Развитие знаний ребенка о животных
Ольга Елизарьева
Консультация «Формирование системы знаний о животных у детей дошкольного возраста»
«Природа наделила человека высоким и
прекрасным даром сострадания, которое
простирается на бессловесных животных»
Френсис Бэкон
Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования и воспитания в 21 века. Реализация освоения системы знаний о животных с детьми в образовательных областях: «социально – коммуникативное», «познавательное», «речевое», «художественно-эстетическое», основанных на интегративном принципе позволит становление личности ребёнка стать самоценной, развитой, экологически воспитанной.
Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным: оно составляет лишь два процента от всего живого на земле, но, несмотря на это, роль их в биосфере огромна.
Идея ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).
В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, получает человек уже в детстве. Ознакомление с природой – одна из составных частей образовательного процесса. Наблюдения за кроликом, птицами, рыбками, белкой, экскурсии в лес, к водоёму, подкормка птиц, сбор семян и листьев, изготовление поделок из природного материала, дидактические игры составляют далеко не полный перечень мероприятий, осуществляемых в разных возрастных группах. Педагог не только знакомит ребят с животными, но и учит относиться к ним бережно и внимательно. Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным необходимо с раннего возраста, для формирования правильного, рачительного отношения к фауне, для развития высших нравственных чувств, каким является гуманизм и справедливость, предполагающие активную, действенную позицию в отношении природных объектов.
Как сделать, чтобы эмоциональное, но часто внешнее, ситуативное отношение к природе переросло в глубокое нравственно-эстетическое чувство, чтобы любовь к живому была осознанной, действенной? Как воспитать интерес к разным представителям животного мира? О степени сформированности у детей гуманных чувств к животным можно судить, принимая во внимание следующее:- интерес к различным представителям животного мира, желание больше узнать о их жизни, повадках; — выполнение правил обращения с живым существом; — осознание необходимости охранять животных, заботиться о них; — желание и умение ухаживать за живым существом; — эмоциональное восприятие и общения с животным. Материалы, которые даются детям дошкольного возраста, можно подразделить на две большие группы: 1) о самом мире фауны, его разнообразных представителях (начиная с названия, характерных внешних признаках, особенностей поведения до некоторых приспособления к среде; 2) о возможных формах взаимодействия человека и животного (о способах помощи животному, уходе за ним, его защите). Связующим звеном между этими группами может стать поведение дошкольника к осознанию понятия животное – живое существо: оно дышит, питается, передвигается, растёт.
Для взрослого человека основным критерием его отношения к природе являются его поступки. В дошкольном возрасте закладываются лишь предпосылки так называемого рефлекса охраны природы, который зреет при соответствующей работе в школьные годы. Программа по ознакомлению с природой определяет объём сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эту информацию можно объединить в три группы: а) внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания, размножения); б) среда обитания. Характер приспособления к условиям жизни; в) приносимая польза.
Детям старшего дошкольного возраста доступны также сведения о приспособленности животных к окружающей среде, прежде всего о тех формах защиты, которые связаны с особенностями их обитания (сезонный образ жизни, взаимоотношения с иными живыми существами). Ребят можно познакомить с такими защитными проявлениями живых организмов, как окраска, отпугивание, нападение. Подобная информация способствует углублению знаний о животном мире, на основе которых у ребёнка вырабатывается правильная нравственная позиция по отношению к тому или иному представителю фауны.
Важным условием эффективности экологического поведения и воспитания в природе является взаимодействие детского сада и семьи. Педагог должен познакомить родителей с содержанием и методами формирования представлений у детей разного возраста с животными; предлагать консультации, помещать информацию, например, о сезонной жизни животных; повышать экологическую культуру, например, экскурсию в краеведческий музей, экологические программы для дошкольников.
В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.
-Программа А. Вересова «Мы земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.
— Программа Е. Рылеевой «Открой себя» создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий «Мир нерукотворный».
— Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников «Жизнь вокруг нас», в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.
— Программа «Паутинка» Ж. Л. Васякиной-Новиковой развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: «где я живу» (окружающая среда, «как я живу» (поведение и ответственность, «с кем я живу» (соседи по планете, взаимосвязь с ними, «когда я живу» (взаимодействие во времени).
Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие.
Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства — системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Источник
Елизавета Синофеева
Конспект занятия «Удивительные животные» для детей подготовительной группы
Тема: Телепередача «Удивительные животные».
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровье сберегающие технологии и нетрадиционные методы.
Задачи:
Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни диких и домашних животных. Закреплять умения устанавливать связь между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их по элементам опорных схем, использовать схемы при составлении рассказов о животных.
Развивающие: Развивать связную речь. Вызывать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; расширять словарный запас (слова: дубовый, кленовый, березовый, лесная тропинка); развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.
Методы: Практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция.
Предварительная работа:
1. Просмотр мультфильма «Кот, который гулял сам по себе».
2. Рассматривание иллюстраций и составление рассказов на тему «Животные».
3. Проведение дидактических игр «Где, чей дом?», «Живая природа», «Кто лишний?».
4. Проведение подвижных игр: «Волк во рву», «Хитрая лиса», «Лохматый пес».
5. Игровые ситуации по правилам обращения с животными.
Здоровье сберегающие технологии: Дыхательная гимнастика «Запах леса и деревни», гимнастика для глаз «Крошка Енот», физкультурная минутка «Лисонька-лиса», игровые упражнения с релаксацией «Щенок отряхивается», «Котик»
Дидактические материалы: куклы «би-ба-бо», шапочки-маски диких животных, схемы-подсказки.
Оформление: «Лесная тропинка»: плоскостные деревья, грибы, цветы; скамья, игрушки диких и домашних животных, слайд-заставка «Передача «В мире животных».
Аппаратное обеспечение: магнитофон, телевизор, микрофон.
Программное обеспечение: аудиозапись «Крошка Енот» (из мультфильма) слава М. Пляцковского, музыка В. Шаинского; «Голоса леса П. И Чайковского».
Реализация ФГОС: интеграция полученных умений и навыков ребенка через социально-коммуникативное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, физическое направление.
Образовательные ресурсы: Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; «Удивительные истории» Л. Е. Белоусова; «Развивающая педагогика оздоровления» В. Т. Кудрявцева. Б. Б. Егорова.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним лето. Какое солнце в это время года? Какое у всех настроение при воспоминании о лете (ответы детей). Да, у меня тоже радостное настроении при воспоминании о лете. С таким хорошим настроением отправляемся в путешествие. А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.
Загадывание загадки:
Они бывают дикими, живут в лесу дремучем,
Домашними бывают и помогают людям.
-Кто они такие?
Дети: животные.
Воспитатель: Действительно, мы будем говорить о животных. Для этого нам нужно стать участниками телепередачи «В мире животных». Согласны?
Ходьба по «лесной тропинке, прибытие детей в «телевизионную студию» — создание эмоционального настроя.
— Ребята, вы знаете, что домашние животные не всегда были домашними? (ответы детей). Давайте отправимся в прошлое и узнаем, как это произошло. Для того чтобы попасть в прошлое нам надо пройти по мосту времени (дети проходят по гимнастической скамейке и свободно располагаются на ковре).
Основная часть:
Просмотр отдельных кадров мультфильма «Кот, который гуляет сам по себе» и беседа по нему.
— Какое животное Человек приручил первым? Правильно, первым домашним животным стала собака. А зачем она нужна была человеку? Да, верно, она была полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стал козы, овцы, коровы – собака помогала Человеку их пасти. Со временем Человек приручил и других животных. Каких еще вы знаете домашних животных? У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры. Давайте расскажем телезрителям, каких из них вы знаете.
(Воспитатель называет домашнее животное, а дети – дикого предка. Собака-волк, кролик-заяц, свинья-кабан, корова-тур, кошка-рысь, коза-архар и т. д.)
Воспитатель: И так из-за вмешательства Человека часть животных стало домашними, а часть – осталось дикими. Давайте вернемся в наше время, в телевизионную студию и поговорим о животных (дети вновь проходят по гимнастической скамейке и располагаются за рабочими столами).
(Педагог выставляет перед детьми первую схему (приложение №3) и просит прокомментировать ее: где живут домашние животные? Где живут дикие животные).
Воспитатель: Для одних животных домом остался лес, степь, пустыня -дикая природа, а для других – рядом с домом человека. Жилье любого животного и дикого, и домашнего носит свое название.
-Но чтобы продолжать нашу телепередачу и не уставать, сделаем паузу – мультминутку для глаз.
Гимнастика для глаз «Крошка енот» с музыкальным сопровождением.
Воспитатель: Посмотрим на крошку Енота, провожаем взглядом выплывающие тучки, чтобы не пропустить дождик, посмотрим налево, там выбежала обезьянка, медленно посмотрим направо еще на одного из друзей Енота. Следим за тучками. Откроем и закроем глаза.
(Педагог выставляет вторую схему и поясняет ее. Все предыдущие схемы остаются перед детьми (Приложение №2)
Беседа с использованием схем:
Воспитатель: Рисунок этого дома обозначает жилье любого животного. Вспомните, как называются жилища некоторых животных?
(Педагог называет животное, дети – называют его жилище: Собака – конура, Волк – логово, корова – хлев, белка – дупло, медведь – берлога, бобер – хатка и т. п.)
— Давайте вспомним, как могут выглядеть животные.
(Педагог выставляет схему обозначающую цвет (Приложение №4).
— Назовите домашних и диких животных оранжевого (рыжего) цвета, белых, серых и т. д. Какие животные чаще меняют цвет шерсти – дикие или домашние, почему?
(Педагог подводит итог: у каждого животного своя окраска, которая зависит от времени года, от того где животное живет.)
Игровое упражнение с релаксацией «Щенок отряхивается», «Котенок» с использованием аудиозаписи.
Воспитатель: А сейчас — живая пауза. Предлагаю вам показать для наших телезрителей, как отряхивается щенок после купания. Помните, что щенок отряхивается всем телом – от носа до хвоста (выполнение игрового упражнения).
Покажем, как котик потягивается, умывается, царапает лапками коврик (выполнение игрового упражнения).
Составление рассказов:
Воспитатель: Так чем же отличаются животные? Верно, животные отличаются не только тем, где они живут, но и цветом, размером. У всех животных есть основные части тела. Какие? (Ответы детей: голова, туловище, лапы, хвост). Для защиты себя и своих детенышей, для того чтобы добывать себе пищу, у некоторых есть рога, копыта, острые зубы, когти. Для животных очень важно, чем покрыто их тело. Почему? (Ответы детей). Чтобы не замерзнуть, а в жару, чтобы не перегреться. Расскажите телезрителям, чем питаются животные в холодное и теплое время года. Есть ли животные, которые обходятся без пищи зимой? (Медведь, барсук, еж). Как изменяется еда у коровы, у зайца? Расскажите об отношениях человека и животных. Как вы думаете, какую пользу приносят домашние, дикие животные человеку? Как человек заботится о домашних животных? (Ухаживает, кормит, убирает, лечит). Что дают человеку дикие животные? (Возможность наблюдать, любоваться, изучать природу.) Что делает человек для диких животных? (Строит заповедники, подкармливает зимой).
Физкультминутка «Лисонька-лиса»
Воспитатель: Сейчас все превратимся в лис. Проводится физкультминутка с имитацией движений:
У лисицы острый нос.
У нее пушистый хвост.
Шуба рыжей лисы
Несказанной красоты.
Лиса важно похаживает,
Шубу пышную поглаживает.
Я — охотница до птицы!
Кур ловить я мастерица!
Как увижу – подкрадусь.
И тихонько затаюсь,
После прыгну и схвачу,
Деткам в норку отнесу. (И. С. Лопухина)
Игра «Расскажи о себе»
Воспитатель: Чтобы наша передача стала интересней для зрителей, каждый из вас озвучит кадр, представив себя животным и рассказав о себе с помощью общей схемы №1
Педагог задает вопросы – загадки:
1. Одно из самых красивых зверей наших лесов, у него длинный пушистый хвост (Лиса).
2. Какое крупное животное спит всю зиму? (Медведь)
3. В сказке «Хаврошечка» это животное помогало бедной девушке. (Корова)
4. Это животное постоянно вылизывает себя, чтобы тот на кого оно охотится не почувствовало его запаха. (Кошка)
5. Это животное стало первым другом человека. (Собака)
6. У какого дикого животного задние лапы длиннее передних? (Заяц)
Дети, которые отгадали загадки, одевают маски-шапочки, выходят к схеме и ведут рассказ, используя в речи следующую конструкцию высказывания: «Я дикое (домашнее) животное… У меня…
Дыхательная гимнастика «запахи леса и деревни»
Вдыхаем через нос запахи леса – это запах хвои, листвы. Выдыхаем через рот. («2-3 раза). Ребята, а чем может пахнуть в деревне?
Воспитатель: глубоко вдыхаем аромат садовых цветов, сирени, мыты. Выдыхаем через рот. (2-3 раза).
Рассказывание сказки «Как животные счастья искали»:
Педагог предлагает детям следующую игровую ситуацию.
«Однажды домашние животные задумались: «Что это мы все с Человеком живем! Ни гулять, когда и сколько тебе хочется, ни поесть, что тебе захочется. Хотим быть дикими и жить в диком лесу». «Там так красиво!»,- вздохнула лошадь. Сказано – сделано. Вот и отправились корова, лошадь, свинья, собака в лес.
А в это же самое время в лесу встретились дикие животные. Они очень завидовали домашним животным. «Им хорошо! Не надо бегать и искать себе корм, все Человек дает»,- говорили лисы. «Счастливые! Не надо прятаться, всего бояться»,- вздыхал зайчишка. «А давайте пойдем к Человеку и скажем, что хотим быть домашними животными, — предложили волки. Звери так расшумелись, что не заметили как разбудили медведя. «Что шумите, спать не даете? Или весна уже пришла?»- заревел медведь. С высокой сосны ответила хлопотливая белка. – «Да вот, хотим идти к Человеку жить. Пусть он нас кормит, за нами ухаживает, держит в тепле». «Это вы хорошо придумали, и я с вами пойду, все равно теперь не усну до весны»,- ответил медведь. Пошли дикие животные к дому Человека. Поменялись животные местами.
Так прошел день, другой, затем они встретились. Где? На дороге. Идут и те и другие к себе восвояси грустные. Начали звери рассказывать, как им жилось. Давайте представим, что рассказали животные о своем житье — бытье. (Дети рассказывают свои рассказы, надев на руку игрушку «би-ба-бо»).
Заключительная часть:
Заключительная часть проводится в форме интервью:
Воспитатель задает всем участникам один и тот же вопрос «Почему дикие животные не могут жить с человеком?
(Ответы детей):
— Они боятся человека
— Лишены привычных условий жизни
— Требуют много мясной пищи.
— Образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни, охота) не совпадают с образом жизни человека.
Почему домашние животные не могут жить в дикой природе?
— Не умеют строить себе жилища.
— Не умеют добывать пищу самостоятельно.
— Не умеют защищаться от врагов.
Воспитатель: Каждое животное должно жить на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.
Создание ситуации ожидания:
Воспитатель: ребята, понравилась вам наша телепередача? (ответы детей, Какие животные были вам наиболее интересны? (ответы детей).
-Спасибо за участие в телепередаче «Удивительные животные», а вечером я приглашаю вас на просмотр мультфильма «Хвосты».
Источник