Ребенок с отклонениями в развитии слепые

Ребенок с отклонениями в развитии слепые thumbnail

Литература

1. Кулагина И.Ю.Возрастная психология.- М., 2000

2. Крайг Г.Психология развития.- М., 2000

3. Немов Р.С. Психология человека.- М., 1998.- Т.2.

4. Обухова Л.Ф.Возрастная психология.- М., 1996

5. Трошин О.В. Кризологическаая педагогика и психология.- Н.Новгород, 1998.

6. Трошин О.В. Возрастная психология.- Н.Новгород, 2000.

7. Трошин О.В. Синтогенетическая психология развития.- Н.Новгород, 2000.

Лекция 5. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями

1. Понятие «дети с отклонениями в развитии»

Данное понятие имеет свою предысторию. В начале 20 века. В.П. Кащенко предложил термин «исключительные дети», подчеркивая их психологическое своеобразие и значительный психологический потенциал, который может реализоваться при правильной коррекционной работе. После 1918 г. стал использоваться термин «дефективные дети», когда ведущее значение придавалось самому дефекту, и вся работа была направлена на его компенсацию. Дефект (от латинского «недостаток») отражает недостаточность определенных функциональных систем.

В 50-х годах в исследованиях по специальной психологии стало чаще применяться понятие «аномальные дети», в котором акцент делался не на самом дефекте, а на вызываемом им аномальном развитии. Оно является основной причиной социально-психологической дезадаптации ребенка. При этом необходимо учитывать, что аномалия нарушает развитие ребенка только при определенных условиях. Их появление сопровождается актуализацией дефекта с возникновением аномального развития в виде определенных психологических нарушений. Именно они и требуют специального обучения, воспитания и психокоррекции.

Последние 20 лет (в 80-е годы) стали отдавать предпочтение понятию «дети с отклонениями в развитии», т.к. специальное обучение распространилось и на умеренные нарушения в развитии, хорошо поддающиеся коррекции. Дети с отклонениями в развитии – учащиеся, у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития и социально-психологической дезадаптации. При этом выделяют следующие категории детей с отклонениями в развитии:

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, поздно оглохшие);

2) с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) с тяжелыми нарушениями речи (логопаты);

4) с нарушениями интеллектуального развития (умственно отсталые дети, дети с ЗПР); понятие интеллектуальной недостаточности;

5) с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

6) с девиантным поведением;

7) с комплексными нарушениями психофизического развития (слепо-глухонемота, слепые умственно отсталые, глухие умственно-отсталые и др.).

8)дети-сироты;

9)дети-инвалиды;

10)дети группы риска (по школьной дезадаптации);

11)с эмоционально-волевыми нарушениями (акцентуации, психопатии, аутизм).

В настоящее время важное значение приобретают комбинированные отклонения в развитии. В связи с этим в специальной психологии внедряется МКБ-10 имеющая, синдромологическую структуру диагностики.

Сегодня широко используются понятия: «дети с ограниченными возможностями», «дети с особыми нуждами» в соответствие с международным подходом в специальной психологии и дальнейшей гуманизацией данной области знаний.

Различные отклонения в развитии отражаются на особенностях формирования социальных связей детей, их познавательных способностях и ограничениях в трудовой деятельности. Поэтому они различаются следующим образом:

1. Пo степени восстановления. В зависимости от характера нарушений одни аномалии могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие лишь частично коррегироваться, а некоторые только временно компенсироваться.

2. Пo образовательному уровню детей. Одни дети могут овладеть только навыками самообслуживания, другие — элементарными общеобразовательными знаниями, третьи — полным курсом средней школы.

3. По профессиональной пригодности. Одни дети компенсируются в пределах социально-бытовой ориентации, другие – в условиях малоквалифицированного труда, третьи — способны к достаточно высококвалифицированной работе.

1. Отклонения в развитии ребенка характеризуются не только отрицательными признаками. Т.е. это не столько отклоняющееся, сколько своеобразное развитие. Поэтому в современных условиях очень справедливо понятие В.П. Кащенко — «исключительные дети». Отмечено, что их психическое развитие подчиняется общим законам формирования психики нормальных детей (В.И. Лубовский).

2. Такие нарушения, например, как слепота и глухота и др. обусловлены преимущественнно биологическими изменениями. И чем более выражены структурные нарушения, тем менее эффективно педагогическое и психологическое воздействие на психическое развитие аномального ребенка.

3. «Воспитателю приходится иметь дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями» (Л.С. Выготский). Т.е. коррекционный процесс во многом направлен на вторичные нарушения с использованием психолого-педагогического подхода, а первичные нарушения реабилитируются преимущественно медицинскими средствами.

4. В настоящее время рассматривается теория сложной структуры отклонений в развитии. Она подразумевает наличие первичного дефекта, вызванного биологическими факторами, и вторичных нарушений, возникающих в ходе аномального развития. При этом различают несколько типов их взаимодействия.

А — прямое влияние. Например, глухота как первичная аномалия вызывает немоту — вторичные нарушения; у слепых детей вторичными является недостаточность пространственной ориентировки, амимичность лица, своеобразие характера; при первичной интеллектуальной недостаточности формируется вторичное недоразвитие свойств личности, характеризующихся завышенной самооценкой, негативизмом, невротическим поведением.

Б — обратное влияние. В определенных условиях вторичные нарушения могут оказывать негативное обратные действие на первичную аномалию. Так, ребенок с частичной потерей слуха не будет использовать его сохранные функции, если не развивается устная речь.

В — коррекционные отношения. Чем в большей степени различаются между собой первопричина (первичные нарушения биологического происхождения) и вторичный симптом (нарушение в развитии психических процессов), тем эффективнее специальная коррекция и компенсация последнего. «Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем более он поддается воспитательному и лечебному воздействию» (Л.С. Выготский). Развитие высших психологических функций оказывается менее устойчивым, чем низших, элементарных психических процессов. Так, восстановить слух практически невозможно, но можно компенсировать речевые расстройства.

5. При исследовании вторичных отклонений отмечаются не только негативные, но и позитивные компоненты аномалии. На ее потенциальные компенсаторные возможности осуществляется опора при проведении коррекционной работы. Источником приспособления аномальных детей к окружающей среде являются сохранные психологические функции. Например, глухой ребенок использует зрительный и двигательный анализатор; слепой ребенок активно применяет слуховой анализатор, осязание; у умственно отсталых детей активируется практическое мышление.

6. На отклонение в развитии влияет степень и качество структуры первичного дефекта. Так, небольшая потеря слуха, приводит к незначительным нарушениям в развитии речи, а глубокое поражение слуха без специальной помощи сопровождается развитием немоты.

7. Своеобразие развития определяется также сроком возникновения первичных нарушений. Так, у слепорожденного отсутствуют зрительные образы; при потери зрения в младшем школьном возрасте ребенок сохраняет в памяти определенные зрительные представления об окружающем мире; у старшего школьника зрительные представления характеризуются достаточной полнотой и устойчивостью.

8. На своеобразие отклонений в развитии влияют также условия окружающей среды, особенно педагогические и микросоциальные условия. Поэтому особую важность имеет ранее выявление нарушений и своевременная их коррекция, т.е. создание необходимых условий для профилактики вторичных нарушений.

9. Процесс обучения и психокоррекции основывается не только на сформировавшиеся функции, но и на потенциальные: «Необходимо перевести зону ближайшего развития в зону актуального развития».

Источник

Е.Л.Гончарова, О.И.Кукушкина, Институт коррекционной педагогики РАО

К детям с отклонениями в развитии относят:

  • умственно отсталых,
  • глухих,
  • слабослышащих,
  • позднооглохших,
  • слепых и слабовидящих;
  • детей с тяжелыми речевыми нарушениями,
  • нарушениями опорно-двигательного аппарата,
  • задержкой психического развития,
  • с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм),
  • множественными нарушениями.

Почему так важно обеспечить детям с нарушениями в развитии доступ к специальному, особым образом организованному и построенному, образованию? Дело в том, что ребенок с отклонениями в развитии — это ребенок, у которого наряду с общими для всех детей образовательными потребностями, есть особые образовательные потребности, удовлетворить которые можно только в условиях специального обучения.

Они нуждаются в комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем помощь индивидуализированную. Однако если необходимость реабилитации средствами медицины осознается всеми, то роль и место реабилитации средствами образования понимается не столь единодушно.

В человеческой культуре, в каждом обществе существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и специально организованных образовательных учреждений. Первичные отклонения в развитии приводят к выпадению ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства, грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Столь же грубо на самых ранних этапах нарушается связь родителя и ребенка, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который его нормально развивающийся сверстник приобретает спонтанно, без специально организованных дополнительных и специфичных средств, методов, путей обучения.

По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения традиционных образовательных задач на каждом возрастном этапе. Самой лучшей характеристикой этой ситуации — является метафора Л.С. Выготского о «социальном вывихе» ребенка с нарушениями в развитии как основной причине детской дефективности — «Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член — рука или нога — выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами… Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка — это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган» (Л.С.Выготский, 1995).

Преодоление социального вывиха можно осуществить исключительно средствами образования, но не массового, а специально организованного, особым образом построенного и предусматривающего «обходные пути» достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Ключевым понятием для определения целей и задач реабилитации через образование является понятие «особые образовательные потребности».

Исходя из того, что первичное нарушение приводит к ситуации «социального вывиха», попытаемся определить смысл термина «Ребенок с особыми образовательными потребностями», т.е. определить, в чем именно нуждается такой ребенок в процессе образования. Он нуждается в том, чтобы:
первичное нарушение в развитии было выявлено как можно раньше;

специальное обучение начиналось сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Так, если нарушение слуха или зрения выявлено в конце первого месяца жизни ребенка, то и специальное обучение должно начинаться в первые месяцы жизни. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения все усилия взрослых направлены исключительно на лечение ребенка, т.е. реабилитацию средствами медицины. Игнорирование целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня развития ребенка;

в содержание обучения были введены специальные разделы, направленные на решение задач развития ребенка, по понятным причинам отсутствующие в содержании образования нормально развивающегося сверстника.

Например, позднооглохшие дети нуждаются в специальных занятиях по обучению чтению с губ, обеспечивающему адекватное восприятие устной речи; глухие и слабослышащие нуждаются в специальном курсе занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения, специальном курсе развития словесно-логического мышления; дети с нарушением зрения, интеллекта, множественными нарушениями, нуждаются в специальном разделе обучения — социально-бытовая ориентация; дети с различными нарушениями нуждаются в целенаправленной поддержке социально-эмоционального развития, формировании механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.;

строились «обходные пути» обучения, использовались специфические средства и методы, которые не применяются в традиционном образовании. Так, значительно более ранее, чем в норме, обучение глухих детей дошкольного возраста грамоте является одним из «обходных путей» формирования их словесной речи; для обучения чтению слепых детей применяется шрифт Брайля; одним из обходных путей развития письменной речи является обучение компьютерным технологиям работы с текстом на первых годах школьного обучения и др.;

регулярно осуществлялся контроль за соответствием выбранной программы обучения реальным достижениям, уровню развития ребенка;

пространственная и временная организация образовательной среды соответствовала возможностям ребенка. Например, аутичные дети нуждаются в особом структурировании жизненного и образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего и обеспечивающего возможность предсказать ход событий, планировать свое поведение;

все окружающие взрослые были подготовлены и реально участвовали в решении особых образовательных задач и за пределами образовательного учреждения, и их усилия были скоординированы;

реабилитация средствами образования не заканчивалась периодом школьного обучения. Ребенок с выраженными нарушениями в развитии нуждается в реабилитации средствами образования на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом ее задачи будут принципиально меняться;

процесс реабилитации средствами образования осуществлялся квалифицированными специалистами, компетентными в решении развивающих и коррекционных задач обучения.

Отечественная дефектологическая наука внесла весомый вклад в изучение особых образовательных потребностей разных категорий детей. Разработка особых образовательных пространств, типов специальных образовательных учреждений, специальных педагогических технологий, направленных на преодоление и предупреждение вторичных нарушений в развитии у разных категорий детей обеспечили возможность создания отечественной ССО, достижения которой признаны в мире.

Отечественная практика специального обучения не раз убедительно демонстрировала, что вовремя начатая и грамотно построенная реабилитация средствами образования позволяет предупредить появление дальнейших отклонений в развитии вторичной и третичной природы, скоррегировать уже имеющиеся нарушения и значительно снизить степень социальной недостаточности, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, социальной интеграции. Удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка это одно из базовых условий его психического здоровья и развития.

Понятно, что, стремясь к использованию тех неоспоримых выгод, которые дает ребенку с нарушениями в развитии его интеграция в среду нормально развивающихся сверстников, мы должны оценивать, как в этих условиях могут быть обеспечены и столь необходимые для него особые условия развития. Т.е полноценная интеграция такого ребенка в обычную образовательную среду невозможна вне его специальной поддержки и, соответственно, вне тесного взаимодействия учреждений массового и специального образования.

Источник

Откуда вообще взялось понятие «дети с ограниченными возможностями в развитии»? На бытовом уровне мы понимаем, что это категория детей, которые ограничены в своих возможностях: возможности полноценно жить наравне с нормальными людьми. Это те дети, которые имеют дефект.

Дефектология — это наука, изучает недостатки, которые приводят к нарушению, и поэтому у ребенка есть свои особенности в обучении, воспитании и развитии. Сам по себе дефект может быть и незаметен, если мы говорим о минимальных нарушениях.

Виды отклонений, теория Выготского

Существуют спецификации дефектов у детей по времени, локальности.

  • Есть первичные дефекты — это частные и общие нарушения ЦНС (центральной нервной системы) при рождении. Например, ребенок слепой или глухой (нарушение анализаторных систем). Ил травма или поражение головного мозга, или перинатальные (постнатальные) дефекты в развитии.
  • Вторичные дефекты — наблюдаются в последствии, когда ребенок не компенсируется в своем развитии. Например, малыш слепой с рождения, и родители ничем не компенсируют ему это нарушение (осязательные игры, больше рассказывать и давать щупать руками все предметы, рассказывать об их форме и т.д.) В этом случае у ребенка поверх первичных накладываются дополнительно вторичные психологические отклонения, вплоть до тяжелых психических расстройств.

Л.С. Выготский выдвинул свою теорию о сложной структуре дефекта.

Дефект в развитии - нарушение слуха

Нарушение слуха (первичный дефект) искажает восприятие, нарушает весь процесс ВПР (высшие психические функции), что приводит ко вторичному дефекту. Потому что ребенок не компенсировал дефект, он не имеет дальнейшей адекватной социализации и в конечном итого это приводит к деформации личности в целом.

В свою очередь, существует отношение к норме. Как считать: нормальное развитие или нет? Понятие нормы в целом не существует. В любой науке норма имеет условность. В нашем понимании, норма:

  • Среднестатистическая, когда мы берем определенную выборку исследуемых и сравниваем ее с конкретным ребенком.
  • Функциональная норма — исключительно для отдельного человека.

Условия для нормального развития ребенка. Дизонтогенез

  • Нормальная работа головного мозга.
  • Нормальное физическое развитие ребенка.
  • Сохранность органов чувств: зрение, слух, движение, осязание, обоняние.
  • Систематичность и последовательность в обучении ребенка. Потому что только в процессе обучения малыш развивается.

Вот эти условия должны существовать, чтобы ребенок развивался нормально. Если что-то нарушается, происходит аномальное развитие.

Сухарева и Лебединский выделяют 6 видов психического дизонтогенеза (нарушение в развитии):

  1. Общее стойкое недоразвитие.
  2. Задержанное развитие. Это дети ЗПР (с задержкой психического развития).
  3. Поврежденное развитие на ранних этапах жизни малыша. Это дети с органической деменцией.
  4. Дефицитарное развитие. Оно связано с тяжелыми нарушениями каких-то отдельных анализаторных систем (зрение, слух).
  5. Искаженное развитие. Это наследственные заболевания, в т.ч. и аутизм.
  6. Дисгармоничное развитие личности. Когда у ребенка наблюдаются стойкие дефекты в характере.

Причины аномального развития ребенка

Биологические факторы:

  • Хромосомные и генетические отклонения. Выявляются на раннем сроке беременности. Но здесь вопрос к родителям: продолжать беременность или прервать.
  • Инфекционные и вирусные заболевания, которые мама переносит в момент беременности (гепатит, краснуха, грипп).
  • Несовместимость резус-фактора.
  • Эндокринные заболевания матери (диабет).
  • Алкоголизм и наркомания.
  • Биохимические вредные вещества, воздействующие на маму на раннем сроке беременности: отравление, лечение антибиотиками.
  • Токсикоз, особенно на ранней стадии развития.
  • Родовые и послеродовые травмы ребенка: асфиксия во время родов (приводит к детскому церебральному параличу, повреждение головного мозга), гипоксия, удары плода, малый вес малыша.
  • Хронические заболевания матери.

Социальные факторы.

  • Это все неблагоприятные условия, в которых находится будущая мама..
  • Те условия, в которых длительно находится сам ребенок: в семье алкоголиков и наркоманов, нарушение детско-родительских отношений, постоянные конфликты между родителями, насилие со стороны взрослых (физическое и психологическое).
  • Дети с депривацией, когда ребенка лишают жизненно важных потребностей.

Все эти факторы приводят к деформации личности ребенка. Плюс сюда накладываются дополнительные нарушения в развитии, вплоть до аномальностей развития.

«Особенные» дети

Аномальные дети — это те дети, которые не вписываются в среду нормального ребенка. Выделяют несколько категорий таких детей:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие и тугоухие, оглохшие). Т.е. любое нарушение слухового анализатора.
  2. Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие, дальтоники).
  3. Дети с нарушениями интеллектуального развития. Это отголоски поражения ЦНС, мозга и т.п. Умственно отсталые дети.
  4. Дети с нарушениями речи (логопаты). С данной категорией детей хорошо работают логопеды.
  5. Дети с несколькими нарушениями психофизичесого развития (глухонемые, слепонемые, глухие умственно отсталые и другие сочетания, дети ДЦП немые).
  6. Дети с нарушениями ОДА (опорно-двигательного аппарата). Это мышечные дистрофии, меопатии, карликовость, сильный сколиоз.
  7. Дети с психопатией.

Нарушения зрения

Поговорим о нарушениях сенсорного восприятия.

Вообще, как мы воспринимаем информацию? Это зрение, слух, обоняние, вкус, осязание (тактильность).Как воспринимать информацию

Больший процент информации человек получает через зрение. Существуют зрительные иллюзии, которые искажают информацию, которую мы воспринимаем глазами. Это норма. В определенные моменты наши глаза могут искаженно воспринимать картинки (см. рисунок).

Иногда бывают зрительные иллюзии, когда что-то кажется, когда представляем одну вещь, а на самом деле эта вещь другой формы. Всё это ситуативно и обусловлено какой-то причиной. Это норма.

Другое дело, когда идет стойкое нарушение зрения (недоразвитие, потеря, ослабление).

Слепые дети — это те, кто с рождения незрячие, либо на первых годах теряют зрение (по причине травмы или болезни) и у них еще не сформировалось зрительное представление.

По степени нарушения это дети с абсолютной слепотой (на оба глаза) и слабовидящие (острота зрения  от 0,05 до 0,2 с коррекцией или очками).

Каковы причины нарушения зрения?

  • вирусные, инфекционные заболевания. Переносчиками могут быть домашние животные. Например, если беременная мама заражается от кошки токсоплазмозом, ребенок родится незрячим;
  • наследственная передача нарушения зрения от родителей (катаракта, уменьшение размеров глаз). Иногда это доброкачественные опухоли связанные с нарушениями сетчатки глаза;
  • доброкачественные мозговые опухоли, которые выявляются не сразу, а могут появиться через какой-то промежуток времени;
  • травмы головы при родах и в раннем возрасте ребенка, кровоизлияния в мозг;
  • повышение внутриглазного давления;
  • недоношенный ребенок.

Слепые дети — это дети с полным отсутствием зрительного ощущения либо которые имеют какое-то остаточное зрение на расстоянии до 2 метров. Есть тотально слепые дети, у которых отсутствует даже ощущение света, потому что у незрячих иногда остается какой-то процент светоощущения.

Частично слепые дети имеют светоощущение, способны видеть и выделять фигуры людей, крупные объекты на общем фоне без детализации. У них отсрота зрения от 0,005 до 0, 04.

Слабовидящие дети, у которых острота зрения варьируется от 0,05 до 0,2. Таких детей сегодня много, особенно в начальной школе многие портят себе зрение.

Любой ребенок, который рождается с нарушением любой познавательной функции, неважно, зрение это или слух, у него идет наслойка вторичного дефекта, в т.ч. в эмоциональной, психической сфере. Незрячий ребенок компенсируется слухом, тактильностью. Даже свою врожденную слепоту ребенок может не сразу осознать (вплоть до возраста 6 мес.) Только в дошкольном возрасте ребенок начинает четко осознавать, что у него нарушено: не видит предметы, формы, близких людей, ничего и никого.

Но если своевременно организовать коррекционное пространство для малыша, то он сможет вполне адаптивно и адекватно себя чувствовать.

Как развивается слепой ребенок?

Он начинает позже манипулировать предметами, т.к. у него не развивается координация, он не видит форму. Ребенок начинает позже ползать, и ползает вперед ногами. Он садится на попу, вытягивает ноги вперед и потихоньку начинает исследовать окружающее пространство.

Слепые дети часто травмируются. Естественно, что уже на первом году жизни они начинают отставать от своих сверстников. За счет нарушения зрительного анализатора нарушается и  пространственно-фотографические представления. Даже если ребенок развивается через речь и тактильно, все равно мелкая моторика отстает от детей с нормой. Отсюда и отставание высших психических функций — восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение.

Какое внимание может быть у ребенка с нарушенным зрением? Это внимание только на звуковой раздражитель. И оно не всегда фиксируется: дети часто переключаются и отвлекаются, их невозможно привлечь к постоянно и монотонной работе.

Память. У детей нарушена координация, плохо развита моторика, поэтому память тоже страдает. Наглядно-образная память вообще отсутствует, т.к. у детей нет зрительного примера. Образ предмета формируется только за счет тактильного ощущения. Словесно-логическая мышление формируется и развивается, но тоже с задержкой.

Воображение практически отсутствует, потому что зрительно предмет сложно представить, тем более, если малыш не видит с рождения. Форма предмета у него формируется за счет каких-то внутренних, интуитивных представлений.

У слепых детей может быть исключительная слуховая память и музыкальный слух.

Если говорить о психологических особенностях, эмоциональной и волевой сферы, это нарушение и расстройство психики, проявление агрессии (ребенок не может полностью ощущать себя и понимает свой «дефицит»). Многие дети вообще не способны к проявлять самостоятельность, поэтому родителям нужно постоянно приучать их к самостоятельности, единственное, чтобы это не вредило здоровью и не угрожало жизни ребенка.

Если родители смогут адаптировать и асоциализировать ребенка, незрячий человек вполне может быть активный, найти свое дело, вполне компенсировать себе потерю зрения и испытывать полноту жизни, и во взрослом возрасте в том числе.

Сегодня многие родители адаптируют ребенка через искусство. Например, посещение выставок и музей, где ребенок может руками пощупать скульптуру, предмет.

Обучение слепых детей должно производиться с опорой на другие анализаторы: слуховой, кожный, вибрационный, обонятельный, тепловой.

Нарушение слуха

Детей с нарушением слуха изучает сурдопсихология и сурдопедагогика.

Обучение ребенка, его адаптация и компенсация осуществляется через дактильный алфавит и язык жестов. Каждая буква в алфавите отражает свой эмоциональный язык.

Дактильный алфавит

Жестовая речь заменяет речевую форму общения. Дети очень хорошо ее осваивают.

Жестовая речь

При быстром обмене информации используется либо дактильный алфавит, либо жестовая речь, по выбору ребенка. У некоторых может быть даже жестовая сверхподвижность, когда от тебя сходит такой поток информации, что другой человек не успевает читать твои жесты..

Выделяют 3 группы детей с нарушениями слуха:

  • Глухие. Не слышат даже очень громкие звуки более 60-70 дБ. Такие дети рождаются без слухового анализатора
  • Слабослышащие (тугоухие) — имеют частичную компенсацию, у них есть недостаточность восприятия звуков. В итоге это приводит к речевому недоразвитию. Такие дети начинают слышать звуки громкостью от 20-50 дБ и больше.
  • Позднооглохшие. Это дети, потерявшие слух вследствие какой-то болезни или травмы.

Современные наушники и высокая громкость музыки, что так любит большинство подростков сегодня, могут привести к полной глухоте.

Основные причины нарушения слуха у детей: детские вирусные и инфекционные заболевания, антибиотики, воздействие сильного источника звука, контузии травмы, повреждение среднего уха, отит, менингит.

Речь, как мы знаем, формируется за счет слухового восприятия. Поэтому если ребенок не слышит, он не может обучаться речи. Речи обучают специалисты, ориентируясь на зрительный анализатор у ребенка. Чем раньше начнете обучать ребенка речи, тем лучше будет его адаптация к будущей жизни.

Но если малыш депривирован, лишен обучения, у него могут развиться вторичные дефекты, связанные с психическим и физическим развитием (например, нарушение зрения, работы почек и др.)

Глухие дети могут обучаться за счет мимики и жестов.

У слабослышащих детей сочетается бедность словарного запаса с неправильным употреблением и запоминанием новых слов, искажение и недоговаривание речи, нарушение грамматического строя речи, невыразительность, неправильное составление предложений и их согласование, ограниченное понимание устной речи.

Если слепые дети обучаются по специальной методике Брайля, слышат все звуки и делают много ошибок, то что можно сказать о глухих детях? Они вообще не могут слышать звуки и подражать услышанному. Они способны только эмпирическим опытным путем достигнуть нужного произношения.

Коррекция слуха у детей происходит через:

  • Кохлеарную имплантацию (протезирование) — когда имплантант берет на себя функции врожденного внутреннего уха. Периодически имплантант нужно менять.
  • Занятия с сурдопедагогом.  Специалист помогает ребенку освоить общение вплоть до звуковой речи: воспринимать, различать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и употреблять в своей речи.

Как развивается глухой ребенок?

В психическом развитии дети с нарушениями слуха отстают в развитии от своих сверстников. Такие дети хуже пользуются своей моторикой, позже начинают ходить. Они не всегда координационно стойкие, т.е. у них может быть нарушена координация.

В эмоционально-волевой сфере это приступы агрессии, негативизм, потеря самостоятельности (когда ребенка слишком опекают и ограничивают его развитие сами родители), развиваются разные формы психопатии.

Родителям ни в коем случае не нужно ограничивать своего ребенка, больше его социализировать, больше привлекать в общую среду, в общение со сверстниками.

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Различают несколько форм нарушений у детей:

  • Легкая форма. Человек самостоятельно передвигается, имеет навыки самообслуживания, пользуется общественным транспортом.
  • Средняя форма. Такие люди нуждаются в помощи, имеют навыки самообслуживания, но не всегда могут это сделать.
  • Тяжелая форма. Человек полностью зависит от других людей.

Детей с нарушениями делят на 4 группы:

  1. Поражение нервной системы, головного мозга (детский церебральный паралич), опухоли, нарушения в проводящих путях: паралич рук, кривошея. Поражения спинного мозга после полиомелита или последствие травм.
  2. Нарушение ЦНС + НОДА (центрально-нервная система и нарушения опорно-двигательный аппарат) вследствие родовых травм.
  3. С нарушениями опорно-двигательного оппарата при сохранном интеллекте. Это сколиозы, артрогриппозы.
  4. Получили НОДА по наследству + мышечная атрофия.

Детский ДЦП

Детский ДЦП имеет несколько форм. На сегодня выделяют:

  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма. Таких называют «дети-растения» + умственно отсталые. Они полностью обездвижены, отсутствует интеллект (IQ ниже 20), поражение зрения и слуха, отсутствует речь, иногда проявляют агрессию, когда им некомфортно. Такие дети много не живут, максимум 16-17 лет, чаще до 10 лет.
  • Гиперкинетическая форма. Это наиболее часто встречаемая форма, в том числе при рождении ребенка. Это резкие выпады руками, невозможно удержать в статичном положении какой-то предмет, дети очень тяжелы к обучению (даже письму сложно обучить). У таких детей может наблюдаться умственная отсталость, задержка психического развития, но в целом они обучаемы, могут адаптироваться и социализироваться. Их нужно обучать в спец. школах.
  • Спастическая диплегия, встречается очень часто. Чаще страдают нижние конечности. Дети с легкой формой вполне могут обучаться в обычной школе, сами передвигаются, обучаются, есть некоторые нарушения в речи.
  • Гемипарез. Это поражение односторонних рук и ног. Например, если поражение правого полушария, то гемипарез будет с левой стороны (левая рука, левая нога). Если идет поражение левого полушария, то страдает правая сторона (рука и нога). Есть сочетание умственной отсталости, нарушение речи, задержка психического развития.
  • Анатонически-астатическая форма. Нарушение тонуса, речи, интеллектуального развития, психического развития. Всё зависит от формы протекания, легкая/средняя/сложная.

В силу того, что дети с ДЦП ограничены в движениях с детства, изначально у них ослаблен сосательный рефлекс (на первом году жизни) или отсутствует вообще, соответственно, страдает и речь (атрофия мышц лица).

У детей нарушен и зрительный анализатор. Это тоже мышца и нервное окончание, которое приводит к полноценной работе глаз  и слуха. Поэтому у многих детей наблюдаются проблемы со зрением (косоглазие, тугоухость). Если форма протекания ДЦП легкая, такие дети обучаемы, вполне социализированы и адаптированы к жизни. Главное, чтобы не наблюдалась умственная отсталость, чтобы интеллект был в норме.

Но если идет очень сильное снижение интеллекта, здесь ребенка приобщаем только к навыкам самообслуживания, к элеме?