Ребенок не идет на контакт отстает в развитии
Иногда родители, которые приходят на консультацию с ребёнком, говорят, что ребёнок совсем мало говорит, не активен на занятиях в детском саду, очень замкнутый.
Конечно, с такими детьми сложно заниматься. Ведь результат работы логопеда напрямую зависит от того, как ребёнок идёт на контакт.
В моей практике встречались такие дети, которые на первых занятиях сидели, повернувшись спиной, не повторяли артикуляционные движения, а просто наблюдали, как это делаю я и т. д. Конечно, постепенно контакт был установлен, подход к ребёнку был найден, но драгоценное время было упущено.
Что можно предпринять, чтобы помочь ребёнку нормально общаться с окружающим миром?
1. Расширяйте круг общения.
Почаще водите ребёнка на детские площадки, на которых всегда много детей. Старайтесь приходить туда каждый день, чтобы малыш мог привыкнуть к новым детям. Не стоит заставлять ребёнка принимать участие в играх. Понаблюдав какое-то время со стороны, ему самому захочется к детям.
Приглашайте в гости друзей с детьми. Находясь на своей территории, малыш будет чувствовать себя уверенно и постепенно начнёт общаться.
2. Не задавайте неудобных вопросов.
Не спрашивайте у ребёнка, почему он не хочет общаться. Он не знает ответа, а такие вопросы только могут раздражать его.
Если ребёнок в очередной раз замер у окна или на диване, подойдите и, ненавязчиво выясните причину.
Найдите способ переключить ребёнка на занятия, вызывающие радостные эмоции. Предложите ему что-нибудь интересное: посмотреть мультфильм, вместе порисовать или поиграть с кинетическим песком. Предлагайте любое занятие, которое приносит удовольствие вашему ребёнку.
Нужно обязательно обсудить занятие с малышом, чтобы дать ему возможность выразить свои чувства.
3. Создайте благоприятную атмосферу в доме.
Очень важно избегать ссор и скандалов в присутствии ребёнка.
Если он испугался, возьмите его за руку, обнимите, погладьте. Тактильный контакт с близким человеком успокоит его.
Используйте этот приём, когда общаетесь с незнакомым человеком или находитесь в новом месте.
4. Подталкивайте ребёнка к общению.
Искусственно создавайте ситуации, требующие общения.
Подбирайте для чтения такие сказки, в которых есть несложные диалоги. Как правило, дети просят почитать одну и ту же сказку несколько раз. После нескольких прочтений разыграйте диалог по ролям. Если сказка хорошо знакома, ребёнок будет уверен в правильности своей реплики.
Игры также нужно выбирать такие, где нужно разговаривать.
Находясь в магазине, можно сделать вид, что вы не можете обойтись без помощи ребёнка: попросите его узнать у продавца, стоимость какого-нибудь товара. Если у него не получилось, не стоит упрекать малыша, он просто ещё не готов к общению. В любом случае поблагодарите ребёнка. А свой эксперимент попробуйте повторить через неделю.
5. Разговаривайте с ребёнком.
Всегда интересуйтесь, какое настроение у вашего малыша, как он себя чувствует, что вкусненького приготовить ему, где он хотел бы прогуляться и т. д.
Часто дети ведут себя замкнуто из-за того, что никто не интересуется его чувствами и переживаниями. Такие дети не видят смысла в общении.
Покажите ребёнку, что общаться – это интересно, весело и познавательно!
6. Помогите наладить общение с педагогом.
Многие родители беспокоятся о том, как помочь ребёнку наладить контакт с педагогом.
Психологи рекомендуют предупредить учителя или воспитателя о том, что ваш ребёнок с трудом идёт на контакт, что, скорей всего, он будет игнорировать взрослого, который пытается установить над ним контроль. Попросите педагога, чтобы он в первое время не навязывал общение ребёнку, чтобы не вызвать отторжения.
Можно попросить разрешения присутствовать на занятиях в первое время, чтобы малыш чувствовал себя комфортно.
Дома нужно объяснить ребёнку, что педагог не сделает ему ничего плохого, а наоборот – поможет узнать много интересного.
Интересная статья?
Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!
Источник
Комментарий к посту «Подслушано Мамочки»
Милые мамочки, помогите советом. Дочке 4 года, при виде чужих людей она прячется за спину родителей. Стоит только нам встать и заговорить на улице с кем то из знакомых, она прячется и ни как не идёт на контакт. Это касается и взрослых и сверстников. С воспитателями в детском саду ведёт себя хорошо, разговаривает, но мы не можем пойти в секцию, к логопеду и т.п.
Может нам к психологу обратится, или это норма в поведении детей в этом возрасте?
Уважаемая мамочка, вашей дочери уже! 4 года. Поведение, которое вы описываете (прячется за спину родителей при виде посторонних, не взаимодействует с логопедом и тренером) не является нормативным для детей после 4-х лет.
Если реакция избегания контакта с новыми людьми типична для вашей девочки и проявляется не только во взаимодействии с одним конкретным человеком, а многими, то стоит поискать причины такой реакции самостоятельно или совместно с психологом.
В возрасте 4-х лет ребенок начинает активно осваивать мир людей и отношений. Поэтому новый взрослый и тем более сверстник должен вызвать естественный интерес. Новый человек будет ребёнком «осмотрен» и «оценен» на предмет «опасен/не опасен», «интересен/не интересен».
Взрослый с которым мама дружелюбно разговаривает, которому она улыбается, с которым обнялась при встрече, естественно должен быть ребёнком оценен как «безопасный». Конечно малышу нужно некоторое время, чтобы понаблюдать и за реакцией мамы на этого человека, и за самим человеком. Обычно для этого достаточно нескольких минут.
Вторую проверку «на интерес» пройдет не каждый взрослый. И это нормально. В этом случае малыш через пару-тройку минут переключит свое внимание на более интересные вещи. Например, пойдет мерить глубину ближайшей лужи. А если вы будете его крепко держать за руку, то будет ныть или каким-либо другим образом протестовать.
Конечно, дети разные. Одни смелые и коммуникабельные, другие — не очень.
«Она (он) у нас просто стеснительная(ый)» — могут сказать некоторые родители и ничего не предпринимать.
Чтобы принять верное решение, стоит ответить на вопросы:
— То, что наш ребёнок такой стеснительный (неуверенный, не доверяющий миру) помогает или мешает ему развиваться и осваивать мир?
— Такая особенность в поведении и восприятии мира делает его жизнь лучше, интереснее?
Мой ответ: «Нет!».
Представьте на сколь богаче был бы опыт ребёнка, если бы он был более открытым и смелым! На сколько больше бы умел, на сколько больше бы знал и понимал! Представьте на сколь богаче был бы опыт ребёнка, если бы он был более открытым и смелым! На сколько больше бы умел, на сколько больше бы знал и понимал! Одни только занятия с логопедом и занятия в секции сколько ему могут дать! Я уже не говорю про игры со сверстниками на детских площадках! И насколько ребенок был бы более счастлив!
Ведь в те моменты, когда человек испытывает тревогу и страх, он не познаёт мир и не чувствует радости.
Помогите своему ребёнку стать более смелым. Разберитесь в причинах его стеснительности. Обратитесь за помощью к специалисту, чтобы понять причины и выбрать эффективную стратегию помощи своей малышке.
Ведь за такой, с виду приятной характеристикой, как «застенчивость», стоит недоверие, тревога и страх.
Помните о том, что любую проблему легче предотвратить, чем потом решать, поэтому интересуйтесь психологией, совершенствуйте свои методы воспитания. А чтобы получать больше полезной информации подписывайтесь на мой канал и вступайте в группу Вконтакте, Одноклассники, Facebook.
Светлана Цуркан
Другие статьи этого же автора:
Низкая самооценка ребёнка. Откуда она взялась?
Лидер или выскочка?
Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк, это хороший стимул к работе :).
Источник
Захотела я написать такой пост.
Вот вы растите ребенка, замечательного карапуза, суперского мальчика или красавицу-дочку. И вот ребенку 2-3 года, а малыш плохо говорит. Или не говорит совсем. Но в любом случае речь у вашего чада очевидно хуже, чем у сверстников.
Вы будете на эту тему разговаривать с подругами, соседками, фрэндами на блоге …
И вы обязательно услышите:
— Ничего! После 3 лет заговорит! Вот у моей соседки/знакомой/подруги … (ну и дальше позитивная история, как неговорящий ребенок в 3 года чуть не стал перерождением Пушкина).
— Да ладно! Я сама в 3 года не говорила. А у меня красный диплом и научная степень!
— Да не переживай! Мальчики позже начинают говорить.
— В 2,5 года рано говорить о задержке развития речи. Да что там этот невролог понаписала?
И так далее, и тому подобное.
Так вот. Это вредные советы и утешения.
Да, скорее всего у ребенка действительно лишь темповая задержка речи. И вы зря волнуетесь. Будет болтать так, что время его молчания будет вспоминаться, как лучшее.
Но всегда есть вероятность что не зря все это. Ведь при всех особенностях развития, начиная с ДЦП, заканчивая расстройство эмоционально-волевой сферы, чем раньше начнется работа по коррекции, тем лучше.
Я сейчас не говорю о том, что надо наводить панику и начинать двухлетнего ребенка пичкать неврологическими лекарствами «для развития речи». НЕТ! Надо просто держать руку на пульсе. А не зарыть голову в песок, ничего-не-вижу, ничего-не-знаю, мой-мальчик-самый-умный-и-замечательный.
А что делать стоит, если до 3-3,5 летнего возраста ребенка у вас появились подозрения на проблемы с речью? (Позже это уже становится обычно очевидным).
Это лично мои советы, как мамы детей с речевыми проблемами.
1. Получить консультацию невролога, логопеда. Может и проблемы-то нет. Я слышала случаи, когда чересчур мнительные мамы просили выписать «лекарства для речи» для своих детей с нормальным, пусть и не опережающим, развитием.
Не доверяете этому неврологу? Ищите другого!
А еще проверьте слух, в поликлиниках есть лор-сурдологи. Зачем? Все просто. Задержка речи может быть вторичным дефектом при тугоухости (а она может быть разная! Например, на отдельные частоты).
2. Занимайтесь играми на развитие речи. Они и совершенно обычному ребенку во вред не будут! Какие игры? Ищем в гугле, сейчас такого материала в нете полно. От пальчиковой гимнастики до рассказов с картинками, плюс прогулки, спорт и пр.
3. Если ребенку уже скоро 3, записываемся на ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). По крайней мере в Москве именно ПМПК решает о путевке в логопедический сад. Обычно лого-сады с 4 лет, но в Москве есть лого-группы в некоторых садах с 3 лет. Это своеобразный эксперимент. Мой сын в такой группе. В лого-саду действительно с детьми занимаются, даже с трехлетками.
4. В Москве опять же (насчет других городов не знаю) есть центры психолого-медико-социальной поддержки. Там бесплатно (обычно) консультирую психологи, неврологи, нейропсихологи, психоневрологи, проводятся дефектологические занятия.
5. Наблюдаем, занимаемся и … просто любим ребенка ) Но не закрываем глаза!
Для информации. Есть такое явление в психологии, как стадии принятия диагноза. Одна из первых — отторжение.
Нет, такого с нами не может случится.
Нет, это не про нашего ребенка, он же такой … (тут идут разные варианты, общительный, умный и пр.).
Застревание на этой стадии чревато потерей драгоценного для компенсации, реабилитации и коррекции времени.
И еще для информации. Если ничего не делать, задержка речевого развития (ЗРР) выливается в задержку психо-речевого развития (ЗПРР), так как чтобы нормально развиваться ребенку 3 лет и старше нужно использовать речь.
П.С. Этапы развития собственной речи ребенка можно, к примеру, посмотреть здесь.
Источник
Задержка психоречевого развития (ЗПРР) означает, что по каким-либо причинам у ребенка отстает скорость освоения связной речи и «подтормаживает» психическое развитие.
Еще больше усугубляет проблему тот факт, что обнаруживают отставание ребенка в развитии родители зачастую слишком поздно — ближе к 5-6 годам.
Связано это с социальной активностью детей. К этому возрасту они начинают общаться с окружающими более активно, чем в младенчестве, осваивают новые знания, готовятся к школе. Тут-то и выясняется, что за ограниченным словарным запасом, словами, не связанными в предложения, которые вовсе не казались пугающими в раннем возрасте, скрывается задержка психических и интеллектуальных навыков.
Как определить ЗПРР?
В первую очередь, не пугаться и быть объективными. «Он еще маленький», «скоро наверстает» — такие фразы окажут плохую услугу. Индивидуальные особенности развития допускают отклонения от нормы на 2-3-4 месяца, не более!
Проверьте своего ребенка:
- В год он должен произносить порядка 10 простых слов, знать названия окружающих его предметов.
- К полутора годам словарный запас увеличивается до 50-60 общеупотребительных слов.
- Далее темп нарастает — в 1,8 лет освоено до 180 слов, в 2 года — 300, к 3 годам — до 1000!
- В 2 года ребенок строит простые предложения, использует в речи прилагательные и местоимения, задает вопросы («кто?», «где?»), выполняет обращенные к нему просьбы («принеси, положи»).
- В 3 года речь уже в основном состоит из сложных предложений, объединенных по смыслу. Ребенок хорошо знает названия предметов, частей тела, легко идет на контакт со сверстниками, запоминает детские стихи и сказки.
- К 5 годам он говорит уже почти как взрослый, имеет большой словарный запас. В предложении использует все части речи, образуя правильные грамматические формы.
А если ребенок отстает в развитии?
Чем раньше будет замечено отставание, тем легче его скорректировать. Задержка психоречевого развития в 2-3 года полностью может быть компенсирована и ребенок пойдет в 1 класс вместе со своими друзьями во дворе. Поэтому родители должны быть настороже и при подозрении на наличие проблемы поспешить к специалистам.
Начать можно с педиатра. Он оценит общий физиологический статус ребенка и даст направление к неврологу и дефектологу.
Почему нужно торопиться?
Важно точно определить причину отставания в формировании речи.
- Если основным влияющим фактором является задержка психического развития, сама по себе она не компенсируется. Требуются лекарства, активные психолого-педагогические занятия. ЗПР определяет весь психоэмоциональный статус ребенка. Он обладает неустойчивым вниманием, подвержен частой смене эмоций, трудно обучается. О состоянии задержки психического развития мы говорили в отдельной статье. Так же говорится и о том, что это состояние является лишь пограничным между нормой и заболеванием, а значит своевременная коррекция принесет свои плоды.
- Часто в раннем возрасте у детей отстает лишь развитие речи. В интеллектуальном и психическом плане они вполне здоровы. В статье о ЗРР мы писали об основных признаках этого состояния и о методах его коррекции. Главное — вовремя начать принимать меры. Активная работа по стимулированию развития речи поможет сдвинуть ситуацию с места и помочь ребенку разговориться.
- Если же ЗРР не принимать во внимание, то проблема лишь усугубляется. В более старшем возрасте, ближе к школе, ребенок нуждается в полноценном общении. Социальные связи, дружба со сверстниками, обучение и воспитание требуют полноценной связной речи. Ее отсутствие приводит к торможению психического развития. И вот тогда возникает новое состояние, требующее уже значительно более серьезных усилий по компенсации — ЗПРР. Задержка психоречевого развития — это уже отставание не только в речи, но и в психоэмоциональной сфере. Без коррекции такое состояние приведет к тому, что ребенок не сможет учиться в обычной школе вместе со своими сверстниками.
Методы коррекции задержки психоречевого развития
Специалисты могут предложить вам и вашему ребенку разнообразные способы компенсации. Однако важно помнить, что лишь в комплексе они смогут дать результат.
Коррекционные действия включают в себя медикаментозные (иногда) и психолого-педагогические методы (в обязательном порядке).
Для улучшения работы мозга, «строительства» нейронов и стимулирования работы речевого центра назначаются лекарственные препараты. Несмотря на то, что они давно «на слуху» у многих родителей, которые обеспокоены задержкой в развитии своего ребенка, принимать их самостоятельно нельзя! Назначения делает невролог исходя из конкретной ситуации.
Дефектолог-логопед занимается с ребенком, развивая его мышление, память и речь. В коррекционный курс входят различные уроки, стимулирующие психическое и речевое развитие:
- пальчиковые игры;
- мозжечковая стимуляция;
- дидактические игры для коррекции эмоционального развития;
- игры на внимание, стимулирование памяти;
- артикуляционная гимнастика, улучшение звукопроизношение;
- расширение словарного и понятийного запаса.
Для каждой ситуации подбирается своя программа занятий, исходя из особенностей ребенка и требований коррекции.
Именно педагогическая работа должна стоять в основе коррекционных мер. Родителям придется создавать дома благоприятную для развития ребенка среду, выполнять задания, играть, читать и заниматься. Но все окупится сторицей. Главное — не потерять время.
В нашем центре принимают детей с 1,5-2 лет — не упустите возможность скорректировать отставание!
Источник: https://karkusha.su/zaderzhka-psihorechevogo-razvitiya-zprr-otstavanie-rebenka-v-razvitii/
Источник
Анна Павловская
Ребенок не идет на контакт с другими детьми. Чем вы можете помочь ребенку?
Первый опыт коммуникации ребенок получает в кругу семьи. Общение играет значимую роль и во многом предопределяет, как ребенок в будущем будет выстраивать свои отношения с окружающими. В раннем возрасте эмоциональные игры и эмоциональный контакт очень важен для гармоничного развития ребенка. Только в общении дети могут узнать много нового, проявить позитивные и негативные эмоции.
Чем вы можете помочь ребенку?
1. Обратите внимание на себя. Подобные ситуации часто возникают, когда мама сама несколько замкнута. Личный пример в этом случае – лучший способ демонстрации ребенку как взаимодействовать с другими людьми. Попробуйте постепенно расширить свой круг общения, соответственно и ребенка.
2. Старайтесь чаще бывать в новых местах, но желательно не в многолюдных, так как большое скопление народа не способствует тесному межличностному общению и ребенок может почувствовать себя дискомфортно. Зачастую ребенок боится не столько контакта, сколько агрессивного поведения других детей, громких криков.
3. Попробуйте пригласить детей в гости, приходите в гости сами. И постепенно пытайтесь организовать детскую игру. На своей территории ваш ребенок будет чувствовать себя более уверенно. Если сначала ваш ребенок не проявляет желания включиться в игру, то начните сами играть с другим ребенком. Дайте возможность своему ребенку понаблюдать за вашими действиями. А потом в какой-то момент и сам захочет принять участие в такой интересной совместной деятельности.
4. Помогут в развитии коммуникативных навыков театрализованные игры с использованием разных видов театра (пальчиковый, настольный, плоскостной театр на фланели, би-ба-бо и т. д.). Действия актёра происходят не в реальной, а в вымышленной ситуации. Дети выражают свои переживания, тревоги и радости, поскольку полностью отождествляют себя с куклой. Поэтому дома, в полной безопасности, вы можете поиграть со своим ребенком, вместе спеть песенку, прочитать стихотворение, сказку.
Публикации по теме:
Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку?
Адаптация детей к детскому саду-дело весьма нелегкое и для родителей и для детей. Одному ребенку требуется два дня, чтобы разобраться в.
Я поступаю в детский сад… Как помочь ребенку в адаптации к детскому саду
В жизни каждого современного малыша наступает время, когда он начинает посещать детский сад. Ведь детский сад дает ребенку хорошую возможность.
Как помочь леворукому ребенку в обучении
Интерес к леворукости не угасает уже много лет. Известно, что в среднем около 10% людей в мире все делают левой рукой. Левшам в праворуком.
Консультация для родителей «Как помочь ребенку заговорить?»
В жизни малыша до достижения им возраста трех лет происходит много знаковых событий, дарящих незабываемые впечатления его близким, таких,.
«Как помочь ребенку запомнить английские слова». Рекомендации для родителей
Как помочь ребенку запомнить английские слова Рекомендации Знание английского языка в наше время просто необходимо. По мнению психологов.
Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку»
Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку» Цель: 1. Расширять знания и представления родителей о синдроме гиперактивности.
Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку»
Гиперактивность проявляется у детей в виде чрезмерной энергичности, повышенной активности, неспособности сосредоточиться на каком-либо конкретном.
Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку»
Задачи: 1. Дать рекомендации родителям в развитии медлительного ребенка. 2. Для развития коррекции движения, предложить игры со сменой темпа.
Консультация для воспитателей: «Как помочь ребенку преодолеть негативные эмоции?»
С раннего возраста ребенок посещает детский сад, где получает много новых впечатлений, испытывая различные чувства. Эти чувства часто противоречивы.
Особенности адаптации в ДОУ. Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду
Родительское собрание в первой младшей группе Особенности адаптации в ДОУ. Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду. Выступление.
Источник