Развитие ребенка дошкольника нервная система

Развитие ребенка дошкольника нервная система thumbnail

Особенности нервной системы детей дошкольного возраста.

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения — это проблема сохранения здоровья будущего населения нашей страны. Перинатальные поражения центральной нервной системы обусловливают в будущем 40-60% неврологической патологии, как у детей, так и у взрослых. Они могут манифестировать в различные сроки жизни, их декомпенсация происходит по мере возрастания предъявляемых требований в процессе развития детей (Вельтищев Ю.В., 1994; Anand N.K., 1994; Шайтор В.М., 2007).

 Перинатальные поражения центральной нервной системы обусловливают в будущем 40-60% неврологической патологии, как у детей, так и у взрослых. Они могут манифестировать в различные сроки жизни, их декомпенсация происходит по мере возрастания предъявляемых требований в процессе развития детей (Вельтищев Ю.В., 1994; Anand N.K., 1994; Шайтор В.М., 2007).

Период с 5 до 7 лет характеризуется тем, что существенно возрастают силы и подвижность нервных процессов. Это выражается в повышении работоспособности коры головного мозга, большей стабильности всех видов внутреннего торможения.

Дети способны теперь сосредотачивать внимание в течении 15 — 20 мин. и более. Выработанные условные реакции менее поддаются внешнему торможению при действии экстерораздражителей. Внутреннее торможение становится более сильным. Угашение и дифференцирование вырабатывается почти вдвое быстрее, чем у детей 3 — 5 лет, длительнее становятся периоды удержания тормозного состояния. Однако выработка всех видов условного торможения представляет еще большую трудность для нервной системы.

У детей 5 — 7 лет отмечается также возрастание функционального значения второй сигнальной системы. Роль «первых сигналов действительности», т.е. непосредственных ощущений и представлений, остается еще значительной, но словесное мышление начинает оказывать все более сильное влияние и на реакции 1-й сигнальной системы.( Сигнальная система – это система условно и безусловно рефлекторных связей всшей НС человека и животных. Первая СС развита и у человека и у животных. Вторая СС развита только у человека. Если произнести слово лимон ,то человек его представит, поймет какой он на вкус и тд (сработала вторая СС), но если у него начнет вырабатыватьс слюна то это уже действие первой СС) Есть данные, что именно в этом периоде появляются зачатки так называемой внутренней речи. После 5 лет оказывается возможным словесное внушение.

К 6-7 годам для детей оказывается доступным выделение общих или групповых признаков. Ребенок начинает пользоваться понятиями, которые уже абстрагированы от действий. В связи с началом обучения чтению и письму слово приобретает все более выраженные абстрагирующие свойства.

У детей старшего дошкольного возраста отражение действительности проявляется также в том, что к 7 годам ребенок оказывается в состоянии удерживать программу действий из ряда движений. Как известно, реакции с предвидением результатов действия формируется при участии любой коры. Именно к 7-летнему возрасту происходит морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий..

Высшая нервная деятельность. Первая и вторая сигнальные системы.

Высшая нервная деятельность — это деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде. К высшей нервной деятельности относят гнозис (познание), праксис (действие), речь, память и мышление, сознание и др. Поведение организма является венцом результата высшей нервной деятельности.

 I. Шейные нервы.

 II. Грудные нервы.

 III. Поясничные нервы.

 IV. Крестцовые нервы.

 V. Копчиковые нервы.

 _____

 1. Головной мозг.

 2. Промежуточный мозг.

 3. Средний мозг.

 4. Мост.

 5. Мозжечок.

 6. Продолговатый мозг.

 7. Спинной мозг.

 8. Шейное утолщение.

 9. Поперечное утолщение.

 10. «Конский хвост»

Рис. 1 — Центральная нервная система (ЦНС) человека

Структурную основу высшей нервной деятельности у человека составляет кора больших полушарий вместе с подкорковыми образованиями переднего и промежуточного мозга.

Термин «высшая нервная деятельность» ввел в науку И П. Павлов, который творчески развил и расширил теоретические положения о рефлекторном принципе деятельности головного мозга и создал учение о физиологии высшей нервной деятельности животных и человека.

Высшая нервная деятельность обеспечивает индивидуальное поведенческое приспособление человека и млекопитающих к изменяющимся условиям окружающей среды, носит рефлекторный характер, осуществляемый безусловными и условными рефлексами.

При безусловном рефлексе поведенческая реакция организма врожденная, формируется в процессе эволюции вида, генетически закрепляется и осуществляется с помощью нервной системы. В этом случае возбуждение от рецептора передается по рефлекторной дуге в центральную нервную систему (спинной мозг, ствол головного мозга и др.) и обратно к рабочему органу (рис. 2 А).

Сложные формы поведения животных обеспечиваются совокупностью безусловных рефлексов и называются инстинктом. Однако только одних безусловных рефлексов организму недостаточно, чтобы приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды. Для этого необходима выработка условных                                                    

рефлексов.

                     Рис2 – А и Б

Условные рефлексы — это индивидуальные приобретенные системные приспособительные реакции организма, формирующиеся на основе образования временной связи между условным

раздражителем и безусловным рефлекторным актом. Термин «условные рефлексы» был впервые предложен И.П. Павловым в 1903 г. при изучении работы головного мозга. Условный рефлекс образуется на основе безусловного (рис. 2 Б). Для образования условного рефлекса необходимо наличие двух раздражителей — безусловного (например, мясо) и безразличного (свет или звук), причем вначале должен        

действовать безразличный раздражитель, а затем безусловный. Между безразличным и безусловным раздражителями необходим определенный временный интервал. Сила обоих раздражителей должна быть оптимальной, условный раздражитель должен быть слабее безусловного по своей активности.

Для выработки условного рефлекса необходимо многократное сочетание воздействия обоих раздражителей. И. П. Павлов назвал условный рефлекс временной связью, так как он проявляется только в условиях, при которых образовался. Биологическая роль его заключается в расширении диапазона приспособительных возможностей организма к самым разнообразным условиям.

Условные рефлексы составляют основу обучения, воспитания, развития речи и мышления у ребенка, навыков трудовой, общественной и творческой деятельности человека. Только для человека характерны высокоразвитая психическая деятельность, сознание, способность к абстрактно-логическому мышлению,

      Рис.3

 

которые развились в ходе его трудовой деятельности и необходимости общения.

Образование условных рефлексов возможно благодаря особому свойству мозга — памяти.

Основываясь на развитии речевой функции у людей, И.П. Павлов (Рис. 3) создал учение о первой и второй сигнальных системах.

Первая сигнальная система существует и у человека, и у животных. Любые внешние раздражители, в том числе и условные, которые являются сигналами безусловных раздражителей, образуют первую сигнальную систему. Центры этой системы находятся в коре головного мозга и через рецепторы воспринимают непосредственные, конкретные раздражители (сигналы) внешнего мира, — предметы или явления. У человека они создают материальную основу для ощущений, представлений, восприятий, впечатлений об окружающей природе и общественной среде, и это соcтавляет базу конкретного мышления.

У младенца с первых дней жизни вырабатываются разнообразные условные рефлексы на положение тела, на вид матери, на время и т. п. Постепенно их становится все больше. Ребенок слышит слова матери, и они у него сочетаются с определенными процедурами — кормлением, купанием и др. На эти слова также вырабатываются условные рефлексы. Эти условные рефлексы ничем не отличаются от условных рефлексов животных и являются компонентами первой сигнальной системы.

Постепенно у ребенка увеличивается запас слов, из них он строит предложения. Слова начинают терять свое узкое конкретное значение, в них закладывается более широкий обобщающий смысл, возникают понятия. Сначала слово «каша» для ребенка означало только определенную, например манную, кашу. Постепенно с приобретением опыта и по мере обобщения это слово начало означать понятия разных каш, и для уточнения необходимо было употреблять дополнительные слова (гречневая, манная). Обобщению подлежали не только слова, которые означали предметы, явления природы, но и наши ощущения, переживания, действия. Так возникали абстрактные понятия, а с ними и абстрактное мышление.

Когда человек начинает понимать смысл слов, когда они начинают означать определенные понятия, обобщения, тогда слова создают вторую сигнальную систему.

Вторая сигнальная система существует только у человека. Она возникла в результате совместной трудовой деятельности людей и связана с функцией речи: со словом слышимым (речь) и видимым (письмо). Посредством слова передаются сигналы о конкретных раздражителях, и в этом случае слово служит принципиально новым раздражителем — сигналом сигналов.

Например, у человека защитный условный рефлекс, который проявляется в отдергивании руки от электродов с электрическим током при звучании звонка, возникает не только на действие самого звонка, но и тогда, когда экспериментатор произносит слово «звонок».

У животных так же, как и у человека, можно выработать условные рефлексы на слова (например, собака выполняет приказы хозяина). Но эти рефлексы являются реакциями на звуковой раздражитель, на сочетание звуков, а не на смысл слова, которого животное не понимает.

Речь является средством общения между людьми. Человек мыслит словами, поэтому мышление неразрывно связано со второй сигнальной системой и является результатом функции всей коры головного мозга.

В зависимости от преобладания первой или второй сигнальной систем людей разделяют на типы:

•        художественный — доминирует первая сигнальная система, образное мышление

•        мыслительный — преобладание второй сигнальной системы, словесное мышление, выраженная способность к абстрагированию

•        средний тип — характерна взаимная уравновешенность двух сигнальных систем и к которому относится большинство людей

Эти различия человеческих типов высшей нервной деятельности связаны с явлением функциональной асимметрии головного мозга, которое проявляется в том, что правое и левое полушария мозга выполняют различные функции (Рис. 4). Левое полушарие в большей степени отвечает за логическое, абстрактное мышление, словесное восприятие, а правое — за образное восприятие и мышление, эмоциональность психических процессов.

 

Рис. 4 – Функции полушарий мозга

Современное состояние изучения физиологии высшей нервной деятельности характеризуется явным разрывом между достигнутым знанием общих закономерностей внешних проявлений этой деятельности и отсутствием достоверных знаний о том, как она осуществляется физиологическими механизмами на всех уровнях организации мозга. Здесь — широкое поле для дальнейших исследований. Они могут иметь исключительное значение, выходящее за рамки физиологических наук, так как в перспективе речь идет о подходе к величайшей проблеме естествознания, о познании того, как мозг «делает мысль», как материальные процессы порождают идеальное отражение окружающего мира.

Источник

Автор Екатерина Самарцева На чтение 3 мин. Просмотров 285 Опубликовано 08.02.2013

В раннем детстве нервная система еще очень незрелая, нейронные связи ограничены (в микроскопе нейрон ребенка имеет веретенообразную форму, в то время как у взрослого выглядит как звездочка).

Вследствие этого дети быстро устают, не способны длительное время выполнять деятельность, непоседливые, чувствительны к неблагоприятным воздействиям. Поведение ребенка чрезмерно реактивное, и это свойство еще более усиливается вследствие высокой зависимости показателей психических функций ребенка от окружающей ситуации. Даже незначительное повышение голоса мамы уже может вызвать слезы и обиды малыша. Он очень легко отвлекается и очень трудно потом возвращается к работе.

Обратите особое внимание

Чем активнее психическая деятельность ребенка, тем быстрее он устает. Малыш особенно быстро устает, если переживает интенсивные эмоции, воспринимает много новых раздражителей, общается с большим количеством людей, глубоко погружается в работу. Признаками усталости является снижение у ребенка интереса к работе, ухудшение показателей внимания, восприятия, памяти, речи, снижение управляемости, ухудшение координации движений и т.д. Во время семейной жизни родители могут столкнуться также с проблемой детских страхов.

Особенности нервной системы ребенка

Так, дошкольник может вдруг стать неузнаваемым: нарушает правила поведения, хотя давно их усвоил; не может сложить пирамидку, хотя хорошо умеет это делать. Если у взрослого человека усталость вызывает уменьшение количества движений, их амплитуду и силу, то у малыша бывает наоборот: он громко плачет, швыряет игрушки, бегает по комнате, не желая ложиться спать. Нервная система дошкольника созревает очень быстро и после поступления в школу имеет почти такие же показатели, как у взрослого человека.

Такие реакции дошкольника на усталость обусловлены преобладанием возбуждения над торможением. Ребенку трудно долго усидеть на месте, не двигаясь; выполняя работу, включает несколько последовательных этапов, может возвращаться к продолжению того, что начал вчера.

Негативно влияет на малыша изменение привычных условий жизни: он капризничает, теряет усвоенные до этого навыки и умения, будто возвращается в своем поведении на несколько шагов в прошлое. Трудно ребенку сдерживать свои эмоции, особенно в ситуациях, вызывающих страх и тревогу: например, разлука с матерью, посещения врача и т.д..

Взрослые должны оберегать незрелую нервную систему ребенка от перенапряжения, обеспечить спокойный и стабильный режим дня, согласие в родственных отношениях.

Заключение

  • — Динамические свойства психики проявляются в приспособительных реакциях детей сразу после рождения;
  • — Отдельные свойства темперамента могут при жизни меняться, но тип темперамента остается постоянным;
  • — Становление типа темперамента зависит от созревания нервной системы, эндокринного аппарата и специфических для каждого типа темперамента закономерностей;
  • — Чем активнее психическая деятельность ребенка, тем быстрее он устает;
  • — Реакции дошкольника на усталость обусловлены преобладанием возбуждения над торможением;
  • — Взрослые должны оберегать незрелую нервную систему ребенка от перенапряжения.

Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки — нажмите CTRL+D

Источник

Нервная система
объединяет и регулирует жизнедеятельность
всего организма. Высший её отдел —
головной мозг является органом сознания,
мышления.

Она состоит из
центральной
и периферической.
Центральная: головной и спинной мозг.
Периферическая: нервы.

Мозговая кора –
материальная основа психики. В ЦНС в
течение жизни происходит установление
новых нервных связей, процесс образования
условных рефлексов. Деятельность
человека во многом зависит от степени
развития, состояния и особенностей
нервной системы. Развитие речи и трудовой
деятельности человека связано с
усложнением и совершенствованием ЦНС,
в первую очередь – коры БП.

Нервная ткань
обладает свойствами возбуждения
и торможения
.
Они всегда сопутствуют одно другому,
постоянно сменяются и переходят одно
в другое, представляя собой различные
фазы единого нервного процесса.
Возбуждение и торможение находятся в
постоянном взаимодействии и являются
основой всей деятельности центральной
нервной системы. Возникновение возбуждения
и торможения зависит от воздействия на
центральную нервную систему и прежде
всего на головной мозг окружающей
человека среды и внутренних процессов,
происходящих в его организме. Изменения
внешней среды вызывают возникновение
в ЦНС новых связей на основе уже имеющихся,
торможение других условных связей,
которые при новой ситуации не полезны.
При возникновении в какой-либо части
коры больших полушарий значительного
возбуждения происходит торможение в
других её частях (отрицательная
индукция
).
Возбуждение или торможение, возникнув
в той или иной части коры больших
полушарий, передаётся далее, как бы
разливается с тем, чтобы снова
сосредоточиться в каком-либо одном
месте (иррадиация
и
концентрация
).

Процессы возбуждения
и торможения имеют существенное значение
в деле обучения и воспитания, поскольку
понимание и использование их даёт
возможность развивать и совершенствовать
новые нервные связи, новые ассоциации,
навыки, умения, знания. Но сущность
воспитания и обучения не сводится лишь
к взаимодействию этих процессов. Кора
больших полушарий человека обладает
свойствами разностороннего восприятия
явлений окружающей жизни, образования
понятий, закрепления их в сознании
(усвоение, память и др.) и сложных
психических функций (мышление).

Развитие нервной
системы, и в первую очередь головного
мозга, у детей представляет большой
интерес, поскольку НС интегрирует работу
всех органов и систем организма, служит
материальной основой психической
деятельности. К моменту рождения у
ребёнка нервная система обладаем
огромным потенциалом развития.

Вес головного
мозга новорождённого относительно
велик, он составляет 1/9 веса всего тела,
а у взрослого это отношение составляет
всего лишь 1/40. Поверхность коры
больших
полушарий

у детей в первые месяцы жизни сравнительно
гладкая. Главные борозды,
лишь намечены, но неглубоки, а борозды
второй и третьей категории ещё не
сформированы. Извилины
слабо выражены. Нервные
клети (нейроны)

в больших полушариях новорождённого
не дифференцированы, имеют веретенообразную
форму с очень небольшим количеством
нервных разветвлений, клетки имеют
аксоны,
а дендриты
только начинают оформляться.

В
созревании коры выделяют два процесса.
Первый — рост коры за счет увеличения
расстояния между нейронами и их миграции
к месту конечной локализации от места
«рождения», то есть за счет образования
волокнистого компо­нента — дендритов
и аксонов. Второй — дифференцировка
нервных элементов, созревание разных
типов нейронов.

Выработка
нейронов происходит в эмбриональном
периоде и практически завершается к
концу второго триместра бере­менности:
сформированные нейроны передвигаются
к месту своей постоянной локализации.
После занятия нейронами соответствующего
места начинается дифференциация по
функциям, которые они будут выполнять.

Скорость
роста коры
определяется
развитием отростков нейронов и
синаптических
контактов

с другими клетками. Она во всех областях
мозга наиболее высока в первые два года
жизни ребенка, но в разных зонах
наблюдаются собственные темпы роста.
К 3 годам происходит замедление и
прекращение роста коры в проекционных,
к 7 годам — в ассоциативных
отделах
.
Максимальные темпы диффреренцировки
роста клетоккоры
голов­ного мозга наблюдаются в конце
эмбрионального и в начале постнатального
периода. У трехлетних детей клетки уже
значительно дифференцированы, а у
восьмилетних — мало отличаются от
клеток взрослого человека.

В более взрослом
возрасте усложнение строения нервных
клеток с их отростками протекает медленно
но не заканчивается одновременно с
завершением развития других органов и
систем организма. Он продолжается вплоть
до 40 лет и даже позднее. Степень
развития и дифференцировки нейронов,
образования синаптических
связей

играет определенную роль в последующем
проявле­нии способностей индивидуума.

Для
выживания нейронов при формировании
синапсов важную роль играет их стимуляция.
У нейронов, которые подвергаются активной
стимуляции, появляются новые синапсы,
и они вступают во все более сложные
системы коммуникаций в коре головного
мозга. Нейроны, лишенные активной
стимуляции, погибают. Созревание любой
области мозга сопровождается гибелью
большого числа нейронов (апоптоз),
которые не ока­зались задействованными.
Переизбыток синапсов связан с тем,
что
многие из них выполняют сходные функции,
и это гарантирует приобретение необходимых
для выживания навыков. Сокращение
синапсов переводит «лишние» нейроны в
«резерв», который может быть использован
на более поздних этапах развития. К семи
годам их число уменьшается до уровня,
свойственного взрослому. Более высо­кая
синаптическая плотность в раннем
возрасте рассматривается как основа
для усвоения опыта. Избыточность синапсов
создает основу для формирования любых
видов связей, которые имели место в
видо­вом опыте. Однако сохранятся
только необходимые для развития в
конкретных условиях.

Большая часть
нервных волокон у новорожденных не
покрыта белой миелиновой
оболочкой
,
вследствие чего большие полушария,
мозжечок
и продолговатый
мозг
не
делятся резко на серое и белое вещество.

В функциональном
отношении из всех частей головного
мозга у новорождённого наименее развита
кора больших полушарий, вследствие чего
все жизненные процессы у маленьких
детей регулируются главным образом
подкорковыми
центрами
.
По мере развития коры больших полушарий
у ребёнка совершенствуются как восприятия,
так и движения, которые постепенно
становятся более дифференцированными
и сложными. Вместе с тем всё более и
более уточняются, а также усложняются
и корковые связи между восприятиями и
движениями, всё больше начинает
сказываться приобретаемый в течение
развития жизненный опыт (знания, умения,
двигательные навыки и т. п.).

Наиболее интенсивно
происходит созревание коры больших
полушарий у детей в течение первых 3 лет
жизни. У 2-летнего ребёнка уже имеются
все основные черты развития внутрикорковых
систем, и общая картина строения головного
мозга относительно мало отличается от
головного мозга взрослого. Дальнейшее
его развитие выражается в совершенствовании
отдельных корковых полей и различных
слоев мозговой коры и увеличении общего
числа миелиновых и внутрикорковых
волокон.

Во второй половине
первого года жизни развитие условных
связей у детей происходит со всех
воспринимающих органов (глаза, уши, кожа
и др.) однако медленнее, чем в последующие
годы. С развитием коры больших полушарий
увеличивается продолжительность
периодов бодрствования, что благоприятствует
образованию новых условных связей. В
этот же период закладывается основа
будущих речевых звуков, которые
связываются с определённой стимуляцией
и являются их внешним выражением.

В течение 2-го года
жизни у детей одновременно с развитием
коры больших полушарий и усилением их
деятельности образуются всё новые и
новые условно-рефлекторные системы и
отчасти различные формы торможения.
Особенно интенсивно в функциональном
отношении развивается кора больших
полушарий в течение 3-го года жизни. В
этот период у детей значительно
развивается речь, и к концу этого года
у ребёнка запас слов в среднем достигает
500.

В последующие годы
дошкольного возраста до 6 лет включительно
у детей наблюдается дальнейшее развитие
функций коры больших полушарий. В этом
возрасте у детей значительно усложняется
как аналитическая, так и синтетическая
деятельность коры больших полушарий.
Одновременно происходит дифференциация
эмоций. В силу свойственных детям этого
возраста подражания и повторения,
содействующих образованию новых корковых
связей, у них быстро развивается речь,
которая постепенно усложняется и
совершенствуется. К концу этого периода
у детей появляются единичные абстрактные
понятия.

Продолговатый
мозг к моменту рождения вполне развит
и созрел в функциональном отношении.
Мозжечок, наоборот, у новорождённых
развит слабо, борозды его неглубоки и
размеры полушарий малы. Начиная с первого
года жизни мозжечок растёт очень быстро.
К 3 годам мозжечок у ребёнка по своим
размерам приближается к мозжечку
взрослого человека, в связи с чем
развивается способность сохранения
равновесия тела и координации движений.

Что касается
спинного мозга, то он растёт не столь
быстро, как головной мозг. Однако к
моменту рождения у ребёнка достаточно
развиты проводящие
пути спинного мозга
.
Миелинизация внутричерепных
и спинномозговых нервов

у детей заканчивается к 3 месяцам, а
периферических
— только к 3
годам. Рост миелиновых влагалищ
продолжается и в последующие годы.

Развитие функций
вегетативной
нервной системы

у детей происходит одновременно с
развитием центральной нервной системы,
хотя уже с первого года жизни она в
основном оформилась в функциональном
отношении.

Высшими центрами,
объединяющими вегетативную нервную
систему и управляющими её деятельностью,
являются подкорковые узлы. Когда по тем
или иным причинам у детей расстраивается
или ослабевает контролирующая деятельность
коры больших полушарий, деятельность
подкорковых узлов, в том числе, вегетативной
нервной системы становится более ярко
выражена.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник