Речь и словообразование ребенка и ее развитие

Овчинникова Маргарита
Формирование словообразования у дошкольников

Формирование словообразования у дошкольников

Актуальность проблемы развития словообразования вызвана тем, что у всех детей имеются разнообразные нарушения процесса словообразования.Степень этих нарушений различна: от не резко выраженной, незначительной до полного непонимания значения средств языка. Это затрудняет обучение ребёнка, влияет на полноту преодоления системного речевого расстройства, а именно лексико-грамматических недостатков и трудностей построения информативно полноценного высказывания.

Словообразование – процесс или результат образования новых слов, называемых производными, на базе однокорневых слов.

К. И. Чуковский писал «Для нас все слова уже готовы, скроены и сшиты, и голова у каждого из нас – как оптовый склад таких готовых форм, «магазин готового платья». А у детей – это мастерская все мерится и шьется, творится каждую минуту сначала, все – вдохновение и творчество»

Установлено, что именно в дошкольный период происходит интенсивный процесс овладения значением производного слова, и подчеркивается важность данного этапа для всего процесса овладения языком в детском возрасте. «Словообразовательная деятельность как бы подготавливается и обеспечивается развитием навыков понимания значения производного слова. В ходе этого процесса у ребенка складывается представление о производном слове как о мотивированном и конструируемом языковом знаке, вырабатываются модели-типы как необходимые средства анализа языкового материала и собственно словообразовательной деятельности ребенка. это, в свою очередь, обеспечивает новый уровень развития самой речевой деятельности ребенка»

Исследования речи дошкольников позволяют ученым выделить несколько этапов в процессе усвоения ребенком словообразовательной системы родного языка. Так, А. Г. Тамбовцева выделяет три основных этапа

период формирования предпосылок словообразования (от 2,6 до 3,6 – 4 лет, когда словопроизводство имеет случайный, ситуативный характер;

период активного освоения словопроизводства, период регулярного словотворчества (от 3,6 — 4,0 до 5,5 — 6,0 лет).

период усвоения норм и правил словообразования, самоконтроля, формирования критического отношения к речи, снижения интенсивности словотворчества (5,6 — 6,0).

Формирование процессов словообразования при нормальном ходе речевого развития.

В ходе речевого развития ребенок постепенно овладевает законами словообразования. Это происходит в основном в период от 2 до 8 лет. При этом наблюдаются определенные возрастные своеобразия. Так, например,

при образовании притяжательных прилагательных ребенок сначала не учитывает чередований согласных звуков в корне слова, а стремится полностью сохранить его первоначальную основу. Отсюда и получается, что у верблюда голова «верблюдья», у медведя – «медведья». Эти случаи ошибочного словообразования можно рассматривать как «умные ошибки», поскольку в целом здесь все же соблюдаются основные закономерности языка.

Характерное для детей раннего возраста «словотворчество» при нормальном ходе речевого развития также протекает с учетом основных закономерностей языка. Например, по аналогии со словами «водопроводчик», «электрик» ребенок образует слово «газочник». Или, видя закрытый пакет, говорит «распакетить» – по аналогии с «раскрыть».

Формирование навыков словообразования у детей с нарушениями речевого развития.

Дети с отклонениями в речевом развитии с большим трудом овладевают правилами образования новых слов, что приводит к задержке пополнения словарного запаса ребенка. Самый простой вид словообразования – это образование новых слов при помощи уменьшительных суффиксов. При нормальном развитии речи он начинает усваиваться уже на втором году жизни.

Читайте также:  Показателем социального развития ребенка является

Однако старшие дошкольники, имеющие недоразвитие речи, при выполнении заданий на этот простейший вид словообразованиядопускают такие ошибки: куклочка или кукленок, вместо куколка, грибик вместо грибок и др.

Большие затруднения испытывают дети при образовании относительных,притяжательных прилагательных : сумка из кожи – кожная, кожевая; голова лошади – лошная, лошадья или лошанная. Все ответы выходят за рамки «возрастных своеобразий» речи.

Очень характерно для детей с задержками речевого развития и то, что при выполнении заданий они очень долго думают, перебирают разные варианты, но в большинстве случаев так и не находят правильного ответа. Это лишний раз говорит об имеющихся у этих детей трудностях в подборе нужных слов, об отсутствии в их словаре многих из них.

Словообразование, как в норме, так и при патологии, представляет собой сложный многообразный процесс. Пятый год жизни является периодом активного освоения ребенком способов словообразования. Словообразование и словотворчествоуже носят взрывной характер: дети начинают употреблять в этот период все части речи.

Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов, поэтому процесс воспитания можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка.

Развитие восприятия и осознание речи детьми происходит значительно быстрее в продуктивной деятельности, так как в деятельности речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности.

Для развития словообразования используют словесные игры.

Например:

дом – домик

Мяч – мячик

Нос-носик-носище

Глаз-глаза-глазищи-глазки

Рука-руки-ручищи-ручки

Нога-ноги-ножищи -ножки

Идет – идут

Едет – едут

Лежи – лежит – лежу

Сиди – сидит – сижу

Пиши – пишет – пишу

Неси – несет – несу

Дыши – дышит – дышу

Пей – пьет – пью

Лей – льет – лью

Лепи – лепит — леплю

Источник

Татьяна Богданова
Формирование навыков словообразования у детей с нарушениями речи

«Слово – раз, словечко – два,

будут новые слова»

О формировании речи вообще и нарушениях речи у детей с разными патологиями написано достаточно много литературы, но, тем не менее, работ по словообразованию у детей с нормальным развитием речи, как и работ по словообразованию у детей с общим недоразвитием речи, недостаточно. Выявление характера сформированности словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо для разработки теоретического обоснования включения в логопедическую работу новых разделов, направленных на развитие осознанных навыков и умений использования новых слов. До настоящего времени совершенной загадкой для ученых остается причина появления в определенном возрасте, а затем полное исчезновение словотворчества у детей. Для детей с общим недоразвитием речи словообразование является особенно сложным, поскольку, в силу речевых нарушений, дети допускают серьезные ошибки в формировании новых слов. Исходя из всего вышесказанного, данная тема, на сегодняшний день, является столь актуальной.

В нашем дошкольном учреждении, группы комбинированной направленности посещают воспитанники с общим недоразвитием речи третьего уровня, который характеризуется наличием фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Активный словарь детей еще очень ограничен, в нем преобладают существительные и глаголы. Улучшаются произносительные возможности, воспроизведение слов разной слоговой структуры, но, у большинства детей продолжают встречаться недостатки произношения отдельных звуков и нарушения структуры слова. Функция словообразования находится на довольно низком уровне.

Читайте также:  Игра в развитии личности ребенка в современных условиях

Таким образом, воспитанник с общим недоразвитием речи в отличие от своих нормально развивающихся сверстников испытывает трудности в овладении словообразовательными операциями. Безусловно, трудности выработки словообразовательных навыков у воспитанников учитываются в коррекционно-педагогической деятельности по преодолению общего недоразвития речи и в работе по данной теме используется множество игр, упражнений, дидактического материала с постепенным усложнением и разнообразием наглядности.

За долгие годы логопедической практики в работе с детьми с нарушениями речи нарабатывается и отбирается тот материал, который более эффективен.

Хочу предложить вниманию коллег пособия по формированию навыков словообразования, разработанные самостоятельно и используемые на занятиях с детьми с общим недоразвитием речи.Это:

«Чудо-линейка»

«Волшебные платочки»

«Словесные часы»

Каждое пособие в коррекционно-логопедической работе является многофункциональным. Их можно использовать не только при решении проблемы словообразования, но и при делении слова на слоги, при формировании слоговой структуры слова, составлении предложений из двух, трех, четырех слов. Когда дети овладевают грамотой, то вместо картинок можно использовать чтение слогов (до-мо-ве-нок, слов (рука, руки, ручка, ручонка, рученька, ручище; нога, ноги, ножки, ноженьки, ножечки, ножищи; нос, носик, носище).

«Чудо-линейка»

«Чудо-линейка» изготавливается из картона. Прямоугольник (28х18 см) делится на три равные полоски, на двух из которых вырезаются окошечки напротив друг друга, затем складываются втрое и склеиваются. По размеру ширины полученной линейки вставляются две полоски на одну из которых наклеиваются картинки по словообразованию, а другая полоска закрывает эти окошечки с картинками. Выдвигая внешнюю полоску поочередно открываются окошечки на линейке.

Дети с удовольствием и интересом выполняют задания и хорошо запоминают вновь образованные слова.

Например, игровое упражнение «Какой-какая».

«Чудо-линейки» «заряжаются» пластинками с изображением в окошечках предметов мужского, женского, среднего рода и предметом множественного числа по цветовой гамме (серый, серая, серое, серые; красный, красная, красное, красные; зеленый, зеленая, зеленое, зеленые, или, при согласовании числительного и существительного (одно яблоко, два яблока, шесть яблок; одна книга, две книги, пять книг; одна машина, четыре машины, семь машин и т. д.).

«Волшебные платочки»

Платочки изготавливаются из однотонной ткани разных цветов. С одной

стороны приклеиваются четыре картинки, расположенные в квадратах в симметричном порядке. Платочек складывается вчетверо, так, чтобы картинки оказались внутри. При выполнении задания ребенком платочек разворачивается и по часовой стрелке ребенок называет то, что изображено на картинках. При обыгрывании логопедического задания ребенок использует все анализаторы и навыки словообразования формируются гораздо эффективнее, а новые слова запоминаются быстрее.

Например, это пособие применяется в совершенствовании словообразовательныхумений с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -очк, -ечк, -оньк, -еньк, -ушк.

Читайте также:  Основные особенности развития ребенка раннего возраста

Игра «Узнай и назови ласково»

Описание игры: детям раздаются платочки сложенные вчетверо, на которых приклеены фотографии их сверстников из группы. Ребенок разворачивает волшебный платочек, узнает на фотографиях знакомые лица

детей и называет их ласково по имени (Надя, Наденька, Надечка, Маша, Машенька, Машечка, Коля, Коленька, Колечка, Таня, Танечка, Танюшка).

Аналогично можно использовать «Волшебные платочки» в игре «Кто у кого». Для этого дети вспоминают детенышей животных. На платочках также расположены картинки с изображением животного папы, животного мамы, их детеныша и детенышей (заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата; кот, кошка, котенок, котята; медведь, медведица, медвежонок, медвежата; ёж, ежиха, ежонок, ежата; лось, лосиха, лосенок, лосята; тигр, тигрица, тигренок, тигрята и т. д.).

«Словесные часы«

Это пособие –демонстрационное и изготавливается так: из фанеры выпиливается квадрат размером 30х30 см, в центре просверливается отверстие и закрепляются две стрелки часов из прочного материала, которые можно передвигать по кругу. На уровне 12-ти, 9-ти, 6-ти и 3-х часов, а так же между ними наклеиваются кармашки разного цвета, в которые можно вставлять картинки по любой заданной теме.

Это пособие позволяет использовать язык блиссимволов, которые обеспечивают облегчение запоминания, сохранения и воспроизведение информации.

Например, игра «Найди домик»

Цель: закрепление навыков словообразований существительных с помощью суффиксов –ик, -ищ.

Описание игры: детям предлагается несколько картинок с изображением одинаковых предметов (больших, средних и маленьких) и «часы» с кармашками, на которых нарисованы схематические изображения горы (большая, маленькая, средняя). Дети находят одинаковые предметы,называют их и кладут в нужный кармашек: носик, нос, носище и тому подобное.

Таким образом, целенаправленная коррекционно-логопедическая работа по формированию словообразования у воспитанников с общим недоразвитием речи ведется с эффективным использованием разработанных пособий, которая тесно связана с развитием лексики и грамматики, индивидуальных особенностей словообразования и дифференцированного подхода в преодолении выявленных трудностей, учитываемых на подгрупповых и индивидуальных занятиях, безусловно, способствует более успешному формированию навыков словообразования.

Литература:

1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции ОНР у детей дошкольного возраста. /Дефектология. – 1985. — № 4. – с. 72-78.

2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. – с. 239.

3. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи, М.: Просвещение, 1998. – с. 64.

4. Туманова Т. В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи. / Дефектология. – 2001. — № 6. – с. 68-77.

5. Коваленко О. М., Тимофеичева И. В. особенности словообразовательных умений и содержание коррекционной работы по их формированию у детей 5-6 лет с ОНР 4-го уровня/Логопедия. – 2004. — № 2. – с. 41-58.

6. Земская Е. А. Словообразование как деятельность. – М.: Наука, 1992. – с. 221.

7. О. Е. Громова. Инновации – в логопедическую практику. /Методическое пособие для дошколных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – с. 232.

Источник