Развитии мотивации ребенка познавательной деятельности

Хвастунова Оксана Алексеевна
Способы формирования познавательной мотивации у дошкольников

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Способы формирования познавательной мотивации у дошкольников.

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Отсутствие мотивации к учению, узнаванию нового – основная проблема, с которой сталкиваются учителя в школе, родители и, соответственно, психологи, работающие в системе образования.

Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста (М. К. Бардышевская 1995; Л. А. Венгер, 1978; Н. И. Ганошенко и В. С. Юркевич, 1983; К. М. Рамонова, 1961; Е. О. Смирнова, 2003; А. И. Сорокина, 1975; Г. И. Щукина, 1962; В. С. Юркевич, 1980 и др.). Умственная активность дошкольника приобретает более самостоятельный характер. Он стремится без посторонней помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять скрытые свойства и отношения предметов. Вместе с тем, очевидно, что познавательная мотивация и познавательная активность не являются прямым следствием возраста и далеко не все дошкольники обладают этим ценным качеством в равной мере. К тому же в результате форсированного обучения дети порой бывают перегружены излишней информацией, и сами уже не стремятся к получению новых знаний. Ситуация усугубляется тем, что в большинстве школ обучение начинается с шести лет, а интеллектуальная подготовка к школе осуществляется уже с 4,5-5 лет. При этом подавляется любопытство ребенка, дети растут вялыми, безынициативными и учатся подчиняться взрослому.

Понятие познавательной мотивации внутренне связано с другими, смежными понятиями,среди которых можно выделить:

познавательный интерес, то есть эмоциональную включенность в решение познавательной задачи;

познавательную деятельность — практическую активность, направленную на познание нового;

познавательную активность, то есть готовность к познавательной деятельности и инициативность в ней;

— любознательность, любовь к знаниям, стремление узнать что-то новое.

Очевидно, что все эти понятия близки по своему содержанию.

Объединяющим началом для них является направленность человека на бескорыстное узнавание нового и удовлетворение от самого процесса умственных усилий, то есть внутренняя мотивация. Познавательная деятельность имеет место лишь тогда, когда активность человека побуждается самим процессом познания и его познавательным результатом, и не сводится к уровню развития познавательных процессов.

Как известно, мотив имеет две основных функции – побуждающую и смыслообразующую (А. Н. Леонтьев). В соответствии с этим, познавательная мотивация с одной стороны побуждает соответствующую ему деятельность, то есть стимулирует самостоятельность, инициативность и целенаправленность в решении не прагматической, а чисто познавательной задачи. С другой стороны, познавательная мотивация порождает специфические смысловые образования и познавательные эмоции — интерес к деятельности, удовольствие от получаемых впечатлений и от умственных усилий.

Показатели выраженности познавательной мотивации:

1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);

2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);

3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).

Основной задачей развития познавательной мотивации является предоставление ребенку возможности самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления.

При выборе конкретных методических приемов следует предлагать детям ситуации, соответствующие возрастным особенностям и возможностям старших дошкольников, охватывать различные виды познавательной деятельности (то есть включать как действенный, так и образный способ познания. Однако следует помнить, что все-таки познавательная мотивация старших дошкольников более ярко проявляется в деятельности, подразумевающей действенный способ познания, по сравнению с образным. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.Китайская пословица гласит: “Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.

Продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе — от позиции самого ребёнка, его активности.

Умственная активность старшего дошкольника приобретает более самостоятельный характер. Вместе с тем, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все дошкольники обладают этими ценными качеством в равной мере.

Одним из наиболее актуальных направлений поисков как методической науки, так и всего педагогического процесса современного дошкольного образовательного учреждения, выступает потребность в развитии познавательной активности формирующейся личности,потому что именно в ней содержатся истоки многих проблем: формирование познавательных интересов, развитие самостоятельности, умственных способностей, привития умения учиться, воспитание инициативности, целенаправленности, творчества.

Важность дошкольного детства как сензитивного периода в формировании познавательной и творческой активности личности обосновывается в трудах крупнейших отечественных психологов (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, П. -Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

Показателем познавательной активности является уровень овладения детьми такими мыслительными операциями как анализ, синтез, особенно сравнение и классификация.

Чтобы открыть ребёнку радость умственной работы, разбудить любознательность, нужно использовать эффективные методы и приёмы развития познавательной активности детей в условиях дошкольного учреждения. Например,такие:

— создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.);

— создание взрослыми доступных детям проблемных ситуаций, постановка творческих задач;

— успешными для развития познавательной активности могут стать игры-загадки, в которых в скрытой или явной форме содержится умственная задача;

— использование технологии ТРИЗ в поисково-исследовательской деятельности;

— проведение ежедневных эвристических бесед;

— отработка различных приёмов развития мысли ребенка от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям;

— широкое использование такого средства развития познавательной активности ребёнка как игра: игра-упражнение, игра-поиск, игра-соревнование, сюжетно-ролевая игра, познавательная игра-путешествие;

— интегрированный метод обучения, предполагающий полную интеграцию (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим развитием, частичную интеграцию (интеграция художественной литературы и изодеятельности, Интеграцию на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Среди условий, способствующих становлению познавательной мотивации, большинство авторов называют игру и общение со взрослым.

Взрослый передает ребенку не только средства и способы познавательной деятельности, развивает познавательные способности, но и свое отношение к этой деятельности. При участии взрослого ребенок имеет возможность обратиться за помощью, исправить ошибки, выбрать задание соответствующего уровня сложности. Но главное — взрослый наделяет смыслом новую для ребенка познавательную деятельность, помогает удержать мотивацию и направить ребёнка на решение задачи. При совместной работе со сверстником такой целенаправленности у ребенка, как правило не наблюдается, зато эмоционально занятия проходят более ярко.

Подражая и соревнуясь друг с другом, дети с удовольствием включаются в познавательную деятельность. В то же время, сверстник может и отвлечь другого ребенка от работы. Таким образом, участие сверстника сказывается на эмоциональности и инициативности ребенка, а взрослого – на целенаправленности познавательной деятельности и эмоциональной вовлеченности в нее. Поэтому, следует допускать разные коммуникативные ситуации (индивидуальные и групповые). Детей в группу или пару следует подбирать таким образом, что бы они дополняли друг друга, т. е. один ребенок с низкими показателями эмоциональной вовлеченности и инициативности, а другой, наоборот, с высокими оценками по этим характеристикам, но с низкой целенаправленностью.

Основные принципы развития познавательной мотивации:

1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы. В работе предполагается не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со стороны взрослого

2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе следует использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента Мебиуса, головоломки, магниты, рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц и др.).

3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Если мы стремимся к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, то следует акцентировать внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.

5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывают занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагает (но не настаивает) вместе завершить то, что было задумано ребенком.

Источник

Татьяна Коновалова
Развитие познавательной мотивации у дошкольников

Коновалова Т. И., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 115 Адмиралтейского района

Санкт — Петербурга

Метод учебного проекта: развитие познавательной мотивации у дошкольников

Метод проектов – направлен на развитие творческого потенциала личности ребенка, его ценностно-смысловой сферы.

В дошкольном возрасте начинается процесс социализации устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Дошкольное детство-время первоначального становления личности. Важнейшей задачей дошкольного воспитания является создание каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

развитие любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности. Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности, особое внимание уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).

Важнейшими средствами развития детей дошкольного возраста выступают содержание и технологии обучения. Одна из эффективных педагогических технологий – метод проектов – направлен на развитие творческого потенциала личности ребенка, его ценностно-смысловой сферы.

Условиями эффективности метода проектов как личностно-ориентированной технологии являются дифференцированная организация учебной деятельности детей, основанная на учете возрастных особенностей, уровня умственного развития, типа мышления, интересов, возможностей при выполнении проектной деятельности.

В настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру. В современном понимании метод проектов ни в коем случае не заменяет существующую программу воспитания и обучения, а лишь дополняет ее.

Актуальность данной темы заключается в том, механизм формирования мотивационно – познавательной сферы ребенка, мы сможем целенаправленно влиять при помощи воспитательных воздействий на становление мотивации достижения наших детей. Необходимо сконцентрироваться на детском периоде жизни, так как именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека, а умственное развитие стоит на первом месте в этом возрасте, поэтому нужно изучить мотивационную сферу дошкольников в процессе обучения, чтобы суметь помочь ребенку правильно развиваться. Мотивация достижения успеха позитивна. При такой мотивации действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Личностную активность определяет потребность в достижении успеха. Развитие у ребенка данных мотивов в ходе обучения, задача педагога, занимающегося с ребенком. Применение педагогами «Метода проектов»позволяет:

строить активность ребенка на основе свободы.

развивать творческую инициативу и самостоятельность ребенка в процессе обучения.

формировать личностные качества ребенка.

научить не только транслировать полученные знания, но и применять их на практике – находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; устанавливать причинно-следственные связи; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов.

ориентироваться в информационном пространстве.

вооружить ребенка универсальным умением решения самых разных проблем, в том числе и образовательных.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста – процесс очень интересный и непрерывный. Малыш познает мир с первого момента своего появления. Наш мозг устроен так, что каждую минуту человек принимает какую-то информацию, обрабатывает ее, что-то оставляя, что-то игнорируя, а от чего — то просто избавляясь.

Познавательная деятельность – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности,заключающейся:

в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;

намечать план действий;

отбирать способы решения поставленной задачи;

добиваться результата и анализировать его.

В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений.

Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен потребностями другой, значимой для ребенка деятельности, в первую очередь игровой.

Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес направленность на материал (игровой, экологический, математический и т. д., связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.

Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.

Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод, как вариант интеграции разных видов деятельности детей дошкольного возраста.Благодаря которому:

у детей формируются умения и навыки приобретать знания об окружающем мире;

развиваются представления о физических свойствах окружающего мира;

проявляется познавательная активность и поиск причинно-следственных связей;

совершаются элементарные поисковые действия: дети видят проблему, задают вопросы, формулируют гипотезу, дают определения понятий, классифицируют, наблюдают, делают выводы. Доказывают и защищают свои идеи;

формируются умения самостоятельно проводить поисково-исследовательскую работу;

развиваются представления о влиянии природных условий на развитие растений, животных, людей;

обнаруживается готовность к решению проблемных задач;

проявляется радость от собственных открытий, интерес к неизвестному, стремление к самостоятельности.

Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин. В ходе реализации детских тематических проектов успешно осуществляется комплексно-тематическое планирование, так как все виды детской деятельности в проекте связаны единой темой. Использование принципа интеграции имеет свои преимущества. Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – специально организованная деятельность с детьми должна быть непродолжительной по времени (требования СанПиН, но емкой, что возможно при интегрированном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.

Детская инициатива-мотивация к познавательной деятельности очень важна для достижения результата. Мотивы могут быть разными:

Стремление действовать как взрослый;

Игровые мотивы (интерес к самому процессу игры);

Мотив установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и детьми;

Познавательный мотив (стремление узнать новое, этот мотив направляет поведение ребёнка);

Соревновательный мотив (стремление выиграть, быть первым, значит, лучшим);

Нравственный мотив (выражает уважение к другим людям, нужно выполнять общепринятые нормы);

Общественные мотивы (желание сделать что-то для других, чтобы принести пользу, возникает соподчинение мотивов).

Основные формы взаимодействия педагога с детьми, способствующие познавательному развитию:

вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

использование дидактических игр;

применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Проектный метод помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.  Все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

Проектный метод является эффективной формой познавательно-исследовательскойдеятельности со всеми участниками педагогического процесса: педагогами, детьми, родителями, социумом.  Проектный метод развивает мотивацию у дошкольников. Проектная деятельность развивает кругозор, творческое и критическое мышление, самодисциплину, общую культуру, позволяет участникам быть более активными, способствует развитию навыков общения в команде, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.  М. Крупенина полагала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе.

Метод проектов позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний, так как основывается на интересах детей, активной самостоятельной деятельности. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод учебного проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.

Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Метод проектирования является одним из методов развивающего обучения, он позволяет изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Занимаясь совершенствованием познавательной деятельности с ранних лет, вы заложите основы для развития личности, которая самостоятельно мыслит, способна предложить новые идеи и эффективно внедрить их в жизнь.

Источник