Развития социализации ребенка в детском саду

Развития социализации ребенка в детском саду thumbnail

Людмила Ермолаева
Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника?»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10

муниципального образования Каневской район

Доклад на тему: Что такое социализация дошкольника?

Составитель:

воспитатель МАДОУ детский сад №10

Ермолаева Людмила Анатольевна.

ст. Каневская

2016г.

Тема: Что такое социализация дошкольника?

1. Сущность и содержание социализации личности дошкольников.

2. Условия для успешной социализации.

3. Игра, как эффективное средство формирования личности дошкольника.

а) влияние развивающих игр;

б) влияние обучающих игр.

4. Роль семьи в формировании мировоззрения дошкольников.

1. Личностные качества, которые должен приобрести человек, и социальное поведение, которое он должен усвоить, — варьируют от одной культуры к другой, точно так же как и методы, используемые для социализации ребенка. Например, в американской культуре ценятся такие качества, как независимость, уверенность в себе, высокий интеллект, уважительность, популярность, целеустремленность и умение защищать свои права. В японской культуре, наоборот, ценится преданность своей группе и общности, эмоциональная сдержанность, сговорчивость, готовность долго и упорно работать для достижения отдаленной цели, обходительность и скромность. В Российской культуре ценятся средние качества между Западом и Востоком.

Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, те процесса, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Именно социализация личности является одной из важнейших функций воздействия специальных институтов социализации, а именно дошкольных заведений, школы, профессиональных учебных заведений, детских и молодежных организации и объединений, семьи. Они выступают внешним фактором. К внутренним факторам социализации можно отнести возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка.

Социализация личности дошкольника является фундаментом в проявлении социальной культуры, которая включает в себя: освоение первоначальных представлений социального характера, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

Детский сад – начало социальной жизни ребенка. Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада. В детском саду, помимо общественного окружения, расширяется и предметный мир ребенка, за пределами дома он видит множество новых, созданных человеком вещей, узнает об их свойствах и применении. Кроме того, в дошкольном учреждении, помимо впитывания всего нового, у ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность.

Дошкольники, в казалось бы самый беззаботный период детства, проходят, по мнению ученых, один из сложнейших путей в своем развитии, т. к. дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых.

2. Поэтому детский сад рассматривается как основной институт социализации. Наиболее актуальная задача дошкольного образования – создание условий для успешной социализации воспитанников.

Первым условием для успешной социализации является использование здоровьесберегающих технологий: Различные виды закаливания (традиционные и нетрадиционные, занятия их серии «Здоровье», коммуникативные игры, организация двигательной активности в течение дня, динамические паузы, минутки релаксации, гимнастика после сна, массаж, игро-, сказко-, музыкотерапия, пальчиковые игры.

Второе условие: реализация общеобразовательной программы, педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса через совместную с педагогом и самостоятельную детскую деятельность. Основным средством совместной деятельности является общение, партнерство, которое дает возможность включить детей выполнение реальных дел, участие в проектах. Уже традиционно у нас в детском саду ведется комплексно-тематическое планирование, экспериментирование, игровые обучающие ситуации, дети участвуют в конкурсах, акциях.

Третье условие – эмоциональное благополучие ребенка, комфорт в его душе (высокая самооценка, ориентация на достижение целей, наличие положительных эмоций). Мы стараемся создать атмосферу, комфортную для каждого ребенка, способствующую развитию индивидуальности, достижению жизненного успеха.

Четвертое условие – развитие коммуникативной компетентности т. е. способности устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты, сотрудничать, слушать, слышать, выражать собственные эмоции, распознавать эмоции, переживания других людей. Такие навыки дают ребенку возможность чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

Пятое условие. Целесообразное наполнение предметно-пространственной среды. Требования к предметно-пространственной среде:открытость, гибкое зонирование, стабильность – динамичность, полифункциональность, гендерный подход.

Шестое условие – одно из важнейших – профессионализм воспитателей и всех педагогов ДОУ. Доброжелательное отношение к ребенку, позитивное отношение к жизни, стремление к лучшему, желание понять ребенка и помочь ему, грамотное педагогически оправданное построение воспитательно-образовательного процесса.

Воспитывает только тот, кому дети доверяют, кого уважают, образу которого бессознательно стараются подражать.

3. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация и многое другое. Игра — это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Игра помогает вхождению ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях.

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации. Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственности участия взрослого, а также разными формами детской активности.

Первая группа- это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовки и проведении. Активность детей (при условии сформированности определённого уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер — ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач. В самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определённом уровне развития интеллекта.

Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общества психического развития каждого ребёнка. Сюжетно ролевая игра- это особая деятельность детей, специфика которой носит условный характер, замещающий по отношению к настоящей, серьёзной деятельности. В ней дети воссоздают окружающий их мир, действия и отношения людей, события, с ними происходящие. Воссоздание осуществляется за счёт игровых действий, игровых ролей, игровой (предметной) ситуации. Оно позволяет детям реализовать сюжетное событие (или цель событий, определяющее смысловой контекст игры. Если присмотреться как играют дети, а чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых- играют в магазин, в доктора, в детский сад, в школу, в дочки- матери. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга- то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

Вторая группа — это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения: они направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие.

При организации игры перед воспитателем встают и другие трудные вопросы: каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью. Но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения.

4. Родители – второй инструмент и средство социализации дошкольников. Родители – авторитет, по крайней мере, в дошкольном возрасте, поэтому родительский пример достаточно весом для ребенка. Семья – главная школа жизни, благополучная семья – незаменимая школа жизни. Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания — эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. Дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.

Жизнь показывает, что дети школьного возраста, пройдя этап первой социализации в детском саду, уже заметно отличаются в своем поведении от дошкольников. Они становятся активными участниками жизни общества; участвуют в жизни коллектива, занимаются в группах, откликаются на просьбы или предлагают свою помощь сами, дают и слушают советы, интересуются жизнью взрослых из своего окружения. Все это следствия постепенной и грамотной активизации социального познания с помощью взрослых: познания себя, окружающего мира и взаимодействие с ним.

Библиографический список:

1. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М,: ТЦ Сфера, 2009г.

2. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008г.

Источник

«Вашему малышу уже три и он ещё не в детском саду? Какой ужас! Задействуйте все возможности, чтобы получить место, иначе ваше чадо не социализируется!» Не… что? Что такое социализация ребёнка? Как и где она происходит? Роль детского сада в социализации дошкольников. Эти и другие вопросы обсуждаем прямо сейчас.

Сам термин «социализация» появился не сегодня, однако плотно в обиход вошёл не так давно. Старшее поколение и не задумывалось на эту тему. Детей просто «водили» в детский сад, так как родители, бабушки и дедушки работали (за тунеядство могли и посадить), а оставлять ребёнка беспризорным и тогда было опасно. 
Сейчас ситуация изменилась. Статья за тунеядство исчезла. Возникла безработица, многие мамы получили возможность сидеть дома с ребёнком не два месяца, а столько, сколько хочется — весь дошкольный, а иногда и школьный возраст. И если раньше поголовно все дети страны воспитывались в едином духе, согласно распоряжению партии и правительства впитывая общественные ценности, то сейчас возможны варианты. У «домашних» детей система ценностей формируется под влиянием семьи и может отличаться от общепринятой. Хорошо это или плохо? Всё зависит от людей, окружающих ребёнка. Именно под их влиянием происходит социализация маленького человечка — вхождение в общество.

Социализация — что это?

Оказывается до сих пор термин «социализация» не имеет однозначного толкования. Приведём несколько определений и высказываний.

Большая советская энциклопедия: «Социализация — это процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».

Фрейдисты считают социализацию всего лишь приспособлением врождённых форм поведения к условиям существования в обществе. Фрейд говорил, что каждым человеком движут рефлексы и желания (бессознательное). Сталкиваясь с нормами поведения в обществе, проводником которых являются в первую очередь родители, человек и формируется как личность, находя своё место в социуме.

Марксисты утверждали, что социализация — процесс формирования целостной личности в результате которой каждый человек может проявлять свою индивидуальность, в полной мере преодолевая устарелые нормы и вредные привычки и становясь активным членом общества — творцом своей жизни. Маркс и Энгельс писали: «Как само общество производит человека как человека, так и человек производит общество».

Символический интеракционизм в лице Дж. Мида определял социализацию как «процесс, в котором человек примеряет на себя разные социальные роли и находит своё Я». 

Выготский Лев Семёнович, советский психолог, написавший много статей по воспитанию детей и развитию личности, различал несколько ступеней социализации:

  1. психогенетическая (ранняя) — выработка привычных шаблонов удовлетворения своих потребностей;
  2. образно-символическая (средняя) — связь привычных действий с общепринятыми знаками, символами и звуками;
  3. интеллектуально-концептуальная (высшая) — управление собой и окружающими с помощью усвоенных знаков, символов и звуков, приобретение новых навыков. 

Эрик Эриксон — американский психолог пришёл к выводу, что социализация — процесс, который длится всю жизнь и может быть скорректирован даже без желания самого человека, одними лишь условиями в которые он помещается и на которые направлено его внутреннее Я.

С.Ю. Головин в «Словаре практикующего психолога» пишет, что социализация является процессом усвоения и активного воспроизводства системы социальных ролей, реализующихся в любом общении и любой деятельности. Человек впитывает социальные нормы, умения, стереотипы, установки и принятую систему ценностей.

В Большом психологическом словаре под редакцией акад. В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова можно прочитать, что социализация — процесс развития саморегуляции, становления самосознания и активной жизненной позиции, который контролируется сначала семьёй, затем коллективами (дошкольным, школьным, трудовым). В основе социализации — совместная общественно значимая деятельность в ходе которой человек становится личностью.

С.С. Степанов в Популярной психологической энциклопедии приводит слова Анатолия Викторовича Мудрика, советского учёного, исследовавшего вопросы воспитания и социализации детей. Он определял социализацию как процесс формирования и изменения человека в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живёт, своего места в ней и самого себя.

Опираясь на вышеприведённые высказывания, можно обобщить. 

Социализация:

  • невозможна без общения;
  • непрерывный процесс, который длится всю жизнь;
  • имеет стадии;
  • зависит от окружения человека;
  • помогает найти своё место в обществе, выжить в нём;
  • формирует жизненную позицию человека.

Виды социализации

Современные учёные говорят уже не о социализации в целом, а о том, что есть несколько её видов, каждый из которых обусловлен конкретными возрастными, бытовыми и прочими условиями.

  • Первичная — начинается с момента рождения ребёнка, происходит в семье и является основой для других видов.
  • Групповая — та, что происходит под влиянием конкретной социальной группы (детский сад, к примеру). Если ребёнок проводит больше времени в группе, чем с родителями, то основными социальными ценностями станут ценности именно групповые, а семейные будут нивелироваться, что может привести к конфликтам в семье в связи с непониманием и значительным расхождением жизненно важных ориентиров.
  • Гендерная начинается сразу, как только человек осознал свою принадлежность к определённому полу. Она очень важна для того, чтобы из девочки выросла женщина, а из мальчика — мужчина. Если рядом с маленьким ребёнком окажется авторитетный взрослый со свободными взглядами, то ориентиры могут сдвинуться и половая самодифференциация нарушиться. 

Социальные институты

Социальными институтами являются группы людей, окружающих человека в тот или иной период его жизни. Их достаточно много.

  • Семья — самый главный «институт» социализации, если семья полноценная (не путайте с понятием «полная» и неполная семья может быть абсолютно полноценной). В семье ребёнок учится взаимодействовать с окружающими и управлять ими, распознаёт свою принадлежность к определённому полу, социальному классу, впитывает семейные ценности и традиции, взгляды на жизнь, политику, «хорошо и плохо». Если в семье ребёнком не занимаются или занимаются мало (родители всё время работают, бабушек и дедушек нет), то социализация ребёнка происходит в другом месте, там, где им занимаются и где он проводит больше времени.
  • Группа сверстников в детском саду, школе, системе дополнительного образования, группа по интересам и т. д. Стоит на втором месте после семьи по силе социализации ребёнка.
  • Образование. Ребёнок может получать знания в группе или индивидуально, но при этом он всё равно соотносит полученные знания со своими социальными группами. 
  • Экономика. Достаток семьи значимо влияет на социализацию ребёнка. Если у сверстников есть куклы Барби, к примеру, и у девочки есть — это одна история, а если у всех есть, а у неё нет — совсем другая. При переходе в другой детский сад, может оказаться, что там в почёте мобильные телефоны, а Барби скучна. Ребёнку придётся адаптироваться к новой системе ценностей. 
  • Язык. Если ребёнок не разговаривает и плохо понимает речь (мигрант), то его социализация будет затруднена, он может стать изгоем в группе.
  • Религия. В религиозной семье дети вырастают приверженцами веры. Вера — свод догм и законов, которые полностью контролируют поведения человека в обществе. Социализация ребёнка из религиозной семьи может быть затруднена. Поэтому таким родителям нужно более тщательно выбирать дошкольное учреждение.
  • Средства массовой информации. На дошкольников в большей степени влияет телевизор. Если родители не контролируют просмотр телепрограмм, то малыш может почерпнуть много лишнего, того, что сформирует взгляды на жизнь, его социализацию в совершенно другом, нежели хотели родители, виде.
  • Правовая система. Дети учатся подчиняться определённым законам в семье и группах. К сожалению, если люди из близкого окружения ребёнка находились или находятся в тюрьме, то страха перед системой наказаний у малыша не возникает, они логично встраиваются в его систему ценностей. Такие дети, вырастая, легче идут на деяния, противоречащие закону, те, за которые можно понести даже уголовное наказание.

Ещё несколько важных терминов

Социальная запущенность — не сформированные в должной степени у ребёнка социальные чувства, интересы, навыки и умения. В качестве примера крайней степени социальной запущенности можно вспомнить детей-маугли — тех, которых воспитывали животные. Найденные в разном возрасте и возвращённые в человеческий социум, они долгое время продолжали себя вести так, как в приёмной семье животных. Не умели разговаривать, одеваться, сидеть за столом, есть при помощи столовых приборов, умываться и т. д. Если социальная запущенность обнаружена рано, её можно исправить и вернуть человека к нормальной жизни в обществе. Если поздно — то сделать это сложно. 

Социальная дезадаптация — нарушение человеком установленных в обществе норм морали и права, ценностных ориентаций и жизненных установок. К примеру, если ребёнок растёт в семье, где все курят, ругаются матом и отнимают друг у друга еду, то он так будет себя вести и в детском саду — он просто иначе не умеет. Социальная дезадаптация поддаётся коррекции, особенно легко в дошкольном возрасте.

Ресоциализация — устранение сложившийся ранее модели поведения, замена её на новую. К примеру, ребёнок попадает из детского дома в семью. Его модель поведения в корне меняется, происходит ресоциализация. Ресоциализация детей происходит и в детских садах, особенно резко, если система ценностей в них отличается от семейных. К примеру, в семье все разговаривают спокойно, а воспитатель любит повышать голос. В семье сразу удовлетворяют потребности ребёнка, а в детском саду — в порядке очереди. Малышу приходится привыкать к новым порядкам.

Досрочная социализация — интересный феномен, сложившийся исторически и помогающий человеку быстрее адаптироваться к новым условиям жизни и правильно действовать. К примеру, девочки играют в куклы, готовясь стать мамами.

Десоциализация — утрата человеком социального опыта. Дошкольники могут попадать из семьи в детские дома или больницы, терять навыки общения, самообслуживания. Если маленький ребёнок попадает в иноязычную семью, то он перестаёт говорить на родном языке. В наши дни десоциализацию у детей вызывает чрезмерное увлечение компьютерными играми, когда малыш предпочитает занятия с электронными устройствами общению с реальными людьми.

Важные выводы:

  • ребёнок хорошо социализируется, когда рядом есть заинтересованные в нём взрослые, которые учат его правилам поведения в разных ситуациях, нормам, законам и этикету, самообслуживанию, помощи и взаимопомощи, культуре общения;
  • социализация ребёнка страдает, если он оказывается в изоляции, если им не занимаются, если он попадает в мир, живущий по другой шкале ценностей.

Социализация дошкольников

Теперь, когда мы досконально разобрались в том, что такое социализация, как она происходит и как теряется, можно поговорить о социализации дошкольников и о том, кому нужно обязательно посещать детский сад.

Государство всё больше внимания уделяет вопросам социализации, так как стало понятно, что без определённых ценностей, общество теряет духовные и нравственные ориентиры. Основное осознание собственного Я и общества в целом происходит к 6 годам, поэтому дошкольное воспитание выходит на первый план. Требования к нему ужесточаются. Планируется, что все дети будут охвачены дошкольным образованием в самом ближайшем будущем. По большому счёту это хорошо, так как именно в детском саду (речь идёт о хорошем дошкольном учреждении!):

  • дети знакомятся с причинно-следственными закономерностями;
  • понимают место каждого человека в жизни;
  • осознают какие роли играют окружающие их люди;
  • знакомятся со многими людьми самых разных профессий;
  • узнают о новых играх, понятиях, законах и закономерностях;
  • понимает, что ему больше нравится делать;
  • знакомится с нормами этики и морали.

Ребёнок учится:

  • чувствовать социальные дистанции и пространство, занимать корректное место в коллективе;
  • владеть своими эмоциями, правильно их выражать;
  • учатся находить выход из трудных ситуаций, которые моделирует воспитатель с обучающей целью;
  • примеряют на себя бытовые, профессиональные роли;
  • знакомятся с элементами взрослой жизни.

Можно ли дать всё это в семье? Да, конечно! Особенно, если ребёнок не единственный и не замкнут в четырёх стенах, а активно общается со сверстниками во дворе, на развивающих занятиях, имеет возможность удовлетворять своё любопытство и выстраивать отношения с самыми разными людьми.

Каким детям нужно обязательно посещать детский сад?

Есть дети, которым детский сад просто необходим:

  1. единственным детям в семье, чтобы они могли общаться не только со взрослыми, но и со сверстниками;
  2. детям из неполных семей, так как единственный родитель обычно имеет меньше времени на общение с малышом;
  3. детям из асоциальных семей, чтобы у них социализация прошла в нужном русле.

Проблемы детского сада

Всё было бы идеально, если бы не пресловутый человеческий фактор. Есть разработанные программы и методики. Они действительно хорошие и помогают раскрыть потенциал каждого ребёнка. Однако действуют они лишь там, где работают увлечённые профессионалы. В этом случае дети бегут в сад с удовольствием, а родители радуются их быстрому развитию и появляющимся хорошим и разносторонним навыкам и умениям. К сожалению, так бывает не всегда. И тогда возникают проблемы: дети не хотят ходить в детский сад, плачут, характер у них портится, появляются не самые приятные привычки. К примеру, дети начинают кусаться, толкаться, обижать младших. Это — неправильная социализация и причина в микроклимате детского сада. Увидев неладное, родители не должны пускать ситуацию на самотёк. Нужно обязательно разобраться и сделать всё возможное для того, чтобы ребёнок находился в комфортных условиях и его нервно-психическое развитие не страдало.

Вывод: детский сад может обеспечить как социализацию ребёнка, так и его десоциализацию при непрофессиональном подходе.

Как узнать — достаточно ли социализирован ребёнок?

Многие родители, особенно детей, не посещающих детский сад, задаются вопросом: социализирован ли мой ребёнок? Это можно узнать, ответив на несколько вопросов о ребёнке:

  1. Он быстро находит новых друзей?
  2. Умеет играть с другими детьми?
  3. Может уступить другому ребёнку или взрослому?
  4. Если рядом плачет другой ребёнок — пожалеет ли он его?
  5. Может ли дождаться своей очереди в игре, на горке и т.д.?
  6. Выполняет просьбы родителей с первого раза?
  7. Знает правила этикета?
  8. Любит посещать детские игровые центры, общаться с другими детьми?
  9. Предпочтёт игру с детьми просмотру телепередачи?

Если на большинство вопросов ответы «Да» с социализацией у вашего малыша всё в порядке.

Источник