Ребенок с дцп развитие ходьбы

Ребенок с дцп развитие ходьбы thumbnail

В ряде случаев у детей с церебральным параличом двигательная недостаточность проявляется в нарушениях равновесия и координации движений. При некоторых формах заболевания затруднено выполнение всех произвольных движений главным образом из-за насильственных, непроизвольных движений – гиперкинезов. До поступления ребенка в школу важно сформировать у него возможно более правильную и устойчивую походку. Если ребенок при ходьбе судорожно сгибает руки, опускает голову, втягивая ее в плечи, то его необходимо водить, стоя сзади с поддержкой за разогнутые назад руки. В такой позе он должен развернуть плечи и поднять голову. Иногда приходится с силой разгибать руки в локтевых суставах и фиксировать. При дальнейших упражнениях в ходьбе руки, отведенные назад, следует расслаблять, потряхивая, покачивая из стороны в сторону и вперед-назад, и привносить, таким образом, правильные координационные соотношения в движениях рук и ног. У детей с церебральным параличом основные трудности в сформированной ходьбе зависят от ряда причин. Существуют конкретные приемы для их устранения или ослабления.

1. Нарушение опороспособности ног. У некоторых детей задерживается подошвенный рефлекс. Он проявляется даже в старшем возрасте настолько сильно, что любое прикосновение к стопе вызывает сильное и длительное сгибание пальцев. Преодолевать это нужно следующими приемами:

а) Ребенок лежит на кушетке. Взрослый сгибает его ногу в коленном и тазобедренном суставах правой рукой, а левую подносит к стопе, мягко нажимая на нее и препятствуя сгибанию пальцев.

б) Самостоятельно сгибая ногу и затем разгибая, нажать стопой на ладонь взрослого, стараясь не сгибать пальцы (взрослый проводит мягким движением руки по пальцам ноги ребенка).

в) Сгибать ноги и ставить на кушетку, не сгибая пальцев (если не получается, взрослый помогает ребенку разогнуть пальцы ног).

г) Взять детский стульчик, сесть и выполнить следующие упражнения:

потопать (в определенном ритме приподнимать по очереди стопы над полом и резко их опускать);

постучать (приподнимать и опускать поочередно переднюю часть стопы, опираясь на неподвижную пятку);

погладить коврик стопой (слегка сгибая и разгибая ногу в коленном суставе, плавно водить ногой по коврику);

прокатывать канат (опустив ноги на канат, касаться пола поочередно пальцами и пятками).

д) Опороспособность нарушается из-за слабости мышц, расположенных на тыльной поверхности стопы. Слабость мышц, особенно с наружного края (приподнимающих наружный край стопы), является причиной отвисания вниз наружного края стопы или всей стопы. Проверить это можно так: положить ребенка на спину и попросить его спокойно полежать с выпрямленными ногами. Если часть стопы со стороны мизинца опущена и как бы повернута внутрь, то тогда ребенку будет трудно приподнимать ее над полом во время ходьбы, она как бы “тянет” ногу.

Для укрепления опороспособности рекомендуется ежедневно проводить массаж стопы (тыльной поверхности) и движения стопой.

В положении лежа на спине с прямыми ногами, разведенными на расстояние до 10-15 см (под головой высокая подушка, чтобы ребенок мог видеть свои ноги), глядя на стопы, производить сгибание и разгибание пальцев (стопы в исходной позиции тыльно согнуты, т. е. Приподняты кверху, к себе). Если ребенок не может удерживать ноги в данном положении, нужно ему помочь, подкладывая под стопы мягкий валик, поддерживая рукой. Следует проделать упражнения:

тыльно согнуть ногу и удержать 2-3 с. Свободно и равномерно опускать стопу, затем вновь приподнять к себе и удерживать 2-3 с;

тыльно сгибая стопу, коснуться мизинцем ноги игрушки, подвешенной сбоку;

тыльно сгибать стопу к игрушке, преодолевая сопротивление, которое оказывает взрослый мягким нажатием на ее поверхность;

сидя на стуле, с полной опорой ступней о пол, приподнимать пальцем переднюю часть стопы (опора на пятку) и опускать до полной опоры о пол;

сидя на стуле, приподнять стопы до опоры на пятку, развести в стороны, опустить, скольжением по полу довести до передней линии и вновь приподнять;

сидя на стуле, приподнять стопу, дотронуться до подвешенного на веревке мяча, подтолкнуть его вверх.

е) Рекомендуется ходьба по наклонной плоскости; ходьба с перешагиванием через положенные на полу предметы (высота 10 см от пола); ходьба вверх по лестнице; лазанье по гимнастической стенке.

2. Часто слабость мышц, приподнимающих стопу над полом, сочетается с повышением тонуса в подошвенных сгибателях стоп. В таком случае ребенок ходит, опираясь больше на переднюю часть стопы, иногда совсем не опускается на пятку. Чтобы укрепить мышцы стопы, целесообразно проводить занятия на фоне медикаментозного лечения, а также физиотерапевтические процедуры, горячие укутывания. В более стойких случаях можно применять гипсовые повязки. Все виды лечения назначает лечащий врач в зависимости от состояния ребенка.

Упражнения для занятий по развитию и нормализации движений необходимо подбирать по совету врача.

3. При повышении тонуса мышц, приводящих бедро к средней линии, трудно выносить ногу вперед. Происходит легкое сгибание опорной ноги, сопровождаемое коротким пришаркиванием при пересечении вертикальной линии маховой ногой (той, которая в данный момент выносится вперед для шага); шаг укорачивается. При этом характерно стаптывание средней части ботинка и каблука.

4. Затруднения в ходьбе и при выполнении других движений могут быть вызваны нарушением или недоразвитием функции равновесия. Затруднения в сохранении равновесия задерживают начало самостоятельной ходьбы, обусловливают неустойчивость опоры на одной ноге. Ребенок передвигается, почти не отрывая ног от пола, при этом страдает не только походка: заметно изменяется точность, темп, ритмичность движений, связанных с быстрой сменой исходных положений, играми с бросанием и ловлей мячей, с любыми предметными действиями при перемещении в пространстве. Упражнения, направленные на совершенствование функции равновесия – это прежде всего тренировки в сохранении поз при быстрых изменениях положения:

из положения лежа на спине перевернуться на живот, встать на колени, на стопы (сначала можно с опорой на стул, диван). Плавно повторить движения в обратном порядке;

из положения сидя на низком (высоком) стуле встать, сохраняя равновесие. Выполнить это упражнение с преодолением сопротивления, которое взрослый оказывает давлением на плечи ребенка.

Проводятся упражнения для тренировки равновесия при сохранении определенной позы:

в положении лежа (на спине, на животе, на боку) пытаться сохранить исходное положение общим напряжением мышц, сопротивляясь толчкам взрослого в бок, в плечо (вначале взрослый производит легкое подталкивание, которое постепенно усиливается);

сидя на стуле, попытаться сохранить исходное положение, сопротивляясь подталкиваниям взрослого за плечи, туловища и наклонам;

сохранять исходное положение, стоя на коленях, стоя на четвереньках, сопротивляясь подталкиваниям взрослого;

стоя на полу, ноги параллельны и слегка разведены, сохранять это положение, сопротивляясь подталкиваниям взрослого.

Равновесие тренируется в том случае, когда уменьшается или повышается площадь опоры. Для тренировки можно проделать следующие упражнения: ходьба вдоль веревочного круга по начерченному коридору, по наклонной доске, по скамейке; ходьба с перешагиванием через положенные на полу кубики, кегли, бруски; ходьба с перешагиванием через натянутую над полом веревочку, положенные на полу предметы; ходьба по разному грунту: траве, песку, щебню. Перед поступлением в школу нужно тренировать детей в устойчивости при ходьбе по лестнице вверх и вниз, при поворотах, наклонах.

Источник

Физические упражнения — это основа реабилитации детей с двигательными нарушениями в комплексной терапии. Упражнения направлены: на увеличение объема движений; улучшение моторных функций; на предотвращение неправильных поз; уменьшение влияния патологических рефлексов за счет активации установочных рефлексов, и правильного положения тела с фиксацией конечностей. Также, за счет упражнений у ребенка увеличивается выносливость, укрепляется мышечный корсет, улучшается жизненный тонус.

Коррекция двигательных возможностей

При систематическом выполнении упражнений, улучшается спастическое состояние мышц, увеличивается подвижность суставов, за счет чего снижается повышенный тонус мышц. Это приводит к обратной связи в ЦНС, в связи с чем мозг получает правильные сигналы тело-голова-тело, что приводит к улучшению в двигательном развитии детей с ДЦП.

Читайте также:  Развитие личности ребенка это в педагогике определение

Обычно в процессе тренировки соблюдается порядок двигательного развития ребенка, но, как показывает практика, не все дети проходят промежуточные этапы. Есть дети, которые, не научившись ползать, научились ходить. Также есть дети, которые плохо держат голову, но могут стоять и даже самостоятельно передвигаться как ползком, так и на ногах. И это не мешает ребенку вернуться на ступень назад и научиться выполнять промежуточные этапы позже, несмотря на то, что он «перескочил» данный этап и выполняет функционал, не соблюдая порядок двигательного развития. И задача наших специалистов научить или подготовить ребенка к тем двигательным действиям, к которым он на данный момент готов.

Как научить ребенка с ДЦП держать голову

Подъем головы лежа на спине очень важный элемент в двигательной реабилитации детей с ДЦП. Дети, которых не могут держать голову, с трудом выполняют и другие упражнения. Поэтому умение держать голову очень важно для дальнейшего двигательного развития. Существует множество способов для контроля головы. Это подъем головы на мяче из положения лежа на спине, подъем с твердой поверхности из положения лежа на спине, подъем головы с помощью валика подложенного под грудь и плечи ребенка, подъем головы из положения лежа на животе, заинтересовывая ребенка игрушками. Очень важно использовать любую возможность укладывать ребенка на живот!!! Через не хочу, через нежелание, заинтересовывая чем угодно, пусть по чуть-чуть, но постоянно. Это основа основ! Вы сами удивитесь насколько ребенок окрепнет и станет со временем лежать дольше и охотнее. И ребенку будет гораздо легче перейти на новый уровень — перевороты.

Как научить ребенка с ДЦП переворачиваться

Если ребенок плохо держит голову, перевороты будут даваться ему намного труднее, поэтому при контроле головы нужно отрабатывать и перевороты. Перевороты со спины на живот выполняются за счет использования рук. Руки ребенка поднимаются кверху, сжимается предплечье или плечо, и легким нажатием за счет вращения плеча происходит переворот корпуса и бедра. Этот способ больше подходит для старших деток. Более легкий способ переворотов, который актуален для маленьких детей, это перевороты за счет нижних конечностей. Сжимаем колени ребенка руками, перекрещиваем ноги, верхнее бедро устремляем в противоположную сторону, т.е. если нога левая, переворот будет вправо. Вращение бедренного сустава, повлечет за собой переворот корпуса и таза. Когда ребенок много и долго лежит на животе, ему легче научится переворотам и получать от этого удовольствие. Он понимает, что может перемещаться таким образом, принимать более удобную для себя позу. И он готов к следующему этапу — ползание.

Отработка навыков ползания детей с ДЦП

Отработка навыков ползания детей с ДЦП

Ползание на четвереньках – это основа вертикализации. Очень часто дети с высокой спастикой в ногах овладевают навыками ползания на животе по пластунски. Весь упор у них идет на верхний корпус и руки, и отталкиваясь кончиками пальцев ребенок делает рывок вперед, падая вниз лицом, и после этого высвобождая руки для следующего «ползка». Более лёгкое перемещение в пространстве — это ползание на четвереньках. Для начала нужно отрабатывать упор на руки. Когда руки ребенка окрепнут, ему будет легче подтягивать ноги и вставать на колени, и можно будет отрабатывать с помощью взрослого перемещение в позе на четвереньках. Перемещая одновременно вперед руку и противоположную ногу, т.е. правая рука — левая нога, затем левая рука — правая нога. Большим подспорьем при отработке ползания являются туторы на руки, которые фиксируют руку в прямом положении. Но здесь очень важно подобрать правильный размер и правильно зафиксировать руку. Этот этап у ребенка с ДЦП может затянуться на годы, и поэтому многие дети переходят на следующие этапы, толком не научившись ползать. Причем «застрять» на уровне ползания ребенок может надолго не в силу физических причин, а потому что мозг еще не созрел, и нужен толчок, обратная связь от вертикализации в пространстве.

Упражнения на равновесие

Равновесие, баланс или удержание позы ребенка в пространстве — это все одно и тоже. Всё сводится к свободному переносу веса тела с ноги на ногу, с руки на руку или с рук на ноги и обратно. В каждом положении тела мы должны удерживать равновесие — это одно из самых важных и необходимых навыков человека. Развить его можно многими упражнениями и тренажерами. Самый доступный и распространенный тренажер — балансир, который представлен во множестве вариантов. В виде балансировочной доски — на ней можно, стоя на четвереньках, качаться влево и вправо, или, развернув ребенка, вперед-назад. Также и стоя на ногах. Балансир в виде надувного диска — переминание с ноги на ногу, работа стопами, перенос веса тела с носков на пятки и тому подобное. Главное — научить ребенка работать тазом отдельно от плеч.

Как детям с ДЦП правильно садится и сидеть

Если больной не может правильно сидеть, то он не сможет правильно ходить. Умение сидеть означает, что ребенок сможет выполнять основное шаговое движение во время ходьбы, при этом сохраняя статическое и динамическое равновесие. Задача как родителей, так и специалистов, правильно усаживать ребенка. Чтобы ребенок сидел ровно, нужно предварительно снизить тонус нижних конечностей, опустить ноги со стула, добиться балансировки, следить за тем, чтобы спина была ровной

Как контролировать походку детям с ДЦП, у которых колени выгнуты назад (рекурвация)

При рекурвации ослаблены мышцы задней части бедра (хамстринг группа). Эти мышцы необходимо укреплять. Можно лежа на спине сгибать ногу, чтобы пятка касалась ягодицы. Затем можно тоже выполнять с утяжелителем. Такой же подъём ноги можно выполнять стоя, только необходимо следить, чтобы колено смотрело вниз и опорная нога не уходила в рекурвацию. Также ребенка необходимо приучать стоять и ходить с подсогнутыми в коленях ногами. И необходимо использовать специальные ортезы.

двигательная коррекция дцп 1

Для чего нужно тренировать позу «стояние на коленях»

Методы: стояние на двух коленях; стояние на одном колене.

Поза «стояние на коленях» — это переходное положение между позой на четвереньках и стоянием на ногах. Ребенок в положении на коленях учится удерживать свой вес и баланс с помощью бедер и прямой спины. Это одно из звеньев перехода с позы сидя в позу стоя. Это основа будущей вертикализации и прямохождения.

Тренировка ребенка с ДЦП прямостоянию

Правильное выполнение позы стоя — это основа будущей ходьбы и возможность научиться контролировать бедренные и коленные суставы. Правильная статическая поза — стоя — это когда ноги выпрямлены, корпус прямой, плечи и бедра на одном уровне. Есть динамическая поза стоя — это когда голова, конечности и корпус могут произвольно осуществлять движения и держать равновесие. Существует тренировка позы стоя с поддержкой за две руки, за одну руку. При этом есть большая разница — опора находится впереди ребенка или с боку от него. Также необходимо тренировать ребенка с поддержкой за таз и постепенно уводить поддержку вниз к стопам, т.е. постепенно переставляем руки вниз.

Если ребенок может сохранять равновесие, как статическое, так и динамическое, он готов к упражнениям, направленным на ходьбу.

Упражнения, направленные на ходьбу

Способы тренировки: инструктор держит ребенка за бедра и помогает ребенку вращать таз вправо и влево для того, чтобы запустить шаговые движения, и чтобы ребенок ощущал свои действия и переменный вес на опорные ноги. Также можно добиться шаговых действий с помощью фиксации и движения плеч ребенка.

Читайте также:  Двухмесячный ребенок развитие что нужно

двигательная коррекция дцп

Двигательная коррекция ДЦП

направлена на улучшение и исправление существующих функций, таких как: неправильный захват кисти, неправильная походка, отсутствие координации при ходьбе, гиперкинезы при напряжении во время осуществления какого-либо двигательного функционала. Коррекция двигательных нарушений детей с ДЦП проводится двумя путями: индивидуально и в групповых занятиях. ЛФК для детей с ДЦП составляется индивидуально, также индивидуально проводятся массаж и логопедические занятия. Групповые занятия направлены на социализацию детей.

Медицинский центра «Сакура» принимает пациентов из всех регионов страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска, Уфы, Казани и других.

Источник

Роль родителей в успешной реабилитации ребенка с ДЦП исключительно велика.

Роль родителей в успешной реабилитации ребенка с ДЦП
исключительно велика. Каждодневные усилия мам и пап помогают правильному
формированию суставно-связочного аппарата ребенка, развивают моторику,
укрепляют мышцы.

Главное условие эффективности родительской помощи –
постоянство, периодичность и дозированность усилий. Занятия с ребенком, больным
ДЦП, должны быть каждодневными. Рекомендации касательно интенсивности и
продолжительности упражнений можно получить у лечащего врача. Публикуемые ниже
советы носят общий характер и не должны восприниматься как детальная инструкция
по реабилитации всех детей с церебральным параличом.

Как научить
ребенка с ДЦП держать голову поднятой?

1. Положите ребенка на горизонтальную поверхность на живот,
лицом вниз. Малыш постарается приподнять голову и плечи – это естественная
реакция. Слегка прижмите плечи и грудь ребенка к опорной поверхности, и он
постарается поднять голову.

Если ребенок не пытается приподнять верхнюю часть из
положения «лежа на животе», положите ему под грудь и плечи подушку или
сложенное полотенце – так, чтобы голова оказалась на весу. Для страховки
придерживайте голову малыша, подставляя ладонь под лоб.

Повторите упражнение несколько раз, понемногу
увеличивая время самостоятельного удержания ребенком головы. Так тренируются
мышцы спины и шеи.

2. Уложите ребенка на спину на плоскую поверхность.
Аккуратно и осторожно возьмите его за руки и немного приподнимите, подтягивая к
себе – до положения полусидя. Так же медленно верните ребенка в исходное
положение. Это упражнение тренирует мышцы, сгибающие шею вперед и
обеспечивающие свободу движений головой.

 

Научите ребенка с
ДЦП опираться на руки

Умение ребенка, страдающего церебральным параличом,
опираться на руки и держаться руками, относится к важнейшим. Комплекс опорных навыков
необходим для выполнения сложных моторных задач: усаживания, вставания, ходьбы,
перемещений ползком и т.д.

Вставая из положения «лежа на животе», ребенок должен
научиться сначала опереться на руки, согнутые в локтевых суставах; после –
подтягивать ноги, сгибая их в коленных и тазобедренных суставах; затем
поднимать поясницу; потом переносить вес тела на поочередно выпрямленные руки и
выполнять последующие движения.

Для выработки умения опираться на локти подберите
нетолстую подушку и валик, подложите ребенку под грудь и плечи. Высота подушки
должна быть такой, чтобы малыш мог без труда опереться на согнутые в локтях –
но не выпрямленные полностью! –  руки.

По мере наработки навыка сделайте подкладку достаточно
высокой – чтобы ребенок мог опереться на распрямленные руки. Следите за
положением кистей рук встающего! Больным детям свойственно сжимать кисть в
кулак. Научите малыша опираться на развернутую ладонь с расставленными
пальцами. Придерживайте его корпус, чтобы нагрузка на руки были симметричной.

Держать равновесие при подъеме из положения «лежа на
животе» помогают упражнения на гимнастическом шаре. Уложите ребенка животом на
шар так, чтобы он свободно доставал пола руками. Приподнимите его ноги: центр
тяжести сместится вперед, и ребенок обопрется на руки. Держа ноги ребенка
приподнятыми, слегка подталкивайте его вперед и назад. Так малыш научится
«шагать» руками, что впоследствии поможет ему сохранять равновесие во время
вставания.

Когда руки ребенка окрепнут, а навык удержания тела с
опорой на руки выработается, переходите к обучению вставанию с опорой на стул.

 

Учим ребенка с
ДЦП поворачиваться и переворачиваться

1. Положите ребенка на спину. Мягко и плотно охватите
ногу малыша ниже колена (ближе к голеностопному суставу), согните конечность в
коленном и тазобедренном суставах. Держа ножку согнутой и подведя свободную
руку под ягодицу, осторожно перекатывайте ребенка в сторону распрямленной ноги.

Ответной реакцией на воздействие должно стать
приподнимание ребенком головы и самостоятельный поворот верхней части туловища
вслед за перемещениями таза и ног. При необходимости можно помочь ребенку, взяв
его за руку. Однако ощутимо тянуть малыша за руку не нужно: цель упражнения –
выработка навыка самостоятельного переворачивания.

Переворот из положения «лежа на животе» в положение
«лежа на спине» осуществляйте в обратной последовательности: держа ножку за
голень, согните ее в колене и тазобедренном суставе и, придерживая другой рукой
таз, медленно переворачивайте ребенка на спину. При выполнении упражнения малыш
учится приподниматься на руках и самостоятельно поворачивать корпус вслед за
движением ног и таза.

2. Для отработки поворота из положения «лежа на боку»
следует одной рукой придержать плечо ребенка, другой – слегка подтолкнуть таз
вперед, переворачивая малыша на живот. Ребенок должен приложить усилие для
доворота верхней части туловища.

Чередуйте направления движений в упражнении.

Обучение ребенка
с ДЦП садиться и устойчиво сидеть

Садиться на скамью ребенку с церебральным параличом
проще, чем усаживаться на пол. Однако при наличии мышечных спазмов у детей с
ДЦП усаживание и сидение на стуле оказывается проблематичным и требует
отработки.

В качестве тренировочного предмета можно использовать
одну или несколько плотных диванных подушек.

1. Сидя на полу, поставьте ребенка лицом к себе. За
спиной у ребенка положите диванную подушку. Одной рукой придерживайте его под
ягодицы, одновременно помогая согнуть ноги в коленях. Другой легонько нажимайте
на грудь так, чтобы малыш медленно опустился на подушку. Цель упражнения –
научить ребенка мягко опускаться из положения «стоя» в положение «сидя».

2. Встаньте на колени и опустите тело на пятки. Ребенка
поставьте спиной к себе так, чтобы его стопы находились слева и справа от одного
из ваших колен. Усадите малыша к себе на бедро так, чтобы его спина прижималась
к вашему туловищу. Теперь собственно упражнение: придержите ребенка за бедра
обеими руками и подайте свой корпус вперед, наклоняя ребенка и одновременно
помогая ему встать.

Упражнение это трудно дается ослабленным детям, поэтому
повторяйте его сериями по нескольку подходов, с достаточным отдыхом между
сериями.

3. Сядьте на одеяло, расставьте ноги, усадите ребенка
перед собой спиной к себе. Поддерживайте его с двух сторон коленями, не давая
завалиться набок. Помогите ему опираться на ваши ноги руками. Привлекая его
внимание, заставьте малыша самостоятельно поворачиваться вслед за движениями интересующего
его объекта.

4. Сидя в прежнем положении, положите перед ребенком
большой мяч (либо надувную или мягкую игрушку). Когда ребенок возьмется за мяч
руками, приподнимите его так, чтобы малыш оказался в устойчивом сидячем
положении.

Приучая ребенка сидеть на стуле, выбирайте модель с подлокотниками.
Высота стула должна быть такой, чтобы каждого из суставов (голеностопного,
коленного и тазобедренного) составлял 90 градусов.

 Учим ребенка с
ДЦП двигаться и ходить

Движение человека осуществляется ритмично при помощи
различных моторных функций. Если у ребенка с ДЦП не развить способностей к
поддержанию равновесию и умения слаженно и последовательно двигать конечностями
и туловищем, ходить он будет с трудом. Вот почему так важно дать малышу:

Читайте также:  Раннее развитие ребенка по комаровскому

— навыки постуральной адаптации, то есть умение держать
осанку, принимать устойчивое положение и использовать руки для защиты от
падения;

— способность к самостоятельному перемещению своего
тела и ношению предметов;

— умение взаимодействовать с окружающей средой, то есть
осмысливать информацию, получаемую от сенсорных органов.

Если ваш малыш научился ходить, опираясь на ваши руки,
можно начинать обучение самостоятельному хождению. Для этого встаньте на колени
позади ребенка (можно сесть на низкую скамью на колесиках), охватите бедра (не
поясницу!) малыша руками и придайте ему легкий вращательный импульс в одну и в
другую сторону, побуждая сделать шаг левой или правой ногой.

Важно следить, чтобы малыш не прислонялся спиной и
плечами ни к вам, ни к опорам. Это упражнение тренирует способность удерживать
равновесие в положении «стоя», учит делать шаги. Приступать к обучению
самостоятельному хождению следует после того, как ребенок с ДЦП научится
садиться из положения «стоя» — это поможет ему справляться с усталостью.

Ползать – раньше,
чем ходить

 Желание ползать у ребенка, больного детским
церебральным параличом, нужно стимулировать. Отнесите игрушку, привлекающую
внимание ребенка на полметра или метр от малыша – и он постарается дотянуться
до нее самостоятельно. Чтобы облегчить выполнение задачи, можно сделать игровую
площадку наклонной, а игрушку класть ниже по склону.

Помогая ребенку ползти, вы можете приподнять ему
движущуюся вперед ногу, чтобы облегчить ее сгибание. Однако не делайте упора
для стоп! Рефлекторное выпрямление конечности вряд ли поможет малышу слаженно
двигаться.

Если ползание не дается ребенку, помогите ему
дополнительными занятиями. Сядьте на пол, протяните ноги вперед. Малыша уложите
поперек ваших ног так, чтобы голову он держал на весу, а руками упирался в пол.
Положите перед ним игрушку – он потянется к ней рукой. Передвиньте игрушку чуть
дальше – и он постарается дотянуться до нее.

Для тренировки мышц плечевого пояса, задействованных в
ползании, положите ребенка грудью на валик или мяч. Размер валика или мяча
следует подобрать так, чтобы малыш уверенно опирался руками о твердую
поверхность и мог прилагать усилия к передвижению. 

Научите ребенка с
ДЦП удерживаться стоя на коленях

Неумение держать равновесие и спазм мышц-сгибателей
заставляют ребенка с ДЦП принимать неестественное положение при необходимости
встать на колени. Тренировочные упражнения, проводимые родителями, позволяют выправить
осанку и научить ребенка устойчиво стоять на коленях.

Упражнение удобно проводить, сидя на полу с согнутой в
колене ногой. Вам будет легче, если вы обопретесь поясницей и спиной на
боковину кресла. Ваша согнутая нога послужит опорой для ребенка. 

Поставьте малыша на колени лицом к вашей согнутой ноге,
причем как можно ближе. Дайте ему взяться руками за ваше колено. Одной рукой
придерживайте ребенка в области талии, чтобы он стоял вертикально. В другую
руку возьмите игрушку и привлеките внимание малыша.

По мере наработки навыка проводите тренировку возле
низкого столика, пуфика, стула. Контролируйте положение ребенка: его коленные
суставы должны быть согнуты под прямым углом, бедра и спина – выпрямлены. 

Первое время малыш будет удерживать себя усилием рук. В
дальнейшем постарайтесь отодвигать опору для рук от малыша, воспитывая в нем
умение стоять на коленях без дополнительной поддержки.

 

Учим ребенка с
ДЦП самостоятельно вставать

Чтобы уверенно вставать из любого положения, ребенок,
страдающий ДЦП, должен научиться использовать мышцы ног, особенно ягодицы и разгибатели
коленей. Он должен уметь удерживать центр тяжести в проекции между двумя
ногами. 

Удобней всего учить ребенка вставать с ваших колен.
Встаньте на колени, опуститесь ягодицами на пятки. Посадите себе на колени
ребенка – так, чтобы его стопы стояли на полу, а коленные суставы сгибались под
прямым углом. Перед ребенком поставьте стульчик с какой-нибудь игрушкой на
сиденье. Обратите внимание малыша на игрушку, и когда он потянется к ней,
помогите ему встать. Для этого обхватите таз ребенка руками и перемещайте его
вперед и вверх. В конце упражнения ноги малыша должны быть полностью
выпрямлены.

Вскоре ребенок научится вставать самостоятельно с
опорой рук на стул. Отодвиньте стульчик с игрушкой подальше и продолжайте
тренировки. Ваш ученик научится вставать без опоры на руки, и одновременно с
подъемом будет делать шаг вперед.

Учим ребенка с
ДЦП вставать, нагружая ноги поочередно

Поднимаясь из положения «лежа на животе», человек сначала
встает на одно колено, после другую ногу ставит стопой на поверхность,
переносит на нее вес тела – и так встает, нагружая в наибольшей степени опорную
конечность и сохраняя равновесие за счет напряжения мышц брюшного пресса и
спины.

Таким образом, ребенку с церебральным параличом нужно
иметь достаточно развитую мускулатуру туловища для
освоения сложного алгоритма вставания. Для выработки умения переносить вес тела
на одну ногу, выполняйте упражнения:

1. Встаньте на колени или присядьте, ребенка поставьте
перед собой на колени. Подхватите его подмышки и медленно раскачивайте из
стороны в сторону так, чтобы вес тела нагружал то одну, то другую ногу. Для
усиления эффекта помогите малышу держать руки расставленными в стороны. То же упражнение проделать в положении «стоя».

2. Положите ребенка на правый бок. Одной рукой
подхватите его левую ногу ниже колена, другой рукой придержите его за талию.
Движением руки согните его левую ногу в тазобедренном суставе так, чтобы
согнутое колено сместилось вперед. Рукой, лежащей на талии, осторожно
подтолкните ребенка вперед, чтобы колено левой ноги уперлось в пол. Зафиксировав
положение, вернитесь в исходную позицию. После нескольких повторений проделайте то же упражнение
с другой ногой.

3. Для тренировки аддукторов и абдукторов (мышц,
сводящих ноги воедино и раздвигающих ноги в стороны) используйте гимнастический
мяч (сжимание мяча коленями в положении «сидя») и резиновую ленту (растягивание
ленты, стягивающей ноги в области колен).

Ребенок с ДЦП уверенно
стоит, но не ходит. Что делать?

Стойкие спазмы мышц при детском церебральном параличе
могут затруднить или даже сделать невозможным самостоятельное пешее
передвижение больного ребенка. В подобных случаях родителям следует
практиковать лечебный массаж и гимнастику. Постоянно и методично выполняемые
упражнения на сгибание ног в суставах, а также растягивание мышц и связок не
могут не дать результата.

Если ребенок достаточно хорошо ориентируется в
пространстве, позвольте ему управлять трехколесным велосипедом или педальным
автомобилем. Чтобы ноги держались на педалях, используйте специальные крепления
(стремена), либо нетуго привязывайте стопы ребенка к педалям.

Используйте тренажеры с ременными подвесами для
больного. Охватывая ноги и корпус, ремни не стесняют движений и позволяют
имитировать шаги. Подойдут для тренировок и педальные швейные машины. Удобны и
педальные автомобили, имеющие сзади рукоятку и руль. Такой игрушкой управляет
взрослый, в то время как ноги ребенка движутся вместе с маятниковыми педалями.

Что делать, если
ребенок с ДЦП не ходит самостоятельно?

Продолжайте тренировки с поддержкой ребенка. Полуобняв
малыша сзади, позвольте ему опереться на вас спиной. Удерживая рукой то одно,
то другое колено, поочередно делайте шагательные движения его ногами.
Тренируйте его чувство равновесия и способность стоять. Научите ребенка
переносить тяжесть с ноги на ногу и уверенно стоять, ослабив нагрузку на одну
ногу. Показывайте малышу шаги не только вперед, но и назад, и в сторону.

Источник