Развитие зубочелюстной системы у ребенка

Прикус – это расположение зубов при плотно сомкнутых челюстях. Его формирование является сложным и длительным процессом, который начинается еще во внутриутробном периоде и заканчивается только в половозрелом возрасте.

На его развитие влияет довольно много разных факторов, от которых зависит, насколько правильным он будет в конечном итоге. Поэтому родители обязательно должны знать, как и когда у ребенка формируется прикус и что может оказать на него негативное влияние.

Формирование челюстей – длительный процесс.

Почему так важен правильный прикус?

Правильный прикус – залог здоровья.

Правильный прикус – это такое расположение зубов, при котором челюсти могут полностью смыкаться без видимых промежутков между зубами, а центральная линия лица проходит через резцы верхнего и нижнего зубного ряда.

Для многих людей понятие «правильный прикус» носит только эстетический характер и они даже не предполагают, что от расположения зубов может зависеть так много физиологических процессов.

На самом деле, правильное расположение зубных рядов важно не только для красоты, оно влияет на:

  • дикцию и речь;
  • работу пищеварительной системы;
  • здоровье головы в целом;
  • мышцы шеи;
  • здоровье ЛОР органов

Неправильно расположенные зубные ряды не позволяют тщательно пережевывать пищу. Это способствует не только плохому пищеварению и проблемам с ЖКТ, но и затрудненному усвоению важных питательных веществ, что особенно сказывается на росте и развитии детей. Это может привести к ухудшению общего состояния здоровья и здоровья нервной системы.

Важно: Правильное расположение челюстей способствует быстрому развитию речевых навыков.

Варианты патологий челюстей.

Для определения патологий развития челюстных дуг у ортодонтов существует определенная классификация деформаций прикуса:

  • дистальный – когда выдвинута вперед верхняя челюсть;
  • мезиальный – когда выдвинута вперед нижняя челюсть;
  • перекрестный – когда челюсти развиваются неравномерно;
  • глубокий – когда верхняя челюсть перекрывает нижнюю более чем на 50%;
  • открытый – когда верхняя и нижняя челюсть не смыкаются при закрытых челюстях.

Перечисленные варианты показаны на фото. В некоторых случаях наблюдаются нарушения смешанного типа, когда присутствует сразу несколько патологий.

Всё это говорит о важности своевременного выявления нарушений прикуса и их исправления. Признаки таких патологий родители могут заметить и сами, но также необходимо проходить регулярные осмотры стоматолога и ортодонта.

Этапы формирования прикуса

Формирование челюстей начинается в 1 триместре.

Современные исследования показали, что формирование прикуса у детей начинается еще в утробе матери, а не с момента появления первых зубов, как считалось ранее. Челюсти эмбриона начинают развиваться уже в первом триместре беременности, на этом же этапе происходит закладка первых зубов и их минерализация. И уже в это время могут быть спровоцированы аномалии челюстей, которые в итоге приведут к нарушениям расположения зубов.

Помимо закладки зубов, у плода уже активно развиваются челюсти. Во втором триместе челюсти имеют мезиальное положение, т. е. нижняя челюстная дуга значительно выдвинута вперед, относительно верхней. В третьем триместре развивается твердое небо, что позволяет изменить положение, и уже верхняя челюстная дуга выдвигается над нижней.

Такое положение сохраняется вплоть до появления ребенка на свет и считается правильным на момент рождения. Дополнительную информацию по этой теме можно узнать из видео в этой статье.

Важно: Главный фактор нормального развития зубочелюстной системы ребенка во внутриутробном периоде – правильное и полноценное питание беременной женщины, а также спокойный и здоровый образ жизни.

Становление окончательного расположения зубов у взрослого человека проходит через 4 периода формирования челюстных дуг. Все они одинаково важны и на каждом из них могут появиться отклонения развития челюстей, которые в конечном итоге скажутся на постоянном прикусе.

Начальный период

Челюстные дуги активно развиваются ещё до появления первых зубов.

Первый этап развития прикуса начинается с момента рождения до 6 месяцев или до появления первого зуба. В этом периоде у ребенка еще нет зубов, но уже идет активное развитие челюстных дуг.

При рождении нижняя челюсть у малышей меньше развита и смещена назад. Это естественно и правильно. В дальнейшем, по мере развития челюстных мышц происходит выравнивание челюстей.

Основным фактором правильного развития прикуса является грудное вскармливание. Так как именно в этом случае, при правильном захвате, ребенку нужно прилагать достаточно усилий и постоянно работать нижней челюстью, для того чтобы добывать молоко из груди.

Такая активность позволяет нормально развиться нижней челюсти и выдвинуться вперед, за счет чего к шестимесячному возрасту ребенка, при отсутствии патологий, челюсти занимают нормальное положение относительно друг друга.

Важно: Если новорожденный находится на искусственном вскармливании очень важно правильно подбирать размер соски на бутылочку и скорость потока жидкости. Чтобы этот процесс был максимально приближен к естественному вскармливанию и способствовал правильному развитию челюстей.

Период временного прикуса

Первые зубы появляются в период временного прикуса.

Период временного прикуса включает возраст от 6 месяцев до 6 лет, делится он на 2 этапа:

  • от 6 месяцев до 3 лет – этап формирующегося временного прикуса – начинается с прорезывания первых резцов и заканчивается с появлением всех 20 молочных зубов;
  • от 3 до 6 лет – этап сформировавшегося временного прикуса – в этом промежутке у ребенка уже выросли все молочные зубы, но продолжается активное развитие и рост челюстей, а также их подготовка к появлению коренных зубов. Уже на этом этапе можно определить насколько правильно развиваются челюстные дуги и провести первые коррекционные мероприятия. Поэтому очень важно пройти осмотр стоматолога сразу же после того как у ребенка выросли все 20 молочных зубов.

Для правильного развития зубочелюстной системы в период прорезывания молочных зубов очень важно своевременно ввести в рацион ребенка твердую пищу. Ребенок должен учиться жевать, чтобы развивать жевательные мышцы, от которых как раз и зависит нормальное развитие челюстей.

Соска-пустышка негативно воздействует на зубы.

Еще одним важным фактором правильного развития челюстных дуг является отсутствие вредных привычек на этом этапе. Когда формируется прикус у ребенка, зубы еще очень лабильны и любое внешнее воздействие на них может привести к негативным последствиям в виде смещения зубов или образования щелей между ними. Поэтому нужно своевременно отучать ребенка от таких привычек, как сосание соски, пальцев или других предметов.

Для коррекции нарушений временного прикуса используются специальные мягкие приспособления – трейнеры и пластинки.

Читайте также:  Улучшить развитие ребенка 1 месяц

Период смешанного прикуса

Молочные зубы начинают выпадать с 5-6 лет.

Период смешанного или сменного прикуса начинается с 6 лет и заканчивается в 12-14. Характеризуется он сменой молочных зубов на постоянные коренные. При этом сроки выпадения временных зубов совпадают со сроками прорезывания постоянных.

Это синхронный процесс, когда коренной зуб начинает давить на альвеолу молочного зуба, способствуя его выпадению. На этом этапе происходит наиболее активный рост челюстей и ускоряются все обменные процессы.

Молочные и коренные зубы.

Зубные дуги теперь должны вмещать не 20 зубов, а 28, именно поэтому очень важен своевременный рост челюстных дуг, иначе коренным зубам может не хватать места и они будут расти криво, провоцируя нарушения прикуса. Завершается период смешанного прикуса когда у ребенка выпадают все 20 молочных зубов и вырастают 28 коренных.

Основные отличия молочных и коренных зубов указаны в таблице:

ПризнакВременный прикусПостоянный прикусКоличество зубов2028-32ГруппыРезцы, клыки, молярыРезцы, клыки, моляры, премолярыРазмерыПреобладает ширинаПреобладает высотаЦветБело-голубойБело-желтыйТолщина твердых тканейМеньшеБольшеСтепень минерализацииМеньшеБольше

Важно: Самым эффективным периодом для исправления нарушений развития челюстей является момент, когда у ребенка выросли все 28 коренных зубов, но зубочелюстная система еще растет и остается подвижной, т. е. возраст 12-14 лет.

Период постоянного прикуса

В 21-24 года прорезываются зубы мудрости.

Период формирования постоянного прикуса идет с 12-14 лет до 21-24 лет, когда все коренные зубы занимают своё положение. На этом этапе завершается развитие и рост челюстей, у некоторых людей прорезываются 29-32 зубы — «зубы мудрости».

В конечном итоге набор зубов становится следующим:

  • 8 резцов – по 4 в центре каждой челюсти;
  • 4 клыка – по одному с каждой стороны после резцов;
  • 8 премоляров – по 2 за каждым клыком;
  • 8 или 12 моляров – по 2 или 3 за премолярами.

Все зубы имеют свои особенности строения и предназначены для выполнения разных функций. К окончанию периода формирования постоянного прикуса подвижность зубочелюстной системы постепенно снижается, а это значит, что любые мероприятия по исправлению патологий становятся всё менее эффективными.

Причины неправильного прикуса

Нарушения челюстей часто спровоцированы вредными привычками.

Развитие прикуса проходит чрез множество этапов и продолжается несколько лет. Это длительный и сложный процесс, на который влияет множество факторов.

Выделим основные причины, по которым могут возникнуть нарушения в расположении зубных рядов:

  • наследственность;
  • вредные привычки ребенка – сосание соски, пальца и игрушек в младшем возрасте, и прикусывание карандаша или ручки в более старшем;
  • неправильно подобранные соска-пустышка или соска на бутылочке для кормления;
  • ранняя потеря молочных зубов или их болезни из-за неправильной гигиены;
  • детские болезни, влияющие на рост и развитие костной ткани, например рахит;
  • частые болезни ЛОР органов, из-за которых ребенок вынужден подолгу дышать ртом;
  • неправильное положение во время сна;
  • несвоевременное введение твердой пищи.

Любая из перечисленных причин может привести к неправильному смыканию зубных рядов и формированию патологического прикуса.

Профилактика нарушений

Осмотр у стоматолога должен быть регулярным.

Как сформировать правильный прикус у ребенка?

Для этого нужно соблюдать ряд профилактических мер, которые содержит следующая инструкция:

  • поддержка грудного вскармливания, постоянный контроль правильного прикладывания и захвата груди новорожденным;
  • при невозможности грудного вскармливания нужно сделать выбор в сторону бутылочек с соской, максимально приближенной по строению к женской груди (их цена обычно немного выше, но она себя оправдывает);
  • нужно обращать внимание на то, как ребенок спит: голова не должна быть запрокинутой, дыхание должно быть только носовым;
  • необходимо закаливать ребенка и беречь его от заболеваний ЛОР органов. При частых болезнях врач должен дать определенные рекомендации для поднятия иммунитета;
  • стоит уделять внимание профилактике рахита;
  • минимальное использование соски-пустышки, своевременное отучение от нее (не позднее 9 месяцев);
  • обязательные профилактические осмотры у стоматолога и ортодонта;
  • гигиена полости рта, чистка зубов с появления первого молочного.

Молочные зубы требуют особой гигиены.

Отдельно стоит отметить профилактику и своевременное лечение зубных болезней. Так как ранняя потеря молочных зубов может губительно воздействовать на дальнейшее развитие зубочелюстной системы, спровоцировать ее смещение и искривление.

Правильное формирование прикуса у детей преимущественно зависит от родителей. Внимательное наблюдение за ребенком и своевременное выявление патологий развития челюстей позволяет избежать продолжительного и довольно дорогостоящего лечения.

Вопросы врачу

Брекеты ребенку

Здравствуйте доктор! У моего сына неправильный прикус. С 4 до 5 лет носили трейнеры, зубы немного выровнялись, но сейчас, когда ему уже почти 9 лет и половина зубов заменилась на коренные, ситуация ухудшилась. Подскажите, будут ли эффективны в этом возрасте трейнеры или придется ставить брекеты?

Трейнеры – это более мягкий способ коррекции зубов, но довольно эффективный. Также Вам могут порекомендовать специальные ортодонтические пластинки. Брекет-системы ставятся только после замены всех молочных зубов на коренные, поэтому в Вашей ситуации они противопоказаны.

Исправление постоянного прикуса

Моему сыну 16 лет, есть небольшие нарушения прикуса, но ставить брекеты ребенок категорически отказывается. Можно ли в этом возрасте использовать какие-то другие способы коррекции?

Существует большое множество различных ортодонтических аппаратов для исправления прикуса без установки брекет-систем в этом возрасте. Но для того чтобы подобрать оптимальный вариант, Вам необходимо сначала пройти диагностику у врача-ортодонта, который составит индивидуальный план лечения и поможет с выбором устройства для коррекции зубных рядов.

Читать далее…

Источник

Дата:

13.08.2010 11:06:00

Автор: Е. Мусьтакова

Многие родители не подозревают, что у ребенка начали прорезаться зубы, до того момента, пока он не начнет капризничать и хныкать. А ведь формирование зубочелюстной системы начинается задолго до этого – еще до рождения малыша.

Просмотров: 14533

  • а заканчивается к 21 — 25 годам, с появлением последнего зуба мудрости.

Развитие зубов у детей происходит по-разному. Кто-то начинает плакать за 3-4 месяца до начала процесса прорезывания, болезненно переживает появление каждого зуба. Кто-то, наоборот, вообще не беспокоит родителей. Для мам и пап таких детей становится сюрпризом, когда однажды они случайно замечают, что зуб или несколько зубов уже прорезались.

Эти процессы индивидуальны не только по ощущениям, но и по срокам. Допускаются небольшие отклонения от принятых норм появления зубов. Не стоит огорчаться, если зубы прорезались немного позже, как не стоит и радоваться, если они прорезались немного раньше. Ни то, ни другое ни о чем не говорит. Это всего лишь индивидуальные особенности.

Хотя все-таки есть общепринятые сроки.

Читайте также:  Зона ближайшего развития определяется теми возможностями ребенка

Развитие зубочелюстной системы делят на шесть периодов, каждый из которых важен и вносит вклад в развитие всего организма малыша. Начнем издалека, с внутриутробной жизни будущего ребенка.

1. Внутриутробный период

На втором месяце внутриутробной жизни начинают формироваться челюсти эмбриона. На третьем месяце начинается отделение ротовой полости от носовой. Временные зубы начинают  развиваться с 5 – 7 недели, а постоянные – с пятого месяца эмбриональной жизни.

2. Беззубый рот новорожденного (от рождения до начала прорезывания молочных зубов, 6 – 8 месяцев)

Ребенок рождается беззубым. Но у него имеются зачатки зубов: 10 временных и 8 постоянных (первые моляры, резцы и клыки). То есть, коронки зубов образуются в деснах до рождения ребенка. Их развитию помогают вещества, которые мать получает с питанием во время беременности и передает эмбриону.

Еще один важный момент – изначальное положение нижней челюсти. Она находится в заднем положении. В процессе сосательных движений ее рост стимулируется, она смещается вперед, и челюсти принимают правильное положение.

3. Период формирования прикуса молочных зубов (6 месяцев – 3 года)

Первые зубы появляются около 6-7 месяцев. Зуб начинает формирование с коронки, и этот процесс постепенно движется к корню. То есть получается, что зуб прорезывается с ещё несформировавшимся корнем, развитие которого завершается через 3-4 года после прорезывания зуба.

Первыми прорезаются нижние резцы (6-7 месяцев), затем верхние резцы (8-9 месяцев), последними появляются нижние и верхние моляры (24-30 месяцев).

Всего молочных зубов 20, они появляются в первые 2-3 года жизни ребенка.

4. Сформированный молочный прикус

Период подготовки челюстей к смене молочных зубов на постоянные начинается с 3 — 4 лет. В этом возрасте начинается рассасывание временных зубов. К 6 годам практически у всех детей этот процесс завершается.

5. Период смены молочных зубов

С шести — семилетнего возраста молочные зубы начинают выпадать и заменяться коренными зубами. Порядок появление постоянных зубов отличается от порядка молочных зубов. Первым появляется моляр нижней челюсти (6-7 лет), затем моляр верхней челюсти (7 — 8 лет), примерно в это же время может появиться центральный резец нижней челюсти. Самым последним прорезаются зубы мудрости. У кого-то они появляются в 21, у кого-то в 25, а у некоторых не появляются вообще.

Формирование прикуса

Прикус молочных зубов формируется с 6 месяцев, когда начинают появляться первые зубы. Этот процесс продолжается до 3 — 4 лет.

 

Когда молочные зубы сменяются постоянными, начинается формирование прикуса постоянных зубов, соответственно.

Признаки правильного прикуса:

  • передние верхние резцы закрывают нижние резцы на 1/3,
  • верхние боковые зубы закрывают нижние на глубину продольной фиссуры,
  • все зубы, кроме верхних последних зубов и нижних центральных резцов, имеют по два антагониста.

Источник

Зубочелюстные аномалии (ЗЧА) — состояния, которые включают наследственные нарушения развития зубочелюстной системы и приобретенные аномалии, выражающиеся в аномалиях зубов, челюстных костей и соотношений зубных рядов различной степени тяжести. В структуре стоматологических заболеваний после кариеса зубов и болезней пародонта зубочелюстные аномалии занимают третье место.

Профилактика зубочелюстных аномалий и деформаций — это комплекс мероприятий, направленных на своевременное устранение и предупреждение этиологических и патогенетических факторов, способствующих их возникновению.

В связи с тем, что этиологические факторы могут воздействовать на разных этапах развития организма ребенка, профилактические мероприятия должны проводиться во все периоды роста и развития зубочелюстной системы.

Первичная профилактика зубочелюстных аномалий состоит в предупреждении, раннем выявлении и устранении факторов риска.

Вторичная профилактика — это комплекс мероприятий, направленных на снижение распространенности и степени тяжести зубочелюстных аномалий, т. е. ортодонтическое лечение.

Третичная профилактика включает в себя восстановление утраченной частично или полностью функции жевания, речевой артикуляции, эстетики, т. е. своевременное рациональное протезирование.

Факторы риска возникновения зубочелюстных аномалий и деформаций.

Основными проблемами в профилактике зубочелюстных аномалий являются: несовершенная ортодонтическая диагностика, большое количество разноречивых классификаций, отсутствие единой терминологии. Принято рассматривать эндо- и экзогенные факторы риска возникновения этой патологии.

Эндогенные факторы:

  • генетическая обусловленность — первичная адентия; сверхкомплектные зубы; микро- и макродентия; дистопия и транспозиция; аномалии прикрепления уздечек языка и губ; глубина преддверия полости рта; микро- и макрогнатия; микро- и макрогения;
  • нарушение внутриутробного развития — врожденные аномалии; нарушения развития эмали и дентина;
  • болезни детей раннего возраста, нарушающие минеральный обмен, эндокринные заболевания.

Экзогенные факторы:

  • нарушение правильного искусственного вскармливания ребенка;
  • нарушения функций зубочелюстной системы — жевания, глотания, дыхания, речи;
  • вредные привычки — сосание пустышки, пальцев, языка, щек, различных предметов, неправильная осанка и поза;
  • перенесенные воспалительные заболевания мягких и костных тканей лица, височно-нижнечелюстного сустава;
  • травмы зубов и челюстей;
  • рубцовые изменения мягких тканей после ожогов и удаления новообразований полости рта и челюстей;
  • кариес зубов и его последствия;
  • недостаточная физиологическая стираемость временных зубов;
  • преждевременная потеря временных зубов;
  • преждевременная потеря постоянных зубов;
  • задержка выпадения временных зубов (ориентир — сроки прорезывания постоянных зубов);
  • задержка прорезывания постоянных зубов (ориентир — сроки прорезывания постоянных зубов);
  • отсутствие трем и диастемы к 5-6-летнему возрасту ребенка (дискутабельно).

Большинство авторов считает, что возникновение и развитие ЗЧА зависит от многих факторов.

Принципы профилактики зубочелюстных аномалий.

Для осуществления основных задач профилактики ЗЧА необходимо уметь устанавливать однозначную связь между морфологическими особенностями и функциональными признаками физиологической окклюзии, уметь соотносить физиологическую окклюзию с различными этапами ее формирования (см. табл. 9).

Окклюзия — соотношение зубных рядов (зубов) при их смыкании с наибольшим количеством контактов. Следовательно, норма — это понятие о правильном положении зубов, форме зубных рядов и соотношении челюстей соответственно виду окклюзии и периоду ее развития до полного формирования постоянной окклюзии.

Содержание профилактических мероприятий определяется наличием клинических признаков и активно действующих причин, ведущих к развитию аномалий окклюзии.

Профилактические мероприятия подразделяются на пре- и постнатальные.

Мероприятия по пренатальной профилактике проводятся в женской консультации путем оздоровления организма беременной женщины.

Задачами профилактики ЗЧА в этот период являются устранение профессиональных вредностей, установление рационального режима дня и питания женщины, лечение инфекционных заболеваний, борьба с токсикозом, санация полости рта, стоматологическое просвещение. В этот период возможно выявление ряда наследственных факторов, однако методы влияния на процессы наследственности находятся на стадии исследований.

Читайте также:  Таблетки для развития роста ребенка

Постнатальная профилактика осуществляется с момента рождения ребенка, и ее содержание зависит от возраста.

От рождения до прорезывания первых временных зубов (0-6 мес.).

  • выявление врожденной патологии в челюстно-лицевой области;
  • профилактика острых гнойных заболеваний у новорожденного;
  • рассечение укороченной уздечки языка;
  • правильное искусственное вскармливание ребенка (поза, подбор соски);
  • выявление преждевременно прорезавшихся зубов и определение показаний к их удалению.

Период формирования временной окклюзии (6 мес. — 3 года).

  • наблюдение за прорезыванием зубов (сроки и последовательность, парность, количество, симметричность, форма, положение, тип смыкания);
  • профилактика кариеса и его осложнений;
  • балансированное питание, использование при жевании жесткой пищи; предупреждение соматических заболеваний; санация дыхательных органов;
  • профилактика вредных привычек (сосания пальцев, пустышки, соски, посторонних предметов);
  • наблюдение за функцией языка при глотании (зубные ряды сомкнуты, кончик языка располагается в области верхних передних зубов с небной стороны).

Период сформированной временной окклюзии (3 года — 5 лет).

  • пластика укороченной или неправильно прикрепленной уздечки языка;
  • профилактика кариеса зубов и его осложнений;
  • присутствие в рационе жесткой пищи;
  • выявление и удаление прорезавшихся сверхкомплектных зубов;
  • профилактика деформаций зубных рядов при дефектах зубного ряда (первичная адентия или отсутствие зубов, удаление по клиническим показаниям) путем протезирования;
  • наблюдение за ростом челюстных костей (появление физиологических трем и диастем к 5-6-летнему возрасту ребенка);
  • избирательное пришлифовывание нестершихся бугров временных зубов (чаще клыков);
  • наблюдение за соотношением зубных рядов, формой зубных дуг;
  • выявление нарушений характера речевой артикуляции;
  • комплексы миогимнастики — для нормализации смыкания губ, рас­поло-жения нижней челюсти и языка в покое и во время функции.

Период смены зубов (6-12 лет).

  • профилактика кариеса зубов и его осложнений;
  • наблюдение за резорбцией корней временных зубов;
  • наблюдение за прорезыванием постоянных зубов (сроки, последовате-льность, парность, количество, симметричность, форма, положение, тип смыкания);
  • удаление прорезавшихся сверхкомплектных зубов;
  • определение показаний для проведения хирургического лечения, связанного с низким прикреплением уздечки верхней губы, которая я-вилась причиной диастемы, короткой уздечки нижней губы, языка и мелкого преддверия полости рта;
  • восстановление разрушенных коронок первых постоянных моляров и/или резцов путем протезирования после их травмы, кариозного пора-жения или гипоплазии эмали;
  • замещение отсутствующих зубов, в том числе при адентии, путем протезирования;
  • устранение вредных привычек (сосания губ, щек, языка, посторонних предметов);
  • избирательное пришлифовывание нестершихся бугров временных клыков и моляров;
  • миогимнастика для нормализации смыкания губ, носового дыхания, осанки.

Период формирующейся постоянной окклюзии (12-18 лет).

  • профилактика кариеса зубов и его осложнений;
  • профилактика болезней пародонта;
  • удаление отдельных зубов по ортодонтическим показаниям;
  • удаление прорезавшихся или ретинированных сверхкомплектных зубов, одонтом, кист;
  • рациональное протезирование;
  • пластика укороченной или неправильно прикрепленной уздечки языка, губ, углубление мелкого преддверия полости рта;
  • лечение челюстно-лицевых аномалий с целью снижения их степетяжести.

Период сформированной постоянной окклюзии (18 лет и старше).

  • санация полости рта и соблюдение основ гигиены;
  • восстановление коронок разрушенных зубов;
  • замещение отсутствующих зубов путем протезирования; устранение парафункций (бруксизм);
  • шинирование зубов при заболеваниях пародонта;
  • предупреждение перегрузки опорных зубов при протезировании; сохранение тканей протезного ложа.

В клинике мы чаще всего встречаемся с сочетанными аномалиями окклюзии. Диагностика ранних симптомов связана с выявлением этиологических факторов, определяющих их клиническую характеристику и прогноз развития патологии.

Для развития зубочелюстной системы большое значение имеет функциональное состояние мышц челюстно-лицевой области, которое либо способствует нормальному развитию окклюзии, либо нарушает ее. Искусственное вскармливание детей на первом году жизни не создает необходимой функциональной нагрузки. У детей при таком способе вскармливания преобладает глотательная, а не сосательная функция.

Для профилактики ЗЧА, связанных с искусственным вскармливанием, рекомендуют широкий выбор сосок для младенцев различных возрастов от 0 до 12 мес., которые имитируют сосок груди матери. Форма соски зависит от ее предназначения, поэтому для воды, молока, сока, каши их выпускают разными. Специальные соски предназначены для кормления детей с врожденной патологией.

Учитывая разное состояние мышц челюстно-лицевой области во время сна и бодрствования, пустышки бывают дневные и ночные. Каждое кормление ребенка способствует тренировке жевательных, мимических мышц и росту нижней челюсти в длину, т. е. формированию физиологического соотношения челюстей.

Восстановление нормальной функции мышц достигается с помощью специальной гимнастики. Принцип профилактики ЗЧА с помощью миогимнастики заключается в тренировке слаборазвитых мышц, которая позволяет нормализовать функцию мышц антагонистов и синергистов.

Гимнастические упражнения для мышц, окружающих зубные ряды, как метод ортодонтической профилактики были предложены Rogers еще в 1917 году.

Упражнения выбирают с учетом возраста ребенка. Они должны быть не слишком трудными, понятными, желательно превращать их в игру. Дети могут заниматься гимнастикой как индивидуально, так и коллективно в детских садах и школах. Контроль за выполнением упражнений возлагается на родителей или воспитателей и медицинский персонал.

Комплексы миогимнастических упражнений.

1. При нарушении осанки и для тренировки правильного способа дыхания — утренний гимнастический комплекс.

2. Для нормализации глотания:

а) губы сомкнуты, зубы сжаты, язык поднят вверх — прижать его к переднему участку твердого неба в области зубных бугорков верхних передних зубов, а затем проглотить слюну;

б) то же упражнение с глотком воды;

в) цокание;

г) зевота;

д) полоскание горла.

3. Тренировка круговой мышцы рта:

а) при сомкнутых губах надуть щеки, затем медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы;

б) сомкнуть губы, одновременно препятствуя этому мизинцами в углах рта;

в) игра на детских духовых инструментах;

г) свист;

д) упражнения с приспособлениями:

  • вестибулярной пластинкой Шонхера;
  • активатором Дасса;
  • диском Фриэля (межгубным);
  • ручной вертушкой.

4. Упражнения для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть:

  • нижнюю челюсть медленно переместить вперед до резцового перекрытия;
  • то же с поворотом головы вправо, влево;

5. Упражнения для мышц, поднимающих нижнюю челюсть:

  • губы сомкнуты, зубы сжаты, усилить давление на зубы сокращением жевательных мышц в центральной окклюзии;
  • то же с сопротивлением (палочка, ластик).

В сочетании с лечебной гимнастикой благотворно действует массаж, посредством которого в области альвеолярного отростка и неправильно расположенных зубов можно установить их в зубной ряд при наличии соответствующего места. Массаж альвеолярного отростка в области ретинированных зубов стимулирует их прорезывание.

Обследование стоматологического статуса детей первого года жизни и в периоды формирования временной и постоянной окклюзии необходимо для объективной оценки и конкретных рекомендаций по профилактике и раннему лечению аномалий окклюзии.

Источник