Ребенок в своем развитии кратко повторяет путь человеческого рода

ТЕОРИИ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Сторонники биогенетическойконцепции развития
полагают,
что
основные
психические
свойства
личности
заложены
в
самой
природе
человека
(биологическом
начале),
определяющей
его
жизненную
судьбу.
Они
считают
генетически
запрограммированными
интеллект,
аморальные
свойства
личности
и
др.

Первым
шагом
на
пути
возникновения
биогенетических
концепций
была
теория
Ч.
Дарвина
о
том,
что
развитие
– генезис –
подчиняется
определенному
закону.
В
дальнейшем
любая
крупная
психологическая
концепция
всегда
была
связана
с
поиском
законов
детского
развития.

Немецкий
естествоиспытатель
Э.
Геккель
(1834–1919) и
немецкий
физиолог
И.
Мюллер
(1801–1958) сформулировали
биогенетический
закон,
согласно
которому
животное
и
человек
во
время
внутриутробного
развития
кратко
повторяют
те
стадии,
которые
проходит
данный
вид
в
филогенезе.
Этот
процесс
был
перенесен
на
процесс
онтогенетического
развития
ребенка.
Американский
психолог
С.
Холл
(1846–1924) считал,
что
ребенок
в
своем
развитии
кратко
повторяет
развитие
человеческого
рода.
Основанием
для
появления
данного
закона
послужили
наблюдения
за
детьми,
в
результате
чего
были
выделены
следующие
стадии
развития:
пещерная,
когда
ребенок
роется
в
песке,
стадия
охоты,
обмена
и
др.
Холл
предполагал
также,
что
развитие
детского
рисунка
отражает
те
стадии,
которые
проходило
изобразительное
искусство
в
истории
человечества.

Теории
психического
развития,
связанные
с
идеей
повторяемости
в
этом
развитии
истории
человечества,
называют теориямирекапитуляции.

Выдающийся
русский
физиолог
И.П.
Павлов
(1849–1936) доказал,
что
существуют
приобретенные
формы
поведения,
в
основе
которых
лежат
условные
рефлексы.
Это
породило
точку
зрения
о
том,
что
развитие
человека
сводится
к
проявлению
инстинкта
и
дрессуре.
Немецкий
психолог
В.
Келер
(1887–1967), проводя
опыты
на
человекоподобных
обезьянах,
открыл
у
них
наличие
интеллекта.
Этот
факт
лег
в
основу
теории,
согласно
которой
психика
в
своем
развитии
проходит
три
этапа:
1) инстинкт;
2) дрессура;
3) интеллект.

Австрийский
психолог
К.
Бюлер
(1879–1963), опираясь
на
теорию
В.
Келера
и
под
влиянием
трудов
основателя
психоанализа,
австрийского
психиатра
и
психолога
3. Фрейда
(1856–1939), в
качестве
основного
принципа
развития
всего
живого
выдвинул
принцип
удовольствия.
Он
связывал
этапы
инстинкта,
дрессуры
и
интеллекта
не
только
с
созреванием
мозга
и
усложнением
отношений
с
окружающей
средой,
но
и
с
развитием
аффективных
состояний
– переживанием
удовольствия
и
связанного
с
ним
действия.
Бюлер
утверждал,
что
на
первом
этапе
развития
– этапе
инстинкта
– благодаря
удовлетворению
инстинктивной
потребности
наступает
так
называемое
«функциональное
удовольствие»,
являющееся
следствием
выполнения
действия.
А
на
этапе
интеллектуального
решения
задачи
возникает
состояние,
предвосхищающее
удовольствие.

В.
Келер,
изучая
развитие
ребенка
с
помощью
зоопсихологического
эксперимента,
заметил
сходство
в
примитивном
применении
орудий
труда
у
человека
и
обезьяны.

Диаметрально
противоположного
подхода
к
развитию
психики
ребенка
придерживаются
сторонники социогенетической
(
социологизаторской)
концепции. Они
считают,
что
в
поведении
человека
нет
ничего
врожденного
и
каждое
его
действие
– лишь
продукт
внешнего
воздействия.
Поэтому,
манипулируя
внешними
воздействиями,
можно
добиться
любых
результатов.

Еще
в
XVII в.
английский
философ
Джон
Локк
(1632–1704) считал,
что
ребенок
рождается
на
свет
с
чистой
душой,
подобной
белому
листу
бумаги,
на
котором
можно
написать
все
что
угодно,
и
дитя
вырастет
таким,
каким
его
хотят
видеть
родители
и
близкие.
Согласно
этой
точке
зрения
наследственность
не
играет
никакой
роли
в
развитии
психики
и
поведения
ребенка.

Американский
психолог
Дж.
Б.
Уотсон
(1878–1958) выдвинул
лозунг:
«Хватит
изучать
то,
что
человек
думает,
давайте
изучать
то,
что
человек
делает!».
Он
считал,
что
в
поведении
человека
нет
ничего
врожденного
и
каждое
его
действие
есть
продукт
внешней
стимуляции.
Следовательно,
манипулируя
внешними
раздражителями,
можно
«создать»
человека
любого
склада.
В
исследованиях
научения,
в
которых
учитывались
экспериментальные
результаты,
полученные
И.П.
Павловым,
на
первый
план
вышла
идея
сочетания
стимула
и
реакции,
условных
и
безусловных
стимулов,
был
выделен
временной
параметр
этой
связи.
Это
легло
в
основуассоцианистическойконцепциинаучения Дж.
Уотсона
и
Э.
Газри,
которая
стала
первой
программой
бихевиоризма.
Бихевиоризм
– это
направление
в
американской
психологии
XX в.,
отрицающее
сознание
как
предмет
научного
исследования
и
сводящее
психику
к
различным
формам
поведения,
понятого
как
совокупность
реакций
организма
на
стимулы
внешней
среды.
По
словам
Дж.
Уотсона,
«все
такие
термины,
как
сознание,
ощущение,
восприятие,
воображение
или
воля,
могут
быть
исключены
при
описании
человеческой
деятельности».
Поведение
человека
он
отождествлял
с
поведением
животного.
Человек,
по
мнению
Уотсона, –
это
биологическое
существо,
которое
может
быть
изучаемо
подобно
всякому
другому
животному.
Таким
образом,
в
классическом
бихевиоризме
акцент
делается
на
процессе
научения
на
основе
наличия
или
отсутствия
подкрепления
под
влиянием
среды.

Читайте также:  Эльконин д б детская психология развитие ребенка от рождения до 7 лет

Представители
необихевиоризма,
американские
психологи
Э.
Торндайк
(1874–1949) и
Б.
Скиннер
(1904–1990) создали
концепцию
научения,
которое
получило
название
«оперантное
научение».
Эта
разновидность
научения
характеризуется
тем,
что
в
установлении
новой
ассоциативной
стимульно-реактивной
связи
важную
роль
играют
функции
безусловного
стимула,
т. е.
главный
акцент
делается
на
значении
подкрепления.

Н.
Миллер
и
американский
психолог
К.Л.
Халл
(1884–1952) – авторы
теории,
в
которой
был
дан
ответ
на
вопрос:
зависит
ли
научение,
т. е.
установление
связи
между
стимулом
и
реакцией,
от
таких
состояний
испытуемого,
как
голод,
жажда,
боль.

На
основе
существующий
теорий
можно
сделать
вывод,
что
в
социогенетических
теориях
в
качестве
основного
фактора
развития
психики
рассматривается
среда,
а
активность
ребенка
не
учитывается.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Сторонники биогенетической концепции развития полагают, что основные психические свойства личности заложены в самой природе человека (биологическом начале), определяющей его жизненную судьбу. Они считают генетически запрограммированными интеллект, деловые и моральные свойства личности и все остальные особенности психики.

Первым шагом на пути возникновения биогенетических концепций была теория Ч. Дарвина о том, что развитие (генезис) подчиняется определенному закону. В дальнейшем любая серьезная психологическая концепция всегда была связана с поиском законов детского развития.

Немецкий естествоиспытатель Э. Геккель (1834—1919) и немецкий физиолог И. Мюллер (1801—1958) сформулировали биогенетический закон, согласно которому животное и человек во время внутриутробного развития кратко повторяют те стадии, которые проходит данный вид в филогенезе. Этот процесс был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. Американский психолог С. Холл (1846—1924) считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Основанием для появления данного закона послужили наблюдения за детьми, в результате чего были выделены следующие стадии развития: пещерная, когда ребенок роется в песке, стадия охоты, обмена и др. Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное искусство в истории человечества.

Теории психического развития, связанные с идеей повторяемости в этом развитии истории человечества, называют теориями рекапитуляции.

Выдающийся русский физиолог И. П. Павлов (1849—1936) доказал, что существуют приобретенные формы поведения, в основе которых лежат условные рефлексы. Это породило точку зрения о том, что развитие человека сводится к проявлению инстинкта и дрессуре.

Немецкий психолог В. Келер (1887—1967), проводя опыты на человекоподобных обезьянах, открыл у них наличие интеллекта. Этот факт лег в основу теории, согласно которой психика в своем развитии проходит три этапа: 1) инстинкт; 2) дрессура; 3) интеллект.

Австрийский психолог К. Бюлер (1879—1963), опираясь на теорию В. Келера и под влиянием трудов основателя психоанализа, австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда (1856—1939), в качестве основного принципа развития всего живого выдвинул принцип удовольствия. Он связывал этапы инстинкта, дрессуры и интеллекта не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных состояний — переживанием удовольствия и связанного с ним действия. Бюлер утверждал, что на первом этапе развития — этапе инстинкта — благодаря удовлетворению инстинктивной потребности наступает так называемое функциональное удовольствие, являющееся следствием выполнения действия. А на этапе интеллектуального решения задачи возникает состояние, предвосхищающее удовольствие.

В. Келер, изучая развитие ребенка с помощью зоопсихологического эксперимента, заметил сходство в примитивном применении орудий труда у человека и обезьяны.

Диаметрально противоположного подхода к развитию психики ребенка придерживаются сторонники социогенетической (социологизаторской) концепции. Они считают, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие — лишь продукт внешнего воздействия.

Поэтому, манипулируя внешними воздействиями, можно добиться любых результатов, добиться появления у ребенка любой психической функции и развить ее до любого желаемого уровня.

Еще в XVII в. английский философ Дж. Локк (1632—1704) считал, что ребенок рождается на свет с чистой душой, подобной белому листу бумаги, на котором можно написать все, что угодно, и дитя вырастет таким, каким его хотят видеть родители и близкие. Согласно этой точке зрения наследственность не играет никакой роли в развитии психики и поведения ребенка.

Читайте также:  Приоритетные направления деятельности центра развития ребенка

Американский психолог Дж. Б. Уотсон (1878—1958), стремясь поставить психологию в один ряд с естественными науками, изучающими то, что возможно наблюдать непосредственно, выдвинул лозунг: «Хватит изучать то, что человек думает, давайте изучать то, что человек делает!» Он считал, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие есть продукт внешней стимуляции. Следовательно, манипулируя внешними раздражителями, можно «создать» человека любого склада. В исследованиях научения, в которых учитывались экспериментальные результаты, полученные И. П. Павловым, на первый план вышла идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов, был выделен временной параметр этой связи. Это легло в основу ассоцианистической концепции научения Дж. Уотсона и Э. Газри, которая стала первой программой бихевиоризма [1]. По словам Дж. Уотсона, «все такие термины, как сознание, ощущение, восприятие, воображение или воля, могут быть исключены при описании человеческой деятельности». Поведение человека он отождествлял с поведением животного. Человек, по мнению Уотсона, — это биологическое существо, которое может быть изучаемо, подобно всякому другому животному. Таким образом, в классическом бихевиоризме акцент делается на процессе научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием среды.

Представители необихевиоризма, американские психологи

Э. Торндайк (1874—1949) и Б. Скиннер (1904—1990) создали концепцию научения, которое получило название «оперантное научение». Эта разновидность научения характеризуется тем, что в установлении новой ассоциативной стимульно-реактив- ной связи важную роль играют функции безусловного стимула, т.е. главный акцент делается на значении подкрепления.

Н. Миллер и американский психолог К. Л. Халл (1884—1952) — авторы теории, в которой был дан ответ на вопрос: зависит ли научение, т.е. установление связи между стимулом и реакцией, от таких состояний испытуемого, как голод, жажда, боль.

На основе содержания описанных выше теорий можно сделать вывод, что в социогенетическом подходе в качестве основного фактора развития психики рассматривается среда, а активность и субъектность самого развивающегося человека (ребенка) не учитывается вовсе.

Источник

Тема 2. ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Расчет режима разветвленной магнитной цепи

Расчет режима неразветвленной магнитной цепи

Основные характеристики магнитных материалов

Основные законы магнитных цепей

Основные величины, характеризующие магнитное поле

Магнитные цепи постоянного тока

Цепей с диодом

Расчет цепей синусоидального тока. Анализ

Расчет рабочей точки в цепях с управляемым нелинейным элементом

Метод двух узлов

2.1. Биогенетические и социогенетические концепции

2.2. Теория конвергенции двух факторов детского развития

2.3. Психоаналитические теории детского развития

2.4. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона

2.5. Теория социального научения

2.6. Проблема развития мышления в ранних работах Жана Пиаже

2.7. Теория когнитивного развития (концепция Ж. Пиаже)

2.8. Культурно-историческая концепция

2.9. Концепция психического развития ребенка Д.Б. Эльконина

Сторонники биогенетической концепции развития полагают, что основные психические свойства личности заложены в самой природе человека (биологическом начале), определяющей его жизненную судьбу. Они считают генетически запрограммированными интеллект, аморальные свойства личности и др.

Первым шагом на пути возникновения биогенетических концепций была теория Ч. Дарвина о том, что развитие – генезис – подчиняется определенному закону. В дальнейшем любая крупная психологическая концепция всегда была связана с поиском законов детского развития.

Немецкий естествоиспытатель Э. Геккель (1834–1919) и немецкий физиолог И. Мюллер (1801–1958) сформулировали биогенетический закон, согласно которому животное и человек во время внутриутробного развития кратко повторяют те стадии, которые проходит данный вид в филогенезе. Этот процесс был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. Американский психолог С. Холл (1846–1924) считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Основанием для появления данного закона послужили наблюдения за детьми, в результате чего были выделены следующие стадии развития: пещерная, когда ребенок роется в песке, стадия охоты, обмена и др. Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное искусство в истории человечества.

Теории психического развития, связанные с идеей повторяемости в этом развитии истории человечества, называют теориями рекапитуляции.

Выдающийся русский физиолог И.П. Павлов (1849–1936) доказал, что существуют приобретенные формы поведения, в основе которых лежат условные рефлексы. Это породило точку зрения о том, что развитие человека сводится к проявлению инстинкта и дрессуре. Немецкий психолог В. Келер (1887–1967), проводя опыты на человекоподобных обезьянах, открыл у них наличие интеллекта. Этот факт лег в основу теории, согласно которой психика в своем развитии проходит три этапа: 1) инстинкт; 2) дрессура; 3) интеллект.

Читайте также:  Развитие ребенка в утробе матери развитие мозга

Австрийский психолог К. Бюлер (1879–1963), опираясь на теорию В. Келера и под влиянием трудов основателя психоанализа, австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда (1856–1939), в качестве основного принципа развития всего живого выдвинул принцип удовольствия. Он связывал этапы инстинкта, дрессуры и интеллекта не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных состояний – переживанием удовольствия и связанного с ним действия. Бюлер утверждал, что на первом этапе развития – этапе инстинкта – благодаря удовлетворению инстинктивной потребности наступает так называемое «функциональное удовольствие», являющееся следствием выполнения действия. А на этапе интеллектуального решения задачи возникает состояние, предвосхищающее удовольствие.

В. Келер, изучая развитие ребенка с помощью зоопсихологического эксперимента, заметил сходство в примитивном применении орудий труда у человека и обезьяны.

Диаметрально противоположного подхода к развитию психики ребенка придерживаются сторонники социогенетической (социологизаторской) концепции. Они считают, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие – лишь продукт внешнего воздействия. Поэтому, манипулируя внешними воздействиями, можно добиться любых результатов.

Еще в XVII в. английский философ Джон Локк (1632–1704) считал, что ребенок рождается на свет с чистой душой, подобной белому листу бумаги, на котором можно написать все что угодно, и дитя вырастет таким, каким его хотят видеть родители и близкие. Согласно этой точке зрения наследственность не играет никакой роли в развитии психики и поведения ребенка.

Американский психолог Дж. Б. Уотсон (1878–1958) выдвинул лозунг: «Хватит изучать то, что человек думает, давайте изучать то, что человек делает!». Он считал, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие есть продукт внешней стимуляции. Следовательно, манипулируя внешними раздражителями, можно «создать» человека любого склада. В исследованиях научения, в которых учитывались экспериментальные результаты, полученные И.П. Павловым, на первый план вышла идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов, был выделен временной параметр этой связи. Это легло в основу ассоцианистической концепции научения Дж. Уотсона и Э. Газри, которая стала первой программой бихевиоризма. Бихевиоризм – это направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. По словам Дж. Уотсона, «все такие термины, как сознание, ощущение, восприятие, воображение или воля, могут быть исключены при описании человеческой деятельности». Поведение человека он отождествлял с поведением животного. Человек, по мнению Уотсона, – это биологическое существо, которое может быть изучаемо подобно всякому другому животному. Таким образом, в классическом бихевиоризме акцент делается на процессе научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием среды.

Представители необихевиоризма, американские психологи Э. Торндайк (1874–1949) и Б. Скиннер (1904–1990) создали концепцию научения, которое получило название «оперантное научение». Эта разновидность научения характеризуется тем, что в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи важную роль играют функции безусловного стимула, т. е. главный акцент делается на значении подкрепления.

Н. Миллер и американский психолог К.Л. Халл (1884–1952) – авторы теории, в которой был дан ответ на вопрос: зависит ли научение, т. е. установление связи между стимулом и реакцией, от таких состояний испытуемого, как голод, жажда, боль.

На основе существующий теорий можно сделать вывод, что в социогенетических теориях в качестве основного фактора развития психики рассматривается среда, а активность ребенка не учитывается.

Дата добавления: 2014-02-09; просмотров: 1210; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность… 11164 — | 7524 — или читать все…

Читайте также:

Источник