Ребенок с нарушениями психического и физического развития

Ребенок с нарушениями психического и физического развития thumbnail
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Федотова И.В.

1

Быкова М.А.

1

1 ФГБОУ ВО «ВГАФК»

Обзор посвящен анализу особенностей психического и физического развития детей с нарушениями интеллекта. Отмечены недостатки физического развития и особенности двигательных навыков. Рассмотрена роль двигательно-координационных изменений, связанных с задержкой психического развития. Сделан вывод о возможном формировании у детей с нарушениями интеллекта изменений процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, замедленный темп развития локомоторных функций. Отмечен факт необходимости формирования специальной программы реабилитационных мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Описана роль действующего центра адаптивной физической культуры в совершенствовании процесса реабилитации детей с различными патологическими и предпатологическими состояниями. Указаны научно-методические подходы в работе центра, являющиеся новой мультидисциплинарной стратегией, нацеленной на осуществление научных исследований, быструю их трансляцию в практику, использование информационных технологий в управлении реабилитационным процессом, в том числе с созданием новых модулей кооперации педагога, ребенка и его семьи, а также подготовку кадров из числа студентов в рамках образовательного процесса.

дети с нарушениями интеллекта

особенности развития

реабилитация

1. Большевидцева И.Л. Анализ агрессивных проявлений у детей 10-12 лет с умственной отсталостью / И.Л. Большевидцева, И.С. Депутат // Вестник университета. – 2014. — № 1. – С. 45-48.

2. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. – М.: Асар, 2007. – 320 с.

3. Веневцев С.И. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры. – М.: Советский спорт, 2004. – 104 с.

4. Демьянов, Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практикум. – М.: Сфера, 2004. – 160 с.

5. Дробышева, С.А. Теоретические основы преподавания дисциплины «Адаптивное физическое воспитание». – Волгоград: ВГАФК, 2009. – 152 с.

6. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т. 2. Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов. – М.: Советский спорт, 2007. – 448 с.

7. Лубовский, В.И. Специальная психология: учебное пособие. – М.: «Академия», 2006. – 461 с.

8. Мозговой, В.М. Программа 5-11 классов коррекционно-образовательных учреждений VIII вида: учебное пособие. – 2000. – С. 179-223.

9. Назарова, Н.М. Специальная педагогика. – М., 2008. – 400 с.

10. Федотова И.В., Стаценко М.Е., Бакулин В.С. Предикторы успешной адаптации и дизадаптации в постспортивном периоде//Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 1. — С. 134.

11. Филина, В.И. Влияние занятий сюжетно-ролевой ритмической гимнастикой на развитие внимания учащихся начальных классов// Физическое воспитание и спортивная тренировка. — 2015. — № 2 (12). — С. 35-40.

12. Фомина Н.А., Ушакова М.Ю., Федотова И.В. Мультидисциплинарный подход к научно-методическому обеспечению деятельности центра АФК для детей с ограниченными возможностями здоровья//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.-2017.- №3.- с.74-77.

13. Фомина, Н.А. Интеллектуальное развитие ребенка в процессе музыкально-двигательной деятельности // Теория и практика физической культуры. — 2016. — № 10. — С. 62-65.

14. Хоботов, С.А. Программно-методическое обеспечение формирования координационных способностей у школьников с проблемами развития, проживающих в условиях Северных регионов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Хоботов Сергей Анатольевич. – Красноярск: КГПУ, 2006. – 21 с.

15. Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2007. – 464 с.

Для нарушения интеллекта свойственно стойкое недоразвитие психики. Отмечаются элементы недостаточного развития, а в отдельных случаях атипичное развитие психических реакций на различных этапах процесса познания. В первую очередь нарушается процесс восприятия. У данной категории детей оно поверхностно [9]. Снижена или вовсе отсутствует способность к сравнению и сопоставлению. Отсутствие целенаправленных приемов анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действия приводит к тому, что их деятельность приобретает непоследовательный и необдуманный характер [4]. Проблемы, связанные с аналитической и сравнительной характеристикой психических процессов, несомненно, могут сказываться и на способности концентрировать внимание. Психическое качество — внимание у детей с нарушениями интеллекта характеризуется рассеянностью. Для них свойственна слабость произвольного внимания – заинтересованность такого ребенка можно привлечь только с помощью ярких предметов, картинок. Вместе с тем, на продолжительное время сконцентрировать его внимание представляется весьма сложным [6].

Рассеянность внимания, нарушения процессов восприятия являются неотьемлимыми составляющими формирования такого качества иентеллекта как память. Ведущие процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у ребенка с нарушениями интеллекта имеют характерные черты, так как развиваются на болезненной основе. Для них свойственно лучшее запоминание внешних, иногда случайных зрительно воспринимаемых признаков. Сложнее ими понимаются и усваиваются внутренние логические связи [1]. Задержка в развитии детей с нарушениями интеллекта проявляется в познавательной деятельности, в особенностях их мышления. Дети не способны применять полученные знания и умения при изменении условий, обстоятельств, принимать решение в легко разрешимых ситуациях – все это вызывает затруднения. Специфика мышления ребенка с нарушениями интеллекта проявляется в отсутствии критики в отношении проделанной ими работы [4]. Воображение детей с нарушениями интеллекта отличает неполнота, отрывочность. Это происходит ввиду недостаточности жизненного опыта, слабости мышления. Следовательно, формирование воображения происходит на дефектной основе [2].

Следовательно, любые изменения привычной для ребенка обстановки могут стать факторами дизадаптивных изменений, способствующих формированию дизадаптивных моментов психоэмоционального характера. Отличительной чертой нарушений в эмоционально-волевой сфере у детей с нарушениями интеллекта является непостоянство эмоциональных проявлений. Состояние радости без видимых причин оборачивается апатией, подавленностью [1,8]. В связи с отсутствием взаимосвязанной работы между первой и второй сигнальными системами отмечаются нарушения речевой деятельности. У ребенка с нарушениями интеллекта отстают в развитии все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Наблюдаются сложности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В этой связи возникают всевозможные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения [7].

Психоэмоциональные изменения, лабильность психики, трудности в обучении и формировании познавательных навыков, непосредственно, могут быть взаимосвязаны с психомоторными особенностями, формирующимися у детей с нарушениями интеллекта. Психомоторное недоразвитие выражается в замедленном темпе развития локомоторных функций, ограниченности движений. Движения неловкие. Отдельно стоит отметить слабо развитые тонкие и точные движения рук, предметную манипуляцию, жестикуляцию и мимику [3]. Нарушения физического развития проявляются в: — отставании в длине и массе тела; — ожирении; — нарушении осанки; — деформации стопы; — нарушениях в развитии грудной клетки; — низких показателях жизненной емкости легких; — деформации черепа, лицевого скелета [5].

Проблемы физического характера у детей с нарушениями интеллекта способствуют формированию локомоторных нарушений. Отмечаются недостатки в развитии основных движений: — замедленность, неуклюжесть; — ограниченные амплитуды в беге, прыжках, метаниях; — отсутствие легкости и плавности; — излишней напряженности и скованности [5].

Отмечаются отклонения в развитии физических качеств: — отставание от нормативных значений в показателях силы мышц туловища и конечностей (на 15-30%); — быстроты двигательных действий (10-15%); — выносливости (20-40%), скоростно-силовых качеств (15-30%), гибкости (10-20%) [15]. Наличие недостатков физических качеств может способствовать формированию сложнокоординационных навыков.

На сегодняшний день главным расстройством двигательной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью считается нарушение двигательной координации. Движения любого уровня сложности создают у детей проблемы при выполнении. В виду органического поражения различных уровней мозговых структур, несогласованности работы между контролирующими и исполняющими органами, низкой сенсорной афферентации управлять всеми характеристиками одновременно ребенок с интеллектуальными нарушениями не в состоянии. Нарушения в координации движений обусловлены тем, что координационные способности изначально формируются на дефектной основе [3]. Нарушения координационных способностей имеют выражение в: неточности движений в пространстве и времени; — неспособности выполнять ритмические движения; — ошибках в дифференцировании мышечных усилий; — низком уровене способности к равновесию [14].

Следовательно, школьники с нарушениями интеллекта представляют собой группу детей, имеющих общие особенности, основной из которых является психофизический дефект. Нарушения интеллекта у них проявляются в их психомоторном недоразвитии. Отмечаются нарушения процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, замедленный темп развития локомоторных функций. В частности, низким является уровень развития координационных способностей.

Изучение вопросов адаптации/дизадаптации является важным звеном любого адаптационного процесса [10]. Очевидным становится факт необходимости формирования специальной программы реабилитационных мероприятий для детей с нарушениями интеллекта [13].

На базе Волгоградской государственной академии физической культуры при участии автономной некоммерческой организации социальной поддержки и развития физкультурно-спортивных инициатив «ИГРАЙ И ПОМОГАЙ» (г. Санкт-Петербург) в январе 2017 года начал функционировать Научно-практический центр адаптивной физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья «Без границ». Порядка 100 детей с диагнозами детский церебральный паралич, синдром Дауна, аутизм и другими заболеваниями уже начали заниматься (Таблица).

Таблица

Характеристика контингента центра адаптивной физической культуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья

             Хроническая патология

Частота встречаемости заболеваний, n

Колическтво человек, n

Врожденная миопия высокой степени

5

5

Сложный астигматизм

5

3

Сколиотическая болезнь 4 степени

5

5

Сколиотическая болезнь 3 степени

                 11

11

Сколиотическая болезнь 2 степени

                 31

27

Сколиотическая болезнь 1 степени

34

21

Юношеский артрит

1

1

Целиакия

1

1

Врожденная мышечная дистрофия

1

1

Врожденный порок развития позвоночника и спинного мозга

1

1

Атипичный аутизм

3

2

Задержка психического развития

8

8

Детский церебральный паралич

7

7

Тугоухость 2 степени, нарушения речи

4

4

Всего

117

94

Примечание: У некоторых детей отмечается наличие двух или нескольких хронических заболеваний одновременно

Среди диагнозов у детей имеются нарушения интеллекта. Разработаны авторские методики и оздоровительно-коррекционные программамы (гидрореабилитация, сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика, акробатика, йога, эстетическая гимнастика) [14,15]. Каждому ребенку помогает «наставник», обеспечивая индивидуальный подход к каждому занимающемуся (Рисунок).

Ребенок с нарушениями психического и физического развития

Рисунок

Процесс адаптивного физического воспитания детей и юношей, занимающихся в Центре происходит по следующим приоритетным направлениям:

— комплексная психолого-педагогическая, медико-биологическая и социальная оценка развития ребенка, уровня адаптационных возможностей организма до, в процессе и после завершения занятий;

— использование различных видов двигательной активности в рамках адаптивной физической культуры детей и подростков, имеющих различные патологические состояния;

— помощь социально незащищенным детям и подросткам.

Таким образом, научно-методические подходы в работе Центра являются новой мультидисциплинарной стратегией, нацеленной на осуществление научных исследований, быструю их трансляцию в практику, использование информационных технологий в управлении реабилитационным процессом, в том числе с созданием новых модулей кооперации педагога, ребенка и его семьи, а также подготовку кадров из числа студентов в рамках образовательного процесса.

Выполнение программы научно-методического обеспечения в рамках работы Научно-практического центра адаптивной физической культуры на базе ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры» позволит: совершенствовать систему адаптивного физического воспитания; повысить качество жизни и эффективность процессов социализации и реабилитации детей инвалидов, лиц с отклонениями в состоянии здоровья; увеличить двигательные возможности и физическую активность детей с отклонениями в состоянии здоровья; создать предпосылки для обеспечения равных возможностей в образовании и развитии детей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов; уменьшить количество инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, имеющих вредные привычки, в связи с приобщением их к здоровому образу жизни; изменить отношение общества к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями; существенно укрепить материально-техническую базу для детей-инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе с нарушениями интеллекта.

Библиографическая ссылка

Федотова И.В., Быкова М.А. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 3.;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17290 (дата обращения: 19.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник

    По официальным данным (Концепция обучения
    и воспитания, подготовки к жизни детей
    с недостатками умственного и физического
    развития) в Республике Беларусь в 1992
    году насчитывалось 315,8 тысяч детей с
    недостатками психического и физического
    развития, что составляло 12,2% от общего
    количества детей. Среди них дети:

    • с нарушениями слуха – 15 тыс. человек;

    • с тяжелыми нарушениями зрения – 106, 2
      тыс.;

    • с умственной отсталостью – 26,7 тыс.;

    • с тяжелыми нарушениями речи – 137,4 тыс.;

    • с задержкой психического развития –
      11,9 тыс.;

    • с нарушениями опорно-двигательного
      аппарата – 18,9 тыс.

    Все физические нарушения можно разделить
    на такие группы:

    • сенсорные (нарушения или аномалии в
      развитии зрения и слуха);

    • моторные (нарушения моторно-двигательного
      аппарата).

    1. Дети с нарушениями слуха и зре­ния.

    Всех детей с недостатками слуха делят
    на 2 группы:

    • глухие (неслышащие) дети — с тотальным
      (полным) выпадением слуха или остаточным
      слухом, который не может быть
      самостоя­тельно использован для
      накопления речевого запаса. Среди
      не­слышащих детей различают: а)
      неслышащих без речи (ранооглохших); б)
      неслышащих, сохранивших в той или иной
      мере речь (позднооглохших).

    • слабослышащие (тугоухие) дети с частичной
      слуховой недоста­точностью,
      затрудняющей речевое развитие, но
      сохраняющей возможность самостоятельного
      накопления речевого запаса при помощи
      слухового анализатора.

    Все причины и факторы нарушений слуха
    следует разделить на три группы:

    1. наследственная глухота или тугоухость;

    2. врожденное нарушение слуха (факторы,
      воздействующие на развивающийся плод
      во время беременности матери);

    3. приобретенное нарушение слуха (факторы,
      действующие на сохранный орган слуха
      ребенка в процессе его жизни).

    Глухие дети имеют глубокое стойкое
    двустороннее нарушение слуха. Глухота
    вызывает более медленное и протекающее
    с большим своеобразием развитие речи.
    Нарушение слуха и речевое недоразвитие
    влекут за собой изменения в развитии
    всех познавательных процессов ребенка,
    в формировании его волевого поведения,
    эмоций, чувств, характера и других сторон
    личности (Лубовский В.И. и др., 2003).

    У слабослышащих детей недостатки слуха
    приводят к замедлению в овладении речью,
    к восприятию речи на слух в искаженном
    виде.

    Потеря слуха у позднооглохших детей
    может быть разной. У них может появиться
    тяжелая психическая реакция на то, что
    они не слышат многие звуки или слышат
    их искаженными, не понимают обращенную
    к ним речь. Иногда это ведет к полному
    отказу ребенка о общения и даже к
    психическому расстройству. Проблема
    состоит в том, чтобы научить ребенка
    воспринимать и понимать устную речь.

    Всех детей со стойкими дефектами зрения
    делят на 2 группы:

    • слепые (незрячие) дети — с полным
      отсутствием зрительных ощущений или
      сохранившимся светоощущением либо
      остаточ­ным зрением;

    • слабовидящие дети.

    Как отмечает В.И.Лубовский (2003), глубина
    и характер поражения деятельности
    зрительного анализатора сказываются
    на развитии сенсорной системы, определяют
    ведущий тип познания окружающего, его
    точность, полноту образов внешнего
    мира. Дети с нарушением зрения различаются
    по способам ознакомления с окружающим,
    по способам осуществления деятельности,
    так же как и по способам контроля за ее
    выполнением.

    Огромную роль в психическом статусе
    детей и взрослых с нарушением зрения
    имеет время появления дефекта. Чем
    раньше возник дефект, тем больше он
    сказывается на формировании психики.

    Тяжелые нарушения зрения оказывают
    негативное влияние на развитие
    познавательных процессов (уменьшается
    количество информации, изменяется ее
    качество). Значительные изменения
    происходят в физическом развитии:
    нарушение точности движений, их
    интенсивности, становится специфической
    ходьба и другие двигательные акты,
    существенно осложняется и затрудняется
    общение, нарушается игровая деятельность

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник