Ребенок развитие поднимается по ступенькам
Богданова Н.В.,
детский психолог, психоаналитик
Лестничные ступени необыкновенно притягательны для малышей. Они без страха
и устали могут карабкаться вверх и спускаться вниз. Малыш, находясь у подножья
лестницы, уверен, что просто обязан принять вызов и покорить очередную вершину.
Взбираясь по ступенькам, ребенок не только получает возможность почувствовать
себя умелым, ловким и бесстрашным, но и приобретает новый опыт.
Единственное
условие освоения «вертикального мира» — оно всегда должно проходить
под присмотром взрослых.
С тех пор как 9-месячный Никита начал ползать, его самое сильное желание
— взобраться вверх по лестнице. Это и в самом деле отличное место для того,
чтобы проверить свои возможности, и с удивлением увидеть, что с высоты
все выглядит совсем иначе, а мама смотрит на тебя снизу вверх. Для годовалого
ребенка лестница — отличное приспособление для игр и средство, благодаря
которому он может попасть в ранее недосягаемый мир. Лестница — это вызов
физическим возможностям малыша. Ступенька за ступенькой укрепляются мышцы,
усложняются нейронные связи, возрастает способность адаптироваться к условиям
окружающего мира.
Малыш стоит у подножья лестницы и внимательно ее изучает. Он садится,
встает, поворачивается, наклоняется, встает на цыпочки. Впервые «покоряя» вершину,
ребенок скорее ползет, чем карабкается: он опирается на кисти рук, ступни
ног, колени, локти и даже живот. Довольно утомительное приключение. Постепенно
мышцы укрепляются, и малыш перестает использовать животик в качестве опоры.
Несмотря на все сложности, дети получают огромное удовольствие от этого
вида передвижения. Когда ребенок карабкается по лестнице, его мышцы задействованы
иначе. Это вызывает новые ощущения, заставляет тело «думать» на
решением двигательной задачи. Гордость малыша достигает апогея в тот момент,
когда он добирается до верха. Но у победы есть и оборотная сторона. Любимая
игрушка осталась внизу и малыш, после некоторого раздумья, устремляется
к новой цели. Но поскольку маленький ребенок не осознает, что такое пустота,
и не в состоянии оценить глубину, находящегося под ним пространства, он
может начать спускаться головой вниз. А это может обернуться падением.
Чтобы не допустить «ныряния» вниз головой надо научить малыша
спускаться. Поначалу ему может быть страшновато ощущать пустоту под ногой,
в таком случае возьмите его за ножку и помогите нащупать ступеньку, подбодрите
его, он должен знать, что Вы рядом.
Когда малыш начинает ходить, он чувствует себя на лестнице гораздо увереннее,
может стоять на ступеньке выпрямившись, а его движения уже не напоминают
ползание. Он даже пытается стоять, не держась руками, стремясь испытать
легкое головокружение от временной утраты опоры. Перебираясь со ступеньки
на ступеньку, ребенок чувствует небольшое веселящее опьянение от череды
потерь и восстановлений равновесия. Карабкающийся вверх малыш смел и любит
рисковать, но для достижения цели ему необходимы развитые мышцы, хорошая
координация, и, разумеется, некоторые волевые усилия.
После нескольких месяцев упорных тренировок малыш начинает самостоятельно
подниматься по лестнице. Он держится за перила, ставит ноги одну за другой
на ступеньку, затем немного отдыхает и продолжает восхождение. В этот период
не стоит оставлять его без присмотра под предлогом, что «он умеет
это делать». Его недавно приобретенные навыки еще не закреплены, и
малыш нуждается в Вашем внимании и помощи. Ножки ребенка пока не очень
устойчивы, а центр тяжести находится гораздо выше, чем раньше, когда он
карабкался на четвереньках. Поэтому он легко может потерять равновесие.
Если малыш боится ходить по лестнице можно на какое-то время вернуться
к ползанию. Например, затеять игру в «кошку» и предложить малышу
взобраться на лестницу на четвереньках. В подобных играх страх постепенно
пройдет, вернется уверенность в себе, а с ней и стремление учиться новому.
Чувство опасности формируется у ребенка постепенно, по мере того, как
меняются его представления о пространственных отношениях. В возрасте полутора-двух
лет ребенок начинает воспринимать ощущение пустоты. В результате, находясь
на верху, к спуску он относится уже иначе, не так, как еще несколько месяцев
назад. Малыш не устремляется головой вниз, он в состоянии предвидеть последствия
такого спуска. Поэтому он обдумывает план действий, оценивает риск и разрабатывает
стратегию поведения. В результате подобных умственных усилий некоторые
дети просят дать им руку, другие садятся и спускаются, съезжая «на
попе». Какой бы способ малыш не использовал, он учится и тренируется
спускаться с лестницы. Вскоре он сможет спускаться сам.
Не стоит торопить события, если Вы видите, что малыш не готов к самостоятельным
подъемам и спускам, испытывает страх или недостаточно ловок. Позвольте
ему двигаться в своем темпе и проявите терпение. Первое время ребенок будет
спускаться и подниматься по лестнице очень медленно, с частыми остановками,
крепко держась за перила. Зато если малышу удалось сделать это без помощи
взрослых, для него это настоящий праздник. Он по праву гордится собой —
у него была цель и она достигнута.
Самая лучшая профилактика падения — это тренировки, и конечно, важен
постоянный контроль за «подвигами» малыша. Расскажите малышу
о том, какие разные бывают лестницы: у некоторых ступеньки очень узкие,
либо слишком высокие. На винтовой лестнице или лестнице без перил не стоит
оставлять ребенка одного.
К 2,5 — 3 годам обычный подъем по лестнице (ребенок поочередно ставит
ноги на ступеньки), а затем и обычный спуск, станут автоматическими действиями,
которые он будет совершать не задумываясь. Но не следует думать, что этап
освоения лестниц на этом завершен. Малыш начнет искать новое применение
своим навыкам и вскоре начнет подниматься и спускаться вприпрыжку, или
спиной вперед, а может быть изобретет какой-нибудь свой невиданный способ.
К некоторому огорчению мам, лестница еще долгое время будет для ребенка
великолепной игровой площадкой.
Поделиться ссылкой в соцсетях: |
Источник
Что-то я задумалась, моей 2,5 года. Так она еще не прыгает.. бегает, ходит быстро. но не бегает. забирается-спускается по лестнице приставным шагом (попеременным еще не умеет).. раньше думала, что все нормально. но тут прочитала в инете, что в этом возрасте уже прыгают и поднимаются попеременным шагом.
Комментарии
Дочь прыгать на месте и бегать где-то в 1,3 начала, а по лестнице как надо в 1,6 начада.
РоÑÑиÑ, Ðижний ÐовгоÑод
Ðго, ÐºÐ°ÐºÐ°Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´ÐµÑ!)))
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
СпÑÑгиваÑÑ Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð²ÑÑенноÑÑи и пÑавилÑно пÑиземлÑÑÑÑÑ Ð½Ð°ÑÑилаÑÑ Ð³Ð´Ðµ-Ñо в 1,9, подпÑÑгиваÑÑ Ð½Ð° меÑÑе Ð²Ð¾Ñ ÑейÑÐ°Ñ Ð² 1,11. ÐопеÑеменнÑм Ñагом Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ, но деÑжиÑÑÑ Ð¿Ñи ÑÑом. Ðак давно — не знаÑ, не обÑаÑала внимание. ÐÑли не деÑжиÑÑÑ, Ñо пÑиÑÑавнÑм идÑÑ. ÐÑи ÑÑом не ÑкажÑ, ÑÑо в ÑизиÑеÑком плане доÑка бÑÑÑÑо ÑазвивалаÑÑ, она ÑолÑко в 1,2 поÑла.
Elza
5 Ð¼Ð°Ñ 2016, 18:58
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
ÐÐ¾Ñ Ð´Ð¾Ñка по леÑÑниÑе Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ñама пÑиÑÑавнÑм и пÑÑÐ³Ð°ÐµÑ Ð½Ð°Ð²ÐµÑно Ñже меÑÑÑ. Ðй 1.7
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
ÐоÑке 2,9 бÑдеÑ, по леÑÑниÑам ÑолÑко пÑиÑÑавнÑми Ñажками забиÑаеÑÑÑ, пÑÑгаеÑ, но ÑовÑем низко))) наÑÑÑÑ Ð»ÐµÑÑниÑÑ: навеÑно болÑÑе из-за Ñого, ÑÑо боиÑÑÑ, она и Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ Ñо в год наÑала без ÑÑки, Ñк опаÑалаÑÑ.
РоÑÑиÑ, Ðижний ÐовгоÑод
У Ð¼ÐµÐ½Ñ ÑÐ°ÐºÐ°Ñ Ð¶Ðµ, Ñ Ð¾ÑÑ Ð² год без ÑÑки наÑала)
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
ÐоÑÐ¼Ñ Ð½Ðµ Ð·Ð½Ð°Ñ ) ÐладÑÐ°Ñ Ð¿ÑимеÑно в 2,1-2,2 пÑÑгаÑÑ, оÑÑÑÐ²Ð°Ñ Ð¾Ð±Ðµ ноги Ð¾Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð° наÑÑилаÑÑ (Ñама, без поддеÑжки Ð¸Ð¼ÐµÑ Ð²Ð²Ð¸Ð´Ñ), леÑÑниÑÑ Ð¿ÑимеÑно в ÑÑом же возÑаÑÑе оÑвоила (не пÑиÑÑавнÑм). СÑаÑÑÐ°Ñ ÑÑÑÑ ÑанÑÑе, в 1,10 пÑимеÑно, но она Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð²Ð¾Ð¾Ð±Ñе Ð¾Ñ ÑÑÑÑÑÐ°Ñ ÑизиÑеÑки, младÑÐ°Ñ Ð² ÑÑом плане не ÑакаÑ.
РоÑÑиÑ, Ðижний ÐовгоÑод
Хм, Ð¼Ñ Ð¿Ð¾-ÑÑÐ°Ð²Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð²Ð°Ð¼Ð¸ еÑе Ñлабее.. ÐÐ¾Ñ Ð½Ðµ поймÑ, как Ñогда она Ñак бÑÑÑÑо бегаеÑ, долго Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¸ кÑвÑÑкаеÑÑÑ… но пÑÑгаÑÑ Ð½Ðµ пÑÑгаеÑ, и по леÑÑниÑе пÑиÑÑавнÑм. ÐÑиÑем мне вÑаÑи говоÑили, ÑÑо Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ ÑилÑÐ½Ð°Ñ Ð´ÐµÐ²Ð¾Ñка… на плоÑÐ°Ð´ÐºÐ°Ñ ÑаÑÑо гвооÑÑÑ. ÐºÐ°ÐºÐ°Ñ Ñ Ð²Ð°Ñ Ð°ÐºÑÐ¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¸ ÑазвиÑÐ°Ñ Ð´ÐµÐ²Ð¾Ñка… ÑÑÑанно. поÑÐµÐ¼Ñ Ð¶Ðµ Ñогда она не пÑÑгаеÑ))))
ÐÑли в оÑÑалÑном ÐÐÐÐ ÐÐÐÐ, пÑи Ñом Ñ Ð¾ÑоÑий невÑолог, Ðам Ñказал, ÑÑо вÑе в поÑÑдке, пÑоÑÑо подождиÑе, еÑÑÑ Ð¸Ð½Ð´Ð¸Ð²Ð¸Ð´ÑалÑнÑе ÑазлиÑиÑ, еÑли еÑÑÑ ÑомнениÑ, Ñо вÑегда лÑÑÑе пÑоконÑÑлÑÑиÑоваÑÑÑÑ Ñ Ð½ÐµÐ²Ñологом.
ÐÐ°Ð·Ð°Ñ ÑÑан, ÐлмаÑÑ
ÐÐ¾Ñ Ð¿Ð¾Ñла Ñовно в год, в полÑоÑа заинÑеÑеÑовала ÐµÑ Ð»ÐµÑÑниÑа, ÑÑали Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ, наÑали Ñ Ð¿Ð¾Ð» пÑолеÑа, ÑейÑÐ°Ñ 2,4, поднимаеÑÑÑ Ð¸ ÑпÑÑкаеÑÑÑ ÑамоÑÑоÑÑелÑно, на лÑбÑÑ ÑÑÑпенÑÐºÐ°Ñ Ð¾ÑиенÑиÑÑеÑÑÑ, пÑÑÐ³Ð°ÐµÑ Ð½Ð° меÑÑе меÑÑÑа ÑÑи, ÑÑилиÑÑ Ð¿ÑÑгаÑÑ Ð½Ð° кÑоваÑи. СейÑÐ°Ñ Ð¾Ñваиваем пÑÑжки Ñ Ð²ÑÑоÑÑ. ÐÑе завиÑÐ¸Ñ Ð¾Ñ ÑебÑнка и мамÑ.
РоÑÑиÑ, Ðваново
ÐÑо индивидÑалÑно. ÐÐ½Ð°Ñ Ð´ÐµÐ²Ð¾ÑкÑ, коÑоÑÐ°Ñ Ð½Ð°Ñала пÑÑгаÑÑ ÑолÑко в ÑÑи года. ÐоÑмалÑÐ½Ð°Ñ Ð´ÐµÐ²Ð¾Ñка, здоÑоваÑ, ей ÑеÑÑÑ Ð»ÐµÑ ÑейÑаÑ.
ÐÐ¾ÐµÐ¼Ñ ÑÑÐ½Ñ Ð¿Ð¾ÑÑи 2.4. ÐÑÑгаÑÑ Ð½Ð°Ñал ÑовÑем недавно и пока неловко полÑÑаеÑÑÑ. ÐоднимаеÑÑÑ Ð¿Ð¾ леÑÑниÑе пÑиÑÑавнÑм Ñагом, деÑжаÑÑ Ð·Ð° ÑÑенÑ. СпÑÑкаеÑÑÑ Ñоже пÑиÑÑавнÑм, обÑÑно за ÑÑÐºÑ Ð¸Ð»Ð¸ деÑжиÑÑÑ Ð·Ð° пеÑила (ÑÑÐµÐ½Ñ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑаÑоÑно). ÐопеÑеменнÑм Ñагом бÑквалÑно паÑÑ Ñаз забÑалÑÑ Ð·Ð° ÑÑкÑ, в ноÑÐ¼Ñ ÑÑо еÑе не воÑло. Я не Ð²Ð¸Ð¶Ñ Ð¿ÑоблемÑ.
РоÑÑиÑ, Ðижний ÐовгоÑод
да, Ñ Ð½Ð°Ñ Ñоже бÑло паÑÑ Ñаз, ÑÑо попеÑеменно поднималаÑÑ. Ðо вÑе-Ñаки ÑаÑе пÑиÑÑавнÑм, но оÑÐµÐ½Ñ Ð±ÑÑÑÑо, деÑжаÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ ÑÑкой за пеÑила или не деÑжаÑÑ ÑовÑем на ноÑоÑÐºÐ°Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑÑоÑÑÑ, ÑдеÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°Ñ ÑавновеÑиÑ, но ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿ÑÑгала-Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ° не видела))).
РоÑÑиÑ, Ðваново
ÐÑе ноÑмалÑно)
РоÑÑиÑ, ÐÑÑиÑи
Ðока не пÑÑгаеÑ, но попеÑеменнÑм Ñагом наÑал Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ Ð² 1.8. СейÑÐ°Ñ 1.10. Ðа ÑазвиваÑÐºÐ°Ñ Ð²Ñе пÑÑгаÑÑ Ð² наÑем возÑаÑÑе. Ð Ð²Ñ ÑаÑÑо по леÑÑниÑе Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñе?
РоÑÑиÑ, Ðижний ÐовгоÑод
Ðжедневно Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼! РдоÑÑаÑоÑно бÑÑÑÑо. СÑÑанно. Ñ Ð¸ поÑле 2 вижÑ, ÑÑо не вÑе деÑи пÑÑгаÑÑ)) ÐÐ¾Ð¶ÐµÑ Ð¸ пÑÑгаÑÑ, когда ÑодиÑели не видÑÑ)
Источник