошкольников.

Методы развития речи у дошкольников

Дошкольники осваивают родной язык разными способами. Общение — основа речевого развития у детей старше 3 лет, поэтому в коллективе становление речи происходит быстрее. Игры со сверстниками всегда требуют комментариев, объяснений, вопросов.

Другие советы по формированию речевого навыка для воспитателей в детском саду:

  • наблюдать за миром — не только показывать окружающие предметы, но и картинки, книги, фильмы и пр.;
  • придумывать свои сюжеты — воспитатель рассказывает начало истории, описывает явление или игрушку, затем предлагают дошкольникам сочинить продолжение;
  • читать детские произведения — учит вниманию, развивает навык слушания, иногда после чтения детям предлагается пересказать своими словами;
  • развивать дикцию — диалоги, словотворчество, короткие стихотворения с четким произношением звуков, чтобы тренировать артикуляционный аппарат;
  • игровые методы — дидактические игры, инсценировки учат монологической и разговорной речи, культуре общения, обогащают словарный запас.

Эти методы помогают закрепить полученные навыки, расширяют коммуникативные возможности ребенка.

Источник