Диагностика развития ребенка в доу

Диагностика развития ребенка в доу thumbnail

Раиса Маркс
Диагностика развития дошкольника

Диагностика развития дошкольника.

В последнее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста.

Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).

Виды диагностики:

психологическая — психическое состояние ребёнка (изучение индивидуальных особенностей ребёнка, познавательных процессов и эмоциональной сферы;

педагогическая — освоение ребёнком образовательной программы;

Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе. Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.

Принципы организации диагностической работы:

1. Диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях,с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; «Базовый компонент педагога-психолога» Ростовской области; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.

2. Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования.

3. Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4. Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации.

Формы проведения диагностики могут быть групповые и индивидуальные, письменные.

Виды диагностики

В работе педагогом-психологом ОУ используются следующие виды диагностики:

1. Скрининговая диагностика Диагностика проводится с группой детей и направлена на выделение детей, имеющих какие- либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе.

2. Углубленная психологическая диагностика проводится после скрининговой диагностики, проводится индивидуально или в малых группах.

3. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

Наиболее приемлемыми методами диагностики являются: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика с помощью тестов.

Анкетирование и наблюдение, являются наиболее распространенными исследовательскими методами. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Беседа – один из методов исследования поведения. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Педагогическое обследование проводиться два раза в год: в начале учебного года и второе — в мае, конце учебного года; возможно третье в середине учебного года для воспитанников группы риска (ПМПк). Педагогическое обследование проводится по всем разделам программы для детей ПМПк, кроме специальных (музыкальное и физическое, которое проводится только в начале и конце года.

Психологическое обследование проводится по разработанным и утверждённым МО педагогов-психологов диагностическим программам развития познавательного уровня детей с учётом возрастных норм психического развития.

Диагностика развитияпознавательного уровня каждого возраста предполагает два среза в течение года: — начало года (сентябрь, октябрь) с целью обеспечения индивидуального подхода гармонизации познавательной сферы ребёнка, выработки рекомендаций педагогам и родителям; — конец года (апрель, май) — отслеживание динамики развития, оценка уровня развития познавательной сферы у дошкольников.

Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы проводится со средней группы в начале года с целью оценки эмоционального состояния ребёнка, наличия тревожности, агрессивности и страхов. Диагностика проводится индивидуально с детьми и с помощью анкетирования педагогов по оценке агрессивности, тревожности, гиперактивности. Используются проективные методики для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: тест «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса, графическая методика «Кактус», М. Панфиловой.

Читайте также:  Карта развития ребенка по преемственности

После проведённой диагностики даются рекомендации педагогам и родителям, дети группы «РИСКА» выводятся на ПМПк.

Источник

Педагогическая диагностика связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования и заключается в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка представляет собой систему сбора, анализа, хранения и накопления образовательных результатов, обеспечивающих непрерывность и своевременную корректировку образовательного процесса.

Образовательные результаты — информация о развитии воспитанников ДОУ и результатах освоения основной образовательной программы ДОУ.

Цель педагогической диагностики: оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной деятельности с ребенком. Педагогическая диагностика проводится педагогом в ходе внутреннего мониторинга  показателей развития личности ребенка.

Задачи педагогической диагностики:

  • Индивидуализация образования (в т.ч. поддержка ребенка, построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.);
  • Оптимизация работы с группой детей.

Основными принципами системы оценки индивидуального развития детей являются:

  • комплексность,
  • непрерывность,
  • диагностичность (наличие критериев),
  • доступность результатов для родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов (непосредственно работающих с ребенком).

Педагогическая диагностика:

  • позволяет фиксировать уровень актуального развития дошкольника и оценивать его динамику;
  • учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений;
  • позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника;
  • учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

В старшем дошкольном возрасте (с 5 до 7 лет) проводится логопедическая диагностика детей квалифицированным специалистом – учителем-логопедом для своевременного выявления отклонений в развитии и проведения необходимой коррекции.

Организация проведения оценки индивидуального развития

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.

Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Фиксация результатов (вводная  и итоговая диагностики) может проводиться  в октябре (первые 10 дней месяца) и мае (первые 10 дней месяца).

Результаты оценки индивидуального развития ребенка вносятся воспитателями и специалистами ДОУ в карты педагогической диагностики, сводные по картам предоставляются старшему воспитателю. В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на следующий учебный год.

Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка:

  • старший воспитатель обеспечивают условия объективного проведения оценки индивидуального развития ребенка (минимизируя риски субъективных оценок): выбирает методики и параметры оценки результатов, консультируют педагогов, испытывающих сложности в проведении педагогической диагностики;
  • специалисты ДОУ проводят педагогическую диагностику (учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию)  своего направления развития личности воспитанников, педагог-психолог – психологическую диагностику при необходимости, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции;
  • воспитатели проводят оценку индивидуального развития воспитанников, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции.

Оценка индивидуального развития осуществляется:

  • в начале (сентябрь, октябрь) и в конце учебного года (апрель, май) – в целях определения  динамики его развития;
  • случаях обращения родителей (законных представителей) ребенка.

Инструментарий оценки индивидуального развития ребенка

Оценка индивидуального развития осуществляется через наблюдения, беседы, анализ продуктов детской деятельности, в процессе непосредственно организованной деятельности.

Читайте также:  Скачать бесплатно игры для развития памяти ребенка

Оценка индивидуального развития ребенка проводится по следующим уровням показателей:

  • показатель сформирован полностью (достаточный уровень –  2.6 – 3 балла) — наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым;
  • показатель почти сформирован (условно достаточный 2,0-2,5 баллов) проявляется в самостоятельной деятельности, приближается к достаточному уровню. 
  • показатель в стадии формирования (уровень приближается  к достаточному – 1,6 до 2 баллов) — проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры;
  • показатель не сформирован (недостаточный уровень – 0-1.5 баллов) — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.

Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и освоения Основной образовательной программы.

Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном развитии и освоении детьми основной образовательной программы дошкольного образования.

Если по каким-то направлениям преобладают оценки «недостаточный уровень», следует усилить индивидуальную работу с ребёнком по данному направлению с учётом выявленных проблем, а также при взаимодействии с семьёй по реализации ООП ДО.

По результатам педагогической диагностики, составляются индивидуальные рекомендации по коррекции развития ребёнка.

Методологическая основа педагогической диагностики:

Для проведения педагогической диагностики используются  параметры педагогической диагностики индивидуального развития детей от 2 до 7 лет.

Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап.

Контроль

Контроль проведения и объективности оценки индивидуального развития ребенка осуществляется заведующим и старшим воспитателем посредством следующих форм:

  • ежедневный текущий контроль;
  • тематический контроль;
  • оперативный контроль;

Виды деятельности в рамках контроля: педагогические наблюдения; изучение и анализ документации, собеседования.

Организация работы с результатами оценки индивидуального развития ребенка

Результаты оценки индивидуального развития детей обсуждаются на ПМПк ДОУ для выработки индивидуальных траекторий развития, разработки индивидуальных программ.

Обобщенные результаты оценки индивидуального развития детей могут  использоваться в проблемно-ориентированном анализе деятельности ДОУ в целях принятия управленческих решений.

Основными пользователями информации о результатах оценки индивидуального развития детей являются:

  • родители (законные представители) воспитанников,
  • педагоги (непосредственно работающие с ребенком).

Пользователями обобщенной информации о результатах индивидуального развития детей являются:

  • педагогический совет ДОУ,
  • ПМПк ДОУ

Документация

Результаты оценки индивидуального развития детей, хранятся у педагогов в методическом кабинете 5 лет после выпуска детей из ДОУ. Обновляются по мере необходимости.

Материалы по педагогической диагностике разработаны на основе:

  • ФЗ РФ  от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155),
  • Приказа министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»,
  • Устава МКДОУ, основной образовательной программы МКДОУ.

Предлагаемые карты педагогической диагностики разработаны для воспитателей и специалистов, работающих по программе «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Карты позволяют проанализировать  степень овладения программным материалом  как одного ребенка, так и группы детей в целом. Карты систематизированы по 5 образовательным областям и содержат полную информацию о программных требованиях. Предлагаемые карты охватывают все разделы программы: игра, социализация, развитие общения, нравственное воспитание, труд, самообслуживание, ФЭМП, познавательно — исследовательская деятельность, ознакомление с предметным окружением и  социальным миром, ознакомление с миром природы, развитие речи, приобщение к художественной литературе, рисование, лепка, аппликация, музыкальная деятельность, культурно-досуговая деятельность, конструктивно-модельная деятельность, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, физическая культура.

Читайте также:  Развития внимание у ребенка в классе

К каждой диагностической карте прилагается инструментарий виде наблюдений или специально организованных заданий, позволяющих фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

  • коммуникативной деятельности со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
  • игровой деятельности;
  • познавательно-исследовательской деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности, детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
  • в деятельности по восприятию художественной литературы и фольклора;
  • двигательной деятельности  (физическом развитии);
  • в деятельности по самообслуживанию и элементарному бытовому труду;
  • конструктивной деятельности;
  • музыкальной деятельности;
  • изобразительной деятельности.

Основополагающим методом педагогической диагностики является наблюдение при:

  • организованной деятельности в режимные моменты,
  • самостоятельной деятельности воспитанников;
  • свободной продуктивной, двигательной или спонтанной игровой деятельности воспитанников;
  • образовательной деятельности.

При необходимости педагог может применять и иные исследовательские методы, уместные для осуществления педагогической диагностики в дошкольном образовании (беседа, поручения, создание педагогических ситуаций и др.). Педагогическая диагностика может включать в себя диагностические задания. Существует несколько типов диагностических заданий.

  • Задания первого типа направлены на определение уровня овладения способами действий.
  • Задания второго типа направлены на определение уровня овладения основными знаниями и умениями, необходимыми детям при изучении материалов каждого раздела программы.
  • Задания третьего типа направлены на определение способности ребенка к реализации опыта в новых, нестандартных условиях.

Диагностические задания могут быть включены в календарно-тематические планы по каждому разделу программы. Их проведение не требует дополнительного времени (в этом особенность педагогической диагностики). Воспитателю необходимо создавать условия для организации и проведения педагогической диагностики и продумывать моменты в организации для активизации активности и самостоятельности детей. Для этого воспитатель может быть инициатором, демонстрирующим собственную увлеченность;

  • может проигрывать проблемно-поисковую ситуацию;
  • может подключиться к детям, выполняющим диагностические задания;
  • может быть просто сторонним наблюдателем.

Большое значение имеет подбор материала и оборудования для выполнения диагностического задания. Они должны быть интересны своей новизной, необычностью внешнего вида, способом использования или получаемым с его помощью результатом. Оборудование должно быть разнообразным, предусматривающим свободу выбора в соответствии с интересами ребенка. Предпочтительно использовать материалы и оборудование, которые могут стимулировать, подсказывать содержание и способы выполнения диагностических заданий.

Членами рабочей группы «Эксперт» МКДОУ «Солнышко» были разработаны диагностические карты освоения детьми ООП ДОУ в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и инструментарий к ним.

Разделы программы

Разработчики диагностических карт

Разработчики инструментария

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание, труд, самообслуживание

Залесова Т.В.

Залесова Т.В.

Игра

Утробина О.В.

Утробина О.В.

Образовательная область «Познавательное развитие»

ФЭМП

Грузская Т.В.

Грузская Т.В.

Познавательно-исследовательская деятельность

Грузская Т.В.

Грузская Т.В.

Ознакомление с предметным окружением

Петрова Е.В.

Петрова Е.В.

Ознакомление с социальным миром

Петрова Е.В.

Петрова Е.В.

Ознакомление с миром природы

Селиванова В.М.

Селиванова В.М.

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи

Старун Г.В.

Старун Г.В.

Приобщение к художественной литературе

Старун Г.В.

Старун Г.В.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование

Шадрина Е.А.

Зощенко М.Г.

Лепка

Шадрина Е.А.

Шадрина Е.А.

Аппликация

Шадрина Е.А.

Шадрина Е.А.

Музыкальная деятельность

Леонова А.В.

Культурно-досуговая деятельность

Быкова С.В.

Быкова С.В.

Конструктивно-модельная деятельность

Вяткина И.В.

Вяткина И.В.

Образовательная область «физическое развитие»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Бойко А.В.

Чебанова И.Е.

Физическая культура

Бойко А.В.

Чебанова И.Е.

По представленной ниже таблице легко ориентироваться в образовательных областях, соотносить разделы программы с организованной образовательной деятельностью, свободной деятельностью детей, с видами детской деятельности.

Продолжение программы.

Источник