Развития эмоционального мира ребенка с саду

Надежда Шинко
Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста

Эмоция — это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности» (А. В. Запорожец).

Эмоции — особенный класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, стрессы. Они интегрированы во все психические процессы и состояния человека. Эмоциивозможно охарактеризовать несколькими особенно показательными отличительными показателями: модальностью, динамичностью, полярностью.

Эмоции изменяются на протяжении всей жизни человека и почти во многом определяются социальными критериями его существования, но именно в дошкольном возрасте особенно интенсивно развиваются психологические процессы, формируются произвольное внимание и память, творческое воображение, появляются новые чувства.

Дошкольный возраст – это тот период, в котором закладывается база дошкольной жизни малыша. Проблемой эмоционального становления младших дошкольников занимались многие педагоги, психологи, которые утверждали, что положительные эмоции творят оптимальные, оценки собственных поступков и действий. Хотя следует заметить, что излишнее воздействие негативных эмоций разрушает мозг и нервную систему человека.

Негативные эмоции вынуждают игнорировать нежелательные поступков, которые защищают и оберегают ребенка. Если понаблюдать за нашей повседневной жизнью, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям активного реформирования системы дошкольного воспитания. И в связи с этими переменами в развитии эмоциональной сферы ребенка порой не уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Но успешность всех форм деятельности может обеспечить лишь согласованное функционирование этих двух систем, их согласованность. Поэтому, на мой взгляд, в виде одной из весомых задач воспитания должны рассматриваться формирование «умных» эмоций, коррекция дефектов эмоциональной сферы.

Неимение же эмоций ведет не столько к без активности мыслительных процессов, но и к пассивности двигательной активности. Физические упражнения, несомненно, способствует развитию и обеспечивает не только физическое, но и духовное здоровье улучшению построения и бодрости духа.

Ученые доказали, что эмоции человека оказывают огромное влияние на ткани организма и функции органов, а, значит, оказывают влияние на здоровье человека.

Процесс становления эмоционального мира младшего дошкольника настолько сложен, и настолько важен в формировании личности малыша, что формировать его следует начинать с первых дней появления ребенка на свет.

Эмоции возникают в поведении малыша уже с первых часов его жизни, доводя до взрослого информацию о том, что малышу нравится, огорчает его или сердит. Понемногу от обычных эмоций (страха, удовольствия, радости)ребенок переходит к наиболее трудоемким чувствам: восторг и гнев, радость и грусть, удивление и разочарование. По достижению дошкольного возраста ребенок уже сможет с помощью жеста, улыбки, позы, голосовой интонации передать более тонкие оттенки переживаний.

В нем должны участвовать воспитатели, психологи детского сада и родители. При осуществлении процесса становления эмоционального мира ребенка следует соединять разумные направления в воспитании — уважение, заботу, внимание к другому человеку с определенной порцией направленности на себя, это принесет грандиозную пользу для малыша.

Следует так же помнить, что в любом возрастном периоде встает новое эмоциональное переживание, изменяется их глубина, осознанность, продолжительность. Развитие сферы эмоций ребенка зависит от характера общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Читайте также:  Общая характеристика развития личности ребенка

Существует довольно много методов и средств для эмоционального развития детей дошкольного возраста,такие как:

1. Наглядность – один из наиболее значительных и основных методов дошкольного обучения. Метод наглядности – это пример взрослого. Как родитель или воспитатель выражает свои, эмоции, чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, телодвижения, жесты, дети видят, отличают и порой попируют.

2. Использование художественной литературы – сказки, потешки, вызывают эмоциональную отзывчивость, уча переживать, выражать свои чувства словами, жестами, мимикой, уча давать эмоциональную оценку героям (грустный, веселый, злой, хороший)

3. Развитие речи – обогащается и активизируется словарь ребенка за счет слов, обозначающих эмоциональное состояние человека и чувства. Чтение наизусть стихов, потешек, пересказ сказок, формирует эмоциональную выразительную монологическую и диалогическую речь.

4. Сюжетно-ролевые игры которые способствуют, решению проблемных ситуаций, эмоциональной отзывчивости ребенка к сверстникам.

5. Изобразительная деятельность – при использовании цветовой гаммы, можно понять отражение настроения и впечатления ребенка.

6. Использование музыки – дети приобретают первоначальные понятия настроения музыки, приобретают опыт передачи чувств музыкальными средствами.

7. Театрализованная деятельность – передача характера героев, эмоций и отношение их друг к другу.

8. Трудовое воспитание – элементарные трудовые поручения.

9. Совместные досуги, развлечения, праздники.

10. Моделирование. Освоение с детьми метода моделирования влияет на умение соотносить схематический образ с реальным. (силуэты людей пантомимически отражающие эмоции, графические изображения лица, пиктограммы.)

Развитие эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход детей установленные формы вежливого общения (благодарить, просить прощение, здороваться, и т. д.)

По мере становления личности у детей увеличиваются способности к контролю над собой и произвольной психической саморегуляции. За такими понятиями стоит возможность управлять собственными эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие собственные мысли, чувства, желания и гармонию в духовной жизни.

Для понятия детских эмоций родителям и педагогам следует знать их происхождение, а еще стремиться помочь ребенку поглубже понимать те или иные факты действительности и сформировать верное отношение к ним. Воспитатели и родители обязаны стремиться к становлению более тесных эмоциональных контактов с ребенком, поскольку отношения со сверсниками или с другими людьми, их поступки – важный источник формирования чувств дошкольника.

Эмоции занимают главную роль в жизни ребенка, помогая им воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства преобладают над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особой оттенок и выразительность, поэтому эмоции, которые дети испытывают, легко появляются на лице, жестах, в позе, во всем его поведении.

Эмоции проходят огромный путь прогрессивного становления, приобретая все наиболее сложные формы, проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания и всё более глубокое содержание.

Источник

Научная статья на тему:

 «Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста»

Эмоция — это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности» (А. В. Запорожец).

Эмоции — особенный класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

Читайте также:  Роль семейного воспитания в становлении развития ребенка

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, стрессы. Они интегрированы во все психические процессы и состояния человека. Эмоции возможно охарактеризовать несколькими особенно показательными отличительными показателями: модальностью, динамичностью, полярностью.

Эмоции изменяются на протяжении всей жизни человека и почти во многом определяются социальными критериями его существования, но именно в дошкольном возрасте особенно интенсивно развиваются психологические процессы, формируются произвольное внимание и память, творческое воображение, появляются новые чувства.

Дошкольный возраст – это тот период, в котором закладывается база дошкольной жизни малыша. Проблемой эмоционального становления младших дошкольников занимались многие педагоги, психологи, которые утверждали, что положительные эмоции творят оптимальные, оценки собственных поступков и действий. Хотя следует заметить, что излишнее воздействие негативных эмоций разрушает мозг и нервную систему человека.

Негативные эмоции вынуждают игнорировать нежелательные поступков, которые защищают и оберегают ребенка. Если понаблюдать за нашей повседневной жизнью, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям активного реформирования системы дошкольного воспитания. И в связи с этими переменами в развитии эмоциональной сферы ребенка порой не уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Но успешность всех форм деятельности может обеспечить лишь согласованное функционирование этих двух систем, их согласованность. Поэтому, на мой взгляд, в виде одной из весомых задач воспитания должны рассматриваться формирование «умных» эмоций, коррекция дефектов эмоциональной сферы.

Неимение же эмоций ведет не столько к без активности мыслительных процессов, но и к пассивности двигательной активности. Физические упражнения, несомненно, способствует развитию и обеспечивает не только физическое, но и духовное здоровье улучшению построения и бодрости духа.

Ученые доказали, что эмоции человека оказывают огромное влияние на ткани организма и функции органов, а, значит, оказывают влияние на здоровье человека.

Процесс становления эмоционального мира младшего дошкольника настолько сложен, и настолько важен в формировании личности малыша, что формировать его следует начинать с первых дней появления ребенка на свет. 

Эмоции возникают в поведении малыша уже с первых часов его жизни, доводя до взрослого информацию о том, что малышу нравится, огорчает его или сердит. Понемногу от обычных эмоций (страха, удовольствия, радости) ребенок переходит к наиболее трудоемким чувствам: восторг и гнев, радость и грусть, удивление и разочарование. По достижению дошкольного возраста ребенок уже сможет с помощью жеста, улыбки, позы, голосовой интонации передать более тонкие оттенки переживаний.

 В нем должны участвовать воспитатели, психологи детского сада и родители. При осуществлении процесса становления эмоционального мира ребенка следует соединять разумные направления в воспитании — уважение, заботу, внимание к другому человеку с определенной порцией направленности на себя, это принесет грандиозную пользу для малыша.

Следует так же помнить, что в любом возрастном периоде встает новое эмоциональное переживание, изменяется их глубина, осознанность, продолжительность. Развитие сферы эмоций ребенка зависит от характера общения ребенка со сверстниками и взрослыми. 

Существует довольно много методов и средств для эмоционального развития детей дошкольного возраста, такие как:

1. Наглядность – один из наиболее значительных и основных методов дошкольного обучения. Метод наглядности – это пример взрослого. Как родитель или воспитатель выражает свои, эмоции, чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, телодвижения, жесты, дети видят, отличают и порой попируют.

Читайте также:  Показатели нормального развития ребенка от рождения до 7 лет

2. Использование художественной литературы – сказки, потешки, вызывают эмоциональную отзывчивость, уча переживать, выражать свои чувства словами, жестами, мимикой, уча давать эмоциональную оценку героям (грустный, веселый, злой, хороший)

3. Развитие речи – обогащается и активизируется словарь ребенка за счет слов, обозначающих эмоциональное состояние человека и чувства. Чтение наизусть стихов, потешек, пересказ сказок, формирует эмоциональную выразительную монологическую и диалогическую речь.

4. Сюжетно-ролевые игры которые способствуют, решению проблемных ситуаций, эмоциональной отзывчивости ребенка к сверстникам.  

5. Изобразительная деятельность – при использовании цветовой гаммы, можно понять отражение настроения и впечатления ребенка.

6. Использование музыки – дети приобретают первоначальные понятия настроения музыки, приобретают опыт передачи чувств музыкальными средствами.

7. Театрализованная деятельность – передача характера героев, эмоций и отношение их друг к другу.

8. Трудовое воспитание – элементарные трудовые поручения.

9. Совместные досуги, развлечения, праздники.

10. Моделирование. Освоение с детьми метода моделирования влияет на умение соотносить схематический образ с реальным. (силуэты людей пантомимически отражающие эмоции, графические изображения лица, пиктограммы.)

Развитие эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход детей установленные формы вежливого общения (благодарить, просить прощение, здороваться, и т. д.)

По мере становления личности у детей увеличиваются способности к контролю над собой и произвольной психической саморегуляции. За такими понятиями стоит возможность управлять собственными эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие собственные мысли, чувства, желания и гармонию в духовной жизни.

Для понятия детских эмоций родителям и педагогам следует знать их происхождение, а еще стремиться помочь ребенку поглубже понимать те или иные факты действительности и сформировать верное отношение к ним. Воспитатели и родители обязаны стремиться к становлению более тесных эмоциональных контактов с ребенком, поскольку отношения со сверсниками или с другими людьми, их поступки – важный источник формирования чувств дошкольника.

Эмоции занимают главную роль в жизни ребенка, помогая им воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства преобладают над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особой оттенок и выразительность, поэтому эмоции, которые дети испытывают, легко появляются на лице, жестах, в позе, во всем его поведении.

Эмоции проходят огромный путь прогрессивного становления, приобретая все наиболее сложные формы, проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания и всё более глубокое содержание.

Список литературы.
1.Алехина И.В., Матяш Н.М., Павлова Т. А .Психология: Практ
2.Выготский Л.С.Педагогическая психология. М., 1991.
3.Данилина Т.А.В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ/Т.А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н.М.Степина.-2-е издание.-М.:Айрис-пресс, 2006.-160с.

4. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника.М.,1985.
5.Изард К.Э. Психология эмоций /Переведено с англ. СПБ.:1999.-464 с. илл. «Мастера психологии».
6. Минаева, В.М.Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2001.-48с.
7.Чистякова М.И. Психогимнастика.М.1995.

8. Урунтаева Г. А. «Дошкольная психология» Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.

Источник