Развития речи у ребенка в играх 2016

Развития речи у ребенка в играх 2016 thumbnail

02.02.2017,

Categories  Нормы развития речи, Статьи Comments 

Знаете, что общего между звуками речи и кирпичами? Как кирпичи являются основным строительным материалом при возведении дома, так и речевые звуки являются основным строительным материалом человеческой речи. Чем правильнее, четче и точнее ребенок произносит звуки, тем проще окружающим его понять, а самому ребенку – уверенно чувствовать себя при общении. Лишь в случае правильного произношения звуков ребенок имеет возможность гармонично развиваться, успешно обучаться, грамотно читать и писать.

Далее

27.12.2016,

Categories  Статьи Comments 

Учим стихи по картинкам Скоро-Новый-год

Далее

08.12.2016,

Categories  Статьи Comments 

Вчера у нас закончилась основная игровая неделя на тему “Игрушки”.  Однако на выходных лучше продолжить играть, но количество игр можно сократить. Вот 3 легкие веселые игры, в которые я рекомендую поиграть в субботу и воскресенье.

Далее

29.11.2016,

Categories  Игры для развития речи, Статьи Comments 

Развития речи у ребенка в играх 2016

Мы живем в звучащем мире и полную тишину можем ощутить (слово услышать, согласитесь, здесь неуместно) только в специальном помещении. С самого рождения ребенок слышит множество звуков: шелест листьев, шум автомобилей, музыку, речь людей… Но эти слуховые впечатления у малыша сливаются, поэтому способность слушать и слышать нужно целенаправленно развивать у ребенка с ранних лет жизни. И помогут в этом игры для развития слухового восприятия.

Далее

11.11.2016,

Categories  Готовые занятия по развитию речи, Игры для развития речи, Статьи, Тематические недели Comments 

Болтайка открытая неделя игр день 5

Здравствуйте, дорогие друзья! Наша Открытая неделя игр клуба “Болтай-ка” подходит к концу. Сегодня последний 5 день игровой недели.

Надеюсь, что вы хорошо поиграли в предыдущие дни. Если что-то пропустили, то можете пересмотреть здесь игры день 1, день 2, день 3, день 4. Спасибо тем, кто оставляет комментарии и делится своими впечатлениями. Это очень ценно!

Далее

10.11.2016,

Categories  Готовые занятия по развитию речи, Игры для развития речи, Тематические недели Comments 

Открытая неделя игр день 4

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня четвертый день нашей Открытой игровой недели онлайн-клуба речевого развития “Болтай-ка”. Как проходят ваши игры? Пожалуйста, поделитесь впечатлениями об играх третьего дня (пишите комментарии под постом).

Начнем?

Далее

09.11.2016,

Categories  Готовые занятия по развитию речи, Игры для развития речи, Статьи, Тематические недели Comments 

Болтайка Открытая неделя игр день 3 мини

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня третий день нашей Открытой игровой недели онлайн-клуба речевого развития “Болтай-ка”. Сначала хотела бы спросить, понравились ли вам игры второго дня? Буду рада услышать ваши отзывы и впечатления.

Начнем?

Далее

08.11.2016,

Categories  Готовые занятия по развитию речи, Игры для развития речи, Статьи, Тематические недели Comments 

Болтайка открытая неделя игр день 2

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня второй день нашей Открытой игровой недели онлайн-клуба речевого развития “Болтай-ка”. Как прошли ваши игры первого дня? Мне не терпится узнать ваши впечатления: в какие игры получилось поиграть, что понравилось, были ли сложности? Пожалуйста, оставляйте комментарии под постом.

Далее

07.11.2016,

Categories  Готовые занятия по развитию речи, Игры для развития речи, Статьи Comments 

Болтайка неделя 1_тема Игрушки_день 1

Здравствуйте, дорогие друзья!

Добро пожаловать на Открытую неделю игр онлайн-клуба речевого развития детей “Болтай-ка”!

На основе личного и профессионального опыта я подобрала для вас простые и эффективные игры. Ежедневно вас ждут по 7 увлекательных игр для гармоничного развития ребенка от 1,5 до 3,5 лет. Играйте с удовольствием!

Далее

25.10.2016,

Categories  Статьи Comments 

Развития речи у ребенка в играх 2016

Часто родители сталкиваются с тем, что ребенку трудно выучить стихи наизусть. Он  переставляет местами слова, пересказывает текст стихотворения или просто не может запомнить его содержание.

Что делать, если и вы столкнулись с такой проблемой?  Давайте вспомним, что ребенок запоминает быстрее: прочитанную вами сказку без картинок или сказку с картинками? Конечно, с картинками. И происходит это потому, что  в силу  возрастных и психических особенностей у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление. Рассматривая картинки, ребенок соотносит с ними текст – устанавливается связь между слуховой и зрительной памятью. Он  лучше понимает содержание и быстрее запоминает.  Зная  эти особенности, мы можем помочь нашим детям.

Далее

Источник

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и до года, и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

ОТ 1 ГОДА

ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;
  • На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

Пальчиковые игры для детей 1-2 лет

  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

ОТ 1 ГОДА — ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4

ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

  • Задувать свечку;

  • Дуть в дудочку;

  • Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

  • Надувать мыльные пузыри;

  • Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

  • Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!

***

На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке «Стихи-болтушки» (Ozon, Лабиринт, My-shop) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

Стихи-болтушки фото

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

  • Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

7. Чтение книг

Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть  даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

Ну а что лучше всего читать ребенку в этом возрасте, можно узнать здесь:

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ. СКАЗКИ И СТИХИ

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

8. Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте здесь.

Игры и упражнения для развития речи у детей 1-2 лет

9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!

Методика Домана

Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов. В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет). Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.

Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.

10. Постоянно разговаривайте с ребенком!

Что бы вы ни делали, все ваши совместные действия с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. В то же время многословить тоже не нужно. Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.). Таким образом, вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка.

Почаще сравнивайте предметы друг с другом (на моей кофте большие пуговицы, а на твоей – маленькие, этот дом высокий, а этот низкий). Объясняйте причинно-следственные связи и мотивацию тех или иных действий (моем руки – будем кушать, надеваем куртку – идем гулять, заиграла музыка – потанцуем) и подчеркивайте результативность этих действий (руки помыли – они стали чистыми, ребенок оделся – ему тепло).

Советую также почитать статью «Развитие речи до года». Абсолютно все рекомендации по ведению разговора с ребенком до года верны и в возрасте 1-2 лет.

Ну и под конец, хочу напомнить про одно очень полезное пособие — «Альбом по развитию речи для самых маленьких» (Ozon, My-shop). О нем я уже немного писала раньше здесь.

Батяева Альбом по развитию речи для самых маленьких

На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook, Email.

Искренне ваша, Яна Разначенко

играем с геометрическим лото

УЧИМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ С МАЛЫШАМИ ОТ 1 ГОДА

Как уложить ребенка спать без слез

КАК УЛОЖИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ БЕЗ СЛЕЗ И СКАНДАЛОВ

Развивающие книги для детей 1-2 лет

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

Источник

Наталья Шамшурина
Развитие речи дошкольников в играх

Особенности развития речи ребенка 2-3 лет.

В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения различных сторон родного языка.

На первом году развиваются голосовые реакции, подражание и понимание, усваиваются первые слова;

на втором году — понимание, подражание, активная речь (в основном усваивается словарь);

на третьем году — понимание,активная речь: словарь, грамматические формы, синтаксические конструкции (различные предложения).

Уже на первом году речь начинает выполнять функцию общения и становится орудием развивающегося мышления.

Дети второго года жизни проявляют ярко выраженный интерес к речи окружающих людей.

В этом возрасте быстро растёт пассивный словарь – количество понимаемых слов.

К двум годам ребёнок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий. Поскольку ребёнок активно познаёт мир вещей, манипулируя с предметами для него – наиболее значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только совместно с взрослым. Инструктивная речь, организующая действия ребёнка, понимается им достаточно рано.

Позже, в 2-3 года, возникает понимание и речи-рассказа. Они понимают многое из того, что говорят взрослые об известных им предметах и действиях, очень любят, когда с разговором обращаются прямо к ним. И это не отличает детей второго года жизни от детей конца первого года. Но совершенно особым образом на втором году жизни ребенок относится к разговору, прямо к нему не относящемуся. Бывает так, что малыш занят своим делом,но если бабушка говорит: «Никак очки не найду», – внук срывается с места, находит очки и приносит их, хотя его никто не просил об этом.

Таким образом, ребенок не только связывает слово с определенным предметом, но и отвечает на него действием, цель которого определяет самостоятельно. В этом возрасте ребенок хорошо понимает смысл обращенной к нему речи взрослого,умеет выполнять его несложные просьбы и поручения: «Принеси газету», «Подними игрушку» и пр.

Т. е. самое важное изменение в речи ребенка то, что слово приобретает для него предметное значение.

Кроме смысла речи для детей второго года жизни часто интересно само сочетание звуков, их ритм, темп и интонация, с которой произносятся слова, фразы. Это давно подмечено взрослыми, что привело к созданию своеобразной музыки речи в таких прибаутках и присказках, как «сорока-ворона», «коза рогатая» и др.

Таким образом, слово приобретает самостоятельное значение для ребенка второго года жизни, становится особым предметом, которым он овладевает в его смысловом содержании и в звучании.

На втором году жизни начинается интенсивное развитие собственной речи ребенка, которую принято называть активной (причём количество произносимых ребёнком слов всегда меньше, чем количество понимаемых, появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым.

Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действия («мама идёт», действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету») или действие и место действия («книга там»).

К концу второго года жизни ребенка речь становится основным средством общения. Взаимоотношения со взрослым облекаются в словесную форму.Ребенок обращается к окружающим по разным поводам: просит, требует, указывает, называет, а в дальнейшем и сообщает.

Речевая активность ребёнка обычно резко возрастает между 2-3-мя годами. Расширяется круг его общения – он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. Ребёнок отвечает на вопросы взрослого и сам задаёт вопросы о том, что они делают вместе. Когда же он вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребёнка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг другу. К трём годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребёнка встречаются почти все части речи, разные типы предложений.

Особенности развития речи в раннем возрасте:

Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;

• Формируется активная речь, которая становится средством общения с взрослыми и сверстниками;

• Формируется регулирующая функция речи, когда ребёнок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;

• Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;

• Возникает описательная речь;

• Ребёнок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;

• Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;

• Формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребёнка и помогает усвоить социальный опыт.

Развитие речи у ребенка – процесс длительный и многогранный. Начинается он с первых дней появления малыша на свет, когда он знакомится с окружающим его миром.

Вопросом, как развить речь у ребенка, подавляющее большинство родителей задаются уже после появления на свет своих крох.

Для формирования и развития речинеобходимы три основных составляющих:

• эмоциональное общение с малышом для развития подражания

• сенсорное развитие (тактильные ощущения, зрительное и слухоречевое восприятие)

• двигательная активность (развитие общей и мелкой моторики).

Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками.

Для того, чтобы заниматься развитием речи Вашего малыша, вовсе необязательно усаживать ребенка за стол, создавать атмосферу урока. Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.

Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения с Вашим малышом.

Игры для развития речиребенка совместно с родителями:

В зоопарке

Ходить пальчиками по решетке для раковины, по ячейкам, не наступая на линии, указательным и средним пальцем, произнося текст стихотворения.

В зоопарке мы ходили

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд

Медвежат, волчат, бобрят.

Зимой

Соединять пальцы руки с большим по очереди.

Ёж, медведь, барсук, енот.

Спят зимою каждый год.

Зайца, волка, рысь, лису,

И зимой найдешь в лесу.

Клювы

Для этой игры нужны счетные палочки или маленькие карандаши. Произнося первую строчку стихотворения,двумя пальцами: двумя указательными, двумя средними и т. д., брать палочку. Когда всеми пальцами взяли палочки, сбросить их в пенал. Повторить при чтении второй строчки стихотворения.

Клювов длиннее не видывал я,

Чем клювы у аиста и журавля.

Ежата

Массажером гладить по ладошке ребенка, произносить текст.

Гладила мама ежиха –ежат:

Что за пригожие детки лежат.

Собираем мусор

Для этой игры необходим платочек, или кусочек ткани. Платок кладем на ладонь, вторую руку на запястье, и начинаем с мизинца собирать платок.Читаем текст стихотворения:

Сгребаем, сгребаем мы мусор с земли.

Чтоб к свету росточки пробиться могли.

Пчелы

Для этой игры вам понадобятся пластиковые вкладыши из коробок для конфет. Переверните ее выпуклой стороной вверх. Ребенок указательным и средним пальчиками ходит по «сотам», вдавливая ячейки.Родитель читает стихотворение:

Пальцы как пчелы летают по сотам.

И в каждую входят с проверкою – что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны.

Котенок

Нам понадобятся прищепки с мягким зажимом или маленький крабик для волос. Мягко прищипывать подушечку пальца ребенка без ногтевой пластины.

Кусается сильно котенок глупыш,

Он думает это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою малыш.

А будешь кусаться, скажу тебе – кышь.

Уважаемые родители! Вы уже обратили внимание, что выше перечисленные игры в стихотворной форме. Многие детские книги написаны в стихах. Четкое, ритмичное произношение стихов воспринимается ребенком как песня, ему легче понять и запомнить текст. Если при чтении стихотворения привлечь пальчики ребенка, то мы получим мощный стимул для развития речи.

Известному педагогу В. А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Руки – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Простые движения помогают убрать напряжение не только в самих руках, но и расслабить все тело. Они способны улучшить произношение многих звуков. Почему это так? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Также положительное влияние на развитие речи оказывают и стихи с движениями. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук,головы и подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма. Речевые игры не только способствуют преодолению речевых недостатков и обогащению словарного запаса, но и развивают инициативу у детей. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.

Рекомендации: Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

• В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.

• Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами — все это тормозит развитие ребенка.

• Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

• Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо,напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

• Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия — не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Источник