Ребенок с типичным развитием это

Включен в Web of Science СС (ESCI) Рейтинг 31 место — 0,59 — 0,663 — | Егоров А.В. Захаренко Н.В. Казьмин А.М. Фирсова Л.В. АннотацияЦелью исследования было выявление связи индивидуально-личностных характеристик с уровнем достижения образовательных результатов детьми дошкольного возраста с типичным развитием и умственной отсталостью. Обследованы типично развивающиеся дети в возрасте от 4 до 7 лет (N=61) и две группы дошкольников, уравненных по полу и, частично, по возрасту: с типичным развитием (N=8) в возрасте от 5 до 7 лет и с умственной отсталостью (N=8) в возрасте от 5 до 7,5 лет. Использовалась шакала оценки компетентностей дошкольников и личностныйопросник M5-PS. Установлено, что типично развивающиеся дети с высокой выраженностью факторов «открытость новому опыту», «добросовестность» и «экстраверсия» успешнее овладевают образовательными компетенциями, чем их сверстники с низкой выраженностью этих факторов (p
|
Источник
Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей
Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л.Венгера:
• Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);
• Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);
• Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);
• Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);
• Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).
Агрессивные дети.
Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно.Необходимо знать три главных понятия:
1. Что такое агрессия / агрессивность
2. Каковы возможные причины её выявления;
3. Как её корректировать
Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность».
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.
Факторы влияющие на поведение ребёнка:
1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);
2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;
3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;
4. Индивидуальные особенности человека;
5. Социально – культурный статус семьи.
Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких — нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило,такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.
Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.
Задачи в работе с агрессивными детьми:
Развитие умения понимать состояние другого человека;
Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
Обучение ауторелаксации;
Обучение способам снятия напряжения;
Развитие навыков общения;
Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.
В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной.С детьми необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками и т. д.
С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)
Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.
Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности.Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.
Источник
Нейротипичные дети – дети с условно нормативным развитием.
Дети с нарушениями в развитии – дети с большей или меньшей степенью отклонения в развитии.
Главное, что выделяет этих детей – проблемное поведение.
Поведение — определённый сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой.
Писатель Philip Whitaker предложил воспринимать поведение как айсберг: то поведение, которое мы наблюдаем — это верхушка, но гораздо больше скрыто под ней – это факторы, формирующие её.
Поведение детей — отражение поведения родителей, к которому приводят разные факторы, начинающие воздействовать на ребёнка уже с 1 – го года его жизни.
Ребёнок, о котором заботятся:
- Чувствует поддержку, учится доверять – мир видит безопасным и дружелюбным.
- Легко абсорбирует и придерживается родительских ценностей.
- Демонстрирует здоровое, продуктивное поведение.
Привязанность к родителям – база доверия к миру
Стиль привязанности | Отношение со взрослым | Стратегии поведения младенца, когда он расстроен |
Надёжная | Взрослый последовательно удовлетворяет потребности ребёнка, когда он расстроен | Плач, младенец знает, что взрослый его утешит |
Тревожноизбегающая | Взрослый не реагирует на ребёнка, когда он расстроен | Младенец уваивает, что плачем не добиться ничего |
Тревожноабвивалентная | Взрослый реагирует на потребности ребёнка непоследовательно и беспорядочно | Младенец плачет (иего трудно успокоить), пытаясь тем самым удержать внимание взрослого |
Дезорганизованная | Взрослый — источник страха и травматических переживаний | Младенец не вырабатывает последовательной стратегии поведения при расстройств |
Качество привязанности определяет готовность ребёнка слушаться и принимать родительские ценности. Родитель обязан брать на себя ведущую роль. Если ребёнок не уверен в своём взрослом, в его привязанности, он будет добиваться подтверждающей связи, стремиться сохранить и укрепить её любой ценой. Отсюда и будут возникать проблемы в поведении.
Уровни привязанности:
- С рождения – через чувства.
Физический контакт с теми, кто тебе дорог: голос, контакт «кожа к коже», ласки, приговоры о том, какой он прелестный и милый.
Ласковые слова и умиление формируют в ребёнке ощущение, что мир ему рад, что он хорош и любим просто за то, что он есть. Наполнившись ощущением своей безусловной ценности, во взрослой жизни он сможет принимать критику, не травмируясь, а также будет меньше зависеть от похвалы и одобрения других людей.
- Ранний возраст — мама или другой «главный взрослый» – безопасная «база», на которую он будет возвращаться после каждой исследовательской деятельности. Эта «база» должна быть всегда в зоне доступа, иначе у него может сформироваться «тревожная модель» привязанности. И тогда в будущем он будет бояться, что близкого человека не окажется рядом в трудную минуту, а в партнёрских отношениях будет испытывать сильный страх расставания.
- Мамины (главного взрослого) объятия необходимы ребёнку для того, чтобы он понял, что здесь можно погоревать над своими обидами и неудачами, но всё равно нужно двигаться дальше, чтобы покорять этот интересный мир. Из такого малыша вырастет взрослый со стрессоустойчивой, гибкой психикой, способный при необходимости обратиться за помощью.
Факторы, влияющие на поведение:
- Внутренние (биологические):
— повышение внутричерепного давления;
— проблемы гастроэнтерологического характера,
— эпилептические припадки и т.д.
- Внешние (окружающая среда):
— ранняя депривация — это недостаток сенсорных возбудителей и социальных мотивов, лишение живых ощущений, общественных контактов и природных впечатлений;
— жестокое обращение;
— окружающие люди;
— ситуации и т.д.
Проблематичное поведение – это поведение, в результате которого ребёнок добивается определённой функции, посредством которой данное поведение закрепляется и появляется возможность его повторения в будущем.
Функции проблематичного поведения:
- Получение желаемого.
- Избегание требований.
- Привлечение внимания.
- Сенсорное насыщение.
Изменение поведения достигается за счёт одобрения и поощрения желательных и игнорирования нежелательных форм поведения. Это приводит к формированию необходимых взаимосвязей между отдельными формами поведения у ребёнка.
Эффективные формы работы с проблемным поведением:
- Понять смысл поведенческих проблем, что ребёнок хочет сказать таким образом.
- Есть ли внутренние факторы. Каковы факторы окружающей среды. Свести их к минимуму.
- Определить, какую функцию преследует ребёнок.
- Помешать закреплению негативного поведения.
- Наблюдать и вести записи, своего рода «поведенческий дневник».
- Обучить желаемому поведению.
Типично развивающиеся дети учатся без всякого вмешательства — мир вокруг них обеспечивает все необходимые условия для этого. А вот нейротипичных детей и детей с нарушениями в развитии необходимо обучать. У них есть потенциал для этого, но им нужна очень структурированная среда, максимально оптимизированная для приобретения навыков, которые типичные дети получают из «естественной» среды. Методика АВА (прикладной анализ поведения) — как раз о том, как создать такую среду, в которой эти дети смогут учиться. В АВА желаемое поведение ребенка награждается, что побуждает его действовать в нужном ключе. Это метод предназначен не только для корректировки поведения, но в основном для обучения навыкам, от простых, типа подготовки ко сну и одевания, до более сложных, таких как социальное взаимодействие.
Но первым делом необходимо определить функцию поведения, для этого в АВА используют 2 таблицы:
- АВС – где, А – предшествующий фактор, В – поведение, С – последствие.
- Скаттер Плот (Scatter Plot) – менее популярная, используется при частом проблематичном поведении.
Наблюдение происходит в течение нескольких дней, в разных ситуациях, в разные временные периоды.
Дата | Описание поведения | События перед поведением | Длительность поведения | События во время поведения | События сразу после поведения |
Падает на пол, кричит | На детской площадке увидел мальчика на велосипеде | 10 мин | Уговорили мальчика дать велосипед | Успокоился, покатался на велосипеде | |
Падает на пол, кричит | Сидел за стулом во время обеда, не хотел есть суп. Мама сказала: «Покушаешь, пойдём на прогулку» | 30 мин | Уговаривали, предлагали съесть картошку с мясом. Не стал есть. | Пошли на прогулку |
Методы АВА:
- Проактивные – применяются ещё то того, как поведение произошло, т.е. происходит манипуляция внешними факторами, которые влияют на поведение (что можно изменить в окружающей среде, чтобы поведение вообще не происходило). Какое поведение может быть вместо проблематичного и есть ли оно в арсенале ребёнка. Если нет, надо обучить.
- Реактивные (вспомогательные) – манипуляция последствиями, т.е. меняются последствия. Которые обычно происходили после поведения.
Советы для изменения контекста поведения:
- Отслеживайте хорошее поведение.
- Специально планируйте ситуации, в которых ребёнок сможет потренироваться в желательном поведении.
- Сделайте свои ожидания предельно конкретными и понятными.
- Создайте для ребёнка расписание, где любимые и нелюбимые занятия будут чередоваться.
- Никогда не забывайте, что вы здесь взрослый.
- С проблемным поведением можно работать и разобраться в его причинах.
Советы:
- Последовательность. Какую бы стратегию для работы вы не выбрали, ее должны придерживаться все, кто так или иначе связан с вашим ребенком: члены семьи, учителя и т. д. Если на нежелательное поведение ребенка все будут реагировать по-разному, это может быть причиной стресса, беспокойства и дезориентации, что в свою очередь приведет к тому, что с нежелательным поведением будет только сложнее справиться.
- Будьте терпеливы: поведение вашего ребенка не изменится за одно мгновение. Ведите дневник, так будет легче отследить даже самые маленькие положительные изменения.
- Наказания обычно не срабатывают. Также наказания не объяснят вашему ребенку, какого поведения вы от него ждете, и не научат его ничему новому.
- Физические упражнения могут помочь справиться со стрессом и плохим самочувствием.
- Тайм аут — прекрасная возможность для ребенка, чтобы успокоиться.
- Работая над поведением, смотрите на вещи реально и ставьте перед собой и перед вашим ребенком цели, которых вы в состоянии достигнуть.
- Помогите научиться использовать новые навыки или стратегии поведения в разных ситуациях
- Убедитесь, что навык не забыт. Если в прошлом вы успешно использовали какую-либо стратегию, время от времени следует освежать ее в памяти, чтобы ребенок не забыл полученных навыков. Может случиться и так, что вы будете вынуждены вернуться к старым стратегиям работы с поведением, в случае, когда ребенок будет находиться в состоянии стресса, болеть или переживать серьезные перемены, и старое поведение вновь появится. Вам могут помочь визуальные средства поддержки.
Источник