Ребенок и сенсорная интеграция понимание скрытых проблем развития

Слайд 1

Семинар-практикум Сенсорная интеграция – понимание скрытых проблем развития

Слайд 2

1. Связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка Сенсор (от лат. sensus , « восприятие » ) Интеграция — это вид организации чего-либо. Интегрировать — значит собрать или организовать разные части в единое целое. Тогда части работают слаженно, как одна система. Сенсорная интеграция – это упорядочивание ощущений. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Сенсорная интеграция собирает в мозгу цельную «мозаику» из кусочков. Ощущения можно уподобить пище для мозга: они доставляют мозгу знания, необходимые для управления телом и мышлением. Однако, если сенсорные процессы не упорядочены, переварить ощущения и напитать мозг невозможно.

Слайд 3

Ощущения представляют собой потоки электрических импульсов. Химические реакции, идущие в нашей нервной системе, тоже участвуют в образовании импульсов. Чтобы импульсы сыграли определенную роль в системе, они должны быть интегрированы. Именно интеграция позволяет нам воспринимать ощущения. Мы воспринимаем наше тело, других людей и предметы благодаря тому, что мозг интегрирует сенсорные импульсы в значимые формы (имеющие смысл).

Слайд 4

Ребенок, который научился упорядочивать свою игру и приобретать навыки с её помощью, вероятнее всего, научится также планировать свою учебу и справляться с трудностями. Некоторые младенцы с нарушениями сенсорной интеграции начинают позже ползать, переворачиваться, сидеть, стоять позднее своих сверстников. Возможно, им труднее будет завязывать шнурки или кататься на двухколесном велосипеде. Они могут неловко двигаться, часто падать и спотыкаться. У такого ребенка мышцы и нервы работают хорошо, однако мозг не в состоянии собрать из кусочков цельную картину. У таких детей плохо развиты игровые навыки.

Слайд 5

Ребенок с нарушением сенсорной интеграции гораздо чаще сверстников ломает предметы, чаще получает повреждения. Одна из распространенных проблем – задержка речевого развития – может уже в раннем детстве сигнализировать о нарушении работы мозга. Хотя со слухом все в порядке: они слушают речь, но слова как будто теряются где-то, проходя сквозь мозг. Другие знают, что сказать, но не справляются с артикуляцией. Слабая сенсорная интеграция у многих детей является причиной гиперактивности .

Слайд 6

Гиперактивный ребенок Гиперактивный ребенок двигается не потому что ему так хочется, а потому что мозг его выходит из-под контроля. Дезорганизация работы мозга не дает ему сконцентрироваться и удерживать внимание . Если кто-нибудь гиперактивного ребенка толкнет или ударит, такой ребенок сразу дает ответ на удар – ударом. Это не связано с эмоциями или личными отношениями: это спонтанные реакции на ощущения, невыносимые для ребенка. Мозговые процессы бессознательны и контролю не подлежат. Бесполезно заставлять его хорошо себя вести или быть внимательным.

Слайд 7

2.Симптомы, причины нарушения сенсорной интеграции. Для мозга нарушение или дисфункция сенсорной интеграции – все равно, что нарушение пищеварения для кишечника. Мозг работает неэффективно и в нем нарушено естественное течение процессов. В результате ребенок не получает точную информацию о себе и окружающем мире. Некорректная обработка сенсорных сигналов сказывается на поведении и обучении. Отстает эмоциональное развитие. Установка, что ребенок перерастет свои нарушения, непродуктивна, ибо чревата задержкой в оказании профессиональной помощи, а возраст, наиболее подходящий для терапии, будет упущен.

Слайд 8

Краткий обзор признаков появления нарушений Гиперактивность или повышенная отвлекаемость — нередко является первым признаком сенсорной дисфункции. Ребенок постоянно находится в движении, бегает вместо того, чтобы ходить, и большая часть его действий выглядит бесцельной. Спокойно сидеть и концентрировать внимание для него почти невозможно. Отвлекаемость может стать главной проблемой в школе: ребенок не в состоянии «отгородиться «от шума и света, окружающие люди занятые множеством дел, приводят его в замешательство, и потому он не способен работать в полную силу. Когда такие дети совсем малы, они занимают собой все пространство. Становясь старше, они могут подавлять свою физическую активность, но из-за чрезмерной нервной возбудимости не способны поддерживать порядок в комнате, выполнять домашнее задание или собрать портфель к школе, ничего не забыв. Если мозг не может организовать сенсорные сигналы и двигательную активность, он также не может помочь разобраться в шкафу, полном одежды, или портфеле с книгами. Проигрыш в какой-нибудь игре оборачивается угрозой расстроить игру. Ему трудно делиться игрушками или едой.

Слайд 9

Порочный круг из негативной самооценки, неприятного поведения и негативных реакций окружающих чреват постоянным унижением ребенка. Такие дети будут играть с ребятами гораздо младше себя, либо с более старшими, поскольку последние понимают и принимают их.

Слайд 10

3. Проблемы развития Речь и проблемы с языком. Речь и язык зависят от многих процессов, связанных с сенсорной интеграцией, поэтому в случае сбоя на любом из этих этапов обработки информации они обычно развиваются медленно. Мышечный тонус и нарушение координации. У детей с сенсорной дисфункцией часто встречается низкий мышечный тонус, они кажутся слабыми или вялыми. Им требуются значительные усилия для того, чтобы просто удерживать голову и тело в вертикальном положении, потому они быстро устают. Если ребенок, работая за столом, не в состоянии спокойно сидеть и поддерживать тело в вертикальном положении, это может служить признаком плохой сенсорной интеграции.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 495

Слайд 11

Проблемы с обучением в школе Нарушение сенсорной интеграции либо прямо влияет на протекающие в мозгу процесс обучения, либо ведет к нарушению поведения, связанного с учебой в школе. Основными преградами нередко оказываются чтение и письмо. Для детей с определенными видами сенсорных нарушений чтение всегда представляет трудность. Особенно трудно записывать услышанные слова: они не могут интегрировать звуковые ощущения с ощущениями в кисти и пальцах. Такие дети могут сказать: «Я знаю, чего вы хотите, но не могу это записать». Дети с нарушением сенсорной интеграции плохо ориентируются в окружающем их пространстве. Натыкаются на других детей или предметы, поскольку не в состоянии оценить их пространственное положение, а также положение собственного тела. Из-за этой особенности им трудно в школе переписывать в тетрадь написанное на доске: оценка расстояния между собой и доской и расположение букв на бумаге. Буквы выходят разного размера и кривыми. Нарушение интеграции либо прямо влияет на протекающий в мозгу процесс обучения, либо ведет к нарушению поведения, связанного с учебой в школе.

Слайд 12

Процесс интеграции — это способность к обучению, здоровая личность и целеустремленность – вот что делает наши действия успешными. Однако все это не падает с неба, а является результатом многолетнего развития и интеграции мозговых процессов.

Слайд 13

Нарушение работы вестибулярной системы (двигательные ощущения и их влияние на развитие навыков) Представьте, что вы наблюдаете за гуляющими детьми. Они выстроились гуськом и стараются пройти по узкому бордюру тротуара, не соскочив с него. Первый ребенок легко и весело пробегает туда — обратно несколько раз. Второй- с трудом сохраняет равновесие и постоянно соскакивает. Третий- не соскакивает, но и особой ловкости в его движениях нет, он оглядывается на взрослого, пытается что-то сказать, но не умеет говорить, издает лишь несколько звуков. Четвертый- боится упасть, но взрослый призывает его все-таки сделать попытку. Крепко держась за руку взрослого, он приходит по бордюру, не оступившись. У 2,3,4 – мозг недостаточно хорошо обрабатывает сенсорную информацию, поступающую через вестибулярную систему. Вестибулярная система взаимосвязана почти со всеми зонами мозга. Вестибулярные рецепторы наиболее чувствительны. Природа сделала их такими именно потому, что их информация чрезвычайно важна для адаптации человека. Вестибулярная активность формирует основу для развития зрения и слуха.

Слайд 14

Влияние на глазодвигательные мышцы и мышцы шеи В организации вестибулярной системы особую роль играют глазодвигательные мышцы и мышцы шеи. Эти мышцы, которые работают с самого раннего возраста, готовят почву для сенсомоторного развития других частей тела. Дети, имеющие нарушения, вызванные неадекватной обработкой вестибулярных сигналов, не могут следить за предметом, движущимся у них перед глазами, а также четко переводить взгляд из одной точки в другую. Движения глаз у них не плавные, либо отстает, либо дергается. Таким детям трудно играть в мяч, чертить мелком линию, читать. Проверка зрения может ничего не выявить, но ребенок, почему- то натыкается на мебель или падает с лестницы. Он видит шкаф или ступеньку, но не в состоянии оценить их положение относительно своего тела.

Слайд 15

Вестибулярная система обеспечивает устойчивость поля зрения, поэтому нам не кажется, что предметы дрожат, когда мы движемся. Вестибулярная система заставляет глазодвигательные мышцы и мышцы шеи компенсировать мелкие движения головы и тела. Итак, без адекватных вестибулярных механизмов, удерживающих глаза и голову в неподвижном положении, ребенку очень трудно писать на доске или списывать с неё текст.

Слайд 16

Влияние на мышцы и тело в целом Вестибулярные ядра посылают электрические сигналы в спинной мозг, который указывает, как и когда сокращаться мышцам. За движение также отвечает мозжечок. Ядра и мозжечок непрерывно обмениваются данными о сенсорных процессах. Задача мозжечка – обеспечить плавность. Итак, без пространственной перцепции, которая складывается из телесных и гравитационных ощущений, трудно зрительно оценивать пространство.

Слайд 17

Влияние на эмоциональное развитие и поведение Эксперименты показали, что при недостатке вестибулярной стимуляции, в период младенчества животные вырастают враждебно настроенными к миру, агрессивными, отчужденными. Вестибулярная система дает ощущение безопасности и уверенности из основных видов взаимоотношений – гравитационным полем Земли (взаимоотношение человека с миром). Гравитационная безопасность служит основанием для межличностных отношений — а значит, развивает эмоции ( лимбическую систему). Гравитационная безопасность важна для эмоционального здоровья ребенка.

Слайд 18

Успокаивая плачущего ребенка, родители его качают. Колыбель служит символом покоя и безмятежности. Качание в кресле-качалке или на качелях ослабевает тревогу и эмоциональное смятение. Дети обожают всякие гимнастические снаряды и аттракционы, потому что скольжение, качание, карабканье и катанье интенсивно стимулируют вестибулярную систему. Итак, если физическая связь ребенка с гравитационным полем Земли неустойчива, все остальные связи не могут развиться оптимально . Вестибулярная система – это главный организатор ощущений.

Слайд 19

Вестибулярно-языковые нарушения Языковая коммуникация – это конечный продукт сенсорной интеграции. Специалистами отмечено, что у детей с речевыми и языковыми нарушениями наряду с вестибулярными проблемами обычно есть проблемы с движением и двигательным планированием. Но не все языковые и речевые расстройства связаны с вестибулярной дисфункцией. Речь может быть нарушена из-за плохой работы речевых центров левого полушария.

Читайте также:  Ребенок отстает в развитии причина

Слайд 20

Заключение В последнее время выявляется все больше случаев когнитивных нарушений, сказывающихся на обучении и развитии детей, поэтому все больше специалистов пытаются разобраться в природе этих проблем и нащупать пути помощи таким детям. Первой была установлена связь между обучением, развитием и нарушением слуховой и зрительной перцепции. Потом ученые выяснили, что причиной некоторых слуховых и большинства зрительных проблем, возникающих у детей, является плохая интеграция ощущений, обеспечивающих нас информацией о прикосновениях, положении тела и движениях. Эта область развивается с 60-х годов XX века, и общество все глубже осознает необходимость такой работы.

Слайд 21

Многие другие дисциплины, включая физическую терапию, специальное образование, в том числе занятия, направленные на развитие языка и речи, психологию и некоторые ветви медицины, теперь все чаще включают в круг своих интересов идеи сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция как вид определенных занятий (терапия)целостна: она задействует все тело, все органы чувств и весь мозг. Когда мышцы работают слаженно, формируя адаптивное движение всего тела, они вместе с соответствующими суставами посылают в мозг хорошо организованные ощущения. Движения, в которые вовлечено все тело, также порождают множество вестибулярных импульсов, помогающих объединить другие сенсорные системы. Способность организовать эти ощущения и адекватно на них ответить способствует организации различных мозговых функций. Вырастая, дети, прошедшие такие занятия, говорят о них так: «Теперь я могу действовать!»

Слайд 22

Важно помнить, что окружающая среда поставляет нам разного рода ощущения: звуковые, обонятельные, осязательные, гравитационные и тактильные. Двигаясь, мы получаем ощущения от мышц и суставов. Именно ощущения во всей их совокупности, а также наши реакции на них заставляют мозг развиваться.

Слайд 23

Текст подготовила педагог-психолог И.Н. Тягунова ГБОУ Детский сад комбинированного вида №809 г. Москва 2013 г.

Источник

Юлия Севрюгина
Ребенок и сенсорная интеграция. Из опыта работы

Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды.

Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, — это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.

«Интересно» — это «детское» определение сенсорной интеграции.

Метод был впервые разработан д-ром Jean Ayres — трудотерапевтом, работавшей в Калифорнии с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения. После смерти д-ра Ayres в начале 90-х годов метод продолжали совершенствовать другие специалисты.

В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро, дети ограничены в получении взаимодействия с окружающим миром, тактильного взаимодействия (мы ходим в обуви, одежде, на машине). Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения — слуха и сенсорный голод всего остального. Примерами могут послужить телевизор и компьютер.

Поэтому, для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

СИМПТОМЫ НАРУШЕНИЙ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

1. Чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, каша); избегание занятий с пластилином, рисования пальцами; проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц; неправильный захват карандаша; сверхчувствительность к звукам, к свету; трудности в обучении письму и чтению; трудности с выслушиванием рекомендаций; проблемы с обучением езды на велосипеде; избегание катания на качелях, каруселях, или чрезмерное увлечение этими играми; затруднения при переписывании с доски, пропускание букв, слогов; трудности в различении правой и левой сторон, особенно, когда у ребенка нет времени, чтобы задуматься; низкий порог толерантности к близости другого лица.

2. Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности

3. Расстройства мышечного тонуса

4. Слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики)

5. Двигательная неуклюжесть

6. Трудности в концентрации, импульсивность

7. Быстрая утомляемость

8. Отказ от социальных контактов

9. Задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении

10. Слабая организация поведения, отсутствие планирования

Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции, т. е. то, как как ребенок воспринимает окружающий мир, насколько он совершенно слышит, видит и осязает окружающее.

Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. Сейчас в детских садах много детей, у которых какая-либо связь или несколько выпадает.

Читайте также:  Роль семьи в развитии ребенка самообразование

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-5 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. В данном опыте представлена система работы, помогающая развивать сенсорную сферу ребенка, так как усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.

На базе нашего детского сада, в кабинете педагога-психолога, мною организован сенсорный уголок, в котором представлены игры направленные на обогащение чувственного опыта детей, развития тактильных ощущений.

Если у ребёнка отмечается трудности с распознаванием тактильной информации, то в детском саду могут возникнуть проблемы в продуктивной деятельности. Эти дети не любят рисовать, боятся брать в руки пластилин, неловко действуют с ножницами. В связи с этим могут возникнуть проблемы с поведением, так как такой ребенок может отвечать на взаимодействие с другими детьми — агрессивно. Воспитатель может сердиться на детей т. к. они часто неловкие, импульсивные или им трудно следовать указаниям и инструкциям.

Практика показывает, что нарушения в ЭВС и поведении также часто оказываются связаны с пониженной или повышенной кожной чувствительностью.

Таким детям свойственна:

— раздражительность, нервозность

— трудно принимать даже малейшие изменения, долгая адаптация

— не переносит прикосновений, не смотрит в глаза

— сложности в общении, предпочитает играть один и т. д.

Целью моей работы является обогащение чувственного опыта детей, создание связей в головном мозге, путем экспериментирования, игр, продуктивной деятельности с песком, сыпучими, природными материалами, знакомство со свойствами.

Здесь дети смотрят, трогают, слышат и чувствуют запах.

Ценность сенсорного уголка заключается в его универсальности:

— доступность обогащения среды;

— нет возрастных ограничений;

— разнообразность наполнения;

— взаимозаменяемость;

— возможность разнообразного выбора.

Организация коррекционно-развивающих групп

Цель – решение задач сенсорного воспитания дошкольников в условиях детского сада.

Были поставлены следующие задачи:

•развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

•развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников;

•повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;

•повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов.

Сенсорный уголок предназначен:

•для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);

•развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

•снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

•создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

•активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

•повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Игры проводятся индивидуально и по подгруппам (от 4 до 6 детей). Рекомендуется формировать подгруппы с учетом возраста.

В сенсорном уголке могут заниматься дети от 2-х лет. Возрастных ограничений нет, так как можно варьировать степень усложнения заданий.

Сенсорный уголок располагается в кабинете психолога и поделен на 2 зоны: для работы с песком и для работы с крупами. Также им может быть и оборудована группа или даже отдельная комната. Рекомендуется несколько рабочих столов, за которыми работают дети, емкости для круп и песочница. Затем необходимо только пополнять уголок интересными дидактическими пособиями для обогащения чувственного опыта детей.

В сенсорном уголке собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Я использую здесь большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Сделала массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов.

С помощью упражнений в сенсомоторном уголке я помогаю детям взглянуть на окружающую природу с точки зрения тактильного изучения форм, “рождения” образов и как следствие развитию творческих способностей и проявлений детей. Детей учу замечать повторяемость форм и линий в природной и искусственной среде: прожилки на листьях похожи на крону деревьев и т. д. Узнавание образов помогает детям по-новому осознавать красоту природных форм. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и даёт им много радостных переживаний. Полное представление об объекте и его сенсорных характеристиках получается при синтезе имеющегося опыта с непосредственным восприятием.

Блок 1.

Игры с песком являются мощным средством развития тактильной системы Далее представлены примеры некоторых игр.

Блок 2.

Игры с крупами – это универсальное средство. У каждой крупы разная текстура, разный цвет, разный запах. Дети смотрят, трогают и чувствуют запах. А вкус каши дети могут попробовать дома или в детском саду.

Опыт моей работы позволил мне учувствовать в показе открытого мероприятия в рамках регионального семинара «Сенсорная интеграция как условие комплексного развития ребенка». Мастер-класс «Мир на ощупь». Также было проведено открытое мероприятие для коллег детских садов.

На данном этапе моей работы можно подвести следующие итоги:

У детей: повысилась любознательность, пытливость; сформировались знания об определенных сенсорных эталонах; дети овладевают рациональными приемами обследования; дети активны при взаимодействии со взрослым в сенсомоторном уголке;

Источник