Развитие всех систем организма ребенка

Развитие всех систем организма ребенка thumbnail

Несмотря на внешнее сходство ребенка со взрослым человеком, анатомо-физиологические особенности детей сильно отличаются в первую очередь по качественным и количественным характеристикам. Дети — это растущие и развивающиеся организмы. И если к 11 годам они все ближе по показателям приближаются ко взрослым, то в более раннем возрасте существенно отличаются.

Детьми анатомо физиологические особенности детейсчитаются люди до наступления полового созревания. У каждого ребенка оно наступает в определенном возрасте. Организмы девочек перестраиваются раньше. Порой уже в 11 лет у них появляются первые признаки полового созревания. Мальчики начинают взрослеть около 13-14 лет.

Но в среднем принято считать, что период детства у детей — до 14 лет. Для каждого периода характерны определенные возрастные анатомо-физиологические особенности, о чем наглядно свидетельствуют постоянно изменяющиеся пропорции тела.

Качественные и количественные изменения в детском организме

Когда малыш только появляется на свет, длина его головы составляет четвертую часть общей длины тела. Со временем это соотношение увеличивается, и когда человек станет взрослым, длина головы будет равна восьмой части длины тела.

Особенноанатомо физиологические особенности детей заметны изменения в первый год после рождения младенца на свет. Длина и масса его тела активно увеличиваются. Примерно с 5 до 7 лет и с 10 до 12 лет у детей наступает период так называемого ускоренного роста, а с 3 до 5 лет и с 8 до 11 лет — период усиленного набора массы тела. Когда наступит время полового созревания, ребенок снова начнет интенсивно расти и набирать массу тела.

Возрастные качественные изменения напрямую связаны с количественными. Родителям необходимо принимать их во внимание, выстраивая процесс воспитания и обеспечивая уход за детьми. Например, набор массы и усиленный рост неизменно сопряжены с активным развитием сразу двух систем организма — костной и мышечной, кроме того, в это время некоторые изменения коснутся и функций организма – например, двигательной.

Особенности кожного покрова детей

В первые годы жизни кожа у детей тонкая, нежная, с обилием кровеносных сосудов и лимфатических капилляров. Роговой слой кожи достаточно часто сменяется, особенно у младенцев. Примерно до школьного возраста кожа детей отличаетсяанатомо физиологические особенности детей низкими показателями эластичности, которые повышаются только к 8 годам.

Если сравнивать кожу детей с кожей взрослых, то у первых она менее устойчива к внешним воздействиям, зато быстрее восстанавливается в случае повреждения.

Функционирование потовых желез начинается с пяти месяцев. На протяжении последующих лет они продолжат развиваться и полностью сформируются лишь в 5-7 лет. Именно с несовершенной работой потовых желез связаны случаи частого перегрева или переохлаждения у детей.

А вот сальные кожные железы начинают работать уже в утробе. Они отвечают за образование защитной смазки. Желтая корочка на голове у младенцев, а впоследствии и угри в период полового созревания связаны с выработкой секрета сальных желез в избыточном количестве. Ногти и волосы у детей появляются до рождения и продолжают активно расти после их появления на свет.

Сложно недооценить роль подкожно-жирового слоя в жизни ребенка. Учитывая мягкость и хрупкость пока еще несовершенного детского скелета, именно этот слой предотвращает анатомо физиологические особенности детейпоявление травм при ушибах, смягчая удар. Кроме того, подкожный жир для ребенка является источником энергии.

Соблюдение режима кормления в первый год жизни способствует активному накоплению подкожного жира. До 11 месяцев у детей, как правило, толщина складки на животе слегка сбоку по отношению к пупку должна составлять до 2 см. Излишки жира на теле ребенка нежелательны, так как это негативным образом сказывается на иммунитете крохи и может стать причиной раннего атеросклероза. У маленьких детей жировой слой плотный за счет многочисленных входящих в его состав жирных кислот.

Мышечная масса: процесс изменения

В первые месяцы после появления на свет дети не имеют достаточно развитой мышечной массы, которая на тот момент составляет не более одной четвертой части от общей массы тела (для сравнения, у взрослого человека мышечная масса — не менее 40%). Мышечные волокна у детей не такие длинные,анатомо физиологические особенности детей как у взрослого, и заметно тоньше — так проявляются их возрастные особенности в этот период.

Постепенно, по мере взросления, мышечные волокна становятся длиннее. В период с 3 до 7 лет в мышцах налаживается процесс кровообращения, после чего наступает время увеличения массы сначала самых крупных, а затем и мелких мышц.

Наиболее активно растут мышцы в период полового созревания — после 11-13 лет. Что касается двигательной активности и ее зависимости от состояния мышц, то здесь также имеет значение степень зрелости механизмов нервной регуляции мышечной деятельности.

Родители должны понимать, что для того, чтобы мышечная система ребенка развивалась и совершенствовалась, равно как и костная система, а также весь опорно-двигательный аппарат, ему необходимо обеспечить правильные физические нагрузки. Достижения ребенка в раннем возрасте, связанные с развитием нервной и мышечной систем, выглядят следующим образом:

  • в 8-12 недель — анатомо физиологические особенности детейдержит голову;
  • в 12-16 недель — лежа на спине, меняет положение, делает попытки сесть;
  • в 20 недель — сидит с опорой;
  • в полгода — сидит без поддержки;
  • в 7-8 месяцев — учится ползать;
  • в 9 месяцев — стоит с опорой;
  • в 10 — ходит вдоль опоры;
  • в 11-12 месяцев — ходит без поддержки.

Развитие координации движений во время ходьбы у малышей достигает своего пика лишь к двум годам. Если заниматься с малышом, то уже к 2,5 годам он сможет выполнить подъем по доске с наклоном в 45 градусов.

Особенности развития костной системы у детей

В первые месяцы после появления на свет костная ткань ребенка отличается порозным грубоволокнистым сетчатым строением. Она изобилует водой, тогда как плотных веществ в ней мало. Именно с этим фактором связана излишняя мягкость и эластичность детских костей, которые просто поддаются деформации. Вместе с тем, если сравнивать кости ребенка санатомо физиологические особенности детей костями взрослого, то у первого они не такие ломкие.

В детские кости активно поступает кровь, поэтому они достаточно быстро увеличиваются в размерах. В процессе происходят некоторые изменения волокнистой сетчатой структуры, вместо которой появляется пластинчатая. На замену хрящевой основе приходит костная ткань.

Между тем на протяжении долгого времени между концами и серединой длинной трубчатой кости сохраняются хрящевые пластинки, необходимые для роста костей. Клетки их активно размножаются, за счет этого скелет ребенка растет. Преждевременное закрытие зон роста приведет к нарушениям роста костей в длину, и рост ребенка остановится. За утолщение костей отвечает костное вещество, расположенное в зоне надкостницы. По структуре кости ребенка начинают напоминать взрослые только к 11-12 годам.

Черепные плоские кости у младенцев после рождения отличаются повышенной мягкостью, а между ними примерно до трех месяцев сохраняются швы — роднички, которые со временем закрываются. Самый большой родничок (в зоне лобных и анатомо физиологические особенности детейтеменных костей) закрывается не раньше 11 месяцев.

Читайте также:  Развитие речи у ребенка раннего возраста начинается с

О том, насколько правильно протекает процесс окостенения скелета ребенка, достаточно просто можно судить по срокам, в которые у него начинают прорезываться зубы. В редких случаях первые два зуба могут прорезаться еще в утробе матери, и малыш появляется с ними на свет. Это не очень хорошо, потому что в столь раннем возрасте зубы будут мешать нормальному процессу грудного вскармливания.

К 24 месяцам у ребенка уже должно быть 20 зубов. Сменяться молочные зубы начинают не раньше 5-6 лет, и процесс этот будет продолжаться до 11-13 лет.

Развитие органов дыхания

Активный процесс развития органов дыхания в период роста ребенка способствует полноценному насыщению организма ребенка кислородом. При этом до определенного момента органы дыхания у детей отличаются незрелостью. У малышей слишком короткие носы, узкие носовые проходы, а нижний носовой ход находится в активной стадии развития.

Попадая в носовую полость, воздух плохо фильтруется и почти не нагревается. В случае переохлаждения слизистая носа из-за избытка капиллярованатомо физиологические особенности детей сильно набухает, что приводит к затруднениям с дыханием и, соответственно, с сосанием.

Развитие придаточных пазух носа приходится только на второй-третий год жизни ребенка. А такие органы дыхания, как бронхи, глотка и гортань, у малышей характеризуются малыми размерами, которые при набухании слизистой дополнительно сокращаются.

Форма детской грудной клетки напоминает цилиндр, по большей части из-за расположения ребер под прямым углом по отношению к позвоночнику, что в свою очередь накладывает некоторые ограничения на показатели глубины дыхания.

Чтобы кровь получала достаточно кислорода, ребенок вынужден часто дышать, поэтому так важно, чтобы в раннем возрасте он проводил как можно больше времени на улице и получал правильный уход, не допускающий воспаления слизистых оболочек дыхательных путей.

Особенности развития сердечно-сосудистой системы

Для обеспечения достаточного кровоснабжения организма сердечно-сосудистая система у детей вынуждена работать в интенсивном режиме. Именно с этим связана увеличенная масса детского сердца.

У грудничков в первые месяцы после рождения предсердия особенно большие, тогда как желудочки не до конца сформированы. По мере взросления малыша мышечная стенка левого желудочка становится толще, несмотря на то, что сразу анатомо физиологические особенности детейпосле рождения толщина стенок обоих желудочков была одинаковой. Примерно в 5-6 лет мышечная стенка левого желудочка по толщине превышает стенку правого желудочка в два раза.

С каждым годом мышечные волокна детского сердца становятся более развитыми. Минимальный риск заболеваний стенокардией или инфарктом в раннем возрасте связан с обильным кровоснабжением мышцы сердца.

Главная особенность сердечно-сосудистой системы ребенка — это широкие крупные сосуды, а также достаточное количество капилляров и мелких сосудов. Сердечной мышце сложнее работать в таких условиях, особенно если организм поражен инфекцией или вирусом.

Тренировать мышцу сердца можно умеренными, соответствующими возрасту физическими упражнениями и закаливанием.

Пищеварительная система детского организма

К основным органам пищеварения относятся:

  • ЖКТ;
  • ротовая полость;
  • поджелудочная железа;
  • пищевод;
  • печень.

Полость рта пополняется зубами, как уже было отмечено, постепенно. К двум годам у детей должно быть 20 зубов. Слизистая полости рта в детском возрасте отличается особой нежностью, а в первые месяцы после рождения характеризуется анатомо физиологические особенности детейизлишней сухостью из-за недостатка слюны. Со временем, когда начинают прорезываться первые зубы, слюноотделение начинает налаживаться, причем становится настолько обильным, что ребенок не всегда успевает глотать.

До года у ребенка достаточно большой язык с отлично развитыми на нем сосочками, поэтому дети хорошо различают вкусы. Здоровые, появившиеся в срок дети имеют развитый сосательный рефлекс.

У маленьких детей желудок имеет относительно небольшие размеры – этим объясняется частое срыгивание после еды и даже рвота. Слизистая оболочка отличается аналогичными взрослому организму пищеварительными железами, которые находятся в стадии развития. По мере роста и взросления ребенка его желудок принимает вертикальное положение.

Еда в детском желудке не остается более чем на 3,5 часа. Особенно быстро выводится из него грудное молоко, а альтернативные ему смеси и пища с высоким содержанием жира остаются дольше.

Кишечник у детей намного длиннее, чем у взрослых, и с высокоразвитой сетью капилляров. Активная работа пристеночного пищеварения способствует перерабатыванию достаточно большого количества пищи, покрывая потребности организма в необходимых для роста питательных веществах. Важно кормить малыша соответствующими его возрасту продуктами,анатомо физиологические особенности детей чтобы избежать проблем с пищеварением, которые могут угрожать не только здоровью, но и жизни ребенка.

Печень у детей также заметно больше печени взрослого человека. Она составляет практически половину всей брюшной полости младенца. Развитие печени длится в среднем до 4-5 лет. Чем старше будет становиться ребенок, тем больше в печени будет плотных веществ.

Система мочеиспускания: особенности

Почки у детей находятся ниже, чем у взрослых, и в два раза больше их по массе. На протяжении долгих лет этот орган остается незрелым и окончательно созревает лишь к 12 годам.

Строение мочеточников отличается повышенной извилистостью. Они намного шире, чем у взрослых, что время от времени приводит к застою мочи. Сразу после рождения мочевой пузырь у детей расположен у передней брюшной стенки и только к 24 месяцам опускается в зону малого таза. Емкость его анатомо физиологические особенности детейс возрастом увеличивается и к 11 годам достигает 800-900 мл.

Возрастные особенности мочеиспускательного канала имеют некоторые отличия в зависимости от пола. Так, если у мальчиков длина его после рождения составляет около 6 см, то у девочек — до 1 см.

В первые дни после появления на свет ребенок мочится не чаще 6 раз в сутки. Уже в середине месяца число увеличивается до 20, а к году близится к 15 разам в сутки. В 3 года ребенок испытывает потребность опорожнить мочевой пузырь не чаще 10 раз в день, в 6-7 лет — 7 раз. Суточное количество выделяемой мочи увеличивается по мере роста ребенка и к 11-13 годам достигает 1500 мл, тогда как в первые полгода составляет не более 600 мл.

Кровь и изменения, связанные с ней

Качество крови у ребенка внутри утроба матери заметно отличается от качества крови ребенка после года и взрослого человека по большей мере за счет изменяющегося количества кровяных телец. анатомо физиологические особенности детейВ детской крови красных телец и гемоглобина больше в полтора раза. При этом гемоглобин ребенка в утробе в несколько раз активнее гемоглобина взрослого человека за счет получения кислорода, поступающего через эритроциты матери, приближающиеся к плаценте.

Читайте также:  Детский сад центр развития ребенка в городе москве

На 36-37 внутриутробной неделе, а затем и в первые недели после рождения происходит активная смена эритроцитов с содержанием гемоглобина плода на эритроциты с содержанием А-гемоглобина. Число эритроцитов при этом снижается.

В этот период — до 5 месяцев – очень важно обеспечить младенца всем необходимым для нормального протекания процесса кроветворения для предотвращения развития анемии в связи с недостатком меди, железа, кобальта и целого ряда других витаминов и минеральных веществ. Именно поэтому в первый месяц жизни младенцу дают витамины и соки с содержанием необходимым компонентов. В раннем возрасте анемия может развиться у детей на почве хронической интоксикации или частых заболеваний.

В 4-5 лет число и качество лейкоцитов у ребенка отличается от взрослого. Нейтрофилов до 5 лет у детей меньше почти в два раза, а анатомо физиологические особенности детейлимфоцитов больше. К 5-6 годам это соотношение становится примерно таким же, как и у взрослых.

Роль белых кровяных телец сложно переоценить для развития детского организма, ведь они стоят на страже, не допуская вредных вторжений. Входящие в состав сыворотки крови антитела позволяют обезвреживать поступающие в организм токсины и микробы.

В первые месяцы жизни детей защитные организмы остаются незрелыми, поэтому для дополнительной их защиты используется вакцинация.

Как развиваются эндокринная и нервная системы

Развитие эндокринной и нервной систем у детей заканчивается только к 18-20 годам. Наиболее ранними в отношении развития являются гипофиз, эндокринные железы, а также вилочковая и щитовидная железы, часть поджелудочной железы. Их развитие заканчивается еще в дошкольном возрасте.

А вот надпочечники у детей требуют больше времени для созревания и формирования функциональности. Процесс этот продолжается до 10-11 лет. На рост детей в период полового созревания и анатомо физиологические особенности детейобмен веществ в организме огромное влияние оказывают половые железы. В этот период функции желез внутренней секреции периодически снижаются и усиливаются.

Развитие нервной системы ребенка приходится на весь период его детства, то есть до 14 лет. После появления на свет у ребенка остается то же число нервных клеток, что и в утробе, при этом головной и спинной мозг продолжают развиваться и увеличиваться в массе. Если у младенца сразу после рождения головной мозг весит около 350-380 г, то к 11-12 месяцам его масса увеличивается в два раза, а к трем годам — в три раза. В 10-11 лет головной мозг ребенка весит 1350 г, тогда как во взрослом возрасте у мужчины его масса составляет 1400 г, а у женщины — 1270 г.

По мере роста и взросления детей отростки нервных клеток становятся длиннее, изменяются извилины мозга. Наиболее активно развивается и совершенствуется мозг в период до 8 лет. Именно от графика созревания структур нервной системы будут зависеть такие навыки ребенка, как бег, сидение, ходьба, речь и прочие.

Сразу после рождения у ребенка уже работает вегетативная нервная система. Она отвечает за функционирование сосудистого тонуса и целого ряда внутренних органов, за реакции и комплекс процессов, играющих важную роль в жизнедеятельности <iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/Xs4ARztacHQ" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>детского организма. При ухудшение условий окружающей среды функции вегетативной нервной системы перестают работать так, как нужно.

Центральная нервная система развивается снизу вверх. Первые изменения касаются спинного мозга, далее следуют нижние отделы головного мозга, после чего изменяются подкорка и кора. Такое развитие отвечает потребностям детского организма. Процесс способствует обеспечению жизненно важных функций у детей:

  • дыхания;
  • сосания;
  • глотания;
  • работы сердечно-сосудистой систем и т.д.

У появившегося на свет в срок здорового малыша отлично выражены сосательный, оборонительный и глотательный рефлексы. Именно они лягут в основу развития условных рефлексов, связанных со звуками, образами, положениями тела. Условно-рефлекторная деятельность позволяет ребенку пробовать свои силы в выполнении целенаправленных действий, таких как, например, общение.

Говорить о нормальном развитии нервной системы и деятельности ребенка можно, только обеспечивая ему нормальный уход, воспитание и обучение в школе в соответствии с необходимым для его возраста режимом дня, где нагрузки будут сменятся отдыхом. Не менее важным фактором для нормального развития ребенка станет соблюдение правил гигиены и активный здоровый образ жизни.

Источник

Кровеносная система

Сердечно-сосудистая система детей работает с большой нагрузкой, обеспечивая интенсивное кровоснабжение всех быстро растущих и развивающихся органов и тканей. Поэтому относительная масса сердца у ребёнка больше, чем у взрослого, и составляет 0,8 % массы тела (у взрослого — 0,5%).

У новорождённых желудочки сердца менее развиты, а размеры предсердий относительно большие. При рождении толщина стенок правого и левого желудочков одинакова. В дальнейшем, по мере нарастания нагрузки на левую половину сердца в связи с необходимостью перекачки крови в большой круг кровообращения, мышечная стенка левого желудочка быстро увеличивается и уже к 5—6 годам она становится в 2 раза толще стенки правого желудочка.

С возрастом совершенствуется и структура мышечных волокон сердца. Кровоснабжение самой мышцы сердца у ребёнка обильное, поэтому дети практически не болеют стенокардией и инфарктами. На протяжении всего детского возраста просветы главных сердечных артерий непрерывно увеличиваются. Сердце ребёнка раннего возраста более возбудимо, тормозящее влияние нервной системы на силу и частоту сокращений нарастает постепенно, с возрастом.

Частота сокращений сердца и пульс:

— у новорождённого составляет 135—140 ударов в минуту;

— у годовалого ребёнка — 125—130;

— у 5-летнего — 95—100;

— у 10-летнего — 80—85;

— в 15 лет — 75—80 ударов.

Физическая тренировка способствует выработке более экономного режима работы сердца.

Особенностью кровеносной сосудистой системы ребёнка является относительно большая ширина крупных сосудов и обилие мелких сосудов и капилляров на периферии. Это создаёт дополнительную нагрузку для сердечной мышцы и особенно осложняет её работу в случаях заболеваний, когда сама мышца сердца страдает от интоксикации, а сосуды по этой же причине теряют свой тонус. В таких случаях могут развиваться застойные явления на периферии и появляться признаки сердечно-сосудистой недостаточности.

Физические упражнения, закаливающие процедуры тренируют мышцу сердца и тонус сосудов, создают надёжный резерв обеспечения работы сердца в критических ситуациях и при различных заболеваниях ребёнка. Сокращения скелетных мышц активизируют движение крови в сосудах, играя роль мышечных насосов.

Кровь плода в значительной степени отличается от крови ребёнка старше годовалого возраста и взрослого человека по количеству кровяных телец. В ней в 1,5 раза больше красных кровяных телец (эритроцитов) и содержащегося в них гемоглобина.

Гемоглобин плода (или F-гемоглобин) качественно отличается от гемоглобина взрослого человека (А-гемоглобин). F-гемоглобин в 4—5 раз активнее, чем А-гемоглобин, так как захватывает кислород, который приносят к плаценте эритроциты крови матери. В последний месяц внутриутробной жизни плода и в первый месяц жизни новорождённого происходит смена эритроцитов, содержащих F-гемоглобин, на внеутробные эритроциты, содержащие А-гемоглобин. При этом заметно уменьшается число эритроцитов. Если во время становления красной крови ребёнка в течение первых 3—5 месяцев жизни не обеспечить его всем необходимым для нормального кроветворения, то очень легко может развиться малокровие (анемия) из-за возникающего дефицита железа, меди, кобальта, других минеральных веществ и витаминов. Малокровие легко развивается у детей раннего возраста при заболеваниях и хронических интоксикациях. Поэтому уже с конца первого месяца жизни к пище ребёнка добавляют фруктовые и овощные соки, содержащие большое количество минеральных веществ и витаминов. Нередко препараты железа назначаются врачами в таблетках, микстурах или вводятся инъекциями. В готовые сухие смеси «Деталакт», «Малютка», «Малыш» и др. при их производстве вводят необходимые добавки.

Читайте также:  Развитие ребенка после 40 дней

Первые 4—5 лет отмечаются значительные отличия в количественном и качественном составе белых кровяных телец (лейкоцитов). Число нейтрофилов (сегментоядерных) в процентном отношении первые 4 года жизни ребёнка в 1,5—2 раза меньше, чем у взрослого человека, а число лимфоцитов, наоборот, повышено. Только у 5—6-летних детей устанавливается такое же соотношение между нейтрофилами и лимфоцитами, как у взрослых людей. Белые кровяные тельца играют важную роль в защите живого организма от проникающих в него микроорганизмов. Кроме того, в сыворотке крови имеются белковые вещества — антитела, способные связывать и нейтрализовывать проникающие в организм микробы, вирусы, токсины.

У ребёнка в первые годы жизни многие механизмы защиты очень слабо выражены, а некоторые только формируются. Формированию специфических механизмов защиты против определённых микробов, вирусов помогает вакцинация детей. Пульс у ребенка учащенный: 120 – 140 ударов в минуту. На один цикл “вдох-выдох” приходится 3,5 – 4 сердечных удара. Но через полгода пульс становится реже — 100 – 130 ударов. Подсчитывать количество сердечных ударов у ребенка лучше во время сна, когда он находится в спокойном состоянии, слегка нажав пальцами на лучевую артерию.

Кровяное давление у детей первого года жизни низкое. С возрастом оно повышается, но у разных детей по-разному, в зависимости от веса, темперамента и т. д.

К моменту рождения ребенка развитие лимфатических узлов практически завершено, но их клеточная и тканевая структуры развиты недостаточно. Защитная функция лимфоузлов становится ярко выраженной в конце первого года жизни. У ребенка хорошо прощупываются шейные, паховые, иногда и другие лимфатические узлы.

Дыхательная система

У растущего организма ребёнка потребность в кислороде в расчёте на килограмм массы тела в 2,5—3 раза выше, чем у взрослого человека. Однако органы дыхания ребёнка раннего возраста, особенно на первом году жизни, отличаются значительной незавершённостью своей структуры и функциональной незрелостью. Нос ребёнка малый, короткий, носовые ходы узкие. Воздух, проходя через носовую полость ребёнка, почти не согревается и плохо очищается.

Слизистая оболочка носа богата кровеносными и лимфатическими капиллярами и легко набухает при переохлаждении, что затрудняет дыхание и сосание. Придаточные пазухи носа (гайморова, лобная и др.) начинают развиваться на 2—3-м году. Глотка, гортань, бронхи у детей раннего возраста также отличаются малыми размерами и узостью проходов, которые ещё больше уменьшаются при набухании слизистой оболочки. Во всех этих органах и в ткани лёгких мало эластичных волокон, что, наряду с недостаточностью выработки жироподобной плёнки (сурфактанта), выстилающей изнутри альвеолы, при воспалительных процессах легко приводит к развитию спадений отдельных участков лёгких (ателектазов) или, наоборот, к чрезмерному раздуванию лёгких (эмфиземе).

Грудная клетка ребёнка имеет форму цилиндра или усечённого конуса. Это связано с тем, что у ребёнка рёбра отходят от позвоночника под прямым углом, в результате глубина дыхания у него резко ограничена.

Необходимый приток кислорода в кровь обеспечивается повышенной в 2—2,5 раза частотой дыхания и увеличенной в 1,5—2 раза частотой сердечных сокращений. В этих условиях очень важно, чтобы ребёнок постоянно находился на чистом свежем воздухе и его дыхательные пути были без воспалённых слизистых оболочек. Это достигается правильным общим уходом за ребёнком, особенно за его верхними дыхательными путями, разумным постепенным закаливанием и предохранением от вирусных и микробных заболеваний. Нарушение этих принципов часто является причиной острых респираторных заболеваний, в том числе и воспаления лёгких (пневмонии), особенно у детей в первые годы жизни.

Нервная система

Нервная система активно развивается на протяжении всего периода детства. Хотя после рождения ребёнка количество нервных клеток не возрастает, масса головного и спинного мозга увеличивается и продолжается его развитие. У новорождённого ребёнка масса головного мозга составляет 350—380 г, то есть около 10 % общей массы тела. К концу первого года жизни она увеличивается в 2 раза, к 3 годам — в 3 раза. У 10-летнего ребёнка головной мозг весит 1350 г, у взрослого мужчины — 1400 г, у женщины — 1270 г. С ростом ребёнка увеличивается количество и длина отростков нервных клеток, дифференцируются извилины головного мозга. Особенно активно процессы роста мозга и совершенствования его структуры происходят в течение первых 6—8 лет жизни. В зависимости от скорости созревания структур нервной системы ребёнок начинает сидеть, стоять, бегать, говорить и т. д.

К моменту рождения у ребёнка уже функционирует так называемая вегетативная нервная система, обеспечивающая регуляцию деятельности внутренних органов, поддержание сосудистого тонуса, приспособительные реакции и другие процессы, важные для нормальной жизнедеятельности организма. Однако при резких изменениях условий внешней среды регуляторные функции вегетативной нервной системы у детей легко нарушаются.

Развитие центральной нервной системы идёт снизу вверх: спинной мозг — нижние отделы головного мозга (ствол) — подкорковые структуры — кора. Это соответствует физиологическим потребностям организма, обеспечивая жизненно необходимые функции: дыхание, сосание, глотание, деятельность сердечно-сосудистой системы и др. У новорождённого доношенного ребёнка хорошо выражены сосательный, глотательный, оборонительный безусловные рефлексы. На их основе в дальнейшем вырабатываются условные рефлексы на положение тела, звуки, зрительные образы, на время и т. д. На основе условно-рефлекторной деятельности ребёнок учится выполнять различные целенаправленные действия, говорить, общаться с родителями и другими людьми.

Правильное развитие нервной системы и высшей нервной деятельности ребёнка, его воспитание и обучение в школе возможны лишь в условиях соответствующего возрасту ребёнка режима, адекватной нагрузки и достаточного отдыха, соблюдения других правил гигиены и здорового образа жизни.

Дата добавления: 2017-12-14; просмотров: 701; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 11057 — | 8245 — или читать все…

Источник