Развитие здоровья ребенка в детском саду

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 114»

Здоровый ребенок в детском саду

Подготовила: Бояркина Г.М.

Жизнь XXI века ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья ребёнка на основе здоровьеформирующего образования. Особенно остро стоит эта проблема в период адаптации ребёнка в дошкольном образовательном учреждении, впервые поступающего в детский сад.

Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие человека.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами является здоровье каждого ребёнка в процессе здоровьеформирующего образования.

Формирование здорового образа жизни начинается уже с раннего возраста. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья, особенно во время адаптационного периода. При успешной адаптации выделяются два основных критерия: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

Оздоровительные мероприятия в детском саду позволяют ребёнку справиться с трудностями привыкания к новой среде, позволяют организовать жизнь ребёнка в дошкольном учреждении так, что приводит к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, сформировать положительное отношение к детскому коллективу сверстников и выработке умений и навыков повседневной жизни. Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем видам деятельности, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми. Мероприятия обеспечивают решение воспитательно-образовательных задач, уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного периода, т.е. привыкание ребёнка к детскому саду, к общественному дошкольному образованию.

Оздоровительные мероприятия носят комплексный подход и построена на трех основных направлениях:

  1. Создание оздоровительной среды для профилактики у детей различных отклонений в психофизическом развитии (зрение, плоскостопие, нарушение осанки, артикуляционный аппарат, дыхание).
  2. Формирование здорового образа жизни детей в детском саду и дома.
  3. Развитие физической культуры.

А также строится на основополагающих принципах:

  1. дифференцированности;
  2. последовательности;
  3. аксиологичности.

Принцип диференцированности заключается в педагогическом направлении здоровьеформирующего образования в воспитательно-образовательном процессе, в индивидульно-дифференцированном подходе к каждому ребёнку (даются задания, учитывается темперамент детей, положительные четы формирующего характера).

Принцип последовательности заключается в постепенном подключении оздоровительных процедур, их разнообразии, вызывая интерес и положительный эмоциональный отклик со стороны детей.

Принцип аксеологичности (ценностная ориентация) осуществляется через родителей, с которыми рассматриваются мировоззренческое представление общечеловеческих ценностей, здоровом образе жизни ребёнка раннего возраста, т.к. сформированность здорового образа жизни детей первых трех лет является основой для формирования здорового психофизического развития ребенка в дальнейшем.

Формы работы с родителями:

  1. уголок здоровья;
  2. консультации;
  3. родительские собрания с привлечением специалистов медиков;

Формирование культурно гигиенических основ способствует правильному воспитанию и развитию ребенка как личности.

Цель оздоровительных мероприятий: воспитание здорового ребёнка через здоровьеформирующее образование.

Работа по данному направлению для достижения цели предполагает реализацию следующих задач:

  1. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей.
  2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей в воспитательно-образовательном процессе.
  3. Формировать опыт социального поведения, обеспечивающее эмоциональное благополучие, здоровье в процессе адаптации, взаимодействия самопознания, саморегуляции.

В процессе выполнения и проведения оздоровительных мероприятий, ожидаются следующие результаты:

  1. Формирование понимания данной проблемы и ответственности за выполнение рекомендаций педагогов со стороны родителей.
  2. Привитие детям культурно-гигиенических навыков в режимных моментах.
  3. Снижение простудных заболеваний.

Ухудшение состояния здоровья детей диктует необходимость разработки и внедрения мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижения их заболеваемости. Система мероприятий оздоровительного характера отражена в содержании оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.

Наименование оздоровительных процедур

Методы и приёмы оздоровления в воспитательно-образовательном процессе

Сроки и длительность проведения мероприятий

Примечание

1.

Обеспечение здорового ритма жизни ребенка в детском саду

  1. щадящий режим;
  2. гибкий режим;
  1. во время адапт. периода
  2. ежедневно

2.

Физическое развитие

  1. утренняя гимнастика для общего развития детского организма;
  2. физкультурно-оздоровительные занятия;
  3. подвижные и динамические игры;
  4. упражнения на спортивном комплексе;
  5. профилактическая гимнастика;
  6. дыхательная;
  7. улучшение осанки;
  8. для стоп ног (плоскостопие);
  9. речевого аппарата;
  10. тонкой моторики рук (пальчиковой).
  1. ежедневно утром
  2. 2 раза в неделю
  3. ежедневно в течение дня
  4. ежедневно в течение дня
  5. ежедневно
  6. ежедневно течение дня
  7. ежедневно после сна
  8. ежедневно после сна
  9. ежедневно после сна

3.

Гигиенические и водные процедура

  1. умывание с использованием художественного слова;
  2. мытьё рук;
  3. игры с водой;
  4. соблюдение питьевого режима;
  5. обеспечение чистоты среды (Люстра Чижевского, кварцевание).
  1. ежедневно 2 раза в день
  2. ежедневно
  3. 1 раз в неделю
  4. ежедневно
  5. ежедневно

4.

Использование естественной среды для закаливающих мероприятий

  1. проветривание помещений;
  2. сон при открытых фрамугах;
  3. прогулки на свежем воздухе (климатотерапия);
  4. обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.
  1. ежедневно в течение года
  2. ежедневно в летний период
  3. ежедневно
  4. ежедневно

В зимний период при температуре не ниже 20°

5.

Свето и цветотерапия

  1. обеспечение светового режима; — цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса.
  1. ежедневно

6.

Аутотренинг и психогимнастика

  1. игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы
  1. 2 раза в неделю

7.

Закаливание

а) естественное
б) специальное

  1. босоножье;
  2. солевое закаливание
  3. дыхательное
  1. летом
  2. ежедневно после дневного сна

8.

Работа с родителями

  1. уголок здоровье — консультации — родительские собрания

Наверное, нет ни одного человека, кто не хотел бы видеть своих детей крепкими, здоровыми, закалёнными, не реагирующими ни на какие превратности погоды.

Систематическое закаливание способствует формированию у детского организма умения безболезненно переносить изменение окружающей среды. Закаливание приводит к усилению обмена веществ, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, оказывает благотворное влияние на общее психологическое состояние и поведение ребёнка.

При закаливании мы придерживаемся определённых правил, первое из которых постепенность. Также учитываем состояние здоровья и индивидуальные особенности детей. Закаливающие процедуры должны доставлять детям радость.

Эффективным средством закаливания является хождение по солевым дорожкам. Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями.

Методика солевого закаливания

Показания: Метод солевого закаливания показан всем детям дошкольного возраста.

Техника: Закаливание проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя. Ребенок проходит босиком по фланелевому коврику, смоченному 10% раствором поваренной соли комнатной температуры. Топчутся на коврике в течение 2х минут. Затем дети переходят на второй коврик, стирая соль с подошвы ног, а затем переходят на сухой коврик и вытирают ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используется массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки.

Механизм действия: Механический и химический через термо и хеморецепторы кожи стоп ног. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение “игру”, периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве.

Читайте также:  Значение витаминов в развитии ребенка

Оборудование: 3 фланелевых коврика,

а) с разнокалиберными нашитыми пуговицами,
б) с нашитыми палочками.

10% раствор поваренной соли температуры +10°+18°С 1 кг соли на 10 л. воды 0,5 кг на 5 л. воды 0,25 кг на 2,5 л. воды

Данный метод закаливания доступен и прост, не требует больших материальных затрат и времени, доставляет удовольствие детям. А самое главное обладает выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний у детей.

Система оздоровительных мероприятий в I и II младшей группе на 2009- 2010 год. 

  1. Утренняя гимнастика в облегченном виде (ежедневно).
  2. Физкультурные занятия 2 раза в неделю.
  3. Прогулки ежедневно при температуре не ниже – 20С (ежедневно).
  4. Умывание прохладной водой (ежедневно 3 раза, температура воды +14,+16 С.
  5. Бодрящая гимнастика под музыку (ежедневно после сна).
  6. Ходьба по “тропинке здоровья ”(профилактика плоскостопия) ежедневно после сна.
  7. Солевое закаливание (ежедневно после дневного сна).
  8. Гимнастика для глаз на занятиях с повышенной нагрузкой на зрение (лепка, рисование), в целях профилактики миопии.
  9. Дыхательная гимнастика для увеличения жизненного объема легких (ежедневно).
  10. Профилактика сколиоза (контроль за положением тела ребенка в течение дня, во время занятий, во время сна, во время приема пищи.)
  11. Игры и упражнения – снятие напряжения, преодоление страха, развитие цепкости, ловкости, гибкости.

Источник

Надежда Бигашева (Киселева)
Здоровье ребенка в детском саду

Детский сад для ребенка- это практически его второй дом. Так как большую часть времени он проводит в детском саду. Но нужно подчеркнуть, что в каждом дошкольном учреждении присутствует агрессивная вирусная среда и она постоянно обновляется. Поэтому каждый попавший в эту среду ребенок подвергается угрозе частых простудных заболеваний. Несмотря на то, что у ребенка насморк или другие симптомы простуды или гриппа, родители все равно ведут своих детей в детский сад,

не подозревая о том, что они подвергают опасности всех детей группы.

От инфекций ребенок не спрячется нигде ни дома, ни на площадке, и тем более не в садике. Среди инфекционных заболеваний есть такие, которыми лучше ребенку переболеть в детстве. Ведь когда ребенок маленький болезнь проходит легче. К таким болезням относятся ветрянка, краснуха и т. д. Чаще всего этими болезнями можно заразиться в детском саду.

Многие респираторные заболевания вызываются вирусами. И эти вирусы подхватывают воспитанники детского сада. Каждое заболевание, которое переносит организм ребенка, приводит к формированию иммунитета против этого возбудителя. Если простудные заболевания или другие, какие — либо болезни затягиваются или сопровождаются осложнениями, значит у ребенка слабый иммунитет.

Известно, что многие педиатры рекомендуют отдавать ребенка в доу в возрасте четырех лет, так как к этому времени иммунитет малыша уже более развит. До того как отдавать ребенка в детский сад, его сначала надо к этому подготовить. К сожалению, есть дети, которые часто болеют и мамам этих нужно подумать, что же делать в таких случаях? Мамам таких детей нужно заняться укреплением здоровья своих малышей.

1. Проветривать комнатные помещения, чаще гулять на улице.

2. Так же укрепить здоровье может помочь закаливание.

3. Так же очень важен рациональный режим питания и распорядок дня. Ребенок должен воспринимать еду в садике, как естественную, поэтому следует приучать его к кашам, киселям, компотам задолго до посещения детского сада.

4. Малыш, который знаком с гигиеническими правилами и навыками уже дома проходит период адаптации в садике намного быстрее. Правильное питание ребенка укрепит его здоровье и его организм будет подготовленным к психологической нагрузке.

5. Есть еще один способ укрепить организм ребенка- это спорт. Спорт не только укрепит организм ребенка, но и нормализует его психологическое состояние.

6. Танцы, физкультура, плавание, гимнастика- все это укрепляет иммунитет ребенка и защищает его организм от негативных воздействий.

7. И, конечно же, здоровье ребенка в детском саду зависит от стабильного эмоционального и психологического состояния, от способности малыша общаться со своими сверстниками, с взрослыми.

От чего же зависит сила иммунитета ребенка?

Почему один малыш может целый день бегать босиком по лужам и ничего не подхватить, а другой моментально реагирует повышением температуры даже на кратковременную прогулку в сырую погоду? Как видно, у первого ребенка сила неспецифического иммунитета гораздо выше, чем у второго.

Вакцинация, конечно, хорошее дело. Благодаря ей дети становятся невосприимчивыми к кори, ветрянке, коклюшу, дифтерии, некоторым формам гепатита и т. д. Однако неспецифический иммунитет вакцинация повысить не в силах. Малыш может иметь все прививки, соответствующие своему возрасту, и при этом каждый месяц страдать от ангины, трахеита, бронхита, отита. К сожалению, эти заболевания вызываются микроорганизмами, от которых прививок не делают.

Основные факторы, влияющие на состояние неспецифического иммунитета ребенка,следующие:

1)Условия жизни, обустроенность быта. Плохое материальное положение родителей, необходимость частой смены места жительства подрывает детский иммунитет.

2)Психоэмоциональная атмосфера в семье, в дошкольном учреждении. Если родители не прочь выпить и громко выяснять отношения при детях, если малыша обижают в детском саду, сопротивляемость организма падает. Малышу для здоровья нужны ласка, любовь и забота его близких.

3)Качество питания. Ежедневный рацион ребенка должен включать все необходимые витамины, микроэлементы, минералы. Несбалансированное питание существенно снижает иммунную защиту. Питание должно быть как можно более разнообразным и состоять из продуктов растительного и животного происхождения.

4)Наличие врожденных и приобретенных заболеваний. Иммунная система ребенка не может функционировать должным образом, если какие-либо его внутренние органы поражены болезнью. Довольно частое явление в детском возрасте – ослабление иммунитета из-за кишечного дисбактериоза, гастрита, пиелонефрита и т. д.

Слабый иммунитет у малыша следует заподозрить, если он болеет простудой более шести раз в год, и при этом заболевания протекают с осложнениями в виде ангины, пневмонии, а традиционное лечение помогает плохо.

К выбору дошкольного учреждения, где ребенку предстоит проводить большую часть своего детства, нужно подходить осознанно. И перед родителями стоит это важное решение.

Если малыш счастлив в детском саду, и с улыбкой идет домой,

То счастлива и его мама!

Причины, побуждающие ребенка драться

1. Если дерется с родными или сверстниками, то причины кроются в семейной атмосфере. Агрессия часто проявляется у детей, в семьях которых физическое воздействие в порядке вещей.

2. В тех случаях, когда родители постоянно кричат, и тем более дерутся между собой или бьют ребенка, тот перенимает подобную линию поведения. Каждый год в такой обстановке озлобляет кроху. Старшим он ответить пока не может, вот и вымещает злость на более слабых.

Читайте также:  Таблица развития ребенка на первом втором третьем году жизни

3. Постоянная критика также может вызывать драки. Важно не забывать отмечать успехи малыша.

4. Нехватка внимания. При равнодушии со стороны родителей и недостаточном проявлении любви кроха может начать драться, чтобы обратить на себя внимание.

5. Излишняя строгость, чрезмерное количество запретов, железная дисциплина.

6. Игнорирование склонности к дракам и поощрение в виде похвалы, когда ребенок дает сдачу.

Источник

яна михнева
Здоровье детей дошкольного возраста

здоровье детей дошкольного возраста

Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Следует помнить о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам. Что же это такое? Здоровьесберегающие технологии – это разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.

Здоровьесбережение и здоровьеобогащение — важнейшие условия организации педагогического процесса.

К основным направлениям оздоровительнойдеятельности в нашем детском саду мы относим:

• организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;

• организацию здорового сбалансированного питания; обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в детском саду;

• организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками; физическое воспитание детей.

Для проведения успешной работы по здоровьесбережениюнеобходимо следующее:

1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.

Оздоровительная гимнастика.

Игры – релаксации.

Привитие детям гигиенических навыков.

Простейшие навыки оказания первой помощи (при ушибах и ссадинах).

Физкультминутки во время занятий.

Специально организованные занятия оздоровительной физкультуры

Массовые оздоровительные мероприятия.

Упражнения для глаз.

2. Работа с семьей.

Пропаганда здорового образа жизни.

Консультации.

Индивидуальные беседы.

Выступления на родительских собраниях.

Выставки.

Проведение совместных мероприятий.

3. Работа с педагогическим коллективом.

Проведение семинаров – практикумов.

Выставки.

Посещение занятий направленных на здоровьесбережение.

Консультации.

.

4. Создание условий и развивающей среды.

Изготовление нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

Подбор картотек.

Разработка отдельных оздоровительных комплексов.

Необходимым условием для полноценного развития детей, подготовки их к жизни является целенаправленная работа по развитию эмоциональной отзывчивости и гуманности детей, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности, по физическому воспитанию детей, формированию здорового образа жизни. Поэтому, приоритетным направлением работы педагогического коллектива стало укрепление физического и психического здоровья наших воспитанников.

работа является результативной и организуется в определенной последовательности:

формирование устойчивого интереса к физкультурным занятиям, через игры, упражнения;

целенаправленное развитие силы, ловкости, выносливости, смелости;

способствование хорошему самочувствию и стабильной активности каждого ребенка, развитие его адаптационных возможностей;

— проведение одного занятия на свежем воздухе;

в течение летнего оздоровительногопериода проводится работа по закаливанию: солнечные и воздушные ванны, босоножье.

-витаминизация-питания;

постоянное осуществление медико-педагогического контроля за развитием у детей правильной осанки, координации движений, двигательной активности.

Задачи физического воспитания решаются в разных формах работы:

•диагностика—физического—развития;

•система профилактических оздоровительных мероприятий;

•физкультурные-занятия;

•утренняя-гимнастика;

•игры-на-свежем-воздухе;

•закаливающие-мероприятия;

•спортивные праздники; развлечения, досуги;

• совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка.

Особое внимание в ДОУ уделяется физкультурным занятиям, как одному из важнейших условий воспитания здорового ребенка. Систематическая работа по физическому воспитанию в ДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, тематические физкультурные занятия, занятия на свежем воздухе. Спортивные праздники, развлечения помогают решению задач оздоровления детей.

Решая задачи физкультурно-оздоровительной работы в саду,мы опираемся на принцип единства взаимодействия:

Родители ребёнок педагог.

Большое внимание педагогический коллектив уделяет закаливающим процедурам, так как закаливание организма ребенка повышает его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды. Закаливающие процедуры проводятся в течение всего года с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки с учетом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В ДОУ осуществляется дифференцированный отбор видов закаливания:

• упражнения после сна (в постели) для детей 1 младшей группы;

оздоровительный бег

•дыхательная гимнастика;

Главным условием для нормального гармоничного физического и нервно-психического развития является организация рационального питания детей. Данному вопросу в детском саду уделяется особое внимание. В ДОУ имеется вся необходимая документация по питанию, которая ведется по форме и заполняется своевременно. Питание детей находится под постоянным контролем медсестры, которая ежедневно ведет учет калорийности, следит за выполнением натуральных норм питания.

Анализ состояния питания детей ДОУ показал, что натуральные нормы питания соблюдаются, калорийность соответствует норме.

Сложившаяся в ДОУ система воспитательно — оздоровительной работы с детьми постоянно совершенствуется с учетом дифференцированного подхода для каждого возраста. У большинства детей адаптация к условиям детского сада проходит в средней и легкой форме. Педагоги групп осведомлены о состоянии здоровья детей, об особенностях ухода и присмотра за ними.

Таким образом, комплекс оздоровительных мероприятий в ДОУ, направленных на укрепление организма и развитие движений детей благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.

С целью реализации программы оздоровления в детском саду мы создали условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития.

Есть спортивная площадка, спортивный зал, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребёнка. Кроме этого в каждой возрастной группе оборудованы уголки двигательной активности, они также оснащены согласно возрасту всем необходимым оборудованием.

В каждый вид деятельности мы включаем упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей. Они проводятся в свободном темпе без принуждения. Дети, по каким либо причинам не желающие выполнять упражнения просто наблюдают или выполняют частично. Дозировка и темп зависит от возраста детей, настроения на данный момент.

Основными целями проведения здоровьесберегающих упражнений являются:

Осуществление профилактики простудных заболеваний.

Для предупреждения простудных заболеваний рекомендуется регулярно применять точечный массаж, массаж биологически активных зон, ушей, дыхательную звуковую гимнастику, которая проводится с помощью специально разработанных игровых упражнений – «Шарик», «Салют», «Трактор», «Упрямый ослик», «Плакса», игры на улучшение самочувствия у детей склонных к частым простудным заболеваниям, элементы йоги «Лёвушка», «Гора», «Дерево».

Проведение закаливающих процедур.

В нашем детском саду, начиная с младшего возраста, ежедневно проводится гимнастика после дневного сна, которая включает в себя воздушные ванны, также включаются корригирующие упражнения, массажи для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

Разучивание массажей.

Для массажей используем сосновые шишки, деревянные прищепки, яйца от киндер сюрпризов, деревянные палочки, мячи – ёжики, деревянные массажёры. Выполняем массажи спины, ног, стоп, рук, пальцев рук, живота, головы, массаж области груди, носа, ушей. Каждый массаж сопровождается стихотворными строками, которые создают положительный эмоциональный настрой, что повышает оздоровительный эффект.Это такие массажи как: «Снеговик», «Крокодил», «Строим дом», «Поиграем с ушками», «Поиграем с носиком», «Буратино», «Чебурашка».

Читайте также:  Презентация роль игры в развитии личности ребенка

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.

Оборудован физкультурный зал, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе.

Для проведения профилактических мероприятий в нашем дошкольномучреждении имеется медицинский кабинет со специальным оборудованием: кварцевые лампы, маячный кварц, бактерицидные лампы.

Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда нашего ДОУ является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.

План работы по здоровьесбережению

Требования Мероприятия Сроки Ответственные

1. Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников • Адаптация к условиям ДОУ образовательных технологий («Развивающая педагогика оздоровления» В. Кудрявцева, «Я и мое здоровье» Т. Тарасовой др.)

• Разработка системы мероприятий по тематике здоровьесбережения

• Составление перспективных планов по ОТ и здоровьесбережению

• Информационное обеспечение в родительских уголках

• Участие в семинарах, МО, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей

• Медико-педагогические совещания по проблемам адаптации старших дошкольником к обучению в школе

• Организация контакта, заключение договоров, составление планов совместной работы со школой Сентябрь

Сентябрь

В теч. года

Январь, май

Сентябрь Заведующий

Ст. воспитатель

Мед. работник

Воспитатели

Ст. воспитатель

Воспитатели

Ст. воспитатель

2. Соответствие инфраструктуры ДОУ условиям здоровьесбережения воспитанников • Консультирование пед. процесса по вопросам здоровьесбережения

• Контроль состояния здания и территории, за соответствием требованиям санитарных правил, пожарной безопасности, БДД

• Совершенствование предметно-развивающей среды ДОУ, внедрение новых эффективных моделей

•Приобретение необходимого оборудования: аромалампа, спортивные мячи, мебель и т. п.

• Осуществление ремонта пищеблока, групповых комнат, спортивной площадки

•Пополнение среды нестандартным оборудованием: массажные коврики, зрительно-телесные тренажёры

• Приобретение настольных, дидактических игр

• Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели)

• Проведение обучающих семинаров для сотрудников по формированию культуры здоровья, использованию здоровьесберегающих методов и технологий (с приглашением специалистов из др. организаций) Октябрь

Постоянно

Апрель, май

В теч. года

В теч. года

Июнь, август

Постоянно

В теч. года

Октябрь, январь, май Ст. воспитатель

Заведующий

Ст. воспитатель

Завхоз

Завхоз

Воспитатели

Заведующий

Завхоз

Ст. воспитатель

Заведующий

3. Рациональная организация образовательного процесса • Изучение и использование в работе эффективных технологий и методик оздоровления («Здоровье» В. Г. Алямовской, «Здоровый дошкольник» Ю. Ф. Змановского, «Развивающая педагогика оздоровления» В. Г. Кудрявцева по инновационной деятельности)

• Упорядочение учебной нагрузки и активного отдыха детей (сокращение количества коллективных занятий, введение каникул, гибкий график занятий)

• Разработка планов оздоровления и осуществления контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим развитием детей

• Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей

• Реализация Программы здоровьесбережения на 2010-2015гг.

•Организация учебно-воспитательного процесса: соблюдение максимально-допустимого количества учебного времени в день, длительность занятий и перерывов между ними; наличие здоровьесберегающих моментов в ходе занятия и др. Ноябрь

Постоянно

Октябрь — май

В теч. года

Постоянно Воспитатели

Педагоги

Воспитатели, ст. воспитатель

4. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы • Развлечения и досуги «Правил дорожных…», «Огонь – друг и враг», «Учим правила движения…»

• Обеспечение здорового ритма жизни: щадящий режим в адаптационный период, гибкий режим, психологический фон занятий

•Физические упражнения: утренняя гимнастика, физкультурно-оздоровительные занятия, спортивные игры, пешие прогулки и т. д.

•Световоздушные ванны: проветривание помещений, сон при открытых фрамугах, прогулки, температурный режим в помещении

•Активный отдых: развлечения и праздники, игры-забавы, дни Здоровья, каникулы 1 раз в кв.

Постоянно

Воспитатели

Муз. руководитель

Мед. Работник

Воспитатели

5. Организация системы просветительской и методической работы •Лечебно-профилактические мероприятия: закаливание (солнечные и воздушные ванны, ходьба босиком, игры с водой, оздоровительная гимнастика после сна); курсы профилактического лечения при подъёме простудных заболеваний (поливитамины, сироп шиповника, кварцевание помещений, полоскание горла и др.); точечный массаж

• Консультации после прохождения детьми медицинского осмотра

• Текущие инструктажи по ОТ и ТБ по охране жизни и здоровья детей и сотрудников

• Организация выставок рисунков, выпуск листовок «Наша безопасность. Как вести себя дома и на улице»

• Наглядная информация «Правил дорожных на свете немало…»

• Моделирование ситуаций «Незнакомый предмет в здании»

• Смотр-конкурс уголков по ОБЖ В теч. года

Март

По плану

Апрель

1 раз в квартал

Октябрь, май

Февраль Воспитатели, мед. работник

Мед. работник

Заведующая

Воспитатели

Ст. воспитатель

Заведующая

Ст. воспитатель

6. Организация профилактики употребления психоактивных веществ воспитанниками • Строгий запрет на все медицинские фармпрепараты в ДОУ

• Контроль педперсонала на недопустимость употребления воспитанниками лекарственных средств в ДОУ Постоянно Мед. работник

Воспитатели

Ст. воспитатель

7. Комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников • Организация качественного питания воспитанников в соответствии с требованиями санитарных правил с учётом сбалансированности рациона

• Совместные мероприятия, проводимые с сотрудниками правоохранительных органов, физкультурного диспансера, санитарных служб

• Совещания с педагогами школ по проблемам здоровьесбережения старших дошкольников

• Углубленный медицинский осмотр с комплексной оценкой здоровья детей Постоянно

По плану

Январь, май

Март Заведующая

Завхоз

Мед. Работник

Ст. воспитатель

Мед. Работник

8. Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников • Изучение состояния здоровья детей: определение групп здоровья; распределение детей по физкультурным группам.

• Организация физиологического обследования детей

• Проектирование оптимальной модели взаимодействия всех участников здоровьесберегающего воспитания

• Анкетирования педагогов по проблемам в работе

• Анкетирование родителей по вопросам здоровьесбережения

• Комплексная диагностика физических качеств и физического развития дошкольников по программе

• Ведение индивидуальных паспортов «Здоровья»

• Заполнение медико-педагогических карт

• старших дошкольников

• Проведение мониторинга физических, медицинских, речевых показателей дыхания; группы ЧБД

• Антропометрия

Оздоровительный бег

• Индивидуальная работа с с часто болеющими детьми по освоению основных видов движений В теч. года

Сентябрь,май

Октябрь, май

В теч. года

В теч. года

Постоянно

1 раз в квартал

Апрель-сентябрь

В теч. года Ст. воспитатель

Мед. раб?