Ребенок на шестом месяце жизни развитие

Развитие ребенка в шесть месяцев имеет свои особенности. Коммуникативные навыки крохи быстро развиваются, он экспериментирует со звуками, издает своеобразное жужжание, писк, бульканье. Около половины всех детей в этом возрасте «болтаю»: они повторяют слог «ма», «па», «га» или другие согласно-гласные соединения.
Первый прикорм — еще одно важное событие в шесть месяцев. Малыш впервые пробует что-то кроме молока или адаптированной смеси.
Что должен уметь ребёнок в 6 месяцев
В этом возрасте активно развивается зрительная система младенца, он подолгу фокусирует взгляд на игрушке, может следить за ее перемещением. Активно изучает предметы вокруг себя, перекладывает игрушки, присматривается к ним, слушает звучание.
Малыш в 6 месяцев хорошо удерживает предметы в руке, при этом может с ними переворачиваться на бок, на живот. Ребенок использует все свои «органы чувств», чтобы исследовать мир вокруг себя. Всегда окружайте его множеством интересных вещей, которые можно потрогать, положить в рот и поиграть.
Что умеет ребенок в 6 месяцев:
- Малыш без посторонней помощи переворачивается со спины на живот и обратно. Укрепляется мышечная система, малыш становится все мобильнее. Сильные мышцы шеи, рук и спины позволяют поворачиваться без особых усилий.
- Полностью уходит гипертонус в ногах и руках, появляется способность контролировать свои конечности.
- Многие младенцы в этот период начинают самостоятельно сидеть или, как минимум, пытаются это делать.
- Если ребенка удерживать под руки, он уверенно отталкивается ножками от твердой поверхности.
- Координация глаз и рук развита настолько, что ребенок обеими руками сознательно и целенаправленно тянется к предметам, может передавать их из руки в руку.
- Практически исчезает рефлекс сосания и малыша можно подкармливать с помощью ложки.
- Шестой месяц характеризуется скачком в росте, ребенок начинает демонстрировать больше эмоций. Прежде всего, это радость и гнев, которые можно выразить с помощью жестов, мимики или различных звуков
- Шестимесячный ребенок может продолжительно играть с одной игрушкой и не отвлекаться в течение 15-20 минут. Поэтому рекомендуется активно развивать мелкую моторику с помощью развивающих колечек и пирамид.
В шестимесячном возрасте начинается процесс прорезывания зубов, может наблюдаться отечность десен и повышенное слюноотделение. Важно посетить детского стоматолога для определения состояния уздечек и строения челюсти.
В 6 месяцев удлиняется ночной сон, ребенок беспрерывно может проспать 6-7 часов. Уменьшается количество дневного сна — 2-3 раза по 30-40 минут.
Навыки ребёнка в 6 месяцев
Итак, малыш достиг шестимесячного возраста, как он выглядит: лежа на животе, опирается на таз и руки, ладони при этом его полностью раскрыты, хорошо умеет поднимать грудь от поверхности, и может немного прогнуться в спине.
В 6 месяцев навыки ребенка развиваются, наблюдаются следующие изменения:
- Малыш активен, самостоятелен, становится крайне любознательным.
Появляются навыки нахождения предмета, о котором ему говорят, легко укажет на любимую игрушку. - Продолжает развиваться когнитивная функция мозга: в 6 месяцев младенец начинает понимать причинно-следственную связь (если толкнуть игрушку, она упадет).
- Малыш может некоторое время увлеченно играть, не требуя от мамы внимания.
- Он умеет ползать по-пластунски, хоть и покачивается из стороны в сторону.
- Может самостоятельно пить из кружки, если ее придерживать.
- В этом возрасте, как правило, появляется первый зуб — обычно на нижней челюсти.
Рост ребенка в 6 месяцев
Рост ребенка в 6 месяцев согласно среднестатистическим данным врачей-педиатров:
- Нижняя граница нормы у мальчиков колеблется от 63,3 см до 63,5 см, верхняя — от 69,8 см до 71,9 см
- Рост девочек по нижней границе может составлять от 61,2 см до 63,5 см и по верхней — 68,0 см до 70,3 см
Рост шестимесячного ребенка согласно данным ВОЗ:
- Нижняя граница у мальчиков колеблется от 63,2 см до 65,5 см, верхняя — от 71, 7 см до 71,9 см
- Рост девочек может составлять от 61,4 см до 69,9 см
Сколько ребенок должен весить в 6 месяцев
Согласно статистическим данным отечественной педиатрии, вес ребенка в 6 месяцев должен приближаться к следующим нормам:
- Мальчики: от 6,5 кг до 9,1 кг
- Девочки: от 6,2 кг до 8,4 кг
Всемирная организация здравоохранения предлагает следующие нормы:
- Мальчики: от 7,1 кг до 8,9 кг
- Девочки: от 6,5 кг до 8,3 кг
Психическое развитие ребенка в 6 месяцев
В шесть месяцев родители отмечают изменение психоэмоционального фона ребенка. Если раньше плач был основным инструментом общения, то теперь так выражаются в основном негативные эмоции — боль или дискомфорт. Увеличивается «словарный запас» малыша, в его арсенале уже около 40 звуков.
Психическое развитие ребенка шести месяцев жизни прогрессирует, теперь между взрослым и малышом происходит вполне осознанная беседа. Он может показать или найти тот предмет, о котором идет речь.
Малыш узнает голоса родителей на расстоянии, реагирует радостным визгом или своеобразными возгласами, показывая необходимость внимания. В полугодовалом возрасте дети максимально проявляют нежность к родителям, стремятся прижаться и обнять.
Появляется осознание причинных отношений. Младенец начинает понимать, что на крик придет мама, а если в поле зрения появляется бутылочка или тарелка — время обеда.
У ребенка имеется врожденный инстинкт самосохранения, но в силу отсутствия должного опыта, он развит недостаточно хорошо. А учитывая тот факт, что подвижность малыша увеличивается, следует максимально внимательно следить за его передвижениями и максимально обезопасить пространство вокруг ребенка, чтобы у него было больше возможностей для исследования «мира».
[1] Первый прикорм — важное событие
В шесть месяцев начинают вводить прикормы, что позволяет разнообразить рацион питания ребенка. Следует начинать с мягких продуктов, выбирая овощные пюре или каши, поддерживая интерес к новой еде, давать также немного попробовать то, что ест мама или папа. Подробнее о первом прикорме.
Шестимесячные дети развивают понимание «постоянства объекта»: они будут искать предмет, который уронили или который исчез из поля зрения.
В 6 месяцев у ребенка улучшается координация, движения становятся целенаправленными. Теперь состояние малыша легко определить по его эмоциям, он открыто выражает радость и недовольство. На этом этапе развития ребенок проверяет, из каких материалов сделаны игрушки и какие они издают звуки. Он ощупывает их, трясет и даже пробует на вкус.
Уход за ребенком в 6 месяцев
По большей части родители уже знают, как ухаживать за младенцем. Правила ухода остаются неизменными — ежедневное подмывание, своевременная смена подгузников, полноценное купание дважды в неделю.
Поскольку ребенок усиленно учится ползать, необходимо следить за чистотой дома и руками младенца. В полгода начинается процесс прорезывания первых зубов, возможно снижение местного иммунитета полости рта. Родителям следует убедиться, что все игрушки, которые ребенок тащит в рот, максимально чистые. Такие меры предосторожности позволят избежать развития инфекционных процессов.
Шестой месяц отлично подходит для отучения от соски и бутылки, ребенку нужно как можно чаще давать пить из чашки или ложки. Если малыш упорно не хочет отказываться от пустышки, педиатры рекомендуют заменить ее специальной ортодонтической соской.
Важным этапом в уходе остается ежедневный массаж и гимнастика, плавание в специальном бассейне. Гимнастические упражнения нацелены на стабилизацию ребенка в пространстве. Перед проведением любых упражнений обязательно проконсультируйтесь со своим врачом — педиатром
[2] Шесть месяцев — тот возраст, в котором имеет смысл оценивать развитие своего малыша. В этом периоде ребенок достигает очень важного умения -он овладевает навыкам переворота со спины на живот, и делает это одинаково ловко, как в левую, так и в правую сторону. Кроме того, ребенок продолжает упорно пытаться садиться. Шесть месяцев — это именно то время, к которому ребенок должен научиться совершать такие действия. Однако необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и не торопить события.
Возможно, вам будет интересно прочитать статью о развитии ребенка в 7 месяцев.
[1] — https://www.who.int/childgrowth/standards/ru/
[2] — Под редакцией С. Сапожниковой: Развитие личности ребенка от рождения до года
Л. Аникеева: Педиатрия. Полный справочник для родителей
946
0
Источник
Девиз шестого месяца: жизнь – это движение, за крохой глаз да глаз!
Начиная с пяти месяцев малыш демонстрирует свои двигательные навыки. Лежать в кроватке и переворачиваться со спинки на животик уже скучно. Пора исследовать квартиру самому! К счастью, из кроватки он сам не выберется, но все равно не стоит оставлять надолго ребенка одного.
Лучшее место для игр и тренировок – это ковер на полу. Малыш уже предпринимает попытки попробовать на вкус пальчики своих ножек, ползти и садиться.
Сейчас все больше и больше ребенок нуждается в общении, постоянно требует внимания к себе. Даже одевание-переодевание для малыша – знак внимания, особенно если вы будете при этом напевать песенки или проговаривать любимые потешки. А если вы заняты и в данный момент не можете подойти к ребенку, а он уже начинает капризничать, знакомые песенки в мамином исполнении помогут ненадолго успокоить карапуза.
Не пугайтесь, если малыш набирает вес слишком быстро. До полугода ежемесячная прибавка не более 2 кг – нормальна. Сейчас ребенок начнет активно двигаться, – и этот процесс немного приостановится.
Если ребенок на искусственном вскармливании, то на шестом месяце можно начинать вводить каши в качестве прикорма. В любом случае, прислушивайтесь к педиатру в этом вопросе. Одному ребенку назначают прикорм раньше, другому – позже, в зависимости от конкретных условий.
Что умеет малыш на шестом месяце жизни?
- Ребенок уже переворачивается со спинки на живот и наоборот. Если он делает это еще плохо, посоветуйтесь с педиатром, он обязательно подскажет упражнения, которые помогут научить этому вашего малыша. Также, возможно, назначит массаж и гимнастику для укрепления мышц.
- Малыш подтягивается на ручках, пытаясь приподняться. Помогайте ему в этом: держите за ручки и немного притягивайте вверх.
- Пытается ползти. Не мешайте ребенку в этом, даже помогайте. Подставляйте руки под ножки в качестве опоры, пусть малыш от них отталкивается. Если ребенок научиться ползать еще до того, как сидеть, то это очень хорошо. Ползание укрепляет мышцы спины.
- Пытается сесть. Сидеть ребеночку на шестом месяце жизни еще рано даже в подушках, лучше повременить, пока не окрепнут мышцы спины. В этом ему помогут специальные упражнения. Хотя к концу месяца можно присаживать ребенка на несколько минут, придерживая его.
- Лежа на животике, ребенок на шестом месяце жизни может приподняться на прямых ручках.
- Начинает говорить слогами «ба», «па», «ма». Разговаривайте с малышом, и он вас будет удивлять все новыми и новыми «словами».
- Помогает рассказывать потешки, может напевно гулить или в такт песенке «подпевать».
- Изучает предметы вокруг себя и все старается попробовать на зуб. Будьте бдительны, чтобы ребенку в руки не попали опасные предметы. В их числе могут оказаться и детские игрушки с мелкими деталями или из небезопасного состава.
- На шестом месяце жизни ребенок свободно владеет пальчиками: играет игрушками, берет их в ручки, перекладывает из одной в другую. А если не хочет отдавать вам погремушку – это очень хорошо. Малыш не просто держит ее, он осознанно держит и не отдает предмет, который ему нравится.
- Разделяет людей на своих и чужих. Голос папы, вернувшегося вечером домой, ребенок узнает, даже если папа еще в прихожей.
- Может увлечься игрушками на время до 10-15 минут.
- С удовольствием будет изучать всякие баночки и коробочки, открывать их и закрывать по миллиону раз.
- Радуется интересной игрушке и расстраивается, если ее забирают.
- С интересом прислушивается к звукам музыки, в зависимости от музыки может демонстрировать, нравится она ему или нет.
- Если дать ребенку мячик, на шестом месяце жизни он должен уметь взять его в ручки, растопырив пальчики.
- Лежа на спинке, малыш следит за вами, когда вы ходите по комнате, вертит головой в ту сторону, где вы.
- Если ребенку ввели уже прикорм, то он с готовностью открывает ротик, чтобы проглотить содержимое ложки.
Режим дня ребенка на шестом месяце жизни
Если родители уже успели привыкнуть к более-менее продолжительному ночному сну, то сейчас все снова может измениться. На шестом месяце жизни у ребенка активно начинают резаться зубки, появляются обильные слюни, десны зудят и чешутся, от этого малыш может стать капризным.
Давайте малышу в часы бодрствования специальные игрушки-прорезыватели для массажа десен. Многие мамы используют вместо игрушек сушки или сухие корки хлеба, но лучше этого не делать. Ребенок может размочить сушку и откусить достаточно большой кусочек, которым просто подавится.
К этому моменту режим дня ребенка уже сформирован.
Малыш на шестом месяце жизни днем спит три раза примерно по два часа. Первый раз через полтора-два часа после пробуждения. Второй – днём (с 12 до 14 часов), а третий – вечером (с 17 до 19 часов).
Ночью ребенок засыпает в 22 часа и может проспать до часов 6 утра без перерыва. Конечно, все это очень индивидуально и зависит от каждого конкретного малыша.
Нарушение сна или ухудшение аппетита не всегда следствие роста зубов. Вполне вероятно, что ребенок капризничает из-за пропущенной или слишком короткой прогулки на свежем воздухе.
Также если вы начали вводить прикорм, то следите за тем, чтобы не давать в один день несколько новых продуктов или сразу большой объем нового продукта. Пищеварение ребенка тоже может влиять на сон.
В любом случае, соблюдение режима дня поможет вам и вашему малышу оставаться спокойным и уравновешенным. Малыш привыкает к определенным процедурам отхода ко сну и довольно быстро засыпает, спокойно спит ночью, весел и бодр днем.
Игры и занятия с малышом на шестом месяце жизни
- Игра в «ку-ку» по-прежнему очень нравится малышу и будет нравится еще долго. Прячьтесь-появляйтесь, – и ребенок будет смеяться. Можно немного видоизменить игру: накрывать пеленочкой лицо малыша, он уже должен уметь ее снимать, при этом говорите «ку-ку».
- Купите малышу носочки с колокольчиком, поставьте ребенка на ножки, и пусть он ими потопает. Ему наверняка понравится эта игра.
- Дайте ребенку в ручки новый белый предмет, а потом новый яркий. Второй предмет малыш должен разглядывать дольше, чем первый.
- На шестом месяце жизни уже можно и нужно читать книжки с яркими и красочными картинками, называйте животных, произносите звуки, которые свойственны этим животным.
- Показывайте на себе и на ребенке нос, рот, глаза, бровки, ушки и тому подобное. При этом обязательно называйте.
- Носите малыша по квартире, он с удовольствием будет рассматривать все вокруг. Показывайте и называйте предметы в комнате, игрушки. Только не сюсюкайте, а правильно выговаривайте все названия.
- Давайте ребенку трогать различные предметы: холодное – горячее, мягкое – твердое…Произносите эти слова вслух.
- Все свои действия сопровождайте объяснениями, рассказывайте, что вы делаете.
- Убирайте на время игрушки, которые уже надоели, заменяйте их новыми. Игрушки должны быть разными по цвету и по составу (пластмасса, ткань, резина, дерево).
- Можно сшить небольшие подушечки, которые будут легко помещаться в ладошке малыша, с разными наполнителями (гречка, рис, крупные макароны).
- Ребенку на шестом месяце жизни очень нравится бросать предметы на пол. Расположитесь на краю дивана или кровати, подавайте малышу игрушки, а он пусть бросает. Только следите, чтобы ребенок не упал.
- Самыми популярными игрушками сейчас становятся музыкальные игрушки, пищалки, погремушки. Ребенок изучает причинно-следственные связи.
Диагностика проблем в развитии ребенка на шестом месяце жизни
На проблемы в развитии могут указывать некоторые симптомы. Например, ребенок на шестом месяце жизни мало улыбается или не улыбается вовсе. Не реагирует на ласковую речь. Также малыш не должен резко запрокидывать голову или закатывать зрачки при испуге. Все это должно насторожить родителей и стать поводом для визита к невропатологу. Помните, что это не приговор! Своевременное обращение к врачу – залог успешного лечения!
Если ребенок постоянно спит с открытым ртом, то нужно обратиться к педиатру. Возможно, у малыша заложен нос или аденоиды.
Прививки ребенку в 5 месяцев: против коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС-3), против полиомиелита (ОПВ-3) и против гепатита В (ВГВ-3).
Что уже умел делать ваш ребенок в пять месяцев? Когда вы стали вводить ребенку прикорм?
Если вы хотите поднять волнующую вас тему или поделиться личной историей для статьи, пишите нам на editor@rebenok.by
Источник
le=»text-align: center;»>
Учусь ползать!
Давно известно, что движения, которые совершает ребенок, будь то манипуляции с предметами или ползание, благотворно влияют не только на физическое, но и на умственное развитие крохи. Поэтому важно предоставить малышу свободу передвижения, обучить разным вариантам действий с игрушками и другими предметами, поощрять его активность.
В возрасте 6 месяцев ребенок свободно переворачивается на любой бок, со спины на живот и обратно. Это означает, что он готов к ползанию. Теперь кроху не удержишь в кроватке. Ему необходима свобода передвижения.
Приготовьте много свободного места. Манеж и кроватка не подходят для тренировок. Для большего комфорта и безопасности лучше заниматься на полу. Утеплите его, постелив одеяло или коврик из плотной ткани.
Пока ребенок еще только осваивает навыки ползания, помогите ему в этом. Не стоит поддерживать кроху за живот:
ему нужно самому научиться сохранять равновесие, стоя на четвереньках. Лучше подставить свои ладони под маленькие стопы. Почувствовав опору, малыш будет отталкиваться от ваших рук и передвигаться вперед.
Упражнение «Веселые старты». Положите яркие интересные игрушки на разном расстоянии от малыша. Привлекая внимание крохи к одной игрушке, побуждаем ползти к ней. Когда малыш доползет до первой игрушки и рассмотрит ее, привлекаем внимание к следующей и т.д. Для такой игры на первых порах достаточно 3–4 игрушек. Желание крохи потрогать, рассмотреть предметы стимулирует движение. Поначалу малютка ползет медленно, но уже через пару недель он сможет добраться до игрушки без вашей помощи.
Осваивая навыки ползания, малыш в то же время учится ориентироваться в пространстве и определять расстояние до предмета.
Упражнение «Пирамидка» развивает координацию движений и стимулирует ползание. Для игры понадобится пирамидка с 4–5 кольцами. Устройтесь с малышом поудобнее на полу или большом диване. Возьмите пирамидку в руки и покажите малышу: «Посмотри, это пирамидка». Затем опрокиньте ее так, чтобы кольца рассыпались.
Попросите кроху дотягиваться или доползать до колец и брать их в руки. Нанизывайте вместе с крохой собранные кольца на стержень пирамидки. Такое упражнение также наглядно демонстрирует ребенку, как надо собирать пирамидку. Самостоятельно он будет делать это позже, а пока пусть смотрит и запоминает.
Упражнение «Пилот». Возьмите кроху на руки (свою левую руку подведите ему под грудь, правую – под животик) и начните медленно кружиться по комнате, раскачивая малыша вправо-влево, вверх-вниз. Игра станет интереснее, если дополнить ее звуками, изображающими полет самолета: «У-у-у! Гудит самолет. Полетел самолет. Наш Ванюша пилот!»
Безопасная квартира
Необходимо провести осмотр квартиры на предмет безопасности следующим образом. Посмотрите на окружающее малыша пространство его глазами – буквально проползите по комнатам на четвереньках, отметив, что может привлечь ребенка в первую очередь и безопасны ли для него эти предметы. Такой нехитрый способ позволяет увидеть «подозрительные» вещи: электрические розетки и провода, острые углы мебели, свисающая с края стола скатерть, миски с едой для домашних животных, мелкие предметы, которые кроха может проглотить или вдохнуть, и т.п.
Проведя ревизию каждой комнаты, уберите все, что может нанести вред вашему малышу: спрячьте под мягкими накладками острые углы, уберите повыше бытовую химию, вместо скатерти используйте пластиковые подставки, скройте электрические провода и т.д.
Поиграем?
Важнейшее достижение первого полугодия – овладение схватыванием предметов – кладет начало новой, манипуля-тивной, деятельности. С этого возраста появляется новый этап в развитии ребенка – игра. Это примитивная игра, без сюжета и правил, основанная на взаимодействии взрослого с ребенком. Конечно, на протяжении всего этого периода ребенок и сам осваивает множество способов действий с предметами, но познать все варианты действий и свойств предметов в полной мере он сможет только с помощью взрослого. Таким образом, возможности действия резко расширяются: взрослый может показать, что мячик можно катать, кольцо пирамидки – надевать на стержень и т.д. К тому же, крохе так нравится, когда мама или папа с ним играют.
Игра «Возьми – отдай». Игра развивает навыки сотрудничества со взрослым. Интересную игрушку покажите малышу на некотором расстоянии. Затем со словами «На, возьми игрушку!» протяните ее ребенку. Пусть он рассмотрит ее как следует. Затем также словами и жестом (протяните свою руку за игрушкой) попросите кроху отдать ее вам: «Дай мне игрушку, пожалуйста». Повторите игру несколько раз с одной или разными игрушками.
Игра «Повторяй за мной движения». Понадобятся разные предметы-игрушки: погремушка, два кубика, мяч. Взрослый должен вначале показать ребенку, как надо действовать с игрушками. Например, погремушку слегка потрясти, постучать кубиком о кубик, подтолкнуть мяч ладошкой, чтобы он покатился. После демонстрации попытайтесь активизировать ребенка на совершение им таких же действий. При этом важно хвалить малыша за правильные действия и мягко направлять, если у него не все получается.
В результате разнообразных игр со взрослыми ребенок приобретает опыт деятельности с игрушками. Постепенно кроха начинает учитывать особенности формы и размеров игрушки. Ребенок действует с игрушкой таким образом, что начинает получать некоторый результат, выявляющий ее специфические свойства. Например, резиновая уточка сжимается, издавая писк, погремушка гремит при встряхивании.
В первые полгода жизни у младенца развивается целый ряд умений и действий, на основе которых в дальнейшем возникнут элементы игры. Это в первую очередь навыки захвата и удержания игрушки, умения манипулировать ею, контролировать и координировать свои движения.
Ловкие пальчики
Малыш все время пытается взять иг-рушку, но пальчики пока такие непослушные! Кроха еще берет предметы всей кистью. Помочь ему овладеть навыками пинцетного (двумя пальцами) и щипкового (тремя) захвата предметов может пальчиковая гимнастика и массаж рук.
?
Аккуратно массируйте каждый пальчик от ладошки к кончикам, начиная с мизинца. Легко постукивайте по подушечкам каждого пальчика.
Ощупывание предметов с разнородной текстурой поверхности – гладкой и шероховатой, теплой на ощупь и прохладной – познакомят малыша с разнообразными тактильными ощущениями, совершенствуя восприятие и мелкую моторику.
Предлагайте крохе предметы разной формы, удобные для захвата и ощупывания. Упражнения для пальчиков легко превратить в веселую игру:
Игра «Ладушки». Возьмите руки ребенка в свои и, хлопая ими в ладоши, произносите:
Ладушки-ладушки,
Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку.
Что пили? Бражку.
Попили, поели.
Шу-у! Полетели!
(берем ручки ребенка и кладем ему на голову)
На головку сели!
Игра «Сорока-ворона». Круговыми движениями, поглаживая подушечкой пальца по ладошке ребенка:
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила: (загибаем пальчики, начиная с мизинца)
Этому дала – он воду носил,
Этому дала – он дрова рубил,
Этому дала – он печку топил,
Этому дала – он тесто месил,
А этому не дала –
Он позже всех приходил! (сгибаем-разгибаем большой пальчик)
Игра «Пальчики». Хлопаем с ребенком в ладоши, приговаривая:
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять:
(загибаем по очереди пальчики)
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик занял место,
Этот пальчик ляжет тесно,
Этот пальчик много ел,
Оттого и растолстел!
(массируем большой пальчик)
Организация подобных игр способствует также развитию слухового восприятия речи, эмоционально-позитивному взаимодействию ребенка и взрослого.
Предлагайте малышу более сложные игрушки с кнопочками, лампочками, пищалками. Дети данного возраста учатся сжимать и разжимать игрушки, перебирать их детали пальцами, вынимать небольшие игрушки из емкости. Понаблюдайте за реакцией крохи на новую игрушку, и вы поймете, что ему больше нравится.
Поскольку речь и мелкая моторика взаимосвязаны, стремитесь развивать тонкие движения пальцев. Поможет в
этом рисование пальчиковыми красками. Эти нетоксичные, безопасные краски предназначены специально для занятий с маленькими детьми. Они обладают жидкой консистенцией, легко смываются водой.
Для начала подготовьте место для ри-сования: застелите клеенкой небольшой участок на полу, положите кисть и большой лист ватмана. Разные цвета красок можно разлить в блюдца – так удобнее окунать в них ладошки и пальчики. Наденьте на кроху фартук или старенькую рубашку: малыш непременно испачкается во время «творческого процесса».
Помогите ребенку обмакнуть пальчик в краску и проведите по листу белой бумаги или прижмите окрашенную ладошку к листу. Кроха быстро поймет последовательность действий и будет с удовольствием оставлять на белом поле разноцветные следы.
Первые творения вашего малыша ос-тавьте себе на память. Можно сделать выставку работ крохи, оформив рисунки в рамочки.
Выполняя пальчиковую гимнастику со своим ребенком, предоставив ему развивающий материал, вскоре вы отметите, что ручки малыша становятся все более ловкими, моторика совершенствуется и усложняется.
Смышленый малыш
Наряду с совершенствованием работы всех органов чувств, интенсивно развивается и мышление крохи. В этом возрасте происходит понимание причинно-следственной связи (если нажать на кнопочку – заиграет музыка, потянуть за шнурок – зазвенит колокольчик т.п.), совершенствуется мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие.
Полугодовалый малыш уже хорошо умеет дотягиваться и хватать предметы. Его движения точны и уверенны. Он берет игрушку одной рукой, перекладывает ее в другую, затем свободной рукой снова хватает следующую. Однако если вы предложите ребенку взять третий предмет, когда обе его руки заняты, вы поставите его в затруднительное положение. Ему хочется схватить новую вещь, но он не понимает, что его руки не свободны. Скорее всего, малыш потянется за третьей игрушкой и случайно выронит вторую. Должно пройти некоторое время, пока он поймет, что прежде чем взять новую игрушку, он должен положить ту, которую держит.
В этом возрасте у ребенка формируется пространственное восприятие: он хорошо определяет расстояние до предмета, чтобы дотянуться до него. Взяв игрушку в руку, он может ее бросить и проследить взглядом, куда она упала.
Игра «Мячик упал!». Перемещайте небольшой мяч по столу, а затем позвольте ему упасть. Проделайте это несколько раз, и пусть малыш понаблюдает за вашими действиями. Через некоторое время он научится ждать того момента, когда мяч упадет, и будет заранее смотреть на пол.
Игра «Прятки». Накройте игрушку платком, оставив какую-то ее часть неприкрытой. Попросите ребенка найти игрушку. Малыш начинает понимать, что предметы существуют, даже если их не видно полностью. Но кроха пока не осознает, что лежащий рядом предмет продолжает существовать, даже когда его не видно. Поэтому закрытую полностью игрушку он вряд ли будет искать.
Игра «Потяни за веревочку». Во время этой игры кроха учится понимать связь между действиями предметов. Шнурком или лентой несколько раз обмотайте погремушку округлой формы или неваляшку. Другой конец веревочки положите рядом с малышом на расстоянии его вытянутой руки. Когда кроха потянет за ленту, она размотается и игрушка зазвенит. Ребенок догадается: это не случайно.
Малыш в состоянии удерживать внимание на происходящем уже в течение 3–5 минут. Поэтому пришло время рассматривать книжки, показывать изображения знакомых предметов на картинках, читать короткие стишки и сказки, разыгрывать непродолжительные кукольные представления.
В этом возрасте можно продолжать развивать у ребенка чувство ритма, эстетический вкус.
Игра «Маленький оркестр». Кроха уже умеет удерживать в каждой руке по игрушке. Дайте ему две погремушки и возьмите столько же себе. Напевая песенку (например, «Два веселых гуся»), потряхивайте в такт погремушками. Кроха, глядя на вас, будет пытаться вам подражать. Если у малыша не получается самостоятельно выполнить это упражнение – можно посадить его на колени, взять ручки с погремушками в свои руки и помочь потрясти погремушками под песенку:
Жили у бабуси
Два веселых гуся,
Один – серый,
Другой – белый,
Два веселых гуся.
Мыли гуси лапки
В луже у канавки,
Один – серый,
Другой – белый,
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один – серый,
Другой – белый,
Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси,
Кланялись бабусе,
Один – серый,
Другой – белый,
Кланялись бабусе.
Эту же песенку можно обыграть. Например, показывать, как «мыли гуси лапки в луже у канавки», как всплескивает руками и кричит бабуся: «Ой, пропали гуси!», как «выходили гуси, кланялись бабусе» и т.д. Действие песенки можно разыграть и как кукольное представление.
Малыш знает названия многих предметов, и, когда вы спрашиваете, где он находится, – отыскивает этот предмет взглядом. Одна из самых любимых игрушек ребенка – зеркало. Он может подолгу сидеть перед зеркалом, рассматривая свое отражение, разговаривать с ним и тянуть к нему ручки.
На своем языке
В этом возрасте малыш уже разговаривает и тогда, когда находится один. В его речевом репертуаре все больше и больше слогов: па, да, дее, ге-ге, ого-го, гу-у. Ребенок соединяет их и произносит ритмично. С каждым днем вы отмечаете, что звуки, издаваемые малышом, становятся разнообразнее. Эти звуки постепенно образуют язык, на котором он будет разговаривать с родителями.
Малыш любит слушать и имитирует взрослую речь. Он отличает ласковый, тон голоса от твердого, строгого тона, воспринимает мимику и реагирует на нее. Можно повторять за крохой его звуки и слоги. «Поговорив» на языке малыша, возвращайтесь к обычной речи, четко произнося слова. В общении с ребенком отдайте предпочтение коротким и простым фразам. Нараспев повторяйте слова по слогам.
Упражнение «Подражаем зверятам». Понадобится несколько игрушечных зверушек. Познакомьте ребенка с игрушкой. Расскажите, как она «разговаривает» – уточка крякает: «Кря-кря», мышка пищит: «Пи-пи», кошечка мяукает: «Мяу-мяу» и т.д. Пока ребенок изучает игрушку, произносите эти звуки с отчетливой артикуляцией. Если кроха будет подражать вам – акцентируйте на этом внимание, похвалите его.
Выберите детские стихи, состоящие из коротких предложений, например, четверостишия А. Барто. Произносите их громко, внятно и четко. Во время чтения сосредоточьте внимание крохи на своем лице. Позвольте ему дотянуться ладошкой до ваших губ. Так он быстрее поймет, что мимика и звуки взаимосвязаны.
Самое время пополнить словарный запас крохи – начинаем изучать части тела.
Упражнение «Части тела». Подберите небольшие стишки, в которых упоминались бы части тела – глаза, нос, руки, ноги, и во время прочтения прикасайтесь к ним, поглаживайте. Например:
Чьи это ножки
Бегут по дорожке?
Чьи это ладошки,
Уж не нашей ли крошки?
Ручками хлоп-хлоп!
Ножками топ-топ!
Водичка-водичка, умой мое личико!
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки розовели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Раз, два, три, четыре, пять,
Время ножкам побежать,
Спинке бодро разогнуться,
Ручкам кверху потянуться!
Важные достижения шестого месяца:
- ребенок дотягивается до игрушек и берет их, находясь в любом положении;
- осваивает ползание;
- берет игрушку одной рукой, перекладывает из одной руки в другую, берет в каждую руку по игрушке;
- осваивает новые действия с предметами: стучит друг о друга, сжимает, бросает, трясет, вынимает из емкости;
- отыскивает частично спрятанный предмет;
- рассматривает картинки в книжке;
- подражает звукам, произносимым взрослым.
Источник