Ребенок с проблемами в развитии общение

Для многих взрослых проблемы в общении детей кажутся несерьезными. В действительности, у детей масса проблем в коммуникации и много переживаний, которые они не вполне осознают, но ранимой и незащищенной детской психике трудно с ними справляться. Какие же коммуникативные проблемы могут быть у ребенка? Об этом поговорим в данной статье.
Содержание статьи:
- Причины коммуникативных проблем у ребенка
- Возрастные трудности общения
Причины коммуникативных проблем у ребенка
Для детского возраста характерно активное общение со сверстниками, организация совместных игр, постоянный обмен информацией. Но в любом детском коллективе найдутся малыши, которые ведут себя несколько отстраненно по отношению к другим детям.
По каким же причинам у некоторых детей возникают проблемы в общении?
- Застенчивый ребенок. Малышу кажется, что если он сделает что-то не так, это вызовет насмешки у окружающих. Застенчивость — один из ярких признаков закомплексованности, когда даже при похвале ребенок смущается и пытается спрятаться от внимания;
- Ребенок-интроверт. Они старательно избегают общения, поскольку имеют скрытный внутренний мир, испытывают в общении тревожность и страх. Интроверт уверен в своих силах, но в силу характера и особенностей личности ему комфортно в одиночестве либо в обществе небольшого числа людей.
- Влияние семьи. Самовыражение личности малыша, в первую очередь, происходит в семье. Если ребенок растет в семье, где считаются с его мнением, поддерживают в нем инициативу и поощряют самостоятельность, то в обществе такие дети ждут к себе подобного отношения. В случае, когда ребенка в семье игнорируют, не прислушиваются к нему и не понимают его потребностей, среди сверстников такой ребенок не находит поддержки и взаимопонимания.
Возрастные трудности общения
Каждый возрастной этап развития ребенка имеет свои особенности и проблемы коммуникативных навыков. Трудности в общении зависят также и от индивидуальных черт характера и темперамента детей. Каковы коммуникативные проблемы у детей на разных этапах взросления:
От полутора до трех лет
- В ясельном возрасте самым сложным моментом считается разрыв эмоциональной связи с мамой.
Малыш не может воспринять реальность, когда мама на весь день отлучается от него, оставляя у чужих людей. Новое окружение в лице воспитателя и сверстников никак не может заменить материнскую эмоциональную связь, и малыша всё вокруг начинает раздражать. Так порождаются проблемы с адаптацией в новом коллективе.
- Следующей трудностью в коммуникативных отношениях малыша является установление отношений с другими детьми.
В данном возрасте ребенок воспринимает сверстников как неодушевленные предметы, относится так, как к игрушкам. Поэтому могут возникнуть ситуации, когда малыш дергает кого-то за волосы или толкает. Привыкший к принципу общения в данном возрасте «действие — результат», ребенок должен в ответ услышать плач или крик. В ясельном возрасте говорить о коллективе и коммуникативных связях рано, поскольку дети играют отдельно от сверстников и слушаются взрослых. Поэтому задача воспитателя и родителей вовлечь малыша в совместные игры с другими детьми и развивать коммуникацию. Ближе к трем годам ребенок начинает сравнивать себя с другими и делает свои умозаключения. Ему хочется выделиться и получить похвалу окружающих, иначе у малыша складывается впечатление, что он не такой как все, становится замкнутым или агрессивным.
Советы: Обязанность родителей в данном периоде — подготовка к посещению детсада. Ранняя подготовка к новым условиям — самостоятельное одевание, умение пользоваться столовыми приборами и т.п. поможет эффективно преодолеть трудности. Если, придя в группу, малыш почувствует, что обладает многими навыками не хуже других, это во много раз облегчит задачу адаптации. Кроме того, воспитатели таких детей часто ставят в пример другим, а это воспитывает уверенность в собственных силах и укрепляет самостоятельность. Чтобы разлука с мамой прошла безболезненно, необходимо малыша чаще оставлять с бабушкой или няней. Основным моментом должна быть уверенность крохи в том, что мама непременно вернется. Важно за несколько месяцев до посещения садика рассказать ребенку о режиме и занятиях. Не следует обманывать малыша, обещая ему, что вы вернетесь очень скоро и т.п. Ребенок должен точно знать, что мама придет за ним, например, после дневного сна. Иными словами, для ребенка необходима правдивая психологическая подготовка к ситуациям, в которых он в действительности окажется.
От трех до четырех лет
Это период накопления важного опыта общения со сверстниками. Считается, что этот этап наиболее сложный для малыша. В отношениях с другими детьми на первый план выходит детский эгоизм. В этом возрасте появляются первые дружеские отношения, хотя они бывают неустойчивыми: сегодня — один друг, завтра — уже другой.
Советы: Родители должны объяснить малышу элементарные правила общения, дать понять малышу, что у сверстников тоже есть определенные потребности и желания. Можно придумать с ребенком ролевые игры, рассматривая разные модели поведения в коллективе. В процессе игры вы можете научить ребенка, что в общении нужно не только брать, но и отдавать, тем самым корректируя проявление детского эгоизма.
От четырех до пяти лет
Общение переходит на новый уровень, когда ребенок становится неотделим от коллектива. Чаще звучит слово «мы». В детском коллективе появляются лидеры, которые становятся для окружающих детей важнее, чем взрослые. Для малыша в этом периоде актуально не выделяться, а быть в общем коллективе, поступать как все.
Советы: Все указания родителей относительно того, что «нужно иметь свою голову на плечах» бесполезны. Малыш должен научиться анализировать свои и чужие действия и поступки. Научите его делать выводы, иметь собственное мнение, таким образом формируя адекватную самооценку. Не следует выяснять у малыша, кто организатор тех или иных неприятностей в детском коллективе, дети не прощают предательства. Лучше поработайте со своим ребенком, научив высказывать свое мнение смело и независимо.
От пяти до семи лет
Происходит процесс поиска своего места в коллективе. Имея достаточное мнение о себе и своих потребностях, ребенок пытается найти свою нишу. Ему необходимо пройти некоторый путь, на котором он должен показать коллективу, какое место он займет в соответствии со своими потребностями, умениями и навыками. Дети этого возраста находят друзей в коллективе. Обычно это несколько сверстников, с которыми ребенок более близко контактирует. Дружба, в основном, по интересам. Но уже на данном этапе закладываются ростки настоящей дружбы.
Советы: Малыш уже знает, какие качества и черты необходимы в коллективе. Задача родителей не навязывать свои представления, а помочь ребенку выработать нужные качества. Систематически обсуждайте с малышом ситуации в детском коллективе, отвечайте на вопросы, учите думать и делать выводы.
От семи до одиннадцати лет
Ребенок приходит в новый коллектив с определенными навыками коммуникации. Значимой личностью на данном этапе является первый учитель, поэтому на первых порах все внимание детей приковано к его личности. В коммуникативных связях с одноклассниками ребенок много анализирует свои качества и способности, стремится к самовыражению. Основную оценку своей индивидуальности ждет от взрослых.
Советы: Необходимо помогать ребенку познавать окружающих людей, их взгляды на жизнь и события, учить понимать, о чем думают другие, какие у них потребности. От родителей требуется больше доверительного отношения к детям, продолжительного общения, совместного проведения досуга. Если до этого возраста общение между детьми складывалось, в основном, спонтанно, то теперь родители и учителя должны учить правильно общаться и дружить.
От одиннадцати до шестнадцати лет
Возраст расцвета общения. В многочисленных коммуникациях подросток ищет и формирует жизненные принципы. Трудности могут возникнуть в процессе самосознания и определения места собственного «Я». Возникает необходимость позаботиться о выборе будущей профессии. Появляется интерес к противоположному полу, первая влюбленность. Часто эти проблемы трудноразрешимы для подростка.
Советы: Важно понять, что перед вами уже не маленький ребенок, а взрослый человек, имеющий собственные взгляды. Так как возраст предполагает множество связей в разных социальных группах, родители должны с большим вниманием относиться к выбору своего ребенка. Не запрещать общаться с теми или иными детьми, а деликатно объяснять положительные и негативные стороны такого общения. Если контакт родителей с ребенком до этого возраста не был утерян, родители могут доверительно относиться к выбору ребенка. Только внимание, любовь, забота, диалог на равных смогут разрешить возникающие проблемы подросткового возраста.
Расширение круга общения детей, развитие способности выражать свои чувства, создание ситуаций, когда общение необходимо — с помощью этих методов можно успешно преодолеть трудности и помочь ребенку перейти на новый этап коммуникативного развития.
Важная роль в этой нелегкой работе принадлежит родителям и педагогам. Внимательное, заботливое, чуткое отношение родителей, профессиональное участие специалистов способствуют тому, что детский коллектив живет и развивается как единое здоровое целое.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Общая
эмоциональная обедненность большинства детей с ранним поражением ЦНС определяет
значительное снижение эмоционального отклика на общение взрослого. Это
выражается в том, что очень важный показатель развития — «комплекс
оживления» — в большинстве случаев либо долго отсутствует, либо чрезвычайно
угнетен и выражен в рудиментарной форме. Чаще всего у детей с интеллектуальной
недостаточностью он проявляется лишь к
концу первого года жизни в очень скудном по структуре и эмоциональной
окрашенности виде.
У детей с выраженным нарушением ЦНС
нередко долго отсутствует ярко выраженное, особое отношение к матери, ее
«узнавание», выделение ее из числа остальных взрослых. Обращаясь к
истокам их эмоциональных проявлений, следует подчеркнуть и недостаточное
внимание ребенка к улыбке взрослого. Улыбка, а также другие мимические средства,
используемые взрослыми при контакте с ребенком, остаются для него совершенно
непонятными. Несвоевременность и затрудненность налаживания эмоционального
контакта ребенка с взрослым отрицательно сказывается и на становлении более
сложных видов общения.
Неполноценное до речевое общение с
взрослым, отсутствие предменых действий (манипулирования предметами),
недоразвитие мелкой моторики к концу первого года жизни ребенка ранним
поражением ЦНС оказываются тесно связанными с чрезвычайной скудностью начальных
речевых проявлений.
Недоразвитие предметной деятельности
в значительной степени обусловливает то, что эти дети с большим опозданием
начинают лепетать. Ответный, интонационно-насыщенный лепет, характерный для нормально
развивающихся малышей конца первого года жизни, у их отстающих в развитии
сверстников чрезвычайно обеднен: эти дети почти не лепечут. Не возникает у них
и общения с помощью лепетных слов, вплетенных в ситуацию, жесты, мимические
движения и др.
У умственно отсталых детей без
специального обучения не возникает речевой активности, не складываются и
дословесные виды общения с окружающими, не развивается предметная деятельность.
В структуре недоразвития интеллекта
особое место занимает специфическое нарушение речи, тесно связанное как с
интеллектуальным, так и с общим личностным недоразвитием детей данной
категории.
Для их речевого
развития характерно отсутствие или позднее появление спонтанного лепета в
ответ на говорение взрослого. Отмечается значительное запаздывание появления
первых слов; весьма замедленно, затрудненно протекает процесс овладения
фразовой речью: переход от произнесения отдельных слов к построению
двухсловного предложения растягивается на долгое время.
У детей с недоразвитием интеллекта
чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует
самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое
недоразвитие,
доминирование в речи
имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия,
признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения
(С.Я.Рубинштейн).
Владея достаточно большим запасом
слов для построения высказываний с целью налаживания общения с окружающими,
дети с недоразвитием интеллекта фактически лишены возможности словесной коммуникации,
т.к. усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в
общении. Тем самым создаются дополнительные трудности для налаживания
межличностных отношений.
Выраженные отклонения в ходе онтогенетического
развития, обусловленные самим характером нарушений, значительно препятствуют
своевременному и полноценному развитию речевого общения, оно формируется у
дошкольников с интеллектуальной недостаточностью весьма ущербно, его мотивы
исходят в основном из органических нужд детей. Необходимость в общении с
окружающими диктуется, как правило, физиологическими потребностями.
В возрасте 5 -7 лет дети с недоразвитием
интеллекта с большим желанием относятся к игре, чем совместной деятельности с
взрослым, что свидетельствует о низкой потребности в общении с окружающими
людьми (Ж.Н.Головина).
Слабое развитие потребностей
социального характера приводит к тому, что к концу дошкольного возраста дети с
большими трудностями овладевают средствами речевого общения даже в тех случаях,
когда у них имеется достаточный словарный запас и удовлетворительное понимание
обращенной речи.
Заслуживает внимания и тот факт, что
дети пяти-шестилетнего возраста с легкой степенью недоразвития интеллекта,
поступив в группу специального
детского сада,
обнаруживают неумение пользоваться своей речью; они молча
действуют с предметами
и игрушками, крайне редко обращаются к сверстникам и взрослым.
Длительное наблюдение за воспитанниками
детского сада для детей с нарушением интеллекта показало, что в ситуации
неорганизованной игровой деятельности они пользуются в основном двумя формами
общения. Для большинства детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной
недостаточностью характерна внеситуативно-познавательная форма общения,
остальные дети прибегают к еще более элементарной — ситуативно-деловой форме.
Ни у одного из них не наблюдалась внеситуативно-личностная форма общения,
которая является характерной для нормально развивающихся детей того же возраста
(Д.Й.Аугене). Нередко дети с интеллектуальной недостаточностью стараются избежать
речевого общения. В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником
или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным.
Это обусловливается рядом причин. Среди них можно выделить (,Д.И.Аугене):
— быстрая
исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к
прекращению беседы;
— отсутствие у ребенка
сведений, необходимых для ответа, бедный словарный
запас, препятствующий формированию
высказывания;
— непонимание
собеседника — дошкольники не стараются вникнуть в то, что им говорят, поэтому
их речевые реакции оказываются неадекватными и не
способствуют
продолжению общения.
Специальная педагогика и психология
рассматривает общение как одно из средств коррекции нарушений развития, и в
отдельных случаях отводит ему первостепенное значение. Примером служат
уникальные случаи воспитания слепоглухонемых детей, когда общение ребенка с
взрослым становится единственным способом формирования у него человеческой
психики (А.И.Мещеряков).
Значительная роль отводится общению в
воспитании и обучении детей
дошкольного возраста с
проблемами в интеллектуальном развитии разной степени выраженности.
Экспериментально установлено, что основным средством коррекции отклонений в
развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью является обучение
(Л.Л.Катаева, Н.Д.Соколова,
Е.А.Стребелева и др.).
Современная дидактика определяет
обучение как двусторонний процесс взаимодействия педагога и ребенка с целью
формирования знаний, умений и навыков. Взаимодействие взрослого и ребенка
осуществляется через механизм общения.
Становление и развитие речи у этой категории
детей, как и у их нормально развивающихся сверстников, совершается в
неразрывной связи с овладением различными видами детской деятельности. Поэтому
чрезвычайно важно, чтобы при организации коррекционной работы, направленной
на развитие речи ребенка с интеллектуальной недостаточностью, учитывался генезис
формирования детской деятельности. Обслуживающий характер речи обусловлен тем,
что она возникает и развивается в тесной связи с освоением им, прежде всего,
предметно-игровой деятельности, в том числе, сюжетно-ролевой игры.
По мысли Л.С.Выготского [9], в
сюжетно-ролевых играх происходит «реализация нереализуемых в жизни»
стремлений ребенка к участию в жизни взрослых,
осуществляется своеобразный выход накопившейся у него потребности встать
на место взрослого, быть им. Однако осуществление и развитие коллективной сюжетно-ролевой
игры, отражающей реальную жизнь, невозможно без овладения ребенком
многообразными формами общения друг с другом. Без полноценных средств общения
группе детей просто не удается развернуть игру, а каждый ребенок группы не
получит в таком случае подлинного удовлетворения от игры. С другой стороны,
игра в силу своего коллективного характера побуждает детей к овладению
различными формами речевого общения. Она не только мобилизует их
речевые ресурсы, но
значительно пополняет запас речевых средств, обогащает и совершенствует их.
Однако у большинства детей с
интеллектуальным недоразвитием речь не способствует организации игры. Обычно
они произносят небольшие отрывки стихотворений,
песен, отдельные слова или звукосочетания (Д.Й.Аугене).
Некоторые исследования (Д.Й.Аугене)
свидетельствуют об определенных возможностях продвижения дошкольников с
недоразвитием интеллекта в речевом развитии. В процессе целенаправленного
обучения сюжетно-ролевой игре у детей происходят существенные сдвиги в самостоятельном
вербальном общении.
Значительно уменьшается количество
детей с ситуативно-деловой формой общения. Соответственно больше становится
дошкольников, пользующихся внеситуативно-познавательной формой общения. Однако
никто из воспитанников не смог овладеть высшей внеситуативно-личностной форме
общения.
Общение, возникающее и развивающееся
в процессе обучения сюжетно-ролевым играм, значительно обогащало речевое
развитие детей с интеллектуальной недостаточностью. Прежде всего, это сказалось
в том, что у них появилось стремление говорить по поводу того, что они делают,
желание рассказать о своих намерениях, поделиться с окружающими новыми
впечатлениями, вне игры разделить со сверстниками и взрослыми свои радости и
огорчения. Игра обеспечивала мотивационно-потребностный план речевой
деятельности, явилась условием для овладения детьми разнообразными средствами
речевой коммуникации.
Данные, полученные в процессе длительного
педагогического эксперимента с дошкольниками недоразвитием интеллекта
(Н.Д.Соколова, Д.Й.Аугене), свидетельствуют, что развитие речи у этой категории
детей осуществляется, прежде всего, в русле ведущей деятельности, поскольку
именно в ходе овладения ею у ребенка возникает потребность в активном
использовании слов, фраз, новых речевых оборотов. Наличие потребности в речевом
общении является важнейшим условием для возникновения и развития речи у
умственно отсталых детей.
Таким образом, игровая деятельность
может служить одним из эффективных путей развития вербального общения детей с интеллектуальной
недостаточностью. Эта деятельность должна быть специально организована с учетом
своеобразия психической деятельности воспитанников и их потенциальных возможностей
(Д.Й.Аугене, Н.Д.Соколова).
Источник