Моторное развитие ребенка что это

Моторное развитие ребенка что это thumbnail

05 апреля 2017 г.Моторное развитие у ребенка: определение и диагностика

Ребенок стремительно развивается сразу же после рождения как в двигательной, так и в психической сфере. Однако у внешне здорового малыша могут возникать отклонения в этом процессе, способные привести к тяжелым осложнениям в дальнейшем. Раннее выявление отклонений в моторном развитии позволяет вовремя назначить дополнительные методы исследования и соответствующую терапию, предупреждая прогрессирование заболевания. Поэтому каждому родителю необходимо знать о том, что такое моторное развитие и как диагностировать его нарушения.

Что такое моторное развитие?

Термин «моторное развитие» широко используется в педиатрии. Под ним в медицине понимают совокупность двигательных навыков, которыми должен обладать ребенок в определенном возрасте. Данный показатель характеризует степень развития центральной и периферической нервной системы.

Очень важно отметить, что подобные нормы относительны. Если согласно календарю освоения моторных навыков ребенок не начал самостоятельно ходить в годовалом возрасте, это не свидетельствует о наличие у него заболевания или умственной отсталости. Скорее всего, малыш просто немного запаздывает с освоением этого навыка, и уже скоро, в течение 1-2 месяцев, догонит сверстников. В связи с этим, например, в странах Европы и США строгих норм и вовсе не выделяют, позволяя детям развиваться в своем собственном режиме без давления со стороны медицинских и социальных служб.

Однако если ребенок отстает в освоении целого ряда моторных навыков на несколько месяцев, то родителям уже стоит забить тревогу и обратиться к врачу-педиатру.

Моторные навыки у детей

Для того чтобы правильно выявить нарушения двигательного развития у ребенка, необходимо знать установленные возрастные нормы.

  • Если ребенку всего один месяц, то ждать уверенных движений ручками или ножками не стоит. Малыш часто свернут «калачиком», а конечности прижаты к туловищу. Это связано с особенностями мышечного тонуса крохи.
  • В возрасте от одного месяца до года, малыш становится активным: появляется мимика (улыбка, огорчение и т.д.), активные движения руками и ногами. Ребенок уже может удерживать голову, если лежит на животе. Проведение массажа и специальной гимнастики позволяет укрепить развивающуюся мышечно-костную систему.
  • В три месяца малыш уже активно шевелит верхними и нижними конечностями, пытаясь ухватить интересующие его предметы.
  • В возрасте четырех месяцев ребенок может переворачиваться со спины набок, а так же поднимать голову, лежа на спине. Именно в этот период появляется интересный рефлекс – если под стопы малыша положить свою ладонь, позволив ему упереться в нее, то ребенок начинает ползти вперед.
  • В 5-6 месяцев малыш начинает учиться ползать, а так же переворачиваться со спины на живот и обратно. К концу шестого месяца ребенок уже может уверенно сидеть.
  • В 7-8 месяцев ребенок уверенно ползает, играет и перекладывает свои игрушки и другие вещи, а так же легко садится.
  • В возрасте девяти месяцев малыш может уверенно стоять на ножках и пытается ходить, конечно, при поддержке родителей.
  • В 10-12 месяцев ребенок уверено ползает, наклоняется, присаживается и сам встает. При этом малыш уже способен ходить даже при минимальной поддержке. Движения становятся очень точными и уверенными.

Важно помнить, что указанные нормы развития моторных навыков являются относительными и могут отставать у конкретного ребенка, не являя при этом патологию.

грудничок рассматривает игрушки

Диагностика моторного развития у ребенка

Перед тем как определять степень моторного развития у своего ребенка, важно помнить, что его активность определяется не только состоянием головного мозга, но и степенью его сытости, отдыха и множества других факторов. Поэтому самостоятельно интерпретировать полученные результаты стоит с большой осторожностью, особенно при сравнении их с «общепринятыми» нормами.

Диагностику моторного развития всегда стоит проводить в спокойной обстановке, в удобное для ребенка время (не сразу после сна или, наоборот, после длинного периода бодрствования), на фоне сытости. Если малыш отказывается выполнять какое-либо действие, то паниковать ни в коем случае не стоит. Необходимо повторить диагностику немного попозже или даже в другой день.

Для выявления отставания развития ребенка в уровне освоения моторных навыков ребенку предлагают или помогают (зависит от возраста) выполнить ряд простых действий. Например, помогают ему самостоятельно пройтись и оценивают уверенность и характер ходьбы. После этого происходит оценка увиденного и сравнение результата с возрастной нормой для данного двигательного акта.

Если же у ребенка действительно наблюдаются значительные отставания в моторном развитии, то необходимо посетить своего врача-педиатра и невролога, которые смогут провести диагностику на профессиональном уровне и правильно интерпретировать результаты.

Антон Яценко, педиатр, специально для Mirmam.pro

Полезное видео

Источник

Особенности моторного развития ребенка до годаВот, наконец, после девятимесячного ожидания у вас появился новый член семьи. Он еще совсем крохотный, беззащитный и беспомощный. Малыш еще ничего не умеет делать, но пройдет совсем немного времени и он, адаптируясь к новой жизни, научится держать головку, переворачиваться на животик, сидеть, стоять и, в конце концов, ходить. Однако это перспектива ближайшего будущего, а пока родители с увлечением наблюдают, как растет и развивается их ребенок.

Каждую любящую мамочку волнует вопрос о том, своевременно ли малыш овладевает двигательными навыками. Конечно, окончательный вердикт выносит специалист при осмотре, но имея представление о закономерностях моторного развития ребенка до года, родители могут разобраться, насколько правильно формируется костно-мышечный аппарат младенца.

Необходимо понимать, что ребенок осваивает каждое движение постепенно, последовательность в этом процессе предопределена самой природой. Вначале малыш учится управлять головой, затем руками, торсом и, наконец, ногами. Скорость освоения новых движений напрямую зависит от наследственных факторов, состояния здоровья, организации физического воспитания и индивидуальных особенностей ребенка. Тем не менее существуют средние нормы, определяющие успешность процесса взросления новорожденного.

Читайте также:  Основные факторы развития ребенка педагогика

Моторное развитие ребенка: первое полугодие

В первый месяц не стоит ждать чудес. Младенец только начинает привыкать к новому состоянию. Долгое внутриутробное положение, ограниченное пространство породило гипертонус сгибательных мышц: ручки и ножки новорожденного постоянно согнуты, прижаты к телу, его движения скованы. Ощутимая динамика наблюдается только в конце первого месяца жизни. Изначально начинают крепнуть мышцы шеи: лежа на животике, малыш может на короткое время поднимать голову. Однако стоит помнить, что успехи достигаются только с помощью родителей. Во избежание задержки моторного развития у детей, необходимо ежедневно выкладывать новорожденного на твердую поверхность лицом вниз. В первые дни на выполнение такого упражнения достаточно одной минуты, затем время увеличивается.

Моторное развитие ребенка второго месяца жизни характеризуется укреплением шейных мышц. Лежа на животе, малыш с каждым днем все уверенней поднимает голову и удерживает ее вертикально в течение одной-двух минут. Гипертонус ручек крохи становиться все слабее и к концу месяца исчезает вовсе. Возьмите ребенка под мышки, вы заметите, что он уже умеет упираться ножками, не сгибая колен. Развиваются и совершенствуются хватательные движения, младенец может удерживать на протяжении нескольких секунд вложенный в ладошку предмет.

В три месяца мышцы шеи малыша уже настолько сильны, что он способен хорошо и подолгу держать голову, находясь в положении «свечки». Кроме того, в это время активно развивается мускулатура рук. В результате появляется способность опираться на предплечья и высоко поднимать голову, лежа на животике. Дитя может отталкиваться от твердой поверхности, сгибая тазобедренные суставы.

На четверном месяце жизни наблюдается резкий скачок в моторном развитии ребенка. Его движения становятся более осознанными и координированными, кроха уже хватает и держит предметы, может переворачиваться со спины на живот, приподниматься. Полностью исчезает гипертонус ног, за счет чего малыш уверенно упирается о твердую поверхность полусогнутыми ногами.

На пятом месяце жизни происходит совершенствование моторного развития ребенка. Он переворачивается на спинку и обратно, крепко держит игрушку в любой руке, подолгу лежит на животике, время от времени приподнимаясь на вытянутых руках. Кроме того, ребенок начинает учиться сидеть.

Закрепив свои умения, 6-месячный младенец стремится освоить новые горизонты. Ему хочется уже не только лежать, сидеть и переворачиваться. Он начинает изучать окружающее пространство и пытается ползать. На этом этапе моторное развитие ребенка происходит ускоренными темпами, поэтому важно не ограничивать его двигательную активность. Не держите малыша подолгу в кроватке, манеже или стульчике. Спускайте его на пол, помогайте крохе овладеть навыками ползания. Ведь передвигаясь по комнате, он не только совершенствует костно-мышечный аппарат, но и познает мир. Вместе с тем в шесть месяцев ребенок уже может самостоятельно взять предмет в одну руку, переложить в другую или бросить. Если держать малыша в вертикальном положении, он будет совершать полноценные шаговые движения.

Моторное развитие ребенка: второе полугодие

Вот и прошли первые шесть месяцев жизни. Они были самыми ответственными и трудными как для ребенка, так и для родителей. Следующие этапы будут не менее важными, но все же более легкими. Малыш уже получил базовые навыки и стремительно развивается, осваивая новые умения. Итак, чем же он удивит своих близких?

На седьмом месяце жизни начинается очередной этап моторного развития ребенка. Дитя уже может подниматься на четвереньки, хорошо ползает, самостоятельно встает на колени. Если держать кроху под мышки, он начинает активно прыгать, отталкиваясь ножками от твердой поверхности.

8-месячный малыш самостоятельно садится, ложится, поднимается, стоит, переступает, удерживаясь за перекладины кровати или манежа. Он приобретает первые навыки игры: катает предметы, перекладывает и стучит.

При нормальном моторном развитии, ребенок в девять месяцев уже пытается ходить. Естественно, эти попытки еще неуклюжие и, как правило, безуспешные. Кроме того, малыш уверенно манипулирует игрушками, достает их из коробки, собирает мелкие предметы.

В последние три месяца первого года жизни ребенок совершенствует свои достижения. Держась за опору, он все увереннее ходит. Некоторые детки уже в десять месяцев начинают ходить самостоятельно. Мало того, особо шустрые малыши способны без посторонней помощи пройти 2-3 ступеньки. Тем не менее подавляющее большинство детей осваивают навыки ходьбы ближе к году. В это время малыш учится взбираться на стул и слезать с него, самостоятельно приседает, наклоняется, чтобы поднять предмет, играет с игрушками. Но самое главное то, что все совершенные ребенком манипуляции становятся более осознанными и тонкими. Он может расставлять, складывать, открывать и закрывать коробочки, собирать пирамидку, кормить куклу и т. д. Годовалые малыши бывают настолько непоседливы, что родителям приходится постоянно контролировать их передвижения.

Итак, мы рассмотрели основные этапы моторного развития ребенка до года. Однако если ваш кроха начал ползать, сидеть или ходить чуть позже установленных нормами сроков, не стоит паниковать. Ведь, как было сказано выше, физические возможности малыша в немалой степени зависят от его индивидуальных особенностей. Однако если вы всерьез обеспокоены имеющимися отклонениями в развитии ребенка, обратитесь к педиатру или невропатологу, только они могут диагностировать задержку моторного развития у детей.

Текст: Наталья Новгородцева

Читайте также:  Анкета для родителей по вопросам семейного воспитания и развития ребенка

Источник

Развитие ребенка в до годаПрошло уже двадцать лет с тех пор, как я окончила медицинский институт и получила диплом педиатра. За эти годы у меня самой родились и выросли трое детей, да еще сотни малышей появились у женщин, посещавших мои курсы подготовки к родам. Все это время я с интересом наблюдала за тем, как из крошечного беспомощного новорожденного всего за год вырастает человечек, который уже во многом похож на взрослого.

Сегодня я уже хорошо понимаю, как это происходит, по каким этапам идет двигательное развитие ребенка, и хочу, чтобы каждый родитель, которому интересен данный вопрос, мог с легкостью разобраться в последовательности овладения малышом двигательных навыков, вложенной в него самой природой. Осознав, что в моторном развитии младенцев существует простая логика, вы сможете легче оценить своевременность развития своего дитя.

Итак, после девятимесячного ожидания в вашей семье появился новый человек! Он еще совсем маленький, беспомощный и ничего не умеет делать. Пройдет лишь год, и он, как все люди вокруг, будет ходить на двух ногах, а пока… А пока среди ваших забот и тревог частенько мелькает вопрос: «Нормален ли мой малыш? Правильно ли он развивается?» Конечно, за компетентным ответом стоит обратиться к профессионалам: педиатру и детскому неврологу. Однако и вы сами, при желании, можете кое-что уяснить в вопросе моторного развития вашего малыша.

Человеческий детеныш при рождении крайне беспомощен, но в него природой вложена мощная программа развития, благодаря которой он быстро совершенствуется. Мне кажется, каждой молодой маме полезно осознать этот факт, чтобы снять чрезмерную ответственность со своих плеч. Многие родители почему-то полагают, что чем больше и упорнее они будут заниматься со своим ребенком (гимнастикой, плаванием, массажем), тем быстрее он сядет, поползет, пойдет. А раз быстрее, раньше остальных, значит лучше, успешнее! Однако для ребенка бывает полезней, чтобы родители, создав и обеспечив необходимые условия для развития, сами просто с любовью за ним наблюдали.

Необходимые условия для правильного развития малыша до года

Под необходимыми условиями я понимаю очень простые вещи. К примеру, с самого рождения у малыша должна быть возможность по нескольку раз в день лежать на животике, на твердой поверхности (не в кровати и не на диване). С трехмесячного возраста большее количество своего бодрствования ребенку необходимо проводить на полу (а значит, этот пол должен быть чистым и достаточно теплым), он не должен быть ограничен пространством кроватки, манежа и ходунков.

Хочется отметить, что во многих семьях в вопросах развития можно отследить явное противоречие: родители подчас тратят время и деньги, чтобы заниматься с ребенком самыми современными методиками, а вместе с тем не предоставляют ему элементарных условий для самостоятельного развития.

Развитие в первый месяц жизни

Вернемся, впрочем, к нашей сегодняшней теме. Для того чтобы вам было проще понять, как развивается малыш на первом году жизни, предлагаю следующую схему: внимательно посмотрите на своего младенца, когда он лежит на спине, и с помощью моих пояснений попытайтесь сформулировать стоящую перед ним в данный момент задачу. Затем переверните его на живот и попробуйте оценить, на что устремлено развитие ребенка в этом положении.

Итак, перед вами малыш первого месяца жизни, лежащий на спинке. Как он выглядит в норме? Его поза крайне неравновесная, голова, ручки и ножки находятся в постоянном хаотичном движении. Чем младше ребенок, тем быстрее он начнет в такой позе плакать, призывая к тому, чтобы его взяли на руки. Это происходит, потому что новорожденный, придя в мир, сталкивается с категорическим изменением в отношениях собственного тела и окружающей среды. В материнской утробе он развивался в условиях относительно тесного, замкнутого пространства, последние месяцы перед рождением его тело постоянно соприкасалось со стенками матки. Кроме того, и сам «домик» малыша постоянно двигался, ведь женщина даже во сне часто меняет положение своего тела. Родившись, ребенок попадает в совсем другой мир. Теперь он лежит на неподвижной плоскости, и только половина его тела соприкасается с опорой, другая же половина (личико, грудь, живот, руки и ноги) как бы не искала границы, к которым можно прикоснуться, не находит их. Поэтому-то мы и видим младенца, судорожно «ищущего» в окружающем пространстве опору. Три первых месяца жизни как раз и уходят на то, чтобы полностью адаптироваться к новой ситуации.

Развитие ребенка в три месяца

Наблюдая за трехмесячным малышом, мы отмечаем, что он спокойно и подолгу лежит на спинке, с интересом рассматривает свои ручки или то, что в эти ручки вложила мама. Ножки его при этом приподняты над поверхностью. В следующие три месяца мышцы пресса и ног должны быть очень сильными, ведь нужно поднять ножки так высоко, чтобы они попали в поле зрения ребенка и вслед за ручками оказались у него во рту. Получается, что в положении на спине ребенок должен (в соответствии с вложенной в него программой) сначала «довериться» опоре, на которой он лежит, овладеть равновесием, а затем приняться за освоение сложно координируемых движений.

В первые 3 – 4 месяца, лежа на спине, новорожденный координирует движение «рука – рот», и его кулачок в результате оказывается у него во рту. Многие мамы с волнением говорят мне: «Ах, мой малыш начал сосать свой кулачок! Это ведь плохо!» На самом деле данное наблюдение доказывает, что младенец хорошо развивается. В следующие 3 – 4 месяца он будет отрабатывать координацию «рука – нога», а уже к 6 – 7 месяцам, схватив рукой свою ножку, дотянет ее до рта и с удовольствием пососет пальчики ног. Если вдуматься, это простое движение высоко координировано, ведь в нем участвуют одновременно три точки тела: рука – нога – рот. Теперь ваш малыш, еще полгода назад ничего не умевший делать, достиг такого координационного совершенства!

Читайте также:  План развития ребенка с рождения

Положение на спине

Итак, в положении на спине ребенок знакомится со своим телом и учится координировать свои движения, для того чтобы в будущем достать, рассмотреть и положить в рот любой заинтересовавший его предмет. Именно так в первые годы ребенок изучает окружающий его мир.

Кроме того, лежа на спине, младенец сталкивается с необходимостью менять свое положение в пространстве. Ведь это только собственные ручки и ножки будут двигаться в желаемую сторону, а другие объекты, оказавшиеся перед глазами малыша, могут вдруг исчезнуть из его поля зрения. Так случается, например, с мамиными руками, которые сначала держат перед глазами ребенка яркую игрушку, а потом куда-то деваются. Желание узнать, куда же это все переместилось, ставит перед ним задачу сначала следить за интересующим объектом глазами, затем повернуть голову, а в будущем и перевернуться к нему всем телом.

Нормально развивающийся малыш уже к четырем с половиной месяцам способен продолжать тянуться к объекту, который перемещается за среднюю линию его тельца. К 6-ти месяцам он уже может сопровождать удаляющийся от него объект всем телом.

Проще говоря, если вы поместите игрушку непосредственно в поле зрения трехмесячного ребенка, а потом уведете ее в сторону (допустим, влево), то малыш проследит за ней только поворотом глаз и головы. Четырех – пятимесячный ребенок будет продолжать тянуться за ней правой ручкой и поворачивать свое тельце на левый бок, а полугодовалый и вовсе перевернется вслед за игрушкой в положение «на живот».

Положение на животе

Теперь поговорим о положении ребенка на животе, когда перед ним открывается хороший обзор. Это положение весьма удобно для разглядывания окружающего мира. Именно из-за более широкой перспективы многие малыши с удовольствием лежат на животике, ведь в положении на спине они могут видеть лишь потолок или те объекты, которые показывают взрослые. Не забывайте, что самостоятельно перевернуться на живот малыш сможет только к 6-ти месяцам, поэтому вашей задачей является выкладывать его на живот достаточно часто, как я уже говорила, на твердую, безопасную поверхность.

Сначала новорожденный лишь ненадолго отрывает свою голову от поверхности, чтобы посмотреть перед собой, уже к 3-ем месяцам он высоко удерживает голову в течение минуты, опирается при этом на предплечья и приподнимает от опоры грудку.

К концу 5-го месяца малыш сможет оторвать от опоры руки, чтобы поиграть, к полугоду он начнет отнимать от поверхности таз и ползать по-пластунски.

Семимесячный ребенок поднимется на карачки, а к 8 – 10-ти месяцам поползет на четвереньках и сядет, из положения сидя или стоя на четвереньках он будет хвататься за опору и вставать на ноги. К 12 – 14-ти месяцам пойдет.

Важность основных этапов развития

Итак, моторное развитие ребенка идет по этапам, последовательность которых предопределена природой, и на каждом предыдущем этапе тело подготавливается к новым достижениям последующего. К примеру, четырехмесячный малыш, лежа на животе, опирается о поверхность кулачками, а полугодовалый – уже раскрытой ладонью, поскольку еще через месяц или два этот ребенок поползет, а передвигаться, опираясь на кулачки, очень неудобно.

Ребенок, конечно, может перескочить через какой-либо этап развития, особенно если взрослые (родители или врачи) не придадут этому значения или сами подтолкнут его к такому «скачку». Так, например, бывает, когда малыш, минуя стадию ползания, сразу начинает ходить.

Часто это обусловлено лишь тем, что ребенка не выкладывают надолго на пол, из-за того что он грязный или холодный. Малыш же, стремясь как можно полнее освоить пространство дома, «торопится» в таком случае научиться ходить. «Что в этом плохого?» – спросите вы.

Дело в том, что за несколько месяцев ползания происходит укрепление мышц позвоночника, окончательно формируются его изгибы (необходимые для амортизации при прямохождении) и, наконец, достигается идеальная координированность тела в пространстве. Если вдуматься, координационно хождение на ногах есть ни что иное как ползание, перевернутое из горизонтальной плоскости в вертикальную. Та же координация, тот же вынос вперед попеременно разноименных ноги и руки. Поэтому малыш, начавший ходить без предварительного ползания, рискует иметь в будущем проблемы с осанкой и координацией.

В заключение хочу обозначить критические временные этапы двигательного развития, каждому из которых в дальнейшем будет посвящена отдельная статья. Итак, выделяют несколько возрастных точек, в которые принято оценивать моторные достижения младенца: это три, шесть, восемь и двенадцать месяцев. Считается, что именно к этим рубежам ребенок приходит с новыми навыками, наличие которых и стоит отслеживать для своевременной помощи малышу в случае задержки его развития.

В следующей статье мы рассмотрим развитие новорожденного в первые три месяца жизни и разберемся, к каким достижениям он должен прийти к трехмесячному рубежу.

Источник