Развитию навыков общения взрослого и ребенка

Варлакова Юлия
Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками

Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Варлакова Ю. В. педагог-психолог МБДОУ г. Кургана «Детский сад №110 «Краски»

«Умение ребенка правильно общаться

позволяет ему комфортно жить в

обществе людей…»

Выготский Л. С.

Общение — одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Первые навыки общения мы приобретаем в дошкольном возрасте. Первые «учителя общения» — родители.

Наиболее важными факторами, влияющими на формирование личности ребенка и его межличностные отношения, являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, позиция ребенка, структура семьи. Многие исследователи подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых являются для ребенка необходимым своеобразным жизненно важным витамином, который дает ему ощущение защищенности, обеспечивает эмоциональное равновесие, повышает его самооценку. С другой стороны, отмечается, что дефицит эмоционального общения, недостаток внимания со стороны близких взрослых способствуют появлению у ребенка невротизма, тревожности.

У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми:

— ситуативно-личностная;

— ситуативно-деловая;

— внеситуативно-познавательная;

— внеситуативно-личностная.

Период новорожденности — это подготовительный этап к общению со взрослым (ребенок учится выделять взрослого). Основой коммуникативной потребности являются органические нужды ребенка. Беспомощный младенец своим беспокойством и криком оповещает взрослого о дискомфорте и тем самым добивается устранения неприятных факторов. Такие сигналы малыш первоначально никому не адресует, но его неудовольствие каждый раз привлекает взрослого и побуждает к определенным действиям: накормить, сменить пеленки и пр. Жизненная практика помогает младенцу выделить существование взрослого в качестве источника удовлетворения своих потребностей. В начале 4-й недели жизни ребенок улыбается в ответ на улыбку взрослого, а потом начинает улыбаться по своей инициативе. На втором месяце у младенца складывается сложная реакция на взрослого — комплекс оживления, которая включает двигательное оживление, речевые реакции и улыбку. К 2 мес. у малыша завершается формирование потребности в общении со взрослым. Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрос-лого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера. Содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному внима-нию.

С 6 мес. жизни ребенка данная форма общения сменяется ситуативно-деловой, которая разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность малыша — в сотрудничестве. Ребенку недостаточно доброжелательного внимания. Ему необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается малыш и участвовал в этом процессе. На первый план выступают деловые мотивы. А взрослый рассматривается младенцем как образец, помощник, участник и организатор совместных действий.

Ситуативно-деловая форма общения сохраняется до 3 лет, протекая на фоне практического взаимодействия со взрослым, она включена в предметную деятельность. У детей возрастает потребность в сотрудничестве со взрослым, им требуется соучастие в их действиях. В ходе сотрудничества преддошкольник получает и доброжелательное внимание, и соучастие в практических действиях. Замечания и образец взрослого, благодаря личному контакту, приобретают особое значение при усвоении правильных действий с предметами. Дети переходят от неспецифических, примитивных манипуляций ко все более специфическим, а затем и к культурно-фиксированным действиям с предметами. Обе указанные формы общения носят ситуативный характер, то есть приурочены к данному месту и времени.

В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно-познавателъная форма общения. Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Развитие любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждают ребенка ставить все более сложные вопросы. Но решить подобные проблемы самостоятельно он не может. Путь к пониманию явлений, сложных проблем — общение со взрослым. Ведущим становится познавательный мотив. А взрослый теперь выступает в новом качестве как эрудит способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию. Сотрудничество приобретает внеситуативный — теоретический «характер», поскольку обсуждаются проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию.

К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым — внеситуативно-личностная. Главным мотивом общения становится личностный. Взрослый выступает перед дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Он не просто индиви-дуальность, а конкретное историческое социальное лицо, член общества. В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях. Возникает потребность не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопонимании и сопереживании. Детям важно знать, как нужно делать, как поступать правильно. Они соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь единства мнений со взрослым. Совпадение своей позиции с позицией взрослого выступает для ребенка доказательством ее правильности.

Необходимо отметить, что строго фиксирована в онтогенезе только последовательность появления форм общения, но не их связь с возрастом.

Каждая форма общения вносит свой вклад в психическое развитие ребенка. Ситуативно-личностная стимулирует, главным образом, становление перцептивных действий разных систем и анализаторов и реакции хватания. Ситуативно-деловое общение приводит к переходу от отдельных действий к предметной деятельности и развитию речи. Внеситуативно-познавательное общение помогает дошкольникам неизмеримо расширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и другие отношения между предметами. Внеситуативно-личностная форма общения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребенок постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия.

Первый опыт коллективного общения для ребенка – это детский сад. Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающихся от общения с взрослыми.

Первая наиболее важная отличительная часть состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. Ребенок спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т. д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно — мимических проявлений, выражающие самые различные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.

Третья специфическая особенность контактов заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если при общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никаким образцам: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы и т. д.

Еще одна особенность общения со сверстниками — это преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают в два раза лучше. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослыми. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей.

В общении со сверстниками выделены следующие этапы:

• Эмоционально практическое (2-4 года);

• Ситуативно – деловое (4-6 лет);

• Внеситуативно – деловое общение (6-7 лет).

На втором году жизни, дети проявляют интерес и внимание друг к другу, но контакты между ними эпизодичны и кратковременны. К концу второго года жизни и на третьем году между детьми разворачивается особый вид общения – эмоционально-практическая игра. В такой игре дети общаются непосредственно, без каких- либо предметов. Как правило, такая игра протекает бесконфликтно и сопровождается яркими положительными эмоциями. В ходе таких игр дети начинают чувствовать и понимать друг друга. Опыт общения со сверстниками учит ребенка жить в коллективе, ладить с другими людьми. Играя со сверстниками, он учится согласовывать свои действия с действиями другого ребенка. Важную роль в дальнейшем развитии общения детей со сверстниками, в его обогащении играет взрослый. Привлекая внимание детей друг к другу, выделяя их положительные качества, организуя совместную предметную деятельность, он способствует налаживанию положительных взаимоотношений между детьми.

Вся жизнь в детском саду насыщена игрой, в процессе которой они чувствуют себя более раскованно, свободно и естественно. В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству.

Игровая ситуация – практическая форма работы, в ходе которой ребенок «проживает» предложенную ему ситуацию, учится взаимодействовать с партнером, усваивает новые знания, конструктивные приемы общения. Е. И. Щербакова говорит, что «Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх; игра становится для них своеобразной формой общественной жизни»

Развитие общения ребенка дошкольного возраста имеет свои закономерности и особенности. Учитывая выше сказанное, можно сделать следующий вывод. Развитие и совершенствование навыков общения осуществляется на протяжении всей жизни человека, начиная с самого раннего детства. Взрослый демонстрирует знания, навыки и умения в отношении того, как вступать в контакт с людьми и предметами. Ребёнок, в свою очередь, наследует увиденное, копирует его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом. На протяжении всей жизни мы приобретаем коммуникативный опыт, совершенствуем свои умения и навыки общаться.

Источник

Наира Мартиросян
Педагогические средства развития навыков общения детей среднего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками

1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

17 октября 2013г. Приказом Министерства образования и науки РФ №1155 был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС). В основе стандарта заложен следующий основной принцип: личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических работников) и детей.

Одни из основных принципов современного дошкольного образования – это содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками (пункт 1.6.).

Социализация ребенка – это один из важных задач дошкольного периода. Развитие коммуникативности ребенка, умение общаться со сверстниками и взрослыми в дошкольном возрасте играет очень важную роль в психическом развитии детей. Если потребность дошкольника в общении или совместной деятельности со сверстниками не удовлетворена, то она ничем не компенсируется, вызывая у него тяжелые переживания, состояние эмоционального неблагополучия. В настоящее время эта задача приобретает особую важность.

Актуальность данной темы возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Отмечается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.

Навыки общения— это умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения, взаимодействовать и сотрудничать с людьми.

Для развития навыков общения нужно использовать разные педагогические средства:

• обеспечить повышение познавательной активности обучающихся;

• служить инструментом деятельности субъектов образовательного процесса;

• помочь раскрыть сущность различных понятий и явлений общественной жизни.

Средства обучения (педагогические средства) – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.

В самом общем плане к ним относятся:

— виды деятельности: игровая, учебная, трудовая;

педагогическая техника: речь, мимика, движение; средства массовой информации, наглядные пособия, произведения искусства.

К средствам обучения относят также технические средства обучения, дидактические материалы и т. п. В последнее время существенно изменились средства обучения. В связи с появлением персональных компьютеров возник новый вид процесса проблемного обучения – проблемно-компьютерное обучение. Появление нового элемента (компьютера) в педагогической системе во многом может изменить ее функции и позволяет достичь нового педагогического эффекта.

В традиционном учебном процессе средствами обучения являются:

— печатные издания: учебники, учебно-методические пособия, справочники;

— дискеты с учебной информацией;

— записи на доске, плакаты;

— кино, видеофильмы;

— слово преподавателя.

Задача педагога заключается в том, чтобы выбрать средства, адекватные цели и содержанию образования.

Можно сделать вывод о сложившихся недостатках и трудностях в условиях и процессе образовательной деятельности.

Недостатки в результатах:

— не делятся игрушками и ссорятся;

— грубо разговаривают со сверстниками, не умеют играть друг с другом;

— дети испытывают сложности в налаживании отношений со сверстниками;

— не чувствуют и не понимают сверстника, т. е. недостаточно опыта владения навыками общения;

— не способны изменять стиль общения со сверстниками в зависимости от ситуации;

— не могут найти конструктивного решения своих споров;

— не владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми;

Недостатки в процессе:

— многие воспитателя затрудняются в выборе эффективных методов и форм организации деятельности детей вне НОД по развитию навыков общения и взаимодействия детей среднего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками;

— при планировании коммуникативной деятельности не всегда соблюдается системный подход в развитии навыков общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками;

педагог не всегда воспринимает ребенка как субъект реализации его потребностей, интересов и устремлений.

Недостатки в условиях:

— недостаточная квалификация педагогов;

— недостаточно дидактических пособий на тему элементарного общения и взаимоотношения детей со сверстниками;

— недостаточно наглядного материала, на основе которого у ребёнка формируются понятия о социально-личностном поведении;

— в условиях группы нет современных информационно-коммуникационных технологий.

Противоречие. Формирование навыков общение у детей среднего дошкольного возраста предполагает использование современных педагогических средств, однако отмечается недостаток современных педагогических средств позволяющих развивать навыки общения у дошкольников в образовательном процессе.

Таким образом выше названные и описанные требования привели к формулировке профессиональной проблеме.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Проблема заключается в определении эффективных средств для формирования у детей среднего дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в образовательной организации.

3. Характеристика изменений в образовательном процессе.

Необходимо помнить, что конфликтное отношение между детьми среднего дошкольного возраста часто являются следствием однообразия и бездеятельности. Организуя интересные занятия, игры, проблемные ситуации, показ инсценировок с игрушками, сюжетно-ролевые и дидактические игры, воспитатель направляет активность детей в нужное русло, которое способствует накоплению у детей положительного опыта проявления добрых чувств, поступков и взаимоотношений.

Поэтому современные методы социально-личностного развития должны быть направлены не на передачу моральных норм, а на то, чтобы поставить ребёнка в условия, при которых поступок, соответствующий моральной норме, становился бы для него личностно значимым. Поэтому произошли следующие изменения в образовательном процессе:

В содержании:

— комплексно-тематическое планирование:

«Я в мире человек»;

«Мои друзья»;

— беседа о дружбе, чтение стихотворений о друзьях. Слушание песни «Улыбка», «Если добрый ты»; рассказы о своих друзьях;

развитие игровой деятельности: «Какие добрые слова нужно сказать?», «Почему обиделась Таня?», д/и «Назови друзей», «Я и друзья»;

— организация развивающих практических и игровых ситуаций совместной деятельности, обеспечивающих накопление личного опыта культуры взаимоотношений в паре или небольшой подгруппе: «В дружном деле всем хорошо», «Как без ссор решить спор»;

— родительское собрание на тему: «Воспитываем добротой»;

— тематическое итоговое мероприятие: «День вежливости»;

— использование интерактивных средств: интерактивная доска, компьютер.

В средствах обучения и воспитания:

— использование художественной литературы на тему: «Настоящие друзья», «Что я могу сделать хорошего», «Как бы ты поступил».

— использование дидактического материала на тему: «Узнай настроение по выражению лица», «Мы радуем своих близких»; «Что хорошо, а что плохо».

— использование интерактивных средств (презентаций) на тему: «Мы за столом», «Мы идём смотреть спектакль».

— игра «Я учусь общению».

Цель: дать представление о различных средствах и способах коммуникации с окружающим внешним миром; о важности и значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения.

— игра «Я и взрослый мир»;

— наблюдения за детьми и их взаимоотношениями во время прогулок, во время совместных игр, за столом.

Цель: вести наблюдение отдельных действий ребёнка к сверстнику в различных ситуациях.

После этого результат освоения программы раскрывает динамику формирования интегративных качеств воспитанников средней группы и результаты формирования интегративных качеств у ребёнка.

4. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов.

В кадровых:

— укомплектованность образовательного учреждения образованными педагогическими работниками;

— повышение компетентности и профессионализма педагогов:

— курсы повышения квалификации в СИПКРО, ЦРО по развитию навыков общения;

— прохождение аттестации педагогических работников;

— проведения мастер-класса «Родительский ресурс»;

— обучающие семинары по овладению инновационными методиками;

— привлечь педагога — психолога к работе с детьми.

педагогические советы на тему: «Социально-личностное развитие детей в средней группы». Выступление педагогов с целью обмена опытом и рекомендациями;

В научно-методических:

— приобретения методических пособий для работы с детьми по теме: «Развития навыков общения детей со взрослыми и сверстниками»;

— методические пособия для работы с родителями по теме: «Мы с мамой похожи»;

— разработка конспектов развлечений;

— разработка плана взаимодействия работы специалиста (психолога) и воспитателя;

— разработка методических рекомендаций для родителей;

В материально-технических:

— осношение группы развивающими, дидактическими, настольно-печатными, электронными играми;

— приобретение демонстрационного и наглядного материала (плакаты, макеты,наглядные картинки);

— приобретение литературы по теме: «Что хорошо и что плохо», «Беседы: о чувствах, дружбе, взаимопомощи и взаимовыручке»;

— приобретение литературы Лисина М. И. «Методика выявления уровня коммуникативного развития детей 4-5 лет»;

— приобретение иллюстрации с изображением ситуаций по теме «Взаимоотношение детей со сверстниками»;

— наглядное сопровождение по теме: «Мы весёлые друзья и нам ссориться нельзя»;

— подборка номеров журналов по теме: «Социально-личностное развитие дошкольников»;

— подписка на новые периодические издание;

— пополнение библиотеки справочной и методической литературой по теме развития навыков общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников средней группы;

— приобретение интерактивной техники;

— приобретение мультимедийных дидактических пособий;

— создание в группе «уголков уединения»;

— создание в группе «ковриков примирение».

Источник