Ребенок как субъект социальной заботы защиты и социального развития

Ребенок как субъект социальной заботы защиты и социального развития thumbnail

Социальная
защита детства проявляется в разных
сферах жизнедеятельности: ‘ в
сфере семейных отношений ‘ в сфере
образования; ‘ в среде обитания
ребенка.

Должен
быть защищен, во-первых, определенный уровень
жизни ребенка 
(витальные
потребности, здоровье физическое и
психическое), во-вторых, должна быть
обеспечена безопасность (физическая
экономическая, социальная), в-третьих, право
на самореализацию и развитие своих
способностей и возможностей.

Права
ребенка очерчены в Семейном кодексе РФ
право воспитываться в семье, право на
защиту и обеспечение потребностей
ребенка, на защиту здоровья, на проживание
в помещении, где живет его семья, право
на сохранение своей индивидуальности,
право на имя, на общение с родными, а
также право на собственность, алименты,
пенсии, пособия предусмотренные законом.

Государственная
политика социальной защиты детства
осуществляется в соответствии со
стандартами, установленными
законодательством РФ:

• гарантированное
общедоступное бесплатное начальное,
основное и среднее(полное)общее
образование, а на конкурсной основе –
среднее и высшее профессиональное
образование и воспитание в общеобразовательных
учреждениях;

• бесплатное
медицинское обслуживание детей,
обеспечение их питанием в соответствии
с минимальными нормами питания;

• гарантированное
обеспечение детям по достижении ими
возраста 15 лет права на профессиональную
ориентацию, выбор сферы деятельности,
трудоустройство, охрану и оплату труда;

• социальное
обслуживание и социальная защита детей,
в том числе гарантированная материальная
поддержка путем выплаты государственных
пособий гражданам, имеющим детей;

• социальная
адаптация и социальная реабилитация
детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации:

• право
на жилище в соответствии с законодательством
РФ;

• организация
оздоровления и отдыха детей, в том числе
детей, проживающих в экстремальных
условиях, а также на территориях,
неблагоприятных в экологическом
отношении;

• организация
квалифицированной юридической помощи.

Социальная
защита детей предусматривает два уровня:
первый – в повседневной обстановке, в
обычной жизненной ситуации;второй – в
чрезвычайной, нестандартной ситуации.

Первый
уровень социальной защиты 
связан
прежде всего с защитой семьи, а также с
защитой ребенка в сфере образования. Второй
уровень 

чрезвычайный, связан с потерей родителей,
с социальным сиротством, социальными
и экологическими катастрофами.

Социальные
учреждения, которые реализуют эту
программу: муниципальные специализированные
центры, кризисные центры помощи женщинам
и детям, социальные гостиницы и приюты,
психологические, педагогические,
юридические консультационные пункты
и др.

38. Система сопровождения ребенка

В
последнее десятилетие развивается
система психолого-педагогического и
медико-социального сопровождения,
основным объектом которого является
ребенок в его среде обитания. Складывается
особая культура поддержки и помощи
ребенку в учебно-воспитательном процессе.
Разрабатываются вариативные модели
сопровождения, формируется его
инфраструктура (психолого-педагогические
и медико-социальные центры, школьные
службы сопровождения, профориентационные
центры, психолого-медико-педагогические
комиссии, кабинеты доверия и др.).

Объективная
необходимость таких центров (центров
психолого-медико-социального сопровождения
– ЦПМС) обусловлена сложной социальной
ситуацией в обществе – необходимостью
реформирования образования и всей
социальной сферы в целом.

Система
сопровождения действует по клиентарному
принципу 
(индивидуального
обращения) и оказывает помощь как детям,
так и семьям и учителям. Смысл и назначение
этой системы заключаются в возможности
помочь как детям и семьям в обычной
жизненной ситуации, так и в ситуации
затруднений, конфликта или угрозы
распада семьи, а также девиантным семьям
и подросткам.

Особое
внимание уделяется защите интересов
детей в разводящихся семьях. Уровень
разводов в нашей стране в последние
годы возрос – в среднем две трети семей
проходят через эту процедуру. Конфликты
в семье, психологические драмы, сам
процесс развода, раздела имущества,
решение судьбы ребенка – все это
оставляет тяжелый след в жизни детей.
Определенную роль играет законодательство
об установлении происхождения ребенка,
это важно при определении прав ребенка
и ответственности родителей.

В
современной России немалую долю
составляют семьи девиантные, в которых
ребенок не может жить постоянно. В этом
случае может быть поставлен вопрос об
ограничении или даже лишении родительских
прав. Эта крайняя форма защиты ребенка
применяется только при угрозе физическому
существованию ребенка, угрозе психическому
здоровью и его будущему и только по
решению суда.

Читайте также:  Влияние алкоголя на плод и развитие ребенка

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Определяющую
роль в функционировании системы
социальной защиты детства играют ее
субъекты. Основными субъектами российской
системы социальной защиты детства
являются государство и создаваемые им
институты, политические партии,
общественные организации, церковь,
средства массовой информации, предприятия
и учреждения, семья, школа и другие
детские учреждения, институт социальных
педагогов, граждане с высоким социальным
статусом, частные лица, имеющие высокие
доходы. Именно эти субъекты определяют
содержание, формы, методы функционирования
социальной защиты детства и основные
направления ее развития.

Ведущую
роль в системе субъектов социальной
защиты детства, несущей конструкцией
всей системы, является государство. Оно
располагает мощным административным
аппаратом, структурами и кадрами
социальной защиты детей, финансами и
государственными средствами массовой
информации.

Специфическая
роль в системе социальной защиты детства
принадлежит политическим партиям. В
отличие от государства, они не располагают
для этого административными, кадровыми,
финансовыми и материальными ресурсами.
И тем не менее положения о социальной
защите детства в разных формах фигурируют
в программных документах многих
политических объединений. Это обусловлено
следующими факторами.

Во-первых,
политические
партии создаются для защиты интересов
конкретных социальных групп и слоев
населения, в том числе, естественно, их
подрастающего поколения.

Во-вторых,
стремясь овладеть
властью и удержать ее в руках, политические
партии вынуждены привлекать на свою
сторону максимально возможное количество
избирателей, а одним из их требований,
как правило, является социальная защита
детства.

В-третьих,
всякая серьезная
политическая партия заботится о создании
своего кадрового резерва за счет молодежи
и по возможности об организации молодежной
организации, следующей в политическом
фарватере партии.

Эти
и другие факторы создают объективные
возможности и предпосылки для вовлечения
партий, партийных организаций и отдельных
членов партий в конкретную работу по
социальной защите детства. Практика
показывает, что наиболее последовательными
защитниками интересов детей являются
политические партии левой ориентации.

Заметную
роль в современной системе социальной
защиты детства начинают играть
общественные организации, в том числе
различные общественные фонды: детские,
культуры, спорта, молодых талантов и
другие, а также профсоюзы. Такие
общественные организации, в особенности
детские фонды, целесообразно создавать
на всех уровнях российского общества
и государства: на федеральном, региональном,
муниципальном и других уровнях.

Представляется
необходимым более активно использовать
опыт участия в социальной защите детства
общественных организаций дореволюционной
и особенно Советской России. До сих пор
не востребован опыт участия в социальной
защите детства комсомольских, пионерских,
октябрятских, тимуровских и других
объединений советского периода. При
всех недостатках этих объединений в
них присутствовало стремление охватить
своим влиянием каждого ребенка, выявить
детей, особенно нуждающихся в социальной
защите и по возможности помочь им.

Практика
свидетельствует, что в сочетании и
взаимодополнении общественных и
государственных структур легче находить
приемлемые пути и средства осуществления
социальной защиты детства.

После
длительного перерыва в число официальных
субъектов социальной защиты детства в
России вновь возвращается церковь. Она
стремится довести до детского сознания
основные церковные постулаты, призывающие
людей к трудолюбию, добру и справедливости,
призывает своих прихожан-родителей
достойно выполнять родительский долг,
оказывает непосредственную помощь
детям, попавшим в неблагоприятную
жизненную ситуацию. Церковнослужители
вхожи в кабинеты руководителей органов
государственной власти и местного
самоуправления для постановки вопросов
социальной защиты детства.

Органы
власти и образовательные учреждения,
справедливо считая религию элементом
общечеловеческой культуры, используют
духовное влияние церкви и практическую
деятельность ее служителей в воспитательной
работе с детьми и в решении конкретных
проблем социальной защиты детей.

Читайте также:  Фильм раннее в развитии ребенка

Но
практика показывает, что, привлекая
церковнослужителей к социальной защите
детства, не следует терять чувства меры
и забывать о негативных аспектах
церковных догматов, чтобы в результате
религиозного воспитания не получить
пассивных «рабов Божьих» вместо активных
строителей цивилизованного общества
и собственной жизни.
В соответствии
с положениями Конвенции ООН «О правах
ребенка» школа вооружает учащегося
знанием гражданских прав ребенка и
знакомит со способами их защиты,
непосредственно осуществляет реализацию
и защиту его права на образование, на
медицинское обслуживание, на разностороннее
развитие личности, на уважение других
его прав и личного достоинства. Поэтому
в основе учебно-воспитательного процесса
заложены субъект-субъектные отношения
обучающего и обучаемого, гуманистическая
направленность образовательного
процесса, развитие творческого потенциала
личности ребенка.

Педагог
зачастую первым узнает о социальной
неустроенности ребенка и первым принимает
меры к его социальной защите. Ведущим
направлением социальной защиты школьника
является фактическое обеспечение права
его на получение полноценного современного
образования, предотвращение неуспеваемости
и отсева детей из школы.

Непременным
субъектом современной российской
системы социальной защиты детства
становится социальный педагог. В наше
сложное время практически каждому
педагогу в том или ином качестве, в той
или иной мере приходится заниматься
вопросами социальной защиты учащихся.
Но именно сложность современной ситуации,
недостаточная разработанность
нормативно-правовой базы и слабеющая
материальная база социальной защиты
детства призвали к жизни качественно
нового участника образовательно-воспитательного
процесса со всеми категориями детей
социального педагога, т.е. профессионально
подготовленного специалиста, хорошо
ориентирующегося в области социальной
политики, педагогики, психологии, права
и других дисциплин, знание которых
необходимо для квалифицированной
социальной защиты ребенка.

Вместе
с администрацией и педагогическим
коллективом, но более профессионально,
социальный педагог призван решать
большой комплекс социально ориентированных
задач, и прежде всего следующие.

В
сфере учебной деятельности — сделать
обучаемого социально компетентным
гражданином, знающим свои права и умеющим
их защитить.

В
сфере общения — научить ребенка разумному
и плодотворному общению со сверстниками,
учителями, руководителями, новыми
людьми.

В
сфере самопознания — помочь ребенку
разобраться в своем внутреннем мире,
выработать умения и навыки самоанализа
и самокорректировки.

В
сфере непосредственной защиты ребенка
от социальных невзгод — освоить основы
конституционного, гражданского,
семейного, образовательного, трудового,
уголовного, процессуального права и в
меру целесообразности, с учетом возраста
разъяснять их обучаемым. Многое для
социальной защиты детства могут сделать
граждане, обладающие высоким социальным
статусом: лица, занимающие высокие
административные, научные, общественные
должности, супруги высокопоставленных
должностных лиц и другие.

Высокий
социальный статус, как правило,
сопровождается большим неформальным
влиянием его носителя и зачастую помогает
решать проблемы социальной защиты детей
успешнее и оперативнее, чем по официальным
каналам. Наиболее распространенный
вариант использования высокого
социального потенциала упомянутых лиц
— это включение их в состав, назначение
руководителем или заместителем
руководителя общественного органа по
социальной защите детства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #

    03.05.201527.22 Mб16Дневник 4 курса 1.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Объектами социальной
защиты являются дети — лица, не достигшие
18 лет. Разные группы детей нуждаются в
различной помощи и в равной степени
социальной защиты. К приоритетным
группам детей, в первую очередь нуждающихся
в социальной защите, следует отнести:
детей- сирот; детей, оставшихся без
попечения родителей; детей издевиантных
и педагогически запущенных семей; детей
из приемных семей, многодетных, неполных;
детей-ин- валидов; детей, имеющих
недостатки в психическом и физическом
развитии; детей безработных граждан;
детей — жертв вооруженных конфликтов,
экологических и техногенных катастроф;
детей из семей беженцев и вынужденных
переселенцев; детей, состоящих на
профилактическом учете в органах
внутренних дел; детей, проживающих в
районах Крайнего Севера и приравненных
к ним районах.

Субъектами социальной
зашиты детей выступают все три ветви
власти: законодательная, исполнительная
и судебная. Приоритет принадлежит
государству и создаваемым им институтам:
они формируют социальную политику и
законодательство в отношении детей,
обеспечивают ее реализацию, гарантируют
социальную безопасность. К субъектам
относятся также политические партии,
общественные организации, благотворительные
союзы, церковь, средства массовой
информации, предприятия и учреждения,
детские и юношеские организации, частные
лица, занимающиеся спонсорством или
благотворительностью. Особую роль в
социальной защите детства играют семья
и школа, а также специальные службы
социальной работы: муниципальные службы,
система стационарных учреждений,
приютов, детских домов, интернатов,
учреждения дополнительного образования
и развития детей, специализированные
центры психолого-медико-социального и
педагогического сопровождения,
консультационные и реабилитационные
службы и т.д. Субъектами социальной
зашиты являются сами социальные
работники, социальные педагоги и другие
специалисты.

Читайте также:  Графический диктант для дошкольного развития ребенка

Правовая база социальной защиты детства

Правовая
база
 социальной
защиты детства строится на трех уровнях:
международном, общефедеральном и
региональном.

Международный
уровень
 включает
документы международных организаций
(ООН, ЮНИСЕФ. ВОЗ), а также межгосударственные
соглашения и программы по охране
материнства и детства. Дети как объект
особой защиты выделены во Всеобщей
Декларации прав человека, принятой ООН
в 1948 г., а также в Международном пакте
об экономических, социальных и культурных
правах, Международном пакте о гражданских
и политических правах, в документах
специализированных учреждений ООН и
международных организаций, занимающихся
вопросами благополучия детей. В 1959 г.
ООН приняла Хартию детства и Декларацию
прав ребенка. И з документов, принятых
в конце XX в., следует отметить Пекинские
правила 1985 г. (минимальные стандартные
правила ООН, касающиеся отправления
правосудия в отношении несовершеннолетних),
также следует отметить Конвенцию ООН
«О правах ребенка» (1989 г., с 1992 г. день
принятия Конвенции — 20 ноября, отмечается
как Всемирный день детей) и Всемирную
декларацию об обеспечении выживания,
защиты и развития детей (1990 г.). С
образованием ЕС корпус международных
документов пополнился Европейской
конвенцией о защите прав детей (1996 г.).
Эти документы сформулировали основные
принципы и нормы политики государств
в отношении детей, требования в защиту
детства, очертили сферу ответственности
государства и общества, выявили основные
права детей, отвечающие современным
социальным условиям.

Действие
этих документов связано с добровольным
принятием (подписанием) той или иной
страной конкретного договора. Для
наблюдения за исполнением условий
договоров был создан Комитет ООН.

Верховный
Совет СССР 13 июля 1990 г. ратифицировал
Конвенцию ООН «О правах ребенка». РФ
присоединилась к Всемирной декларации
об обеспечении выживания, защиты и
развития детей и к Плану ее реализации
(26 декабря 2002 г.). Россия вошла также в
Комитет ООН по правам ребенка.

Общефедеральный
уровень
 правовой
защиты детства опирается на Конституцию
РФ (1993), Семейный кодекс (1995) и законодательство
о семье, Закон РФ «Об образовании»
(1996), о социальной защите населения
России в целом. Специальное законодательство
о защите детей складываюсь в 1992-2005 гг.
на основе федеральных программ и указов
Президента РФ.

В
1994 г. Указом Президента была введена в
действие федеральная программа «Дети
России», разделившаяся впоследствии
на шесть целевых программ («Дети Севера»,
«Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды»,
«Дети-сироты», «Развитие индустрии
детского питания», «Планирование
семьи»). В 1995 г. принят Национальный план
действий в интересах детей Российской
Федерации. В 1997 г. эти программы были
расширены за счет подпрограмм «Развитие
социального обслуживания семьи и детей»,
«Одаренные дети», «Дети семей беженцев
и вынужденных переселенцев», «Безопасное
материнство». Все они объединены в
единую целевую программу «Дети России»,
рассчитанную на 2003-2006 гг.

Региональный
уровень опирается на общефедеральную
правовую базу, но конкретизирует условия,
цели и задачи выполнения законов и
указов Президента РФ. Он включает
документы органов власти субъектов
Федерации и местных властей, общественных
организаций, региональные программы.

Источник