Малые аномалии развития у ребенка

Малые аномалии развития у ребенка thumbnail

Малые аномалии развития (стигмы) – врожденные отклонения от нормального анатомического строения наружных частей тела,которые могут быть связаны с генетической патологией, но могут и просто отражать генетические особенности данного ребенка. Например, монголоидный размер глаз является стигмой, если семья ребенка не относится к представителям монголоидной расы.

Для определения уровня стигматизации учитывают общее количество стигм у ребенка, независимо от их локализации. Превышение критического уровня стигматизации (5 – 6 стигм) может расцениваться как вероятность наличия аномалии развития внутренних органов и систем. Чаще всего стигмы описывают по частям тела.

Череп.

ü Изменение размеров и формы головы (микроцефалия – окружность головы менее 3% перцентиля, макроцефалия – окружность головы больше 97% перцентиля);

ü Нависающая затылочная кость;

ü Плоский затылок;

ü Нависание лба;

ü Высокая (низкая) линия роста волос на затылке, лбу.

Разнообразные варианты формы головы описаны в костной системе. Как стигмы дизэмбриогенеза, любые изменения черепа могут рассматриваться только при отсутствии патологии!

Лицо.

ü Искривление носа;

ü Широкая переносица;

ü Резко выраженные надбровные дуги;

ü Синофриз (сращение бровей в надпереносье);

ü Прогнатия (чрезмерное развитие и выступание вперед верхней челюсти) или микрогнатия (обратное состояние);

ü Прогения (чрезмерное развитие и выступание вперед нижней челюсти) или микрогения (обратное состояние);

ü Изменение подбородка (раздвоение, скошенность, клиновидность).

Глаза.

ü Монголоидный (узкие глазные щели, наружные углы глаз приподняты кверху) или антимонголоидный разрез глаз (наружные углы глаз опущены вниз);

ü Гипотелоризм (близко расположенные глаза, индекс межорбитальной окружности менее 3,8%) или гипертелоризм (широко расставленные глаза, индекс более 6,8%). Индекс равен соотношению расстояния между орбитами на уровне внутреннего угла глаза и окружностью головы х 100%.

ü Микрофтальмия (уменьшение) или макрофтальмия (увеличение всех размеров глазного яблока) при отсутствии пороков развития глаз;

ü Асимметрия глазных щелей;

ü Неправильная форма зрачков;

ü Эпикант (вертикальная, полулунная кожная складка), прикрывающая медиальный угол глаза (третье веко);

ü Колобома радужки (дефект части радужки);

ü Гетерохромия радужки (неодинаковая окраска радужки одного или обоих глаз);

ü Дистихиаз (двойной рост ресниц) и другие нарушения роста ресниц;

ü Эктропион (выворот края нижнего века кнаружи, энтропион (заворот края нижнего века внутрь).

Уши.

ü Высоко (низко) расположенные уши;

ü Асимметрия расположения ушных раковин;

ü Большие оттопыренные уши;

ü Малые деформированные уши;

ü Разновеликие уши;

ü Приращение мочки;

ü Отсутствие мочек;

ü Добавочные козелки;

ü Аномалии развития завитка, противозавитка.

Рот.

ü Макростомия (большой рот) или микростомия (маленький рот);

ü Готическое нёбо (высокое, узкое нёбо);

ü Короткое небо;

ü Макроглоссия (большие размеры языка) или микроглоссия (малые размеры);

ü Короткая уздечка языка;

ü Раздвоенный кончик языка, раздвоенность uvulae.

Зубы.

ü Редкие зубы;

ü Неправильная форма (пилкообразные или шиповидные) или неправильное расположение зубов.

Шея и туловище.

ü Короткая или втянутая шея;

ü Низкий рост волос на затылке;

ü Птеригиум (крыловидные складки кожи на боковых поверхностях туловища);

ü Асимметрия или добавочные соски молочных желез;

ü Расхождение прямых мышц живота, неправильное расположение пупка, грыжи.

Кисти и стопы.

ü Короткая и широкая ладонь;

ü Поперечная борозда ладони;

ü Арахнодактилия (длинные, «паучьи» пальцы), брахидактилия (укорочение пальцев за счет недоразвития валанг);

ü Клинодактилия (искривление пальцев);

ü Синдактилия (полное или частичное сращение пальцев);

ü Полидактилия (лишние пальцы), экстродактилия (уменьшение числа пальцев);

ü Камптодактилия (сгибательная контрактура пальцев);

ü Сандалевидная щель (углубленный и расширенный промежуток между первым и вторым пальцем стоп);

ü Нахождение пальцев стоп друг на друга;

ü Плоскостопие.

Кожа.

ü Обилие депигментированных или пигментированных участков;

ü Большие родимые пятна (с оволосением или без него);

ü Избыточное локальное оволосение.

Подход к оценке уровня стигматизации должен быть индивидуально ориентированным! Говорить о стигмах, в их истинном понимании, можно только при отсутствии пороков развития, генетической патологии. Стигматизация ребенка при пороках развития и генетической патологии лишь подтверждает наличие неблагоприятного воздействия в период закладки и формирования органов и систем.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Источник

Малые аномалии развития детей. Легкая степень поражения центральной нервной системы

Малые аномалии развития. При оценке значимости неонатальных неврологических синдромов необходимо учитывать фенотипические особенности ребенка. Наличие большого количества малых аномалий развития (гипертелоризм, эпикант, готическое нёбо, прогнатизм, синдактилия, сандалевидная щель, трезубец и др.) ухудшает прогноз, так как свидетельствует о неблагоприятном течении внутриутробного периода развития. Дизэмбриогенетические стигмы могут сочетаться с нарушением созревания нервной системы, ее формирования, а это создает благоприятный фон для развития внутриутробной гипоксии и асфиксии в родах.

Неврологические синдромы у детей, перенесших асфиксию при рождении, часто сочетаются друг с другом. Степень их выраженности в острый период и дальнейшая динамика зависят от особенностей формирования нервной системы во внутриутробный период, тяжести поражения мозга, сочетания асфиксии с внутричерепной родовой травмой.

Легкая степень поражения центральной нервной системы. Внутриутробное развитие детей протекает в большинстве случаев благоприятно. Оценка по шкале Апгар — 6—7 баллов. Неврологическая симптоматика обусловлена нарушением гемо- и ликво-роциркуляции. Кожные покровы слегка цианотичны. Отмечается легкое повышение нервнорефлекторной возбудимости: беспокойство, поверхностный сон, вздрагивание, срыгивание. Учащенно дыхания и замедление сердечной деятельности имеют преходящий характер и исчезают спустя 2—3 дня. Мышечный тонус умеренно снижен в первые 2—3 сут, затем нормальный. Спонтанная двигательная активность ограничена. Безусловные рефлексы живые, в отдельных случаях могут быть снижены, быстро истощаются, вызываются после латентного периода и суммации раздражений. Мелкоразмашистый тремор рук носит преходящий характер. Коленные рефлексы оживлены, возможна их асимметрия.

аномалии развития детей

На глазном дне изменений нет или легкое полнокровие иен. Спинномозговая жидкость нормальная, иногда слегка ксантохром-ная. Картина трансиллюминации черепа без отклонений от нормы, в отдельных случаях — незначительное расширение границ свечения в лобпо-теменных отделах. На ЭЭГ — уплощение биоэлектрической кривой и появление на этом фойе генерализованных высоковольтных разрядов при движениях ребенка, крикс. При РЭГ выявляется легкое повышение сосудистого тонуса. Па ЭХОЭГ — умеренное усиление ЭХО-пульсаций.

Изменения со стороны нервной системы нормализуются обычно на 5—7-й день жизни. У отдельных детей восстановительный период затягивается до 10—15 дней. На 1—10-й день жизни при нормализации неврологических нарушений таких детей выписывают домой. В том случае, если симптоматика еще остается выраженной и дети нуждаются в систематическом наблюдении врача, их переводят в отделение патологии нервной системы новорожденных.

Детей с легкими неврологическими нарушениями, имевшими место в родильном доме, следует длительное время наблюдать амбулаторно, так как не исключена возможность выявления у них в дальнейшем двигательных, речевых нарушений и своеобразной слабости высших корковых функций.

Среднетяжелая степень поражения центральной нервной системы. При анализе анамнестических данных можно отметить патологическое течение беременности (угрожающий выкидыш, токсикоз, инфекции, интоксикации). Роды затяжные с преждевременным отхождением вод, применением акушерских пособий (вакуум-экстрактор, щипцы) или, наоборот, стремительные. Оценка по шкале Апгар — 5—6 баллов. Кожные покровы синюшные, цианоз носогубного треугольника, усиливающийся при кормлении, беспокойстве. Дыхание в первые часы поверхностное, нерегулярное. Тоны сердца приглушены, брадикардия. Пульс слабого наполнения и напряжения, аритмичный. Зрачковые реакции вялые. Зрачки могут быть расширены или сужены, возможны анизокория, косоглазие, нистагм, симптом Грефе. Мышечный тонус снижен, разгибательное положение конечностей. Спонтанная двигательная активность замедлена. Безусловные рефлексы вызываются с трудом, после повторной стимуляции, быстро истощаются, иногда отсутствуют. Дети вяло сосут и глотают, часто срыгивают. На фоне общей вялости, адинамии наблюдаются периоды беспокойства, крупноразмашистый тремор рук и ног типа геми-бализма, судорожные подергивания мимической мускулатуры лица и глаз. Сухожильные рефлексы вначале угнетены, через 2— 3 дня становятся высокими с расширенной зоной, появляются клонусы стоп. Часто наблюдается расстройство сна. К 4—5-у дню жизни может быть выражен гндроцефальный синдром.

На глазном дне расширены вены, отек, геморрагии. Спинномозговая жидкость нормальная, ксаитохромная или с примесью крови. Эритроциты изменены по форме, выщелочены с гематоидными кристаллами. Имеются явления фагоцитоза. При трансиллюминации черепа можно выявить изменения в виде обширных очагов свечения, указывающих на гипертензионно-гидроцефальный синдром. На ЭЭГ — значительное уплощение биоэлектрической кривой с периодическими медленными волнами высокой амплитуды или гиперсинхронизированные колебания, которые носят характер ритмических разрядов и свидетельствуют о заинтересованности стволовых структур. При РЭГ-исследовании — снижение интенсивности кровенаполнения, межполушарные асимметрии, затруднение венозного оттока. На ЭХОЭГ — увеличение желудочкового индекса.

Неврологические нарушения нормализуются более медленно, чем у детей с легкой степенью поражения. Длительное время остается выраженным гипертензионно-гидроцефальный синдром, держится тремор. Мышечная гипотония сменяется гипертонией. У детей этой группы рано могут формироваться задержка психомоторного и речевого развития различной степени, детский церебральный паралич, судорожный синдром.

— Также рекомендуем «Тяжелая степень поражения нервной системы. Внутричерепные кровоизлияния у детей»

Оглавление темы «Парез конечностей. Акушерские парезы»:

1. Судорожный синдром после асфиксии. Гидроцефальный синдром ребенка

2. Малые аномалии развития детей. Легкая степень поражения центральной нервной системы

3. Тяжелая степень поражения нервной системы. Внутричерепные кровоизлияния у детей

4. Внутрижелудочковые кровоизлияния у детей. Петехиальные мозговые кровоизлияния

5. Компрессия мозга у детей. Лечение внутричерепных кровоизлияний у новорожденных

6. Верхний парапарез у детей. Парез Эрба—Дюшена

7. Тотальный тип акушерского пареза руки. Течение акушерских парезов у новорожденных

8. Дифференциальный диагноз акушерских парезов. Лечение акушерских парезов

9. Физиотерапия при акушерских парезах. Гемолитическая болезнь новорожденных

10. Патоморфология гемолитической болезни новорожденных. Клиника гемолитической болезни у детей

Источник

Малые аномалии развития у ребенка

  • Журналы
  • Consilium Medicum и приложения
  • Consilium Medicum
  • Consilium Medicum №06 2015



Малые аномалии развития у детей. Диагностика и возможности профилактики

Автор:А.В.Мелешкина, С.Н.Чебышева, Н.И.Бурдаев

Номера страниц в выпуске:68-72

Для цитированияСкрыть список

А.В.Мелешкина, С.Н.Чебышева, Н.И.Бурдаев. Малые аномалии развития у детей. Диагностика и возможности профилактики. Consilium Medicum. 2015; 06: 68-72

Статья посвящена проблеме предупреждения формирования врожденных пороков развития, особенностям их клинической диагностики и возможностям предупреждения.

Ключевые слова: пороки развития у детей, прегравидарная подготовка, Элевит.

meleshkina.angel@mail.ru

Для цитирования: Мелешкина А.В., Чебышева С.Н., Бурдаев Н.И. Малые аномалии развития у детей. Диагностика и возможности профилактики. Consilium Medicum. 2015; 17 (6): 68–72.

Minor malformations in children. Diagnosis and possibilities of prevention

A.V.Meleshkina, S.N.Chebysheva, N.I.Burdaev

I.M.Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation. 119991, Russian Federation, Moscow, ul. Trube­tskaia, d. 8, str. 2

The article deals with the prevention of the formation of congenital malformations, particularly their clinical diagnosis and prevention capabilities.

Key words: malformations in children,  pregravid preparation, Elevit.

meleshkina.angel@mail.ru

For citation: Meleshkina A.V., Chebysheva S.N., Burdaev N.I. Minor malformations in children. Diagnosis and possibilities of prevention. Consilium 

Medicum. 2015; 17 (6): 68–72.

С врожденными пороками развития (ВПР) у детей и взрослых встречаются врачи любой специальности. Врожденная патология чрезвычайно разнообразна, пороков и аномалий развития множество. Они выявляются во всех системах организма как в виде единичных, так и в составе комплексов множественных пороков.

Распространенность

По данным Всемирной организации здравоохранения, популяционная частота врожденных пороков и аномалий развития среди населения составляет 1,5–5% [1]. В России систематический мониторинг ВПР проводится с 1999 г. По данным Росстата, частота ВПР у детей от 0 до 14 лет в Российской Федерации в 2012 г. составляла 11,8 случаев на 1 тыс. родившихся – 1,2%. В структуре ВПР последнего десятилетия по РФ ведущее место занимали пороки сердечно-сосудистой системы – 30–34%, пороки костно-мышечной и мочеполовой систем составляли по 17–20%. На 3-м месте – ВПР органов пищеварения – 7–8% [2, 3]. Часто встречаются и ВПР нервной системы у новорожденных. Так, по данным некоторых авторов, пороки центральной нервной системы занимают 2-е место, уступая ВПР системы кровообращения [4]. Частота выявления ВПР с возрастом увеличивается за счет не диагностированных при рождении пороков развития органов зрения, слуха, нервной и эндокринной системы, достигая 5–7% [5].

Как правило, врожденная патология оказывает существенное влияние на состояние здоровья человека. Вместе с тем есть врожденные дефекты, которые такого влияния не оказывают, так называемые малые аномалии развития (МАР), или стигмы дизэмбриогенеза. В последние годы изучению этой проблемы уделяется большое внимание.

Малые аномалии развития

t12a.jpgt12b.jpg

По определению, МАР – это небольшие отклонения, которые не сказываются существенно на функциях органа и не уродуют внешность субъекта [6].

При физикальном осмотре ребенка педиатр имеет возможность выявить малые аномалии лица, ушных раковин, черепа, шеи, скелета (см. таблицу, рис. 1, 2). 

По литературным данным, МАР обнаруживаются в 10–20 раз чаще, чем большие пороки, и примерно 15–20% здоровых новорожденных имеют хотя бы одну малую аномалию развития [7]. Некоторые изолированные стигмы дизэмбриогенеза могут иметь или имеют  негативные последствия для развития ребенка. Так, нарушения прикуса  увеличивают риск  развития раннего пародонтоза и  способствуют неправильной нагрузке на челюстно-височные суставы; некоторые образования кожных покровов имеют  риск малигнизации, а  необычная форма шеи может провоцировать  формирование  остеохондроза в подростковом возрасте и т.д. 

 Именно поэтому так важно информирование врачей о возможности своевременного предупреждения  МАР и программе их прегравидарной профилактики.  

Важное диагностическое и прогностическое значение имеет количество стигм дизэмбриогенеза. Высоким порогом стигматизации считается, когда число МАР у 1 ребенка превышает 5 (по некоторым данным – 7) [5, 7]. В этом случае малые аномалии могут являться маркерами для скрытых больших пороков развития, причем те или иные аномалии могут коррелировать с ВПР определенных органов и систем. Так, часто встречаются acимметрия или неправильная форма черепа, аномалии неба, микрогнатия, прогнатизм, аномалии ушных раковин. Многочисленные клинические наблюдения показывают, что у детей с такими аномалиями развития часто отмечается уплощение основания черепа, нередко – сужение большого затылочного отверстия, недоразвитие решетчатых костей [8]. Многие, в том числе зарубежные, работы свидетельствуют о сочетании аномалий строения наружного уха с пороками среднего или внутреннего уха [7].

В целом сочетание нарушений развития тканей лица, ушных раковин, шеи с аномалиями развития других органов и систем достигает 50% [9]. Поскольку время формирования ушных раковин, глазных щелей, фаланг пальцев, костей черепа совпадает с периодом формирования почки, МАР этих анатомических структур могут указывать на врожденную патологию мочевыводящей системы. Так, при проведении полного нефрологического обследования детей, имеющих 5 и более стигм, заболевание почек обнаруживается у 39% детей. Наиболее часто встречающимися стигмами у детей с нефропатиями являются: гипертелоризм глаз и сосков молочных желез, высокое небо, аномалии прикуса, диспластичный рост зубов, аномальная форма ушных раковин, искривление мизинца, сандалевидная щель [10]; рис. 3.

r12-1.jpg

В исследовании И.В.Попова (2012 г.) показана корреляция между наличием и количеством стигм и обнаружением у детей некоторых ортопедических заболеваний, в частности дисплазии тазобедренного сустава и болезни Пертеса. Так, изменения формы ушных раковин при дисплазии тазобедренного сустава, врожденном вывихе бедра были зафиксированы более чем у 60% обследованных детей, в целом у 87,5% детей с болезнью Пертеса и у 65,6% с дисплазией тазобедренного сустава и врожденным вывихом бедра было отмечено сочетание 5 и более стигм диз­эмбриогенеза [11]. Многие исследования показывают частое сочетание дисплазий кожи и скелета с МАР сердца [12]. В работе других авторов отмечается высокая корреляция МАР сердца с такими стигмами, как высокое небо в сочетании с гипертелоризмом и короткой шеей [13].

Кроме количества, диагностическую значимость имеет сочетание определенных МАР. Например, при синдроме Дауна сочетаются поперечная ладонная складка (рис. 4), монголоидный разрез глаз, эпикант, брахидактилия, клинодактилия, сандалевидная щель. Следует отметить, что некоторые МАР практически не встречаются у здоровых людей, поэтому их обнаружение имеет большое диагностическое значение. К таким аномалиям относятся, в частности, крыловидные складки шеи (синдромы Шерешевского–Тернера и Нунан), постаксиальная полидактилия (синдром Барде–Бидля), гипоплазия или аплазия грудного соска на одной стороне (синдром Поланда), вертикальные насечки на мочке уха (синдром Беквита–Видемана) [14]. Наличие МАР может быть ассоциировано с принадлежностью к определенной расе, например, эпикант встречается у 60–65% мужчин, проживающих в странах Азии, у 57% татар Поволжья, 25% казахов [5].

Причины

Причинами возникновения аномалий развития могут служить генетические, инфекционные, экологические факторы, в том числе ионизирующая радиация, тератогенное действие некоторых препаратов и т.д. Имеет значение недостаточность маточно-плацентарного кровообращения [8].

Более 50% всех аномалий развития имеют мультифакторное происхождение, включая медико-социальные и r12-2.jpgмедико-биологические причины [2]. Не вызывает сомнения важное значение нутритивных факторов, особенно баланса макро- и микроэлементов. Так, по данным отечественных специалистов, подавляющее число беременных обращаются к врачу позднее 8–10-й недели беременности, в то время как 3–8-я недели гестации являются одним из критических этапов формирования плода, следовательно, это чаще всего подразумевает отсутствие правильной подготовки к беременности. По данным многоцентровых исследований, употребление поливитаминных препаратов, особенно с высоким содержанием фолиевой кислоты, в течение 2 мес до зачатия и в первые 3 мес беременности значительно снижает частоту врожденных пороков у плода [15]. Интерес представляют исследования, показавшие, что у детей с дефицитом цинка существенно чаще выявляют МАР (кривошея, варусная деформация стоп и др.), врожденные пороки сердца, синдром дыхательных расстройств и другие угрожающие жизни состояния [16].

В настоящее время в распоряжении врачей имеется достаточно большое количество витаминно-минеральных комплексов для женщин, планирующих беременность, и будущих матерей (например, Элевит® Пронаталь). Элевит® Пронаталь – современный витаминно-минеральный комплекс, предназначенный для женщин, планирующих беременность, в период беременности, после родов и при кормлении грудью. Это единственный витаминно-минеральный комплекс, эффективность которого в отношении предупреждения ВПР доказана клинически. Под руководством профессора А.Цейзеля было проведено рандомизированное плацебо-контролируемое исследование профилактической эффективности препарата Элевит® Пронаталь [17] с участием 5,5 тыс. женщин, которые принимали Элевит® Пронаталь за месяц до зачатия и в I триместре беременности.

Исследования профессора А.Цейзеля показали, что Элевит® Пронаталь снижает риск развития дефектов нервной трубки плода на 92%. Было также установлено, что применение витаминно-минерального комплекса Элевит® Пронаталь значительно снижает риск развития и других врожденных пороков: сердечно-сосудистой системы, почек, мочевыводящих путей, конечностей, а также врожденного стеноза привратника. Кроме того, в исследовании был получен и дополнительный положительный результат: женщины, получавшие Элевит® Пронаталь, значительно реже жаловались на тошноту и рвоту во время беременности.

r12-3.jpg

Состав витаминно-минерального комплекса Элевит® Пронаталь представлен 12 витаминами, 4 минералами и 3 микроэлементами в дозах, подобранных с учетом потребностей организма женщины в эти периоды. Фолиевая кислота в дозе 800 мкг оптимальна для быстрого насыщения организма фолатами, что подтверждается результатами клинических исследований: показано, что применение 800 мкг фолиевой кислоты в сутки позволяет достичь необходимой концентрации фолатов в эритроцитах (906 нМ/л) за 4 нед, что почти в 3 раза быстрее, чем при использовании препаратов с содержанием 400 мкг фолатов [18]. Это дает возможность обеспечить плод достаточным количеством фолатов к моменту формирования нервной трубки и предупредить развитие ее врожденных дефектов, особенно при назначении препарата в преконцепционный период.

Заключение

Таким образом, в современной медицине МАР рассматриваются как интегральный маркер здоровья ребенка. Обнаружение у ребенка стигм развития, особенно множественных, требует настороженности в отношении возможных пороков внутренних органов и, по показаниям, проведения специального обследования. Формирование МАР зависит от множества эндогенных и экзогенных причин, одним из важных факторов профилактики является прием современных витаминно-минеральных комплексов в период подготовки к 

r12-4.jpg

зачатию и беременности с учетом рекомендаций специалиста.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Мелешкина Ангелина Валерьевна – канд. мед. наук, доц. каф. детских болезней ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М.Сеченова. E-mail: meleshkina.angel@mail.ru

Чебышева Светлана Николаевна – канд. мед. наук, доц. каф. детских болезней ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М.Сеченова

Бурдаев Николай Игоревич – студент фармацевтического фак-та ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М.Сеченова

Список исп. литературыСкрыть список

1. Кулаков В.И., Исаков Ю.Ф., Кучеров Ю.И. Пренатальная диагностика и лечение врожденных пороков развития на современном этапе. Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. 2006; 6: 18–23. / Kulakov V.I., Isakov Iu.F., Kucherov Iu.I. Prenatal’naia diagnostika i lechenie vrozhdennykh porokov razvitiia na sovremennom etape. Ros. vestn. perinatologii i pediatrii. 2006; 6: 18–23. [in Russian]
2. Бачина А.В. Гигиеническая диагностика и региональная модель мониторинга врожденных пороков развития. Дис. … канд. мед. наук. Кемерово, 2015. / Bachi-
na A.V. Gigienicheskaia diagnostika i regional’naia model’ monitoringa vrozhdennykh porokov razvitiia. Dis. … kand. med. nauk. Kemerovo, 2015. [in Russian]
3. Демикова Н.С., Лапина А.С. Врожденные пороки развития в регионах Российской Федерации (итоги мониторинга за 2000–2010 годы). Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. 2012; 2: 91–8. / Demikova N.S., Lapina A.S. Vrozhdennye poroki razvitiia v regionakh Rossiiskoi Federatsii (itogi monitoringa za 2000–2010 gody). Ros. vestn. perinatologii i pediatrii. 2012; 2: 91–8. [in Russian]
4. Барашнев Ю.И., Розанов А.В., Волобуев А.И, Панов В.О. Врожденные пороки развития головного мозга, выявляемые у плодов и новорожденных. Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. 2005; 50 (6): 9–12. / Barashnev Iu.I., Rozanov A.V., Volobuev A.I, Panov V.O. Vrozhdennye poroki razvitiia golovnogo mozga, vyiavliaemye u plodov i novorozhdennykh. Ros. vestn. perinatologii i pediatrii. 2005; 50 (6): 9–12. [in Russian]
5. Бочков Н.П. Клиническая генетика. М., 2001. / Bochkov N.P. Klinicheskaia genetika. M., 2001. [in Russian]
6. Ходос Х.Г. Малые аномалии развития и их клиническое значение. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1984. / Khodos Kh.G. Malye anomalii razvitiia i ikh klinicheskoe znachenie. Irkutsk: Vostochno-Sibirskoe knizhnoe izdatel’stvo, 1984. [in Russian]
7. Адам М., Хаджинс Л. Значение малых аномалий в обследовании новорожденных. Consilium Medicum Ukraina. 2013; 10. / Adam M., Khadzhins L. Znachenie malykh anomalii v obsledovanii novorozhdennykh. Consilium Medicum Ukraina. 2013; 10. [in Russian]
8. Бадалян Л.О. Детская неврология. Учеб. пособие. М.: МЕДпресс-информ, 2010. / Badalian L.O. Detskaia nevrologiia. Ucheb. posobie. M.: MEDpress-inform, 2010. [in Russian]
9. Лазюк Г.И. Тератология человека. М.: Медицина, 1991. / Laziuk G.I. Teratologiia cheloveka. M.: Meditsina, 1991. [in Russian]
10. Игнатова М.С. Современные подходы к диагностике наследственных и врожденных нефропатий у детей. Педиатрия. 1997; 3: 33–5. / Ignatova M.S. Sovremennye podkhody k diagnostike nasledstvennykh i vrozhdennykh nefropatii u detei. Pediatriia. 1997; 3: 33–5. [in Russian]
11. Попов И.В. Малые аномалии развития как фенотипические проявления наследственно обусловленной дисплазии соединительной ткани. Terra Medica. 2012; 1. / Popov I.V. Malye anomalii razvitiia kak fenotipicheskie proiavleniia nasledstvenno obuslovlennoi displazii soedinitel’noi tkani. Terra Medica. 2012; 1. [in Russian]
12. Коровина Н.А., Тарасова А.А., Творогова Т.М. и др. Клиническое значение малых аномалий развития сердца у детей. Лечащий врач. 2005; 4: 57–9. / Korovina N.A., Tarasova A.A., Tvorogova T.M. i dr. Klinicheskoe znachenie malykh anomalii razvitiia serdtsa u detei. Lechashchii vrach. 2005; 4: 57–9. [in Russian]
13. Турищева М.Л. Стигмы дизэмбриогенеза и особенности антенатального периода у детей с малыми аномалиями развития сердца (МАРС). Материалы межрегиональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Молодежь и наука: итоги и перспективы», Саратов, 2007. / Turishcheva M.L. Stigmy dizembriogeneza i osobennosti antenatal’nogo perioda u detei s malymi anomaliiami razvitiia serdtsa (MARS). Materialy mezhregional’noi nauchno-prakticheskoi konferentsii studentov i molodykh uchenykh s mezhdunarodnym uchastiem «Molodezh’ i nauka: itogi i perspektivy», Saratov, 2007. [in Russian]
14. Мутовин Г.Р. Клиническая генетика. Геномика и протеомика наследственной патологии. Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. 2010. / Mutovin G.R. Klinicheskaia genetika. Genomika i proteomika nasledstvennoi patologii. Ucheb. posobie. 3-e izd., pererab. i dop. 2010. [in Russian]
15. Фофанова И.Ю. Роль витаминов и микроэлементов в сохранении репродуктивного здоровья. Гинекология. 2005; 4: 244–9. / Fofanova I.Iu. Rol’ vitaminov i mikroelementov v sokhranenii reproduktivnogo zdorov’ia. Ginekologiia. 2005; 4: 244–9. [in Russian]
16. Prasad AS. Zinc overview Nutr 1995; 11: 93–9.
17. Czeizel A. Primary prevention of neural tube defects and some major congenital abnormalities. Paediatr Drugs 2000; 2/6: 437.
18. Bramswing S, Prinz-Langenohl R, Lamers Y et al. University of Bonn. Germany. Supplementation with a multivitamin containing 800 microg of folic acid shortens the time to reach the preventive red blood cell folate concentration in healthy women. Int J Vitam Nutr Res 2009; 79 (2): 61.

1 июня 2015

Количество просмотров: 6527

Источник

Читайте также:  Ребенок в три недели развитие