Развитию триз мышления у ребенка

Развитию триз мышления у ребенка thumbnail

вершинина наталья
ТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольников

ТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольников

Детский возраст — период активной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение — одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в музыке, рисунке, игре, труде.

ТРИЗ — это методика, которая учит решать различного рода изобретательские задачи продуктивными, простыми и быстрыми способами. Именно поэтому можно говорить об универсальности теории решения изобретательских задач, ведь она, в первую очередь, учит мыслить творчески, нестандартно и смело.

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. В своей работе я использую методики и приёмы Анатолия Гин «Приемы педагогической техники», «ТРИЗ-педагогика», тренинг по ТРИЗ. Юрия Саламатова, «Азбука ТРИЗ. Основы изобретательного мышления» Михаила Орлова.

Использование ТРИЗ в детском саду — это уникальная возможность при помощи качественного многофункционального инструмента решать те задачи, которые были возложены Министерством образования страны на педагогов в ДОУ. Одно из главных преимуществ технологии ТРИЗ — это максимальный акцент на самостоятельность работы воспитанников. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Воспитатель выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло.

Актуальность данной теории заключается в формировании у дошкольников творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Эта методика требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в обыденном.

В рамках ДОУ у ТРИЗ определяются следующие задачи:

• Обучение детей грамотным принципам решения различных творческих задач.

• Обучение самостоятельной работе.

• Воспитание творческих личностей, умеющих находить нестандартные ответы на любые вопросы.

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.

Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:

Цель первого этапа — научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и столом? и др.

Цель второго этапа — учить детей фантазировать и изобретать.

Содержание третьего этапа — решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, вы попали в гости к Морозу Ивановичу и он хочет вас заморозить. Что делать?».

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из сложной ситуации.

При этом я применяю ряд превосходных методик, призванных создать для детей благоприятную развивающую среду в среду.

Работая в ДОУ с детьми 4-5 лет, использую следующие методы:

1. Типовое фантазирование

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:

-уменьшение — увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку) ;

— наоборот (добрая лиса и хитрый зайчик);

— оператор времени (нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя бабушка в детстве);

2. Мозговой штурм

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

Темами мозгового штурма могут быть такие:

-как уберечь продукты от мышей;

-как не намокнуть под дождем;

-как выгнать лесу из зайкиной избушки;

— как оставить кусочек лета в зиму.

Напомню правила мозгового штурма:

-исключение всякой критики;

-поощрение самых невероятных идей;

-большое количество ответов, предложений;

-чужие идеи можно дополнять и улучшать.

Результаты мозгового штурма непременно отражаем в продуктивной деятельности: рисуем свой кусочек лета в зиму; лепим продукты, которые стали недоступны мышам и т. д.

3. Метод аналогий

Предлагаю детям представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

-изобрази чайник, который забыли выключить;

-покажи походку человека, которому жмут туфли;

-изобрази рассерженного быка, встревоженного щенка, радостного кролика и т. д.

4. Метод фокальных объектов

Одним из методов, способствующих снятию психологической инерции, развитию воображения, является метод фокальных объектов (М. Ф. О.).

Читайте также:  Влияние слов на развитие ребенка

Работу по М. Ф. О. я начинаю с детьми 4-го года жизни.

-придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект;

-познакомить детей с новым объектом;

-создать рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения;

-проанализировать художественное произведение.

5. Метод противоречий.

Использование этого приема позволяет детям учиться находить выходы из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций. Например, когда исходные свойства предметов не соответствуют тем функциям, которые мы собираемся на них возложить.

Эти и другие методики в средней группе я реализую посредством увлекательных дидактических игр, захватывающих внимание детей, привлекающих их интерес и желание сотрудничать с другими ребятами в группе и самим воспитателем.

Игровая форма подачи теории дает возможность убрать те барьеры, которые могут возникать в процессе обучения. В частности, снимается страх детей перед воспитателем и другими ребятами, перед обучением и новой информацией.

Конечно, сложность задач идет по возрастающей. И, несмотря на то, что названия некоторых приемов звучит достаточно сложно, на деле они оказываются полностью посильными для малышей.

Приведу примеры некоторых ТРИЗ-игр, которые использую в своей группе:

Игра «Что можно сказать о предмете, если там есть…»

(проводится с середины средней группы)

Воспитатель называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.

— Что можно сказать об объекте, у которого длинная шея и пятнистая шкура?

— Что можно сказать об объекте, если там есть длинный хобот?

Игра «Теремок»

(проводится со средней группы)

Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» и сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»

В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня».

— Тук-тук. Кто в теремочке живет?

— Это я, лиса. А ты кто?

— А я волк, пусти меня к себе!

-Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.

— И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т. д.

Игра «Фантазия»

Цель этой игры- развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.

Ребята, представьте себе, если на земле исчезнут … — все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).

— все учебники

— все спички

— ручки

— игрушки и т. д.

Игра «Чем был — чем стал?»

Воспитатель называет материал (глина, дерево, ткань, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют… Например, стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов. Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. Бывает стеклянный стол. У моей мамы есть стеклянные бусы, в часах тоже есть стекло. А вы слышали выражение: «У него стеклянное сердце. » Про кого так можно сказать?

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет мне вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни станут изобретателями, генераторами новых идей. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности.

Развивая детей по технологии ТРИЗ-педагогики, я получаю такой результат, где дети сами учатся находить, ставить и решать нестандартные жизненные задачи.

Используя элементы ТРИЗ-педагогики, я надеюсь выпустить из-под своего крыла ребенка-мыслителя, ребенка-изобретателя, успешную творческую и самостоятельную личность, готовую к решению жизненных ситуаций. Использование ТРИЗ-технологии педагогом в своей профессиональной деятельности позволит качественно улучшить образовательный процесс, сделать его интересным, многогранным и увлекательным для детей, а, следовательно, позволит и повысить результативность своего педагогического труда.

Читайте также:  Центры раннего развития ребенка в

Развитию триз мышления у ребенкаРазвитию триз мышления у ребенка

Источник

Это загадочное слово «ТРИЗ»

ТРИЗ — это теория решения изобретательских задач. Автором теории стал советский писатель и инженер Генрих Альтшуллер (1926-1998). Он рассчитывал вывести изобретательство в «ранг» науки и для этого самостоятельно вывел законы развития технической мысли.

Одним из таких законов стало утверждение, что «каждое изобретение — это разрешение противоречия». Например, обувь должна быть на шнурках, потому что шнурки отлично помогают фиксировать обувь на ногах и не теряют своих свойств, как липучки. Но обувь и не должна быть на шнурках, потому что утомительно каждый раз их завязывать, да и маленькие дети не в состоянии справиться со шнурками самостоятельно. Обычным людям приходится выбирать что-то одно: жертвовать либо надёжной фиксацией стоп, либо удобством. Изобретатель же видит проблему — и устраняет её. Как итог, появляется изобретение — силиконовые шнурки-клипсы. Такие клипсы сочетают в себе фиксацию обычных шнурков и удобство использования, так как их не нужно постоянно завязывать.

Но зачем вообще нужна ТРИЗ…

…ведь для учёных давно существуют проверенные опыты, теоретические и прикладные разделы наук?

Альтшуллер не был согласен со старыми методами, он полагал, что метод проб и ошибок не удовлетворителен. Учёные тратят десятки лет в ожидании удачной мысли, теории, а потом тратят ещё такое же количество лет на исследования и опыты. А если использовать правила изобретательности, то даже обычные школьники легко справятся с трудными техническими задачами.

Итак, ТРИЗ-педагогика помогает изучить принципы решения сложных творческих задач, используя законы и разработки Альтшуллера. Но зачем изучать какие-то дополнительные разработки, если в школе давным-давно учат детей решать задачи. Да, это так, только следует учесть одно важное «НО» — школьные задачи далеки от задач житейских. В жизненных дилеммах не всегда «дана» вся информация, ответы посмотреть негде, да и верных решений может быть больше одного. Сталкиваясь с нетипичной проблемой, бывшие школьные медалисты оказываются в тупике.

С 1946 по 1971 годы Г.С. Альтшуллер исследовал более сорока тысяч патентов, классифицируя при этом изобретательские решения по пяти уровням изобретательности. Было выделено сорок приёмов, которые помогают изобретателям оправдывать своё имя. Первые занятия по ТРИЗ начали проводиться в 1948 году, и до 1970 года преподавание проходило в основном на экспериментальных семинарах. В начале 70-х по всей стране начали открывать специальные инженерные школы, но в скором времени проект закрыли. Семинары по ТРИЗ продолжались, но уже не на уровне школ.

В 90-е годы ТРИЗ заинтересовались зарубежные учёные. В 1999 году была создана Международная ассоциация ТРИЗ, включающая организации из России, США, Израиля, Японии и Франции. Методиками и законами ТРИЗ пользуются NASA, Boeing, Samsung, General Electric.

Технология творческого мышления (переплет)

Эта книга — ответ на вызов времени о необходимости познать природу креативности и научить человека управлять своей интеллектуальной деятельностью. Развивая возможности знаменитой теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданной Г.С. Альтшуллером, авторы разработали уникальную методику формирования творческого мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса. Предложенные инструменты ТРИЗ позволяют успешно решать задачи любой степени сложности, возникающие в производстве, экономике, менеджменте, образовании, маркетинге.

Купить

Задачи по ТРИЗ

Для того чтобы дети не впадали в ступор при решении необычных и нетипичных задач, с ними нужно постоянно заниматься. Подобные нестандартные задачи называют «открытыми». В своём интервью онлайн-изданию «Мел» ТРИЗ-педагог Анатолий Гин приводит пример такой креативной задачи на уроке физики, которая может привлечь учеников и заставить их нестандартно думать: «Учитель рисует на доске холм, дерево, корову: «Корова пасётся на холме. Погода дождливая, тучи, гром и молния. После очередного удара корова падает замертво. Что произошло?». Дети выдвигают гипотезы, класс их обсуждает. А потом учитель говорит: «Сегодня мы будем изучать электромагнитную индукцию. Тот, кто первым догадается, как она связана со смертью коровы, получит «пять»».

Задача построена интересно, нетривиально, стимулирует интерес школьника, а также заставляет искать необычный подход к решению. И подобные задачки можно подобрать для любого предмета, правда, для составления подобных условий требуется и креативный подход учителя.

Требуется найти «золотую середину» (с которой у нас в стране, почему-то, всегда проблемы) — стандартные задачи, закрепляющие пройденную тему, должны сочетаться с креативными заданиями, стимулирующими учеников искать различные подходы к поставленной проблеме.

Вот несколько задачек по ТРИЗ, попробуйте их решить.

Без окон, без дверей…

Вопрос: В какую сторону едет автобус?

Развитию триз мышления у ребенка

Ответ: Двери расположены на той стороне, которую мы не видим. Следовательно, автобус едет влево. Для стран, где движение левостороннее, ответ противоположный.

Бежит, журчит, волнуется…

Условия: Для устранения неполадок с водоснабжением рабочие раскопали часть металлической трубы, проложенной под землёй, по которой течёт вода. Однако, для того, чтобы работать дальше, необходимо понять, в какую сторону движется водный поток. Определить направление движения не получилось, ни когда по трубе постучали, ни когда пытались определить что-то на слух.

Читайте также:  Развитие ребенка до года гидроцефалия

Вопрос: как определить, в какую сторону течёт вода по трубе, не нарушая герметичность последней ( нельзя резать, сверлить и т.п.)?

Ответ: Воздействовать на трубу нельзя, однако воздействовать на воду разрешается. Следует нагреть воду в трубе в одном месте (труба металлическая!) и,отступив некоторое расстояние от этого места, следить, в какой стороне труба тоже потеплеет. Где окажется тёплый участок трубы — в том направлении вода и движется.

Тайная посылка

Условия: Вы хотите послать любимой посылку с дорогим украшением. При этом единственный способ — воспользоваться почтой. Можно повесить на посылку любое количество замков. Допустим, открыть замок без ключа никто не может, как и вскрыть посылку. Но вы ни при каких обстоятельствах не хотите рисковать и посылать по почте ключи.

Вопрос: Как вам быть абсолютно уверенным, что ваша любимая получит подарок (и сможет открыть посылку)?

Ответ. Получив посылку без ключа, девушка не сможет открыть её, но сможет закрыть её на свой замок и вернуть. Получив посылку с двумя замками, вы снимаете свой замок и возвращаете её девушке. В результате девушка получает подарок, а ключи никуда не пересылаются.

Лодка, волк, коза, капуста

Популярная задача про перевозку крестьянином его имущества имеет больше одного решения. Найдите хотя бы одно.

Условия: Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но в лодке может поместиться только крестьянин, а с ним или один волк, или одна коза, или одна капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту.

Вопрос: Как перевез свой груз крестьянин?

Ответ 1: Начать перевозку следует с козы. Крестьянин перевозит козу и оставляет её на другом берегу. Возвращается и берет волка, которого также перевозит на другой берег, где его и оставляет, но зато берет и везет обратно на первый берег козу. Здесь он оставляет ее и перевозит к волку капусту. Затем, возвратившись, он перевозит козу, и переправа оканчивается благополучно.

Ответ 2: Вначале крестьянин перевозит козу. Однако в этот раз он берёт не волка, а капусту. Отвозит ее на другой берег, оставляет там и возвращает на первый берег козу. Затем перевозит на другой берег волка, возвращается за козой и снова отвозит ее на другой берег. В этом случае количество рейсов (семь) точно такое же, как и в первом решении.

Что ещё почитать?

  • Что такое модульное обучение?
  • Где находится школа без классов, кабинетов и смартфонов
  • Виртуальная реальность для трансформации учения и обучения
  • Какие компетенции нужны современным школьникам, и формирует ли их школа?
  • Вширь или вглубь? Экстенсивное и интенсивное образование

ТРИЗ для всех и каждого

Задачи встречаются не только в образовательных учреждениях. Нас везде поджидают трудности и проблемы, которые необходимо решить. То нужно открыть дверь кабинета, когда ключи остались дома, то телефон не во время сел, а надо совершить очень важный звонок, то рабочие перекрыли дорогу к дому и приходится подбирать альтернативный путь возвращения в родные стены.

Люди, с увлечением практикующие решения проблем по ТРИЗ, в каждой неурядице видят не беду, а задачу. Они формулируют условия, устанавливают данные и противоречия, ставят цель и подбирают ресурсы для решения. Для человека, практикующего совершение определённых действий, срабатывает метод «инерции», «набитой руки». Так и для людей, которые часто привыкли анализировать данные и искать ресурсы, нужные способы открываются намного быстрее, чем для человека, привыкшего действовать «по накатанной».

Тренировать способ мышления по ТРИЗ можно уже с малых лет. Для маленьких детей следует ставить лёгкие задачи, требующие разного подхода, вместе разбирать решения, придумывать альтернативу. Например, для ребёнка до четырёх лет можно использовать приём из мультфильма «38 попугаев». Малыш только начал осваивать счёт и может ещё не знать всех цифр, из которых состоит его рост. Попробуйте измерить рост ребёнка в других предметах. Например, каков его рост будет в письменных ручках? А в куклах или в машинках?

С пяти-семи лет уже можно начинать искать решения на открытые задачи из книг и потихоньку знакомить с основными принципами ТРИЗ.

Классическая же ТРИЗ, хоть и разработана для инженеров,в состоянии заинтересовать старших школьников и взрослых.

Но где же научиться решать задачки по ТРИЗ?

Практиковать решения по ТРИЗ довольно легко. Существуют открытые сервисы по ТРИЗ, например, сервис 4BRAIN или бесплатный курс Точилка для ума. Можно использовать готовые открытые задачи из книг (например, Д. Чернышев «Чем заняться вечером с семьёй на даче без интернета» или Ю. Тамберг «Как научить ребёнка думать»). Также в качестве пособия для родителей отлично подойдёт книга А. Гина «Триз-педагогика. Учим креативно мыслить» с перечнем основным методик и задач для детей.

В общем, как говорится, было бы желание, а возможности найдутся. Помните, чем больше ваш ребёнок умеет и чем больше он развивается, тем счастливее и успешнее сложится его дальнейшая жизнь.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник