Ребенок с отсталым развитием речи

Ребенок с отсталым развитием речи thumbnail

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития – это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.

Общие сведения

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития

Причины ЗРР

Органические причины

Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка. Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными. Биологические факторы:

  1. Минимальная мозговая дисфункция. Обусловлена перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность.
  2. Заболевания раннего возраста: ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
  3. Тугоухость у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития.
  4. Наследственные факторы. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.

Социальные причины

Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития чаще всего кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.

С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.

Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.

Патогенез

В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I — 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно — повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений.

Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии. Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельнос­ти может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.

Развитие речи в норме

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы:

  • гуления (с 1,5-2 мес.);
  • лепета (с 4-5 мес.);
  • лепетных слов (с 7-8,5 мес.);
  • первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков).

В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре — около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов).

Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.

Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40–60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов.

В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

Читайте также:  Понятие о развитии основные закономерности психического развития ребенка

Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.

Симптомы ЗРР

Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:

  • аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
  • отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года;
  • неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет;
  • невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.);
  • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;
  • неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;
  • полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.);
  • преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.

Диагностика

Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.

  1. Медицинский блок. Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.
  2. Логопедическое обследование. Включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п.
  3. Психологическая диагностика. Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и др.

Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.

Коррекционно-развивающая работа при ЗРР

Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.

Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др.

Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.

Прогноз и профилактика

Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.

Источник

Автор Светлана На чтение 11 мин. Просмотров 352 Опубликовано 27.09.2019

Речь детей с умственной отсталостью отличается от речи нормотипичных детишек. Они не могут осваивать звуки, слоги, слова так же просто, как обычный малыш, который без всякого принуждения формирует их и постепенно анализирует, синтезирует, сознательно расчленяет. Переход от одного этапа к другому происходит настолько незаметно и размыто, что удивляешься, как легко нормально развитиые дети постигают законы родного языка. Речь детей с умственной отсталостью является дефектной, чаще всего нарушения проявляются системно: страдают фонетика, лексика, грамматика, семантика. Проблемы есть и в экспрессии (говорение), и в импрессии (понимание).

Многие воспринимают речь других людей как неделимый поток, в котором слишком трудно вычленить базовые единицы. Наибольшую сложность представляет собой освоение семантики слов – умственно отсталый ребенок слабо понимает значение слышимой лексики, так как словесно-логическое мышление развивается с большим опозданием или вовсе не формируется. Даже для накопления пассивного словаря педагогам и родителям приходится потрудиться. При легких формах УО ребенок может научиться неплохо говорить, но все равно созревание речевой функции будет задержано.

Умственно отсталые дети — это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального психического развития (высших познавательных процессов), то есть памяти, внимания, речи, словесно-логического мышления, активного восприятия, воображения и т.д.

Развитие речи детей с умственной отсталостью, характеристика

Устная речь выглядит бедной и примитивной по содержанию, звучанию, выражению. Нарушения чаще всего бывают устойчивыми и сохраняются даже во взрослом периоде. Предложения неполные, их построение аграмматично (страдает словообразование и словоизменение), словарь неточен, фонетико-фонематическая сторона искажена (звуковой анализ слова сложно понимаем). Языковые обобщения не появляются или формируются позже, как такового интереса к содержанию речи дети с умственной отсталостью не проявляют. В первую очередь, это связано со сниженным познавательным интересом к окружающему миру.

Читайте также:  Плохое физическое развитие ребенка до года

Длительное время даже умеющие говорить ребятишки не могут выражать мысли связно. Им даются пересказы, повествования, но при этом вся суть сводится к неосмысленному перечислению событий и фактов. В такой речи сразу становится заметно, насколько страдает установление причинно-следственных связей, осмысление скрытого смысла, юмора, временных и пространственных подтекстов. Программирование речевого высказывания (внутреннее создание) и контроль за ним (реализация созданного) грубо искажено: дети не соотносят и не сравнивают предварительный замысел с полученным результатом.

Иногда может показаться, что речь детей с умственной отсталостью достаточно хорошо развита, но при более внимательном рассмотрении вы всегда заметите, что она наполнена речевыми штампами и клише, лишена реального содержания. Что интересно, звуки ставятся с помощью логопедов не хуже, чем у нормотипичных детей, но при этом их автоматизация не происходит или идет с огромной задержкой. Произнести изолированный звук вполне реально, а вот включать его в поток речи не получается. Связано это и со слаборазвитым фонематическим слухом, и с обедненным словарем, и с несформированностью слоговой структуры как таковой.

занятия с умственно-отсталым ребенком

Хотелось бы еще отметить некоторую особенность работы с логопедом: детишки с умственной отсталостью далеко не все поддаются классическим воздействиям. Им трудно понять алгоритм инструкций и наложить его на реальное действие. «Раскрой широко рот, вытяни расслабленный язык и положи его на нижнюю губу…» – это слишком громоздко и объемно для его мыслительного процесса и восприятия. Скорее вы станете балериной, чем он «высунет язык и расслабит его».

Общая речевая активность снижена, собственно, как и мотивация говорить – ее попросту почти нет, так как потребность в речи может не испытываться совсем, или она минимальна. Такие детки часто выглядят замкнутыми, отстраненными, инертными, безынициативными.

Речь ребенка с умственной отсталостью до 3 лет, особенности

На раннем этапе развития не возникает лепет и гуление в связи с нарушением строения артикуляционного аппарата, то есть дефекты заметны уже на уровне предпосылок нормальной речи. Ребенок позже начинает отзываться на имя, так как слабо понимает обращенную речь, реже реагирует на элементарные просьбы и вопросы. Отставание накапливается, проблема становится более явной. Он плохо подражает чужой речи, хуже устанавливает контакт с матерью и близкими, отчего усвоение структуры и законов речи не происходит.

В 3 года основная масса детей говорит, а умственно отсталые ребятишки часто к этому возрасту лишь звукоподражают или произносят простые слова, обозначающие предметы и их элементарные действия (существительные и глаголы). К сожалению, у большинства из них не наблюдается и компенсация отсутствия речи с помощью невербальных средств (мимика, жесты). Из-за нарушения динамики нервных процессов и слабости замыкательной функции коры головного мозга ребенок воспринимает речь, как иностранец, который оказался в незнакомой ему языковой среде. Сходные звуки и их слияния идентифицируются намного позже, чем у сверстников. Многие и после трех лет долго пользуются лепетными словами, включают их в поток вперемешку с обычными.

Можно сказать, что речь понимаема ими в пределах бытового обихода и используется примерно на таком же уровне. У половины детишек так и остаются нечленораздельные и предметно не соотнесенные лепетные слова, которые они применяют во всех ситуациях. Передать желание с помощью слова или фразы сложно.

К определенному моменту лимит слов, которые малыш может сказать, исчерпывается – ребенок достигает своего «потолка». Если ждать, когда он разговорится, то можно упустить время.

Речь ребенка с умственной отсталостью после 3 лет, особенности

При легких формах олигофрении речь детей с умственной отсталостью формируется без сильных отсрочек по времени, но ребенок начинает говорить слишком простыми словами или фразами, и часто бессодержательно. Лексический словарь беден, слишком примитивен, семантика не различима. Звуки выпадают или заменяются более простыми. Характер замен может быть постоянным или ситуативным. Страдают выразительные средства (логическое ударение, интонирование и темпирование фразы). У кого-то речь монотонна и однообразна, у других она слишком ускорена, часть звуков теряется.

Понимание еще неполное, потому вполне вероятны эхолалии (точный повтор фразы, вопроса), особенно при попытке ответить на обращенный к нему вопрос. Грамматические искажения проявляются и при построении фразы/предложения, и даже в пределах одного слова, когда идет его изменение. Иногда ребенку помогает эмоциональное переживание какой-либо ситуации, после чего происходит усвоение новой лексики. Безусловно, чем больше выражена умственная отсталость, тем хуже развивается речь.

Отмечено, что умственно отсталый ребенок в первую очередь начинает реагировать на интонацию обращенной речи, а не на ее смысл.

Некоторые дошкольники одним словом могут выражать несколько желаний или описывать похожие события. Например, словом «ужас» вполне могут определяться такие ситуации, как затруднительное положение ребенка, когда он испугался, удивлен или не знает, как действовать дальше. Встретил собаку на улице – «ужас», не справился с завязыванием шнурков – «ужас», разбил вазу – «ужас».

Обычно при легкой или умеренной олигофрении в школу приходит говорящий ребенок. Но его пассивный словарный запас гораздо богаче, чем активный. Он использует лишь половину того, что понимает. Практика активной речи с начала говорения может варьироваться от 2 до 4 лет, чего совсем недостаточно для развернутой устной речи и нормального поддержания беседы. К этому прибавляется неустойчивость внимания, слабая память, нарушения эмоционально-волевой сферы. Даже поняв инструкцию, многие детки действуют не по ней.

Все еще слабо понимаются пространственные и временные связи, отсутствует осознание многих абстракций. Это отражается и в речи: ребенок путает предлоги, схожие по значению, плохо идентифицирует наречия времени и места (здесь, тут, там), стараются не использовать их или заменяют соответствующей жестикуляцией.

Читайте также:  Проведение пренатальной диагностики нарушений развития ребенка

занятия с умственно отсталыми детьми

Как обучать речи ребенка с умственной отсталостью, основные этапы

Только насыщенное речевое пространство, вовремя начатая коррекция и постоянная мотивация помогают развивать речь детей с умственной отсталостью. Безусловно, к фазе активного слогообразования и словоупотребления он придет не сразу. И торопливость в этом случае совсем ни к чему. Работа ведется постепенно, последовательно, переход осуществляется от простого к сложному, но неуклонно и без остановок.

Осваивая произношение или фразовую речь, вы начинаете с вычленения ведущей ячейки (слог, слово). Отрабатываете фрагменты и затем объединяете их в намеченный смысловой развернутый блок. Когда малыш говорит определенное количество существительных, вы составляете из них короткие предложения (не более трех слов) и внедряете туда хотя бы один глагол («машина едет», «ваза стоит»). Таким образом, вы подводите его к организации речи как целостной системы с базовой конструкцией.

После усвоения, как соединяется существительное с глаголом, вы учите ребенка склонять первые и спрягать вторые. Затем вводятся существительные-дополнения («машина едет по дороге», «ваза стоит на столе»). В основном берется та лексика, которая давно на слуху у малыша и часто встречается в его бытовых ситуациях.

Большую помощь оказывают наглядные пособия. Картинки с изображением изучаемого упрощают процесс запоминания, обработки и усвоения. Ребенок постепенно понимает принцип создания таких речевых звеньев, потому можно идти дальше и вводить прилагательные.

Фразовые цепочки закрепляются и порой дополняются самим ребенком – поощряйте инициативу. Не стремитесь к максимальному заучиванию предложенных образцов. Всего зазубрить механически не получится. Все это происходит постепенно.

Если подкрепляете занятия картинками, используйте карандаш или палец в качестве указки для обозначения значимых звеньев цепочки. «Мальчик держит в руке красивый букет». Ребенок будет долго и мучительно соображать, что и зачем следует. Ваша задача – последовательно показывать карандашом важные элементы сюжета. Задавайте наводящие вопросы (Кто? – Мальчик. Что делает? – Держит).

Не заставляйте говорить длинными развернутыми предложениями. К сожалению, части детей с умственной отсталостью это не одолеть. Чересчур распространенные предложения путают их и пугают. Пусть говорит короткими, но четкими цепочками. Если олигофрения в легкой форме, то соединять цепочки между собой он научится чуть позже. Слишком длинные все равно ломаются. Они сыграли роль в определении структуры предложения, расположения его членов по местам в нем, и теперь отходят в сторону.

Создавайте опорные клише и подсказки (даже интонационные) в разных вариантах, задействуя грамматические (кошка бежит — кошки бегут) и семантические особенности (мяч, шар, круг; идти, семенить, плестись — объясняем разницу слов, близких по некоторым признакам и вполне входящих в одно семантическое поле), чтобы ребенок легче оперировал речевыми комбинациями. Стимулируйте тем самым полное высказывание, сходное со свободной речью, где предложно-падежная система раскрывается во всем разнообразии. Интуитивно даже умственно отсталые детишки начинают производить отбор речевого материала и расставляют его в нужной последовательности.

Для тех, кто не знает, что такое семантические поля, держите подсказку)))

семантические поля

Конечно, рассказывать по картинке проще, чем просто спонтанно говорить, но переход сначала происходит в быту, а затем уже в других ситуациях. Кстати, нередки случаи, когда с педагогом умственно отсталый ребенок выдает развернутые фразы и предложения, а дома «мычит и булькает». Это связано с тем, что ребятишки с УО склонны к ритуальности и однообразию, как и аутисты. У специалистов они привыкают к тому, что должны говорить, пусть и хорошо усвоенными цепочками, а с родителями, особенно с теми, кто не занимается с ними систематически, речевая активность падает. По привычке они не сильно стараются.

обучение речи умственно отсталого ребенка

Техника непринужденного разговора отлично отрабатывается через упражнения «закончи фразу». Повышение интонации к ее концу говорит обучаемому о том, что от него ждут продолжения. Сначала можно повторять 1-2 слова, затем количество увеличивается. Вы произносите фразу медленно и спокойно, четко выделяя каждый звук и слог. На этом этапе мы стараемся внедрить в его речь сложные союзы «чтобы», «потому что», «для того, чтобы» и т.д. Первые образцы должны быть простые, в их состав входит лишь знакомая лексика.

Старайтесь в быту, на прогулке – везде – задействовать речевую практику. Пусть сообщает обо всех своих действиях (смотреть мультики, играть в игрушки, читать книги). Родителям не всегда просто действовать в условиях многозадачности, а тем более сориентировать на это старшее поколение, но вам и не нужно все сутки напролет определять внимание на ребенка. Достаточно тех моментов, когда малыш ничем не занят и явно требует нескольких минут внимания. Таким подходом вы прививаете ему привычку нормально говорить в любых условиях. Со временем он сможет обходиться без подсказок.

Еще отличным методом стимуляции развернутой спонтанной речи является ролевая игра. Вы можете использовать для этого сказки и озвучивать их по ролям. Необязательно заучивать диалоги наизусть. Пусть хотя бы улавливает общий смысл фраз, событий и их последовательность. В таких занятиях, да и вообще при любом общении с ребенком, старайтесь включать бытовые просторечия (упс, ничего себе, вот это да…), которыми так полна наша жизнь. Конечно, 5-6-летний ребенок с УО вряд ли сразу начнет их использовать в своей речи, но постепенно их смысл до него дойдет.

В следующих статьях мы обязательно поговорим о том, как развивать речь умственно отсталого ребенка с помощью книг, как поэтапно избавляться от аграмматизмов и т.д. Сегодня же вы узнали о простых принципах работы с такими детьми и их фразовой речью.

Если какие-то термины вам не знакомы, используйте словарь научных терминови узнавайте больше полезной информации!

Источник