Ребенок 2 года отстает развитии

Ребенок 2 года отстает развитии thumbnail

Признаки отставания развития ребенка в 2 года Переживаете, что с ребенком что-то не так?
Соседский малыш уже болтает, а ваш молчит?
С тревогой наблюдаете за сыном или дочерью?

Опыт многих российских мам показывает: иногда во время стандартного осмотра педиатр может пропустить что-то важное. В условиях существующей нормы «три минуты на пациента», к сожалению, это не редкость. Заметить, что малыш в развитии чем-то отличается от своих сверстников, может только внимательный глаз родителей, ведь они проводят с ребенком больше времени, чем кто-либо.

Чем раньше вы забьете тревогу и обратитесь за помощью к специалисту, пройдете обследование, тем больше шансов найти нарушение и скорректировать его с наименьшими негативными последствиями. Даже если в итоге вы услышите неутешительный диагноз, вам будет легче справиться с особенностями малыша и подготовить его к самостоятельной жизни, потому что вы будете знать, почему это происходит и как действовать.

Почему происходит задержка в развитии?

По мнению детских психиатров и неврологов, для развития ребенка важно, в какой атмосфере он живет с рождения. Как ведут себя взрослые в семье, дома, на улице, такую норму усваивает и ребенок. Если дома угнетающая нервная обстановка, постоянные ссоры между родителями, то риск отставания в развитии значительно повышается. Сильно вредит и гиперопека.

Другая причина – органические нарушения. Это может быть повышенное внутричерепное давление, гипоксия головного мозга, незрелость структур ЦНС, последствия тяжелых инфекций или родовых травм.

При своевременной постановке диагноза, грамотной терапии и создании доброжелательной атмосферы в семье, многие дети «выстреливают» и догоняют сверстников. Например, в последнее время, по данным ЮНИСЕФ, участились случаи псевдоаутизма, когда у ребенка наблюдаются признаки аутизма, но в дальнейшем этот диагноз не подтверждается.

Другой пример: при раннем выявлении кислородного голодания головного мозга удается избежать тяжелых нарушений психического и речевого развития. Поэтому, дорогие родители, будьте крайне внимательны к своему ребенку и не стесняйтесь прийти к врачу, если хоть что-то в его поведении вас насторожило.

Когда нужно срочно посетить специалиста?

Об отставании в физическом развитии указывают следующие признаки:

  • ребенок плохо ест без видимой причины;
  • к 1,5 годам не ходит самостоятельно;
  • часто падает, неуверенно ходит, ему не удается удержать равновесие при сидении, стоянии или ходьбе;
  • не может схватить маленькие вещи и игрушки, которые раньше держал без труда;
  • не в состоянии проследить взглядом за движущимся предметом;
  • не играет в подвижные игры.

При задержке социально-эмоционального развития у детей чаще всего наблюдается следующее:

  • малыш не реагирует на свое имя;
  • не обращает никакого внимания на других детей и взрослых, избегает общения с ними, не может выстроить зрительный контакт,
  • его поведение и настроение постоянно резко меняются;
  • у него осталась младенческая привычка сосать большой палец;
  • он не различает эмоции близких и сам имеет скудный эмоциональный диапазон.

О том, что происходит задержка умственного развития, подтверждает тот факт, что к двум годам ребенок не знает назначения хорошо знакомых бытовых предметов (например, чашки, ложки, телефона), и не проявляет какого-либо интереса к играм, предметам, окружающему миру. Кроме того, он не реагирует на новые предметы, хорошо знакомых людей, не способен установить простейшие причинно-следственные связи.

Что касается речевого развития, то о его задержке у двухлетнего малыша свидетельствуют следующие признаки:

  • не слышит и не понимает обращенную речь;
  • не произносит простейшие слова, даже из «своего» языка;
  • не может составить фразу из двух-трех слов;
  • не отвечает на простые вопросы;
  • не выражает словесно свои потребности.

Главная ошибка родителей, чей малыш отстает в развитии – это принятие на веру слов бабушек или сердобольных соседей, мол, перерастет. Пока вы ждете, что «перерастет», драгоценное время будет упущено.

Читайте также: Ребенок плохо говорит в 3 года. Что делать?

Что делать, если ребенок в 2 года отстает в развитии?

В первую очередь, конечно, обратиться к врачу. Он проведет обследование, поставит диагноз и подберет терапию. Но многое вы можете сделать и самостоятельно в домашних условиях. Например,

  1. Создайте систему четких правил поведения. В этом пространстве будет легче и вам, и ребенку.
  2. Дайте малышу проявить самостоятельность и обязательно радуйтесь его успехам.
  3. Обсуждайте вместе его чувства и причины поведения, если он нахулиганил.
  4. Постоянно разговаривайте с малышом, выводите на общение, интересуйтесь его мнением.

    Читайте также: Ребенок глотает окончания слов: почему и как исправить?

  5. Работайте над пополнением словаря. Позаботьтесь о том, чтобы малыш хорошо различал предмет или действие, о котором идет речь.
  6. Обратите внимание на свою дикцию, выговаривайте слова четко и правильно. Старайтесь почаще читать вслух стихи, сказки и другие произведения по возрасту.
  7. Поощряйте игры с мелкими предметами, песком, пуговицами, водой, занятия рисованием, лепкой. Это разовьет мелкую моторику.
  8. Включите в досуг ребенка подвижные игры, игры на узнавание и подражание. При возможности установите в квартире детский спортивный уголок. Чаще бывайте на улице.

Самостоятельные занятия дома должны быть регулярными и проходить в спокойной обстановке. Лучше заниматься хотя бы по 15 минут, но каждый день, чем не заниматься вообще.

Что делать, если ребенку поставили тяжелый диагноз?

Ни в коем случае не срывайтесь на малыше или на близких людях, в сложившейся ситуации никто не виноват. Наберетесь терпения и начинайте действовать. Ваша задача сейчас, помимо лечения, научить ребенка элементарным вещам, чтобы он не был обузой для окружающих. Приучите его к чистоте: мыть ручки, умываться, проситься в туалет, убирать за собой, самостоятельно есть и прочее.

Читайте также:  Центр развития ребенка надия запорожье

Эти практические умения и навыки для него намного важнее, чем умение отличать, например, геометрические формы. Чистенький и опрятный малыш всегда воспринимается окружающими доброжелательно, и процесс социальной адаптации пойдет легче.

Источник

анонимно, Мужчина, 36 лет

Ребёнку 2,5 года. (2-е кесарево, старшей дочери 11 лет, с развитием все нормально, отличница, призер олимпиад). Проживаем в Саратовской области.
Патологий, травм, не было. Пошла в 11 месяцев, правда до этого ползали с неохотой.
Не говорим, только «па-па-па» и то без обращения, редко говорит «мама». Иногда в порыве злости говорит «да» или «дай», «я-я-я», если что-то требует, «ди» (уйди), при этом может оттолкнуть.
На имя откликается 50/50, просьб не выполняет (за крайне редким исключением). Указательного жеста нет. Если что-то нужно – берет за руку и ведет или может принести предмет, например пульт или телефон, если хочет, чтобы ей включили мультики. Поведение в общем сильно отличается от других деток в первую очередь в плане общения, взаимодействия и концентрации внимания.
Самостоятельно не кушаем, хотя ложку держит и иногда может поковырять в тарелке. К горшку относимся прохладно, можем на нем посидеть минут пять, но без результатов. Хотя перед тем, как сделать дела снимает трусики. Пару раз получилась сводить на унитаз с детским сидением, работаем в этом направлении.
Радуется, когда приходит мама (если была, например у бабушки). Любит мультфильмы, восторгайся бегая по кругу, бегает на одном месте на цыпочках и машет ручками. Недавно начала пританцовывать под музыку.
В глаза смотрит, но часто отрывисто (хотя от 1 года до 1,5 зрительного контакта почти не было).
Любит играть со старшей сестрой в догонялки, прятки, катается у нее на спине. Любит обниматься, целоваться. Любимое занятие – бегать из угла в угол. В ролевые игры с куклами, мягкими игрушками не играем. Можем покормить из игрушечной чашки маму или папу.
Сложно концентрирует внимание, может посмотреть на карточки с предметами или цветами секунд 5-10 и убегает. Обучение, честно говоря, не складывается. Либо мы что-то не так делаем.
Примерно с 2-х лет начались периодические истерики. Приходим домой с прогулки, мама не включает мультики или не пускает выйти на лоджию побегать – падаем на пол, бьем все вокруг ногами.
Со сверстниками отношения спокойные, может просто игнорировать, может вместе пособирать камушки.
С 1,5 лет наблюдаемся у невролога, но особого толка пока нет, приходим на приемы раз в 2 месяца, получаем ответ, что пока рано делать какие-то выводы о диагнозе и причинах, получаем список препаратов. Предварительный диагноз – ЗПРР. К психиатру говорит идти рано по возрасту. ЭЭГ не получится сделать ввиду высокой активности.
Несколько месяцев назад были в муниципальном центре психолого-педагогического сопровождения. Нас посмотрели дефектолог и два детских психолога. Ничего конкретного о диагнозе и причинах сказать не смогли (ну это по сути и не их задача), на аутизм сказали не похоже. Посоветовали больше работать с телом, делать зарядку, развивать моторку, ловкость и т.д.
Время уходит, а особой динамики в поведении не наблюдаем (возможно это и наша вина в том числе). Бабушки и дедушки просят не приставать к ребенку, мол все придет со временем. Но сидеть сложа руки не выход.
Хотелось бы понять, что нам дальше делать, куда обращаться, чтобы помогли определить причину и меры, которые необходимо или возможно предпринять, чтобы помочь нашей девочке развиваться?
И какие общие рекомендации, так и советы по конкретным учреждениям и специалистам, где могут помочь?
Заранее спасибо!

Источник

У всех детки разные и «ответ», то есть реакция организма на препараты разные. Поищите хорошего неврлога, он вам и назначит лечение.

оля

Неврологи назначают ноотропы…Ребенок пропил много лекарств.

~Belka~

А сам интеллект сохранен? Что дефектологи говорят????

Нам скоро 2. Но ни одного слова.

Нам все подряд говорят что придёт время и заговорит. Что просто такой ребенок.

лилек-мотылек

у моей подруги сын в 3 года заговорил

оля

У нас в крае дефектологов нет.

ShadyLady

Панику пока не подниайте, занимайтесь с ребёнком дальше, рано или поздно заговорит. У моей подруги ребёнок до 3-х лет тоже не говорил, хотя беременность и роды были лёгкими. С 3-х лет началось что-то вроде попыток говорить, но понимала его только родная мать. С 4-х лет понимать его уже стали всё, но речь конечно была ужасная, много букв не проговаривал, слова коверкал. В 5 лет подруга отдала его в логопедический детский сад, вот тут произошёл наконец-то прорыв, речь стала четкая и ясная. Сейчас ему уже 11 лет, здоровенный парень, говорит как все, даже и не скажешь, что у него в детстве были проблемы с речью.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу для воспитателей образец

оля

Через пол года будет 3,вряд-ли заговорит.Он даже по своему детскому лепету не говорит. Радует одно,не все конечно, но по большей части все понимает.

Gretta25

Есть дети, которые до 3-4 лет ничего не говорят (у моей соседки такая девочка). Радуйтесь даже малейшим достижениям своего ребёнка и любите таким, какой он есть, а не таким, каким должен быть. От мамы тоже очень много зависит.

fetica

если врачи лечат значит тут не просто ждать когда заговорит, мой заговорил после 3х, но нам ничего не назначали, у кумы малыш с задержкой развития речи, лечатся с года примерно, ему 4 — мама папа говорит и имена может сказать, толчок к прорыву в речи дало лечение с дельфинами — 10 занятий, ребенок изменился на глазах. Попробуйте. Все будет хорошо.

оля

Ребенок с 2 лет ходит в сад….думала будет толчок..но нет к сожалению

iWant_to

Попробуйте логосад.

С логопедом, дефектологом занимаетесь?

оля

Конечно, с логопедом занимались, и не с одним….Ребенок игнорирует

iWant_to

У моей давней интернет-знакомой ребенок не говорил, в полтора года начала бить тревогу. Все ей писали: «к трем заговорит». Как хорошо, что она никого не послушала! С 1,8 они занимаются с логопедом, с дефектологом, лежали уже минимум дважды в неврологии по этому поводу. Всякие ЭЭГ, Томограммы и пр.делали. Регулярно препараты. Развивающие занятия, массаж, пальчиковые гимнастика (много!)

Он тоже не говорил даже «мама». В результате занятий в 3 года говорил слов 10; 3,5 года начал говорить первые слоги слов. И в 3,7 дали им логосад. И сразу большой прогресс. Стал говорит упрощенно короткие предложения, опять же, многое первыми слогами, сокращая, но говорит. Сейчас ему 4,3. Пока все в стадии предложений из 3-4 простых слов.

Но они занимаются постоянно.

Вроде дефектолог им больше всего нравится. Именно благодаря этому специалисту мальчик научился показывать цвета, формы, цифры, буквы.

Ставили им ЗРР, алалию, ЗПР.

Gretta25

Знаю, что соседка колола Кортексин после 3-х лет.

Дельфины ооочень помогают, прям прорыв в развитии происходит. Моя бывшая начальница писала в СС, как им дельфины в лечении сына помогли. Но у них куча диагнозов и куда они его только не возили. Китай с иглотерапией тоже супер-вещь.

Слух! Обязательно проверьте слух. Знаю ребенка,мама беспокоилась,а се отмахивалист,к 3 зсговорит,а потом оказалось,что ребенок слышит только самые низкие звуки,типа гудения самолета.

  • Нравится

    1

Юльхен

Не сидите и не ждите у моря погоды! Неврологический ребенок сам себя не вылечит! Обязательно посетите хорошего невролога, пусть назначит поддерживающую терапию. Совсем не обязательно ноотропы! Витамины и аминокислоты тоже хорошо питают мозг и мышцы (а язык — это прежде всего мышца!). Найдите логопеда и дефектолога. Если ребенок игнорирует логопеда — значит тот просто не нашел к ребенку подход! Ищите «своего» специалиста. Без хорошего логопеда, увы, вряд ли что-то удастся сделать

Плюсуюсь к дельфинотерапии! Но! Если представить, что наш мозг — это коробочка, то дельфины — это ключ, помогающий её открыть. А вот вытащить наружу знания, заставить применять их — это каждодневный, упорный, систематический труд МАМЫ и приглашенных специалистов.

В Китай — только если у вас нет эпилепсии, что подтверждается мониторингом ээг. Иначе настимулируют вам там… Ну и дорого в Китае

  • Нравится

    3

Opal'naya

Оля, к специалисту, конечно, сходите,чтоб оценить общее развитие (знает ли цвета, как реагирует на команды). Однако моему 2 и 10, тоже говорит только свое, в основном. При этом в два с половиной вообще болтал мало: прорыв наметился только в последние месяц-полтора! Логопед сказала, что сейчас это норма и будет заниматься с ребенком только после 3-х лет.

Оля2777

Плюсуюсь к проверке слуха. Это может быть одной из причин задержки речи.

Gretta25

Юльхен, вот у сына моей начальницы как раз-таки эпилепсия, дцп и ещё куча всего. Но ехали они в Китай к проверенным специалистам. 2 раза по 2 месяца. Это безумные деньги, но прорыв был колоссальный. Потом они его в Германию и Израиль возили. Ребёнка подняли практически до уровня нормальных детей. Но они с мужем жизнь посвятили этому ребёнку.

Strawberries

Ну и что, мой старший сын тоже не говорил в 2,5)) зато в 3,3 теперь нее остановить… Иногда так хочется тишины. У нас в семье вообще никто не трещит без конца как радио, и дети в принципе не болтают без умолку. Важно чтобы ребенок вас ПОНИМАЛ, выполнял то, о чем его просят. Откликался на свое имя.

оля

Спасибо, всем. У нас нет такой возможности как Китай.

Источник

анонимно, Женщина, 35 лет

Добрый день. Ребенку 2 года и 5 месяцев. Родился на сроке 38-39 недель, кесарево. Самостоятельно не дышал. Сразу после родов реанимация, интубационная трубка, ИВЛ, причина — большая опухоль шеи (около 8 см. в диаметре). Оценка по шкале Апгар 4 балла. Через 2 недели после рождения опухоль удалили, оказалась злокачественной, но химиотерапию не проходили по причине раннего возраста. В реанимации был 3 недели. В общей сложности за 2,5 года было 4 общих наркоза, один при операции, остальные при плановых обследованиях (КТ, МРТ). По лекарствам и разного рода стимуляциям развития у нас ограничения в связи с диагнозом, т.е. нам нельзя ни массажей, ни электрофорезов, ничего подобного, лекарства также не желательно. Физически развивался с небольшим лишь отставанием, поднимать голову стал в 2 месяца, удерживать её в 3 месяца, переворачиваться начал в 6,5 месяцев, сидеть в 8 месяцев, ползать в 9, ходить у опоры в 10,5, ходить самостоятельно в 1,2. До года он хорошо играл игрушками, смотрел на людей, гулил. В 1,5 года я заподозрила неладное: ребенок не говорил ни одного слова, иногда произносил слоги, ел только пюреобразную пищу, плохо шел на контакт с людьми, бегал кругами, смеялся сам с собой, не отзывался на имя, не выполнял просьбы, не смотрел в глаза, отсутствовали указательные жесты. Неврологи говорили разное: одни говорили, что это последствия ППЦНС и что все со временем компенсируется, другие предполагали расстройства аутического спектра, третьи просто ставили ЗПРР. Психиатр сказала нам, что до трех лет вообще никто точный диагноз не поставит. Из лекарств мы в 1,5 года пропили курс пантогама, в 2 года пропили курс энцефабола и все. Назначали еще кортексин, но онколог нам его запретила. Стали ходить на развивающие занятия в обычную группу с 1,5 лет. Сама я сейчас занимаюсь с ним не очень много, т.к. он на занятия со мной никак не реагирует, отворачивается, убегает, не смотрит. Раньше занималась намного больше, каждый день по несколько раз показывала картинки, книжки, рисовали, пытались лепить, но толку не было совсем. После года усердных на мой взгляд занятий он не мог показать мне на картинке ни собачку, ни кису, ни машинку. В итоге к 2,5 годам ребенок по прежнему не говорит, только на своем птичьем языке. Он может сказать и мама и папа, но не обращаясь конкретно к маме или папе, а просто так без всякого смысла. Может сказать котя или будя, или маня, но это также ничего не означает. Ну и слоги разные произносит. Предметы не называет, указательные жесты по прежнему отсутствуют, на простые вопросы да нет не отвечает. На горшок просится, берет за руку и ведет к горшку, но сам штаны снимать и надевать отказывается, посадить тоже я должна. Ест по прежнему только пюреобразное все, но сейчас может и с кусочками справиться, если они добавлены в пюре. Отдельно мелкие кусочки есть отказывается (например плов), высовывает язык и руками все вытряхивает, а если те же рисинки из плова добавить в кашеобразную пищу, то проглотит (раньше его рвало сразу). Сам есть не хочет, только если я кормлю. Ложку всегда даю ему отдельную, заставляю есть самостоятельно, ни в какую. Даже когда его рукой пытаюсь держать ложку и зачерпывать пищу, тоже бесполезно — вырывается и истерит. Если говорю, ешь сам, кладу ложку и ухожу, то жуткая истерика, аж до рвоты. Не жует и не откусывает, а если получается откусить (например яблочко любит зубами погрызть), то сразу выплевывает. На имя отзывается, но если зову его, то не всегда реагирует, в глаза иногда смотрит.Иногда, но довольно редко, выполняет простые просьбы типа поцелуй, закрой, собери, помаши пока. Понимает как мне кажется только отдельные фразы: пойдем пить, кушать, на горшок, спать, купаться, нельзя. Более сложные фразы не понимает. Если ему что-то нужно, то не зовет, а просто молча берет за руку и приводит к тому месту, где ему что-то нужно, а там уж догадывайся сама. Стал по моей просьбе показывать картинки в книжках (киса, собачка, зайка, домик, мячик, дядя, уточка и т.д), но если книжка незнакомая, то не показывает. Игрушками стал интересоваться меньше, чем раньше, играет в основном в компании детей, а так бегает по дому, то ящики потрошит, то сумку, то на кровати прыгает, то телефон включает выключает, то пылесосит, то кнопки на стиралке нажимает, в общем все больше занимается ерундой, когда пытаюсь с ним поиграть, убегает. Или играет недолго, а потом надоедает. Хорошо запоминает дорогу, помнит, где площадка, где остановка, где игровой автомат в магазине. На занятиях повторяет за преподавателем и за детьми движения, простые танцы, рисует, бегает, играет, выполняет почти все. В общем по сравнению с другими детьми развит плохо и самое главное, что на занятия со мной не реагирует, уже просто руки опускаются. Посоветуйте, к каким врачам обратиться еще, т.к у невролога и психиатра мы были и нам предлагают просто наблюдаться, а курсы препаратов, которые нам назначили, на мой взгляд не особо то помогли. Может быть какие то обследования помогут понять, какой именно у нас диагноз.

Читайте также:  Гармоничное развитие ребенка гленн доман аудиокнига

Источник