Речь и интеллект в развитии ребенка читать

Речь и интеллект в развитии ребенка читать thumbnail

Развитие интеллекта    — физическое и психическое — проходит следующие возрастные ступени: младенчество, ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский возраст, зрелость. Интеллект появляется на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом. Но он развивается у человека и совершенствуется только при непременном условии овладения речью.

Если взрослые, окружающие ребёнка, начинают правильно учить его говорить уже с младенчества, у него развивается способность представлять, а затем и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и эмоционально — волевая сфера.

Наукой доказано, что без речевого общения, т.е. без социальной (общественной) среды, человеческое существо не может стать полноценным человекам. Истории известны случаи, когда в силу каких — то трагических обстоятельств дети младенческого возраста попадали в логово животных (волков, пантеры, собак) и были ими вскормлены. Когда люди обнаруживали этих детей в возрасте после трёх лет и возвращали в человеческое общество, то оказывалось, что они имели повадки вскормившего их животного и совершенно не обладали теми элементами психики, которые отличают человека от животного: у них не был сформирован мыслительный аппарат, не было высших эмоций, их невозможно было научить речи.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребёнка полноценной психики и дальнейшего правильного её развития. Своевременное — значит начатое с первых же дней после рождения ребёнка; полноценное — значит достаточное по объёму языкового материала и побуждающее ребёнка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.

Внимание к развитию речи ребёнка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Для функции речетворчества «таким критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Бели же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Взрослый, обязан помнить, что речь — инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного его обучения в школе, для творческой трудовой деятельности. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

Об уровне развития речи свидетельствуют её правильность и связность, умение выражать мысли, богатство словарного запаса. В зависимости от этого речь может быть образной, содержательной, лаконичной или бедной, бессвязной, наблюдается речевая патология.

     Речевая патология — это нарушение важных психических функций человека. Такие нарушения в раннем возрасте характерны в двух отношениях.

Во — первых, развитие мышления и речи есть непременное условие развития всех остальных человеческих способностей, а это в свою очередь побуждает речь к дальнейшему совершенствованию. Таким образом, получается саморегулирующееся круговое замыкание — два взаимовозбуждающих потока усиливают друг друга и регулируют процесс формирования человека. Задержка одного компонента ( мышления или речи ) может вызвать или задержку всего развития или даже его остановку. В последнем случае процесс становится необратимым — уже нельзя какой либо усиленной стимуляцией догнать упущенное время. Вероятно, существуют онтогенетически обусловленные периоды развития. Во -первых переход к последующем} периоду тем труднее, чем менее полноценен по законченности предшествующий.

Во — вторых, существует другая, противоположная тенденция развития. Онтогенетический заряд всё же настолько силен, что при самых неблагоприятных обстоятельствах он будет влиять на потенции развития. Нужно предположить, что существует резерв, которым можно воспользоваться для борьбы с недоразвитием.

Всё начинается с познания окружающего мира. Это знание часто не фиксировано в слове, живёт в виде образов предметов, цветов и запахов, двигательных, тактильных, температурных ощущений, переживаний. Расчленение этого потока впечатлений, обозначение словом предметов, действий, качеств, количества и др. — необходимая основа последующего умственного и речевого развития.

Мышление и речь тесно связаны. Любая мысль может быть выражена в слове, и, развивая речь, мы содействуем развитию мышления и наоборот, развивая мышление, мы опираемся на слово, обозначающее любое явление, предмет или его образ, свойства, признаки и качества, обогащающие наши знания о них. Именно с помощью речи ребёнку предстоит усвоить в школе необходимый объём знаний, и поэтому значимой предпосылкой успешного обучения является богатый словарный запас, умение свободно пересказывать и выражать свои мысли, способность аргументировать своё мнение.

Важными задачи развития речи в дошкольном возрасте являются, прежде всего, обогащение словарного запаса ребёнка, расширение активного словаря, устранение дефектов произношения, развитие фонематического слуха, устной речи. Безусловно, взрослый при этом должен являть для ребёнка образец правильной грамотной речи, активно побуждать его вступать в диалог, отвечать на вопросы, подводить к самостоятельным выводам. Благоприятные условия для этого предоставляет повседневная жизнь и целенаправленная работа педагогов и родителей. В повседневной жизни совсем не обязательно выбирать какое — то особое время для специальных разговоров с детьми; они могут осуществляться практически постоянно во время общения с ребёнком дома, на улице, на прогулке и т.д. Содержание разговоров — это практически всё, что ребёнок наблюдает в настоящий момент, виде, слышал ранее, то, что его интересует. Главное, что требуется от взрослого — направить внимание ребёнка не только на явные, бросающиеся в глаза внешние стороны наблюдаемых предметов и явлений, но и на скрытые свойства, их взаимосвязь. Отвечая на вопросы ребёнка, также задавайте ему вопросы, причём такие, которые требуют от него напряжения мысли, умения быть наблюдательным, делать собственные выводы. Используйте скороговорки, чистоговорки, наглядность. Но не разрешайте ему проводить много времени у телевизора. Это вредит организму ребёнка, его нервной системе, работоспособности.

                                                                 

Источник

Регулярное чтение интеллектуальных книг позволяет получать новые знания, способствует эффективной работе головного мозга, замедляет процесс старения мозговых клеток. Читать престижно, нужно, интересно и полезно для ума.

Благодаря художественной литературе пополняется словарный запас, человек начинает аналитически мыслить. Чтение научной литературы открывает пути к постижению явлений окружающего мира, учит логическому мышлению, помогает создать правильную картину мира.

Книги, способствующие развитию интеллекта, разнообразны по тематике и жанру.

Чтение книг, развитие интеллекта и жизненный успех

Из содержательных книг мы получаем информацию, которая способствует развитию мозга и интеллекта.

Чтение снимает стресс, замедляет процесс старения, дает пищу для развития ума, упорядочивает и организует мышление, что помогает лучше ориентироваться в современном мире и поднимает наши шансы на полноценную, процветающую жизнь.

Время и усилия, направленные на чтение книг, которые культивируют интеллект, потрачены не зря и непременно окупятся сторицей. Каждый человек неповторим, обладает индивидуальным складом ума, имеет свои жизненные приоритеты, вкусы и интересы, поэтому список книг у каждого свой.

Вам не будет скучно читать эти книги

Книги, которые помогают нарисовать правильную картину мира:

«Книга всеобщих заблуждений» англичанина Стивена Фрайя, рассчитана на взрослую аудиторию, но и детям тоже нужно и интересно ее читать. Здесь собраны ответы на 230 вопросов. Книга способствует развитию мозга и логического мышления.

Полученная информация позволяет избавиться от ложных фактов, мифов и предрассудков, которыми наполнен наш социум.

Для опровержения очередного устоявшегося мифа, автор приводит реальные доказательства и выстраивает четкие логические цепочки. Читая эту книгу, можно получить массу полезной интеллектуальной информации и попрактиковаться в умении мыслить логически.

«Самое грандиозное шоу на Земле: доказательства эволюции» — эта книга, написанная биологом Ричардом Докинзом, объясняет законы функционирования природы, появление животных и человека. Автор приурочил ее издание к юбилею Чарльза Дарвина, создателя теории происхождения видов.

Книга «Краткая история времени» физика Стивена Хокинга, ставшая мировым бестселлером, заставляет работать мозг, задуматься о происхождении Вселенной, природе черных дыр, пространстве и времени. Ее непременно стоит прочитать.

Читайте психологическую литературу

Книги по психологии помогают:

  • гармонизировать мышление, используя индивидуальные особенности интеллекта;
  • эффективнее адаптироваться в социуме;
  • развивать способности своих детей.

Книги, которые могут быть полезны вам:

Знаменитый американский психолог Говард Гарднер в книге «Структура разума» открывает читателям свою теорию множественного интеллекта, получившую признание в среде психологов и педагогов. Гарднер полагает, что понятия «общий интеллект» не существует.

Каждый человек обладает комплексом способностей, отвечающим критериям интеллекта. Автор выделяет логико-математический, лингвистический, пространственный, телесно-кинестетический, межличностный и внутриличностный интеллекты.

Кристин Барнетт в книге «Искра Божья» рассказывает о сыне Джейкобе, которому в возрасте двух лет был поставлен диагноз аутизм.

Видя, что мальчик погружается в собственный мир, теряя связи с окружающими, мать сумела сконцентрировать внимание сына на тех вещах, которые были по-настоящему интересны малышу, что способствовало развитию его способностей.

В возрасте пяти лет Джейкоб поступил в колледж, а в восемь лет начал изучать астрофизику в университете. В исследованиях он продвинулся так далеко, что вузовские профессора настывают на том, что двенадцатилетнему вундеркинду стоит оформить свои труды в диссертацию.

Какие перспективы были бы у Джейкоба, если бы мать смирилась с диагнозом врачей? Книга Кристин Барнетт — это замечательное руководство для родителей, которые воспитывая ребенка, столкнулись с косностью и предрассудками социума.

Читайте также: Как стать смелее и увереннее в себе

Художественная литература и развитие творческого мышления

Художественная литература:

  • требует от читателя интеллектуальной работы;
  • описывает внутренний мир других людей, эмоции, чувства, раскрывает мотивы их поступков;
  • пробуждает интерес к внутреннему миру другого человека, учит эмпатии;
  • способствует развитию творческого мышления.

Дэвид Кидд и Эмануэль Касстано, сотрудники нью-йоркской Новой школы социальных исследований, провели интересный эксперимент. Участники исследования были разделены на три группы.

Представители первой группы читали только классическую художественную литературу, второй — нонфикшн (документальная проза, научно-популярная и деловая литература, критика, воспоминания), третьей группе досталось всевозможное легкое чтиво.

После чтения всем участникам показывали черно-белые фото глаз актеров и просили определить эмоции, которые выражают артисты.

Все пять экспериментов показали, что справлялись с этим заданием только представители первой группы, читавшие художественную литературу.

В статье, которую Кидд и Касстано опубликовали в журнале Science, ученые делают вывод, что чтение художественной литературы, в отличие от книг других жанров, помогает в реальной жизни лучше понимать людей и правильно оценивать их эмоциональное состояние.

Дэвид и Эмануэле Кастано уверены, что без умения сопереживать и понимать душевное состояние другого человека, невозможно нормально существовать в социуме.

Заключение

Чтение — отличный тренинг для клеток головного мозга, стимулирующий его активную работу. Люди, любящие читать и делающие это регулярно, быстрее запоминают прочитанное и сохраняют ясность мышления и трезвость ума даже в преклонном возрасте.

Какие книги, стимулирующие развитие интеллекта и воспитывающие мышление, стоит прочитать именно вам, зависит от ваших интересов и склонностей. Выбор широк и не ограничивается определенным жанром.

Источник

Способность человека адаптироваться в новой и неожиданной для него обстановке, быстрота обучения и применения новых знаний на практике — все это интеллект.

Существует множество способов его повышения, и книги для развития интеллекта считаются одним из самых эффективных — ведь именно они на протяжении многих веков были источником новых знаний. И хотя сегодня их уверенно вытесняет интернет, именно книги несут наиболее полную и подробную информацию о предмете, причем изложенную экспертами в интересующей области знаний.

Какие книги развивают интеллект?

Какие книги развивают интеллект

Не стоит думать, что любая книга способствует развитию интеллектуальных способностей и наполнению памяти полезной информацией. Большинство современного чтива, предлагаемого потребителю, составляют любовные и детективные романы, многочисленные бездарные фэнтези, мистика с элементами триллера и т. д. Чтение таких книг не приносит пользы ни памяти, ни вниманию.

Развивающая ум литература должна содержать достаточно новой информации и быть подана в такой форме, чтобы читатель думал и в то же время не заскучал. Такими качествами обладают книги определенной направленности:

  • Научные и научно-популярные. Не стоит пугаться слова «научная» — сегодня в литературе достаточно таких работ, которые можно читать запоем даже не специалисту. Эти произведения проливают свет на законы окружающего мира и природу некоторых явлений, рассказывают о человеке и обществе, искусстве и культуре;

    Примерами таких книг могут служить:

    1. «Краткая история почти всего на свете» Б. Брайсона
    2. «Книга всеобщих заблуждений» Ллойда и Митченсона и т. д.
  • Философские. С греческого слово «философия» переводится как «любовь к мудрости». Произведения известных философов помогают понять фундаментальные принципы бытия и место человека в окружающем мире. Примерами таких книг являются и главные издания различных религий: Библия, Коран, Трипитака и др. В эту же категорию относятся произведения Омара Хайяма, Иммануила Канта, Фридриха Ницше, Спинозы и других философов;

    Популярные произведения:

    1. Книга «Рубаи» Омар Хайям
    2. «Так говорил Заратустра» Фридрих Вильгельм Ницше.
  • Художественная классика. Это произведения, несущие серьезную психологическую, философскую, историческую нагрузку. Они отражают реально существующее положение вещей, заставляют читателя переосмысливать свои поступки в соответствии с жизнью героев. Такие книги написаны правильным литературным языком, учат грамотному письму и речи;

    Книги для развития интеллекта и словарного запаса из этой категории:

    1. «Мастер и Маргарита» М. Булгакова
    2. «Госпожа Бовари» Флобера и т. д.
  • Исторические. Каждое значимое историческое событие на самом деле имеет несколько ракурсов освещения и множество интересных изложений. Для тех, кто любит докапываться до истины, систематизировать и анализировать факты, книги по истории могут стать более интересными, чем самые захватывающие детективы;

    В число таких книг можно включить:

    1. «От Руси к России» Л.Гумилева
    2. «Сталин: власть и искусство» Е. Громова
  • Поэзия. Вопреки распространенному мнению, что стихи — это легкий жанр, хорошая поэзия несет в себе серьезную эмоциональную и смысловую нагрузку, поэтому способна очень сильно влиять на расширение интеллектуальных возможностей. Произведения Ахматовой, Бродского, Шекспира, Пушкина, Байрона — классические образцы таких стихов.

    Популярные произведения:

    1. «Бег времени» (сборник) Анна Ахматова
    2. «Евгений Онегин» Александр Сергеевич Пушкин

Лучшие книги, развивающие интеллект

Книга Мозг Инструкция по применению

Некоторые составляют списки книг, которые могут помочь в развитии определенных направлений умственной деятельности. Иногда такие списки имеют возрастные ограничения (для студентов, школьников), иногда составляются с определенной профессиональной направленностью.

Если вы стремитесь повысить свой общий уровень умственных возможностей, то стоит прочитать следующие книги, развивающие интеллект:

  • «Мозг. Инструкция по применению. Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок» Д. Рок. Автор дает свои рекомендации на основании проведенных исследований и рассказывает, как оптимально использовать мыслительные процессы и усовершенствовать свое мышление;

    Книга Дэвида Рока «Мозг. Инструкция по применению…»

  • «Супертренинг для мозга» С. Вуттон, Т. Хорн. Руководство предлагает множество методик и тренингов по улучшению памяти и внимания, развитию мышления на различных уровнях, причем для самых разных категорий читателей. Полученные навыки помогут в реальной жизни добиться заметных позитивных изменений;

    «Супертренинг для мозга» С. Вуттон, Т. Хорн.

  • «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания» Д. Фоер. Автор предлагает ряд популярных мнемотических методик, помогающих развить память, причем материал изложен в доступной и увлекательной форме;

    «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания» Д. Фоер

  • «Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное» К. Лоберт, М. Бастер. Авторы знакомят читателя с эффективными способами повышения концентрации вниманий, развития умения быстрого принятия решений, расширения возможностей памяти;

    «Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное» К. Лоберт, М. Бастер

  • «Развитие мозга» Р. Сайп. В работе излагаются методы подготовки мозга к продуктивной деятельности и способы повышения ее эффективности: приемы быстрого запоминания информации, ускоренного чтения, расстановки приоритетов и принятия правильных решений.

    «Развитие мозга» Р. Сайп

Узнай уровень интеллекта - тест на iq

Полезными будут также следующие труды: «Правила мозга» Д. Медина, «Помнить все» А. Думчев, «Как люди думают» Д. Чернышев, «Японская система развития интеллекта и памяти» Р. Кавашима и т. д.

Как приучить себя к чтению?

Как приучить себя к чтению

Тем, кто никогда не увлекался чтением, можно сделать его приятной привычкой с помощью нескольких простых рекомендаций:

  • Вначале читайте только то, что нравится. Позже, выработав новую привычку получения информации, можно попробовать что-то «потяжелее»;
  • Постоянно держите книгу на виду;
  • Читайте хотя бы 5 минут перед сном;
  • Составьте список обязательных к прочтению книг — на неделю, месяц, год;
  • Обсуждайте прочитанное с друзьями и близкими;
  • Не подгоняйте себя — в тяжелую для восприятия книгу нужно «втянуться».

Книги для общего развития интеллекта — один из самых эффективных и приятных методов расширения кругозора, повышения когнитивных способностей и перехода на новый уровень самосознания.
[table “2” not found /]

Содержание

Источник