Ребенок первого года жизни актуальные проблемы детского развития

Первые годы жизни ‑ периоды младенчества (от 0 до 1 года) и раннего детства (от 1 до 3 лет) имеют фундаментальное значение для всего последующего развития ребенка (см. Юниту 2).

В период младенчества ребенок овладевает манипулятивной деятельностью, для появления которой необходимы предпосылки, развивающиеся в первом полугодии жизни: сосредоточение, слежение, ощупывание, прислушивание, зрительно-моторные координации и т. д. В этом возрасте дети активно реагируют на новые предметы и манипулируют с ними до тех пор, пока открывающиеся новые качества предмета поддерживают его новизну и привлекательность. Главным достижением ребенка к концу первого года жизни становится овладение ходьбой и, что особенно важно, речью, которое идет в основном по пути звукоподражания речи взрослого без осмысленного использования конкретных слов и понятий, тогда как в раннем детстве уже происходит интенсивное развитие не только пассивной, но и активной речи ребенка, овладение ее фонематической, семантической и лексической структурой.

Все развитие ребенка обусловлено общением с близкими взрослыми. Считается, что для полноценного развития у ребенка должна быть удовлетворена прежде всего потребность в любви и признании. Неудовлетворение этой потребности (эмоциональная депривация) ведет к искажению развития личности. Депривация (от deprivation – потеря чего-либо) – систематическое угнетение жизненно важных потребностей или же их удовлетворение по дефицитарному принципу. Другим видом депривации является сенсорная, связанная с обедненной предметной средой и дефицитом раздражителей органов чувств. Последствия этих видов депривации можно наблюдать в домах ребенка, детских домах в виде так называемого госпитализма – явления, возникающего в закрытых детских учреждениях, где из-за дефицита общения со взрослыми дети начинают резко отставать в развитии.

Диагностика психического развития детей в первые годы жизни не направлена на постановку диагноза, а лишь позволяет распознать общую картину развития. Она включает в себя исследование уровня познавательного развития (особенности гнозиса, праксиса), развития двигательной сферы, диагностику способов деятельности, игры. Гнозис – познание предметов, явлений, их смыслового значения. Праксис – способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов (Приложение 1,2).

Проблеме развития детей раннего возраста посвящены работы Н.Н. Авдеевой и
С.Ю. Мещеряковой, Л.Н. Галигузовой и Е.О. Смирновой, Масару Ибуки, Д. Чейпи,
Б.П. и Л.А. Никитиных, Б. Уайта и др.

В раннем детстве влияние семьи на приобщение ребенка к жизни общества является решающим. Ранний опыт ребенка создает тот фон, который способствует к развитию навыков речи, умению слушать и думать. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Раннее развитие ни в коей мере не тождественно раннему обучению чтению, письму и счету; оно не должно сводиться к стремлению напичкать малыша разнообразной и бессмысленной для него информацией. Речь идет о развитии в первую очередь умения рассуждать, оценивать, воспринимать и пр., т.е. о развитии психических процессов и личностных качеств ребенка в естественных условиях.
Для этого не нужны никакие специальные программы: важно то, как ведут себя родители, что они делают, как разговаривают с ребенком. Именно родителям, имеющим возможность общаться с ребенком лицом к лицу, принадлежит исключительная роль в развитии ребенка. Либо родители стараются обеспечить ему наиболее благоприятные (в рамках возможного) условия, либо пускают его развитие на самотек, и тогда возможность ориентировать ребенка на максимальное раскрытие его внутреннего потенциала будет упущена. Нельзя при этом забывать и о том, что не менее активная роль в интеллектуальном и личностном развитии ребенка принадлежит ему самому. Необходимо обеспечить ребенку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: знакомясь с миром, он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус и запах.
Это позволит ему больше узнать о доме, в котором он живет, о мире вокруг. Ведь в раннем возрасте любое приобретенное ребенком знание работает на его развитие.

Суть работы по развитию детей раннего возраста: создание для ребенка насыщенной в объективном и субъективном плане среды и своевременное введение нового для него опыта.
Но только тот, кто ухаживает за ребенком изо дня в день, общается с ним, видит, как быстро растут его возможности, способен распознать момент, когда введение нового опыта окажется своевременным именно для данного ребенка, а не для всех детей аналогичного возраста. В этом – залог полноценного развития ребенка раннего возраста. От степени развития ребенка в раннем возрасте, прежде всего языкового, будет зависеть дальнейшее продвижение ребенка в школе, в кругу сверстников.

Б.П. Никитиным выделены пять основных принципов развивающей работы с детьми раннего возраста.

1. Раннее начало. Нет такого периода в развитии психики ребенка, в течение которого происходит только созревание нервных структур и функций: любой контакт ребенка с окружающим миром уже является для него новым опытом, а значит, прямо влияет на его умственное и личностное развитие. Следует, однако, помнить и о том, что чем младше ребенок, тем в большей мере степень зрелости его центральной нервной системы ограничивает его познавательные возможности, поэтому в раннем возрасте ни в коем случае нельзя форсировать развитие, перегружать мозг ребенка.

Читайте также:  Лесная сказка центр развития ребенка мадоу 8

2. Создание среды, способствующей развивающей деятельности ребенка и стимулирующей ее. Необходимо, насколько возможно, рано окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

3. Стимуляция собственной активности ребенка и напряжения его сил. Именно это лежит в основе творческих способностей человека.

4. Предоставление ребенку определенной свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы.

Это предохранит его от перенапряжения и переутомления и позволит сохранить интерес к самому занятию.

5. Обязательное участие взрослого в деятельности ребенка. Для ребенка взрослый выступает в качестве помощника и равноправного партнера, хотя на самом деле именно взрослому принадлежит активная регулирующая и направляющая роль в игре с ребенком преддошкольного возраста. Главное при этом, чтобы помощь взрослого не превращалась в подсказку: нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.

Дата добавления: 2015-04-30; просмотров: 1727; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 11092 — | 8254 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Почему именно первый год считается особенно важным для будущей жизни малыша? С какими проблемами столкнутся родители? О самых распространенных пойдет речь в этом разделе.

Почему одной из серьезных проблем мамы и папы называют младенческие колики? В каком возрасте они случаются и как долго длятся? Из-за чего возникают? Как отличить колики от других проблем? Как бороться с коликами и облегчать малышу (и себе) жизнь в этот период? Ответы экспертов, врачей вы найдете в этом разделе.

Возможно ли родителям высыпаться с ребенком до года? Нормально ли то, что случаются ночи без сна в доме, где есть младенец? Как пережить это нелегкое время? Какие существуют способы скорейшего укладывания малышей спать, способы создания соответствующей «сонной» обстановки в доме и какие детские чаи помогут крохе уснуть? И сколько младенец должен спать в разные месяцы жизни? Сколько ночью, сколько днем? Что делать, если он спит меньше, и когда нормы сна критически низки и стоит обратиться к врачу?

Первый год жизни – год, когда человек изменяется особенно быстро. Его тело растет, вытягивается, он прибавляет в весе, у него растут первые волосы и зубы. Какие изменения должны происходить с телом малыша месяц от месяца? Какие нормы этих изменений абсолютны, а какие могут варьироваться в зависимости от индивидуальности крохи? Молодых родителей волнует, почему у новорожденных девочек случаются выделения из влагалища, отчего у младенцев увеличиваются лимфоузлы и как с этим связано становление иммунитета. Родители узнают, что многое, чего они пугаются и что не является нормой для подросших детей, нормально для ребенка до года. В числе проблем, так или иначе волнующих мам, рост волос (стричь или не стричь, что делать с гнейсом на головке), до какого времени может тянуться физиологическое косоглазие, что такое тремор, в какое время малыш должен держать головку, улыбаться, сидеть, стоять, когда режутся зубы и т. п.

Развитие слуха у ребенка от рождения до года

Педиатры-психологи советуют: с самого раннего возраста как можно больше разговаривайте со своим малышом. По мнению экспертов, это помогает наладить эмоциональный контакт с новорожденным и благотворно сказывается на интеллектуальном развитии. Но иногда мамы задаются вопросом: а что слышит ребенок в возрасте до года? И что понимает из услышанного? За разъяснениями мы обратились к врачу-отоларингологу, к. м. н. Галине Клюенковой.

Приучение к горшку: 4 типичных ошибки родителей

Важный детский навык не все осваивают гладко. Очень часто родители, стараясь развить способности и умения своего малыша, как можно раньше, на деле только все портят.

Жизнь по расписанию: зачем младенцу режим дня?

Давать смесь по будильнику – подвиг. Кормить малыша грудью круглые сутки – героизм. Большой вопрос: облегчает режим жизнь или усложняет ее? Попробуем разобраться.

Нетипичное положение

Чаще всего кривошея – это врожденное нарушение, которое в подавляющем большинстве случаев проходит бесследно, если вовремя начать лечение.

Показать еще статьи

Источник

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. А.И. ГЕРЦЕНА»

Институт детства

Кафедра                

Дошкольной педагогики

Реферат на тему

«Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста»

Выполнила:

Студентка 3 курса ЗО

Петрова А.В.

Группа ДО-4-14

Санкт – Петербург

2016

Дети должны считаться, по общепринятому мнению, счастьем и великим благом в жизни. Однако очень часто в повседневных реалиях можно встретить выбившихся из сил пап и мам. Радость от общения с собственным ребенком могут легко нарушить ошибки, совершаемые по неопытности молодыми родителями. 

Современным родителям приходится сталкиваться с множеством проблем, касающихся развития и воспитания детей раннего возраста.  Особо важно при рассмотрении проблем современных родителей выделить не только наиболее популярные и оглашаемые, но и глубинные, сопровождающие каждый день напоминанием о себе. Ранний возраст ребенка –от 1 года до 3 лет, поэтому будет составлен рейтинг, касательно детей этого возраста.

  1. Ребенок не говорит. Открыто огромное количество форумов и тем, топиков на данную тему, ниже изложены примеры.
Читайте также:  Умственное развитие ребенка посредством дидактической игры

2. Ребенок раннего возраста не ходит на горшок

3. Ребенок не спит днем.

 

4.Ребенок не слушается

5. Чувство вины перед ребенком. По мнению множества современных психологов, проблема чувства вины перед ребенком всплывает у каждого родителя, даже у того, кто прикладывает все усилия для его правильного воспитания и ухода.

Наиболее популярной и интересной проблемой является отсутствие разговорной речи у ребенка раннего возраста. Недоразвитие речи может усугубить упрямство, своеволие и истерические реакции малыша. Родители, замечающие отставание развития речи у ребенка обязательно должны обратиться к неврологу, при необходимости пройти обследование и начать лечение. С целью развития речь необходимо применение различных методик.  Рассмотрим некоторые из них.

Еще Павлов говорил об использовании мышечных ощущений, которые ведут от речевого органа к коре головного мозга. Так ребенок, повторяя мимику матери, начинает говорить. Но после семи месяцев имитация мимики у детей начинает ослабевать, поэтому в более старшем возрасте нужно искать другой путь. Было замечено, что развитие движений пальцев рук (которое не всегда совпадает с развитием общей моторики) всегда совпадает с речевым развитием. Когда отстает развитие моторики пальцев, отстает и развитие речи.

Особенное значение имеет период противопоставления большого пальца другим. Работу по тренировке детских пальчиков можно начинать с семи месяцев. При движениях пальцев левой руки будет развиваться правое полушарие мозга, а развитие левого полушария будет зависеть от подвижности пальчиков правой руки. Давайте малышу катать шарик из пластилина, купите ему крупные деревянные бусы.

После полутора лет можно давать более сложные задания:

-застегнуть пуговицу;

-завязать узел;

-шнуровать.

При определении содержания и приемов руководства речевыми играми и упражнениями следует учитывать детский опыт, так как дети 2 — 3 лет уже довольно много знают, видят, что является основой формирования самостоятельных действий и инициативных высказываний. Это обеспечивает положительную игровую мотивацию: дети с большим желанием говорят и действуют (кормят куклу, лошадку, разговаривают с ними так, как это видели в жизни).

Используются самые разнообразные приемы. Так, важное значение в рассматриваемом нами возрасте имеет образец построения предложения педагогом, но само предложение должно быть достаточно сложным, с использование наречий, союзов. Детям 2 — 3 лет удается уже повторить образец элементарного рассказа – описания. Способы действия с игрушками взрослый не только сам показывает детям, но и может предложить им придумать, как, например, можно успокоить зайца, что выбрать кукле, если будем угощать ее чаем, и т.д. Таким образом, вместе с развитием речи мы развивает у детей мыслительные операции, учим устанавливать простейшие связи (накормили зайца – он успокоился, пьем чай – нужна соответствующая посуда и т.д.). Все это крайне важно для формирования инициативности, элементарного творчества (перенос способов действий в самостоятельные игры).

Известно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают лучше понимать обращенную к ним речь окружающих и соответственно реагировать. Тем более важно использовать в развитии речи и мышления такой прием, как вопросы, но они должны быть достаточно разнообразными. К сожалению, в практике нередко используются однотипные вопросы («что?», «кто?», «какой?») и дети легко на них отвечают, причем чаще всего одним словом. Чтобы научить их говорить предложениями, в том числе и более сложными, необходимо задавать соответствующие вопросы, например: «Почему заяц плачет?», «Зачем Петрушка просит мяч?» и др. Или, например, спросить не только кто пришел в гости к детям, но и откуда пришел, где живет (например, мишка), чем накормим мишку и т.д. Кстати, вопрос «чем?» очень важен, так как требует изменения формы слова (не просто «любит хлеб, морковку», а «покормим хлебом, морковкой»). Этому надо учить детей сразу с введением нового слова. Необходимо побуждать самих детей задавать вопросы, обращаться друг к другу: «Спроси у Тани, какая игрушка ей нравится, с кем она будет играть (укладывать или купать куклу)» и т.д. Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме.

Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.

С ребенком следует заниматься логопедическим массажем, играми на подражание, развитие слухового восприятия и т.п.

Собственные советы родителям, столкнувшимся с такой проблемой. В любой сложной ситуации, связанной с развитием речи ребенка, родителям следует оставаться в спокойном состоянии, сохранять понимание того, что ребенку необходима помощь. В первую очередь стоит обратиться к неврологу, который вызывает доверие у родителей.

Читайте также:  Детский сон зеркало развития ребенка скачать бесплатно

Важно отметить, что интрига, интерес к игре и положительный настрой играют решающую роль в стремлении ребенка ознакомиться с новой информацией. Во время прогулок, совместного быта, необходимо как можно больше общаться с ребенком, не отвечать за него и побуждать обращение к себе. У ребенка должна быть сформирована положительная мотивация для занятий пальчиковой моторикой с предметами и без них. Еще одно необходимое условие — все игры должны сопровождаться речью, желательно стихами, которые в раннем возрасте запоминаются и воспринимаются легче.

Источник

С появлением в семье малыша появляются и определенные проблемы у родителей. Зачастую в большей степени они связаны с проблемами со здоровьем.

Это закономерно в период адаптации к новым условиям, которые наступили у ребенка в связи рождением. Данный процесс может вызвать возникновение ряда болезней и заболеваний.
Температура у годовалого ребенка

Наиболее частая проблема, с которой зачастую сталкиваются родители – это перепады температуры тела малыша, она может понижаться к утру и повышаться к вечеру. А иногда и нормальная температура в пределах 36,6 ° С может сигнализировать о начале какого-то заболевания.

Необходимо заметить, что до тех пор, пока температура не превысит отметки 38,0 ° С, понижать ее не стоит, повышением температуры организм борется с большинством видов инфекции.

При этом необходимо особое внимание уделять контролю за поведением малыша, состоянием его кожных покровов, изменением активности, состоянием настроения, сна, потребности в пище.

В случае повышенной температуры у ребенка необходимо обеспечить ему обильное питье, протирание тельца салфеткой, исключить укутывание и чрезмерное согревание. Не следует понижать температуру ребенка при помощи аспирина. Он негативно действует на желудочно-кишечный тракт малыша.

В случае, если температура у малыша в возрасте до 3-х месяцев держится на отметках выше 39° С в течение 3 – х дней, сопровождается рвотой и болями в животике или затруднением дыхания, необходимо обязательно вызвать врача.
Частые срыгивания

Еще одной проблемой, с которой могут столкнуться родители в первый год жизни ребенка, являются часто повторяющиеся Первые грудничковые проблемы – срыгивания, икота, колики. Их нельзя отнести к числу не вызывающих опасения явлений. Это своеобразная рвота, которая может быть симптомом того или иного заболевания. Негативным последствием, которое может повлечь за собой рвота является потеря детским организмом определенного количества жидкости.

В случае если у малыша наблюдается рвота, необходимо в первый час после еды ограничить поступление в его организм жидкости, и лишь затем увеличить его. Такое чередование объема поступления жидкости необходимо осуществлять на протяжении восьми часов. При прекращении рвоты можно покормить малыша смесью или грудным молоком в небольших количествах. Если малыш уже переведен на другую пищу, можно дать ему ложку привычной еды, например, каши или заменить ее сухариком.

Рвота, повторяющаяся более двух раз, рвотные массы, цвет которых внушает опасения, отказ от пищи и питья у ребенка до трех месяцев являются симптомами, требующими немедленного обращения к врачу. Сухие глазки во время плача и сухие губы могут свидетельствовать о наступлении обезвоживания организма.

Частый понос

Обезвоживание организма возможно также при расстройстве функционирования желудочно-кишечного тракта у малыша. Оно может быть вызвано частыми жидкими выделениями из кишечника. При поносе у ребенка необходимо увеличить количество потребляемой ним жидкости, не прекращать, но уменьшить в объеме кормление смесью, грудным молоком, кашей (причем лучше, если в этот период ребенок будет употреблять рисовую кашу).

Любой другой прикорм на это время лучше исключить. В случае, если понос продолжается более, чем сутки, сопровождается рвотой и повышенной температурой (выше 38,5 ° С), в испражнениях заметна кровь, ребенок отказывается от питья и пищи, обязательным и безотлагательным является обращение к врачу.
Кишечные колики

Кроме того, более чем у 70% детей до года наблюдается кишечная колика. Но относить ее к числу заболеваний все же не стоит. Это болезненный процесс адаптации желудочно-кишечного тракта ребенка к новым условиям жизни.

Проявляется кишечные колики следующими симптомами: малыш поджимает ножки к животику, чаще всего в период кормления или после него, проявляет беспокойство, плачет. Причина возникновения коликов – повышенное газообразование.

Чаще всего кишечные колики появляются у малыша в трехнедельном возрасте, продолжаются на протяжении дня около трех часов и продолжаются до возраста трех месяцев. Ребенка нужно в период коликов максимально успокоить, постараться облегчить боль поглаживаниями, легкими массажными движениями.

Во время грудного кормления не ограничивать ребенка во времени сосания, следить за правильным прикладыванием его к груди. Определенный комплекс мероприятий для облегчения колик у ребенка может предложить также врач.

Икота

Еще одна проблема, возникающая у ребенка первого года жизни – это икота. У многих она наступает регулярно, чуть ли не после каждого кормления. Действия родителей при икоте должны заключаться в том, чтобы помочь ребенку отрыгнуть воздух или дать ему воды.

В заключении хотелось бы добавить, что при любых проблемах со здоровьем ребенка не стоит ставить диагноз самостоятельно во избежание ошибки. Лучшим способом заботы о ребенке буду постоянные консультации с врачом-педиатром.

Источник