Ребенок с отклонениями в развитии характеристика

Ребенок с отклонениями в развитии характеристика thumbnail

Алимова Севиль Рефиковна
Психолого-педагогическая характеристика детей с множественными нарушениями в развитии

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

В статье раскрывается психолого-педагогическая характеристика детей с множественными нарушениями в развитии, в частности слепых умственно отсталых детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и глухих детей с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести.

Ключевые слова: комплексное нарушение, сложное нарушение, множественное нарушение развития

The article is an attempt to give psychological and pedagogical characteristics of children with multiple disabilities on the basis of the analysis of the literature.

Key words: complex impairments, multiple impairments, additional disabilities.

Множественные нарушения в развитии представляют собой сочетание двух и более первичных отклонений психофизического развития, т. е. нарушений, которые вызваны органическим повреждением и приводят к недостаточности психических, сенсорных, двигательных функции в разнообразном проявлении и в различной степени. Проблемы диагностики, развития, обучения и адаптации детей с такими нарушениями являются актуальными не только для отечественной дефектологической науки, но и активно обсуждаются в иностранных научных педагогических кругах.

В настоящей статье была предпринята попытка дать психолого-педагогическую характеристику детям с множественными нарушениями развития на основе анализа литературных источников.

Слепоглухота является одним из сложных дефектов развития. Она представляет собой наиболее изученный сложный дефект. При этом, как отмечает Басилова Т. А., особой и пока малоизученной проблемой является обучение слепоглухих детей с выраженными двигательными нарушениями. Двигательные нарушения часто делают невозможным самостоятельное передвижение ребенка и развитие у него привычных средств общения – жестов и дактилологии. В западных странах таких детей пытаются обучать речи с помощью специально настроенных компьютерных систем. Так, для слабовидящего глухого ребенка с детским церебральным параличом оборудуется специальная приставка к персональному компьютеру, которая позволяет ему писать буквы на дисплее с помощью сохранных движений. В более тяжелых случаях, когда нарушенными являются не только зрительный и слуховой анализаторы и двигательная сфера, но и интеллектуальное развитие ребенка, используются так называемые «коммуникативные доски», на которых наклеены копии реальных предметов или их изображения, при этом ребенок может доступным ему движением показать то, что он хочет [2, С. 405].

Когда ребенок с нарушенным зрением не может самостоятельно передвигаться и действовать с предметами, адекватным инструментом может стать компьютерная техника, специально приспособленная для управления простыми голосовыми командами и двигательными операциями. В случаях слепоты, осложненной тяжелыми нарушениями двигательной сферы и выраженным интеллектуальным нарушением, определенным стимулом для развития такого ребенка могут быть доступные двигательные упражнения и музыкальное сопровождение. В самых тяжелых случаях со временем встает вопрос об устройстве такого ребенка в специальное учреждение, где за ним будет осуществляться повседневный уход [1].

Ввиду отсутствия способности к адекватному использованию слухового и зрительного анализаторов у человека уменьшается возможность полноценно пользоваться акустическими и оптическими способами передачи информации, но при этом сохраняется способность к осязательным. Отказ от традиционных форм речевого общения у лиц с эмоциональными расстройствами оставляет возможность их замены на альтернативные. При этом степень и эффективность использования разных сигналов может быть различной и зависит от таких обстоятельств: потребности в общении; возраста ребенка; уровня интеллектуального развития; возможностей использования зрения, слуха и осязания [1].

В 60-70-е гг. прошлого столетия внимание отечественных дефектологов привлекли неуспевающие дети школ глухих и слабослышащих. Эта группа детей оказалась крайне разнородной как по степени снижения слуха, так и по успешности овладения школьными навыками. Комплексное психолого-педагогическое изучение неуспевающих школьников позволило выделить среди них педагогически запущенных детей с сохранным интеллектом, с задержкой психического развития и с умственной отсталостью [4, С. 19-20].

У глухих детей с первичной задержкой психического развития обычно наблюдается выраженная церебрастения, ведущая к повышенной утомляемости. Такие дети эмоционально неустойчивы и с трудом привыкают к целенаправленной деятельности, требующей усилий по преодолению имеющихся трудностей. Глухие дети с первичной задержкой психического развития имеют незначительное отставание в развитии произвольной предметно-практической деятельности, в развитии зрительного восприятия, наглядного мышления, образной памяти по сравнению с неслышащими детьми без первичной ЗПР. Относительно более успешно они овладевают самыми элементарными математическими представлениями [5, С. 186-187].

Обучение глухих детей с интеллектуальными нарушениями потребовало специальной организации педагогического процесса, предполагающей как большую индивидуализацию процесса обучения педагогически запущенных детей, так и создание вспомогательных классов для детей с интеллектуальными нарушениями и классов для детей с задержкой психического развития в школах глухих и слабослышащих. Сочетание глухоты с выраженным нарушением интеллекта, с ЗПР и педагогической запущенностью – явление сложное и многоплановое. При этом каждый дефект сохраняет свои особенности, но происходит не простое суммирование симптомов, а возникает новая сложная структура дефекта. Некоторые заболевания, перенесенные глухими в раннем детстве, становятся не только причиной глухоты, но и других нарушений. Такие дети со сложными нарушениями оказываются в числе стойко неуспевающих в условиях обычного класса школы для глухих детей и требуют специально организованных условий обучения и воспитания [4, С. 22-23].

Читайте также:  Культурно историческая концепция психического развития ребенка

Жигорева М. В. выделяет ряд общих закономерностей психического развития, свойственных детям с множественными нарушениями:

— для детей с множественными нарушениями характерна вариативность структуры дефекта, которая определяется наличием нескольких первичных нарушений, возникших под влиянием различных патогенных факторов, и вторичных, третичных нарушений, являющихся следствием первичных;

психическое развитие детей с к множественными нарушениями проходит в особых условиях внешнего мира и взаимодействия с ним. Выявленная автором вариативность структур сложного нарушения дает основание утверждать о невозможности определения какого-либо одного типа дизонтогенеза. Специфика дизонтогенетического развития проявляется в особых связях нарушенного развития, которые не рассматриваются как отдельные, самостоятельные образования, а представляют собой качественно иной смешанный тип дизонтогенеза, характерный для детей с множественными нарушениями развития;

— разноуровневый характер психического развития детей с множественными нарушениями, обусловленный выраженностью и определенной локализацией органической и функциональной недостаточности центральной нервной системы;

— существенное значение имеет степень выраженности интеллектуального расстройства: чем тяжелее нарушение, тем сильнее страдает психическое развитие в целом [3, С. 29].

Дети с множественными нарушениями в развитии испытывают трудности социального приспособления, что наиболее ярко проявляется в игровой деятельности – дети не подражают повседневной деятельности, не умеют играть вместе. У них наблюдается несформированность двигательной способности – они не обеспечены физиологическими способностями для формирования первичного приспособления к социальной среде.

При этом важным аспектом в социальной адаптации ребенка с множественными отклонениями в развитии является, благоприятная обстановка в семье, и постоянная работа с ним специалистов. А реальная система коррекционно-педагогической помощи детям с множественными нарушениями еще только начинает складываться, что отражается в наличии большого количества проблем, с которыми сталкиваются специалисты, работающие с детьми данной категории и их семьями

Список использованных источников

1. Басилова, Т. А. О слепых детях с дополнительными нарушениями и проблемах их семейного воспитания / Т. А. Басилова. – М.: Рос. гос. б-ка для слепых, 2009. – 31 с.

2. Басилова, Т. А. Слепоглухие дети / Т. А. Басилова // Специальная психология: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. – 2003. – С. 391-406

3. Жигорева, М. В. Система психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития / М. В. Жигорева. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. – 45 с.

4. Речицкая, Е. Г., Гущина, Т. К. Развитие познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития на индивидуальных коррекционных занятиях в младших классах / Е. Г. Речицкая, Т. К. Гущина: Монография. – М.: Издательство «Прометей», 2011. – 164 с.

5. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.

Сведения об авторе:

Алимова Севиль Рефиковна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» (г. Ялта)

nariman.alimov@mail.ru

Источник

      1. Общая характеристика нарушений развития

    Количество детей с нарушениями в развитии
    достаточно велико и, к сожалению, сегодня
    обнаруживается тенденция к некоторому
    его увеличению.

    У детей с проблемами в развитии имеются
    физические и (или) психические недостатки
    (дефекты), которые приводят к отклоне­ниям
    в общем развитии. В зависимости от
    характера дефекта, времени его наступления
    одни недостатки могут преодолеваться
    полностью, другие — лишь коррегироваться,
    а некоторые — ком­пенсироваться. Раннее
    психолого-педагогическое вмешательство
    позволяет в значительной мере
    нейтрализовать отрицательное влияние
    первичного дефекта.

    Все нарушения в зависимости от времени
    возникновения подразделяются на:

    • врожденные (заболевания матери во время
      беременности, наследственные генетические
      поражения);

    • приобретенные (родовые и послеродовые
      поражения организма ребенка).

    По характеру расстройств выделяют
    органические(поражение материальной
    структуры мозга) ифункциональные(дезинтеграция различных мозговых
    структур) нарушения.

    По степени распространенности
    патологического процесса различают
    локальные(затрагивают только один
    участок) идиффузные (носят разлитой
    характер) нарушения.

    Причиной возникновения нарушения могут
    быть как биологические, так исоциальныефакторы.

    Психолого-педагогическая коррекция и
    реабилитация детей с проблемами в
    развитии возможна в том случае, если
    определен характер нарушения нормального
    развития ребенка. В настоящее время в
    специальной психологии и коррекционной
    педагогике существуют различные
    классификации нарушений в развитии
    (В.В.Лебединский; В.А.Лапшин и Б.П.Пузанов;
    О.Н.Усанова). Большой интерес представляют
    исследования В.В.Лебединского, который
    рассматривает проблемы психического
    дизонтогенеза
    .Термином
    «дизонтогенез» обозначают различные
    формы нарушений онтогенеза (развития
    индивида).

    Читайте также:  Всемирная организация здравоохранения развитие ребенка

    Характер дизонтогенеза зависит от
    определенных психологических параметров:

    1) особенностей функциональной локализации
    нарушения. В зависимости от нарушения
    выделяются два основных вида дефекта:
    частный (недоразвитие или повреждение
    отдельных анализаторных систем) и общий
    (нарушения регуляторных корковых и
    подкорковых систем);

    1. времени поражения (чем раньше произошло
      поражение, тем больше вероятность
      психического недоразвития);

    2. взаимоотношения между первичным и
      вторичным дефектом (первичные нарушения
      вытекают из биологического характера
      дефекта (нарушение слуха, зрения и при
      поражении анализаторов; органическое
      поражение мозга и т.д.); вторичные
      нарушения возникают в процессе
      аномального развития (механизмы
      изоляции, патологической фиксации,
      временные и стойкие регрессии);

    3. нарушение межфункциональных
      взаимодействий.

    Среди вариантов дизонтогенеза выделяют:

    1. Стойкое (психическое) недоразвитие:раннее время поражения, когда наблюдается
      выраженная незрелость мозговых систем
      (олигофрения).

    2. Задержанное развитие: замедленный
      темп формирования познавательной
      деятельности и эмоциональной сферы с
      их временной фиксацией на более ранних
      возрастных этапах (конституционный,
      соматогенный).

    3. Поврежденное развитие: наследственные
      заболевания, внутриутробные, родовые
      и послеродовые инфекции, интоксикации
      и травмы ЦНС, но патологическое
      воздействие на мозг идет на более
      поздних этапах (после 2-3 лет) – органическая
      деменция.

    4. Дефицитарное развитие: тяжелые
      нарушения отдельных анализаторных
      систем (зрение, слух, речь, опорно-двигательный
      аппарат).

    5. Искаженное развитие: сложные
      сочетания общего недоразвития,
      задержанного, поврежденного и ускоренного
      развития отдельных психических функций
      (детский аутизм).

    6. Дисгармоничное развитие: врожденная
      либо рано приобретенная стойкая
      диспропорциональность психического
      развития в эмоционально-волевой сфере.
      Характерная модель дисгармоничного
      развитияпсихопатия и патологическое
      формирование личности.

    Выделяется также парциальная
    несформированность высших психических
    функций,
    которая характеризуется
    неравномерностью развития тех или иных
    сторон психической деятельности.

    Современные клиницисты и специальные
    психологи выделяют две основные группы
    причин, которые приводят к нарушениям
    психического и (или) физического развития:

    • эндогенные (генетические);

    • экзогенные (факторы среды).

    К эндогенным причинамотносятся:

    различные наследственные заболевания
    (аплазия — не­доразвитие внутреннего
    уха, которое приводит к глухоте;
    микрофтальм — грубое структурное
    изменение глаза, характеризующееся
    уменьшением размеров одного или обоих
    глаз, что приводит к по­нижению остроты
    зрения; миопатия — нарушение обмена
    веществ в мышечной ткани, характеризующееся
    мышечной слабостью, и т.п.);

    заболевания, связанные с изменениями
    в численности или структуре хромосом,
    — (полиплодия — увеличение хромосомного
    набора в несколько раз; трисомия —
    увеличение хромосом в одной паре;
    моносамия — умень­шение хромосом в
    паре на одну; нулесамия — отсутствие
    какой-либо пары хромосом и др.).

    Ярким примером изменения численности
    хромосом является трисомия 21-й хромосомы,
    которая вызывает синдром Дауна.Для
    синдрома Дауна характерны раскосые
    глаза, короткий нос с плоской широ­кой
    переносицей, маленькие деформированные
    уши, выступающая вперед челюсть,
    увеличенный язык, короткие пальцы,
    «сандалевидная» щель на стопах, поперечная
    ладонная кожная складка, деформация
    черепа. У новорожденных часто отмечается
    мышечная гипотония, переразгибание
    конечностей в суставах, отставание в
    росте, снижение двигательной активности,
    вялость, нарушение глотания, сознания.
    Нередко отмечаются ожирение, расстройство
    кожной трофики, врожденные пороки
    сердца, атрезии и стенозы пищевого
    канала, диафрагмальные грыжи. У всех
    больных отме­чается олигофрения.
    Выявляются нарушение координации и
    веге­тативно-трофические расстройства.

    Прогноз для жизни чаще благоприятный
    (описаны случаи, ко­гда больные доживали
    до 60-70 лет). Для выздоровления —
    небла­гоприятный.

    Экзогенные причинывызывают
    отклонения в развитии, которые могут
    влиять в различные периоды онтогенеза:

    • в пренатальный (внутриутробный) период
      (хронические заболе­вания родителей,
      особенно матери; инфекционные болезни,
      интокси­кация (отравление) матери;
      недостаток питания матери во время
      бе­ременности, особенно недостаток
      белков, микроэлементов; витами­нов;
      резус-конфликт; травмы; влияние лучевой
      энергии и т. п.);

    • в натальный (родовой) период (родовые
      травмы; инфицирование плода; асфиксия
      — удушье плода);

    • в постнатальный период (после рождения)
      причинами могут быть остаточные явления
      после различных инфекционных и других
      заболеваний; различные травмы
      (черепно-мозговые; травмы анализаторов,
      конечностей и т.п.); интоксикации
      (алкогольные, наркотические, никотиновые
      и т.п.); несоблюдение санитарно-гигиенических
      норм (например, несоблюдение гигиены
      зрения мо­жет привести к близорукости)
      и т.п.

    Нарушение, возникающее в раннем детстве,
    приводит к своеобразным изменениям
    всего психического развития ребенка,
    что приводит к другим нарушениям в сфере
    психической жизни. Уже в раннем детстве,
    с самых первых дней жизни ребенка с
    повреждением сенсорных органов или
    центральной нервной системы проявляется
    действие общих и специфических
    закономерностей нарушенного развития.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

    Мария Волкова
    Дети с ОВЗ. Виды отклонений

    Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

    Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья

    К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:

    Читайте также:  Зачем нужны занятия по развитию речи с ребенком

    1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

    2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

    3. Дети с нарушением речи (логопаты);

    4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

    5. Дети с умственной отсталостью;

    6. Дети с задержкой психического развития;

    7. Дети с нарушением поведения и общения;

    8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми

    сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

    Нарушения слуха.

    К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми. Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.

    Нарушения речи.

    К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др.

    Нарушения зрения.

    Невидящие дети. К ним относятся дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т. е. 100%, у которых границы поля зрения сужены до 10 – 15 градусов или до точки фиксации. Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности. Слабовидящие дети – это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, — это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

    Нарушения опорно-двигательного аппарата.

    Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.

    Задержка психического развития (ЗПР).

    Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»,так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др., нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.

    Умственная отсталость.

    Умственно отсталые дети — дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.

    Множественные нарушения.

    К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи. В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время, — сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или множественное нарушение.

    Детский аутизм.

    Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.

    Источник