Ребенок с ограниченными возможностями развития это коррекционной ритмики

Матвейчук Юлия
Развитие музыкально-ритмических движений с детьми с ОВЗ

Развитие музыкально-ритмических движений с детьми с ОВЗ.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Эффективными средствами в коррекционно-развивающей работе с детьми на занятиях по музыкальному воспитанию, являются логоритмика и коррекционная ритмика. Занятия коррекционной ритмикой являются эффективной коррекционной технологией в работе с детьми с особыми возможностями.

«Коррекционная ритмика» – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются личностные качества, саморегуляция и произвольность движений и поведения.

Музыкально – ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т. е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Многие исследователи (Г. И. Шипулин, В. А. Гиляровский, С. М. Миловский, И. В. Евтушенко, Е. А. Медведева, Е. М. Мастюкова и др.) в своих работах отмечали, что музыкально – ритмические занятия имеют большое значение для детей с особыми возможностями. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно психического склада, эмоционально — волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребёнка, свойственными ритмике.

Коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии, средством специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально – волевой сферы детей с ограниченными возможностями, средствами музыкально – ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными её целями являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребёнка. На занятиях по коррекционной ритмике, можно выделить четыре основных направления работы с детьми: оздоровительное, образовательное, воспитательное и коррекционно-развивающее.

Занятия ритмикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом,и достигается через: создание условий для комфортного самочувствия на занятиях; предъявление заданий, адекватных возможностям ребенка; активное использование физминуток, динамических пауз для здоровья сбережения; создание ситуации успеха, отдавая предпочтения стимулирующим приемам воздействия, как главным приемам формирования положительной направленности личности; рациональную смену и чередования видов деятельности в связи с быстрой истощаемостью детей, поочередное включение разных анализаторов в процессе занятия. На занятиях воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Занятия по ритмике, способствуют общему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, исправлению недостатков общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, физического развития, эстетического воспитания, помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух, моторику, координацию движений, память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки.

На музыкальных занятиях, необходимо уделять внимание коррекции моторики, которая состоит в преодолении недостатков физического статуса. К таким недостаткам относятся общая ослабленность организма,сниженный иммунитет: индекс здоровья у «проблемных» детей, как правило, ниже по сравнению со здоровыми сверстниками.

Необходимо, как можно раньше начать развиватьэти умения в доступной форме: в ритмических упражнениях, музыкальных играх, танцах, хороводах. На занятиях по музыкальному воспитанию большое внимание уделяется упражнениям на координацию движений, ориентированию в пространстве и развитию общей и мелкой моторики, так как они не только физически развивают и оздоравливают детей, но и могут быть использованы как одно из средств, закрепляющих музыкальную грамоту (динамика, запев, припев и т. д.).

Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа – все это может отражаться в движении.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у детей с ограниченными возможностями здоровья, часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.

Читайте также:  Программа развития ребенка инвалида в школе

Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, песен, хороводов, упражнений. Особое значение в развитии моторики, ритма, внимания и слуха уделяется игровым песням, так как они являются одним из основных видов деятельности детей и важным средством их воспитания. Желательно избегать шумных игр, так как известно, что шум возбуждающе действует на нервную систему. Игровые песни должны быть доступны пониманию детям с интеллектуальной недостаточностью. Детей следует вовлекать в более активные действия. Например, в игровой песне «Как у наших у ворот»,дети изображают: муху, стрекозу, комара, выполняют различные имитационные движения (муха машет крылышками, комар играет на дудочке и т. д.). Такие игровые песни развивают детское воображение, память, речь, движения. Дети, участвовавшие в танце, в дальнейшем проявляют больше уверенности, сообразительности, смелости. Все это имеет огромное воспитательное и коррекционное значение для детей с особыми возможностями. Важно научить ребят воспринимать музыку целостно, схватывать ее общее настроение, характер. В методике обучения ритмике и пению много общего. Во-первых,применяются сходные методы: наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом, наглядно-зрительный, двигательный (показ игр, плясок, отдельных их элементов, словесный (образный рассказ музыкального руководителя о новой игре, танце, пояснения в ходе выполнения движений, напоминания об их приемах и т. д., упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала). Во-вторых, в пении и ритмике применяются последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка. Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушением речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивать темп движения: а также могут использоваться не только на музыкальном занятии с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, т. е. гораздо чаще, чем другие виды танцев. При выборе танцев с пением и хороводов необходимо учитывать навыки детей в пении и движении для того, чтобы, выучив песню и разучив движения, они могли двигаться под собственное пение, что дает наибольший коррекционный эффект.

Как уже указывалось, для воспитанников с особыми возможностями здоровья характерны различные нарушения, как познавательных процессов, так и сенсорного и моторного развития. Таким образом, на занятиях актуально применять разработки новых, наиболее оптимальных форм и методов обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта с целью всестороннего коррекционного развития.

Педагог в процессе наблюдений определяет уровень индивидуального развития своих воспитанников и на этом основании подбирает специальный, индивидуально-ориентированный материал (танцы, упражнения, игры) с тем, чтобы раскрыть способности каждого ребенка, «высветить» наилучшим образом его умения и скрыть недостатки. Этот специально подобранный (или придуманный вместе с ребенком) репертуар разучивается с подгруппами или индивидуально. При этом ставится задача подведения детей к выразительному, самостоятельному исполнению.

Необходимо помнить, что есть правила, общие для работы с детьми разного возраста: занятия должны быть построены таким образом, чтобы чередовались разные виды музыкальной деятельности; активная подвижная деятельность сменялась спокойной; обязательно нужно проводить релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия, для чего следует использовать такую «музыку» для релаксации; нельзя перегружать детей бегом или подскоками, так как это может привести к чрезмерным психоэмоциональным и сердечным перегрузкам. Для детей с глубокими нарушениями умственного и речевого развития очень значимой является эмоциональная окраска танца, возможность совместных общих сильных переживаний. Они начинают активно общаться с партнерами, произносят звуки и слоги, которые от них редко можно услышать, переживают радостное волнение, часто помогают и поправляют друг друга в отдельных движениях. Для детей с дизартрией характерны затруднения при выполнении физических упражнений и танцев. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом — спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.Очень осторожно надо использовать танцы для детей с эпилепсией: здесь присутствуют такие факторы риска как ритмизация, повторы, кружения, бег хороводом, сильные эмоциональные переживания и т. д. Можно чередовать танцы и отдых (включать ребенка не во все танцы); предпочтительны медленные, спокойные танцы, парные танцы. В любом случае, необходимо внимательно отслеживать состояние такого ребенка в течение танца. Расторможенного ребенка (очень быстро от всего пресыщается) можно сразу ввести в атмосферу танца (т. к. он готов все принимать, но не знает, что дальше с этим делать, его обязательно нужно хвалить, ставить в пример. Важно уловить момент «пресыщения» и в это время или позволить ему пассивно передвигаться в кругу,или сказать: «Ты устал, посиди немного». Через какое-то время можно снова ввести его в танец. Постепенно момент пресыщения будет оттягиваться по времени от начала занятий.

Читайте также:  Психология эмоциональное развитие ребенка в раннем детстве

Занятия коррекционной ритмикой с детьми с ОВЗ представляют собой не просто комплекс движений, помогающих исправлению осанки, постановке правильного дыхания, формированию движения и умения чувствовать ритм, но в первую очередь направлены на компенсацию ограничений в здоровье через творческую составляющую. Танец выполняет функцию психической и соматической релаксации, восстанавливает жизненную энергию ребенка с ОВЗ и его самоощущения как индивидуальности.

Список литературы:

1. Левченко И. Ю., Приходько О. Г.Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2001.

2. Гольдварг И. А. Функциональная музыка. — Пермь, 1968.

3. Гринер В. А. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М., 1958.

4. Овчинникова Т. С. Музыкотерапия и музыкальная педагогика в работе с дошкольниками // Музыкальнаяпсихология и психотерапия: науч. -метод. жур. для музыкантов, психологов и психотерапевтов. — 2011. — № 4 (25). — С. 99105.

5. Овчинникова Т. С., Симкина А. А. Музыка. Движение. Воспитание. — СПб.: КАРО, 2011. — 88 с.

Источник

Музыкально — ритмические занятия (коррекционная ритмика) для детей с ОВЗ

Направленность.

С рождения ребенок испытывает потребность в общении. С возрастом эта потребность увеличивается. Во взаимодействии ребенком усваиваются нормы и правила поведения, умение общаться, добиваться того, что хочется и учитывать желания других людей. Во время игр происходит развитие эмоционально – волевой, познавательной, двигательной сферы, ребенок учится подражать другим, осваивает действия игры, увеличивается словарь, развиваются коммуникативные навыки ребенка.

Актуальность.

У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируются с запаздыванием. Развитие общения у детей, имеющих отклонения, качественно отличается от развития его в норме. Часто «особенным» детям трудно устанавливать эмоциональный контакт даже с родными. Навыки взаимодействия и общения у «особых» детей могут сформироваться в результате специальной работы.  Групповое занятия создает положительный фон, повышает активность во взаимодействии между детьми и помогает настроиться на общение.

Группа часто является первым местом, где ребенок попадает в среду сверстников. В одной группе могут оказаться дети с разными проблемами, так как даже у самого «сложного», «тяжелого» ребенка есть свои сильные стороны, которые позволяют почувствовать себя успешным.

Коррекционная ритмика необходима для детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью и нарушением зрения.

Это своеобразный вид кинезитерапии, основанной на взаимосвязи музыки, движения, слова, где организующим началом служит ритм в его широком понимании.

Это ритмически организованное, недлительное по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, эмоциональной сферы и возможностей саморегуляции.

Цель: профилактика и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка средствами движений, музыки и слова.

Задачи:

 Оздоровительные: укрепление костно — мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных функций, правильной осанки, походки, грации движений.

Образовательные: формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитие ловкости, силы, выносливости, организаторских способностей.

Читайте также:  Игры для развития ребенка 4 года математики

Воспитательные: воспитание и развитие чувства ритма, способности выразительно двигаться в соответствии с данным образом, проявлять свои художественно- творческие способности; воспитание личностных качеств, умения выполнять правила выполнения упражнений.

Развивающие: создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению; развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками формирование образа себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Необходимость проведения специальных занятий (коррекционной ритмики) для дошкольников с нарушениями интеллекта обусловлена спецификой развития данной категории детей: недостаточность сенсомоторной координации

замедление приема и переработки сенсорной информации

импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная истощаемость

нарушения произвольности поведения

отставание в физическом развитии

нарушение регуляции произвольных движений, несформированность техники выполнения движений, недостаточность двигательных качеств

ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РИТМИКИ

•коррекция психических функций (внимания (переключаемости, устойчивости, распределения), памяти (слуховой, зрительной), воображения, восприятия (слухового, пространственного, зрительного)

•коррекция эмоционально-волевой сферы (умение передавать различные эмоциональные состояния, снятие психоэмоционального напряжения), формирование адекватного группового поведения

•коррекция моторной сферы (развитие пластики тела, ритмичности, координации движений, ориентировки в пространстве, преодоление глобальных синкинезий)

•развитие согласованности движений и речи

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ. ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД

1 раздел Упражнения на ориентировку в пространстве.

2 раздел Ритмико-гимнастические упражнения.

3 раздел Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

4 раздел Игры под музыку.

5 раздел Танцевальные упражнения.

Занятие

(повторяется, пока дети самостоятельно не смогут выполнять движения)

Занятие 1

Задача: разучиваем движения под счет (3 упражнения).

Занятие 2

Под музыку отрабатываем.

Занятие 3

Отрабатываем выполнение движений под стихотворение.

Занятие 4

Движения под музыку и со стихотворением.

Занятие 5

Увеличиваем количество упражнений и отрабатываем под счет, под музыку.

Занятие 6

Новые и знакомые упражнения отрабатываем под музыку и со стихотворением.

Занятие 7

Закрепляем все выученные упражнения.

Приложение.

Встали в круг. Будем ходить. (движения под музыку — медленная музыка — ходим, быстрее – бегаем. Идем на носочках, руки на пояс). Руки на поясе и показываем стороны право-лево, верх- низ.

Игра «Вода, земля, огонь, воздух»

Логоритмика Железновой.

Пальчиковая гимнастика.  

Давно известно насколько важно развивать у ребёнка мелкую моторику рук, о том, что движения пальцев и кистей рук оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка.

Предложенные игры и упражнения с различными предметами можно проводить с детьми как индивидуально, так и использовать, как элемент группового занятия.

Все описанные упражнения просты в технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев  и подготовку мышц руки к письму. Использование упражнений с предметами оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъём и разрядку нервно – психического  напряжения.

«Погреемся»

Наши ручки замерзают,

Поиграем мы немножко,

Да похлопаем в ладошки

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Чтобы пальчики согреть – надо ручки растереть!

Пальчики мы согреваем,

Их сжимаем, разжимаем.

Игра «Веселый шнурок».

Вверх шнурок,

Вниз шнурок,

И еще, еще разок!

Вот какой у нас узорчик!

Вот какой у нас заборчик!

Песенка «Топ-топ».

Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

         Посмотрите на картинки. Что это?  (муз. инструменты).

Возьмите инструменты. Встаньте. Игра «Дождик и дятел».

Игры под музыку.

Игра с мячиками «Ручеек»:  развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкально- художественными образами в музыкальных играх и танцах в процессе совместной деятельности; развитие двигательной активности, координации движений, игровой деятельности.

Бежал ручей по камешкам,

Бежал, бежал, бежал…

Потом в глубокой лужице

Лежал, лежал, лежал…

То снова он помчался вскачь,

То будто бы уснул…

Увидел речку – прыг туда

И сразу утонул!

«Лови-Лови»

Мячик сделан из резины.

Об пол бью его рукой_

Он взлетает, как пружина,

Пляшет, точно заводной.

Игра «Цирк».

Танцевальные упражнения.

Танец «Маленьких утят»

Релаксационное упражнение.

 «Медведь»

Медведь по лесу бродит,

От дуба к дубу ходит

И находит в дуплах мед.

И в рот к себе кладет,

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

 А пчелы налетают,

Медведя прогоняют.

А пчелы жалят мишку:

Не ешь наш мед, воришка!

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу,

Ложится, засыпает

И пчелок вспоминает.

Музыка «Шум леса», дети лежат на ковриках.

Встали, попрощались.

Источник