Ребенок с низким уровнем развития

Ребенок с низким уровнем развития thumbnail

В наше время очень остро обсуждается вопрос о реализации инклюзивного воспитания и образования. Рассмотрим этот вопрос несколько односторонне, касаясь лишь возможности воспитания и обучения детей с умственной отсталостью.

Работая с данной категорией детей, понимаешь острую необходимость индивидуального подхода при их воспитании и обучении. Своеобразие психического развития умственно отсталого ребенка ( замкнутость, обидчивость, вспышки возбуждения, дурные привычки и т.д.) требует от воспитателя углубленных знаний  детской психиатрии (т.к., воспитывая и обучая ребёнка, воспитатель должен знать, каковы последствия той или иной болезни).

Воспитание и обучение глубоко отсталых детей в специальных учреждениях проводилось по разному. На сегодняшний день практика показывает, что дети с данным  диагнозом всё чаще становятся учащимися специальных детских учреждений. Существуют ряд причин, по которым их принимают.

Во — первых, не так легко провести грань между дебильностью глубокой отсталости и имбецильностью.

Во — вторых, имбецилы являются всё же в некоторой мере обучаемыми детьми. Они могут за несколько лет выучить буквы,научиться кое-как читать, писать и усвоить легкие виды ручного труда. Поэтому понятна и оправдана настойчивость родителей, добивающихся обучения их детей. Без обучения они становятся тяжелым бременем для общества и остаются несчастными.

Понимая озабоченность родителей по поводу будущего своих детей, и осознавая, что подобных детей становится всё больше, было принято решение попробовать обучать данную категорию детей. Эти дети значительно отличаются от сверстников не только развитием познавательной деятельности, но и своеобразной эмоциональностью. В психиатрическом заведении для них не выделены отдельные группы, они свободно общаются с другими ребятами своей возрастной категории. С ними работают воспитатели с обязательным сопровождением логопеда, дефектолога, психолога ( а также специалистов медицинского профиля).

Воспитатели, педагоги, дефектологи, врачи разных специальностей, в зависимости от типа учреждения — это необходимая основа, реализующая на практике возможность воспитания и обучения детей с ОВЗ. В таком виде детские образовательные учреждения готовы к реализации принципов социального воспитания и образования.

    Принципы, определяющие характер и особенности организации коррекционного  воспитания и образования детей с особыми образовательными потребностями:

1.Принцип педагогического оптимизма.

Этот принцип основан на современном гуманистическом мировоззрении, признающим право каждого человека независимо от его особенностей и возможностей жизнедеятельности, быть включенным в воспитательно — образовательный процесс. При этом, под обучением понимается не столько освоение знаний, сколько способность к освоению доступных социально и личностно значимых навыков.

2. Принцип ранней педагогической помощи.

Современное специальное воспитание и образование предусматривает максимальное сокращение периода между моментом выявления первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционно — педагогической помощи.

3.Принцип коррекционно — компенсирующей направленности образования.

Этот принцип предполагает построение воспитательно — образовательного процесса с использованием сохранных функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития. Коррекционно — компенсирующая направленность обеспечивается системой специальных технических средств, особой организацией воспитательно — образовательного процесса.

4.Принцип социально — адаптирующей направленности образования.

Позволяет сформировать социальную и психологическую подготовленность к жизни в социокультурной среде. Недостаток развития и ограничение возможностей максимально компенсируются, в ходе работы воспитателя, позволяя вести независимый социально и материально достойный человека образ жизни.

5. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средство специального образования.

Обычно, нормально развивающийся ребенок с первых месяцев жизни, находясь в языковой среде и активно взаимодействуя с предметами и социальным окружением, обладает всеми необходимыми условиями для развития речи и мышления, освоения коммуникативных умений. Но у детей с ОВЗ, у каждого, свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации, поэтому важнейшей общей для них воспитательно — образовательной потребностью является потребность в коррекционно — воспитательной  и педагогической помощи.

6. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании.

Чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной и направляемой воспитателем.

7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.

Принцип направлен на создание благоприятных условий, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (характер, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности, работоспособность, уровень развития эмоциональной сферы), так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.

8.Принцип необходимости специального воспитательно — педагогического руководства.

Особенности развития детей, с любым отклонением в развитии, заставляют вносить специальные изменения в содержание и способы их учебно — познавательной деятельности. Это требует отбора адекватного содержания коррекционно — педагогического воздействия и средств компенсаторного развития.
 

    Анализируя выше сказанное, понимаешь, что реализация этих принципов для умственно отсталых детей является определяющей и неотъемлемой частью их процесса воспитания и обучения. Более подробно остановимся на принципе деятельного подхода в обучении и воспитании. Как уже говорилось выше, чему обычного ребёнка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной, направляемой воспитателем.

Деятельностный подход реализуется в зависимости от возраста обучаемых. Ведущей для умственно отсталых детей является игровая деятельность. Бывают дети, у которых мотивационный компонент не сформирован. Тогда воспитатель ищет чем можно ещё заинтересовать ребёнка, используя мотивацию поощрения или соревнования. В основном именно эти два вида мотивации могут подтолкнуть умственно отсталого ребенка к деятельности.

Очень большое внимание уделяется развитию мелкой моторике, т.к. эти дети характеризуются низким уровнем её развития. Им трудно координировать движение пальцев рук, манипулировать мелкими предметами, уметь производить  точные движения на бытовом уровне (застегивание пуговиц, шнурков ботинок, застегивание молний и т.д.). Им трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Таким образом, возможности освоения мира этим детям оказывается очень ограниченным. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Остальные виды общей моторики у таких детей: способность делать координированные движения, маршировать, бег на месте, различные виды прыжков, а также умение бросать и ловить мяч и т.д., тоже страдают.
 

Для занятий по формированию сложнокоординированных движений рук рекомендую воспитателю соблюдают следующие правила:

— занятие нужно начинать с того уровня сложности, которое будет по силам ребенку и которое будет доставлять удовольствие.

— выполнение упражнений должно быть регулярным.

— занятия должны быть совместными, это необходимо для точного выполнения и не должно быть долгим, потому что внимание и интерес быстро иссякают.

— нужно соблюдать  комфортный для ребенка темп выполнения задания.

— очень важны участие и ободряющее поведение воспитателя.

— ребенку предлагается инструкция с одновременным показом определённых действий для лучшего восприятия задания.

— повторение инструкций, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.
 

Примеры занятий, для развития мелкой моторики:

  • изготовление бус;

  • собирание пирамидок,матрешек, мозаики, пазл;

  • работа с пособиями по застегиванию пуговиц, молний,кнопок и т.д.

  • лепка;

  • аппликация;

  • обведение лекал, с последующей их штриховкой

  • работа с трафаретами;

  • работа со счетными палочками;

  • работа со шнуровками и т.д.
     

Остановимся на принципе коррекционно — компенсирующей направленности воспитания. Этот принцип предполагает использование сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития. Кроме общих положений, характерных для этого принципа, реализуемых через сенсорное развитие, которое играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно — двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положение в пространстве, их запах и вкус. Упражнения, направленные на развитие сенсорики, предлагают в процессе воспитания получение ребенком большого разнообразия впечатлений. Они позволяют стимулировать зрительную, слуховую. тактильную модальность (используется массированный поток информации на каждый анализатор и восприятие становится более активным).Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит к  повышению активности восприятия.

О реализации принципа необходимости специального воспитательного руководства в работе с детьми, скажем лишь, что они нуждаются в постоянной стимуляции и организующей помощи взрослых.
Таким образом, зная особенности каждого ребенка, воспитатель руководит отбором адекватного содержания коррекционно — педагогического воздействия и средств компенсаторного развития непосредственно для него. Работая с такими детьми, искренне радуешься, что хоть и семимильными шагами, но их развитие все же возможно.

Источник

Ребенок с низким уровнем развития

ТОП 10:

Словаря не называет части предметов и тела животного, или называет1-2 части, встречается использование облегчённых слов («бай-бай», «ляля»).Слова-действия (глаголы) не точные, но близкие по лексическому значению, основные цвета называет неустойчиво, но при этом может найти и показать цвет. Прилагательные, обозначающие величину, вкус, оттенки не называет.Не понимает значение наречий и неадекватно использует в речи.

Грамматического строя речи. Единственное и множественное число существительных различает с опорой на картинки или предметы.

Не употребляет предлоги и с трудом их понимает.Произносит односложные слова без стечения согласных, слова из двух открытых слогов (шуба, вода, Таня, мыло и т.д.), а во всех остальных словах из 2-3 слогов со стечением согласных предложенных всем детям допускает пропуски и перестановки звуков и слогов.

Фонематические процессы. В игре «Что звучит?» важно соблюсти ее методику и последовательность действий, а именно:

     .ребенок манипулирует игрушками и слушает их звучание,

     .одновременно вместе с воспитателем называет эти игрушки,

     .игрушки прячутся за ширму и формулируется задание: «Я буду играть, а ты угадай, что звучит?»,

     .сначала ребенку предлагается назвать игрушку,

     .если ребенок не говорящий, предлагается показать игрушку, которая звучала.

Если ребенок самостоятельно правильно либо показывает, либо называет звучащие игрушки, то можно считать, что слуховая память и слуховое восприятие развивается по возрасту. Для обследования этих же процессов следует предложить повторить несколько слов, если не услышали их во время беседы по сюжетной картинке: «мяч, руки, ноги, диван, ковер, мишка, книжка, нитки, читает». К трем годам ребенок с высоким уровнем называет эти 9 слов, не пропуская и не переставляя ни одного звука, но допускается замена звуков (читает — титает); со средним уровнем встречаются пропуски звуков при стечении согласных, это можно заметить на последних 4-х словах (книжка – нижка), но перестановок звуков и слогов в этих словах ребенок уже не допускает ; с низким уровнем правильно повторяются первые 3 слова, а в остальных есть не только пропуски звуков, но и перестановки звуков и слогов.

Методические рекомендации к экспресс-диагностике речи детей второй младшей группы, 3-4 года

     Начиная со второй младшей группы обследование рекомендуется проводить в начале учебного года – август, сентябрь и в конце учебного года – май. Учитывая то, что этот возраст является переходом из преддошкольного в дошкольный период, и чаще всего сопровождается сменой воспитателя, следует в полной мере провести диагностику каждого ребенка в начале второй младшей группы и сравнить с результатами диагностики в конце первой младшей группы. Такое сравнение позволит педагогу проследить динамику в речевом развитии малыша. В качестве наглядных опор могут послужить одна из сюжетных картинок: №2 «Дети играют в детском саду», №3 «Игры на прогулке», №4 «Стирка», №1 «Семья»; иллюстрация к сказке №5 «Репка», книга стихов А.Барто, для уточнения словарного запаса № 15, 17.

Связная речь. Коммуникативную функцию речи на специальном материале обследовать не рекомендуем, так как любой воспитатель сможет определить ее развитость по наблюдениям за общением ребенка в быту, а критерии указаны в таблице. При рассматривании и рассказывании по картинке по сравнению с первой младшей группой в конце второй младшей группы меняется характер вопросов. Задаются вопросы, требующие от ребенка делать простейшие выводы: «Как мальчик играл с машинкой и кубиками?», «Почему мячик оказался на шкафу?», «Зачем девочка стирает кукле платье?», «Почему дед не мог вытянуть репку один?», «Зачем бабушка позвала внучку?». Ребенок с высоким уровнем отвечает предложением, хотя и может переставлять в нем слова, но логику вопроса соблюдает в своем ответе. Ребенок со средним уровнем понимает, что нужно ответить, но затрудняется построить фразу, поэтому отвечает односложно: «Она большая», «Грязно потому что», «Катал, возил» и т.д. А ребенок с низким речевым уровнем не может сделать простейшего вывода, поэтому либо не отвечает на вопрос, либо отвечает неадекватно. Такого ребенка можно попросить повторить предложение из 3-5-ти слов, составленное педагогом по картинке: «Девочка стирает платье в тазике», «Папа читает книгу своей дочке», «Мальчики катают мяч.» и т.д. На среднем уровне ребенок повторяет фразу правильно, на низком уровне переставляет или пропускает слова, не договаривает предложение или повторяет из него 1-2 слова. Хорошим показателем уровня связной речи в этом возрасте является умение пересказывать по картинкам знакомую сказку и рассказать стихотворение (критерии указаны в таблице).



Источник

Татьяна Овчинникова
Педагогическая характеристика

Педагогическая характеристика на ___

Дата рождения:

Домашний адрес:

___ поступил в детский сад в сентябре 2012 года из дома. Адаптация прошла легко. Детский сад посещает охотно. Воспитывается в семье с отчимом, который принимает участие в воспитании ребенка.

По характеру ___ импульсивен, не умеет планировать что-то заранее, взвешивать альтернативы, возможные последствия или отсрочивать немедленное исполнение своих намерений и желаний. На вопрос «Почему ты так поступил?» отвечает «Сам не знаю». Неусидчив.

___ способен работать довольно непродолжительное время, затем наступает утомление;

Программный материал усваивает на уровне, ниже среднего. Не всегда доводит начатое дело до конца, старается выполнить задание точно по указанию воспитателя, но делает это быстро, не заботясь о результате и аккуратности.

Речь невнятная, говорит односложно, не использует сложные предложения. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Пассивный и активный словари характеризуются бедностью. Низкий уровень понимания словесных инструкций.

Знания и представления об окружающем мире занижены: не сформированы в полной мере представления о животном и растительном мире; представления о себе, семье; общественных явлениях и праздниках, профессиях и многие другие. Причинно-следственные связи выстраивает с помощью взрослого.

Игорь затрудняется в ориентировке в пространстве и времени, в решении простых логических заданий и упражнений. Освоил счет, соотносит количество предметов с цифрой и числом; знает геометрические фигуры, цвета. Сравнивает предметы по величине, но неправильно пользуется терминами сравнения.

Недостаточно развита мелкая моторика рук; ведущая правая рука;

Так же нарушена общая моторика, с трудом удерживает равновесие.

Игровая деятельность сформирована слабо. Играя с детьми, часто вступает в конфликты. Очень любит играть в игры с конструктором и строительными наборами.

Родители уделяют достаточно внимания воспитанию сына. Заинтересованы в занятиях сына с логопедом.

Педагогическая характеристика на ___

Дата рождения:

Домашний адрес:

___ поступила в детский сад в августе 2012 года из дома. Воспитывается в многодетной семье, являясь младшим ребенком. Адаптация проходила долго, но без слез.

Детский сад посещает охотно. Воспитывается в полной семье.

По характеру девочка тихая, спокойная, стеснительная. Очень хочет общаться со сверстниками, но сама редко является инициатором игр, предпочитает второстепенные роли, спокойные игры.

Ребенок охотно принимает участие в организованной деятельности, но стесняется отвечать на вопросы (молчит). Ситуация успеха вызывает у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение и замечания адекватная. Взаимоотношения со взрослыми сдержанные, устойчивые.

У ___ сформированы представления об окружающей действительности, но не в полном объеме. Она устанавливает простые причинно-следственные связи, обобщающие понятия освоила не все. Внимание устойчивое.

Соня говорит односложно, не использует сложные предложения. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Голос слабо-модулированный, тихий. Пасивный и активный словари характеризуются бедностью.

Имеются недостатки в звукопроизношении. Наблюдается недостаточное развитие связной речи. Девочка не может пересказать текст, составить описательный рассказ.

Недостаточно развита моторика мелких мышц рук.

Отмечается задержанная переключаемость движений, медлительна, моторно неловка.

Соня любит занятия по изодеятельности, работы выполняет аккуратно, старательно.

С интересом относится к физкультурным и музыкальным занятиям.

При общении с малознакомыми и незнакомыми людьми стеснительна, малообщительна. При возникновении доверительных отношений с взрослыми становится более общительной.

Навыки самообслуживания сформированы в соответствии с возрастными требованиями.

Родители уделяют внимания воспитанию и развитию ребенка, заинтересованы в занятиях с логопедом.

Нуждается в занятиях с логопедом.

Педагогическая характеристика на ___

Дата рождения:

Домашний адрес:

В детский сад поступил в марте 2013 года переводом из другого детского сада, который посещал с июля 2010 года. Воспитывается в неполной семье. Адаптация прошла хорошо.

Ребенок вспыльчив, непокорен, по характеру, самоуверен, проявляет негативизм. Часто вступает в конфликты с детьми.

Первичная диагностика знаний, умений и навыков ребенка показала несформированность знаний по всем разделам программы данной возрастной группы.

Мальчик не может назвать основные геометрические фигуры, не считает и не отсчитывает необходимое количество предметов, не сформированы временные и пространственные отношения.

Знания и представления об окружающем мире неполные, неточные, бедные. Артем не называет времена года, не может назвать их отличительные признаки; не устанавливает простые причинно-следственные связи; называет некоторых диких и домашних животных, фрукты и овощи, но обобщающими понятиями не владеет.

В развитии речи наблюдается отставание от возрастных норм. У мальчика проявляется нарушение звукопроизношения. Словарный запас скудный, в речи мало прилагательных, наречий. Фразы строит с обилием грамматических и синтаксических ошибок.Связная речь не развита: текст не пересказывает.

Недостаточно развита мелкая моторика рук; ведущая правая рука;

Общая моторика также сформирована недостаточно: отстает в темпе, ритме, переключаемости движений.

Игровая деятельности сформирована на уровне предметной деятельности.

В общении со взрослыми требователен, обращается за помощью только тогда, когда сам не может решить конфликтную ситуацию.

Мама уделяет достаточно внимания воспитанию сына. Прислушивается к советам педагогов.

___ нуждается в занятиях с логопедом.

Педагогическая характеристика на Коротких Алису

Дата рождения:

Домашний адрес:

В детский сад поступила в марте 2013 года переводом из другого детского сада, который посещала с октября 2010 года. Воспитывается в неполной семье. Адаптация проходила болезненно. Из-за частых пропусков, в связи с болезнями, девочка чувствует себя в группе некомфортно, скучает по маме.

Взаимоотношения со взрослыми сдержанные.

В контакт со сверстниками вступает сложно. Предпочитает спокойные игры, устает от шумных детских игр.

Двигательная активность в игре низкая, малословна.

Познавательные интересы сформированы на среднем уровне. К образовательной деятельности относится с интересом, но материал усваивает не в полном объеме.

Развитие речи не соответствует возрастным нормам. Имеются недостатки звукопроизношения. Речь неразборчива, невнятна.Грамматический строй недостаточно сформирован: допускает аграмматизмы. Наблюдается недостаточное развитие связной речи. Составляет описательный рассказ по наводящим вопросам воспитателя. Ребенок знает такие обобщенные понятия как «овощи», «фрукты», «игрушки», «посуда», «мебель», «животные». С помощью называет времена года. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных, наречий. В речи преимущественно использует простые распространенные предложения (2-3 слова).

Испытывает трудности при решении простых логических задач и игровых заданий. Алиса соотносит количество предметов с числом и цифрой, знает геометрические фигуры, цвета, соотносит предметы по величине.

Внимание устойчивое. Начатое дело доводит до конца.

Мелкая моторика развита недостаточно, что проявляется в трудностях с работой ножницами, пластилином, кистью, карандашами.

Мама уделяет достаточно внимания воспитанию дочери, но делают акцент на заботу о здоровье и опеку. Заинтересована в занятиях дочери с логопедом.

Педагогическая характеристика на Нагайцеву Екатерину

Дата рождения:

Домашний адрес:

Катя посещает детский сад с августа 2010 года. Адаптация к детскому саду прошла нормально. Детский сад посещает охотно.

По характеру девочка бойкая, активная.

Настроение легко меняется от незначительных причин, эмоции, особенно отрицательные, выражаются с большим шумом и экспрессией.

Игровая деятельность развита на низком уровне. Предпочитает играть в основном с мальчиками в игры с роботами, машинами, сюжет соответствует тематике мультфильмов. Во время игр часто бывают ссоры, конфликты, которые разрешает консервативно или с помощью воспитателя. Так же любит подвижные игры.

Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно.

Уровень развития речи – средний. Испытывает трудности при подборе синонимов, антонимов, однокоренных слов; в образовании прилагательных от существительных, в образовании притяжательных прилагательных. Не пересказывает текст. Предложения строит в основном простые. В речи мало прилагательных, наречий. Катя хорошо запоминает стихи, выразительно и громко рассказывает.

Катя знает сведения о себе, понимает родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, слабо ориентируется в основных понятиях времени.

Освоила счет, соотносит количество предметов с цифрой и числом; знает геометрические фигуры, цвета. Сравнивает предметы по величине, но неправильно пользуется терминами сравнения.

Мелкая моторика развита недостаточно. Не справляется с пуговицами, завязками, шнурками. Есть трудности во владении ножницами, при работе с пластилином.

Родители уделяют недостаточно внимания воспитанию ребенка (т. к. живут в другом районе и девочка часто живет у бабушек) заинтересованы в занятиях с логопедом, всегда выполняют указания педагогов.

Педагогическая характеристика на Красноперова Никиту

Дата рождения:

Домашний адрес:

Мальчик посещает детский сад с октября 2011 года. Адаптация к детскому саду прошла нормально. Детский сад посещает охотно. Воспитывается в неполной семье.

Никита активный, общительный, мальчик. В общении со взрослыми проявляет уважение, послушание, охотно выполняет просьбы. С детьми быстро находит общий язык, в целом не конфликтный. В игровом плане легко подчиняется установленным ролевым правилам.

У Никиты недостаточно сформированны знания по всем разделам программы данной возрастной группы т. к. ребенок часто отсутствовал по причине болезни и семейным обстоятельствам.

Мальчик отвечает только по вызову педагога. Внимание легко привлекается, но неустойчивое, не всегда легко переключается с одного вида на деятельности на другой.

На занятиях усидчив. Познавательный интерес присутствует.

У Никиты не развит фонематический слух, допускает ошибки в согласовании в роде, числе, падеже. Словарный запас недостаточный. Свободно пользуется короткими простыми предложениями. Речь невнятная из-за неправильного звукопроизношения.

Представления ребенка о себе в ближайшем окружении сформированы: знания о себе, своей семье, о родственниках. Временные представления не сформированы.

Недостаточно развита мелкая моторика рук; ведущая правая рука; испытывает трудности в работе с ножницами, пластилином.

Мальчик хорошо взаимодействует в подгруппе детей, но не выступает инициатором новых игр, идей. Всегда подчиняется игровым правилам.

На замечания, одобрение реагирует адекватно. В процессе общения со сверстниками, взрослыми добрый, ласковый, аккуратный. Навыки трудолюбия и самообслуживания сформированы.

Источник