Речь и словообразование ребенка и ее развитие
Овчинникова Маргарита
Формирование словообразования у дошкольников
Формирование словообразования у дошкольников
Актуальность проблемы развития словообразования вызвана тем, что у всех детей имеются разнообразные нарушения процесса словообразования.Степень этих нарушений различна: от не резко выраженной, незначительной до полного непонимания значения средств языка. Это затрудняет обучение ребёнка, влияет на полноту преодоления системного речевого расстройства, а именно лексико-грамматических недостатков и трудностей построения информативно полноценного высказывания.
Словообразование – процесс или результат образования новых слов, называемых производными, на базе однокорневых слов.
К. И. Чуковский писал «Для нас все слова уже готовы, скроены и сшиты, и голова у каждого из нас – как оптовый склад таких готовых форм, «магазин готового платья». А у детей – это мастерская все мерится и шьется, творится каждую минуту сначала, все – вдохновение и творчество»
Установлено, что именно в дошкольный период происходит интенсивный процесс овладения значением производного слова, и подчеркивается важность данного этапа для всего процесса овладения языком в детском возрасте. «Словообразовательная деятельность как бы подготавливается и обеспечивается развитием навыков понимания значения производного слова. В ходе этого процесса у ребенка складывается представление о производном слове как о мотивированном и конструируемом языковом знаке, вырабатываются модели-типы как необходимые средства анализа языкового материала и собственно словообразовательной деятельности ребенка. это, в свою очередь, обеспечивает новый уровень развития самой речевой деятельности ребенка»
Исследования речи дошкольников позволяют ученым выделить несколько этапов в процессе усвоения ребенком словообразовательной системы родного языка. Так, А. Г. Тамбовцева выделяет три основных этапа
период формирования предпосылок словообразования (от 2,6 до 3,6 – 4 лет, когда словопроизводство имеет случайный, ситуативный характер;
период активного освоения словопроизводства, период регулярного словотворчества (от 3,6 — 4,0 до 5,5 — 6,0 лет).
период усвоения норм и правил словообразования, самоконтроля, формирования критического отношения к речи, снижения интенсивности словотворчества (5,6 — 6,0).
Формирование процессов словообразования при нормальном ходе речевого развития.
В ходе речевого развития ребенок постепенно овладевает законами словообразования. Это происходит в основном в период от 2 до 8 лет. При этом наблюдаются определенные возрастные своеобразия. Так, например,
при образовании притяжательных прилагательных ребенок сначала не учитывает чередований согласных звуков в корне слова, а стремится полностью сохранить его первоначальную основу. Отсюда и получается, что у верблюда голова «верблюдья», у медведя – «медведья». Эти случаи ошибочного словообразования можно рассматривать как «умные ошибки», поскольку в целом здесь все же соблюдаются основные закономерности языка.
Характерное для детей раннего возраста «словотворчество» при нормальном ходе речевого развития также протекает с учетом основных закономерностей языка. Например, по аналогии со словами «водопроводчик», «электрик» ребенок образует слово «газочник». Или, видя закрытый пакет, говорит «распакетить» – по аналогии с «раскрыть».
Формирование навыков словообразования у детей с нарушениями речевого развития.
Дети с отклонениями в речевом развитии с большим трудом овладевают правилами образования новых слов, что приводит к задержке пополнения словарного запаса ребенка. Самый простой вид словообразования – это образование новых слов при помощи уменьшительных суффиксов. При нормальном развитии речи он начинает усваиваться уже на втором году жизни.
Однако старшие дошкольники, имеющие недоразвитие речи, при выполнении заданий на этот простейший вид словообразованиядопускают такие ошибки: куклочка или кукленок, вместо куколка, грибик вместо грибок и др.
Большие затруднения испытывают дети при образовании относительных,притяжательных прилагательных : сумка из кожи – кожная, кожевая; голова лошади – лошная, лошадья или лошанная. Все ответы выходят за рамки «возрастных своеобразий» речи.
Очень характерно для детей с задержками речевого развития и то, что при выполнении заданий они очень долго думают, перебирают разные варианты, но в большинстве случаев так и не находят правильного ответа. Это лишний раз говорит об имеющихся у этих детей трудностях в подборе нужных слов, об отсутствии в их словаре многих из них.
Словообразование, как в норме, так и при патологии, представляет собой сложный многообразный процесс. Пятый год жизни является периодом активного освоения ребенком способов словообразования. Словообразование и словотворчествоуже носят взрывной характер: дети начинают употреблять в этот период все части речи.
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов, поэтому процесс воспитания можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка.
Развитие восприятия и осознание речи детьми происходит значительно быстрее в продуктивной деятельности, так как в деятельности речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности.
Для развития словообразования используют словесные игры.
Например:
дом – домик
Мяч – мячик
Нос-носик-носище
Глаз-глаза-глазищи-глазки
Рука-руки-ручищи-ручки
Нога-ноги-ножищи -ножки
Идет – идут
Едет – едут
Лежи – лежит – лежу
Сиди – сидит – сижу
Пиши – пишет – пишу
Неси – несет – несу
Дыши – дышит – дышу
Пей – пьет – пью
Лей – льет – лью
Лепи – лепит — леплю
Источник
Татьяна Богданова
Формирование навыков словообразования у детей с нарушениями речи
«Слово – раз, словечко – два,
будут новые слова»
О формировании речи вообще и нарушениях речи у детей с разными патологиями написано достаточно много литературы, но, тем не менее, работ по словообразованию у детей с нормальным развитием речи, как и работ по словообразованию у детей с общим недоразвитием речи, недостаточно. Выявление характера сформированности словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо для разработки теоретического обоснования включения в логопедическую работу новых разделов, направленных на развитие осознанных навыков и умений использования новых слов. До настоящего времени совершенной загадкой для ученых остается причина появления в определенном возрасте, а затем полное исчезновение словотворчества у детей. Для детей с общим недоразвитием речи словообразование является особенно сложным, поскольку, в силу речевых нарушений, дети допускают серьезные ошибки в формировании новых слов. Исходя из всего вышесказанного, данная тема, на сегодняшний день, является столь актуальной.
В нашем дошкольном учреждении, группы комбинированной направленности посещают воспитанники с общим недоразвитием речи третьего уровня, который характеризуется наличием фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Активный словарь детей еще очень ограничен, в нем преобладают существительные и глаголы. Улучшаются произносительные возможности, воспроизведение слов разной слоговой структуры, но, у большинства детей продолжают встречаться недостатки произношения отдельных звуков и нарушения структуры слова. Функция словообразования находится на довольно низком уровне.
Таким образом, воспитанник с общим недоразвитием речи в отличие от своих нормально развивающихся сверстников испытывает трудности в овладении словообразовательными операциями. Безусловно, трудности выработки словообразовательных навыков у воспитанников учитываются в коррекционно-педагогической деятельности по преодолению общего недоразвития речи и в работе по данной теме используется множество игр, упражнений, дидактического материала с постепенным усложнением и разнообразием наглядности.
За долгие годы логопедической практики в работе с детьми с нарушениями речи нарабатывается и отбирается тот материал, который более эффективен.
Хочу предложить вниманию коллег пособия по формированию навыков словообразования, разработанные самостоятельно и используемые на занятиях с детьми с общим недоразвитием речи.Это:
— «Чудо-линейка»
— «Волшебные платочки»
— «Словесные часы»
Каждое пособие в коррекционно-логопедической работе является многофункциональным. Их можно использовать не только при решении проблемы словообразования, но и при делении слова на слоги, при формировании слоговой структуры слова, составлении предложений из двух, трех, четырех слов. Когда дети овладевают грамотой, то вместо картинок можно использовать чтение слогов (до-мо-ве-нок, слов (рука, руки, ручка, ручонка, рученька, ручище; нога, ноги, ножки, ноженьки, ножечки, ножищи; нос, носик, носище).
«Чудо-линейка»
«Чудо-линейка» изготавливается из картона. Прямоугольник (28х18 см) делится на три равные полоски, на двух из которых вырезаются окошечки напротив друг друга, затем складываются втрое и склеиваются. По размеру ширины полученной линейки вставляются две полоски на одну из которых наклеиваются картинки по словообразованию, а другая полоска закрывает эти окошечки с картинками. Выдвигая внешнюю полоску поочередно открываются окошечки на линейке.
Дети с удовольствием и интересом выполняют задания и хорошо запоминают вновь образованные слова.
Например, игровое упражнение «Какой-какая».
«Чудо-линейки» «заряжаются» пластинками с изображением в окошечках предметов мужского, женского, среднего рода и предметом множественного числа по цветовой гамме (серый, серая, серое, серые; красный, красная, красное, красные; зеленый, зеленая, зеленое, зеленые, или, при согласовании числительного и существительного (одно яблоко, два яблока, шесть яблок; одна книга, две книги, пять книг; одна машина, четыре машины, семь машин и т. д.).
«Волшебные платочки»
Платочки изготавливаются из однотонной ткани разных цветов. С одной
стороны приклеиваются четыре картинки, расположенные в квадратах в симметричном порядке. Платочек складывается вчетверо, так, чтобы картинки оказались внутри. При выполнении задания ребенком платочек разворачивается и по часовой стрелке ребенок называет то, что изображено на картинках. При обыгрывании логопедического задания ребенок использует все анализаторы и навыки словообразования формируются гораздо эффективнее, а новые слова запоминаются быстрее.
Например, это пособие применяется в совершенствовании словообразовательныхумений с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -очк, -ечк, -оньк, -еньк, -ушк.
Игра «Узнай и назови ласково»
Описание игры: детям раздаются платочки сложенные вчетверо, на которых приклеены фотографии их сверстников из группы. Ребенок разворачивает волшебный платочек, узнает на фотографиях знакомые лица
детей и называет их ласково по имени (Надя, Наденька, Надечка, Маша, Машенька, Машечка, Коля, Коленька, Колечка, Таня, Танечка, Танюшка).
Аналогично можно использовать «Волшебные платочки» в игре «Кто у кого». Для этого дети вспоминают детенышей животных. На платочках также расположены картинки с изображением животного папы, животного мамы, их детеныша и детенышей (заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата; кот, кошка, котенок, котята; медведь, медведица, медвежонок, медвежата; ёж, ежиха, ежонок, ежата; лось, лосиха, лосенок, лосята; тигр, тигрица, тигренок, тигрята и т. д.).
«Словесные часы«
Это пособие –демонстрационное и изготавливается так: из фанеры выпиливается квадрат размером 30х30 см, в центре просверливается отверстие и закрепляются две стрелки часов из прочного материала, которые можно передвигать по кругу. На уровне 12-ти, 9-ти, 6-ти и 3-х часов, а так же между ними наклеиваются кармашки разного цвета, в которые можно вставлять картинки по любой заданной теме.
Это пособие позволяет использовать язык блиссимволов, которые обеспечивают облегчение запоминания, сохранения и воспроизведение информации.
Например, игра «Найди домик»
Цель: закрепление навыков словообразований существительных с помощью суффиксов –ик, -ищ.
Описание игры: детям предлагается несколько картинок с изображением одинаковых предметов (больших, средних и маленьких) и «часы» с кармашками, на которых нарисованы схематические изображения горы (большая, маленькая, средняя). Дети находят одинаковые предметы,называют их и кладут в нужный кармашек: носик, нос, носище и тому подобное.
Таким образом, целенаправленная коррекционно-логопедическая работа по формированию словообразования у воспитанников с общим недоразвитием речи ведется с эффективным использованием разработанных пособий, которая тесно связана с развитием лексики и грамматики, индивидуальных особенностей словообразования и дифференцированного подхода в преодолении выявленных трудностей, учитываемых на подгрупповых и индивидуальных занятиях, безусловно, способствует более успешному формированию навыков словообразования.
Литература:
1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции ОНР у детей дошкольного возраста. /Дефектология. – 1985. — № 4. – с. 72-78.
2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. – с. 239.
3. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи, М.: Просвещение, 1998. – с. 64.
4. Туманова Т. В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи. / Дефектология. – 2001. — № 6. – с. 68-77.
5. Коваленко О. М., Тимофеичева И. В. особенности словообразовательных умений и содержание коррекционной работы по их формированию у детей 5-6 лет с ОНР 4-го уровня/Логопедия. – 2004. — № 2. – с. 41-58.
6. Земская Е. А. Словообразование как деятельность. – М.: Наука, 1992. – с. 221.
7. О. Е. Громова. Инновации – в логопедическую практику. /Методическое пособие для дошколных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – с. 232.
Источник