Ребенок с нарушениями речевого развития картинки

Ребенок с нарушениями речевого развития картинки thumbnail

Наталья Сосновских
Речевые нарушения у детей дошкольного возраста

Речевые нарушения у детей дошкольного возраста

Речь — это способ общения, без которого затруднена интеграция в обществе. Родители с нетерпением ждут первых слов своего младенца и хотят, чтобы его речь развивалась правильно и в нужные сроки. Именно поэтому вопрос «со скольки дети начинают говорить?» становится одним из самых актуальных в первые годы жизни малыша.

Речь, мышление и психика развиваются одновременно, и именно по характеру речи или ее отсутствию можно заподозрить отклонения или отставания в развитии ребенка.

Все дети проходят определенные этапы в развитии речи: сначала ребенок гулит, затем лепечет, говорит слова и, наконец, фразы. Важную роль в прохождении этих периодов играют родители, которые разговаривают с малышом, рассказывают ему об окружающих предметах и явлениях, побуждают кроху отвечать. Но иногда бывает так, что ребенок мало гулит и лепечет, у него поздно появляются первые слова и фразы. Задержка речевого развития малыша беспокоит родителей, и, пытаясь решить эту проблему, они обращаются к разным специалистам, как правило к педиатрам или невропатологам. Врачи назначают чаще всего медикаментозное лечение. Помните: в таких ситуациях эффективную помощь малышу может оказать и логопед — специалист по ранней детской коммуникации.

Все родители, узнав от специалистов, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, стремятся понять, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников не было нарушений речи. Они могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, внешних и внутренних вредоносных факторов, нередко сочетающихся друг с другом.

Причины, которые вызывают речевые нарушения, специалисты разделяют на две группы:

• Органические, которые приводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического (структуры, управляющие артикуляционными органами) речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения речи);

• Функциональные, которые препятствуют нормальной работе речевого аппарата.

Причинами нарушения речи могут быть: ВНУТРИУТРОБНАЯ ПАТОЛОГИЯ, НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ, НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ РОДЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ, ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ РЕБЕНКОМ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ.

1. ВНУТРИУТРОБНАЯ ПАТОЛОГИЯ

Внутриутробная гипоксия

Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина,

Работа на вредном производстве

Нарушения сроков вынашивания плода

Алкоголь и наркотические вещества.

2. НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ

По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба

Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка.

3. НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ РОДЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

Родовые травмы, вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредить речевые зоны головного мозга.

Асфиксия — недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины, что вызывает минимальные повреждения головного мозга.

Малая масса тела новорожденного.

4. ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ РЕБЕНКОМ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ

Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит) могут вызвать снижение или потерю слуха.

Травмы и ушибы головного мозга.

Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушают речевое развитие ребенка.

Дети, которые часто и долго болеют (соматическая ослабленность, могут начать говорить позже своих сверстников.

Сильный испуг или стресс, психические заболевания могут вызвать заикание, задержку речевого развития, мутизм (ребенок перестает разговаривать с окружающими из-за психической травмы).

Часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания, а так же:

• выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);

• агрессивность, драчливость, конфликтность;

• повышенную впечатлительность, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами;

• чувство угнетенности, состояние дискомфорта, иногда сопровождаемое невротическими рвотами, потерей аппетита;

• энурез (недержание мочи);

• онанизм;

• повышенную обидчивость, ранимость;

• склонность к болезненному фантазированию.

Всестороннее знание возможных, а затем и подробное выявление имеющихся психологических особенностей воспитанников необходимо педагогу — психологу для определения основных направлений коррекционно-развивающей работы.

У детей с общим недоразвитием речи, могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость, недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.

10 слайд:

Речь дошкольника еще не совершенна, и перечисленные неблагоприятные факторы могут легко нарушить ее развитие. В этом возрасте выделяют несколько так называемых критических периодов развития речи: в 1-2 года интенсивно развиваются речевые зоны головного мозга; в 3 года малыш осваивает фразовую речь; в 6-7 лет он поступает в школу и овладевает письменной речью.

На то, что «ребенок не говорит», жалуются родители детей разного возраста.

Первые слова могут появиться в возрасте от 9 месяцев до 1 года 3 месяцев, причем у мальчиков несколько позже, чем у девочек. Внимание!

Если в 2 года малыш не лепечет или не произносит ХОТЯ бы несколько слов» а в 3 года не говорит фразы — это серьезный повод для беспокойства.

Как определить, что у малыша темповая задержка речи?

Ребенок хорошо понимает то, что ему говорят взрослые. Предложите крохе выполнить несколько заданий, они помогут узнать, насколько хорошо он понимает вашу речь. В 2 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания:

Иди ко мне на ручки.

Принеси мне мишку.

Покажи на картинке машинку (зайчика, куклу и др.).

11 слайд:

Можно выделить некоторые дефекты речи:

ЗРР (задержка речевого развития) — сложное заболевание, причины которого зачастую так и остаются невыясненными. Чаще всего оно определяется уже до четырёх лет, представляет собой существенное отставание для данного возраста от речевой нормы.

12 слайд:

Алалия – состояние, при котором у малыша полностью или в значительной степени отсутствует речь ввиду недоразвитости либо патологий участков головного мозга, отвечающих за соответствующую функцию, но при этом ребенок хорошо слышит. Различают сенсорную и моторную алалию. При сенсорной алалии ребенок не способен понимать чужую речь: он распознает звуки, но не воспринимает смысл произносимого. Дети, страдающие моторной алалией, не способны к изучению и использованию языка – им не дается усвоение звуков, слогов, грамматических конструкций;

13 слайд:

Дизартрия – это общие нарушения устной речи, а именно: нечеткое, смазанное произношение звуков; очень тихий или неестественно резкий голос; ускорение или замедление темпа речи, отсутствие плавности; нарушение дыхательного ритма при разговоре. Характерная черта дизартрии – затрудненность жевания. Страдающие таким отклонением дети отказываются от твердых продуктов, с неохотой едят мясо. В попытках хоть чем-нибудь накормить ребенка родители поддаются его капризам и переводят на мягкую пищу, вследствие чего развитие артикуляционного аппарата замедляется еще больше;

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 месяц после рождения ребенка

14 слайд:

Дислалия – это проблемное произношение одного или нескольких согласных звуков: свистящих, шипящих, р, л. Проявляется в отсутствии, искажениях или заменах звуков.

15 слайд:

Заикание – это нарушение речи, сопровождающееся сбоями темпа и ритма произношения из-за спазмов или судорог, поражающих различные отделы речевого аппарата. Малыш, страдающий заиканием, с трудом выговаривает слова, вынужденно делает длительные паузы, несколько раз повторяет слоги или звуки. Чаще всего заикание развивается в возрасте от 2 до 5 лет; в этот период рекомендуется уделить особое внимание профилактике речевых нарушений у детей.

16 слайд:

Коррекция речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, при котором применение психостимулирующих и вазоактивных медикаментозных препаратов сочетается с психотерапевтическими и педагогическими способами воздействия. По типичности и стойкости внешних проявлений расстройств речи на первой позиции находятся алалия и дизартрия; несколько менее выраженными и легче поддающимися терапии являются разные виды дислалии и заикание.

17 слайд:

Если у ребенка наблюдаются проблемы с речью, следует:

• Понаблюдать за его поведением. Играет ли малыш вместе с другими ребятами? Стремится ли он к коммуникации со сверстниками и взрослыми? Задержка речевого развития может быть связана с расстройствами в сфере общения (аутизм) или отклонениями психики;

• Проверить, насколько полно он понимает обращенную к нему речь, справляется ли с простыми заданиями, не сопровождающимися жестикуляцией;

• Выяснить, насколько хорошо у него развит слух;

• Провести тщательное обследование, включающее консультацию логопеда, невролога и психолога;

• При необходимости начать коррекционную терапию и логопедические занятия.

18 слайд:

Дети с тяжелыми нарушениями речи не имеют достаточной возможности с помощью вербального общения обогащать свой лексический и интеллектуальный потенциал. Поэтому окружающая среда для них должна стать источником развития. Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ему преодолеть нарушения в развития. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только учителя-логопеды и воспитатели, но и в разной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: логопед, педагог- психолог, медицинский персонал, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, семья и воспитатель.

19 слайд:

Речь воспитателя должна отвечать правилам фонетики и грамматики. Он должен владеть достаточно широким лексическим запасом. Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики детей. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами системности и последовательности, индивидуального подхода.

От этапа к этапу меняются также методы и приёмы работы воспитателя. Так, на начальном этапе на первый план выступают наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные детям с нарушением речи. В детском саду, воспитатель решает общеобразовательные задачи: формирует у детей необходимый, доступный их пониманию объём знаний по той или иной теме во время наблюдений на прогулках и экскурсиях; способствует развитию речи детей, проводя работу по накоплению, обогащению и активизации словаря, уточнению значений слов и представлений; развивает у детей математические представления, а также обучает детей различным приёмам изображения предметов в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, сочетая их с развитием речи. Наряду с этим воспитатель детского сада для детей с недоразвитием речи решает коррекционные задачи: формирует положительные навыки общего и речевого поведения, развивает речь и закрепляет навыки пользования доступной активной самостоятельной речью. Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы в доступной им словесной форме. Он совершенствует у детей навыки общения друг с другом.

Вся коррекционно-воспитательная работа в дошкольном учреждении проводится как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни. Педагоги группы – логопед и воспитатель должны работать в тесном содружестве, стремиться к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе. Этому способствует:

— совместное изучение содержания коррекционной программы в дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.

— совместная подготовка ко всем логопедическим занятиям и детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его);

— общая работа с родителями.

Совместная работа логопеда и воспитателя с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения. Педагоги обязаны систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с их детьми. С этой целью они совместно проводят родительские собрания, консультации, индивидуальные и групповые беседы, оформляют специальные стенды, папки-передвижки.

Итак, успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя, и что крайне важно, правильное распределение обязанностей между ними.

Источник

Татьяна Щербинина
Примерная характеристика на ребёнка дошкольного возраста с нарушением речи

Екатерина поступила в старшую группу МБДОУ детский сад комбинированного вида № 2 «Улыбка» в возрасте 5 лет с диагнозом – задержка речевого развития.

Речевая среда

Многоязычия в семье нет, старшие братья посещали логопедическую группу с диагнозом – общее недоразвитие речи. Родители уделяют достаточно внимания воспитанию и обучению дочери, интересуются проблемами ребенка, консультируются с педагогами, следуют рекомендациям специалистов.

Состояние ручной моторики: мелкая моторика рук развита недостаточно; ведущая рука правая; пробы Хеда выполняет медленно, требуется неоднократное повторение инструкции. При выполнении упражнений на динамическую организацию движений («Кольцо – зайчик – коза» и т. д.) также наблюдаются неточности.

Общая моторика. Отмечается замедленная переключаемость движений, координация нарушена.

Артикуляционный аппарат. Нёбо высокое, подъязычная уздечка укорочена. Наблюдаются гиперкинезы языка, страдает объем, точность выполняемых движений, саливация.

Речевая моторика развита недостаточно. Ограниченный объем движений языка вверх, не может длительно удерживать артикуляционную позу.

Общее звучание речи. Речь смазанная; использует простые распространенные предложения. Допускает ошибки, обусловленные недостаточной сформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Логическое ударение отсутствует. Голос слабомодулированный, присутствует назальность.

Активный словарь снижен. Многие слова употребляет в приближенном значении (например, «кружка – чашка»). Катя знает обобщающие понятия: «игрушки», «овощи», «фрукты», «одежда», «посуда», «мебель», «цветы». Последовательность времен года, дней недели, части суток называет со стимулирующей помощью. Пассивный словарь преобладает над активным. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных. В речи мало наречий, сложных предлогов.

Читайте также:  Внутриутробное развитие ребенка на первом месяце беременности

Грамматический строй речи. Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (например, «абрикоснын сок»); в согласовании существительных с числительными 1,2,5 (например, “5 ведров”, “5 деревов”, “5 стулов”). В речи преимущественно использует простые распространенные предложения.

Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез. Наблюдаются трудности в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез, например, не называет конечный гласный звук, не составляет слова из отдельных звуков. Катя не определяет последовательность и количество звуков в слове, место звука слове. Фонематические представления недостаточно сформированы.

Звукопроизношение. Поставлены проблемные звуки [С], [З], [Л] и их мягкие пары, звуки [Ш], [Ж] недостаточно автоматизированы в речи. Искажена звукослоговая структура слова. Отмечаются пропуски слогов (например, «тевизол» — телевизор, «висипед» — велосипед). Грубо искажены слова сложной слоговой структуры.

Катя знает и называет некоторые буквы алфавита, читает закрытые слоги с изученными буквами. При пересказе текста упускает главные события, вследствие чего теряется смысл текста. Пересказ осуществляет с использованием помощи (наводящие вопросы, повторное чтение взрослым). При составлении рассказа по серии сюжетных картинок требуется организующая, обучающая помощь, наблюдается трудность программирования связных высказываний.

Сведения о себе сформированы, родственные связи устанавливает. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, слабо ориентируется в основных понятиях времени.

Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно, произвольное внимание неустойчивое, быстро истощаемое.

Ситуации успеха вызывают у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение и замечание адекватная.

Взаимоотношения со взрослыми устойчивые. В контакт со сверстниками вступает охотно, но предпочитает играть с одними и теми же детьми, любит сюжетно-ролевые игры, но неохотно подчиняется общим правилам игры, предпочитает ведущие роли.

Следует отметить, что Катя аккуратна, отзывчива на просьбы взрослого, помогает педагогам.

Логопедический диагноз: Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития.

Источник

Организация работы по развитию связной речи у дошкольников с нарушениями речи с помощью серии сюжетных картинок

Для развития связной речи широко используются серии сюжетных картинок. Решение этой задачи предполагает обучение различным типам связи (между словами, между предложениями, между частями текста), а также обучение построению различных синтаксических конструкций.

Работа по развитию связной речи неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной слова, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Поэтому обучение рассказыванию по серии сюжетных картин включает в себя лексические, грамматические и фонетические упражнения.

При использовании серий сюжетных картинок необходимо учитывать следующие требования: понятность содержания, близость его жизненному опыту ребенка; выразительность персонажей; логическая последовательность в сюжетах, их завершенность; сюжеты картин должны быть не только занимательны внешне, но и интересны детям своим нравственным содержанием, достаточно высоким уровнем исполнения.

В работе по сериям сюжетных картинок необходимо формировать и закреплять у ребенка представления о композиции рассказа (завязка, кульминация, развязка), умения придумывать точное название рассказа, логически переходить от одной картинки к другой, включать в связное высказывание разнообразные синтаксические конструкции. Упражнения на основе сюжетных картинок вырабатывают у ребенка умения связывать слова в простых и сложных предложениях, а также смысловые части высказывания, четко соблюдать структуру рассказа, использовать синонимическую замену для характеристики персонажей, их действий, состояния. Таким образом, рассказывание по серии сюжетных картинок концентрирует в себе решение всех речевых задач в единстве.

Необходимо отметить и решение эстетических задач: у ребенка развивается художественное восприятие, формируются выразительность и образность речи.

В детском саду рассказывание по картинкам можно осуществлять и в индивидуальной, и в коллективной формах. Вторая форма способствует развитию дружеских отношений, взаимопомощи. В ходе подбора «команд» для рассказывания самими детьми они учитывают способности товарищей, их речевые умения. Так, дети со средним уровнем речевого развития чаще подбирают в группу рассказывающих тех, кто хорошо выполняет задание, и на себя берут задачу более легкую (закончить рассказ, когда картинка открыта); ребенок с высокой речевой подготовкой подбирает группу из своих друзей независимо от их речевого развития, тогда он выполняет самое трудное задание и т. д. Постепенно у детей вырабатывается умение объективно оценивать собственные способности и возможности товарищей.

БОЛЬНАЯ БЕЛОЧКА

Каждый ребенок индивидуально раскладывает картинки, чтобы потом придумать по ним рассказ. Это задание дается для того, чтобы взрослый мог проверить, как дети будут выстраивать свой рассказ, проследить логику изложения.

Взрослый размещает картинки на доске с нарушением сюжета. Спрашивает, все ли правильно и у кого не так. Вместе с детьми обсуждает, в какой последовательности надо расположить картинки и почему.

Взрослый составляет рассказ по картинкам с участием детей: он произносит начало предложения, ребенок придумывает окончание.

  • Однажды в солнечный, теплый день… (дети отправились в лес; Таня и Саша собрались в лес за грибами).

  • Когда они пришли в лес… (то увидели много грибов и ягод; то услышали тихий писк и заметили белочку).

  • Мальчик наклонился и увидел, что … (у белочки из лапки капает кровь; что белочке нужна помощь).

  • Белочку нельзя было оставлять в лесу потому… (что это для нее опасно; что ее могли обидеть).

  • Поэтому дети … (взяли ее домой, чтобы вылечить; перевязали лапку платком и решили вылечить ее дома).

  • После того как… (белочка выздоровела, дети унесли ее в лес; у белочки зажила лапка, дети ее вернули в лес).

Далее детям предлагаются вопросы;

  • Посмотрите, кто идет в лес. (Дети.)

  • Как другими словами можно о них сказать? (Ребята, девочка и мальчик, Таня и Саша, друзья.)

  • Какой день изображен на картинке? (Солнечный, ясный, летний, теплый, радостный.)

Взрослый предлагает детям сформировать «команду» (группу) для составления коллективного рассказа.

После того как рассказ будет составлен, каждый ребенок придумывает для него название. Из предложенных вариантов коллективно выбирается лучший. Дается оценка рассказам отдельных детей и всей «команды» (группы) в целом.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Эта серия состоит из пяти картинок, на каждой из которых много персонажей. Последовательность изображенных событий трудно улавливается, поэтому от ребенка требуются большое внимание и сосредоточенность.

Читайте также:  Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребенка

• • •

Сначала взрослый выставляет на стенд первую картинку и предлагает детям сказать, о ком будет рассказ, о каких персонажах.

Кто-нибудь из детей составляет рассказ по этой картинке.

Детей спрашивают, а может ли у этого рассказа быть продолжение.

На доске выставляют все картинки, но открывают их через одну, т. е. первую (уже знакома детям), третью и пятую. Взрослый просит детей подумать, что может произойти с героями, затем говорит начало предложения: «Мама с мишкой увидели зайца, который…» Дети заканчивают… «Шел к ним в гости на день рождения; играл на балалайке, шел и пел песни».

  • И они … (стали ждать его; пригласили зайти в дом; пошли встречать зайца и других гостей).

  • А в это время… (кто-то съел конфеты; кто-то залез на стол и уронил чашку).

  • Когда все зашли в комнату, то увидели… (что нет конфет; что чашка разбита).

  • Мишка заплакал, но … (белочка его успокоила; мама сказала: «Не плачь!»).

  • Мама пригласила гостей к праздничному столу… (и они стали пить чай; и все звери сели за стол).

Предложения специально составляются таким образом, чтобы дети могли предположить то содержание, которое находится на закрытых картинках. Далее дети могут подобрать «команду» для составления рассказа по трем открытым картинкам.

Затем взрослый открывает вторую картинку и снова составляется рассказ. Наконец, открывают последнюю (четвертую) картинку и рассказ составляется по всей серии целиком.

Далее целесообразно задать вопрос: «Какой рассказ получился самым интересным — последний, когда вы уже знали всех персонажей и все события, с ними происходившие, т. е. рассказывали по картинкам, или тот, где вы многое придумали сами?»

Перед последним рассказыванием по всей серии можно предложить детям ряд вопросов:

  • Что вы можете сказать о героях этих картинок? Какие они? Кто из них добрый, смелый? (Собака.)

  • Какая собака на первой картинке? (Спокойная, тихая, смирная.) Что она делает? (Лежит, наблюдает, смотрит.)

  • Какая собака на второй картинке? (Внимательная, настороженная, решительная.) А на последней какая? (Веселая, довольная, радостная.) Что она делает? (Сидит за столом, празднует.)

  • А что можно сказать про других зверей? Кошка какая? (Хитрая, нечестная, вредная, бессовестная, коварная.)

  • И поэтому какой день был для всех? (Запоминающийся, веселый, интересный.)

Дети снова составляют рассказы по всем картинкам.

В детском саду можно использовать различные варианты предъявления картинок для составления коллективного рассказа. При этом в процесс рассматривания включают собственно речевую работу — упражнения, знакомящие ребенка со способами построения предложений и с грамматическими средствами связи между частями высказывания. Приведем примеры.

  1. Детям раздают на каждый стол разные серии картинок (из тех, что обычно используются в практике работы детского сада). Предлагается разложить их в такой последовательности, чтобы получился рассказ. Затем на доске воспитатель выставляет другой набор картинок, в котором специально нарушена правильная последовательность. Дети должны отыскать ошибку и исправить. Далее дети выполняют лексические и грамматические упражнения, придумывают рассказ по всем картинкам, дают ему название.

Этот вариант выявляет умение ребенка выстраивать содержание картинок в логической последовательности и составлять связный рассказ.

  1. Вся серия картинок выставляется на доске. Первая картинка открыта, вторая, третья и четвертая закрыты. Детям предлагается составить рассказ. Затем открывают вторую картинку и снова придумывается рассказ. Далее открывают третью и последнюю картинки. В конце дети дают название рассказу, выбирают самое удачное.

Такой вариант предъявления картинок помогает развивать воображение, умение предвидеть дальнейший ход событий, действия персонажей, изображенных на первой картинке, подбирать наиболее точное название рассказа.

  1. Перед игрой каждый ребенок последовательно раскладывает серию картинок. В процессе игры взрослый раскладывает такие же картинки заведомо неверно и спрашивает: «Правильно ли разложены картинки? Что надо сделать, чтобы было правильно? Кто из вас разложил картинки не так, как они стоят сейчас?» Дети рассуждают, почему надо разложить картинки в той, а не иной последовательности. Затем они составляют рассказ по всей серии (по каждой картинке вызывают для рассказа одного ребенка; дети договариваются между собой, кто будет начинать рассказ, кто его продолжит, кто закончит). Все рассказы анализируются, подбирается название.

При таком варианте работы по картинкам развивается осознание детьми правильности выполнения задания, повышается ответственность каждого. Кроме того, распределение обязанностей и коллективное рассказывание формируют умение договариваться, а также закрепляют представления о композиции рассказа (начало — середина — конец).

  1. Вначале взрослый выкладывает серию картинок, по которым дети придумывали рассказ на предыдущем занятии. Далее говорит варианты названий рассказа, придуманные детьми и им самим. Дети выбирают самое удачное, обосновывая свой выбор.

Затем детям предлагается новая серия картинок, которую надо разложить в правильной последовательности, и составить

коллективный рассказ. Взрослый спрашивает, кто начнет рассказ, кто продолжит и кто будет заканчивать. Так у детей закрепляется представление о композиции, формируются умения действовать сообща, помогать друг другу в случае затруднения.

  1. На доске выставляют серию из четырех картинок. Три первые картинки закрыты, последняя открыта. Детям задается вопрос: «Как вы думаете, что здесь могло произойти? Попробуйте составить рассказ с учетом того, что вы знаете». Ребенок рассказывает. Затем открывают первую картинку. Теперь детям знакомы все персонажи. Снова придумывается рассказ. После этого открывают оставшиеся картинки. Дети составляют «команду» и рассказывают вчетвером. Придумывают названия рассказа, выбирают лучшее.

  2. Взрослый показывает детям одну картинку. Они рассматривают картинку, затем один ребенок придумывает рассказ. Задается вопрос: «Может ли быть продолжение у этого рассказа? Каким оно может быть? Что может произойти с героями этого рассказа?» Затем на доске выставляют всю серию из пяти картинок. При этом первая, третья и пятая картинки открыты, а вторая и четвертая закрыты. Дети составляют рассказ.

Открывают вторую картинку, и дети рассказывают. Наконец открывают все картинки, и группа из пяти детей составляет новый рассказ.

  1. На доске выставляют серию из четырех картинок. Первая и четвертая картинки открыты, остальные закрыты. Дети придумывают рассказ и название к нему. Затем рассказ составляется группой по всем картинкам.

Мы привели в пример только часть вариантов, которые можно использовать для составления коллективных рассказов по сериям сюжетных картинок.

Источник