Развития ребенка с поражением центральной
Центральная нервная система — это именно тот механизм, который помогает человеку расти и ориентироваться в этом мире. Но иногда этот механизм дает сбой, «ломается». Особенно страшно, если это происходит в первые минуты и дни самостоятельной жизни ребенка или еще до его появления на свет. О том, почему у ребенка поражается ЦНС и как помочь малышу, мы расскажем в этой статье.
Что это такое
Центральная нервная система — это тесная «связка» двух важнейших звеньев — головного и спинного мозга. Главная функция, которую возложила на ЦНС природа — обеспечение рефлексов как простых (глотание, сосание, дыхание), так и сложных. ЦНС, а точнее, ее средние и нижние отделы, регулируют деятельность всех органов и систем, обеспечивает связь между ними. Высший отдел — кора головного мозга. Она отвечает за самоощущение и самосознание, за связь человека с миром, с окружающей ребенка действительностью.
Нарушения, а следственно, и поражение центральной нервной системы, может начаться еще в период развития плода в материнской утробе, а может наступить под воздействием определенных факторов сразу или через некоторое время после появления на свет.
От того, какой отдел ЦНС поражен, будет зависеть, какие функции организма окажутся нарушенными, а степень поражения определит степень последствий.
Причины
У детей с нарушениями ЦНС около половины все случаев приходится на внутриутробные поражения, врачи называют это перинатальными патологиями ЦНС. При этом более 70% из них — дети недоношенные, которые появились раньше положенного акушерского срока. В этом случае основная первопричина кроется в незрелости всех органов и систем, включая нервную, она не готова к автономной работе.
Примерно 9-10% карапузов, родившихся с поражениями центральной нервной системы, появились на свет вовремя с нормальным весом. На состояние нервной системы, считают специалисты, в этом случае влияют негативные внутриутробные факторы, такие как длительная гипоксия, которую испытывал малыш в материнской утробе во время вынашивания, родовые травмы, а также состояние острого кислородного голодания в ходе трудного родоразрешения, нарушения метаболизма ребенка, которые начались еще до рождения, перенесенные будущей матерью инфекционные заболевания, осложнения беременности. Все поражения, к которым привели вышеуказанные факторы во время беременности или сразу после родов, называются также резидуальными органическими:
- Гипоксия плода. Чаще всего от недостатка кислорода в крови во время беременности страдают малыши, матери которых злоупотребляют алкоголем, наркотиками, курят или работают на производстве, связанном с вредностью. Количество абортов, которые предшествовали этим родам, тоже имеет большое значение, поскольку изменения, которые происходят в тканях матки после прерывания беременности, способствуют нарушению маточного кровотока при последующей беременности.
- Травматические причины. Родовые травмы могут быть связаны как с неправильно выбранной тактикой родоразрешения, так и с врачебными ошибками в ходе родового процесса. К травмам относятся и действия, которые приводят к нарушению ЦНС ребенка после родов, в первые часы после рождения.
- Нарушения метаболизма плода. Такие процессы обычно начинаются еще в первом — начале второго триместра. Они напрямую связаны с нарушением деятельности органов и систем организма малыша под воздействием ядов, токсинов, некоторых медикаментов.
- Инфекции у матери. Особенно опасны заболевания, которые вызываются вирусами (корь, краснуха, ветрянка, цитомегаловирусная инфекция и ряд других недугов), если болезнь наступила в первом триместре беременности.
- Патологии беременности. На состояние центральной нервной системы ребенка влияют самые разнообразные особенности периода вынашивания — многоводие и маловодие, беременность двойней или тройней, отслойка плаценты и другие причины.
- Тяжелые генетические заболевания. Обычно такие патологии, как синдромы Дауна и Эвардса, трисомии и ряд других сопровождаются значительными органическими изменениями со стороны ЦНС.
На современном уровне развития медицины патологии ЦНС становятся очевидными для неонатологов уже в первые часы после рождения малыша. Реже — в первые недели.
Иногда, особенно при органических поражениях смешанного генеза, истинную причину установить не получается, особенно если она имеет отношение к перинатальному периоду.
Классификация и симптомы
Перечень возможных симптомов зависит от причин, степени и обширности поражений головного или спинного мозга, или сочетанного поражения. Также на исход влияет время негативного воздействия — сколько времени ребенок подвергался действию факторов, которые отразились на деятельности и функциональности ЦНС. Важно оперативно определить период недуга — острый, ранний восстановительный, поздний восстановительный или период остаточных явлений.
Все патологии центральной нервной системы имеют три степени тяжести:
- Легкая. Эта степень проявляется легким повышением или понижением тонуса мышц малыша, может наблюдаться сходящееся косоглазие.
- Средняя. При таких поражениях тонус мышц всегда снижен, рефлексы полностью или частично отсутствуют. Такое состояние сменяется гипертонусом, судорогами. Появляются характерные глазодвигательные нарушения.
- Тяжелая. Страдают не только двигательная функция и тонус мышц, но и внутренние органы. Если ЦНС выраженно угнетена, могут начинаться судороги разной интенсивности. Проблемы с сердечной и почечной деятельностью могут быть сильно выражены, как и развитие дыхательной недостаточности. Может быть парализован кишечник. Надпочечники не вырабатывают нужных гормонов в нужном количестве.
По этиологии причины, которая вызвала проблемы с деятельностью головного или спинного мозга, патологии делятся (впрочем, весьма условно) на:
- Гипоксические (ишемические, внутричерепные кровоизлияния, сочетанные).
- Травматические (родовые травмы черепа, родовые спинномозговые поражения, родовые патологии периферических нервов).
- Дисметаболические (ядерная желтуха, превышение в крови и тканях ребенка уровня кальция, магния, калия).
- Инфекционные (последствия перенесенных матерью инфекций, гидроцефалия, внутричерепная гипертензия).
Клинические проявления разных видов поражений тоже существенно отличаются друг от друга:
- Ишемические поражения. Наиболее «безобидным» заболеванием является церебральная ишемия 1 степени. При ней ребенок демонстрирует нарушения ЦНС только в первые 7 дней после рождения. Причина чаще всего кроется в гипоксии плода. У малыша в это время можно наблюдать относительно мягкие признаки возбуждения или угнетения ЦНС.
- Вторая степень этого заболевания ставится в том случае, если нарушения и даже судороги длятся больше недели после появления на свет. О третьей степени можно говорить в том случае, если у ребенка постоянно повышено внутричерепное давление, наблюдаются частые и сильные судороги, имеются другие вегетативные нарушения.
Обычно такая степень церебральной ишемии имеет тенденцию к прогрессированию, состояние ребенка ухудшается, малыш может впасть в кому.
- Гипоксические мозговые кровоизлияния. Если в результате кислородного голодания у ребенка произошло кровоизлияние внутрь желудочков мозга, то при первой степени симптомов и признаков может не быть вообще. А вот уже вторая и третья степени такого кровоизлияния приводят к тяжелым поражениям мозга — судорожному синдрому, развитию шока. Ребенок может впасть в кому. Если кровь попала в субарахноидальную полость, то у ребенка будет диагностироваться перевозбуждение ЦНС. Высока вероятность развития водянки головного мозга в острой форме.
Кровотечение в основное вещество мозга не всегда бывает заметным вообще. Многое зависит от того, какой именно участок мозга бывает пораженным.
- Травматические поражения, родовые травмы. Если в процессе родов врачам пришлось использовать наложение щипцов на головку ребенка и что-то пошло не так, если произошла острая гипоксия, то чаще всего за этим следует кровоизлияние в мозг. При родовой травме у ребенка наблюдаются судороги в более или менее выраженной степени, зрачок с одной стороны (с той, куда произошло кровоизлияние) увеличивается в размере. Главный признак травматического повреждения центральной нервной системы — повышение давления внутри черепа ребенка. Может развиться острая гидроцефалия. Невролог свидетельствует, что при этом ЦНС чаще возбуждена, чем подавлена. Травмироваться может не только головной, но и спинной мозг. Это чаще всего проявляется растяжениями и надрывами, кровоизлиянием. У детей нарушается дыхание, наблюдается гипотония всех мышц, спинальный шок.
- Дисметаболические поражения. При таких патологиях в подавляющем большинстве случаев у ребенка повышено артериальное давление, наблюдаются судорожные приступы, сознание довольно выраженно угнетено. Установить причину позволяют анализы крови, которые показывают либо критический дефицит кальция, либо нехватку натрия, либо иной дисбаланс других веществ.
Периоды
Прогнозы и течение заболевания зависит от того, в каком периоде находится малыш. Выделяют три основных периода развития патологии:
- Острый. Нарушения только начались и еще не успели вызвать серьезных последствий. Это обычно первый месяц самостоятельной жизни ребенка, период новорожденности. В это время малыш с поражениями ЦНС обычно плохо и беспокойно спит, часто и без видимых причин плачет, он возбудим, может вздрагивать без раздражителя даже во сне. Мышечный тонус повышен или понижен. Если степень поражения выше, чем первая, то могут ослабевать рефлексы, в частности, кроха начнет хуже и слабее сосать и глотать. В этом периоде у малыша может начаться развитие гидроцефалии, это будет проявляться заметным ростом головы и странными глазными движениями.
- Восстановительный. Может быть ранним и поздним. Если малыш находится в возрасте 2-4 месяцев, то говорят о раннем восстановлении, если ему уже от 5 до 12 месяцев — то о позднем. Иногда родители замечают нарушения в работе центральной нервной системы у своего крохи впервые в раннем периоде. В 2 месяца такие карапузы почти не выражают эмоций, не интересуются яркими подвешенным игрушкам. В позднем периоде ребенок заметно отстает в своем развитии, не сидит, не гулит, крик у него тихий и обычно очень монотонный, эмоционально неокрашенный.
- Последствия. Этот период начинается после того, как ребенку исполнится год. В этом возрасте доктор в состоянии наиболее точно оценить последствия нарушения ЦНС в данном конкретном случае. Симптомы могут исчезнуть, однако, заболевание никуда не пропадает. Чаще всего врачи таким детям в год выносят такие вердикты, как синдром гиперактивности, задержка развития (речевого, физического, психического).
Самые тяжелые диагнозы, которые могут обозначать последствия патологий ЦНС — гидроцефалия, детский церебральный паралич, эпилепсия.
Лечение
Говорить о лечении можно тогда, когда поражения ЦНС диагностированы с максимальной точностью. К сожалению, в современной врачебной практике существует проблема избыточной диагностики, иными словами, каждому малышу, у которого в месяц на осмотре задрожал подбородок, который неважно ест и беспокойно спит, могут запросто поставить диагноз «церебральная ишемия». Если невролог утверждает, что у вашего малыша имеются поражения ЦНС, обязательно следует настоять на комплексной диагностике, которая будет включать в себя УЗИ головного мозга (через родничок), компьютерную томографию, а в особых случаях — и рентген черепа или позвоночника.
Каждый диагноз, который каким-то образом связан с поражениями ЦНС, должен быть диагностически подтвержден. Если признаки нарушения ЦНС заметили в роддоме, то своевременно оказанная неонатологами помощь помогает максимально снизить тяжесть возможных последствий. Это только звучит страшно — поражения ЦНС. На деле же большинство таких патологий обратимы и подлежат коррекции, если выявлены вовремя.
Для лечения обычно используются лекарственные средства, улучшающие кровоток и кровоснабжение головного мозга — большая группа ноотропных препаратов, витаминотерапия, противосудорожные препараты.
Точный список лекарств может назвать только врач, поскольку перечень этот зависит от причин, степени, периода и глубины поражения. Медикаментозное лечение новорожденным и грудничкам обычно оказывают в условиях стационара. После купирования симптомов начинается основной этап терапии, направленный на восстановление правильной работы ЦНС. Этот этап обычно проходит дома, и на плечи родителей ложится большая ответственность за соблюдение многочисленных врачебных рекомендаций.
Детям с нарушениями функциональными и органическими нарушениями центральной нервной системы нужны:
- лечебный массаж, в том числе гидромассаж (процедуры проходят в воде);
- электрофорез, воздействие магнитными полями;
- Войта-терапия (комплекс упражнений, позволяющих разрушить рефлекторные неправильные связи, и создать новые — правильные, тем самым исправить двигательные нарушения);
- Физиопроцедуры для развития и стимуляции развития органов чувств (музыкотерапия, светотерапия, терапия цветом).
Такие воздействия разрешены детям с 1 месяца и должны проходить под наблюдением специалистов.
Чуть позже родители смогут освоить приемы лечебного массажа и самостоятельно, но на несколько сеансов лучше сходить к профессионалу, хотя это достаточно дорогое удовольствие.
Последствия и прогнозы
Прогнозы на будущее для ребенка с поражениями центральной нервной системы могут быть вполне благоприятными при условии оказания ему быстрой и своевременной медицинской помощи в остром или раннем восстановительном периоде. Это утверждение справедливо только для легких и средних поражений ЦНС. В этом случае основные прогнозы включают в себя полное выздоровление и восстановление всех функций, незначительное отставание в развитии, последующее развитие гиперактивности или синдрома дефицита внимания.
При тяжелых формах прогнозы не столь оптимистичны. Ребенок может остаться инвалидом, не исключены и летальные исходы в раннем возрасте. Наиболее часто поражения центральной нервной системы такого плана приводят к развитию гидроцефалии, к детскому церебральному параличу, к эпилептическим припадкам. Как правило, страдают и некоторые внутренние органы, у ребенка параллельно наблюдаются хронические заболевания почек, дыхательной и сердечно-сосудистой системы, мраморная кожа.
Профилактика
Профилактика патологий со стороны ЦНС у ребенка — задача будущей мамы. В группе риска — женщины, которые не оставляют вредных привычек во время вынашивания младенца — курят, употребляют алкоголь или наркотические вещества.
Все беременные обязательно должны стоять на учете у акушера-гинеколога в женской консультации. За время беременности им будет предложено трижды пройти так называемый скрининг, который выявляет риски рождения ребенка с генетическими нарушениями от данной конкретной беременности. Многие грубые патологии ЦНС плода становятся заметны еще во время беременности, некоторые проблемы может корректировать лекарственными средствами, например, нарушения маточно-плацентарного кровотока, гипоксию плода, угрозу выкидыша в связи с небольшой отслойкой.
Беременной нужно следить за своим питанием, принимать витаминные комплексы для будущих мам, не заниматься самолечением, с осторожностью относиться к различным лекарственным препаратам, которые приходится принимать в период вынашивания ребенка.
Это позволит избежать метаболических нарушений у малыша. Следует особенно внимательно отнестись к выбору родительного дома (родовой сертификат, который получают все беременные, позволяет сделать любой выбор). Ведь действия персонала во время рождения ребенка играют большую роль в возможных рисках появления травматических поражений центральной нервной системы у малыша.
После рождения здорового крохи очень важно регулярно посещать педиатра, оберегать малыша от травм черепа и позвоночника, делать положенные по возрасту прививки, которые защитят карапуза от опасных инфекционных заболеваний, которые в раннем возрасте тоже могут привести к развитию патологий центральной нервной системы.
В следующем видео вы узнаете о признаках нарушения нервной системы у новорожденного, которые вы можете определить самостоятельно.
Источник
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему:
«Особенности развития детей раннего возраста
с поражением ЦНС »
Подготовила:
студентка 4 курса заочного отделения
педагогического факультета
отд. «Логопедия»
Борунова Наталья Александровна
Проверила:
Ермакова Екатерина Владимировна
Коломна – 2013
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение.
Перинатальные поражения ЦНС.
Психомоторное развитие детей первых
трех лет жизни в норме.
Заключение.
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы
В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы. По данным разных авторов, ПЭП встречается до 83,3% случаев. Раннее поражение мозга в дальнейшем проявится в той или иной степени нарушенным развитием. В силу того, что страдает незрелый мозг, дальнейшие темпы его созревания замедляются. Нарушается порядок включения структур мозга по мере их созревания в функциональные системы. У детей с перинатальной церебральной патологией постепенно по мере созревания мозга выявляются признаки повреждения или нарушения развития различных звеньев психического, доречевого и речевого развития, а также двигательного анализатора. С возрастом, при отсутствии адекватной лечебно-педагогической помощи постепенно формируется более сложная патология, нарушения развития закрепляются. В дальнейшем у детей, перенесших ПЭП, могут наблюдаться: задержки психического и речевого развития , общее недоразвитие речи, умственная отсталость, ДЦП и др.
Речевые и психические нарушения, так же как и двигательные, варьируют в широких пределах, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний.
Многолетние исследования показали, что в случае раннего выявления и организации адекватной коррекционной работы можно достичь значительных успехов в преодолении перинатальной патологии.
Исследования К.А.Семеновой, Л.О.Бадаляна, Е.М.Мастюковой показывают, что при условии ранней диагностики и раннего начала адекватного систематического медико-педагогического воздействия практическое выздоровление и нормализация различных функций могут быть достигнуты в 60-70% случаев к 2-3-летнему возрасту. В случае позднего выявления детей с перинатальной патологией и отсутствия адекватной коррекционной работы возникновение тяжелых психических, двигательных и речевых нарушений является более вероятным.
В настоящее время существуют эффективные методы клинической диагностики ПЭП. При выявлении нарушений психомоторного развития, свидетельствующих о поражении головного мозга, необходимо организовать работу по их преодолению. Важная роль при этом принадлежит логопеду, педагогу-дефектологу.
ПЕРИНАТАЛЬНЫЕ ПОРАЖЕНИЯ ЦНС
Перинатальные поражения центральной нервной системы объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в ранние сроки после рождения. Ведущее место в перинатальной патологии ЦНС занимают асфиксия и внутричерепная родовая травма. До 1979 года в клинической практике для обозначения перинатальной патологии мозга применялся термин «внутричерепная родовая травма». С 1979 года используется терминология и клиническая классификация, предложенная Ю.А.Якуниным. В соответствии с этой классификацией был введен термин «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП) для новорожденных детей, начиная с конца 2-ой недели жизни (для детей первых дней жизни сохранялись термины «гипоксия» и «асфиксия»). Классификация определяет преимущественную этиологию поражения (гипоксическую, травматическую, смешанную), уровень поражения, период течения заболевания и ведущий клинико-неврологический синдром. ПЭП может иметь различную степень тяжести: легкую, среднюю, тяжелую. В клинической практике также общепринят термин «перинатальное поражение ЦНС».
В клинической картине выделяют три периода – острый ( 1-й месяц жизни ребенка), восстановительный (с 1-го месяца до 1 года, а у недоношенных и незрелых детей до 2 лет) и исход.
Восстановительный период включает несколько неврологических синдромов.
Синдром представляет собой сочетание и повторяемость взаимосвязанных между собой симптомов. Он является как бы связующим звеном между симптомами и нозологическим диагнозом и отражает основные патогенетические механизмы заболевания, а часто также уровень поражения центральной нервной системы. Возрастная незрелость нервной системы ребенка определяет фрагментарность и недифференцированность наблюдаемых у него синдромов. Организм, особенно новорожденного и грудного ребенка, реагирует на различные вредности ограниченным числом типовых реакций, характер которых в первую очередь зависит от возрастной фазы нервно-психического развития.
ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ТРЕХ ЛЕТ ЖИЗНИ В НОРМЕ
(По данным Пантюхиной Г.В., Печоры К.Л., Фрухт Э.Л., 1979)
От рождения до 10 дня жизни ребенка.
Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) — из положения лежа на спине фиксирует взглядом на 5 -10 секунд движущийся предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров. Движения глаз скачкообразные, иногда сопровождающиеся поворотом головы. Общие движения заторможены.
Вздрагивает и мигает при резком звуке (слуховая ориентировачная реакция) — производится 2-3хлопка справа и слева от ребенка, вне его поля зрения.
От 10 до 20 дня жизни ребенка.
Удерживает в поле зрения неподвижный предмет — фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.Общие движения заторможены.
Успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд.
1 месяц жизни ребенка.
Следит — плавно прослеживает яркий предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.
Прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки (длительное слуховое сосредоточение)
Первая улыбка в ответ на обращенную речь.
В положении лежа на животе поднимает и удерживает голову в течение 5-20 секунд.
Издает отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция отсрочена на несколько секунд.
2 месяца жизни ребенка.
Длительно смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет и длительно следит за движущимся предметом (длительное зрительное сосредоточение).
Поворот головы в сторону звукового раздражителя, «поисковые» движения головы и глаз при длительном звуке (поисковая реакция).
Улыбается, поворачивает голову задерживает взгляд на другом ребенке в течение 15-30 секунд (длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке).
Спонтанно произносит отдельные звуки.
3 месяца жизни ребенка.
Зрительное сосредоточение в вертикальном положении — ребенок из положения на руках у взрослого следит в течение 30-40 секунд за неподвижным или движущимся предметом или за лицом разговаривающего с ним взрослого.
Появляется комплекс «оживления» в ответ на обращенную к нему речь, активно ищет глазами источник звука (другого ребенка, издающего звуки)
Случайно наталкиваясь на игрушки, находящиеся на расстоянии 10-15 сантиметров над его грудью, оживляется, наталкивается повторно, пытается захватить игрушку и прослеживает глазами движения руки.
Лежа на животе опирается на предплечья и поднимает голову до 2-2,5 минут.При поддержке опирается в течение 45-60 секунд о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, опираясь на всю ступню. На руках у взрослого удерживает голову в вертикальном положении до 1-1,5 минут.
4 месяца жизни ребенка.
Узнает мать, радуется — смотрит на мать выжидающе, как только она заговорила — радостно улыбается, гулит, тянется к матери. Когда мать отходит, выражает недовольство.
Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука, находит его глазами и следит в течение5-10 секунд.
Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления», громко смеется в ответ на речевое обращение, тянется к другому ребенку.
Рассматривает, захватывает и ощупывает игрушки, привлекшие внимание.
Гулит.
Во время кормления захватывает и придерживает грудь матери или бутылочку руками.
5 месяцев жизни ребенка.
Отличает близких людей от чужих (по разному реагирует на лица) — при виде лица близкого человека возникает «комплекс оживления», при виде незнакомого человека движения затормаживаются, появляется настороженность, ребенок хмурится и может заплакать.
Узнает голос матери и близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию речи. Дифференцированно реагирует на нее.
Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит,
берет игрушки из рук у взрослого, часто берет игрушки одной рукой, удерживает их в руке в течение 1-2 минут.
Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот.
Подолгу певуче гулит
Ест с ложки густую пищу, открывает рот и снимает пищу губами.
6 месяцев жизни ребенка.
Узнает свое имя (радуется, оборачивается в сторону взрослого), различает свое и чужое имя.
Свободно берет игрушки из разных положений, играет, перекладывает игрушки из руки в руку.
Переворачивается со спины на живот. Медленно передвигается, переставляя руки или немного подползая, пытаясь достать игрушку.
Начало лепета (произносит отдельные слоги, часто однократно), прислушивается к взрослому и старается повторно произнести слоги.
Хорошо ест с ложки, пьет из чашки жидкую пищу.
7 месяцев жизни ребенка.
Активно манипулирует игрушками.
Хорошо и много ползает в различных направлениях
На вопрос «Где?» находит взглядом знакомый предмет (неоднократно называемый и находящийся постоянно в одном месте)
Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.
8 месяцев жизни ребенка.
Наблюдает за действиями другого ребенка, смеется, лепечет.
Подражает действиям взрослых (катает мяч, открывает крышку и пр.)
Сам садится, сидит, ложиться.
Выполняет изученные ранее действия — без показа выполняет «ладушки», «дай ручку».
Громко, четко, повторно произносит различные слоги.
Держит в руке и ест хлеб.
9 месяцев жизни ребенка.
Много действует по подражанию, применяют предметы дифференцированно.
Переходит от предмета к предмету, придерживаясь за них руками ( предметы должны находиться на расстоянии около 35 сантиметров друг от друга).
Знает свое имя, оборачивается на зов. На вопрос «Где?» находит взглядом знакомые предметы в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения.
Подражая взрослому, повторяет за ним известные слоги.
Пьет из чашки, придерживая ее руками.
Формируются навыки опрятности (спокойно относится к процессу высаживания).
10 месяцев жизни ребенка.
При помощи взрослого или держась за перила боком входит на невысокую горку и сходит с нее приставным шагом
По команде «дай» находит и дает знакомые предметы.
Подражая взрослому, повторяет за ним неизвестные ему ранее слоги.
11 месяцев жизни ребенка.
Радуется появлению других детей, избирательно реагирует на них.
Овладевает новыми действиями, выполняет их по приказу и по подражанию (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень). Выполняет раннее изученные действия по словесной инструкции (без показа).
Самостоятельно стоит, делает первые самостоятельные шаги.
Появляются первые обобщения в понимаемой речи (приносит 2-3 игрушки одного названия — мяч, машина, кукла)
Произносит первые слова-обозначения (облегченные слова)- «кис-кис», «ав-ав», «дай».
12 месяцев жизни ребенка
Различает предметы по форме (кубики, кирпичики и т.д.), узнает фотографии знакомого человека (мама, папа).
Играет с другими детьми, ищет спрятанную игрушку.
Ходит самостоятельно, без опоры, чередующимися шагами.
Понимает слово «нельзя», прекращает запрещаемое действие.
Легко подражает новым слогам, произносит 6-10 облегченных слов.
Сам пьет из чашки, берет посуду руками и ставит на стол.
1 год 3 месяца жизни ребенка.
Увеличение запаса понимаемых слов, выполняет не менее 3 поручений взрослого.
Активно пользуется лепетом и облегченными словами.
Ориентируется в величине предметов (больше или меньше, при разнице, превышающей 3 сантиметра).
Самостоятельно воспроизводит в процессе игры разученные ранее действия.
Длительно ходит не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).
Самостоятельно ест густую пищу ложкой.
1 год 6 месяцев жизни ребенка.
Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (находит однородные по признаку предметы)
Появляются правильные аналоги облегченных слов (машина — вместо «би-би» и пр.).
Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов.
Перешагивает через невысокие препятствия приставным шагом.
Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой (черенок держит сверху в кулачке).
1 год 9 месяцев жизни ребенка.
Понимает несложный рассказ взрослого по картинке и отвечает на вопросы.
Пользуется словами и двухсловными предложениями.
Ориентируется в 3-4 контрастных величинах предметов разницей в 3 сантиметра.
Ходит по ограниченной поверхности, приподнятой невысоко над полом без помощи взрослого.
Частично раздевается при помощи взрослого.
Воспроизводит несложные сюжетные постройки — «ворота», «дом» из кирпичиков, кубиков.
2 года жизни ребенка.
Понимает короткий рассказ взрослого без показа картинок о событиях, бывших в опыте ребенка и отвечает на вопросы.
Пользуется трехсловными предложениями, употребляет прилагательные и местоимения.
Перешагивает через невысокие препятствия чередующимся шагом.
Ориентируется в 3-4 контрастных цветах.
Выполняет последовательно серию из нескольких действий, используя предметы по назначению.
Частично надевает одежду при помощи взрослого.
2 года 6 месяцев жизни ребенка.
Применяет многословные предложения, содержащие больше трех слов. Появляются вопросы «Где?» и «Куда?».
Подбирает по образцу основные геометрические фигуры (к?